Современная инквизиция. Конгрегация доктрины веры Отчет святой конгрегации

С итальянского языка
Annuario Pontificio-1979 г.,

Священные конгрегации .

В течение длительного времени дела Вселенской Церкви решались Апостолической канцелярией. Но увеличивающееся число и сложность вопросов, подлежащих обсуждению, породили необходимость создать особые комиссии кардиналов для приемлемого распределения административных вопросов.

Первой такой стабильной комиссией была Св. Конгрегация инквизиции, учрежденная Павлом III конституцией "Лицет" от 21.7.1542 г. Затем возникли другие, учрежденные Пием IV, Григорием XIII, Павлом V. Но только Сикст V конституцией "Имманенса" от 22.1.1588 г. впервые органически распределил дикастерии Римской Курии. Распределение Сикста V, реорганизованное Климентом VIII, Григорием XV, Урбаном VIII, Климентом IX и Пием VII, в сущности, осталась в силе вплоть до наших дней. Созданные некогда для решения административных вопросов, конгрегации, в сущности, определяли решение вопросов юридическим порядком. Для точного определения границ юрисдикций и администраций и для определения характерных черт каждой конгрегации Св. Пий IX 29.6.1908 г. обнародовал конституцию "Сапиенти консилио" и дополнением "Подлежащий сохранению порядок в Свв. конгрегациях, трибуналах и службах Римской Курии". Эти нормы частично вошли в Кодекс канонического права и частично остались в силе по сей день (кан. 243 § 1) как особые законодательные меры, если они не опровергаются кодексом или особыми указаниями.

Конгрегации являются постоянными комиссиями кардиналов для управления церковными дедами. Всякая Конгрегация состоит из кардиналов, один из которых является префектом Конгрегации. Особые черты Конгрегации определяются разными административными отраслями в той мере, в какой в Церкви нет четкого распределения между законодательством и администрацией. Как правило, Конгрегации не ограничены территорией: Конгрегация по делам епископов, Конгрегация по таинствам, Конгрегация по делам духовенства, Конгрегация по делам монашествующих и светских учреждений, и Конгрегация по католическому образованию, которые в том, что касается верующих восточных обрядов и миссионерских территорий, ограничиваются конгрегациями Восточных Церквей и Евангелизации народов.

Священная Конгрегация вероучения.

(Congregatio pro Doctrina Fidei )

Под названием Св. Конгрегации вселенской инквизиции она была основана Павлом III конституцией "Лицет аб иницио"(21.7.1542 г.) для защиты Церкви от ересей. Сикст V реорганизовал, всю Римскую Курию конституцией "Имменса этерни Деи"(23.1.1588 г.) и утвердил, организацию и компетенцию этой конгрегации. При реорганизации Св. Пия Х конституцией "Сапиенти консилио" (от 28.6.1908 г.) название изменилось: Св. Конгрегация Св. Канцелярии (такой термин уже употреблялся в предшествующие столетия) и присоединил к ней секцию индульгенций. Венедикт XV моту проприо "Аллоквентес" от 25.3.1917 г. передал апостолической пенитенциарии секцию индульгенций, присоединив к Св. Канцелярии на правах особой секции упраздненную конгрегацию индексов. Кан. 242 СIС определил компетенцию Св. Канцелярии. Наконец, Павел VI моту проприо "Интегре сервандо" от 7.12.1965 г. реорганизовал Св. Конгрегацию Св. Канцелярии, изменив название и методы, как это указывается в самом моту проприо: "Для защиты веры сегодня представляется лучшим развивать вероучение".

Компетенция определяется в параграфах 3-8 упомянутого моту проприо, а именно: все вопросы вероучения и обрядов, или связанные с верой; изучение новых учений и развитие изучения и конгрессов по этим учениям, упразднение тех, что представляются противоречащими принципам веры; изучение и возможное осуждение книг; "привилегии веры", суждение о проступках против веры.

В случае необходимости эта конгрегация может выступать в качестве трибунала (№ 11). По проступкам против веры процесс имеет место согласно обычным нормам права; при защите таинства покаяния соблюдаются особые нормы, согласно большой деликатности предмета. В любой процедуре предоставляется самая широкая возможность защиты. В своих работах и исследованиях конгрегация пользуется помощью ряда своих консультантов, избираемых среди известных личностей со всего католического мира. Собрания консультантов имеют место регулярно раз в неделю (как правило, в понедельник). После изучения документов и предлагаемых исследований, они голосуют, но это имеет лишь консультативное значение.

Вопросы вместе с подготовленными исследованиями и мнением консультантов, обсуждаются на обычном заседании Конгрегации Высокопреосвященнейших кардиналов, которое имеет место еженедельно (как правило, в среду). Кардиналы, решают совещательным голосованием, и их решение представляется Св. Отцу для санкционирования.

Международная богословская комиссия.

Претворяя предложение I-го Синода Епископов, Павел VI 11.4.1969 г. учредил при Св. Конгрегации Вероучения Международную богословскую комиссию и в качестве эксперимента утвердил ее устав, назначив затем ее членов.

В обязанности комиссии входит оказание помощи Св. Престолу и прежде всего Св. Конгрегации по вероучению в изучении самых важных вероучительных вопросов.

Председателем комиссии, является кардинал-префект ("временно") Св. Конгрегации Вероучения.

Комиссия состоит из богословов разных школ и наций, известных своими знаниями и верностью вероучительной власти Церкви. Члены (их не более 30) назначаются Св. Отцом на 5 лет по предложению кардинала-префекта Св. Конгрегации после консультаций с епископскими конференциями.

Комиссия собирается на пленарное заседание, по крайней мере, раз в год,
но может осуществлять свою деятельность посредством субкомиссий. Результаты исследований представляются Св. Отцу для возможного использования Св. Конгрегацией Вероучения (ААС,41,1969 г., № 8, стр. 540)

Священная Конгрегация по делам епископов.

(Congregatio pro Episcopis)

Этот древний дикастерий был учрежден Сикстом V конституцией "Имменса" от 22.1.1588 г. под названием: Конгрегация по созиданию церквей и консисториальным мерам; затем название было изменено: "Св. Консисториальная конгрегация. Св. Пий Х конституцией "Сапиенти консидио" от 29.6.1908 г. изменил характер конгрегации и придал ей компетенцию избрания епископов, учреждения епархий и капитулов каноников, наблюдения за управлением епархиями, режима, дисциплины и управления обучением в семинариях, что в прошлом относилось к другим конгрегациям (епископов и монашествующих, Собора и Св. Канцелярии) и упраздненным комиссиям.

Он также придал ей обязанность упразднять сомнения относительно компетенции Свв. Конгрегаций. Префектом являлся сам Св. Отец. СIС в 1917 г. утвердил важнейшую часть указанных черт.

Апостолической конституцией "Регимини Экклезие универсе" от 15.8.1967 г. Павел VI вновь изменил название конгрегации: "Св. Конгрегация по делам епископов" и придал ей следующую компетенцию: "В странах, не подчиняющихся Свв. Конгрегациям Восточных Церквей и Евангелизации народов - учреждать, разделять и объединять епархии, провинции и церковные регионы и пересматривать их границы; точно так же создавать военные викариаты и прелатуры для особой пастырской деятельности в разных районах и для особых разрядов людей, подготавливать все, что касается назначения епископов, апостолических администраторов, коадъюторов и ауксилиариев епископов, военных викариев и иных викариев и прелатов с личной юрисдикцией". В случае необходимости дипломатического вмешательства, указанные меры осуществляются вместе с Советом по Общественным делам Церкви. Св. Конгрегация также обязана информировать и наблюдать за всем, что касается личности и служения епископов, за состоянием епархий, изучать 5-летние доклады, организовывать апостолические визиты; изучать все, что касается частных соборов и епископских конференций и изучать их протоколы; изучать нормы, которыми посредством епископских конференций можно ответить на самые насущные нужды верующих и по согласованию с другими дикастериями участвовать в редактировании генеральной направленности для пользования епископов. Кроме того, она заботится о примасах, митрополитах, о предоставлении св. паллиума и подготавливает вопросы для обсуждения в консистории.

Моту проприо "Апостолице каритатис" Павла VI от 19.3.1970 г. была учреждена зависящая от Св. Конгрегации по делам епископов Папская комиссия по пастырству среди мигрантов и туристов , для помощи мигрантам, и апостолата на море, в воздухе, среди кочевников и туристов.

Наконец, в июле 69 г. в ту же конгрегацию была включена Папская
комиссия по Латинской Америке (КАЛ).

Учрежденная Пием XII 19.4.1958 г. для изучения в целом проблем католической жизни в Латинской Америке в тесном сотрудничестве со свв. дикастериями Римской Курии, которые интересуются этими проблемами,в настоящее время КАЛ имел целью следить за работой латиноамериканского Епископского Совета (СЕЛАМ) и органов епископов в рамках наций, оказывая помощь персоналом, экономическими средствами Церкви в Латинской Америке.
Учрежденный Павлом У1 30.11.1963 г. Генеральный Совет по Латинской Америке включает КАЛ вместе с представителями Национальных епископских органов в Европе и Сев. Америке для Латинской Америки, международных союзов настоятелей и генеральных настоятелей, КЛАР, в целях координирования работ и инициатив. Он изучает особо интересные темы для лучшего сотрудничества в пользу Латиноамериканского континента. Он располалает собственным комитетом изучений с 2-мя секциями: помощи персоналом и помощи экономическими средствами.

Священная Конгрегация Восточных Церквей.

(Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus)

Была создана Пием IX конституцией "Романи понтифицес" 6.1.1862 г. в рамках Конгрегации Пропаганды, но Венедикт XV моту проприо "Деи провидентис" от 1.5.1917 г. сделал ее автономной. Ее компеденция была уточнена Пием XI моту проприо "Санкта Деи Эккдезиа" от 25.3.1938 г. По вопросам епархий, епископов, духовенства, монашествующих и верующих восточного обряда. Она располагает всей компетенцией Конгрегаций по дедам епископов, по делам духовенства, по делам монашествующих и светских учреждений и по католическому образованию в отношении епархий, епископов, духовенства, монашествующих и верующих латинского обряда (кан. 257, №№ 1,3); кроме того, она обладает исключительной властью в следующих районах: Египет и Синайский п-ов, Эритрея и Сев. Эфиопия, Юж. Албания, Болгария, Кипр, Греция, Иран, Ирак, Ливан, Палестина, Сирия, Иордания, Турция и Фракийская Турция (моту проприо, цит.) и Афганистан (с 7.8.1950 г.).

Священная Конгрегация по таинствам и богослужению.

(Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum)
(в настоящее время разделена на две: Таинств и Богослужений)


Учреждена апостолической конституцией "Констанс нобис" от 1975 г. вместо Св. Конгрегации Таинствам и Св. Конгрегации Богослужения, которые были упразднены той же конституцией.

Новая конгрегация имеет две секции: по таинствам и по богослужению, которые обладают соответственно компетенцией двух предыдущих Конгрегаций.

Компетенция секции по таинствам описаны в конституции "Регимини Экклезие" (15.8.1967 г., гл. IV, ст.54-57). Она изучает все, что касается дисциплины 7 таинств, не затрагивая компетенции Св. Конгрегации Вероучения, которая охватывает вероучение, апостолической сигнатуры, в том, что касается брачных дел или обязанности наблюдать за юстицией или создавать региональные и межрегиональные трибуналы; и Св. Римской Роты по делам аннулирования браков.

Эта секция занимается всем тем, что декретировано или уступлено в совершении таинств и в совершении Евхаристии. Кроме того, она может давать отпущения грехов через голову епископов и освобождать от евхаристического поста верующих или, - если это сочтет необходимым Св. Конгрегация Вероучения, - священников, которые совершают обедни.

Она и только она, кроме того, изучает дела, не свершившегося брака между католиком и крещеным не католиком, между крещеными не католиками, между крещеными и некрещеными, как латинского, так и восточного обряда. Она изучает вопросы о предоставлении «разрешений» и всего того, что связано с этими дедами.

В случаях не свершившегося брака супругов восточного обряда, она подготавливает то, что надо изучить, посредством группы экспертов по восточным проблемам.

Таким же образом она должна изучать вопросы рукоположения и изучать вопросы действительности рукоположения, или же передавать их в компетентный трибунал, если это сочтет необходимым Св. Конгрегация Вероучения?

Компетенция секции по богослужению описана в конституции"Сакра Ритум конгрегацио" от 8.5.1969 г. и связана с вопросами богослужения,- литургического и экстралитургического, в пастырском и ритуальном аспектах, с утверждением календарей, с пересмотром и подготовкой литургический текстов и обрядов, с толкованием норм и рубрик литургических книг. Кроме того, секция поддерживает контакты с Епископскими конференциями в утверждении протоколов, в упорядочении и в том, что касается экстралитургического культа. Она интересуется литургическим апостолатом во всех его выражениях с тесном контакте с национальными литургическими комиссиями, с комиссиями по музыке и священному искусству и с литургическими и пастырскими институтами.

Секция по богослужению, как и по таинствам, пользуется в своих трудах деятельностью международной группы экспертов.

По указанным вопросам вся Латинская Церковь подчинена этой конгрегации, включая в то, что касается не свершившегося брака территорию Св. Конгрегации по Евангелизации народов.

Священная Конгрегация по делам духовенства.

(Congregatio pro Clericis)

Конгрегация по делам духовенства, - это новое, данное Павлом VI навание Св. Соборной конгрегации на основании конституции "Регимини Экклезие универсе" от 15.8.1967 г. История этой конгрегации восходит к "Толкованию Тридентского собора кардиналов": она была учреждена Пием IV апостолической конституцией "Алиас нос" 2.8.1564 г. для соблюдения точного толкования и практики норм, санкционированных Тридентским собором. Григорий XIII расширил ее компетенцию, а Сикст V поручил ей пересмотр актов провинциальных соборов и в целом претворение реформ Тридентского собора. Позже обязанность толковать каноны великого собора прекратилась и компетенция этого дикастерия перешла между тем к другим конгрегациям, но дикастерий сохранил свое историческое название Соборной Конгрегации до 31.12.1967 г. До получения нового названия и новой компетенции, приданной Павлом VI апостолической конституцией, функции конгрегации были указаны в кан. 250 Кодекса канонического права.

Нынешняя компетенция Св. Конгрегации по делам духовенства указана в №№ 65-70 апостолической конституции "Регимини Экклезие универсе" и распределяется по трем канцеляриям:

1) 1-ая Канцелярия собирает, рекомендует и развивает инициативы, касающиеся святости и интеллектуального упорядочения пастырства духовенства (епархиальные священники и диаконы), наблюдает за кафедральными капитулами, пастырскими советами, пресвитерскими советами, настоятелями и священниками, которые занимаются пастырским служением и др., через особый Совет, и соответственно распределяет духовенство по всему миру;

2) 2-ая Канцелярия заботится о проповеди Слова Божия, об апостольстве и организации катехизации, развивает и утверждает пастырские и катехизические декреты, национальные и международные катехизические конгрессы, указывает нормы для религиозного наставления молодежи, детей и взрослых.

3) 3-ая Канцелярия занимается сохранением и управлением светской собственности Церкви, наблюдает за благотворительными фондами, завещаниями, храмами, святынями, художественной собственностью, недвижимостью, налогами, вкладами, благотворительными поступлениями, и кроме того, заботится о соответствующем возмещении труда духовенства, о помощи по болезни и старости, о здравоохранении и др.

При Св. Конгрегации по делам духовенства имеется студия, учрежденная
Венедиктом XV 28.Х.1919 г. для того, чтобы молодые священники могли получать практику в обычном и регулярном обращении с церковными делами и в применении канонического законодательства к вопросам управления.

По разрешению Павла VI письмом от 7.6.1973 г. Конгрегации придан Международный катехизический Совет для содействия обмену опытом, изучения важных катехизических тем в служении апостольского Престола и Епископских конференций, и для предложений и рекомендаций.

Священная Конгрегация монашествующих и светских учреждений.

(Congregatio pro Institutis Vitae Consecratae et Societatibus Vitae Apostolicae )

Основанная Сикстом V 20.5.1586 г. под названием "Св. Конгрегация по консультированию монашествующих" и утвержденная конституцией "Имменса" 22.1.1588 г., она в 1601 г. была объединена со Св. Конгрегацией по консультированию епископов, и иных прелатов. Св. Пий Х конституцией "Сариенти консилио" от 29.6.1908 г. вновь разделил оба учреждения и подчинил епископов Консисториальной конгрегации, так что конгрегация монашествующих стала автономной. Она занимается, прежде всего, всем тем, что касается монашеских орденов и конгрегаций (мужских и женских) и Обществ предполагающих совместную жизнь (режим, дисциплина, исследования, состояние права, привилегии - кан. 251 § 1). Компетенция распространяется на все аспекты жизни монашествующих: христианская жизнь, монашеская жизнь, религиозная жизнь; имеет личный характер, не имеет территориальных границ; некоторые определенные вопросы монашествующих могут быть переданы компетенции других конгрегаций (кан. 251, §2). Она освобождает от общего права тех, кто ей подчинен (кан. 251, § 3). Наконец, она обладает компетенцией над Третьими светскими орденами (кан. 251, § 1) и светскими учреждениями (конституция "Провида Матер" от 2.2.1947 г. моту проприо "Примо фелицитер" от 12.3.1948 г.). Изучение разных вопросов поручено разным комиссиям (по конституциям, по визитам, по изучению генеральных капитулов, по обращениям, по отпущениям, по формированию монашествующих и др.).

С 23.X.1951 г. при Конгрегации имеется Практическая Школа права монашествующих.

Конституцией "Регимини Экклезие универсе" от 15.8.1967 г. Павел VI назвал Конгрегацию монашествующих Св. Конгрегацией по делам монашествующих и светских учреждений.

Священная Конгрегация Евангелизации Народов ( Propaganda FIDE ) (Congregatio pro Gentium Evangelizatione)

Этот дикастерий восходит к кардинальской комиссии, учрежденной Пием V и Григорием XIII для миссий в Ост- и Вест-Индии, среди итало-греков и по церковным вопросам в протестантских, территориях Европы (Германская Конгрегация). Климент VIII в 1599 г. учредил Конгрегацию "Пропаганда Фиде", которая прекратила свое существование, через несколько лет. Григорий XV конституцией "Инкрустабили" от 22.6.1622 г. вновь учредил ее в постоянной форме, созвав для предварительных работ 6 января того же года комиссию из 13 кардиналов и 2 прелатов. Ее функцией было распространение веры во всем мире с большим акцентом на территории, вновь открытые к тому времени. Теперь территории этой Св. Конгрегации включают некоторые районы Юго-Восточной Европы и обеих Америк, почти всю Африку, Дальний Восток, Новую Зеландию и Океанию, за исключением Австралии и Филиппинских о-вов.

Св. Конгрегация обладает исключительной юрисдикцией в этих территориях на основании канонов соборного декрета «О миссионерской деятельности», за исключением компетенции Свв. Конгрегаций Вероучения, По делам святых, Восточных Церквей, Католического образования в отношении университетов, и Конгрегации Таинств и богослужений в отношении аннулированных и не совершившихся браков и вопросов обрядов и литургических текстов. Кроме того, от этой конгрегации зависят все монашествующие как миссионеры, а также все мужские и женские учреждения полностью, которые занимаются миссионерской деятельностью. Конгрегация учреждает и разделяет миссионерские округа по мере необходимости; возглавляет управление миссиями и изучает все вопросы и сообщения орденов и епископских конференций, наблюдает за христианской жизнью верующих и клириков, за благотворительными организациями и «Католическим Действием», наблюдает за лучшим управлением католических школ и в особенности семинарий.

Конгрегация должна также регулировать, координировать и стимулировать во всем мире миссионерские действия и миссионерское сотрудничество, за исключением права Восточных Церквей ("Ад гентес", № 29). Эта последняя функция миссионерского сотрудничества и стимулирования в основном осуществляется Папским Миссионерским Действием, куда входят: Пропаганда Фиде, Св. Апостол Петр для туземного духовенства, Миссионерство среди детей. Миссионерский Союз.

Священная Конгрегация по канонизации святых.

(Congregatio de Causis Sanctorum )

Конституцией "Именса этерни Деи" от 22.1.1588 г. Сикст V создал Св. Конгрегацию обрядов и поручил ей регулировать богослужение и изучать дела святых. Эти компетенции были поручены одному и тому же дикастерию, поскольку дела святых заканчивались введением одного раба Божия в культ Церкви.

Идея разделения Св. Конгрегации обрядов на два дикастерия, уже обсуждавшаяся в лоне комиссии по реформе Курии, осуществленной Св. Пием X, была претворена Павлом VI Апостолической конституцией "Ритум конгрегацио" от 8.5.1969 г. (ААС 61,1969 г., стр. 297-305), которой были созданы две конгрегации: по богослужению (упразднена 11.7.1975 г. созданием новой Конгрегации по богослужению и таинствам) и по делам святых. Той же конституцией новая конгрегация по делам святых получила собственную структуру. Она состоит из 3 канцелярий: 1) юридической, 2) генерального промотора веры, 3) историко-агиографической, которая является продолжением исторической секции, учрежденной Пием XI 6.2.1930 г. (ААС 22,1930 г., с 87-88).

Конгрегация имеет собственную канцелярию во главе с канцелярским
нотариусом и два ряда консультантов (богословов и историков).

Священная Конгрегация по католическому образованию.

(Congregatio de Institutione Catholica de Seminariis atque Studiorum Institutis )

Конституцией "Имменса" от 22.1.1588 г. Сикст V учредил Конгрегацию Римских университетских исследований для возглавления обучения в университетах Рима и других городов (Болонья, Париж, Саламанка и др.). Лев ХII конституцией "Квод дивина сапиенциа" от 28.8. 1824 г. создал конгрегацию, исследований для школ папского государства. С 1870 г. компетенция распространилась на католические университеты. Реформа Св. Пия Х (конституция "Сапиенти консилио" от 29.6.1908 г.) утвердила эти функции. Венедикт XV моту проприо от 4.11.1915 г. создал в Конгрегации секцию семинарий, которые прежде входили в консисториальную Конгрегацию, и соединил ее с Конгрегацией исследований, которая получила название Конгрегация семинарий и университетских исследований. Апостолической конституцией "Регимини Экклезие универсе" от 1.8.1967 г. Павел VI утвердил название Св. Конгрегации по католическому обучению, добавив третью канцелярию по католическим школам.

При той же Св. Конгрегации было учреждено «Папское действие священнических призваний» (моту проприо Пия XII "Кум нобис" от 4.11.1947 г.) , деятельность которого получила импульс и отражена в Соборном декрете "Оптатам тотиус", № 2 (28.X.1965 г.).

Компетенция Св. Конгрегации по католическому образованию охватывает
три секции: 1) все семинарии (за исключением зависящих от Свв. Конгрегаций Восточных Церквей и Евангелизации Народов) и все образовательные учреждения монашествующих иди светских институтов, в том, что касается научной подготовки воспитанников; 2) все университеты, факультеты, институты и высшие шкоды церковных или гражданских исследований, которые физически или морально зависят от церковных личностей,а также институты и ассоциации научного направления; 3) все школы и институты (образовательные или воспитательные) любого до университетского уровня, зависящие от церковной власти и направленные на формирование светской молодежи, за исключением зависящих от Свв. Конгрегаций Восточных Церквей и Евангелизации народов.


Страница сгенерирована за 0.07 секунд!

Кубанская тематика в "Книге Большому чертежу", в записках католических миссионеров, в документах.
Кубановедение 7 класс

1. Вставьте пропущенные в тексте названия рек.

Для нас труд Афанасия Мезенцова интересен тем, что в нём содержится характеристика рек, протекающих по территории нынешнего Краснодарского края (Кубань , Лаба ), упоминается река Ея .

2. Внимательно прочитайте отрывок из "Книги Большому чертежу" (стр. 112 - 113 учебного пособия). Сопоставьте описание с современной картой. Насколько точен Афанасий Мезенцов? Верно ли он указывает расстояния между географическими объектами?

Материал из "Книги Большому чертежу" поражает обилием географических сведений, в большинстве правильных и для того времени довольно точных. На юге они нанесли на карту Куму, верно поместив истоки ее близ верховьев Кубани "из горы" (Кавказа). Правильно указан ровный характер местности в низовьях Кумы и близ Ергеней - Ногайская степь и Черные Земли наших карт. Но Длина реки Кубань указана 650 верст примерно 700 км, что не точно, её длина более 800 км.

3. Слово "чертёж" имеет два значения:

а) условное, выполненное по установленным правилам графическое изображение чего-либо на плоскости (на бумаге, кальке, доске и т.п.);

б) географическая карта.

Какое из них является устаревшим? Свой ответ проверьте по толковому словарю.

Устаревшим значением является ответ б)

4. Как вы думаете, почему XVI столетие на Руси характеризуется существенным расширением географических знаний? Вспомните, какие территории вошли в состав Русского государства в XVI в., с какими странами поддерживались дипломатические отношения.

Напишите небольшое сочинение - рассуждение.

Развитие торговли, оживление дипломатических связей, освоение новых земель способствовало развитию географических знаний. Период середины XVI - XVII вв. характеризуется стремительным расширением территориальных пределов русского государства, причем территориальная экспансия идет одновременно на западных, юж­ных и восточных рубежах. В результате этого процесса к концу XVII в. Россия превратилась в крупнейшее государство мира. Его территория простиралась от Невы и Днепра на западе до Тихого океана на востоке, от Ледовитого океана на севере до Дона и Терека на юге. Поэтому XVI столетие в истории нашей страны характеризуется существенным расширением географических знаний.

5. Отметьте знаком + верное завершение предложения.

"Землю измерить и чертёж всему государству сделать" повелел

Иван I
- Иван II
- Иван III
+ Иван IV

6. Афанасий Мезенцов - один из первых русских специалистов по картографии и геодезии. А что такое геодезия и картография? Запишите свой ответ.

Картография - наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества.

Геодезия - наука, изучающая форму, размеры и гравитационное поле Земли, а также технические средства и методы измерений на местности.

7. Отрывок из "Книги Большому чертежу", приведённый на стр. 112 - 113 учебного пособия, перескажите современным языком, избегая неоправданного повторения одних и тех же слов.

В море впадает река Кубань, длина ее 650 верст (693,42 км), начало свое берет в горах. Из устья реки Кубань по побережью через Керченский пролив до Феодосии 90 (96,012 км)верст. От Чёрного моря до истока рек Кубани и Кумы 300 (320,04 км)верст.
Река Лаба впадает в Кубань с Кавказских гор, которые расположены от Чёрного до Каспийского моря. От реки Кубани, от гор к Чёрному и Азовскому морям и до устья реки Маначи земли Малых Ногаев Казыева Улуса. В верховьях реки Кубань один из горных притоков река Кума.

8. Завершите предложения.

1) "Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин" составил Джованни да Лука .

2) "Описание Чёрного моря и Татарии" составил Эмиддио Дортелли д"Асколи .

3) "Отчёт святой конгрегации" составил Джованни да Лукка .

9. Восстановите текст:

Джованни да Лукка отмечал, что "страна черкесов тянется на 26 дней пути" ("от Тамани до Дербента ")

10. Отметьте знаком + "лишнее.

+ "Описание земли Камчатки"
- "Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин"
- "Описание Чёрного моря и Татарии"

11. На карте, составленной арабским географом аль-Идриси, обозначена река Кубань. Сравните эту карту с нынешними картами. Насколько она точна? Используя стрелки, отметьте на карте реку Кубань, Чёрное, Каспийское и Средиземное моря.

12. Отметьте знаком + верное завершение предложения.

Джованни да Лукка отчитался о своей поездке перед

Святой инквизицией
+ святой конгрегацией
- "Святой хунтой"
- "святой эрмандадой"

13. Отметьте, для какой конгрегации составлял свой отчёт Джованни да Лукка.

Академическое собрание, являющееся совещательным органом в английских университетах.
- В католической церкви - объединение монашеских общин, следующих одному уставу.
+ В Ватикане - комиссия, ведающая важнейшими вопросами вероучения, культа, назначения епископов, управления церковью и др.

14. Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы фамилии автора "Книги Большому чертежу" и автора труда "Отчёт святой конгрегации".

В трудах путешественников и учёных, в сочинениях потомков и произведениях искусства.

Урок №31.

Тема: Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Цели:

Формирование общего представления о пребывании известных учёных, путешественников на Кубанских землях; ознакомление с документами , отражающими Кубанскую тематику.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

Воспитаниебережного отношения к богатейшему историческому и культурному наследию родного края.

Исторические личности: Афанасий Мезенцов, Джованни да Лукка, И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин, П. Паллас

Образовательные ресурсы:

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов, Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Источники информации по выбору учителя(см. приложение);

Электронное пособие/презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.


  1. Фаза урока ВЫЗОВ.
1 шаг.

Актуализация опорных знаний учащихся/проверка домашнего задания.

Оценка лучших творческих работ учащихся.

Инициация учащихся.

Возможны 2 варианта проведения инициации, формирования ожиданий учащихся:


  1. Вариант.
Интерактивная беседа по вопросам.

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории , географии, литературы – активизация учащихся.

Примерные вопросы для беседы:

- вспомните из курса истории 6 класса, в трудах каких европейских авторов нашла отражение кавказская тематика?
- из каких источников мы , территориально –административном устройстве родного края в данный период?

-вспомните из курса 6 класса, какое отражение кубанская тематика нашла в произведениях древнерусской литературы?

- предположите, исходя из темы урока , о чём пойдёт речь на учебном занятии?

2 Вариант.

Использование приёма технологии РКМ – заполнение таблицы «ЗХУ» (знаю – хочу – узнаю).

Учащиеся заполняют графы таблицы.

II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Учитель. Территория, на которой мы с Вами проживаем, не раз описывалась в трудах древнегреческих и древнеримских учёных, упоминалась в древнерусских летописях , затрагивалась в ряде литературных памятников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми историческими документами и трудами путешественников и учёных, в которых нашла своё отражение кубанская тематика.

Проработка содержания текста учебника на стр.118-122

При работе с текстом параграфа возможен вариант использования приёма РКМ «Комментируемое чтение с остановками».

Задание № 1

Ответить на вопрос на стр. 121 учебника:

- Почему в 60--70-х годах XVIII столетия русские учёные не имели возможности исследовать территорию Кубани?

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 2

Дописать недостающую информацию, заполнив пустые графы таблицы:

ФИ исследователя/

учёного


Название

научного труда


Как отражена кубанская

тематика


Афанасий Мезенцев

«Большой чертёж»

«Отчёт святой конгрегации»

Изучена традиционная культура черкесов. Составлено «Описание перекопских и ногайских татар»

В. Я. Шишков

Рисунки, изображающие черкесов , принадлежащих к разным сословиям. Издание нескольких этнографических альбомов.

«Атлас Чёрного моря»

Задание № 3


  1. Выбрать правильный вариант ответа и дать аргументированное обоснование своего выбора.

  1. Могли ли пересекаться при исследовании Кавказа русские исследователи С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт и П.С. Паллас?

Д А НЕТ
Обоснование:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ . Ответ: НЕТ, т.к. С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт проводили свои исследования на Кавказе в 60-70-е годы XVIII века, а П. С. Паллас в1793-1795 году.


(А) В 60-70-х годах XVIII века территория Кубани по военно – политическим причинам не стала объектом изучения исследователей. (Б) Возможно причиной этому послужило то , что «…над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некую власть турки…(В) Лишь после переселения черноморских казаков на Кубань и окончательного закрепления новых земель за Россией стало возможным проведение здесь картографических работ и геологических изысканий.

Определить, какие положения текста:


  1. отражают факты

  2. выражают мнения
Записать под номером положения цифру. Обозначающую её характер. Получившуюся последовательность цифр перенести в таблицу.

А

Б

В

Ответ: А -1; Б -2; В -1

VI. Подведение итогов.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (по выбору учителя).

V. Домашнее задание

Доминиканский миссионер Джиованни да Лукка был послан в Черкесию для пропаганды католичества и находился там с 18 сентября по 28 декабря 1629 года. По возвращении в Италию он отчитался в своей деятельности в Черкесии, которая была одобрена отцами конгрегации. «Отчет святой конгрегации» Дж. да Лукки был опубликован итальянским ученым С. Чампи в 1839 г.

Главное, что можно сказать о Черкесии, так это то, что черкесы внутри страны не имеют ни истинных обрядов, ни письма, но имеют свои обычаи и экстравагантный образ жизни, который трудно переносится католическими священниками в этих краях. Скажу, однако, что после успехов, достигнутых мною, в Черкесии можно направить на путь истинный много душ, которые решились познать жизнь Иисуса Христа.

После того, как отец Эмиддио вернулся из Константинополя, а отец Реджинальдо из Сервии, я и отец Констанцо да Лукка (брат Дж. да Лукки.- В. А.) отбыли в Черкесию 18 сентября 1629 года и прибыли в Темрюк, который является одним из главных городов Черкесии. Куда не взглянешь - всюду фрукты, которыми торгуют почти одни только турки; из них некоторые являются христианами, которые крещены греческим священником, проживающим в Киерии; к нему приходят из близлежащих местностей люди, являющиеся данниками татар и турков; это по большей части черкесы по языку, но не по обычаям и не по духу, как те, кто живет во внутренних областях Черкесии; их князя зовут Шабан-Оглы.

Нас было двое братьев, и я представлю здесь некоторые разговоры, которые мы вели с князем. Нас спросили, куда мы намерены отправиться; я ответил, что хочу поехать в Черкесию, а именно в Жанна и Болеттекой (т. е. к жанеевцам и темиргойцам - В. А.), а при возможности - еще дальше вглубь страны. Он (князь) спросил, что я намерен делать там; я ответил, что мы направлены святым папой проповедовать закон Иисуса Христа. Он сказал мне, что это безумие, и что если я хочу проехать по этой стране, мне необходимо иметь две головы: одну чтобы проехать в ту сторону, а другую - обратно, так как те, кто ушел туда, обратно не вернулись, и что нас продадут там как свиней, и что эти люди не знают ни Христа, ни Магомета. Проводник же, которого мы взяли с собой и которого звали Жанбек, сказал нам, что бояться не нужно, и сказал мне, что у него есть одежда для продажи, и что меня будет сопровождать купец-черкес, знающий турецкий язык, и что я сам смогу смотреть и слушать во время торговли платьями, которые они носят во время работы, и что они не причинят мне никакого вреда, так что мне можно было отослать назад отца Констанцо и переводчика, и я сделал как мне посоветовал князь, тем более, что к стыду нашему уже 5 лет мы не имеем истинного знания об этом народе; поэтому я купил некоторые безделушки - пуговицы, хлопчатобумажную ткань, ножи, зеркала, иголки и наперстки и отправился в путешествие.

По распоряжению князя меня сопровождал черкесский жрец, небольшого роста, проданный князю турками; князь поручил ему покупку рабов в Черкесии. Нас сопровождал также раб-поляк, по имени Якоб, захваченный некогда в Польше; он знал немного черкесский язык и латынь и оказался для меня ангелом небесным.

Наконец 1 октября 1629 г. мы на 60 небольших лодках тронулись в путь и, идя по озерам и рекам, за 8 дней дошли до Болеттекоя, имеющего множество деревушек. Здесь мы нанесли визит князю и подарили ему некоторые безделушки. Он спросил нас, кто мы такие и чем торгуем. Я ответил через переводчика, что я латинский священник, отправленный к ним великим Папой обучать их нашей вере и письму, и что мой товар предназначен к познанию пути Христова, каковым является путь на небо. Он сразу поцеловал мне руку и сказал: «Добро пожаловать, да будет благословенна душа вашего святого Папы, который так заботится о нас, поскольку мы уже давно желаем знать, что нужно делать для спасения своей души». Затем он снова обнял меня, приглашая поселиться в его жилище, в то время как жрец и Якоб были поселены в другом.

Настало время обеда и мы пообедали, причем с такой великой обходительност