Контроль знаний древние германцы и древние славяне. Германцы и славяне на пороге цивилизации

На протяжении многих веков главными о том, как жили и чем занимались древние германцы, были труды римских историков и политиков: Страбона, Плиния Старшего, Юлия Цезаря, Тацита, а также некоторых церковных писателей. Наряду с достоверными сведениями эти книги и записки содержали домыслы и преувеличения. Кроме того, античные авторы не всегда углублялись в политику, историю и культуру варварских племён. Они фиксировали главным образом то, что «лежало на поверхности», или то, что производило на них самое сильное впечатление. Конечно, все эти труды дают вполне неплохое представление о жизни германских племён на рубеже эпох. Однако в ходе позднейших было выяснено, что античные авторы, описывая верования и быт древних германцев, многое упустили. Что, впрочем, отнюдь не умаляет их заслуг.

Происхождение и распространение германских племён

Первые упоминания о германцах

О воинственных племенах античный мир узнал в середине 4-го века до н. э. из записок мореплавателя Пифия, который рискнул совершить путешествие к берегам Северного (Немецкого) моря. Потом германцы громко заявили о себе в конце 2-го века до н. э.: племена тевтонов и кимвров, покинувшие Ютландию, обрушились на Галлию и дошли до приальпийской Италии.

Гай Марий сумел остановить их, но с этого момента империя стала бдительно следить за активностью опасных соседей. В свою очередь, германские племена начали объединяться, чтобы усилить свою военную мощь. В середине 1-го века до н. э. Юлий Цезарь в ходе Галльской войны нанёс племени свевов поражение. Римляне дошли до Эльбы, а чуть позже - до Везера. Именно в это время начали появляться научные труды, описывающие быт и религию непокорных племён. В них (с легкой руки Цезаря) стал использоваться термин «германцы». Между прочим, это отнюдь не самоназвание. Происхождение слова - кельтское. «Германец» - это «близко живущий сосед». Древнее племя германцев, а точнее его название - «тевтоны», также употреблялось учёными в качестве синонима.

Германцы и их соседи

На западе и юге с германцами соседствовали кельты. Их материальная культура была более высокой. Внешне представители этих народностей были похожи. Римляне их зачастую путали, а иногда и вовсе считали одним народом. Однако кельты и германцы не родственники. Схожесть их культуры обуславливается близким соседством, смешанными браками, торговлей.

На востоке германцы граничили со славянами, балтийскими племенами и финнами. Само собой, все эти народности оказывали влияние друг на друга. Оно прослеживается в языке, обычаях, способах ведения хозяйства. Современные немцы являются потомками славян и кельтов, ассимилированных германцами. Римляне отмечали высокий рост славян и германцев, а также светлые или светло-рыжие волосы и голубые (или серые) глаза. Кроме того, представители этих народов обладали схожей формой черепа, что обнаружилось в ходе археологических раскопок.

Славяне и древние германцыпоражали римских исследователей не только красотой телосложения и черт лица, но и выносливостью. Правда, первых всегда считали более миролюбивыми, в то время как вторых - агрессивными и азартными.

Внешний облик

Как уже было сказано, германцы представлялись изнеженным римлянам могучими и рослыми. Свободные мужчины носили длинные волосы и не брили бород. В некоторых племенах было принято связывать волосы на затылке. Но в любом случае они должны были быть длинные, так как стриженые волосы - верный признак раба. Одежда германцев была преимущественно простая, поначалу довольно грубая. Они предпочитали кожаные туники, шерстяные накидки. И мужчины, и женщины были закалёнными: даже в холода они носили рубашки с короткими рукавами. Древний германец небезосновательно полагал, что лишняя одежда сковывает движения. По этой причине у воинов даже не было доспехов. Шлемы, тем не менее, были, хотя и не у всех.

Незамужние германские женщины ходили с распущенными волосами, замужние покрывали волосы шерстяной сеткой. Этот головной убор был чисто символическим. Обувь у мужчин и женщин была одинаковая: кожаные сандалии или сапоги, шерстяные обмотки. Одежду украшали фибулами и пряжками.

древних германцев

Социально-политические институты германцев не отличались сложностью. На рубеже веков у этих племен существовал родовой строй. Его еще называют первобытнообщинным. В этой системе значение имеет не отдельная личность, а род. Его образуют кровные родственники, которые живут в одном селении, сообща обрабатывают землю и приносят друг другу клятву кровной мести. Несколько родов составляют племя. Все важные решения древние германцы принимали, собирая тинг. Так называлось народное собрание племени. На тинге принимали важные решения: перераспределяли общинные земли между родами, судили преступников, разбирали споры, заключали мирные договоры, объявляли войны и собирали ополчение. Здесь же посвящали юношей в воины и избирали по мере надобности военных вождей - герцогов. На тинг допускались только свободные мужчины, но далеко не каждый из них имел право произносить речи (это было дозволено только старейшинам и наиболее уважаемым членам рода/племени). У германцев существовало патриархальное рабство. Несвободные обладали некоторыми правами, имели собственность, жили в доме хозяина. Их нельзя было убить безнаказанно.

Военная организация

История древних германцев насыщена конфликтами. Мужчины уделяли много времени ратному делу. Еще до начала систематических походов на римские земли у германцев сформировалась племенная элита - эделинги. Эделингами становились люди, отличившиеся в бою. Нельзя сказать, что у них были какие-то особые права, но зато они обладали авторитетом.

Поначалу германцы выбирали («поднимали на щит») герцогов только в случае военной угрозы. Но в начале Великого переселения народов они стали избирать королей (конунгов) из эделингов пожизненно. Конунги стояли во главе племен. Они обзаводились постоянными дружинами и наделяли их всем необходимым (как правило, по окончании удачного похода). Верность вождю была исключительной. Древний германец считал бесчестьем вернуться из битвы, в которой пал конунг. В этой ситуации единственным выходом было самоубийство.

В армии германцев существовал родовой принцип. Это значило, что родственники всегда сражались плечом к плечу. Возможно, именно этой особенностью обуславливается свирепость и бесстрашие воинов.

Германцы сражались пешими. Конница появилась поздно, римляне были о ней невысокого мнения. Главным оружием воина было копьё (фрамея). Широкое распространение получил знаменитый нож древнего германца - сакс. Затем появились метательный топор и спата - обоюдоострый кельтский меч.

Хозяйство

Античные историки нередко описывали германцев как скотоводов-кочевников. Более того, бытовало мнение, что мужчины занимались исключительно войной. Археологические исследования 19-20-го веков показали, что все обстояло несколько по-иному. Во-первых, образ жизни они вели оседлый, занимались скотоводством и земледелием. Община древних германцев владела лугами, пастбищами и полями. Правда, последние были немногочисленными, поскольку большую часть подвластных германцам территорий занимали леса. Тем не менее, овёс, рожь и ячмень германцы выращивали. Но разведение коров и овец было приоритетным занятием. У германцев не было денег, их богатство измерялось количеством голов скота. Разумеется, германцы отлично умели обрабатывать кожи и активно торговали ими. Также они делали ткани из шерсти и льна.

Они освоили добычу меди, серебра и железа, но кузнечным ремеслом владели немногие. С течением времени германцы научились выплавлять и делать мечи очень высокого качества. Впрочем, сакс, боевой нож древнего германца, не вышел из употребления.

Верования

Сведения о религиозных воззрениях варваров, которые удалось добыть римским историкам, весьма скудны, противоречивы и туманны. Тацит пишет, что германцы обожествляли силы природы, особенно солнце. С течением времени природные явления стали персонифицироваться. Так появился, к примеру, культ Донара (Тора), бога грозы.

Очень почитали германцы Тиваза, покровителя воинов. Согласно Тациту, они совершали в его честь человеческие жертвоприношения. Кроме того, ему посвящалось оружие и доспехи убитых врагов. Помимо «общих» богов (Донара, Водана, Тиваза, Фро) каждое племя возносило хвалу «персональным», менее известным божествам. Храмов германцы не строили: молиться было принято в лесах (священных рощах) или в горах. Нужно сказать, что традиционная религия древних германцев (тех, которые жили на материке)была относительно быстро вытеснена христианством. О Христе германцы узнали еще в 3-м веке благодаря римлянам. Зато на Скандинавском полуострове язычество просуществовало долго. Оно нашло отражение в фольклорных произведениях, которые были записаны во времена средневековья ("Старшей Эдде" и "Младшей Эдде").

Культура и искусство

С почитанием и уважением относились германцы к жрецам и прорицательницам. Жрецы сопровождали войска в походах. Им вменялось в обязанности проводить религиозные ритуалы (жертвоприношения), обращаться к богам, наказывать преступников и трусов. Прорицательницы занимались гаданиями: по внутренностям священных животных и поверженных врагов, по струящейся крови и ржанию коней.

Древние германцы охотно создавали украшения из металла в «зверином стиле», заимствованном, предположительно, у кельтов, но у них не было традиции изображать богов. Очень грубые, условные изваяния божеств, найденные в торфяных болотах, имели исключительно ритуальное значение. Художественной ценности они не представляют. Тем не менее, мебель и предметы быта германцы искусно декорировали.

По свидетельству историков, древние германцы любили музыку, которая была непременным атрибутом пиров. Они играли на флейтах и лирах, исполняли песни.

Германцы пользовались руническим письмом. Конечно, оно не было предназначено для длинных связных текстов. Руны имели сакральное значение. С их помощью люди обращались к богам, пытались предсказать будущее, творили заклинания. Короткие рунические надписи встречаются на камнях, предметах быта, на оружии и щитах. Вне всякого сомнения, религия древних германцев нашла отражение в руническом письме. У скандинавов руны просуществовали до 16-го века.

Взаимодействие с и торговля

Germania Magna, или Великая Германия, никогда не была римской провинцией. На рубеже эпох, как уже было сказано, римляне покорили племена, жившие к востоку от реки Рейн. Но в 9 году н. э. под командованием херуска Арминия (Германа) были разбиты в Тевтобургском лесу, и этот урок имперцы надолго запомнили.

Граница между просвещенным Римом и дикой Европой стала пролегать вдоль Рейна, Дуная и Лимеса. Здесь римляне расквартировали войска, возвели фортификационные сооружения и основали города, которые существуют и по сей день (например, Майнц - Могонциакум, и Виндобону (Вену)).

Древние германцы и не всегда воевали друг с другом. До середины 3-го века н. э. народы сосуществовали относительно мирно. В это время получила развитие торговля, а точнее обмен. Германцы поставляли римлянам выделанные кожи, пушнину, рабов, янтарь и получали взамен предметы роскоши и оружие. Мало-помалу они даже привыкли пользоваться деньгами. Отдельные племена имели привилегии: например, право торговать на Римской земле. Многие мужчины становились наёмниками у римских императоров.

Однако нашествие гуннов (кочевников с востока), которое началось в 4-м веке н. э., «сдвинуло» германцев с насиженных мест, и те вновь устремились на имперские территории.

Древние германцы и Римская империя: финал

К моменту начала Великого переселения народов могущественные германские конунги стали объединять племена: поначалу с целью защиты от римлян, а затем - с целью захвата и разграбления их провинций. В 5-м веке вся Западная империя была захвачена. На её руинах воздвиглись варварские королевства остготов, франков, англосаксов. Сам Вечный город в течение этого неспокойного столетия несколько раз был осажден и разграблен. Особенно отличились племена вандалов. В 476 году н. э. последний римский император, был вынужден отречься от престола под давлением наёмника Одоакра.

Общественный строй древних германцев окончательно поменялся. От общинного уклада варвары перешли к феодальному. Наступили Средние века.

История еще застает и германцев, и славян в семейном быте, без народного единства и государственной власти, в одной лишь родовой связи, а уже тогда какое было между ними глубокое различие в началах! Славянская семья жила обособленно, каждая на своем месте , разрастаясь в деревню, и владела сообща землей, которая ей принадлежала. Когда умирал отец, то дети также сообща владели его имуществом или делились поровну. Для общего дела собирался сход; все в нем участвовали на равных правах и принимали решение единогласно. Потом необходимость защиты от врагов или другая какая-либо причина заставляла народ искать себе некоторого единства и средоточия, и подчиняться власти князя; князь мог окружить себя боярами (кметами), людьми опытными, которые были ему советниками и исполнителями его воли, и дружиной (гридями или лехами), которая всюду его сопровождала как военная сила; но самый народ не изменял своего устройства, оставаясь по-прежнему при общем сходе и общем владении землей, и только когда область князя становилась обширной и нельзя было собираться на сход всему народу, то посылался к князю на сейм выборный (владыка). Аристократии у славян не было.

В древних германцах, как их описывает Тацит, видно много сходного с этим славянским бытом, по той причине, что и они жили тогда семьями, чуждые государственного строя; но в своих основаниях семейный быт германский был совсем не тот, что славянский. Славянская деревня, разрастаясь большей частью из одной семьи, стояла вместе ; германские избы строились вразброс, далеко друг от друга. Славянин пахал землю сам, а жене поручал домашние работы; германец презирал хлебопашество, любил лишь войну и охоту, а в свободное время лежал в бездействии дома, предоставляя земледелие женщинам и челяди. У славян земля принадлежала общине, и наследство отца было общее детям и это устройство осталось до позднейших времен; у германцев оно первоначально существовало также, но со временем отмерло: при Цезаре, у свевов землей владели общины, при Таците она еще не вполне была в личном владении, а в последующее время крепко установилась личная поземельная собственность, при Таците отцу наследовали все дети, а потому мало-помалу стал возникать майорат, т. е. неделимость имения, переходящего к старшему сыну, и сделался законом у германских племен. В общественных делах славяне довольствовались сходом, на котором все имели равный голос; германцы предоставляли сходу только важнейшие дела, и кроме него имели другую власть, выборных князей, которые решали дела второстепенные, были судьями и даже на сходе имели особенное значение: дело предлагалось сходу не иначе, как по обсуждении князьями, и один из них (или король) должен был докладывать о нем народу. Кроме схода и князей была у германцев (впрочем, по-видимому, не у всех племен), еще третья власть, король, но он, кажется, имел первоначально, в собственных германских землях, самое ограниченное значение и был не более как глава существовавшего у германцев искони сословия знатных людей. Славянин не признавал различия знатных и незнатных родов и даже, уводя пленного в рабство, по истечении известного времени не только предоставлял ему свободу, но открывал ему доступ в свою общину без всякого унижения или ограничения в правах; германец искони отдавал у себя почет и преимущество некоторым знатным родам, нередко чтил их как потомков божества, только из их среды избирал королей, и часто даже при выборе князя или военачальника останавливался на юноше, представителе знатного рода; преклоняясь перед знатностью рода, он, с другой стороны, никогда не ставил наравне со свободным человеком раба, отпущенного на волю, и ни за что не принимал его в свою общину .

Таким образом, аристократическая стихия коренилась искони в духе германцев и еще в первоначальном семейном быте образовала у них определенную власть. Но зато у славян, которые на ступени простого семейного быта не имели другой власти, кроме общины, легко и добровольно устанавливалась власть, когда наступала потребность в большем единстве: у каждого из мелких поколений, на которые в старину делилось все славянское племя, являлся князь сначала еще с малым и неопределенным значением, а затем какое-нибудь из этих поколений избирало такого князя, который владел бы как государь, как верховный глава и судья, и разрозненные славяне соединялись в народ и возникало государство. Между тем, над германцами тяготела их старая аристократическая власть и неодолимо противилась единству: оно могло образоваться у них только на чужой, покоренной земле, среди дружины, а на коренной германской почве устанавливалось не иначе, как насилием и завоеванием. Итак, общинный быт славянский был доступен единству государственной власти, а германский, аристократический - ей противен.

Сразу скажу о "Крестоносцы" Синкевича: Ein grauenhaftes Machwerk, das vor Germanophobia und Schwarzweissmalerei nur so trieft! - Страшная халтура, струящаяся германофобией и чёрно-белыми тонами и только таким образом.

Вообще мне немного смешно читать такие перлы: "Орден прибег опять к коварной политике разделения славянства..."
Прямо хлебом не корми, дай разделить. А поморский князь Святополк хоть и решительно был настроен против Ордена, но как-то объединяться с поляками не спешил. А вот коварные немцы сумели даже его младших братьев Самбора и Ратибора настроить против него...

Очень часто приходится слышать про «исконную»-де вражду славян и германцев. Ее видят и в средневековом «дранг нах остен», и в действиях Тевтонского ордена… ну и недвусмысленно намекается, что-де действия Третьего рейха были, мол, продолжением этой самой вековой вражды, а красная армия Джугашвили и Жукова вроде как ставит точку в эпическом противостоянии.
Однако, если мы рассмотрим действительную историю взаимоотношений германских и славянских народов, то практически не встретим примеров этого мнимого «великого противостояния».
В начале христианского летоисчисления мы вообще не можем понять, где славяне, а где германцы. Венеды, которых гот Иордан полагает предками славян (западных славян германцы называли вендами, а русские для финнов и сейчас «венелайе»), у римлянина Тацита причислены к «германцам». Столь же сложно различить, где кто, в месиве Великого переселения народов. Готский вождь Винитарий, имя которого обозначает «убийца венедов», в некоторых источниках назван Витимиром – имя не то чтобы очень германское…
Где-то в VII-VIII веках прогремела битва при Бравалле. В ней участвовали с одной стороны норвежцы со шведами и русы (видимо, рюгенские), с другой – коалиция из датчан, фризов и балтийских славян. Как видим, германцы и славяне встречаются в этой битве с обеих сторон.
В IX веке франки дали первый толчок «дранг нах остен» - натиску на Восток. Но и здесь мы не видим эпического противостояния «германцы/славяне». Первой жертвой натиска германцев-франков стали германцы-саксы. При этом в союзе с саксами выступали славяне-велеты, а вместе с франками на саксов напали ободриты – «наши славяне» франкских хроник.
С легкой руки славянофилов принято рассуждать о том, что германцы-саксонцы «привнесли»-де в распространение христианской веры среди славян дух «старинной племенной вражды». Очень странно читать такое у Гильфердинга, который сам указывает на многолетний союз фризов и саксов – германцев – с велетами – славянами. Где проявляется эта «вражда»? когда франк или саксонец оскорбляет славянина, он «почему-то» употребляет евангельское сравнение Христом язычников с псами. Когда Титмар Мезербургский упоминает мать одного из германских епископов, он отмечает, что та была пленной славянкой – «благородного рода, но язычницей». Как видно, к славянскому племени тут нет никаких претензий, претензии есть к религии. Картина прямо противоположная той, которую рисовали славянофилы – именно «кроткое христианство» стравливало родственные народы и разжигало вражду. В то же время мы видим, как славяне-поляки нападают на велетов в то время, как те воюют с германцами. Наоборот, германский кайзер не прочь заключить с велетами союз против поляков, за что подвергается суровой критике Бруно-Бонифация – еще один случай христианского «миротворчества».
Ну а Тевтонский орден? С ним тоже вовсе не все так однозначно, как кажется воспитанным на советском кинолубке-фентэзи «Александр Невский». Начать с того, что у истоков ордена стояли два славянина – Конрад Мазовецкий, пригласивший тевтонов из Палестины в Прибалтику, и Оттокар, чешский король из рода Пржемысловичей. Носящий ныне советское прозвище «Калининград» город, столица ордена, не всегда звался до этого готическим «Кенигсберг». Его первым именем было Краловац – как раз в честь основателя, «краля»-короля Оттокара. Немало в рядах ордена было онемеченных славян – фон Беловых, фон Дабеловых и даже фон Руссовых. И даже прямых славян, вроде «герцога Яромира с его славами» с острова Рюген – да-да, того самого острова Рюген – упоминающегося в рифмованной хронике ордена Генрихом Латвийским. От этого же автора мы узнаем, что, прибыв в юго-восточную Прибалтику, орден немедленно вступил о вражду вендских колонистов с латьгалами и куршами – на стороне вендов! Поневоле задумаешься – кем считали себя первые тевтонцы – немцами или все же вендами? И неукротимая вражда тевтонцев к Польше – не месть ли принявших католичество вендов за удары в спину их предкам-язычникам?
В отношениях с Русью тевтонцы не всегда вели себя, как беспощадные враги – и не оставили по себе той жуткой памяти, как азиаты-татары. Бывали случаи, когда немцы, взяв русский город, отпускали пленных без выкупа. А в битве под Шауляем в 1236 – про которую наши историки не любят упоминать – литовский языческий князь Миндовг разгромил войска ордена и примкнувшие к ним… псковские дружины. Это к слову о причинах, по которым спустя несколько лет псковский посадник Твердило распахнет ворота тевтонской коннице. Не чужакам он их распахнул, а недавним соратникам, может быть, товарищам по литовскому плену. И ничего такого уж ужасного он в этом не видел – тем паче, что ужасти со сжиганием младенцев в захваченном Пскове, относятся к тому же разряду эйзенштейновских страшилок, что и, скажем, рога (!) на шлемах рыцарей-монахов.
Да и отношения Руси с немцами орденом не ограничивались. Была еще и Ганза, в которой Новгород состоял. Да-да, Новгород состоял в Ганзе. И были времена, когда ганзейское братство буквально спасало вольный город. В 1231 год, по сообщению летописи, «прибегоша немци из замория с житом и с мукою, и сътвориша много добра». Это сказано про великий голод 1231, обрушившийся на Новгород по милости великого владимирского князя Ярослава, отца Александра, будущего Невского. Голод, во время которого, чуть ли не впервые на Руси, дошло дело до людоедства. Что, очень верится в картинки, рисовавшиеся советскими романистами – про радеющих немцам изменников-бояр и простых людей, всей душой тянущихся к «соколу Ярославичу»? подыхали-то с голоду и жрали человечину милостью владимирского князя вряд ли бояре. И вряд ли бояр спасали от голодной смерти ганзейские гости. К слову сказать, вот это «сотвориша много добра» - видимо, ганзейцы раздавали хлеб, ибо вряд ли наживу на чужой беде летописец Новгорода назвал бы «добром».
И еще деталь – автором магдебургского права, ставшего образцом городского законодательства чуть ли не для всей Европы, стал Эйке Репков – немец по имени, славянин по фамилии.
В германском эпосе русские герои – в первую очередь «Илиас Русский», могучий воин и полководец «короля Вальдмара» - изображены как вполне достойные люди. Никаких признаков принципиальной ненависти – вроде той, скажем, какой русский эпос пылает к степным «поганым» и «чуди белоглазой». Как, впрочем, и русский эпос мудро вычеркнул из памяти войны с немцами (а так же шведами, варягами, поляками и литвой).
Во всеевропейской стычке сторонников папы со сторонниками императора славяне – кстати – находились в основном на стороне Рима. Впрочем, это уже про другой миф – миф о католической церкви, как враге славянства. Тут же именно католические Польша и Чехия (в которую тогда Австрия входила в качестве провинции) были преданными сторонниками папы.
От древности до конца средневековья разве что Грюнвальдскую битву можно пристегнуть к идее о «вековой вражде». Хотя и она в формат советско-российской патриотической мифологии не укладывается – ведь во главе славянских сил стоял Владислав Ягелло, он же Ягайло – присяжный «злодей» советских исторических романов. Впрочем, Ягайло и литвины – тема совсем другого рассказа.
Пока же я хочу показать – никакой «извечной» вражды славян и германцев просто не было. Их впервые противопоставили друг другу философы Просвещения. «Извечная» борьба, таким образом, насчитывает два-три века, да и те в ее прокрустово ложе не укладываются. Были войны славян со славянами и германцев с германцами, и германско-славянские союзы выступали против других славяно-германских союзов. Но за всю историю славяно-германских отношений была только одна битва, которую хоть за уши можно втянуть в эту схем – Грюнвальд. Одна битва – вместо вековой войны.

Поскольку с общей картиной распределения генетических гаплогрупп по европейской территории мы в какой-то мере познакомились, теперь настала пора взглянуть более пристально и на отдельные страны континента с целью более подробно взглянуть на генетическую композицию и прочие аспекты некоторых очень известных национальностей.

Давайте начнем с немцев - самого многочисленного народа в Европе. По поводу происхождения немцев написаны многие тысячи трудов, основная суть которых сводится к тому, что, дескать, немцы - это прямые потомки ГЕРМАНСКИХ племен, некогда пришедших в Европу в эпоху "великого переселения народов". Что представляли собой эти "германские" племена и с какого бодуна они были вынуждены внезапно куда-то переселяться, историки предпочитают не уточнять. Тем не менее, взглянув на вопрос без эмоций, мы сразу же обнаружим, что "германским" племенам были свойственны те же культурно-социальные особенности жизнеустройства, которые были в ходу и у славян, а не у кого-либо иного. И те, и другие были прекрасными бесстрашными воинами и производили идентичные образцы оружия.
И тех, и других невозможно отличить один от одного на ранних средневековых гравюрах, изображающих битвы и сражения - настолько идентичной была их экипировка. И те, и другие плавили железо. И те, и другие умели пахать землю и выращивать скот. И те, и другие имели одних и тех же богов, имена которых лишь варьировались от места к месту. И те и другие умели строить города и создавать прекрасные памятники архитектуры. И те, и другие писали рунами и почитали свастику, как вечный символ жизни и счастья. Наконец, и те и другие были белыми европеоидами, что окончательно выделяет "германцев" и "славян" на фоне остального человечества. Даже этот скромный перечень нескольких взятых навскидку факторов позволяет нам выразить предположение, что говоря о германах и славянах - мы говорим об одном и том же народе. Предвижу, что некоторые из нас возразят, мол, славяне известны тем, что они говорят по-славянски, а немцы - по-немецки. Какое уж, тут родство! Хорошо. Давайте сперва подумаем над следующим примером. Вот вы, например, живете в России и говорите по-русски. Но вы знаете, что у вас есть родной брат, которого мать, развелась с вашим отцом 20 лет назад, младенцем увезла в Германию. Ну получилось так. Естественно, что ваш брат не говорит по-русски, поскольку он никогда не имел случая говорить на этом языке - детский садик, школа и т. д. - все на немецком. Как по-вашему, является ли ваш брат, проживающий в Германии, вашим братом? Абсурдный вопрос, не правда ли? Ясно, что ваш брат является вам братом, хотя вы и не говорите с ним на одном языке. А почему, все-таки, вы считаете его своим братом? Правильно! Потому что и вы, и он - одной крови. У вас общие родители, давшие вам жизнь. Т. е., ваше родство закреплено ГЕНЕТИЧЕСКИ - это сермяжная правда и против нее никуда не попрешь. У вас и вашего брата сходные композиции генетических маркеров. Вы - родные. Таким образом, как мы вынуждены согласиться, родство между людьми определяется не по языку, не по привычке есть ту или иную еду и даже не по цвету сарафанов, а по крови и ТОЛЬКО ПО КРОВИ.

Теперь давайте перейдем к более внимательному рассмотрению степени родственности между "германами" и "славянами". Чтобы не вертеться вокруг да около, я считаю наиболее подходящим решением взять в качестве типичного "германского" представителя именно немецкую нацию, проживающую, как известно, на территории нынешней ФРГ, а в качестве представителя от "славян" - рассудительных белорусов, населяющих Республику Беларусь.

Как я уже рассказывал в своем материале "Кто Такие Славяне", не только генетика, но и ряд лингво-культурных факторов убедительно подтверждает то, что немцы и славяне - это один народ. Я не стану здесь повторять весь перечень доказательств, поскольку он довольно обширен. Давайте ограничимся на сей раз рассмотрением топонимики Германии и хотя бы той же Беларуси. Мы знаем, что топонимы очень живучи. Они порой переживают целые тысячелетия сохранив свою первозданную форму.

Если мы бросим внимательный взгляд на карту Федеративной Республики Германии, то нам бросится в глаза большое количество странных, не свойственных немецкому языку названий. Я имею ввиду названия географических местностей и населенных пунктов в Германии, оканчивающиеся на -ов. Ну посудите сами: здесь тебе и Тетерев, и Ратенов, и Грабов… - всего, пожалуй, многие сотни названий, имеющих ярко выраженное славянское звучание. При этом, не только окончания названий не являются чуждыми нашему уху, но и их корни, которые очень часто имеют аналогичное значение и в том же русском языке.

Ясно, что эти названия населенным пунктам в Германии были даны много столетий если не тысячелетий назад именно Славянами, а не кем-то иным. В то же время, традиционный исследователь почему-то упорно не замечает на немецкой карте топонимов, которые заканчиваются на -ау. А ведь их намного больше, чем названий, оканчивающихся на -ов. Кто-то скажет, мол, ну и бог с ними, с этими -ау, дескать, какое отношение они имеют к нам, славянам. Тем самым совершается роковая ошибка, и делают эту ошибку как правило люди, которые не понимают ни одного славянского языка, кроме русского.

Итак, чем же должны для нас, славян, быть так привлекательны немецкие топонимы, заканчивающиеся на -ау? Тем, что окончание -ау на иных славянских языках значит то же самое, что и -ов на русском. Давайте убедимся в этом сами. Вот немецкий город Вернау. Корнем названия без всякого сомнения является частица "верн", указывающая на слово "верный", из которого, собственно, она и взята. Если бы название этому населенному пункту давали русские, то они назвали бы его "Вернов". Тем не менее, город называется не "Вернов", а Вернау.

Тот факт, что это не случайность и не искажение "славянского" окончания -ов подтверждается тем обстоятельством, что Вернау является далеко не единственным топонимом в Германии, который, имея славянский корень, оканчивается на -ау. Такие названия разбросаны по всей Германии и количество их - тысячи! Следовательно, речь здесь идет не о случайности, а о закономерности. Вот вам город Торгау на территории бывшей ГДР, или Страхау, или Дахау в Германии западной… Что это - случай? Нет, это не случай, поскольку, опять-таки, мы имеем дело со славянскими корнями в названиях.

Некто, пожалуй, заметит, мол, как же, корень "дах" в названии Дахау не является славянским. Дело в том, что является. Если вы знакомы с белорусским языком, то у вас и вопроса такого не возникнет. Слово "дах" в белорусском языке - это то же самое, что в русском "крыша". Так что "дах" в названии Дахау является тоже славянским корнем. В то же время, тот, кто, однако, со знанием дела найдет "неславянский" корень в немецком топониме, оканчивающемся на -ау, может быть по-своему прав.

Как видим, у "просвещенных латинян" были большие трудности со словарным запасом и они вынуждены были заимствовать подавляющее большинство слов из более развитых славянских языков. Но вернемся к "Фалькенау". Так вот, значит, приезжал в Германию некий латинянский "цивилизатор" по фамилии Фальке, наделенный Ватиканом мандатом неприкосновенности, строил свою усадьбу на славянской земле. А местные славяне-арии, в ответ на вопрос, мол, чей это дом, отвечали "Фалькенау", т. е., "Фалькенов". Вот и весь секрет происхождения топонимов Германии с "неславянскими" корнями. Тем не менее, наиболее частым прозвищем, которым местные Славяне в Германии одаривали внезапно селившегося среди них инородца, являлось слово НЕМЕЦ или НЕМИЦ, т. е., человек, не говорящий по-славянски. Слева я привожу карту Германии, на которой крестиками отмечены места с названиями НЕМЕЦ, которые в немецкой транскрипции принято писать, как NEMITZ. Как видим, слово "немец" известно не только нам - жителям нынешней "Славянии", но оно было уже широко известно в прошлом нашим славянским братьям в Германии, которые, как и мы, применяли это слово в отношении инородцев.

Таким образом, слово "немец" первоначально не относилось к названию представителей "немецкой" нации в привычном для нас смысле, поскольку "представители немецкой нации" сами широко употребляли это слово по отношению к чужакам, не говорящим по-славянски. Вот так-то! Скептически настроенный читатель все еще может возразить, дескать, ну а все-таки, почему немецкие топонимы с окончаниями на -ау - это славянские топонимы? За ответом на этот вопрос далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть хотя бы на карту Республики Беларусь, где "немецкие" названия, заканчивающиеся на -ау находят как бы свое продолжение. На белорусской карте, как и на немецкой, немерянное количество топонимов с окончаниями на -ау. Не верите? Проверьте сами. Здесь вы найдете и Крычау, и Турау, и Быхау, и т. д.! Те же родные корни и та же славянская схема построения принадлежности в словах.

В заключение рассмотрим и генетический аспект. Мы убедились, что славянские топонимы в Германии имеют два рода окончаний: окончания на -ов и окончания на -ау. При этом эти два вида окончаний могут встречаться и в одной местности. В чем здесь дело? Дело в том, что генетика немцев, как нетрудно убедиться, состоит не из одной славянской гаплогруппы, как это имеет место, скажем, в северной Индии, где преобладает славяно-арийская гаплогруппа R1а, а из двух славянских гаплогрупп. Помимо славяно-арийской R1а среди немецкого населения присутствует и славяно-варяжская гаплогруппа I. При скрупулезном изучении генетики, лигвистики и рассредоточения Славян по регионам нашей планеты, мне бросилась в глаза следующая закономерность: те славяне, которые являются преимущественно носителями славяно-варяжской гаплогруппы I, разговаривали и разговаривают с уклоном в сторону русинского произношения слов. Это именно им своиственно ставить в конце названий окончания -ов. В то же время, славяне, элитной гаплогруппой которых является славяно-арийская R1а, предпочитали (предпочитают) произносить слова на "белорусский" манер и ставить в конце названий окончания -ау, а не -ов. Как нетрудно убедиться из результатов генетических исследований, населению Германии своиственны, в основном, две генетические Y-гаплогруппы: Славяно-арийская R1а и Славяно-варяжская I. Точно такая же ситуация и в "славянской" Беларуси. где примерно 50% приходится на Славяно-варяжскую гаплогруппу I и столько же на Славяно-арийскую R1а. Именно это обстоятельство объясняет как в Германии, так и в Беларуси наличие как окончаний -ов, так и одновременно окончаний -ау.

Иными словами, как в Германии, так и в Беларуси, так и во многих других "белых" странах, список которых включает, главным образом, еще и Скандинавию, а так же Польшу и Северную Украину, с незапамятных времен проживали оба известных рода генетических славян. Из всего сказанного выше прямо и косвенно вытекает, что немцы не являются представителями некой отдельной "германской" либо "немецкой" расы, как мы привыкли слышать еще с детства от пропагандистов различного толка, ставивших и ставящих целью "развести" нас. Факты показывают, что в жилах немцев течет та же самая кровь, как и у славян, поскольку генетическая композиция гаплогрупп у немцев та же, что и у славян. Т. е., немцы по крови являются такими же славянами, как и сами славяне. И "признанные славяне", и "немцы" генетически являются единым народом Русо-Ариев, который некогда подвергся искусственному разъединению усилиями иудо-христианских вандалов, принесших в Мир Славян чужую религию, распри, войны и горе.

"Немцы" - это героическая самая западная часть славян, которая пусть даже ценой потери славянского языка сумела сдержать с запада и юга настырную ГЕНЕТИЧЕСКУЮ экспансию чужеродных народов внутрь остального славянского мира. Именно благодаря "немцам", которые приняли на свои плечи основную мощь чужеродного нашествия, мы, Славяне, до сих пор разговариваем на славянских языках и идентифицируем себя, как СЛАВЯНЕ.

Извечные соперники, а в очень редкие и короткие исторические отрезки - союзники, славяне и германцы часто кажутся народами-антагонистами.
Давайте разберемся, что у нас общего, а в чем мы совсем не схожи.
Из-за специфики аудитории, за славян мы будем принимать восточных славян, в том числе русских.
Начнем структурировано, по пунктам.

История: когда разошлись наши пути.

Именно в этом пункте мы максимально схожи ибо имеем общих предков!
5-6 тысяч лет назад, славяне и германцы входили в единую индоевропейскую семью народов, наряду с широким диапазоном других: от кельтов до тохаров и от армян до .

Вся эта многочисленная семья народов проживала на огромной территории степной зоны Евразии (что более вероятно, согласно курганной гипотезе), либо в Анатолии (что ныне подвергается сомнению).
К началу 2 тысячелетия до н.э., индоевропейцы приручили лошадь, освоили производство колесниц, луков и оружия и вооружившись всеми этими изобретениями, в буквальном смысле, начали экспансию в более процветающие земли.
Индоиранцы (называемые часто ариями) сокрушили царства нынешней Индии и Ирана, армяне осели на Кавказе, тохары ушли куда-то далеко на восток, на границы нынешнего Китая, греки двинулись на Балканы, а за ними фракийцы.
Даже будущие кельты и италики, не подозревая о смертельной вражде в будущем, дошли до Альп и разошлись в разные стороны.
А вот германцы, славяне и балты, оставались на своих местах, где-то в Центральной и Восточной Европе и не имели меж собой существенных различий.
И только в бронзовом веке, из самой западной группы этой единой общности, начинают формироваться германские племена, в условиях естественной природной изоляции лесов Германии и Ютландии.

Здесь германцы истребили или ассимилировали какие-то аборигенные племена неиндоевропейского происхождения, после чего двинулись на север к Скандинавии, где также век за веком теснили местные племена саамов на крайний север полуострова.

Археологи обнаруживают в найденных останках германцев следы постоянного голода и сражений, эти земли не давали достаточно пищи и мирной жизни для своего населения, что сформировало воинственный характер местного населения.

Античные авторы пишут, что германцы считают постыдной трусостью и ленью земледелие, ведь урожай нужно ждать целый год, когда как войной можно добыть все и сразу же!

Став единоличными хозяевами севера Европы, германцы оказались соседями кельтов, с которыми периодически вспыхивали конфликты, но, как пишут римские авторы, кельты не имели успеха в борьбе с германцами.

Цезарь пишет о галлах, что они не могли выдерживать дикий взгляд германцев

Но на юге Германии население было смешанным,кельто-германским, такое происхождение приписывают, например белгам, давшим название нынешней Бельгии.
Тем ни менее, кельты и германцы четко различаются, первые имеют более богатую культуру и предметы, большее разнообразие антропологических типов, в то время как германцы весьма сходны между собой и имеют довольно скудный инвентарь, исключая оружие, на котором они, вероятно, не экономили никогда.

Столкновение с Римом было делом времени.

Удивительно, но германцы напали первыми, нашествие тевтонов и кимвров, страшно напугало Рим!
И хотя многие видят в этих племенах как минимум союз кельтов и германцев, очевидцы удивлялись их мужеству, безрассудству в бою и суровости в быту, что резко отличается от легкого и вспыльчивого нрава кельтов.

Рассказывали, что суровые сыны севера шли через перевалы полуобнаженными, невзирая на снегопады. Подложив под себя свои огромные щиты, кимвры скользили на них по альпийским склонам. И обрушивались на римские города с тех сторон, откуда их совсем не ждали!

Разгромно проиграв несколько битв, римляне едва отстояли Италию и Рим!

Но затем уже Рим перехватил инициативу и в ожесточенных войнах, постоянных стравливания одних племен с другими, он прижал германцев в морю, заняв значительную территорию их земель.

Но ответ германцев, под руководством Ариовиста в Тевтобургском лесу, снова ошеломил Рим!
Долгая политика ассимиляции, приручения германской элиты, ослабления самых сильных племен помогая боле слабым, а затем уничтожая обоих - все должно было дать плоды для Рима! Но вышло иначе...
Оказалось, что германцы четко понимают свои племенные интересы и способны объединяться, несмотря на интриги римлян, найм же их в римскую армию приводит не только к победам империи, но и к быстрому обучению германцев их приемам войны!
И скорому их применению против самих римлян.
В дальнейшем, Рим только сдавал позиции, медленно, от века к веку, получая все более мощные удары: сначала император Деций погиб вместе с войском отражая переселившихся на Украину из Скандинавии готов, затем алеманы и гепиды отняли у Рима земли в Галлии и Фракии, затем уже франки и алеманы забрали всю Галлию, а в 410 году вестготы Аллариха уже захватывают сам Рим!

Империя явно катится под откос, а германцы, как волки, терзают добычу.
Рим еще брали готы и вандалы, устроив вошедший во все анналы эпический погром, германские наемники Одоакра свергли последнего римского императора, а франки Хловдига уничтожили последнее же римское королевство Европы.
Германцы разрушили античный мир и построили на его обломках свой собственный, который и стал средневековой Европой.

История славян была менее блестящей.

После ухода и обособления германцев, славяне и балты еще долго продолжали жить в едином сообществе. Есть мнение, что славянский язык имеет балтскую основу, сильно измененную многочисленными заимствованиями от кочевников степи.

Сначала этими влиятельными кочевниками считали скифов и сарматов, но оказалось, что иранских слов в славянских языках чрезвычайно мало. Поэтому вопрос повис в воздухе.

Фактически, до времен Аварского каганата, само существование отдельного племени славян, имеет недостаточную доказательность.
Вероятно, славяне были в составе державы скифов, абсолютно точно были вассалами царства сарматского царя Фарзоя. Они фигурируют как «венеды» в сочинениях готского историка Иордана, чей народ прошел от Балтики до Днепра, огнем и мечем, принуждая к покорности аборигенов.

Снова германцы и славяне соприкоснулись во времена Готского царства, на землях нынешней Украины.
Священная земля Ойум, куда стремились готы двух царских родов Амалов и Балтов, была заселена народами, над которыми германцы взяли власть.

На этой территории находят многочисленные клады римских серебряных монет, захоронения высокомилитаризированых групп людей, скандинавского типа, которых связывают именно с готами.

Затем империя готов пала под ударами гуннов, растоптанная копытами их лошадей слава германского оружия была забыта, а в ставке Аттилы, по описаниям дипломатов, находят очень узнаваемые вещи: рубленные избы, водящие хороводы девушки, поднесение гостям хлеба и соли и хмельной напиток «медос» .
Но имя славяне и 100% узнаваемые признаки мы встречаем лишь в греческих хрониках времен Аварского каганата, где славяне соприкасаются с греками, гепидами, саксами, баварами и франками, выступая в незавидной роли аварских данников.
Попытки отечественных историков удлинить датировку славянства включая в его состав антов, польских венедов, нервиев Геродота имеет больше сомнительных доводов, чем доказательств.

Тем ни менее, именно славяне больше всех выиграли от Великого переселения народов: вся Скифия опустела, готы, гунны и сарматы взаимно истребляя друг друга ушли на запад или сгинули. Восточная Германия и Польша лишились своего воинственного германского населения из вандалов, англов, гепидов и бойев, все они ушли обживать теплые окраины бывшей Римской империи.
А славяне получили возможность почти мирно занять эти земли!
И снова германцы и славяне стали территориальными соседями, но не самые радостные моменты этого , омрачали всю историю взаимных отношений.

Генетика славян и германцев

Здесь довольно много общего: у славян доминирует гаплотип R1A (более 50% населения), который маркирует индоевропейские племена сатемной (упрощенно «восточной») группы. Этот же тип имеется у германцев в примерно 30% случаев и указывает на происхождение из того же центра, что и славяне.
Помимо этого, среди германцев распространена группа R1B, это типично кельтский генотип, а также скандинавская I1 .
Скандинавская группа малораспостранена где-то еще кроме нордических стран, она результат длительной изоляции, которая привела к мутации породившей эту группу, но её фрагментарно можно найти в местах, где были обширные владения выходцев из Скандинавии: Новгородская область, Киевщина и Крым (потомки готов), Северная Италия (остроготы), Испания (визиготы), Румыния (гепиды).

Кроме того, у германцев отмечен эффект «бутылочного горлышка» - резкая унификация генотипа по отношению к прошлым периодам.
То есть, в какие-то древние времена, для германцев наступили катастрофические события, которые привели к резкому падению численности населения и разнообразия генофонда: голод ли, эпидемия или война.
Но что-то настолько сократило численность германцев, что едва не привело их к гибели.
После чего их потомки несут менее разнообразный генотип, чем было ранее.
Славяне такой практики в прошлом счастливо избежали.

Антропология

Тацит оставил классическое описание внешнего вида германцев: «Жёсткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела… вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление. ».

На высокий рост германцев указывают все античные авторы.
Это и не мудрено. Антропологический тип германцев сформировался из нескольких североевпроейских типов: нордид, трендер,западный балтид, фалид, борреби, а также на юге динарид. Все эти типы высокорослые, со светлой пигментацией кожи и глаз (кроме динаридов)

Славяне же, в древние времена почти не отличимые от германцев, со временем и смешением приобрели иные черты.
Антропологический тип славян, по типологической концепции составили следующие типы: нордид, восточный нордид, балтид, западный балтид, восточный балтид, понтид, лаппоид, а также многочисленные инвазии представители кочевых народов имеющих некоторую степень монголоидности, от легкой, до выраженной.

В целом, тип германцев больше выявляет европейских черт, а славянский условно «азиатских», это обусловлено разной этнической историей и метисацией.
Для германцев в кругу европейских народов, а для славян еще со времен бронзового века, с народами имевшими некоторую долю монголоидных признаков.
Так например долихоцефалия (длинная и узкая голова) а также сильно выступание носа характерна для большинства народов Европы, а вот от Урала и на восток идет доминирование брахицефалии (широкая голова), слабое выступание носа, с преобладанием вогнутой формы и низкого переносья.
Ранние славяне и германцы были долихоцефальны, но уже со средневековья, славяне стали смещаться в сторону средне- и широкоголовых типов, а процент выступающих носов стал ниже. Современные германцы имеют более значительную долю долихоцефалов, чем славяне, при распространенности всех вариаций у обоих народов.

Еще один «азиатский» признак - небольшой рост, обусловленный малой длиной конечностей относительно туловища. Германцы более высокорослы, чем славяне, но менее массивны, они более светлокожи, но более темноволосы. Среди них чаще русые оттенки, чем белокурость. Германцы имеют узкое и длинное лицо, а славяне широкое и среднее. Германцы при одинаковом росте со славянами имеют более длинные конечности, а славяне - более длинное туловище, более узкий и выступающий нос, а у славян часто бывает вогнутая форма.
Все это признаки бореализации - изменения тела человека, чьи предки на протяжении многих поколений проживали на территории с очень холодным климатом. Конечности становятся короче, рост понижается, зато возрастает массивность скелета, а обмен веществ становится более медленным, с тенденцией накапливать подкожный жир.
Это наблюдается у всех северных народов и даже у современных этнических русских Сибири.

Римские историки пишут, что гунны кажутся очень рослыми когда сидят на своих лошадях, однако спешившись они оказываются ниже среднего роста.

У мужчин-германцев обильнее растет борода и усы, а также сильнее оволосение тела.

Лингвистика

Несмотря на то, что сейчас на германских язык разговаривает огромное число людей - они вторые в Европе по распространенности, изначально на них говорила небольшая группа населения в центральной Европе. Причем не менее половины этой группы исчезла, вместе с «восточногерманскими языками» , носители которых: вандалы, готы, бургунды и гепиды погибли или ассимилировались, в ходе великого переселения народов.

Из общей балто-славяно-германской среды у нас остались многие сходные слова и даже целые выражения, но в германских языках обнаруживается поразительно большой пласт неиндоевропейских слов! Их связывают как раз с тем населением, которое встретилось германцам в Европе, когда вслед за кельтами они пришли туда из европейских степей.
Кто были эти люди, какова их судьба - неизвестно, но такой богатый вклад в германские языки мог быть только в результате масштабного культурного обмена и ассимиляции.
Из-за этого, неспециалистам сложно увидеть сходство германских и славянских языков, сами слова, способы звукоизвлечения очень разнятся и только грамматика показывает родство, даже неподготовленному человеку.
Именно грамматика в свое время и подсказала ученым идею о индоевропейском родстве, когда санскрит, германский, балтский и славянский языки выглядят так, как будто это разные диалекты одного наречия.

Судите сами:

Славянские языки - часть той же индоевропейской семьи и наиболее близки языкам балтов Сходство стало основой для «балто-славянской теории» согласно которой, из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский.
Однако многие учёные объясняют их особую близость длительным контактом древних балтов и славян, и отрицают существование балто-славянского языка.
А наиболее радикальные гипотезы вообще отрицают существование праславянского,называя его лишь южным вариантом балтийских языков, который претерпел сильное искажение и смешение с языками иранских и тюркских народов.

Эта особенно резко отличает германские и славянские языки, если у первых сравнительно немного заимствований, то славянские, а особенно русский, буквально состоит из заимствованных слов!
Каждый народ, с которым контактировали славяне, оставил свой след в языке. Не стали исключением и древние германцы - готы.
У нас до сих пор в ходу готские слова: блюдо, князь, люди, отвага, меч, броня, хлеб, лен, соль, город, холм, долг, двор и даже верблюд!
Хотя последние готы ассимилировались в Крыму не позднее 17 века, впрочем, они едва ли помнили своих предков.

Итак, в лингвистике германцы и славяне хотя и имеют общий корень, но уже не смогут понять друг друга, индоевропейская база в германских сильно искажена, а русские слова германского происхождения имеют корень в вымерших восточногерманских языках.

Национальный характер

Оба народа на раннем этапе своей истории столкнулись со смертельной опасностью: германцев пытался поработать Рим, а славяне постоянно терпели набеги кочевников из степей.
У германцев не оставалось места для отступления: окруженные ледяным морем, глухими лесами и воинственными кельтами на западе, германцы вынуждены были или дать отпор, или погибнуть.
И они сумели не только отбросить римские легионы назад, но и провести инверсию доминирования, разрушив римскую цивилизацию и став родоначальниками средневековой Европы, имевшей немного общего с античным миром.

Своеобразный естественный отбор, сделал германцев воинственными, агрессивными, крайне изобретательными технически, при этом они умеют сочетать личный индивидуализм с четким отстаиванием и пониманием общих целей.

Как в позитивном, так и в негативном ключе.
Это и высокие моральные качества и личный героизм, например Ариовиста, с одной стороны, и агрессивный садизм немецких солдат на Восточном фронте, с другой.

Славянский характер предпочел другой путь, бескрайние просторы, непроходимые леса и болота всегда давали место отступления. От сильного агрессора было проще уйти, чем противостоять ему в чистом поле.

Греки называли славян «спорами» - живущими рассеяно, мелкими группами вдоль рек, делая из жилища два выхода и зарывая в землю нехитрое добро. Грабителям не будет очень прибыльно нападать на такие поселения. А охотников за рабами, как например сарматов царства Фарзоя, останки которых находят даже на широте Москвы, всегда можно встретить в лесной чаще или отсидеться там же, когда силы не равны.
О презренных из-за слабости своего оружия, но страшных многочисленностью венетах пишет готский историк Иордан.

Поэтому максимой славянского характера стало стремление к свободной и уединенной жизни, малыми родовыми группами, которые не привлекут внимания агрессора.
Доверие также может иметь место только для близких родственников, а не для всех соплеменников.

Император Маврикий пишет о славянах, как о людях которые никогда не могут придти к общему мнению, так как питают недоверие друг к другу. А даже когда его достигают, спустя некоторое время тут же перестают ему следовать. Из-за чего для организованного и дисциплинированного войска такой разобщенный народ не опасен.

Конечно, ни о каком восстании людей, которые скорее уйдут от опасности и не захотят вместе отстаивать свои интересы не могло быть и речи.
Но при этом, если уж армия славян собралась сама, для грабежа, или их повели в бой варяги или авары - они страшный соперник!
Исключительно умелые воины в обороне и засаде, невероятно хитрые, быстро обучающиеся, тот же Маврикий пишет о них, что выучились воевать лучше самих ромеев!
И при этом, славяне у греков - крайне психологически двойственны, они могут отпустить всех пленников домой, или защищать гостя ценой своей жизни, а могут всех жителей взято города посадить на кол, многие тысячи, безо всякой на то причины.
Здесь кроется самое главное различие! Если германец предсказуем в своем стремлении к цели, расчетлив и смел, то славянин отличается переменчивостью, может придти к цели окольными путями, применив пресловутую "смекалку", может на время отложить свои планы и вообще жить не по расписанию.

Подводя итог, можно сказать, что хотя у нас и общая древняя история и предки, за тысячи лет проживания в разных условиях мы накопили огромное число различий, которые имеют как хорошую, так и плохую сторону и в этой разнице и состоит красота и разнообразие обоих этносов!