Грех многословия. Празднословие — что это за грех Грех празднословия и пустословия

Просмотры: 12 193

В современном мире многие люди привыкли общаться друг с другом, употребляя плохие и даже матерные слова. Некоторые считают такую речь нормальной, вполне адекватной, а главное, допустимой и выражаются так, не стесняясь ни взрослых, ни детей. Самое страшное в этом то, что родители, говоря плохие слова, подают тем самым негативный пример своим детям. Они же в свою очередь впитывают в себя все как губка, и потом применяют те же слова и в своей жизни. Задавая себе вопрос: «Почему родителям можно так выражаться, а нам – нет?». Однако интересно другое, что если ребенок начинает повторять плохие слова родителей, то взрослые ругают его и даже могут наказать. Так поступают глупые люди, которые неспособны к здравому рассуждению. Они видят нарушения этикета вокруг себя, но при этом не замечают, как сами же нарушают правила.

В Библии много говорится о том, что нужно следить за своим языком, за потоком мыслей своих, так как наша речь может многое рассказать о нас самих и окружающие сделают определенные выводы, зачастую, неверные. Поэтому, изначально, стоит правильно мыслить и излагать точно свою мысль и при этом никому не навредить.

Примеры из книги Притчей

Царь Саломон был мудрым из мудрейших правителем в Ирусалиме. И эта мудрость была дана ему Самим Богом.

3-я Царств 6:11 – 13 «И было слово Господа к Соломону, и сказано ему: вот ты строишь храм, если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля».

Он как никто другой знал, какая сила содержится в наших словах. В святом Писании приводится много примеров того, как язык глупого может стать для него погибелью. Притчи Соломона не раз учат нас следить за своей речью, поступками, потому что потом это может обернуться против Вас.

В Притчах написано: «Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его». (Притчи 18:4, 6-7)

Из этого отрывка следует, что человек, который не следит за своей речью, может попасть в самые тяжелые ситуации, приводящие к самым печальным последствиям.

Примеры их жизни из жизни известных людей.

Большинство важных персон за всю историю забывали о том, что только Бог властен над миром, жизнью и смертью. Только Ему под силу все, а не «сильным мира сего». У подобного рода людей развилась звездная болезнь, и проявился один из самых страшных грехов – гордость.

Ниже будут приведены примеры из жизни знаменитостей, которые пустословили и не понимали, вернее, не осознавали до конца смысл и важность сказанных слов.


Амендо Невес

Подтверждение таким событиям есть тот факт, что необходимо тщательно выбирать слова, чтобы они со временем не приносили вред говорящему и окружающим его людям. В книге Прит.21:23: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою». Если мы не хотим навлечь на себя проблемы в жизни, то должны следить за собою и направлять свои эмоции в нужное позитивное русло.

Оставь несказанными грубые слова!

Оставь несказанными грубые слова,
Пускай они умрут в своём зачатьи.
Пусть нерождёнными останутся, тогда,
Возможно ты поймёшь, насколько Счастлив

Тот Человек, который не услышал их,
Слова, что с уст твоих, чуть было, не сорвались.
Да ты и сам поймёшь, насколько ценен миг
Предотвращения грядущего проклятья.

Умей прощать того, кто был с тобою груб.
И не желай, чего себе ты не желаешь.
Пусть лучше слово превратится в труп,
Чем наблюдать за тем, как от него страдает

Тот Человек, который стал тебе врагом
Из-за того, что впал в твою опалу.
Оставь невысказанным в его адрес зло,
Чтобы к тебе твоё же зло не возвращалось.

Эндрю Фриз

Грех пустословие

Время нужно тратить с умом. А малосодержательные разговоры, сплетни и пустая болтовня «крадут» драгоценное время, которого итак совсем немного. Пустые разговоры не приносят никакой пользы, и считаются праздным времяпрепровождением. Кроме этого Библия дает четкое определение подобной речи – это грех пустословие. Апостол Павел не раз говорил о том, чтобы люди, особенно верующие, не занимались этим, так как это неприлично святым.

«А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться ». 2 Тим. 2:16-17

А вот следующий стих в Прит.15:2: «Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость».

Еще раз убеждаюсь в том, что доброе дерево дает хорошие плоды, а плохое – гнилые и червивые. То, что мы говорим, показывает наше внутреннее состояние и содержимое нашего сердца. За красивым внешним видом может прятаться испорченная и гнилая натура, которая выдаст себя через глупую речь человека и его рассказы. Давайте быть естественными! Зачем прятаться за масками?

Как перестать говорить глупости ?

  1. Начать уделять чтению книг больше времени. Классическая литература перестраивает человеческое сознание и непроизвольно учит нас культуре речи и поведения.
  2. Затем нужно понимать, что для того, чтобы очистить свою речь, нужно приложить максимум усилия и каждую секунду контролировать то, что хочется сказать.
  3. Нужно просить Бога, чтобы Он помог избавиться от этого греха пустословия. Но, хочется отметить, что человек, который всем сердцем верит в Бога, старается регулярно изучать Писание и пребывать в молитве, находится в процессе освящения и очищения. Его сердце постоянно наполняется всем чистым и святым и он уже не хочет грешить и заниматься сквернословием или пустословием. Сердце такого верующего очищается и глупая речь небудет исходить из его сердца и уст.
  4. Огромное значение имеет и то, с кем мы общаемся и в какой среде находимся. В Библии написано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». 1Кор.15:33 Поэтому тем, кто хочет избавиться от этих грехов, нужно больше времени проводить с христианами или другими людьми, чьи уста и сердце не наполнены всякой скверной. Ведь недаром народная мудрость гласит: «С кем поведешься, того и наберешься». Этот принцип действует всегда.

Вам один раз в жизни предстоит сделать выбор: быть с Богом или нет….

– Грехи празднословия и многословия являются показателями очень поверхностного отношения к духовной жизни и ее законам. Поскольку человек, познавший благодать и знающий ее цену, скорее будет молчать, чем говорить. А если что-то и скажет, то ровно столько, сколько нужно, чтобы, оградив себя от внешнего мира и не растеряв полученное, принести ему пользу назидательным словом, которое будет иметь невероятную силу.

Молчание концентрирует человека на его внутренней жизни, дает возможность больше видеть себя и одновременно лучше слушать свою совесть и Бога, больше наблюдать и размышлять, концентрироваться на главном и вечном. Быть сдержанным в словах настолько же важно, насколько опасно согрешить в любом другом опрометчивом поступке или даже мысли. Предупреждая об этой опасности, Господь прямо и говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). В этом смысле молчать или просто контролировать каждое свое слово - в наше время действительно подвиг. У человека, который хранит свои уста, появляется больше времени подумать и проконтролировать сказанное или же вовсе отказаться от идеи выразить мысли вслух, в силу ее бесполезности или же явного вреда.

Как бороться с грехами празднословия и многословия?

Для успешной борьбы с этими пороками нужно, прежде всего, определиться с мотивацией, которая лежит в основании пустословия и многословия. Поскольку это могут быть различные состояния души и страсти (например, тщеславия или гордости, осуждения и т. д.), которые постоянно стимулируют человека проявить себя через самый доступный и простой способ человеческого общения, поэтому то, что лежит в основании пустословия, вскоре будет приносить и соответствующие плоды. Так, уста становятся тем инструментом, который оскверняет душу самого человека и его собеседника. Инструментом, имеющим силу одинаково принести пользу и очень сильно навредить. Иногда полезно радикально отрезать общение хотя бы на один день, чтобы понять весь вред и пользу от пустословия и бережного отношения к словам. Недаром пророк Давид когда-то в молитве восклицал: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3). Словом, в конце концов, можно нанести необратимую травму.

Как отличить полезные слова от пустых?

Признак нормального общения - это когда оно назидает человека, а не опустошает. Если оба человека внимательны к себе и бережно относятся к душевной пользе собеседника, то они вовремя закончат душеполезный разговор. Если же из двух только один знает пользу от исполнения этой важной заповеди, то на нем лежит ответственность вовремя и тактично прекратить беседу. Поэтому когда предмет разговора исчерпан и цель достигнута (или не достигнута), то будет большая вероятность того, что начнется пустословие. В случаях, когда происходит непонимание друг друга, иногда лучше просто отложить разговор на некоторое время.

Как не поддерживать пустословия в других людях, хотя считается, что иногда надо дать человеку «выговориться» и слушать всё, что бы он не рассказывал?

Но самое главное, все эти старания и размышления должны быть нацелены именно на богомыслие и борьбу с грехом, в которой уста человека играют преимущественную роль. Без богомыслия все, в конечном итоге, является пустословием. А с ним слова приобретают силу и даже творят чудеса, как это было в жизни преподобного Феодора Печерского, потому что такой человек всегда обогащен общением с Богом.

В конечном итоге, хранение уст - это образ существования человека в Царствии Небесном, где будет вечный разговор о самом главном с Богом и со всеми святыми.

Библия о пустословии, смехотворстве, спорах и злоречии

Как вы понимаете, что такое пустословие?

Библия многократно упоминает, что пустословие - грех. Например, в Притчах 14:23 говорится: "От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб".

Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.

Пустословие – пустые, бесплодные разговоры. Еще один общий недостаток говорения (и монологического, и диалогического) – это малая информативность речи, незначительность ее содержания. Устная речь не должна быть пустопорожней болтовней. Любое говорение должно нести полезный для слушателей смысл, нужную информацию – новую, поучительную, может быть, увлекательную – и в то же время верную, перспективную для них. Чтобы говорить так, прежде всего нужна предметная компетентность, т. е. совокупность хороших знаний в какой-то сфере, по какому-то предмету, о котором идет речь, по какому-то вопросу. По принципу «Говори то, что знаешь, а чего не знаешь – не говори». Компетентность должна совмещаться в речи с умственной (аналитической, контролирующей, корректирующей) работой, влияющей на выход содержания. Здесь должна быть специальная забота о том, чтобы не сказать что-нибудь не соответствующее положению вещей, противоречащее сказанному прежде; а также о том, чтобы не устраняться от сложностей в раскрытии темы. Не следует говорить на тему, которая до этого хоть как-то не прошла через сознание, через внутреннюю речемыслительную деятельность.

Обратимся к Библии:

Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
(К Колоссянам 4:6)

Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
(К Титу 1:10-11)

Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
(Псалтирь 33:14)

Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует.
(Притчи 12:18)

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
(Притчи 13:3)

Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
(Притчи 14:7)

Орфографический словарь-справочник

Пустословие - малосодержательные рассказы и разговоры. В этических концепциях также именуется "празднословием".

Сила слов Соломона

Враг по имени Пустословие

Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.
(Притчи Соломона 18:4)

Как птица рождена для полета, так человек рожден для счастья. Все необходимое для гармоничной жизни уже дано каждому от рождения. Почему же так часто встречаются люди, недовольные своей жизнью? Одним из ответов на этот вопрос – непонимание человеком такой мощной силы, как сила СЛОВА.

Игнорирование одежды мысли - СЛОВА - привносит в нашу жизнь ПУСТОСЛОВИЕ
Пустословие имеет много синонимов: празднословие, пустая, праздная болтовня, голословие, бесплодные разговоры, словоблудие, словоблудство, фразерство, многоглаголание, многословие, суесловие, говорить без толку, болтать языком, говорить вздор, казакать, гагакать, болтать без умолку. Современный вариант пустословия – чепуха, ерунда.
Человек, который обожает балаболить, балагурить, разводить бобы, тараторить, щебетать, трещать, точить лясы, лепетать, молоть вздор, городить чепуху, говорить лишнее, переливать из пустого в порожнее, языком чесать, говорить на три короба, что в голову взбредет, то и молоть - называется Пустословом . Это - пустомеля, болтающий попусту человек, болтун, балагур, говорун, краснобай, мельница, резонер, сорока, водолей, балалайка, трещотка, фразер…
Такие люди обожают лапшу на уши вешать, то есть заливать такое, что уши вянут. Причем, обычно лапшу поминают в тех случаях, когда пустословие не злостное, а от желания посмеяться или просто почесать язык. Человек – пустослов обожает бла-бла-бла - т.е. бездумно болтать, прихлебывая языком, лопотать, лепетать. Пустословие может стать врагом человека.

Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе;
(Притчи Соломона 13:13)

Энергия человека-пустослова тратится впустую, без воздаяние добром или благодатью.
Пустое слово – хорошая почва для взращивания ложной гордости, самомнения, человеческого разрушительного эго. Даже справедливые и глубокие слова в устах пустослова становятся лживыми, потому что они наполняются ядом чувства превосходства над другим человеком.
Пустословие очень плохой фундамент для построения своей жизни.

От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
(Притчи Соломона 14:230

Ведь нет слова без значения. Жизнь переполнена словами - везде и всюду слова, слова, слова; все, что ни делается в этом мире, все делается словом, без слова не делается ничего!

Везде слово. Все делается словом!
И если это слово пустое, то и результат будет такой же. Пустое слово не способно созидать и даже сохранять уже сотворенное. Через пустословие в жизнь может прийти пустота и безысходность.

Покой, тишина в душе - способ избавиться от пустословия.

Современному человеку не хватает безмолвия, тишины. Он уже не хозяин жизни, а песчинка в вихре событий. Многие ищут кого-то, кто бы мог спокойно выслушать... Когда человек понял силу тишины, ему легче уйти от пустословия. Тишина и молчание уже не становятся целью, а средством достижения желаемого. Самое ценное в тишине - возможность через мысли, возникающие в мозгу и врожденных подсознательных способностях, воспринимать информацию, приходящую свыше. Поэтому, так редки пустословы среди молящихся людей.
В противовес пустословию, тишина в душе заставляет человека углубляться внутрь себя. Это приводит к перестройке личности, которая выявляет глубинные внутренние побуждения. Это – путь к самопознанию и самореализации. В это время человек способен ощутить свою личную ответственность за жизнь.
В наши дни, дни словесной шелухи, внутренней сосредоточенности надо терпеливо учиться. Истинная тишина в душе, настоящая сосредоточенность могут прийти только в результате душевного равновесия. Когда человек научится этому, он будет готов услышать слово, сказанное лично ему.
В состоянии покоя, отсутствия пустословия, присутствует чудесная сила сосредоточения на себе. Это факт общеизвестный. Из этого состояния внутреннего покоя прорастают семена слов, полных смысла и содержания. Мысли, избавленные от пустословия, способны творить чудеса в жизни. Главное и самое нужное можно сказать словами, которые рождены в глубине внутренней тишины.

От плода уст своих человек насыщается добром.
(Притчи Соломона 12:14)

Пустословие не так уже и безвредно. Важно пересмотреть свой лексикон. Умение произносить слова, полные жизни и света, очень ценно. Слова имеют свойства:
- Провозглашать
- Утверждать
- Творить
- Вдохновлять
- Назидать

Добрые слова ничего не стоят. Но почему их так трудно говорить порой? От добрых слов еще никто не потерпел крушение или неудачу. Еще ни одного человека добрые слова не привели к безумству. Поистине, добрые слова ничего не стоят в сравнении с тем, что они доставляют. Они пробуждают в людях самое прекрасное и накладывают свой неизгладимый отпечаток на душу человека, преображая ее и делая прекрасной.

Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
(Притчи Соломона 16:24)

То, что человек исповедует устно, в один прекрасный момент может стать реальностью.

Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
(Притчи Соломона 18:21)

Слова, наполненные ропотом, жалобами, раздражением, сеют раздор, снижают способность видеть свет в жизни.
Человек легко может угодить в ловушку собственных уст, давая пустословные обещания или обеты, необдуманные наедине с собой. Язык человека находится в нескольких сантиметрах от мозга, но, послушав некоторых людей, понимаешь - расстояние между языком и умом иногда может достигать метры.
Молчат уста. Но нет ли пустомыслия внутри? В человеке есть молчание внутреннее. Поток беспорядочных мыслей также бывает причиной разрушительного пустословия.
Во время тиши­ны, когда мы думаем о добром и обращены к доброму, устремлены к доброму, мы вспоминаем о законе доброты, который управляет нашей собственной жизнью.
Все в жизни имеет свои сроки и периоды.

Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
(Екклисиаст 3:6-8)

Несколько местописаний из Библии, посвящённых этой теме:

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.
(Притчи 17:28)

Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
(Притчи 18:14)

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
(Притчи 21:23)

Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.
(Притчи 27:14)

Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
(Екклесиаст 5:1)

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
(От Матфея 5:37)

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
(От Матфея 12:36)

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
(Иакова 1:19)

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
(К Римлянам 14:1)

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
(К Ефесянам 5:4)

от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
(1-е Тимофею 1:6)

тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
(1-е Тимофею 6:4-5)

Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
(2-е Тимофею 2:14)

А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
(2-е Тимофею 2:16)

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
(2-е Тимофею 2:23)

Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
(К Титу 3:9)

Притчи 25:11
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На сегодняшний день не многие знают, что такое празднословие, что это за грех и как с ним бороться, поэтому в нижеприведенной статье можно узнать обо всех интересующих вас вопросах, ведь сама тема станет весьма полезной не только верующих людям, но и тем, кто желает свою жизнь изменить к лучшему.

Что значит празднословие в православии

Такого рода греховное деяние являет собой различные слова, которые не диктуются благочестием, то бишь не соответствуют воле Всевышнего и из-за чего это может стать причиной появления физических, материальных, моральных и душевных проблем.

Значение этого греховного деяния трактуется как изречение пустых слов, которые не содержат в себе положительной информации, то есть это могут быть треп, пересказы жизни чужого человека, пересуды и злословия. В таком одном слове кроется огромный набор деяний и отнюдь не добродетельных.

Какие же именно поступки можно отнести к этому согрешению:

  • напевание нехорошие песни с частушками;
  • разговор с кем-либо в грубой форме;
  • высмеивание нелепости другого человека;
  • произнесение критики за глаза;
  • долгое обсуждение бессмысленных вещей, и не только.

В нынешнее время священнослужители говорят, что празднословию можно также отнести и телевизионные или радио передачи, не несущие в себе никакого смысла. Это же касается спортивных игр и состязаний, где комментатор без умолку говорит не только о спортсменах и происходящих событиях на поле. Из этого следует, что такое прегрешение имеется практически у каждого православного человека.

Святые отцы о празднословии

Авва Иперхий: «Тот монах, который не способен будет удержать своего языка, ни в жизнь не сможет усмирить сладострастие. Не придержавший в гневе языка, не горазд сдержать пристрастья»;

Авва Виссарион: «Брат, живущий вместе с другими братьями, просил у аввы Виссариона получения наставления. И тогда Старец произнес:
Сохраняй молчание и никогда не сопоставляй себя с другими»;

Авва Лонгин: «Хранение молчания может привести к плачу, который способен сделать ум безгрешным, а также очистить его»;

Святой Исаак Сирин: «Если человек любит безгрешность и в ней видит Владыку всех, то не следует позволять самому себе совершать злоречий или каких-либо предрассудков и позволять слушать того, кто осуждает или же судит братий своих»;

Как избавиться от греха

Вполне ясно, что это пристрастие является греховным, но как бороться с празднословием и его избежать? В первую очередь не следует заводить разговор с людьми, когда речь пойдет не о каких-либо полезных вещах. Само Священное писание проповедует дабы православные верующие отвечали на вопросы лишь по существу и кратко.

Не даром существует всеми известная мудрость «Молчание-золото», которая появилась не спроста, а дабы следовать ей чтобы не совершить греховных деяний.

Однако, если все же человек согрешил каким-то бессмысленным словом, то ему необходимо исповедаться священнослужителю и воззвать к Всевышнему в просьбе получить прощение.

Празднословие в православии согласно наставлениям священнослужителя, лучше всего исповедовать кратко рассказывая о своих совершенных прегрешения и затем прочесть следующую молитву:

«О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу! Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителя, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. (Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но) святая твоя душа со Ангельскими воинствами, со Безплотными лики, с Небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Богу нашему Иисусу Христу; Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео из готорого Вы узнаете вчем суть греха:

Многословие — один из главных пороков современности. И он часто маскируется под такими лицеприятными качествами как красноречие, коммуникабельность, общительность, отсутствие комплексов. Один из составляющих элементов образа успешного человека — это талант оратора. Но зачастую в противовес косноязычию представляется не умение содержательно и лаконично говорить, а элементарная болтливость, засоряющая души и слух окружающих людей.

Наверняка каждый из нас сталкивался с людьми, которые говорят много по любому поводу и при этом несодержательно. Эффект таких действий очевиден: ораторы, не умеющие кратко и ясно излагать свои мысли быстро утомляют слушателя, заставляют его скучать, отвлекаясь от обсуждаемой темы. Это говорит о том, что говорящий не обладает мастерством лаконичного формулирования мысли.

Слова «многословие» и «пустословие» являются синонимами. И многословный человек-тот, который говорит бессмысленные, «пустые» вещи. Многословие — излишество слов, отсутствие чёткости в речи. Когда же человек произносит большое количество слов, но каждое из которых взвешено, продумано и сказано в нужный момент, то его нельзя назвать многословным или пустословным. В качестве примера можно привести талантливых педагогов, лекторов, проповедников, которые могут говорить достаточно долгие речи, но публика заслушивается ими и получает несомненную пользу.

Люди, виртуозно владеющие словом, постоянно расширяют свой словарный запас, их речевые конструкции точны и понятны собеседникам. Они говорят кратко и по существу, что облегчает процесс понимания информации.

Если же речь человека — это нескончаемый поток слов, над содержанием которых он особо не размышляет, то в таком случае мы можем говорить о недостатке, который требует исправления. Как писал А.С.Пушкин своей супруге: «Утром дела не делаю, а так из пустого в порожнее переливаю».

Писатель М. М. Зощенко ,ознакомившись с романом одного начинающего автора, описал свои впечатления: «Этот роман при всех недочётах еще и чрезвычайно многословен. Очень многое я могу простить литератору, кроме этого греха. Если основная задача художника заключается в умении показать жизнь, ограничив её в каком-то хаосе средствами искусства, то следующая задача художника - уметь ограничить хаос в языке».

Священномученик Серафим (Чичагов) писал о том, как многословие может нанести духовный вред человеку: «Некоторые говорят много вследствие гордости, самомнения и соображения, что они умны, многосведущи и суждения их поразительно правильны. Такие люди испытывают желание высказываться и поэтому объясняют свои мысли обильною речью с многократными повторениями и настаивают, чтобы все удивлялись их красноречию и уму. Когда же разговор касается вещей маловажных, то многоглаголание превращается в пусторечие, от которого происходит бесконечное зло».

Очень красочно грех многословия раскрывается в различных спорах, когда люди пытаются доказать друг другу истинность своих убеждений. Преподобный Серафим Саровский писал об этом: «Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека».

Многословие, пустословие, празднословие – такие виды невоздержания языка пагубно влияют на человека, опустошают душу и отвлекают от богомыслия. Их можно сравнить с сорняками, которые не дают «прорасти» благим мыслям и словам.

Апостол Иаков так описывает разрушительное действие многословия: «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам, воспаляем от геенны». (Иак 3:6)

Давая свободу своему языку, мы даем свободу греховным наклонностям своего сердца и тем самым наносим себе вред.

Святые отцы призывали к молчанию как душеполезной практике и лекарству от греха многословия.

Ахимандрит Ефрем Святогорец поучал своих чад: «Понуждайте себя к молчанию, родителю всех по Богу добродетелей. Молчите, чтобы творить молитву, ибо, когда разговаривает человек, как он может избежать празднословия, от которого и всякое злое слово, отягощающее душу ответственностью?

При работе избегайте разговоров. Лишь два-три слова, и то в случае необходимости. Руки пусть работают для нужд тела, а ум пусть произносит сладчайшее имя Христово, дабы восполнить и нужды души, о которых мы не должны забывать ни на секунду. Не говори, чадо мое, лишних слов, ибо они охлаждают в твоей душе божественную ревность. Возлюби молчание, рождающее все добродетели и ограждающее душу, чтобы не приблизилось к ней диавольское зло. Уста твои пусть изрекают слова, распространяющие благоухание, слова утешения, ободрения и надежды. От произносимого устами виден и внутренний человек, его сущность.

Лучше упасть с высоты, чем пасть по вине языка. Язык причиняет людям величайшее зло».

Свт. Григорий Нисский поучал своих чад:«Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!»

Совершенно очевидно, что современному мирскому человеку бывает чрезвычайно трудно сохранять молчание в силу разных обстоятельств. Но каждый человек,даже самый занятой, среди суматохи дня может найти время для богомыслия, которое неразрывно связано с молчанием.

Святые отцы советовали своим духовным чадам практиковать молчание для приобретения рассудительности, внутреннего спокойствия, собранности ума.

Андреенкова Татьяна