Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков.Модель IS-LM

Ни кривая IS , ни кривая LM не определяют сами по себе величину равновесного дохода Y Е и равновесной ставки процента R Е . Равновесие в экономике определяется совместно кривыми IS и LM в точке их пересечения (рис.6.6).

Одновременное равновесие на денежном и товарном рынках существует лишь при единственном значении уровня дохода (Y Е) и ставки процента (R Е) . Рассмотрим, что произойдет при комбинации Y С , R С . Точка С лежит выше линии IS и ниже линии LM , следовательно, на товарном рынке будет избыток (S>I) , а на денежном рынке – дефицит (L>M) . В такой ситуации совокупный спрос в результате действия мультипликатора будет сокращаться, а ставка процента вследствие падения курса ценных бумаг будет повышаться. Так как оба процесса проходят одновременно, то в конечном счете экономическая конъюнктура стабилизируется при значении Y Е , R Е .

Модель IS–LM позволяет наглядно видеть, как изменения на одном рынке отражаются на другом, и какие при этом возникают обратные связи.

Если рынок товаров и услуг находится в неравновесии, то происходит непредвиденное изменение запасов, и фирмы либо сокращают, либо увеличивают объем производства, двигая экономику в точку равновесия. Если денежный рынок в неравновесии, произойдет давление на ставку процента, и она будет расти при избыточном спросе на деньги, поскольку люди начнут продавать облигации, если они не смогут удовлетворить свой спрос на деньги иным путем, или покупать облигации, если предложение денег превышает спрос на них, и экономика начнет передвигаться в точку равновесия.

Пересечение кривых IS и LM делит плоскость на 4 области (рис.6.7), в каждой из которых имеет место неравновесие. В областях I и II наблюдается избыточное предложение денег, так как они находятся выше кривой LM , а в областях III и IV, лежащих ниже кривой LM, – избыточный спрос на деньги. При этом области I и IV соответствуют избыточному предложению товаров и услуг, поскольку находятся выше кривой IS , в то время как в областях II и III имеет место избыточный спрос на товары и услуги. Направления приспособления экономики и движения ее к равновесию показаны стрелками. Если на товарном рынке существует избыточное предложение товаров, запасы фирм будут увеличиваться, а величина выпуска (дохода) Y уменьшаться (горизонтальные стрелки влево в областях I и IV по направлению к кривой IS ). При избыточном спросе на товары запасы фирм сокращаются, а выпуск увеличивается (горизонтальные стрелки вправо в областях II и III по направлению к кривой IS ). Когда на денежном рынке наблюдается избыточное предложение денег, люди покупают облигации, спрос на которые растет, и поэтому цена их повышается, что ведет (в силу обратной зависимости между ценой облигации и ставкой процента в соответствии с теорией предпочтения ликвидности) к снижению ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях I и II). При избыточном спросе на деньги, наоборот, люди начнут продавать облигации, чтобы получить в обмен наличные деньги в условиях их нехватки, что приведет к росту предложения облигаций, снижению их цены и, соответственно, к росту ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях III и IV). Следует иметь в виду, что более быстро происходит восстановление равновесия на денежном рынке, так как для этого достаточно изменить структуру портфеля активов, что не требует значительных затрат времени, в то время как для изменения величины выпуска требуется продолжительное время.



С учетом этого обстоятельства рассмотрим экономический механизм достижения равновесия , если экономика находится в неравновесии, например, в точке А (рис.6.7). Эта точка находится в области II, где имеет место избыточное предложение денег и избыточный спрос на товары и услуги. Превышение предложения денег над спросом на деньги вызовет снижение ставки процента в результате стремления людей превратить «лишние» деньги в ценные бумаги и в связи с этим ростом спроса на облигации и повышением их цен. На денежном рынке установится равновесие в точке В на кривой LM . Но существующий в этой области избыточный спрос на товары и услуги приведет к снижению запасов у фирм и росту выпуска (дохода), что обусловит неравновесие денежного рынка и сместит экономику в область III (точка С ), соответствующую избыточному спросу на деньги, что приведет к росту ставки процента и возврату на кривую LM . Однако сохраняющийся избыточный спрос на товарном рынке, несмотря на возможное сокращение инвестиционного спроса, вызванное ростом процентной ставки, обеспечит дальнейшее сокращение запасов и увеличение производства. Денежный рынок окажется в неравновесии (появится избыточный спрос на деньги вследствие роста дохода), что обусловит рост ставки процента и возвратит экономики на кривую LM в точку D , которая лежит ниже кривой IS и соответствует все еще избыточному спросу на товары и услуги. В результате дальнейшего сокращения запасов и роста производства экономика переместится в точку F , вновь нарушив равновесие денежного рынка и т.д., пока не придет в равновесную точку Е . Таким образом, экономика будет двигаться как бы по лестнице (по ступенькам), пока не попадет в точку совместного равновесия товарного и денежного рынков – точку пересечения кривых IS и LM .



Совместным равновесием называют состояние экономики, при котором для данной ставки процента и уровня дохода характерно одновременное равновесие на рынке благ и рынке денег.

При которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все сочетания Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые. Точка Е - единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Во всех точках, лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них, так как процентная ставка высока для равновесия на денежном рынке. Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов ≪лишних денег≫, что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой IS вниз, к точке Е.(и наоборот).

Если точка расположена выше кривой.IS, то реальный доход больше совокупных. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство, что повлечёт уменьшение реального дохода. Параллельно будет падать спрос на деньги, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.(и наоборот)

Тяготение эк.сист. к равновесию не означает, что при равновесном выпуске будет достигнута полная занятость. Для её обеспечения правительство должно проводить стабилизационную политику, используя фискальную и денежную политику.
21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Важная составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов, которые оказывают влияние на совокупный спрос , аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как изменение частных инвестиций, служит толчком, пробуждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий , т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.
25.Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

Фискальная политика будет относительно эффективной в том случае, если инвестиции(IS крутая) малочувствительны по отношению к ставке процента, значение mрс и мультипликатора невелико, а спрос на деньги(LM пологая) чувствителен кизменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода. Бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь ≪О бюджетном устройстве≫, страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь ≪О налогах и сборах ≫, при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений - местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопреде- лена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня ; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета - в местные.

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления:

радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

повышение эффективности управления государственным долгом.

снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

повышение эффективности управления государственными финансами;

28.Инструменты денежно-кредитной политики.

Эффективность ден.-кред. политики зависит от выбора её инструментов. Инструменты д.-к. политики – совокупность монетарных мероприятий, используемых ЦБ для достижении эк. целей. Существуют общие , влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные , предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д., косвенные (экономические) методы регулирования – воздействуют на д.-к. сферу через формирования условий функционирования ден. рынка и рынка капиталов - и прямые (административные) – директивы, предписания и инструкции, который ограничивают сферу деят-ти кред. института. Основные:

Изменение учётной ставки. Уч. ст. - это %, кот. коммерческий банк платит ЦБ за представленную им ссуду. С помощью уч.ст. ЦБ определяет условия доступа к централизованным кредитам, оказывает воздействие на степень доходности и прибыльности банковской операции. Изменение уч. ст. ЦБ использует для контроля за объёмом денежной базы и предложением денег. Повышая – сокрщает предл.денег; понижая – увеличивает.

Изменение нормы обязательных резервов – позволяет регулировать банковскую ликвидность (способность банков погашать свои обязательства в денежной форме) и объём кредитования. Оперирование нормами обяз.резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег и ставку процента, используя чувствительность величины денежной базы и денежного мультипликатора к изменениям норм. Он виляет на способность ком. банков путём кредитования создавать новые деньги. При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшое изменение норм обяз.резервов вызывают сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций – могут привести к нарушениям ден.-финансового равновесия.

Операции на открытом рынке – покупка ЦБ гос. ценный бумаг и их продажа ком.банкам и населению. Вследствие проведения ЦБ операции с ценными бумагами увеличивается либо уменьшается объём собственных резервов как отдельных ком.банков, так и банковской системы в целом , что влечёт за собой изменение стоимости кредита, спроса на деньги и денежного предложения. Для увеличения предложения денег ЦБ покупает ценные бумаги, для уменьшения – продаёт.

Для воздействия на денежную массу ЦБ может использовать покупку-продажу иностранной валюты – интервенции на валютном рынке. Они влияют на величину денежной базы. Покупая иностр.валюту ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу, а продавая – уменьшает базу и предложение денег.
32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.

Изменение объема национального выпуска связано с изменением количества используемых производственных ресурсов, в том числе труда: для производства большего объема благ требуется привлечение большего количества работников, что приводит к росту цены на данный ресурс. Как видим, между ценами на экономические блага и изменением числа занятых в стране существует взаимосвязь. Первым обратил на нее внимание британский экономист А.У. Филлипс - он проанализировал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты).

Позже П. Самуэльсон и Р. Солоу подтвердили существование подобной функциональной зависимости применительно к экономике США. Данная связь объяснялась ими тем, что высокий совокупный спрос, с одной стороны, способствует снижению уровня безработицы, а с другой - ведет к повышению заработной платы и цен. Графическую интерпретация обратной зависимости между инфляцией и безработицей назвали кривой Филлипса.

Используя алгебраическую формулу закона Оукена и зависимость между темпом инфляции(разница между факт. уровенм цен в данном и прошлом периодах) и объёмом нац. выпуска составили уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’).

Оно не учитывает того, что на инфляцию могут оказывать воздействие так называемые шоки предложения (ε) - резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одновременному росту безработицы и инфляции; позитивные - действуют в обратном направлении. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’)+ε

Уравнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, а точнее, разнице между ее фактическим и естественным уровнями. Эта зависимость иллюстрируется движением вдоль кривой Филлипса , изменения инфляционных ожиданий и шоки предложения приводят к ее сдвигу.

Чёткая обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде.

Ситуация одновременного существования достаточно высоких темпов инфляции и безработицы называется стагфляцией.

Ее возникновение монетаристы и неоклассики объясняют с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий, а последователи кейнсианской школы используют для этого анализ шоков предложения. Последние вызываются резкими изменениями производственных издержек вследствие, например, изменения цен на ресурсы либо изменениями технологий производства, стихийными бедствиями и т.д. Обычно рассматривают негативные шоки предложения, связанные с ростом цен и издержек, которые сдвигают кривую совокупного предложения влево-вверх. Шоки, предложения могут быть и позитивными: улучшение технологий производства, снижение цен на ресурсы и издержек приводят к сдвигу кривой совокупного предложения вправо- вниз, что вызывает рост объема национального выпуска и снижениеуровня цен.
19.Модель IS - LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей IS - LM и AD - AS .131?

Модель IS -LM позволяет оценить влияние макроэкономической политики на совокупный спрос.

Можно также рассмотреть всевозможные уровни цен и соответствующие им уровни равновесного реального дохода и построить совокупность точек. Соединив их, получим кривую совокупного спроса,АD. Она будет иметь отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Поскольку кривая AD выводится на основании модели IS -LM, ее наклон будет определяться наклонами кривых IS и LM. На совокупный спрос оказывает влияние проводимая фискальная политика.

В результате проведения стимулирующей фискальной политики кривая совокупного спроса перемещается вправо. К аналогичному сдвигу кривой приводят также рост государственных закупок, снижение налогов. В результате проведения сдерживающей фискальной политики (сокращения государственных расходов, социальных трансфертов, роста налогов) кривая совокупного спроса AD2 сместится влево.

Уменьшение номинальной денежной массы при данном уровне цен приведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево. Степень влияния изменения денежной массы на сдвиг кривой совокупного спроса зависит от величины прироста (сокращения) дохода в модели IS -LM.

Стимулирующие фискальная и денежно-кредитная политика могут влиять на совокупный доход (выпуск) в краткосрочном периоде, но не влияют на уровень выпуска в долгосрочном периоде. Поэтому при оценке их относительной эффективности необходимо учитывать, насколько быстро наступит долгосрочный период.
20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных закупок и налогообложения, предоставлению льгот, субсидий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности , поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция ) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные расходы и налоги.

Государственные расходы включают государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита.

Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Их изменение влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного налога увеличивает находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к росту потребительских расходов. Снижение налогов на прибыль корпораций содействует росту инвестиционных расходов, расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА - превышение расходов бюджета над его доходами. Различают: структурный – разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования эк.сист., возникает в результате осознанно принимаемых правительством мер по увеличению гос расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада; циклический – дефицит, являющийся результатом циклического падения производства, автоматического сокращения налоговой поступлений и увеличения гос.трансферов на фоне эк.спада, свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики: инфляция,«эффект Танзи»(налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет, за время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.)

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Деньги – это запас страны (величина на определенную дату), а не поток. Объем реального выпуска – это поток (величина за определенный промежуток времени). Одна из центральных проблем макроэкономики – влияние изменения запасов на потоки. В данном случае эта проблема сводится к изучению влияния изменения объема денежной массы на реальный объем национального производства.

Если количество денег в стране увеличивается, но деньги не поступают в обращение, то это изменение не влияет на реальный поток доходов. Однако в большинстве случаев деньги поступают в обращение. Тогда степень их влияния на изменение реального дохода, (а через него на уровень занятости), зависит от гибкости цен.

Если макроэкономические цены на всех рынках страны абсолютно гибкие и изменяются в той же пропорции что и денежная масса, увеличение количества денег не приводит к увеличению реального объема доходов. В этом случае говорят, что деньги нейтральны . Если изменение денежной массы влияет на изменение реальных показателей, то говорят, что деньги не нейтральны .

Для анализа проблемы нейтральности денег воспользуемся «количественной формулой обмена».

где M – денежная масса страны, V – скорость обращения денег, P – уровень цен в стране, Y – реальный объем производства.

Преобразуем данную формулу для темпов прироста показателей.

Темп прироста денежной массы;

Темп прироста скорости обращения денег;

Темп прироста реального объема производства (реального ВВП);

Темп прирост уровня цен (темп инфляции).

Запишем «количественное уравнение обмена» через темпы прироста:

Если темп прироста денег стабилен, то темп прироста скорости обращения денег тоже стабилен. Поэтому:

где - темп прироста номинального ВВП.

В реальности скорость обращения денег не является стабильной величиной. Вместе с тем на нее оказывают влияние следующие факторы:

Процентная ставка. По мере роста ставки процента домашние хозяйства все чаще предпочитают обращаться в банк, сокращая количество наличных денег, находящихся на руках. В результате скорость обращения денег возрастает.

Реальный национальный доход. При увеличении реального национального дохода возрастает спрос на деньги, а вслед за ним и скорость обращения денег.

Институциональные факторы. Скорость обращения денег является убывающей функцией от уровня реальных операционных издержек, связанных с конвертацией денег в финансовые активы, приносящие доход. В реальности данный показатель находится под влиянием технологических нововведений (введение кредитных карточек, электронных систем и банковских автоматов), а так же финансового регулирования (банковское законодательство определяет условия конвертации активов, приносящих доход в чековые счета и наличность).



Следует иметь в виду, что для разных агрегатов степень устойчивости скорости обращения денег различная. Наибольшей устойчивостью обладает скорость обращения денег для агрегата М2 . Поэтому именно агрегат М2 является тем агрегатом, который регулирует Центральный банк.

1) Если цены абсолютно гибкие, то темп инфляции совпадает с темпом прироста денежной массы: , поэтому

2) Если цены абсолютно негибкие (стабильные), то темп прироста денежной массы совпадает с темпом прироста реального ВВП. Иными словами, при

3) Если цены меняются, но в меньшей пропорции чем денежная масса (), то темп прироста реального ВВП равен разности между приростом денежной массы и темпом инфляции:

В первом случае деньги нейтральны, т.к. . Во втором и третьем случаях деньги не являются нейтральными, поскольку

В макроэкономической теории, также как и в микроэкономике, используется понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, но их концептуальная трактовка разная. В макроэкономике под долгосрочным периодом понимается период, в течение которого все цены на товарных и ресурсных рынках являются гибкими и изменяются в равной пропорции. Иными словами за этот период цены на ресурсы и, прежде всего, заработная плата, успевают приспособиться к изменению уровня цен на товары. Средняя продолжительность этого периода составляет шесть лет.

Период, в течение которого цены на товарных и ресурсных рынках являются относительно негибкими или в течение которого динамика заработной платы отстает от динамики уровня цен, называется краткосрочным периодом . При этом и в долгосрочном и в краткосрочном периодах объем применяемого капитала остается неизменным.



Учитывая понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, можно сделать вывод, что деньги являются нейтральными в долгосрочном периоде и не обладают этим свойством в краткосрочном периоде. Из сказанного вытекает, что денежно-кредитная политика, связанная с изменением денежной массы, может повлиять на реальное производство в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде, когда деньги нейтральны, важнейшей задачей денежно-кредитной политики остается стабилизация уровня цен, т.е. в долгосрочном периоде (для ), Центральный банк должен увеличивать денежную массу темпом, равным темпу прироста реального ВНП (). Необходимость увеличения денежной массы темпом, равным темпу прироста реального объема производства с целью стабилизации уровня цен в долгосрочном периоде называется монетарным правилом . Это правило впервые было сфомулировано М. Фридманом и занимает важное место в теории монетарисстов.

Неоклассическое направление анализирует функционирование экономики в долгосрочном периоде при условии гибкости цен. Это направление рассматривает деньги как нейтральные. Кейнсианство анализирует функционирование экономики в краткосрочном периоде, поэтому в данной концепции деньги не нейтральны. Возникшая в 70-ые годы ХХ века «новая классическая школа» базирующаяся на теории рациональных ожиданий, доказывает, что деньги являются нейтральными даже в краткосрочном периоде, если ожидания экономических субъектов рациональны и они не делают систематических ошибок в прогнозе. Таким образом, в данной концепции деньги обладают свойством супернейтральности .

Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков (IS-LM)

Кривая IS отражает все комбинации процентной ставки и дохода, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM -- все сочетания Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые. ТочкаЕ -- единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Во всех точках, лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них, так как процентная ставка высока для равновесия на денежном рынке. Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов?лишних денег?, что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой IS вниз, к точке Е.(и наоборот).

Если точка расположена выше кривой.IS, то реальный доход больше совокупных. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство, что повлечёт уменьшение реального дохода. Параллельно будет падать спрос на деньги, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.(и наоборот)

Тяготение эк.сист. к равновесию не означает, что при равновесном выпуске будет достигнута полная занятость. Для её обеспечения правительство должно проводить стабилизационную политику, используя фискальную и денежную политику.

Модели макроэкономического равновесия, рассмотренные ранее, описывали рынки товаров и услуг, или "реальный" сектор экономики, без учета денежных факторов. Включение в анализ общего равновесия денежного рынка возможно с использованием модели IS-LM , которая хотя и несколько усложняет анализ, но одновременно дает большие возможности для исследования взаимодействия рынков товаров и денег.

Модель совместного равновесия IS-LM (инвестиции - сбережения, предпочтение ликвидности - деньги) включает в себя элементы "кейнсианского креста" и теории предпочтения ликвидности Кейнса. Впервые модель была представлена английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Дж. Хиксом в статье "Мистер Кейнс и классики" (1937), а более широкое распространение получила после выхода в свет книги А. Хансена "Денежная теория и фискальная политика" (1949). Поэтому она иногда звучит как модель Хикса - Хансена. Современные экономисты включают в модель финансовый рынок в целом, т.е. рынки денег и ценных бумаг.

Модель IS-LM описывает функционирование экономики в краткосрочном периоде. Она может рассматриваться как модель определения равновесного уровня дохода при фиксированных ценах, а также как модель совокупного спроса и в этом случае является частью более обшей модели AD-AS.

В модели IS-LM краткосрочное равновесие понимается как равновесие на рынках товаров и услуг и денежном рынке. Связующим звеном служит процентная ставка, равновесный размер которой отражает динамику экономических процессов, происходящих на этих рынках.

Условием равновесия на товарном рынке является равенство инвестиций и сбережений: I = S. Простейший график кривой IS связан с использованием функций сбережений и инвестиций (рис. 18.4). Поскольку инвестиции есть функция от процента, а сбережения есть функция от дохода, то, приравняв I к S, можно получить функцию IS [I (R) = S (Y )]. Кривая IS - это кривая равновесия на товарном рынке.

На рис. 18.4, а изображена функция сбережений, которая показывает, что с ростом дохода от Y 1 до Y 2 сбережения увеличиваются с S 1 до S 2 .

На рис. 18.4, б изображена функция инвестиций: рост сбережений сокращает процентную ставку с R 1 до R 2 и увеличивает инвестиции с I 1 до I 2 . При этом I 1 = S 1 , а I 2 = S 2 .

На рис. 18.4, в показана кривая IS: чем выше реальная ставка процента, тем ниже равновесный уровень дохода.

Рис. 18.4. График кривой IS с функциями сбережений и ставки процента

Аналогичные выводы могут быть получены с использованием модели "кейнсианского креста" (рис. 18.5), в которой описывается равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая IS выводится из модели "кейнсианского креста" в предположении о возможности изменения ставки процента (R). Изменение процентной ставки приводит к изменению планируемых инвестиций на I , следовательно, изменяется равновесный уровень дохода на Y.

Рис. 18.5. График кривой IS с моделью "кейнсианского креста "

На рис. 18.5, а изображена функция инвестиций. Поскольку ставка процента - это издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов, то рост ставки процента от R 1 до R 2 уменьшает планируемые инвестиции с I (R 1) до I (R 2) .

На рис. 18.5, б изображен "кейнсианский крест": уменьшение планируемых инвестиций с I (R 1) до I (R 2) сокращает доход с Y 1 до Y 2 .

На рис. 18.5, в показана кривая IS как результат взаимодействия между ставкой процента и доходом.

Движение вдоль кривой IS показывает, как должен измениться уровень дохода при изменении уровня процентной ставки, для того чтобы на рынке товаров и услуг сохранилось равновесие. Кривая IS

имеет отрицательный наклон, иллюстрируя то обстоятельство, что увеличение ставки процента от R 1 до R 2 ведет к уменьшению планируемых инвестиций и, как следствие, уменьшается доход от Y 1 до Y 2 . Во всех точках выше кривой IS объем запланированных расходов меньше дохода, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг. Во всех точках ниже кривой IS наблюдается дефицит на рынках товаров и услуг. То есть равновесию на товарных рынках соответствуют лишь точки, расположенные непосредственно на кривой IS.

На денежном рынке равновесие наступает, когда спрос на деньги (L) совпадает с их предложением (M ). Последняя величина берется за данную. Что касается спроса на деньги, то согласно кейнсианской теории он определяется в основном двумя мотивами.

Первый - трансакционный - обусловлен потребностью в деньгах для реализации коммерческих сделок. Он является, главным образом, функцией дохода: L1 = L1(Y). Чем выше уровень дохода, тем больше сделок заключается в экономике, тем интенсивнее при настоящих ценах потребность в деньгах.

Второй мотив - спекулятивный. Действуя на финансовом рынке, экономические субъекты постоянно оказываются перед выбором, в какой форме держать средства - в деньгах или в ценных бумагах. Владение ценными бумагами, с одной стороны, связано с большим риском, а с другой - дает право на получение процента. Чем выше ставка процента, тем большее предпочтение отдается ценным бумагам, тем слабее спекулятивный мотив спроса на деньги. Поэтому спекулятивный спрос на деньги является убывающей функцией нормы процента: L 2 = L 2 (R).

Таким образом, совокупный спрос на деньги, обусловленный трансакционным и спекулятивным мотивами, ставится в прямую зависимость от уровня дохода и в обратную зависимость от рыночной ставки процента: L = L 1 (Y) + L 2 (R), или L = L(Y, R).

Приравняв L к М. можно получить функцию LM [L (Y, R) = M ]. График кривой LM изображен на рис. 18.6.

Кривая LM - кривая равновесия на денежном рынке. Она фиксирует все комбинации дохода (Y) и ставки процента (R ), которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданном центральным банком денежном предложении (MS ). Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению: зависимость является положительной.

Рисунок 18.6, а показывает денежный рынок. Возрастание дохода от Y 1 до приводит к росту спроса на деньги и, следовательно, повышает ставку процента от R 1 до R 2 .

Рисунок 18.6, б показывает кривую LM (имеет положительный наклон и является восходящей): чем выше уровень дохода, тем выше ставка процента.

Рис. 18.6. График кривой LM

Точки ниже и выше кривой LM характеризуют неравновесное состояние денежного рынка. В точках слева от кривой LM ставка процента слишком высока, поэтому предложение денег превышает спрос на них (L < М). В точках, лежащих справа от кривой LM, ставка процента слишком низка, поэтому спрос на деньги превышает их предложение (L > М). Следовательно, равновесию на денежном рынке соответствуют лишь точки, расположенные непосредственно на кривой LM.

Совместное равновесие на рынках благ и денег достигается в точке пересечения кривых IS и LM.

На рис. 18.7 изображено совместное равновесие на рынке товаров и услуг и на рынке денег. Точка, в которой пересекаются кривые IS и LM, фиксирует такое соотношение ставки процента (R) и уровня дохода (Y ), при котором достигается равновесие как в товарном секторе экономики, так и в денежном. Другими словами, при таком соотношении ставки процента и дохода нет излишка и дефицита ни на товарном, ни на денежном рынке. Совокупный спрос, соответствующий этой ситуации, называется эффективным спросом.

Рис. 18.7. Равновесие на рынках товаров и денег

Сдвиги кривых IS и LM отражают проводимую экономическую политику. К сдвигу кривой IS приводят мероприятия бюджетно-налоговой политики, т.е. изменения государственных расходов и налогов. Кривая LM сдвигается вследствие изменений в денежно-кредитной политике.

Последствия бюджетно-налоговой политики государства представлены на рис. 18.8, 18.9. Здесь возможны две ситуации.

Рис. 18.8. Последствия бюджетно-налоговой политики: сокращение размера налогов

1. Предположим, что государство сокращает налоги на ΔТ (рис. 18.8). В этом случае кривая IS смещается вправо на расстояние, равное

где AT - величина, на которую сократятся налоги;

Налоговый мультипликатор.

Равновесие перемещается из точки А в точку В. Сокращение налогов увеличивает доход с К, до увеличивается и ставка процента с R 1 до R 2 .

2. Предположим, что государство увеличивает государственные расходы на ΔG (рис. 18.9). В этом случае кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное

где AG - увеличение государственных расходов;

Мультипликатор государственных расходов.

Рис. 18.9. Последствия бюджетно-налоговой политики: увеличение размера государственных расходов

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - увеличение государственных расходов или уменьшение налогов - сдвигает кривую IS вправо вверх. В результате ставка процента и уровень дохода увеличиваются. Рост государственных расходов и снижение налогов приводят к эффекту вытеснения частных инвестиций, который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика сдвигает кривую IS влево вниз, снижая ставку процента и уровень дохода.

Стимулирующая денежно-кредитная политика увеличивает предложение денег, а это позволяет обеспечить краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения. Увеличение предложения денег сопровождается снижением процентной ставки с R 1 до R 2 , что приводит к снижению цены кредита. Это способствует росту инвестиций (I). В итоге совокупные расходы и доход (Y) увеличиваются, вызывая рост потребления. Этот процесс носит название механизма денежной трансмиссии. Кривая LM сдвигается вправо вниз. Равновесие перемещается из точки А в точку В, т.е. уровень дохода увеличивается с Y 1 до Y 2 (рис. 18.10).

Рис. 18.10. Последствия денежно-кредитной политики

Сдерживающая денежно-кредитная политика сдвигает кривую LM влево вверх, увеличивая ставку процента и снижая уровень дохода.

Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика не проводятся изолированно. Эффект фискальной политики зависит от того, как на нее реагирует центральный банк, какой политики он придерживается.

Допустим, происходит увеличение суммы собираемых налогов на величину ΔT . В этом случае, если центральный банк поддерживает на постоянном уровне предложение денег, это приведет к падению выпуска и ставки процента в краткосрочном периоде (рис. 18.11, а). Если центральный банк поддерживает ставку процента на постоянном уровне, то он должен уменьшить предложение денег. Результатом этого будет более сильное снижение выпуска продукции (рис. 18.11, б). Если центральный банк поддерживает доход на постоянном уровне, то он увеличит предложение денег, что вызовет более сильное падение ставки процента (рис. 18.11, в).

Рис. 18.11. Последствия снижения налогов в случае проведения политики контроля предложения денет (а), ставки процента (б) и уровня дохода (в)

Равновесный уровень выпуска (дохода) в краткосрочном периоде определяется в модели IS-LM при фиксированных ценах. Повышение уровня цен от Р 1 до Р 2 снижает реальное предложение денег, что графически соответствует сдвигу кривой LM влево (рис. 18.12, а). Следовательно, изменяется и равновесный уровень дохода, т.е. справедлива зависимость равновесного дохода (выпуска) от уровня цен, которая и обобщается кривой совокупного спроса (AD). Снижение предложения денег повышает ставку процента (R), что приводит к снижению инвестиций (I ). В итоге объем производства снижается с Y 1 до Y 2 (рис. 18.12, б).

Рис. 18.12. Графическое выведение кривой АD из модели IS-LM

Сокращение налогов, увеличение государственных расходов или увеличение предложения денег сдвигают кривую совокупного спроса (AD) вправо. Однотипный сдвиг кривой AD сопровождает совершенно различные сдвиги кривых IS и LM, соответствующие мерам стимулирующей бюджетно-налоговой и стимулирующей денежно-кредитной политики.

Увеличение предложения денег сдвигает кривую LM | вправо до положения LM 2 , АD 1 до AD 2 (рис. 18.13). Рост предложения денег приведет к понижению ставки процента и увеличению выпуска продукции.

При росте государственных расходов (или снижении налогов T) смещается кривая IS 1 вправо в положение IS 2 , что отражает рост совокупного спроса от AD 1 до AD 2 . Одно из следствий увеличения фискальных расходов проявляется в росте процентных ставок, приводящем к сокращению инвестиций (эффект вытеснения) и частного потребления. Однако эффект вытеснения срабатывает лишь частично и совокупный спрос растет, несмотря на снижение частных расходов из-за увеличившихся процентных ставок. Следовательно, при любом данном уровне цен уровень совокупного спроса будет выше в результате фискальной экспансии, поэтому воздействие увеличения государственных расходов может быть изображено на графике как сдвиг вправо кривой совокупного спроса (рис. 18.14).

В модели IS-LM встречаются три очень важных частных случая, которые оказали большое влияние на дискуссии по поводу основных концепций макроэкономики. Первый случай соответствует монетаристским воззрениям и основывается на количественной теории денег, в которой спрос на деньги зависит от уровня дохода и совсем не зависит от уровня ставки процента. Если спрос на деньги нечувствителен к изменению ставки процента, кривая LM вертикальна и фискальная экспансия не оказывает никакого воздействия на совокупный спрос, тогда как денежная политика чрезвычайно эффективна по воздействию на совокупный спрос.

Горизонтальная кривая LM, предложенная Кейнсом и широко обсуждавшаяся в 40-50-х годах XX в., характерна для второго случая, когда спрос на деньги бесконечно эластичен относительно ставки процента, т.е. равновесие на денежном рынке достигается при низкой ставке процента. В этом случае, названном "ликвидной ловушкой", денежная политика не влияет на выпуск, так как увеличение денежной массы не оказывает никакого воздействия на процентную ставку, фискальная политика сильно влияет на совокупный спрос.

Третий случай возникает, когда потребление и спрос на инвестиции неэластичны относительно ставки процента, кривая IS вертикальна; фискальная политика существенно воздействует на совокупный спрос, тогда как денежная политика не оказывает на него никакого влияния. Этот случай соответствует взглядам послевоенных кейнсианцев.

Фискальная политика полностью срабатывает, т.е. эффект вытеснения отсутствует, и тогда, когда кривая IS вертикальна, и тогда, когда кривая LM горизонтальна. Однако причины этого различны в каждом случае. При наличии "ликвидной ловушки" (горизонтальная LM) ставка процента не изменяется, так как равновесие на денежном рынке достигается при единственном ее уровне. Таким образом, фискальная экспансия не ведет к росту процентной ставки и эффекта вытеснения не возникает. Напротив, когда кривая IS вертикальна, процентные ставки растут (при условии, что LM имеет обычный вид), но частные расходы - потребление и инвестиции - не уменьшаются в ответ на повышение ставки процента.

Модель IS-LM позволяет определить условия, при которых изменения в фискальной и денежной политике оказывают влияние на совокупный выпуск в экономике. Однако и фискальная и монетарная экспансия вызывают лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска, не способствуя росту экономического потенциала. Обеспечение долгосрочного экономического роста не может быть решено только с помощью регулирования совокупного спроса. Стимулы экономического роста также связаны с политикой в области совокупного предложения.