В общем, австралийские законы можно и не выполнять, главное сообщить об этом мелким шрифтом. Бой между Sydney и Kormoran Сидней корабль

Королевский Австралийский Военно-Морской Флот получил боевое крещение 9 ноября 1914 года. В сражении у острова Кокос крейсер "Сидней" потопил немецкий рейдер "Эмден", навсегда оставив свое имя в военно-морской истории.

В этом бою автралийцы расчитались за гибель русских моряков с крейсера "Жемчуг", потопленного "Эмденом" 28 октября 1914 года. В начале Первой Мировой войны на Тихом Океане действовала немецкая эскадра, состоящая из двух броненосных и четырех легких крейсеров, среди которых был и построенный в 1908 году «Эмден» - легкий бронепалубный крейсер водоизмещением 3592 тонны, вооруженный 10 орудиями калибра 4.1 дюйма. Будучи последним из немецких крейсеров, имевших паровые машины, он развивал сравнительно невысокую скорость (24.1 узла). Боевая карьера этого рейдера, длившаяся лишь немногим более трех месяцев, была столь успешной, что он навсегда оставил за собой место в военно-морской истории. Картина художника А. Берджесса - Горящий "Эмден" Тридцать первого июля 1914 года «Эмден» покинул порт Циндао – немецкую военно-морскую базу в Китае. Было очевидно, что до вступления в войну крупнейших европейских государств остались считанные дни, и капитан немецкого крейсера Фон Мюллер предпочел встретить ее в открытом море. Второго августа команда «Эмдена» узнала о том, что Германия объявила войну России и на следующий же день, узнав о том, что Франция присоединилась к России, капитан немецкого крейсера Фон Мюллер начал охоту за судами союзных держав. Крейсер "Эмден" Четвертого августа близ острова Цусима «Эмден» встретил русский пароход «Рязань» водоизмещением 3500 тонн, направлявшийся в Нагасаки. «Рязань», на борту которой находилось около 80 пассажиров и немного груза, пыталась уйти от погони в воды нейтральной Японии, посылая по радио сигналы о помощи во Владивосток. Заглушив радиосигналы русского парохода, «Эмден» после часовой погони настиг его и вынудил остановиться серией из 12 предупредительных выстрелов. Когда на борт «Рязани» поднялся офицер призовой команды Юлиус Лаутербах, русский капитан попытался изобразить полное незнание немецкого языка, однако Лаутербах, смеясь, напомнил ему, что всего лишь месяц назад они оживленно беседовали в одном из баров Циндао... Фон Мюллер, находясь под впечатлением от быстроходности нового русского парохода (по иронии судьбы, построенного в Германии), принял решение сохранить его для последующего использования в качестве вспомогательного рейдера. Впоследствии немцы установили на «Рязани» восемь 4-дюймовых орудий, снятых со старой канонерской лодки «Корморан», и укомплектовали новоиспеченный рейдер командой с этого же судна. 27 августа 1914 года его включили в тихоокеанскую эскадру графа фон Шпее под именем «Корморан II»*. Не достигнув каких-либо результатов, новоиспеченный рейдер был интернирован в декабре того же года в порту Гуам. Двенадцатого августа русские крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», в свое время принимавшие участие в морских сражениях русско-японской войны, были присоединены к англо-французской эскадре под командованием адмирала Жеррама, основной задачей которой были поиск и уничтожение германских крейсеров. Русские корабли приняли участие в охоте на угольщиков эскадры фон Шпее и конвоировании английских и французских транспортов… «Эмден» тем временем захватывал и топил один транспорт за другим. Двадцать второго сентября рейдеру удалось обстрелять индийский порт Мадрас и нанести серьезный ущерб его нефтехранилищам. В результате обстрела погибли 5 и получили ранения 12 портовых рабочих. Двадцать шестого октября 1914 года «Жемчуг» прибыл в Пенанг (остров у северо-западного побережья Малайи) на стоянку для чистки котлов. Вопреки совету адмирала Жеррама, который предупреждал о необходимости принятия повышенных мер предосторожности, капитан «Жемчуга» Черкасов 27 октября покинул крейсер, чтобы провести ночь на берегу. Торпедные аппараты крейсера были незаряжены, возле орудий было складировано только 12 снарядов. Количество моряков на вахте было не больше, чем обычно… Крейсер "Жемчуг" Капитан «Эмдена», тем временем, правильно рассчитал, что крейсерам союзной эскадры придется время от времени заходить в порты для ремонта и пополнения запасов воды и угля. Наиболее удобным местом для стоянки была бухта Пенанг, и фон Мюллер решил испытать удачу. Утром 28 октября 1914 года «Эмден», несущий фальшивую трубу и замаскированный под британский крейсер «Yarmouth», вошел в бухту Пенанг. Единственным крупным военным кораблем, стоящим на якоре, был «Жемчуг», повернутый левым бортом к входу в бухту. В 5.13 «Эмден» поднял германский флаг и открыл огонь, а в 5.18 с расстояния примерно 360 метров выпустил первую торпеду, взорвавшуюся в кормовой части корпуса русского крейсера. Половина снарядов «Жемчуга» была складирована возле кормового орудия, которое вышло из строя, когда на него упала сорванная разрывом вражеского снаряда спасательная шлюпка. Еще шесть снарядов были сложены у орудия N2 правого борта. Орудийный расчет перетащил снаряды к носовому орудию и открыл ответный огонь, но безуспешно – один из снарядов пролетел над «Эмденом» и попал в стоявшее на якоре грузовое судно. В 5.28, развернувшись на 180 градусов, немецкий крейсер выпустил еще торпеду из аппарата левого борта примерно с 700 метров. Попадание этой торпеды оказалось роковым для «Жемчуга» - крейсер взорвался, переломился пополам и затонул. Восемьдесят девять русских моряков погибли, 143 получили ранения. Гибель «Жемчуга» дорого обошлась двум его офицерам - капитану Черкасову и старшему лейтенанту Кулибину. За преступную халатность они были приговорены к тюремному заключению (3.5 и 1.5 года соответственно) и лишены офицерских званий, наград и дворянских званий. В бухте находилась и французская канонерская лодка «D’lberville». Она начала обстреливать «Эмден», но тот уклонился от боя, так как его сигнальщики увидели в нескольких километрах от входа в гавань военный корабль, который сначала приняли за крейсер. Решив, что небольшая канонерка от него никуда не уйдет, фон Мюллер сконцентрировал внимание на более крупном вражеском корабле. Это был французский миноносец «Mousqet», довольно беспечно приближавшийся к входу в бухту. Когда дистанция между ним и «Эмденом» уменьшилась примерно до двух миль, «Эмден» дал залп всем бортом. Только теперь на миноносце поняли, с кем им пришлось встретиться. «Mousqet» круто повернул влево и дал полный ход, пытаясь уйти, но было поздно. По воспоминаниям старшего офицера «Эмдена» Х. Мюкке, уже на третьем залпе немецкие моряки заметили 5 попаданий в корпус вражеского судна. Затем раздался страшный взрыв, по-видимому, от детонации одного из погребов, и густое облако дыма и угольной пыли окутало всю заднюю половину миноносца. Французские моряки успели выпустить по «Эмдену» две торпеды и несколько снарядов, но было уже поздно – через десять минут после начала боя «Mousqet» затонул. Судьбу своего корабля разделил получивший несколько ранений капитан… Когда к месту гибели миноносца подошли спасательные катера с «Эмдена», французские моряки, напуганные рассказами о жестоком обращении немцев с военнопленными, пытались уйти вплавь, хотя добраться до берега не было никакой надежды. Немцам удалось подобрать 36 французских моряков. Тем временем сигнальщики «Эмдена» заметили еще один миноносец, выходящий из бухты. Он попытался погнаться за немецким крейсером, но тот оставил его позади за стеной тропического дождя.. Среди спасенных французских моряков было много раненых. Немцы оказали им медицинскую помощь, но трое раненых умерли на борту немецкого крейсера и были похоронены в море с воинскими почестями. В церемонии похорон участвовал взвод команды «Эмдена» в парадной форме, ружейный караул и все офицеры. Фон Мюллер произнес по-французски небольшую речь - рыцарское отношение враждующих сторон друг к другу в годы Первой Мировой войны было обычным явлением… Позднее, уже после того, как немцы высадили пленных на берег в порту Сабан, еще один раненый французский офицер скончался в береговом госпитале. На «Аскольде» узнали о трагедии «Жемчуга» в Бомбее, куда он 31 октября привел очередные транспорты из Коломбо. Моряки крейсера тяжело переживали гибель товарищей, с которыми они много лет служили вместе в Сибирской военной флотилии. Но «Аскольду» не суждено было отомстить за смерть товарищей, хотя он не раз выходил в море на поиски немецкого рейдера. После потопления «Жемчуга» и «Mousqet» «Эмден» крейсировал в водах Индийского океана еще около двух недель. В общей сложности, он записал на свой счет 22 потопленных и захваченных судна. Пассажиры и команды торговых судов при этом не пострадали – с ними обращались исключительно великодушно и при первой возможности переправляли на берег. Рейдерская активность «Эмдена» превратилась в серьезную проблему для флотов союзных держав. Кроме материального ущерба, она подрывала и престиж британских, французских и русских моряков, которые в течение двух месяцев не могли отловить назойливый немецкий рейдер. Однако, вскоре «Эмден» погубила неизбежная случайность… Рано утром девятого ноября 1914 года капитан «Эмдена» Фон Мюллер высадил диверсионную партию на остров Кокос с целью уничтожения местной радиостанции. Военный контингент острова зафиксировал закодированные радиосигналы немецкого рейдера и вскоре заметил приближающееся незнакомое судно. Радист успел передать сигнал тревоги, после чего радиостанция острова замолчала… Фон Мюллер не знал, что двумя неделями раньше от берегов Западной Австралии отошел конвой с солдатами корпуса АНЗАК, направляющийся под охраной британского, японского и двух австралийских крейсеров в Александрию. Сигнал SOS, переданный радистом острова Кокос был принят судами конвоя. Командир японского крейсера «Ибуки» обратился с просьбой предоставить ему честь отправиться на помощь гарнизону острова, но капитан британского крейсера «Силвер», возглавляющего конвой, не рискнул оставить конвой без этого мощного броненосного крейсера. Он передал по радио приказ австралийскому крейсеру «Сидней», который был ближе остальных союзных судов к острову (примерно в 80 км) идти к нему на полной скорости. «Сидней» - новейший крейсер водоизмещением 5700 тонн, был построен в 1913 году в Шотландии и передан британским флотом австралиийскому. Большинство его опытных моряков составляли британцы, и, кроме того, в команду входили около 60 австралийцев, проходивших на судне боевую подготовку… Крейсер "Сидней" В 9.15 утра сигнальщик доложил Фон Мюллеру, что на горизонте показалось четырехтрубное судно. Капитан «Эмдена» понял, что ему предстоит бой с одним из крейсеров союзников. Времени оставалось настолько мало, что ему пришлось оставить на берегу диверсионную группу и выйти в море навстречу приближавшемуся вражескому судну. Фон Мюллер чувствовал себя довольно уверенно, так как первоначально принял «Сидней» за британский легкий крейсер «Ньюкасл». В действительности, австралийский крейсер превосходил германского оппонента в скорости (27 узлов), броневой защите и вооружении: он нес восемь шестидюймовых орудий, стреляющих 100-фунтовыми снарядами. Снаряды скорострельных 4.1-дюймовых орудий «Эмдена» весили лишь 38 фунтов. Капитан «Сиднея» Глоссоп принял решение открыть огонь с дистанции примерно 8.5 километров, так как исходя из имеющейся у него технической информации полагал, что на таком расстоянии он будет вне досягаемости орудий «Эмдена». Однако, первые снаряды немецкого крейсера упали в воду всего в 180 метрах от «Сиднея» уже тогда, когда расстояние до «Эмдена» было около 9.5 километров. Так в 9.40 утра начался бой между двумя крейсерами. Вначале удача сопутствовала артиллеристам «Эмдена»: их снаряды повредили палубные надстройки «Сиднея», несколько матросов были убиты и ранены. Однако, прошло всего несколько минут, и тяжелые снаряды «Сиднея» начали наносить немецкому крейсеру одно серьезное повреждение за другим: была разрушена радиостанция, выведены из строя рулевое управление и дальномеры . Передняя труба и мачта были снесены взрывами и упали за борт, унеся с собой башню управления огнем. В команде было много убитых и раненых, и их некем было заменить, так как три офицера и сорок моряков из диверсионной группы остались на берегу. Через 40 минут после начала боя обе станции управления огнем на «Эмдене» были разрушены. Корабль горел, но продолжал отвечать огнем на огонь. К 11 часам на немецком крейсере действовало только одно орудие. Фон Мюллер принял решение выйти из боя и выбросить корабль на рифы для спасения уцелевших членов команды. «Сидней» попытался отсечь «Эмдену» путь к спасению и с дистанции примерно 5 километров дал последний залп, но было поздно - через 15 минут горящий корабль сел на рифы. Глоссоп оставил беспомощный «Эмден» в покое и направился к находившемуся поблизости от места боя углевозу «Буреск» - британскому судну, ранее захваченному «Эмденом» на пути из Австралии в Великобританию. Однако, когда призовая команда поднялась на борт транспорта, было уже поздно – немецкие моряки открыли кингстоны и корабль быстро затонул. В 4 часа дня «Сидней» вернулся к «Эмдену». Ему пришлось дать еще два залпа по беспомощному немецкому крейсеру, прежде чем на его мачте появился белый флаг. Победа стоила команде «Сиднея» 4 убитых и 12 (по другим сведениям, 8) раненых членов команды. Потери команды «Эмдена» были намного тяжелее – 8 офицеров и 126 моряков убиты, 65 ранены (по другим сведениям, 8, 111 и 52 соответственно). Так закончилась головокружительная карьера немецкого рейдера (на фото справа - руины "Эмдена"). В своем докладе в Британское Адмиралтейство, капитан Глоссоп высоко оценил поведение и действия 60 молодых австралийских моряков, проходивших подготовку на его крейсере. В этом бою получил боевое крещение королевский австралийский военно-морской флот, а крейсер «Сидней» рассчитался за погибших русских и французских моряков и за потопленные «Эмденом» корабли.

В августе 2009 года военное ведомство Австралии обнародовало доклад, посвященный самой громкой катастрофе в истории Военно-морских сил страны - гибели крейсера "Сидней", гордости флота времен Второй мировой войны. Причина, по которой корабль вместе с экипажем из 645 человек в ноябре 1941 года проиграл сражение уступавшему по всем параметрам немецкому рейдеру "Корморан", долгое время не давала покоя не только австралийцам, но и всем, кто интересовался военно-морской тематикой. Ответ на этот вопрос попытался дать комиссар министерства обороны Теренс Коул (Terence Cole), начавший свое расследование в марте 2008 года, когда в ста милях от австралийского побережья были обнаружены остовы обоих кораблей.

Достоверно известно, что пропажу "Сиднея" австралийское военно-морское руководство обнаружило 21 ноября 1941 года, когда активных боевых действий в регионе еще не велось. За десять дней до этого он вышел из порта в западноавстралийском городе Фримантл для сопровождения транспорта с грузом. Благополучно прибыв в назначенный район Индийского океана, "Сидней" сдал подопечного под охрану другого корабля и лег на обратный курс. Домой крейсер ждали 20 ноября, однако во Фримантл он так и не вернулся. С "Сиднеем" пытались связаться с помощью самых мощных радиостанций, посылали на его поиски самолеты, но это не принесло результатов.

Лишь спустя несколько дней военные узнали, что на побережье Шарк Бэй в Западной Австралии стали высаживаться немцы, которые без сопротивления сдавались в плен. Некоторых из них подобрали сторожевые корабли у побережья. Вскоре выяснилось, что это были члены экипажа рейдера "Корморан", затонувшего в ходе вооруженного столкновения с "Сиднеем". От пленных же стало известно, что австралийский крейсер тоже погиб. С немецкого корабля спаслись 317 человек из 397, а вот из экипажа "Сиднея" в 645 человек выжить не удалось никому.

До сих пор , состоявшегося 19 ноября 1941 года, были известны только со слов пленных немцев. Особых причин не доверять им не было, хотя австралийских офицеров, проводивших допросы, в то время больше интересовало не то, как погиб "Сидней", а какова тактика действий немецких рейдеров вообще и какие меры следует предпринять, чтобы пресечь их дальнейшие вылазки. Тем не менее спрашивали они и о случившемся с крейсером.

Спасшиеся немецкие моряки попадали в руки австралийцев разрозненными группами, и допрашивали их так же порознь. Показания разных групп не противоречили друг другу, и при этом все пленные утверждали, что перед тем, как покинуть тонущий "Корморан", они не успели получить от его капитана Теодора Детмерса (также попавшего в плен) никаких инструкций относительно единой версии, которой следовало бы придерживаться на допросах.

Вспомогательный крейсер "Корморан". Фото из Федерального архива Германии.

Детмерс и его подчиненные рассказали, что, заметив "Сидней" и оценив его мощь, они решили немедленно покинуть этот район и сделали все, чтобы избежать встречи с крейсером. Немецкий рейдер, расставлявший мины в австралийской береговой зоне, был закамуфлирован под голландское торговое судно "Страат Малакка" и решался охотиться исключительно на торговые же суда союзников, с которыми мог легко расправиться. Вступать в открытый бой с кораблем противника, значительно превосходившим его в классе и вооружении, "Корморан" не желал.

Однако, по словам немцев, "Сидней" пустился за ними в погоню и, используя преимущество в ходе, через час догнал. С австралийского крейсера постоянно запрашивали мнимого голландца, добиваясь, чтобы он идентифицировал себя. Детмерс тянул, сколько мог, но получив требование сообщить свой секретный код, которого он, разумеется, не знал, понял, что оттягивать неизбежное бесполезно. Немецкий экипаж получил приказ откинуть камуфляжные щиты, скрывавшие артиллерийские установки, и сменить голландский флаг на флаг ВМС Германии. Через несколько секунд грянул первый залп.

Официально главной причиной гибели "Сиднея" считается то, что, затянув с безуспешными переговорами, крейсер сблизился с замаскированным немецким рейдером на критически близкое расстояние - около километра - и подставил ему борт, двигаясь параллельным курсом. Это свело на нет все преимущества "Сиднея": после первых же немецких выстрелов и торпедных атак крейсер получил критические повреждения (а его капитан, видимо, был убит), и хотя австралийские моряки успели обстрелять "Корморан", поразив его машинное отделение и вызвав на корабле противника сильный пожар, их судьба была решена.

Капитан "Сиднея" Джозеф Бернет. Фото с сайта www.findingsydney.com

Тем не менее, на протяжении десятилетий австралийская общественность не могла удовлетвориться этой версией. На это были две главные причины. Во-первых, все, что было известно о гибели "Сиднея", было известно со слов противника. Во-вторых, если события развивались именно так, как сообщили на допросах Детмерс и его подчиненные, это означало, что капитан "Сиднея" Джозеф Бернет (Joseph Burnett) то ли проявил недопустимую беспечность, то ли совершил непоправимую глупость, но в любом случае повел себя не так, как требовала его репутация опытного и надежного офицера.

За годы, прошедшие с ноября 1941 года, накопилось множество версий, которые пытались объяснить гибель "Сиднея" иначе, чем гласило официальное заключение. Они не были подкреплены ничем, кроме домыслов, но отчасти снимали ответственность с Бернета и представляли случившееся результатом вражеского коварства и нарушения правил ведения морской войны. Вот некоторые из них: "Корморан" шел под норвежским флагом; капитан "Корморана" понял, что опознан как противник, и, прежде чем открыть огонь, выкинул белый флаг; с "Корморана" запросили срочную помощь - якобы в связи с технической поломкой или необходимостью доставить на борт врача; "Корморан" установил дымовую завесу, и "Сидней" двигался вслепую; на "Корморане" знали секретный код "Страат Малакка"; "Корморан" открыл огонь до того, как поднял немецкий флаг; и даже - в ход боя вмешалась японская подводная лодка, которая и потопила "Сидней".

Словом, австралийцы требовали правды, и в марте 2008 года в ходе выполнения специальной программы, утвержденной правительством страны, были найдены останки двух кораблей. После этого к работе приступила комиссия Теренса Коула, которая не только изучила множество архивных документов, но и встретилась с немецкими ветеранами, чтобы еще раз восстановить ход событий. Через полтора года комиссия представила отчет, в общей сложности занимающий полторы тысячи страниц . Однако выводы Коула и его коллег оказались неутешительны для ущемленной национальной гордости австралийцев.

В докладе Коула приводятся данные визуального осмотра корпусов "Сиднея" и "Корморана", проведенного после обнаружения их останков. В целом они соответствуют тому описанию боя, которое привели немецкие военнопленные. На корпусе "Сиднея" эксперты насчитали 86 пробоин от 150-миллиметровых орудий, которыми был вооружен "Корморан", а также обнаружили пробоину в носовой части от торпедной атаки. Кроме того, носовая часть "Сиднея", где располагались орудия главного калибра и взлетная площадка для самолета, была обстреляна из 37-миллиметровых пушек и 20-миллиметровых зенитных пулеметов немецкого рейдера. Уже после погружения крейсера под воду нос отделился от основного корпуса и лежит теперь на дне примерно в полукилометре от него. Надстройки и палуба "Сиднея", кроме того, пострадали от сильного пожара. Эксперты сделали вывод, что до 70 процентов экипажа австралийского корабля были убиты во время боя, а остальные задохнулись в дыму или утонули, потому что все средства для спасения были уничтожены немецким огнем.

Корпус "Корморана" был найден в 12 морских милях от останков "Сиднея". Передняя его часть почти не пострадала от артиллерийского огня, а причиной гибели рейдера, судя по всему, стал взрыв склада мин, вызванный пожаром в кормовой части, что соответствует описанию немцев.

Координаты, где были обнаружены останки кораблей, примерно соответствуют данным, которые в 1941 году сообщил капитан Детмерс. Характер пробоин от снарядов в корпусе "Сиднея" позволяет установить, что крейсер был поражен с близкого расстояния - не более 1000-1500 метров, что в терминах морского боя считается стрельбой прямой наводкой.

В своем докладе Коул пишет, что еще в июле 1941 года австралийский военный флот получил специальную инструкцию, каким образом нужно действовать, если замеченное в море торговое судно ведет себя необычно, как вражеский рейдер. Согласно этому документу, сначала экипаж должен был определить, выглядит ли судно "безвредным" или "подозрительным". В обоих случаях полагалось приблизиться к нему на такое расстояние, чтобы различить название. Если это был зарубежный, а не британский торговец, капитану также рекомендовалось выяснить порты его отправки и назначения.

Чтобы обменяться условным сигналами с помощью флагов или фонарей, военный корабль должен был подойти ближе к предполагаемому торговому судну. Если оно казалось "подозрительным", капитан должен был отдать приказ своему экипажу заступить на боевые посты, а также держаться не ближе чем в 7-8 морских милях от него. Такого расстояния было бы достаточно, чтобы держать предполагаемый рейдер под прицелом и одновременно находиться вне досягаемости его орудий.

По мнению комиссии Коула, главной ошибкой австралийского капитана стало то, что он изначально классифицировал "голландское судно" как "безвредное". Из-за этого крейсер подошел к рейдеру на недопустимо опасное расстояние, причем экипаж "Сиднея" в тот момент не был готов к бою.

Коул также отмечает, что Бернет располагал информацией, согласно которой в этом районе мог находиться немецкий рейдер. В то же время, он не получал данных о том, что поблизости могло проходить голландское торговое судно.

Почему же опытный капитан "Сиднея" проигнорировал эти и другие факты, допустив ошибку, которая привела к гибели крейсера и всего экипажа? Эксперт считает, что этого мы уже не узнаем никогда, но ошибка, тем не менее, налицо и отрицать этот факт австралийцам бессмысленно.

По данным Коула, после того как "Сидней" начал приближаться "Корморану", произошло еще несколько показательных событий, которые должны были усилить подозрения капитана Бернета.

В частности, в то время как экипаж австралийского крейсера пытался разглядеть условные сигналы, которые показывали ему с борта "голландского судна", оно развернулось против солнца таким образом, чтобы понять их было еще сложнее. Фактически немцы спровоцировали "Сидней" на то, чтобы тот подошел к ним как можно ближе.

Экипаж "Корморана" не мог вовремя и точно ответить на запрос об условном буквенном коде "Страат Малакка", который австралийские моряки подавали дневным сигнальным прожектором с расстояния около семи миль. "Корморан" также посылал радиосигнал на частоте, которую, по оценкам эксперта, точно должен был слышать "Сидней". И этот сигнал не совсем точно соответствовал правилам. Однако Бернет почему-то не придал этому значения.

Пока австралийский крейсер приближался к "голландцу", двигаясь на протяжении часа против солнца и как будто не замечая, что тот или игнорирует условные запросы или отвечает на них неправильно, капитан Бернет решил подготовить к вылету находившийся на борту самолет Walrus, но позже отказался от этого намерения. Немцы с борта своего корабля видели, как самолет начал прогревать мотор, но затем остановил его.

Почему это произошло - также непонятно. Но, считает Коул, подготовка самолета к разведывательному вылету свидетельствует о том, что у австралийского капитана все-таки возникли какие-то сомнения по поводу "безвредности" голландца.

Затопленный "Сидней". Фото с сайта www.findingsydney.com

Тем не менее, отмечается в докладе, очевидно, что "Корморан" действительно до последнего пытался избежать столкновения с "Сиднеем" и лишь вынужденно вступил в бой, который длился не более получаса. В итоге оба корабля оказались на дне моря, хотя большинству членов экипажа немецкого рейдера и удалось спастись.

Комиссия Теренса Коула также постаралась изучить накопившиеся со времен Второй мировой войны предположения о том, по какой причине экипаж "Сиднея" погиб весь до единого человека. Некоторые из этих версий, как утверждают исследователи, были специально сфабрикованы в тот или иной период разными людьми. Отдельная история связана с японскими подводными лодками, якобы участвовавшими в затоплении "Сиднея". В частности, утверждалось, что удалось найти японского подводника, который потопил австралийский корабль. Существовала версия, что выживших после сражения членов экипажа добила все та же субмарина. Наконец, утверждалось, что пережившие гибель "Сиднея" австралийские моряки попали в японский плен. Но ни для одной из этих и других "сенсационных" версий эксперты подтверждений так и не нашли.

Бой между «Сиднеем» и «Кормораном»

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Бой между австралийским лёгким крейсером Sydney под командованием капитана Джозефа Барнета и германским вспомогательным крейсером (рейдером) Kormoran под командованием фрегаттенкапитена Теодора Дитмерса произошёл 19 ноября 1941 во время Второй мировой войны. Два корабля встретились примерно в 196 км от острова Дерк-Хартог у побережья западной Австралии. В ходе получасового боя оба корабля нанесли друг друга разрушительные повреждения и затонули.

Общие данные

В первой половине 1941 года потери английских судов от действий рейдеров оставались по-прежнему значительными. Они заметно сократились лишь в конце марта и уже никогда больше не достигали высокого уровня. Предпринятые Адмиралтейством меры против рейдеров противника начали, наконец, приносить свои плоды. Перехват рейдеров оставался трудной задачей до тех пор, пока не было увеличено число крейсеров в океане. А уничтожение судов снабжения в значительной степени затрудняло активную деятельность рейдеров.

В 1941 году, за пять месяцев плавания в Индийском океане Kormoran уничтожил лишь три судна общим тоннажем 11 566 брт. В конце сентября он направился к берегам Западной Австралии для постановки минных заграждений. Австралийский лёгкий крейсер Sydney в основном занимался тем, что конвоировал суда с ценным грузом в Индийском океане. В ноябре он должен был встретить в море лайнер Sjaelland, перевозивший войска в Сингапур, и проводить его до того места, где дежурил другой крейсер. 15 ноября с крейсера Sydney сообщили, что проводка Sjaelland прошла благополучно и корабль возвратится в Австралию 20 ноября. Однако 19 ноября 1941 года Kormoran и Sydney встретились в 196 км от острова Дерк-Хартог, у западного побережья Австралии.

Характеристики участвующих сторон

Kormoran

Сухогруз Steinmark, построенный в Киле в 1938 году, в 1940 году был переоборудован во вспомогательный крейсер на верфи Deutsche Werft в Гамбурге и получил наименование Kormoran (германское оперативное обозначение Schiff 4, британское - Raider G). Командир рейдера фрегаттенкапитен Теодор Детмерс был одним из самых молодых командиров вспомогательных крейсеров - 1902 года рождения. Вспомогательный крейсер имел водоизмещение 19 900 тонн, при длине/ширине/осадке в 164/ 20,2/8,5 метров соответственно. Бронирование отсутствовало. Ход давала двухвальная дизель-электрическая установка мощностью 19 000 л.с., максимальная скорость – 19 узлов. Экипаж насчитывал 399 человек. Артиллерийское вооружение рейдера состояло из 6-и 150-мм орудий, 1-го 75-мм. Зенитное вооружение было представлено 4-мя 40-мм пушками, 2-мя 37-мм и 5-ю 20-мм . На рейдере были установлены 6 торпедных аппаратов. Авиационная группа состояла из 2-х разведчиков Arado Ar 196.

HMAS Sydney

легкий крейсер HMAS Sydney

Лёгкий крейсер Sydney Королевского австралийского военно-морского флота принадлежал к типу Linder и был построен на верфи Swan Hunter & Wigham Richardson Limited 22 сентября 1934 года, командовал крейсером капитан Джозеф Барнет. Крейсер имел водоизмещение 6830 тонн, при длине/ширине/осадке в 171,3/ 17,1/5,8 метров соответственно. Бронирование пояса – 76 мм, траверзов и палубы – 32 мм. Ход давали 4 паровые турбины мощностью 72 000 л.с., максимальная скорость – 32,5 узла. Экипаж насчитывал 645 человек. Артиллерийское вооружение крейсера состояло из 8-и 152-мм орудий. Зенитное вооружение было представлено 4-мя 102-мм пушками и 12-ю 12,7-мм. На крейсере было установлено 8 торпедных аппаратов. Авиационная группа состояла из 1-го разведчика Supermarine Walrus.

Ход сражения

Опознание

19.10.1941 года, примерно в 15.50 Kormoran находился в 280 км к юго-западу от Карнарвона, западная Австралия. Рейдер имел скорость 11 узлов.

15.55 по левому борту были замечены мачты и команда быстро установила что это мачты военного корабля. Командир рейдера Теодор Детмерс решил избегать встречи и приказал отвернуть к солнцу и увеличить скорость до максимально доступной. Однако, в силу технических проблем с двигателем, скорость удалось увеличить только до 14 узлов. На рейдере объявили аврал. В то же время с Sydney тоже заметили неопознанный корабль и капитан Джозеф Барнет приказал увеличить скорость до 25 узлов и идти на перехват.

Приблизившись, Sundey лег на параллельный курс с рейдером, и, не снижая скорости, потребовал, чтобы Kormoran опознал себя. Сообщение «NNJ» (Вам следует приготовить свои сигнальные письма) передавалось сигнальным прожектором. Но команде рейдера был неизвестен этот сигнал, который редко использовался и Kormoran молчал. Sydney продолжал подавать сигнал около 30 минут, после чего подал флагами сигнал «VH» (Вам следует поднять свои сигнальные письма).

16.20 Kormoran поднял на штанге сигнал «PKQI», сигнал-название голландского транспорта Straat Malakka и поднял голландский флаг. В этот момент Sydney приблизился на 15 км с задней стороны правого борта и сигнал-название «PKQI» оказался скрыт дымовой трубой рейдера. Sydney запросил: «Покажите ваше сигнальное письмо яснее». Сигнальщик с Kormoran протянул флаги на фале вдоль правого борта.

16.35 команда Kormoran смогла устранить неисправность двигателя, но Дитмерс решил пока не увеличивать скорость.

16.40 , Sydney: «Куда идёте?»

16.45 , Kormoran: «Батавия»

16.50 , Sydney: «Каковы порт назначения и груз?»

16.55 , Kormoran: «Фримантл»

16.55 , Kormoran: «Ткани»

В ходе обмена сообщениями Sydney полностью догнал Kormoran , поравнялся с ним и снизил скорость до скорости рейдера. Корабли находились всего в 1,3 км друг от друга. Дитмерсу не было известно, готов ли Sydney к бою, так как его главные орудия были направлены на Kormoran, гидросамолёт был готов к взлёту, но у 102-мм орудий Syndey не было прислуги, а большая часть команды находилась на верхней палубе и разглядывала Kormoran. Дитмерс приказал готовится к бою.

17.00 капитан Kormoran Дитмерс приказал передать ложный сигнал бедствия «QQQQ», означавший сигнал бедствия торгового судна, остановленного военным рейдером. Однако, помимо самого сигнала бедствия, названия корабля, широты и долготы, передается еще и местное время. Но Дитмерс вместо местного времени передал время по Гринвичу (GMT), что являлось секретным сигналом для Кригсмарине , означавшим, что рейдер находится в смертельной опасности.

17.03 сигнал был повторен. Частично сигнал был принят буксиром Uco («QQQQ [неразборчиво] 1000 GMT») и наземной станцией в Джералдтоне, западная Австралия («[неразборчиво] 7C 11115E 1000 GMT»).

17.15 Sydney поднял сигнал «IK» (сокращенная форма сигнала «Вам следует быть готовыми к циклону, урагану или тайфуну») на который рейдер не ответил, поскольку, с немецкой точки зрения, сигнал не имел смысла. Дитмерсу было неизвестно, что сигнал «IK» был серединой секретного позывного настоящего Straat Malakka: «IIKP». Таким образом, убрав крайние буквы, Syndey решил идентифицировать рейдер.

17.30 , через 15 минут после того как рейдер не смог дать ответ на «IK», Syndey просигналил «Покажите ваш секретный сигнал».

Бой

В ответ на сигнал крейсера Дитмерс отдал приказ сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь. Практически сразу Syndey ответил залпом из 152-мм орудий.

Kormoran дал первый залп из 2-х 150-мм орудий – носового правого борта и кормового правого борта, так как 2 центральных орудия не были готовы к стрельбе из-за задержки с демаскировкой. Этот залп не нанес существенных повреждений. Одновременно с залпом Kormoran произвел одновременный пуск торпед из аппаратов правого борта. Так же, из-за близкого расстояния, экипаж Kormoran успешно применил зенитную артиллерию, не дав команде Syndey воспользоваться дополнительным вооружением.

Схема боя между крейсером и рейдером

Первый залп Syndey из 2-х носовых башен прошел частично над рейдером, частично пробил насквозь дымовую трубу и надстройку. Ко второму залпу на Kormoran к стрельбе было готово уже 3 орудия из 4. Этим залпом Kormoran полностью разрушил мостик крейсера и повредил башню управления огнем и радиорубку. К третьему залпу четвертое орудие рейдера было готово к бою. Третьим и четвертым залпом Kormoran вывел из строя носовые башни Sydney. Пятый и шестой залпы Kormoran произвел по ватерлинии и надстройкам крейсера. После этого Syndey открыл огонь из кормовых башен. Множественные попадания вызвали пожар на рейдере и повредили машинное отделение. Во время восьмого залпа рейдера одна из торпед, пущенная по Syndey в начале боя, поразила крейсер в районе гидролокатора. В результате попадания торпеды у Syndey образовалась дыра в левом борту. Syndey стал заваливаться на нос и поворачиваться влево, пройдя за кормой Kormoran.

По состоянию на 17.35 у Syndey были выведены из боя все башни главного калибра, горели надстройки и машинное отделение. У Kormoran было повреждено машинное отделение и горел один из нефтяных танков. Kormoran шел тем же курсом не меняя скорости, Syndey оказался слева от рейдера, корабли начали отдалятся друг от друга. В 17.45 Syndey произвёл залп двумя торпедами из аппаратов правого борта, но не добился попадания, так как Kormoran потерял ход из-за повреждений двигателя. Syndey продолжал отдалятся от рейдера на малой скорости. Kormoran продолжал вести огонь по крейсеру, но в связи с увеличением дистанции до цели практически все снаряды пролетели мимо цели. Последний выстрел рейдер произвёл в 17.50, находясь на расстоянии 6 км от крейсера, в 18.00 был произведён пуск торпеды, но она не попала в крейсер.

Потери и итоги

К концу 30-минутного боя оба корабля были сильно повреждены и в огне, они находились в 10 км друг от друга. Kormoran добился 87 попаданий в крейсер против 8 попаданий Syndey в рейдер. Выжившие с рейдера утверждали, что видели зарево от пожара на горизонте до 22.00. Как выяснилось позже, команда смогла сохранить управление над крейсером, Syndey уходил на юг, в направлении Джеральдтона, со скоростью 1,5 узла. На протяжении 4-х часов корабль сохранял плавучесть, но затем, вероятно, крен на левый борт достиг критической отметки и Sydney затонул. Из экипажа Syndey не выжил никто.

Kormoran полностью потерял ход и оставался на месте. В 18.25 Дитмерс отдал приказ покинуть корабль, так как пожар в нефтяном танке подбирался к минным погребам, а система пожаротушения не функционировала. В 21.00 началась подготовка и спуск на воду шлюпок. К 00.00 20 ноября 1941 года Kormoran был покинут, в 00.30 взорвался минный погреб и рейдер медленно затонул. В ходе боя команда Kormoran потеряла 81 человека.

19 ноября 1941 года у берегов Австралии загрохотала канонада войны. После жестокого, но короткого боя крейсер ВМС Австралии «HMAS Sydney » был потоплен немецким рейдером «HSK Kormaran ». Никто из 645 человек не спасся. Тело одного из моряков выбросило на берег спустя несколько месяцев остальные так и не удалось найти. Тайну своей гибели крейсер унес с собой на дно. Это самая страшная трагедия в истории австралийского флота.

Почему команда австралийского крейсера пропала без вести, а сотни немцев выжили. Только после обнаружения обломков крейсера на дне океана, затонувший корабль приоткрыл завесу своей тайны.

Для родственников погибшего крейсера, прошедшие десятилетие не уменьшили скорбь, а события 1941 года по-прежнему преследуют их.

В 1940 году крейсер «HMAS Sydney » под командованием капитана Джона Коллинза затопил и легкий крейсер итальянского военно-морского флота. Крейсер вернулся в Австралию настоящим героем. Встречающий народ на берегу ликовал, а корабль стал настоящим символом австралийского военно-морского флота. Одним из первых кто поздравил австралийских моряков, был премьер-министр Австралии. Когда он поднялся на борт, толпа пришла в восторг. Следующим вечером состоялся грандиозный парад, на который пришло много людей.

Простояв несколько месяцев на приколе у восточного побережья, был переведен в западную Австралию. А 19 ноября 1941 года корабль был потоплен немецким рейдером «HSK Kormaran ». Об этом происшествии писали все газеты страны, и вместе с горечью утраты пришло подозрения о заговоре.

За долгие годы исчезнувший крейсер породил множество вопросов и противоречивых версий гибели. Кто-то предполагал, что немцы нарушили правила войны и застали корабль врасплох, а затем расстреляли спасшихся моряков, чтобы скрыть улики. Когда война закончилась, родственники погибших потребовали объяснений, но шлюзы секретности были открыты лишь 30 лет спустя, благодаря созданному фонду «Sydney», который организовал исследовательскую экспедицию для поиска обломков корабля.

За громким словом фонд стоит его председатель Ted Graham и его четверо соратников. Многие годы они оббивали пороги кабинетов, пока не собрали 5 миллионов долларов необходимых для исследовательской экспедиции.

немецкий рейдер «HSK Kormaran»


«HSK Kormaran » это боевой корабль, замаскированный под безобидный голландский сухогруз «Straat Malakka ». Как правило, рейдеры поднимали свой настоящий флаг в последний момент перед атакой. Это был новейший и крупнейший рейдер в немецком военно-морском флоте. За безобидным силуэтом скрывались крупнокалиберные пушки, торпедные отсеки, а в трюмах лежали более трехсот торпед, предназначенные для австралийских кораблей и судов.

В 1940 году немецкие рейдеры подошли к берегам Австралии и потопили несколько грузовых судов и еще три сухогруза были потоплены в Индийском океане. Так незаметно война подобралась к Австралии.

В марте 1941 года рейдер вышел в Тихий океан с боевым заданием, конечной целью которого было западное побережье Австралии.


17 ноября 1941 года крейсер «HMAS Sydney » сопроводил транспорт «Zelandia » к Зондскому проливу. После чего корабль взял курс в порт Fremantle куда должен был прибыть через 3 дня, но этого не случилось. Тщательные поиски, которые велись на территории предполагаемой зоны гибели корабля, ни к чему не привели. Крейсер и его команда пропали. Вскоре 28 ноября на отдаленных пляжах Австралии появились спасательные шлюпки с немцами. А «Кентавр » прибыло в австралийский порт Carnarvon, притащив на буксире две шлюпки с экипажем рейдера «HSK Kormoran », в которой среди других моряков находились капитан корабля. Капитан пассажирского судна не пускал немцев на борт, опасаясь что, они могут захватить судно. Прибытие спасшихся моряков рейдера стало дурной вестью. Они сообщили, что вели бой с крейсером класса «Perth » и это подтвердило самые страшные опасения австралийцев. Через 10 дней поиски отменили, которые были возобновлены только через 66 лет и принесли удачу.


Обломки крейсера «HMAS Sydney » лежат на глубине 2468 м. Их обнаружил известный исследователь, которой нашел останки крейсера «Hood » и «Bismark ». Но остается без ответа единственный вопрос - как немецкому рейдеру удалось затопить австралийский крейсер, вследствие чего корабль пошел на дно и почему никто не спасся. Ответы лежат на океанском дне.

Замаскированный под голландское торговое судно рейдер «HSK Kormoran » взял курс на север. Встретившись с ним крейсер «HMAS Sydney » взял тот же курс, подавая сигнал поисковым прожектором. Но у капитана немецкого корабля Theodor Detmers было преимущество - он знал, что перед ним его противник, но его коллега командир крейсера John Burnett не знал, что за корабль он преследует. Хитрый немецкий капитан сообщил по радио, что его преследует какое-то военное судно для того чтобы противник поверил, что это действительно . С каждой минутой дистанция между кораблями сокращалась. С каждым метром крейсер терял преимущество своей огневой мощи. Вскоре крейсер уже находился в пределах досягаемости пушек рейдера. Через несколько минут капитан немецкого корабля отдал приказ убрать голландский флаг и поднять свой. Залп и первый снаряд разорвался недалеко от крейсера. Следующий попал точно в ходовой мостик, уничтожив артиллерийский пост. Этот снаряд, скорее всего, убил командира корабля John Burnett и всех кто находился в рубке. В то же мгновение крейсер ответил контрударом, но промахнулся. Затем немецкий капитан взял 10 градусов вправо и нацелил две торпеды, которые шли до цели 65 секунд. Мощные пушки рейдера били с беспощадной точностью. Они нанесли удар по средней части корпуса, уничтожив самолет, носовые пушки и торпедные отсеки, лишив крейсер возможности сопротивляться.

Первая торпеда ударила ниже ватерлинии в районе носовой части крейсера. Именно этот удар оказался для корабля роковым. Крейсер повернул в сторону рейдера с целью протаранить его, но замаскированный сухогруз ускользнул. Крейсер «HMAS Sydney » был на грани гибели и напоследок пустил две торпеды, но опять промахнулся. Немецкие пулеметчики продолжали поливать огнём пылающий корабль, который уже шел к берегу. Наутро более семисот человек и два корабля пропали. 318 немецких матросов оказались на спасательных шлюпках. Вся команда крейсера 645человек сгинула в морской пучине. Исследователи опустив к обломкам подводный аппарат не обнаружили следов преступление немцев они увидели только свидетельство того как отважно сражались моряки.

монумент погибшим морякам крейсера «HMAS Sydney», на западе Австралии


Теперь оба корабля лежат на дне как молчаливые свидетели жесткого морского сражения. Получив несколько часов отснятого материала, правительство Австралии проведет расследование, но главное что для близких погибших моряков появилась место на карте.

HMAS Sydney

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

Общие сведения

HMAS Sydney стал первым построенным легким крейсером типа Amphion (из-за чего его иногда называют тип Sydney ). Что характерно, HMAS Sydney был заложен через несколько дней после закладки первого корабля этого типа - HMS Amphion , но вошел в строй почти на год быстрее своих систершипов за счет более качественной работы верфи. Интересным фактом также является то, что корабль был заложен под именем HMS Phaeton и предназначался для службы в ВМС Великобритании , но в процессе строительства был передан ВМС Австралии и переименован в HMAS Sydney . В обмен на 3 крейсера типа Amphion Австралия передала метрополии гидроавианосец HMAS Albatross .

Корабль также называют Sydney (II) , так как это был второй корабль австралийского флота с таким именем. Кроме этого корабля имя Sydney носили:

  1. HMAS Sydney (1912) - легкий крейсер типа Town
  2. HMAS Sydney (1948) (при закладке - HMS Terrible ) - авианосец типа Majestic
  3. HMAS Sydney (1980) - фрегат типа Adelaide

19 ноября 2015 г. был заложен очередной корабль HMAS Sydney - эсминец типа Hobart , который должен вступить в строй к 2020 г.

История создания

Предшественники

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

HMAS Sydney стал первым австралийским кораблем, который был оснащен гидролокатором Type 125 британского производства. Также на борту имелись 4 × 47-мм скорострельных салютных орудия Hotchkiss.

Модернизации и переоборудования

Летом 1940 года корабль прошел незначительную модернизацию - число 7.62-мм пулеметов Lewis было сокращено до 9, а 7.62-мм пулеметы Vickers и 47-мм салютные орудия Hotchkiss были сняты. В декабре 1940 года в рамках небольшого ремонта на крейсер было установлено оборудование для размагничивания.

История службы

Предвоенный период

  • HMAS Sydney полностью завершил испытания и вышел из Портсмута 29 октября 1935 года. Сразу после выхода из порта он получает приказ идти в Гибралтар для соединения со 2-й эскадрой крейсеров британского флота, задачей которой было обеспечение соблюдения экономических санкций против Италии.
  • В январе 1936 года крейсер прошел техническое обслуживание в Александрии, а в марте HMAS Sydney был переподчинен 1-й эскадре крейсеров, где он по-прежнему следил за соблюдением санкций против Италии и участвовал в учениях британского флота.
  • В связи со спадом напряженности 14 июля 1936 года крейсер отправился в Австралию, прибыв в порт Фримантл в конце июля. 8 августа корабль посетил Мельбурн, а 11 август - побывал в Сиднее, в честь которого был назван.
  • В Австралии крейсер проводил большую часть времени на учениях и в тренировочных походах. В начале августа 1939 года HMAS Sydney находился в порте Дарвин. В связи с обострением обстановки в мире (которое послужило началом Второй мировой войны), крейсер получил приказ прибыть в Фримантл, куда он прибыл 22 августа 1939 года.

Служба в начале Второй мировой войны

HMAS Sydney в порту Фримантл, 1939 г.

На момент вступления Великобритании во Вторую мировую войну, 3 сентября 1939 года, HMAS Sydney находился на своей базе в порту Фримантл. Его экипаж был переведен на штат военного времени и увеличен до 645 человек. Первыми боевыми заданиями HMAS Sydney были патрулирование и сопровождение судов в австралийских водах.

Крейсер участвовал в патрулировании Индийского океана до конца 1939 года, пока не получил приказ вернуться в Сидней для обслуживания в доке и рождественской стоянки. 8 февраля 1940 года корабль вновь прибыл на боевое дежурство к западным берегам Австралии. С февраля по апрель 1940 года корабль сопровождал конвои у побережья Австралии и в Индийском океане.

1 мая 1940 г. HMAS Sydney вернулся в Фримантл после сопровождения очередного конвоя и получил приказ на максимальной скорости отправиться в Коломбо. Остановившись в Сингапуре на дозаправку, корабль прибыл в Коломбо 8 мая 1940 г. Однако уже 12 мая он получил приказ идти в Средиземное море, а 26 мая - прибыл в Александрию, где присоединился к британским силам на Средиземном море.

Служба на Средиземном море

В начале июня 1940 г. HMAS Sydney участвовал в учениях 7-й эскадры крейсеров где быстро получил репутацию хорошо подготовленного и главное - удачливого корабля. 10 июня 1940г. Италия объявила войну Великобритании. HMAS Sydney в это время находился в Александрии и получил приказ немедленно выйти в море для поиска итальянского флота и обеспечения безопасности судоходства в восточной части Средиземного моря и Эгейском море. За время патрулирования корабль так и не встретился с противником.

21 июня 1940г. HMAS Sydney впервые участвовал в боевых действиях - обстреле итальянского порта Бадрия. Артиллерия корабля в течении 22 минут обстреливала военную базу. В то же время, запущенный с борта корабля гидроплан Supermarine Walrus был по ошибке атакован британской авиацией. Пилот T.M. Price сумел посадить самолет, но он уже не подлежал восстановлению.

22 июня Франция подписала перемирие с Германией, что означало что французские корабли должны были быть разоружены под наблюдением немецких и итальянских сил. Командование британского флота приказало не допустить перехода французского флота на сторону Германии любой ценой. В Александрии, где в то время находился HMAS Sydney , весь британский флот получил приказ навести орудия на французские корабли и быть готовыми открыть огонь. Однако, конфликт удалось разрешить мирным способом, французские корабли были разоружены и сократили свои экипажи до 30%.

28 июня 1940 года HMAS Sydney участвовал в преследовании 3 вражеских эсминцев, обнаруженных союзной авиацией. Поняв что им не уйти от преследования, командир эсминца Espero пожертвовал своим кораблем чтобы дать возможность остальным 2 эсминцам уйти. После долгого боя HMAS Sydney потопил Espero и, подобрав 47 выживших итальянских моряков, отправился в Александрию. 30 июня корабль был атакован итальянской авиацией и в очередной раз подтвердил репутацию счастливого корабля, не получив никаких повреждений.

9 июля 1940г. HMAS Sydney участвовал в бою у Калабрии , где действовал вместе с остальными крейсерами 7-й эскадры.

18 июля HMAS Sydney вышел из Александрии вместе с эсминцем HMS Havock в направлении Афин, где они должны были присоединиться к флотилии британских эсминцев в Эгейском море и защищать от итальянского флота северный берег о. Крит. 19 июля радар HMAS Sydney обнаружил 2 итальянских крейсера, которые пытались уйти от столкновения с британским флотом. Как выяснилось позже, итальянские крейсера Bartolomeo Colleoni и Giovanni delle Bande Nere шли в Ливию с грузом топлива и боеприпасов, размещенных прямо на палубах. Итальянские корабли подозревали присутствие британских эсминцев и решили повернуть обратно к берегам Италии, когда внезапно столкнулись с HMAS Sydney и сопровождавшими его эсминцами. HMAS Sydney сумел потопить Bartolomeo Colleoni и серьезно повредить Giovanni delle Bande Nere , практически не получив повреждений. Этот бой вошел в историю как бой у мыса Спада .

После этого знаменательного сражения крейсер до конца 1940 года выполнял задачи по патрулированию и сопровождению конвоев. Так, 27 июля 1940г. корабль вместе с HMS Neptune участвовал в потоплении итальянского танкера Ermioni , а 3-4 сентября 1940г., замаскированный под итальянский легкий крейсер типа Condottieri , обстреливал с моря авиабазу в Скрапанто.

После небольшого ремонта, проведенного на Мальте, 8 января 1941 года крейсер получил приказ возвращаться к побережью Австралии. В планах было провести масштабную модернизацию крейсера (в основном она состояла в усилении ПВО) и произвести ротацию австралийских кораблей в Средиземном море. Непосредственной же задачей крейсера было защищать побережье Австралии от немецких рейдеров и японского флота. По пути HMAS Sydney несколько раз привлекался к сопровождению торговых судов и поиску немецких рейдеров в Индийском океане. 5 февраля корабль прибыл на свою базу в порт Фримантл.

За 8 месяцев службы в Средиземном море команда крейсера потеряла только одного моряка, который умер из-за болезни.

HMAS Sydney в боевом камуфляже

Служба у берегов Австралии

Корабль в камуфляже состоянием на август 1941г.

  • 9 февраля 1941 года крейсер прибыл в Сидней, где его экипаж встречали как героев. После короткого ремонта, HMAS Sydney отправился в Фримантл 27 февраля 1941г. и получил задачи сопровождать конвои и производить патрулирование в Индийском океане.
  • 19 апреля 1941г. корабль доставил австралийскую делегацию в Сингапур на секретную встречу представителей Британского Содружества, Голландской Ост-Индии и США.
  • Уже 15 мая 1941г. крейсер вновь прибывает в Сингапур, теперь уже с задачей сопровождения транспортных судов, которые доставляли войска в Сингапур.
  • Все лето 1941г. HMAS Sydney занимался сопровождением конвоев в Индийском океане.
  • 19 сентября 1941г., после покраски в новый камуфляж, крейсер вышел из Мельбурна во Фримантл с задачей патрулирования западного побережья Австралии.
  • В течении октября 1941г. крейсер прошел все западное и северное побережье Австралии, сопровождал конвои, производил разведку минных полей.

Наконец, 17 ноября крейсер получил приказ вернуться во Фримантл, куда он должен был прибыть вечером 20 ноября.

Гибель

Схема боя

19 ноября 1941г. крейсер встретился с неизвестным торговым судном, которое шло со скоростью 14 узлов в направлении побережья Австралии. Командир крейсера совершил недопустимую ошибку и приблизился к неизвестному судну, которое представилось голландским транспортом Straat Malakka , на расстояние 1,3 км. Почти час корабли обменивались флажными сигналами пока в 17:30 не стало понятно что неизвестное судно - немецкий вспомогательный крейсер Kormoran .

После получасового боя на ближней дистанции противники разошлись. Kormoran получил серьезные повреждения машинного отделения, кроме того на корабле начался пожар, который угрожал погребам с боеприпасами, поэтому в 18:25 командир приказал команде покинуть корабль. Выжившие члены команды Kormoran заявляли что видели на горизонте зарево от пожара на борту HMAS Sydney до 22:00.

Как выяснилось позже, HMAS Sydney , получив тяжелейшие повреждения, сохранил управляемость и пытался подойти к берегу, но в определенный момент потерял плавучесть, перевернулся на левый борт и затонул.

Из 645 членов команды, находившися в тот момент на борту, не выжил никто. Это была самая большая потеря австралийского флота за всю его историю, а HMAS Sydney стал самым большим кораблем союзников, погибшим вместе со всей командой, за время Второй мировой войны.

Поиски останков HMAS Sydney

Останки крейсера (компьютерная реконструкция)

После того как прошли все возможные сроки прибытия корабля в Фримантл, командование австралийского флота начало поиски пропавшего крейсера. 26 ноября HMAS Heros обнаружил поврежденную пустую спасательную шлюпку, которая была опознана как шлюпка с HMAS Sydney .