Священный афон. Афон святая гора, главный оплот христианства

Гора Афон - место сосредоточения православных монастырей, основанных с X века. Большинство из них греческие, но некоторые находятся под эгидой русских, сербских и болгарских сообществ. Здесь проживает около 1500 монахов. Правила разнятся от обители к обители, а некоторые монахи, как в былые времена, даже живут отшельниками, селясь в пещерах и каливах. Правила на Святой Горе очень строгие. Число посетителей (неправославных) - ограничено (двенадцать человек в день) . Большинство туристов ограничивается экскурсией на лодке, которая приближается к берегу. Женщинам ступать на святую землю Афона запрещено. Если вам повезет, во время морской прогулки вы увидите дельфинов, которые не редкость в этих водах.

Византийские монахи возвели самый древний монастырь, Великую лавру, в 963 г. Уже в 972 г. было достигнуто уникальное соглашение с Византией, по которому гора Афон признавалась духовным государством, независимым от Византийской империи, с полным суверенитетом, гарантированным Афону лично императором. Это сделало Афон политическим и религиозным центром для греческих, балканских и российских православных христиан. В XIV в., золотом веке Афона, около 40 000 монахов обитало в 20 больших монастырях и мелких «скитах» - тех же монастырях, напоминавших небольшую деревню.


Хотя жители горы Афон номинально являются гражданами Греции, ее автономный статус сохранился и по сей день: последнее соглашение, подтверждающее суверенитет духовного государства, было подписано в 1912 г. Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой горы - Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 больших монастырей и заседающее в столице Афона Карее. Исполнительная власть на Святой горе осуществляется Священным собором (Кинотом) , состоящим из 20 членов, каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть - отдельный комитет из 4 «наблюдателей», состав которых меняется каждый год первого июня. Также в Карее находится резиденция главы правительства, Прота (по-гречески - первого) . Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нем есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность - наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.

Образ жизни монахов в этом «Уделе Божьей Матери» оставался практически неизменным со времен Византийской империи, когда государство впервые официально определило их статус. И по сей день ни женщинам, ни большинству домашних животных нет доступа на эту святую землю. Монахи утверждают, что это правило было установлено согласно библейской традиции, по которой сама Дева Мария избрала гору Афон в качестве места отдохновения, где ее не побеспокоят другие представительницы женского пола. В наши дни за стенами главных монастырей живут 1700 монахов.

Сам полуостров отличается редкой природной красотой. Склоны горы покрыты древними вечнозелеными лесами почти до самой вершины, высота которой 2033 м. Согласно легенде, Богоматерь совершала путешествие на Кипр со св. Иоанном, и когда буря заставила ее искать убежище, она остановилась на месте, где ныне находится Иверский монастырь. Красота этих мест произвела на нее такое впечатление, что Господь подарил Богоматери эту гору, сказав: «Пусть это место будет твоим, станет твоим садом и твоим раем, а также спасением и приютом для тех, кто ищет спасения».

Монастыри Афона


Даже те, кому удалось получить разрешение на посещение (а ожидание может продлиться несколько недель) , могут попасть на территорию горы Афон только морем, из Уранополи: других путей сюда нет. По ходу движения парома на западном берегу вы увидите сначала монастырь Дохиар, своей сторожевой башней напоминающий форт, затем Ксенофонт и Пантелеймонов монастырь. Он весьма впечатляет своими размерами и населен русскими монахами. За ним следует Симонопетра, построенный, словно орлиное гнездо, на склоне горы, прямо над морем. Далее расположен Дионисиат, он знаменит тем, что владеет самой старой иконой горы Афон, датируемой VII веком. Его местоположение также никого не оставит равнодушным. Южная точка полуострова - вотчина отшельников и маленьких монастырей. На восточном берегу находится Великая Лавра, самый старый из монастырей, основанный в 693 году святым Афанасием у подножия горы Афон. Он также и самый большой, вмещающий в себя сотню монахов. Его библиотека знаменита своим собранием 5000 античных книг.

Ближе к северу расположены монастыри Каракал, Ставроникита, Пантократор, и, еще далее, Ватопед, основанный в 980 году, и Эсфигмен. Вдали от глаз, в самом сердце полуострова, расположена Карея - административный центр республики.

Вершина горы в облаках

Факты про гору Афон

  • Название: Официально это место называется Автономная монашеская республика Афон.
  • Расположение: Расположен на севере Греции, в Македонии. Афон - самая высокая из трех горных вершин на Халкидикском полуострове.
  • Столица: Город Карея с населением 300 человек.
  • Парламент: Священный собор.
  • Население: 1 700 православных монахов.
  • Уникальность: В монастырях могут находиться монахи и все лица мужского пола, но женщинам и большинству домашних животных доступ закрыт.
  • Привлекательность: В 20 богатых монастырях есть всемирно известные фрески и бесценные коллекции икон.

Нужно знать

Посещения разрешены только мужчинам, они должны зарегистрироваться в Администрации паломников на гору Афон в Салониках, причем как минимум за 6 месяцев до поездки. В день на гору допускаются лишь десять паломников неправославной веры, и в каждом монастыре можно переночевать лишь один раз.

Экология познания. Планета: Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы

Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту - это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон - земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

9. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте - Великая Лавра, на двадцатом - монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») - название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон - земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.
Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.
Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность - 8-12 месяцев лишения свободы.

17. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известны х чудотворных икон .

18. В 1914-1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона - пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон - святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ - диамантерион - бумага с афонской печатью - двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась... сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.

30. Со словом «Афон» многие, сами того не зная, сталкиваются при чтении романа Александра Дюма «Три мушкетера». Имя Атос - то же, что и «Афон».
В написании этого слова есть буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Её в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» - так как написание «теты» похоже на «ф», и как «т» - так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору - «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове. опубликовано

Сегодня тысячи паломников и туристов из России устремляются к географическим, историческим и духовным артефактам, находящимся в самых разных уголках Европы и Азии. Обольщаясь многочисленными рассказами, временами, граничащими с откровенными баснями, россияне забывают о собственно русских святынях. Одним из таких благочестивых мифов наших дней является особая роль горы Афон — своеобразной монашеской республики, благодаря которой держится «неповрежденное восточное православие», а мир сохраняется от окончательного падения во грех. Так это или нет, нам рассказывает один из иноков, проживших на Афоне более 7 лет.

Доброго здоровья. В последние годы информацию о состоянии дел в греческой церкви приходится черпать из противоречивых источников, которые не всегда отличаются точностью и добросовестностью. Что на самом деле представляет собой нынешняя греческая церковь?

Нынешнее греческое «православие» уже давно не представляет собой единой конфессии или Церкви, но разделено на несколько направлений. Наибольшее влияние в современной Греции имеют так называемые новостильники и старостильники . Новостильники представляют собой единое религиозное объединение. Они подчиняются синоду Элладской Церкви и соответственно афинскому архиепископу и поминают как предстоятеля церкви вселенского (константинопольского — прим. редакции ) Патриарха. Новостильники находятся в евхаристическом общении с остальными поместными церквями и патриархатами, состоят в экуменическом Всемирном совете церквей.

Вторая часть греческого православия представлена старостильниками , которые, к сожалению, не представляет собой единого целого. Сегодня существует четыре основных синода старостильных церквей, которые не имеют между собой евхаристического общения. Разделение между старостильными церквями имеет под собой разные причины. Иногда это связано с некоторыми новшествами, вводимыми старостильными синодами, иногда с вопросам канонического характера или конфликтами. На мой взгляд, разделение в старостильных церквях связано с личными амбициями архиереев . Они имеют все возможности соединиться, но не прилагают к этому должного стремления. В последние годы все чаще наблюдается обратный процесс.

Новостильники, обладая количественным преимуществом, будучи более равнодушными к вероисповедальным частностям, постепенно поглощают слабые части старостильных деноминаций. Что касается количественного соотношения новостильников и старостильников, то, безусловно, количество посещающих новостильные храмы больше в несколько раз. Однако количество архиереев в новостильных и старостильных синодах приблизительно равное.

Интересно, что на церковную жизнь современной Греции практически не оказывают влияния греко-католики. Их сейчас там совсем немного. Причина этого в том, что новостильники фактически заняли место некогда распространенных униатов. Сегодня новостильные храмы все больше похожи на греко-католические. Так, во многих греческих церквях сегодня установлены не стасидии (специальные лавки по периметру церкви), а кресла, как в католических костелах или концертных залах. К тому же греческие архипастыри давно служат с католическими бискупами. Это ни для кого не секрет. Вселенский патриарх неоднократно сослужил с римским папой и никого это не удивляет. Поэтому никакого смысла в существовании униатов греко-католиков уже нет.

Современный принцип католического экуменизма имеет несколько иное основание, нежели униатские движения прошлого. Главное, что требуется, — признавать верховную духовную власть или хотя бы находиться в составе организации, а название церкви, частности ее вероисповедания никакого значения не имеют.

Что можно сказать по поводу общецерковного, народного благочестия в современной Греции?

Народно-церковное благочестие в Греции медленно, но верно нивелируется, растворяется в общеевропейской культуре. Отчасти это связано с большим количеством приезжих. В 80-х годах в Грецию приехало множество албанцев. Это делалось под видом помощи малоимущим жителям соседней страны. С появлением Евросоюза в Грецию едут представители Пакистана, африканских стран. Культурная идентичность греков стала теряться после вступления страны в НАТО, еще больший удар нанесло вступление Греции в Евросоюз. В перспективе — принятие евроконституции. По-видимому, старая греческая конституция, основанная во многом на канонах церковного права, будет отменена. Это может окончательно подорвать традиции народного благочестия. Сегодня, например, после рождения ребенка должно состояться его крещение. На основании документа о крещении выдается свидетельство о рождении. Та же ситуация с таинством брака. Церковный документ о венчании несут в муниципалитет. Там регистрируется факт брака.

Что касается непоредственно авторитета духовенства и церковных институтов в Греции, то в новостильной церкви он не высок. В последние годы в средствах массовой информации широко освящаются многочисленные случаи злоупотреблений и откровенных преступлениях в церковной среде. Отдельные представители епископата были обвинены в наркоторговле, работорговле. Общество ужаснулось, когда узнало факты организации пунктов содержания и торговли рабами в монастырях, принадлежащих греческой новостильной церкви. Оттуда живой товар распродавался по всему Средиземноморью.

Конечно, на распространение греха влияют и так называемые общеевропейские ценности, оправдывающие самые разные пороки. Священник с амвона может говорить о грехе одно, а преподаватель в школе — совершенно другое.

Имеются ли богослужебные различия между старостильными и новостильными церквями?

Если говорить о богослужебных книгах и основных священнодействиях, то здесь никаких различий нет. Существенные различия обретаются в самом подходе к исполнению таинств, например, в подготовке к Евхаристии, к крещению, в исполнении таинства покаяния и епитимии. У новостильников многое упрощено, существенные требования по подготовке к совершению Литургии не исполняются. Ну и, конечно, главное догматическое различие — это участие представителей других конфессий в службе. Католический епископ может спокойно придти в новостильный храм, отстоять в алтаре литургию, а затем причаститься с остальными священнослужителями.

Рассказывают, что в среде греческого духовенства распространено табакокурение, это так?

Насколько широко в среде греческого духовенства распространено курение — сказать сложно. Однако это факт известный и никем не скрываемый. На улице или в кафе можно встретить священника с сигаретой. Взыскание за это не предусмотрено и епитимия не накладывается.

В России сложилось впечатление, что Афон — это почти сказочный остров, населенный праведниками. Что богоугодными трудами его молитвенников, отшельников и затворников держится православная ойкумена, а то и весь мир. Все большую популярность получают туристическо-паломнические путешествия на Афон. Сегодня почти любой желающий может посетить знаменитые афонские монастыри, пообщаться с затворником, пожить в пещере отшельника. Что же на самом деле представляет собой современный Афон?

Как выразился один мой хороший знакомый:

«Современный Афон представляет собой страшный духовный локомотив, который тянет за собой вниз не только Грецию, но и сопредельные страны с исповеданием восточного православия: Сербию, Болгарию и даже Россию».

По давней традиции у верующих этих стран было безграничное доверие к религиозному авторитету Афона. Когда возникали споры или недоумения, часто ждали, что скажет Афон?

Сегодня древний авторитет Афона играет роковую роль. Приезжают люди на Афон. Для внешнего зрителя все выглядит замечательно. На всем Афоне старый стиль. Для религиозно неграмотного человека это главный критерий. В афонских монастырях очень длинные, в том числе ночные, службы, по 8-12 часов. Строго соблюдается богослужебный и бытовой монастырский уставы. Это производит большое впечатление на приезжих. Особенно на гостей из России и иных стран, где исковерканная и сокращенная служба давно стала привычным явлением.

Но эти внешние впечатления ошибочны. Подавляющее большинство нынешних афонских монастырей признает равночестными как старый, так и новый календарные стили. Вот, например, начался рождественский пост. На Афоне он начинается по старому стилю — на две недели позже, чем в остальной Европе. Наступило Рожество Христово по новому стилю. Если афонский монах или иеромонах в этот период выезжает на материковую Грецию, то он спокойно, с разрешения своего игумена, идет в новостильный храм и служит там службы Рожества. Хотя на Афоне еще предстоят две недели поста. Заканчиваются новостильные празднества, монах возвращается на Афон, постится оставшееся время и отмечает старостильное Рожество: второй раз разговляется, второй раз празднует. Все это там называется церковной «икономией», снисхождением, прощением канонов ради единства церковного мира и любви. А на самом деле — это не икономия, а «параномия» — грубое нарушение церковных правил и традиций.

Все афонские монастыри, кроме обители Есфигмену, поминают в своих молитвах вселенского патриарха, который давно находится в молитвенном и евхаристическом общении с римским папой. По этой причине братия монастыря Есфигмену не имеет общения с остальными обителями Афона и не участвует в работе Кинота — церковного совета монастырей Афона, своеобразного правительства острова.

По моему мнению, традиции Афона держатся исключительно за счет этого монастыря. Прочие же монастыри Афона, не меняя календарного стиля и внешнего в богослужении, готовы признать любую духовную власть. Отчасти это связано с финансовыми потоками, с некоторых пор хлынувшими на остров. Туристический бизнес тоже не заинтересован в сохранении подлинных афонских традиций иноческого уединения.

В последние годы официальные афонские власти делали несколько попыток изгнать из монастыря Есфигмену иноков с помощью осады и полиции. В 2006 году была создана подставная монашеская община. Она была зарегистрирована и торжественно признана афонским Кинотом как официальная община монастыря Есфигмену. Это необходимо было для того, чтобы принимать разного рода решения, в которых должны участвовать все обители острова. Нынешний настоятель монастыря уже много лет не принимает никакого участия в делах Афона. Да и какой диалог возможен с еретиками? Только монолог.

Не только Есфигмен, но и некоторые отшельники острова, живущие в кельях, перестали поминать вселенского патриарха и прервали общение с официальными монастырями Афона. Есть и такие насельники острова, которые, уподобившись российским беспоповцам, полагают, что истинного священства уже нет, вся иерархия впала в ересь. Конечно, посетители острова из разных стран мира не в курсе этой ситуации и для них обители Афона являют собой некий вероисповедальный монолит, оазис правоверия. Но этот далеко не так.

Сегодня монастыри Афона активно включились с освоение транснациональных финансовых средств. В последние годы не только Греция выделяла средства на восстановление Афона, но и Евросоюз, и даже Ватикан. Некоторые выделенные суммы исчезают бесследно. Например, для восстановления обители Есфигмену были выделены крупные средства, которые монастырь не принял, а деньги, тем не менее, исчезли. Многие церковные деятели Афона обвинены в финансовых и земельных махинациях. Во всех монастырях построены многозвездочные гостиницы, оборудованы VIP-номер, лифты на три-четыре этажа и многое другое.

На мой взгляд, постепенная апостасия греческой церкви связана с сильным западным влиянием, которое столетиями, начиная с XII века, оказывало тлетворное влияние на все стороны духовной и церковно-административной жизни. Это было планомерное уничтожение православия. Ставились задачи, время решения которых не исчерпывалось жизнью одного-двух поколений. Они были рассчитаны на века.

Если верить пророчествам, то с окончательным принятием ереси Афон погибнет, а сама гора уйдет под воду. По завету Богородицы, конец Афона почувствует каждый, кто будет творить волю Сына Божия. Видимо, не надо ожидать других особых знамений, например, исчезновения Иверской иконы и т. п. Можно подумать, что пока икона на месте, правоверию ничего не угрожает. «Кто будет творить волю Сына Моего, тот поймет это в любом месте Афона», — и тогда придется собирать вещи и уходить оттуда, потому что пришел горе конец. А косвенных свидетельств упадка Афона более чем достаточно.

Что можно сказать об иноческой жизни на современном Афоне?

В России многие монашеские традиции, иноческая преемственность утрачены. Старые традиции уничтожены вместе с поколением иноков в годы большевистских гонений. Современное российское иночество, вне зависимости от конфессионального подчинения, молодое. Монастыри больше похожи или на туристические центры, или на колхозы. А на Афоне мне приходилось находиться в окружении старцев, подвизающихся в иночестве 30-40 лет. Инок со стажем 7-10 лет в такой среде считается молодым. В других местах людей с таким стажем и опытом иноческого жития трудно встретить, почти невозможно. Такой срок жизни инока подразумевает большой опыт. Когда находишься в обществе таких старцев, это воодушевляет. Но нынешние афонские старцы, которые прожили на острове десятки лет, говорят: «Мы на черепки пришли, а уж вам ничего не осталось…»

Общаясь с пожилыми иноками, интересно узнать, как жил остров 20-30 лет назад. Они пришли на Афон, когда туда не ходил корабль, когда не было ни одного магазина, ни одной машины. Если договорился с каким-нибудь рыбаком, он мог довезти до острова, высадить где-нибудь, и оттуда уже должен идти сам, искать пристанище. Сейчас Афон — это два туристических корабля, такси по всему периметру.

Для удобства туристов есть автобусы, которые идут до перевала. От перевала по острову идут микроавтобусы, они развозят по монастырям. Даже в последние годы на острове происходят разительные перемены. Я прожил на Афоне семь лет и видел, как все меняется. Мне пришлось жить на Каруле, это отшельническое место. У подножия горы живут только келлиоты. Больших поселений там нет. Живут по два-три человека. В 2000 году у местных отшельников и понятия не было о мобильном телефоне, солнечной батарее и, тем более, Интернете.

А когда я покидал Афон, только на Каруле было три выхода в Интернет. Когда первый отшельник завел мобильный телефон, то прятал его, стыдился, что засмеют. А сейчас уже у всех все есть. Конечно, это признак явного упадка. Если раньше отшельнику, чтобы принести что-то себе в келью, нужно было идти через горы, нести тяжелую поклажу, то сегодня все можно заказать по телефону: продовольствие, свечи, ладан, ингредиенты для его изготовления. Все привозят на корабле, остается только расплатиться. Конечно, ревнующим о благочестивой жизни приходится уходить с острова.

Мы жили на Каруле, и там живет последний серб, постриженик старцев начала XX века. Он фактически последний, имеющий преемственность старых поколений иноков. Нам, молодым, проще — мы снялись с места и ушли, а ему, прожившему на острове около 40 лет, уже некуда идти. Думаю, что еще из-за таких последних остальцев афонской традиции остров сохраняется, по милости Божией. Они умрут, и на них все закончится. А молодым инокам придется делать выбор: или оставаться в этой неблагочестивой атмосфере, жить экспонатом в туристическом центре, или искать другое прибежище.

Этот печальный сценарий был опробован в монастырях Метеор. Туда невозможно было попасть иначе, как с помощью специального подъемника, который опускали монахи. Но и до них добрались. Построили дорогу. Теперь там нет ни одного полноценного монастыря. Вернее, монастыри, как памятники, остались, а большинство монахов ушли в 70-е годы XX века. Многие иноки перебрались на Афон. А сейчас настала очередь Афона…

Появление старостильных церковных объединений в Греции связано с расколом Церкви Эллады, произошедшим вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции нового Грегорианского календаря (10 марта 1924 года). Инициаторами движения за сохранение богослужения по старому календарю (старому стилю) в 1925 году стали миряне, создавшие объединение «Ассоциация православных» (секретарь Совета Правления Перикл Гетурис). Их поддержали монахи Афона, а затем и ряд видных представителей духовенства. В 1926 году ассоциация была преобразована в «Греческое религиозное общество истинно-православных христиан». Количество приходов этого объединения достигало 800. В мае 1935 года официальную Элладскую Православную Церковь покинули три епископа и образовали с четырьмя вновь рукоположенными иерархами Синод Истинно Православной Церкви Греции (Председатель Синода с 25 мая 1935 по 30 июня 1937 года — митрополит Герман Димитриадский). В конце 30-х годов в старостильной Церкви произошёл раскол на две ветви. Позже в среде старостильников произошло еще несколько разделений. С 1970-х годов старостильные церкви ведут переговоры об объединении, но успехов в этом процессе пока не наблюдается.

Святая гора Афон — духовный центр православия в Греции и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, почитается православными всего мира как земной Удел Богородицы.

По преданию, во время бури по пути на Кипр корабль Девы Марии оказался прибит к берегу Афона. Красота полуострова восхитила Богородицу, и она попросила это место себе в удел и получила его от Бога.

Комплекс монастырей Афона образует Автономное монашеское государство Святой Горы. Особый статус административной единицы закреплен в конституции Греции — самоуправляемое сообщество, в которое входят 20 православных монастырей, они находятся под юрисдикцией Константинополя. Управление осуществляет Священный Кинот — центральный соборный орган. Греция имеет на Святой горе своего губернатора. В Афонских монастырях и скитах проживает около 1800 мужчин.

На Афоне используют только юлианский календарь (старостильный), в отличие от остальной части Константинопольского Патриархата

Гора Афон находится в восточной части страны, на одноименном полуострове в Эгейском море. Географически Афон — восточная оконечность Халкидики. Гора имеет классическую «пирамидную» форму, ее высота — 2033 метров. У подножия Афона находится город Уранополис, от которого в основном начинается маршрут паломников.

Монастыри Афона в Греции

Монашеская жизнь и молитва продолжаются на Афоне с IV века. Особый этап в истории занимает VII век, когда после вторжения мусульман в земли Византии многие монахи и отшельники прибыли на остров. В это же время по решению Трулльского собора полуостров был передан под монашеские обители.

Длина острова — 60 км, здесь находится множество икон, мощей святых и других реликвий.

Монашеская гора известна на весь мир запретом на въезд для женщин Здесь запрещены даже животные женского пола, исключением являются куры и кошки. Однако известны случаи пребывания женщин на полуострове: монахи принимали семьи беженцев во времена военных действий.

Сейчас на Святой горе Афон — 20 монастырей, которые имеют статус патриарших ставропигий и являются общежительными. 17 из них — греческие монастыри, 1 — российский, 1 — сербский, 1 — болгарский. Создавать новые монастыри на Святой горе запрещено.

Первенствующий монастырь Святой горы — Великая Лавра

Лавра Святого Афанасия основана в 963 году святым Афанасием Афонским. В лавре располагается кафоликон Благовещения (соборный храм); ее главные святыни — крест и жезл святого Афанасия, чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса». Здесь хранится самое большое количество церковных реликвий на полуострове (рукописи, исторические документы, фрески и др.). В монастыре проживает 50 монахов, каждый выполняет свои обязанности. Монастырь открыт круглый год от рассвета и до захода солнца. Многие паломники стремятся подняться на вершину горы к кресту — пешком или на мулах. Есть два пути: короткий крутой и более пологий. В среднем, подъем занимает около 6-8 часов.

Монастырь Ватопед

торой в иерархии Святой горы, один из наиболее древних и крупных, создавался в 972-985 годы тремя монахами — учениками преподобного Афанасия Афонского, имеет обширную библиотеку древних рукописей и кодексов, два скита, кельи и подворья. Основные святыни — часть Животворящего Креста, честной пояс Богородицы. Монументальный монастырь окружен высокой стеной. Здесь проживает около 50 монахов, сейчас ведутся работы по восстановлению больших зданий.

Греческий православный Иверский монастырь

Известен также как Иверон: на северо-востоке полуострова построен грузинским монахом в конце X века на берегу моря. В Ивероне, третьем монастыре в иерархии Афона, хранится самое большое количество мощей святых и чудотворная икона Вратарница. В XVI веке монастырь был украшен фресками. Монахи активно занимаются восстановлением исторических зданий вокруг монастыря. Здесь проживает около 30 монахов и послушников.

Свято-Пантелеимонов монастырь

Bзвестен многим как русский монастырь на Афоне (Россикон), в иерархии занимает 19-е место. В нем находятся типичные образцы русской фрески. Здесь хранятся многие бесценные святыни и мощи святых. Образован на основе русского поселения, образовавшегося на полуострове в XI веке, формальный статус монастыря получил в 1169 году. Полностью стал русским в конце XIX века. В настоящее время его подворья в России располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. Территория напоминает небольшой город со множеством строений и купольных церквей. Кроме монастырей, на территории полуострова Святой Горы разбросано 12 скитов, многие из которых являются крупными поселениями и отличаются от монашеских обителей только статусом. Россикон был перестроен в XIII веке после крупного пожара. В братство обители входит около 40 монахов.

В особом районе на юге Афона селятся монахи-отшельники . Дорога сюда довольно непроста и опасна: по узкой тропе вдоль отвесной скалы.

Правила посещения Святой горы

Большинство туристов имеют возможность увидеть гору и некоторые ее монастыри исключительно со стороны моря — во время круизной экскурсии по Эгейскому морю — вдоль берегов Афонского полуострова. Подобные морские экскурсии проводятся из прибрежных курортов Халкидики, в среднем занимают 5-6 часов.

Чтобы посетить монастыри Святой горы Афон, нужно получить диамонитирион (специальное письменное разрешение). Получить его может мужчина — последователь любой религии. Разрешение обычно дается на 4 дня, необходимый документ — паспорт, загранпаспорт. Рекомендуется заранее позвонить в офис, так как количество выдаваемых разрешений в день ограничено: 10 — для неправославных и 100 — для греков и православных.