Существительные множественного числа в падежах в логопедии. Тема занятия: творительный падеж множественного числа

Конспект по дисграфии для учащихся 5-х классов с лёгкой умственной отсталостью

Тема: «Изменение существительных по падежам »

Цели: образовательные –

— закрепить изменение одушевлённых существительных в единственном числе по падежам,

— закрепить употребление падежных окончаний одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить практическое употребление в словосочетаниях одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить дифференциацию звуков Б и П в слогах, словах, предложениях,

— активизировать словарь по теме «Домашние животные» на примере коровы, собаки, козы, кошки.

коррекционные –

— развитие фонематических процессов (слуха и восприятия),

— коррекция правильного написания строчных букв Б и П,

— развитие мелкой и артикуляционной моторики,

Оборудование: зеркала, слоговая таблица, образ букв Б и П,

таблица характеристики звуков, шаблоны прописных букв,

карточки слов (изменение по падежам),

карточки текста с пропущенным окончанием,

карточки-названия падежей с вопросами,

картинки животных (корова, собака, кошка, коза),

карточки частей тела животных, карточки животных с детёнышами,

карточки животных с кормом,

сюжетная картина «Дедушкин подарок»,

компьютерная программа «Дельфа-142».

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед:

— Добрый день, ребята!

День учебный продолжается и занятие начинается.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,

вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Подготовительный этап:

Логопед:

— Возьмите зеркала. Выполним упражнения для языка:

«Индюк болбочет», «Лягушка», «Трубочка», «Качели», «Часики».

— Глубоко вдохнём и на выдохе протянем гласный звук

ААА, вдох-выдох: ООО, вдох-выдох: ЫЫЫ, вдох-выдох:

УУУ, вдох-выдох: ЭЭЭ.

— Почему эти звуки называются гласными? (Воздух выходит свободно, их можно петь, тянуть).

Основной этап

Акустико-артикуляционная характеристика

Логопед:

— Маленькие мышки, серенькие шубки, длинные хвосты, пищат: пи-пи-пи.

— Пистолет пугает мух. Говорит он громко: бух!

— Ребята, как мышонок пищит? (Пи-пи-пи)

— Как пистолет пугает? (Бух-бух).

— Сегодня мы продолжим работу по различению согласных Б и П.

— Возьмите зеркала и произнесите звуки Б и П. Какие это звуки, чем они похожи, чем отличаются?

Ответы детей : это звуки согласные. Во рту существует преграда, губы сжимаются и разжимаются, язык неподвижен, струя воздуха – короткая, прерывистая. Звук П – глухой, звук Б – звонкий.

Логопед:

— Звуки мы слышим и произносим, а видим, читаем и пишем – что? (Буквы).

Вспомним стихотворение про букву Б:

«Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком» .

— Вспомним букву П: «Буква П – дверной проём».

Развитие фонематических процессов

Логопед:

— Прочитаем слоги парами по таблице: с буквой Б – громко, с П – тихо.

(БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, БЫ-ПЫ, БЭ-ПЭ).

— Сейчас повторите за мной слоги наоборот: ПА –(БА), ПО-(БО), ПЫ-(БЫ), ПУ –(БУ), ПЭ-(БЭ).

— Пропишем в воздухе маленькие буквы Б и П.

— Обводите по пунктирным линиям на листочках буквы Б или П, когда услышите эти звуки в словах: слабый, грубый, крупный, колобок, колбаса, дупло, капли, сапоги, лопата, каблук.

— Продолжаем обводить буквы, услышав звуки в предложении:

На траву поставили бочки. На деревьях набухают почки.

Повалился старый забор. На воротах крепкий запор.

— Проверяем, сколько звуков Б вы услышали и обвели букв (8), сколько П (10).

Физкультминутка:

— Встанем, отдохнём – услышав звук Б, поднимаем руки вверх, на П – опускаем вниз: П, Б, П, П, Б, ПА, БЫ, БЭ, ПУ, АП, ОП, альбом, папка, бумага, портфель, банан, капуста, яблоко, репа. У Бори старший брат Павлик. На полке стоит букет цветов.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Логопед:

— Молодцы, садимся и отгадываем загадки:

«Мягкие лапки, а в лапках царапки» . Кто это? (Кошка)

«С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком» . Кто это? (Собака)

«Голодная – мычит, сыта – жуёт, деткам молоко даёт» . Кто это? (Корова)

«Идёт, идёт, бородой трясёт. Травки просит: ме-ме, дай-ка вкусной мне-мне» . Кто это? (Коза)

— Назовите одним словом: корова, коза, кошка, собака – кто это? (Это домашние животные).

Почему их так называют?

Ответы детей : они живут возле человека, он кормит их, строит им жилища, заботится о них, а животные приносят ему пользу.

— Слова корова, кошка, собака, коза отвечают на вопрос Кто? И в Именительном падеже имеют окончание А. (Запись на доске).

— Возьмите карточки и допишите окончания в словах в первой строке с вопросом Кто? (-а).

Дети дописывают окончания:

Кто? коров…, коз…, кошк…, собак…

— Назовите, у Кого из животных есть рога? (у коровы), у Кого есть усы (у кошки), у кого бородка (у козы), у кого хвост колечком (у собаки).

— Давайте повторим: рога (у кого?) у коровы, усы (у кого?) у кошки, бородка (у кого?) у козы, хвост колечком (у кого?) у собаки.

— Слова в Родительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания —Ы, -И . (Запись на доске)

— Допишите в карточках окончания в словах во второй строчке с вопросом Кого ?

у Кого? у коров…, у коз…, у кошк…, у собак…

— А сейчас поиграем в игру: «Кому дадим какую пищу». Соединим корм стрелочками с животным:

К о м у?

— Кому дадим капусту? (козе). Кому косточку? (собаке). Кому травку? (корове). Кому рыбку? (кошке).

— Существительные в Дательном падеже отвечают на вопрос Кому? И имеют окончания – Е . (Запись на доске)

Кому? В третьей строчке:

Кому? коров…, коз…, кошк…, собак…

А сейчас вспомним, как называются детёныши животных. Посмотрим на картинки и назовём с Кем ? они нарисованы.

— Телята (с Кем?) с коровой, козлята (с Кем?) с козой, котята (с Кем?) с кошкой, щенки (с Кем?) с собакой.

— Повторим с Кем? (Коровой, козой, кошкой, собакой) . Существительные в Творительном падеже отвечают на вопрос Кем? И имеют окончания –ОЙ.

— Допишите окончания в словах с вопросом Кем? В четвёртой строчке:

Кем? коров…, коз…, кошк…, собак…

Физкультминутка:

Поиграем с пальчиками в игру «Пять телят»:

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жуёт.

Этот телёнок копытами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему все разошлись, скучно мне одному!»

Логопед:

— Сейчас рассмотрим картину «Дедушкин подарок». Назовите Кого? Вы видите из домашних животных. Кого видим?

Ответы детей : Я вижу корову, козу, кошку, собаку.

— Существительные в Винительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания –У . (Запись на доске).

— Допишите окончания -У в словах с вопросом Кого? В пятой строчке:

Кого (вижу)? коров…, коз…, кошк…, собак…

— Давайте повторим: о Ком? Мы сегодня с вами разговаривали

(О корове, о собаке, о кошке, о козе ).

— Существительные в Предложном падеже отвечают на вопрос о Ком? И имеют окончания –е. (Запись на доске).

— Допишите окончания –е в словах с вопросом о Ком? В шестой строчке:

о Ком? о коров…, о коз…, о кошк…, о собак…

Работа с текстом:

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные окончания. Спишите, подчеркните буквы Б – двумя чертами и П – одной чертой.

У бабушки в деревне жила коров… Пеструха. Бабушка давала коров… свежее сено. Каждый день доила свою коров…. У коров… Пеструхи было много молока. Бабушка гордилась любимой коров… и рассказывала о коров… внучатам, угощала их молоком, сметаной, творогом.

Закрепление материала:

— Давайте повторим, какие падежные окончания имеют существительные в единственном числе. (Чтение таблицы на доске).

— С какими звуками работали? Какие они, чем отличаются?

Закрепим дифференциацию звуков Б и П на компьютерной игре «Дельфа-142»: «Какая картинка начинается с той же буквы?» (Буквы. Картинки).

— Закрепим употребление слов в предложении на компьютерной игре: «Выбери правильную форму слова». (Предложение. Выбери форму слова)

учитель-логопед

Замятина Наталья Владимировна

ГКОУ СО «СКОШИ 111», г. Екатеринбург

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе по теме: «Словоизменение. Образование существительных во множественном числе с использованием лексической темы «Профессии»

Цели:

  1. Расширение и активизация предметного словаря по теме «Профессии».
  2. Закрепление умения образовывать форму множественного числа имен существительных мужского рода родительного падежа.
  3. Закрепить навык употребления слов сложной слоговой структуры (трехсложные слова с двумя стечениями, четырехсложные слова со стечением в середине, слова из шести слогов)
  4. Развитие слухового внимания (учить вслушиваться в речь логопеда), логического мышления (отгадывание загадок, нахождение лишнего предмета)
  5. Учить детей составлять распространенное предложение по схеме типа:
    Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное

Лексический материал:

1. Слова, сложные по семантике: пекарь (человек, который печет хлеб), спасатель (человек, который помогает людям, попавшим в беду)
2. Слова, сложные по слоговой структуре (строитель, милиционер, библиотекарь, отвертка, парикмахер)

Оборудование: предметные картинки по лексической теме «Профессии»

Ход занятия

1 Этап. Активизация предметного словаря по теме «Профессии». Развитие логического мышления.

Организационный момент
Логопед: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
(Дети садятся на свои места).
Логопед: Отгадайте загадку:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Салаты, винегреты?
Дети: Повар (фотографии людей разных профессий лежат на столе перед детьми)
Логопед: Правильно. Паша, подойти ко мне, найди фотографию повара и размести её в левом верхнем углу доски.

Логопед: Следующая загадка:
Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
Дети: Доктор
Логопед: Правильно. Галя, подойти ко мне, найди фотографию доктора и размести её в правом верхнем углу доски.
Логопед: Следующая загадка
В доме десять этажей,
В доме тысяча людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?

Дети: Строитель.
Логопед: Правильно. Артем, подойти ко мне, найди фотографию строителя и размести её между фотографиями повара и доктора.

(аналогично можно попросить других детей развесить другие фотографии на плоскости доски)
Логопед: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О профессиях.

2 Обучающий этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей».

Логопед размещает на доске картинки с изображением профессий людей в единственном и множественном числе и дает детям следующую инструкцию:
Логопед: Послушайте, как по разному звучит:
один врач, а много врачей;
один учитель, а много учителей
(логопед утрировано выделяет окончания слов)
Логопед: Что меняется в слове врач и врачей?
Дети: конец слова
Логопед: Давайте попробуем вместе - один воспитатель, а много кого?
Дети: воспитателей
Логопед: один спасатель, а много?
Дети: спасателей
(аналогично со словами писатель - писателей, пекарь - пекарей, водитель - водителей, строитель - строителей).



Физкультминутка (закрепление навыка употребления слов сложной слоговой структуры)
Детям предлагают выйти на ковер.
Логопед: Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть инструменты столяра, а вы будете ловить мяч и делить слова на слоги. Молоток
1-й ребенок: Мо-ло-ток. Три слога
Логопед: Отвертка
2-й ребенок: От-верт-ка. Три слога
И так далее со словами: рубанок, дрель, топор, ножницы, шило.
(Логопед показывает детям картинки с изображением молотка, отвертки, рубанка, дрели, топора, ножниц, шила).

3 этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода в родительном падеже с окончанием «-ов».

Игра « Путешествие с Незнайкой»
Логопед: (таинственно) Незнайка путешествовал с друзьями-коротышками в волшебной стране. Там они потерялись, и Незнайка решил найти их.
Логопед: Доктора Пилюлькина он нашел там, где много кого?
1-й ребенок: Докторов
Логопед: Где он?
Дети: в поликлинике, в больнице
Логопед: Музыканта Гуслю он нашел там, где много кого?»
2-й ребенок: Музыкантов
Логопед: Где он?
Дети: на празднике, на концерте
Логопед: Художника Тюбика он нашел там, где много кого?

3-й ребенок: Художников
Логопед: Где он?
Дети: на выставке
Логопед: Повара Сиропчика он нашел там, где много кого?
4-й ребенок: Поваров
Логопед: Поэта Цветика он нашел там, где много кого?»
5-й ребенок: поэтов
Логопед: Где он?
Дети: на кухне
(аналогично с профессиями космонавт, рыбак, дворник, машинист, тракторист)

4а этап (практическое закрепление умения образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей» и «-ов».

Игра «Закончи предложение»
Логопед: Ребята, сегодня утром почтальон прислал мне письмо, но оно в дороге промокло и последние слова исчезли. Давайте попробуем назвать их.
Логопед: В парикмахерской работает много…
1-й ребенок: парикмахеров
Логопед: На стройке работает много…
2-й ребенок: строителей
Логопед: В магазине работает много…
3-й ребенок: продавцов
Логопед: За порядком в городе следит много…
4-й ребенок: милиционеров
Логопед: Завод охраняет много…
5-й ребенок: сторожей
Логопед: В библиотеке работает много…
6-й ребенок: библиотекарей

4 б этап. Учить детей составлять предложение по схеме типа:
(Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное)

Логопед: Придумайте предложение по схеме. Первой задание выполняю я. Например, На стройке не встретишь учителей, врачей.
В библиотеке не встретишь милиционеров, поваров и т.д.

Итог занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня говорили. Что вам больше всего понравилось на занятии. Выходит тот, кто вспомнит: в больнице много кого? и т.д.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (СТАРШАЯ ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР) Цели: Учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного; уточнять и активизировать словарь детей. Ход занятия: Организационный момент. Логопед просит детей ответить: Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, держим карандаш)? Чем мы закрываем глаза от пыли? (веками, ладонями), касаемся пола на физкультурном занятии? (ступнями). И т.п. 1. Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных деревьев и цветов. Называет их. Напоминаетет о том, что в лесу растут разные грибы. Под чем растут грибы? Показывая по очереди на выставленные картинки, логопед добивается преобразования существительного единственного числа именительного падежа в существительное множественного числа творительного падежа, например: береза – грибы растут под березами, елка - …под елками, сосна - … под соснами (под колокольчиками, под ромашками, под кустами, под дубами, под рябинами, под лютиками и пр.). Помимо грамматической задачи, упражнение содержит и лексическую – активно пополняется словарь детей по теме «Деревья, цветы, растения». 2. Игра «В зоопарке». На доске – картинка «Зоопарк» и портрет старичка. Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем дедушка Коля. Он очень любит зверей и птиц и ухаживает за ними. Логопед просит подумать и ответить, за кем ухаживает дедушка Коля? Ответы детей: Дедушка Коля ухаживает за лебедями (за слонами, за жирафами, за змеями, за кабанами, за косулями). В этом упражнении также активно пополняется словарь по теме «Животные». 3. Динамическая пауза. Игра с мячом. Перед тем как бросить мяч кому-то из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Каждый ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, с пакетами, с портфелями, с рюкзаками, с продуктами и т.п.). Все малознакомые слова объясняются и проговариваются хором. Выделять окончания существительных в творительном падеже множественного числа обязательно. 4. Работа с индивидуальным наглядным материалом. Игра «Бабушкина корзинка». У детей на столах картинки с «дарами леса» (грибы, ягоды и пр.). Логопед показывает детям красивую плетеную корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет в лес, обязательно повезет». Логопед просит детей посмотреть на свои картинки, представить, что все это собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка? Ответы детей: Корзинка была с желудями (с сыроежками, с лисичками, с опятами, с ягодами, с шишками, с орехами и пр.). 5. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: Родительный падеж множественного числа существительных.

Цель: Учить детей правильно образовывать существительные множественного числа.

Задачи:

    Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.

    Учить четко выделять последний слог существительных в родительном падеже множественного числа.

    Активизировать словарный запас слов.

    Развивать у детей языковое чутье.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать умение выслушать товарища.

Оборудование : наборное полотно с нарисованным букетом цветов,

изображения разных цветов ,

картинки изображающие лес и зоопарк,

мяч,

иллюстрация к сказке «Маша и медведь»,

корзина,

картинки с изображением ягод, грибов, овощей, орехов и т.д.


Ход занятия.

Организационный момент.

Дети давайте подумаем и назовем то, чего в группе много, и при этом выделить голосом окончание слов. Например: много столов, много штор, дверей, кукол, полок и т.д. (в случае ошибки кого-то из детей правильный вариант ответа подбирается с помощью остальных детей).

1.Дидактическая игра «Закрытый букет».

Логопед выставляет на наборное полотно нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. На картине видны только концы стебельков. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подруги принесли закрытый букет и обещали отдать тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Детям предлагается помочь Кате и назвать возможные варианты.(Для наглядной опоры в случаях затруднений на наборное полотно выставляются картинки – изображения разных цветов).

Дети составляют разные предложения, четко выделяя последний слог существительных в родительном падеже множественного числа: Кате принесли букет тюльпа нов . Девочки подарили подружке букет гвоз дик. У Кати был букет лил ий .(незабу док , одуванчи ков , ландыш ей , роз и т.д.)

На этом этапе занятия важно соотнести формы существительных именительного и родительного падежей множественного числа. (принесли тюльпаны – букет тюльпанов и т.д.)

2.Дидактическая игра «Дружная семья».

Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить: сколько в семье было детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка? (Дети отвечают: пять кроваток ). своя тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка? Свое покрывало, одеяло? Свой стул, свитер? Свои брюки? И т.д. Важно выделение голосом последнего слога в образованном существительном, а также сравнение двух падежных форм одного слова.

3. Дидактическая игра –соревнование «Кто подберет больше слов».

Логопед рассказывает детям, что в дружной семье, где было пятеро малышей, все любили ходить в лес и в зоопарк.

Дети, давайте поделимся на две команды. А теперь задание для каждой команды: нужно придумать как можно больше вариантов – чего может быть много в лесу(для 1-й команды) и в зоопарке(для 2-й команды). Для сосредоточения внимания детей выставить на наборное полотно картинки, изображающие лес и зоопарк.

При подборе слов, логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют разные типы окончаний (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т.д). Эти существительные даются в исходной форме – единственном числе, именительном падеже. Например: В лесу ягода, ягода, ягода – значит в лесу много чего? За правильный подбор слова детям раздается по одной фишке. В случае неверного образования существительного правильный вариант подбирается всеми детьми группы.

4. Динамическая пауза . Дидактическая игра с мячом «Мамы и их детеныши».

Дети выходят из-за своих стульчиков и встают вокруг логопеда. Логопед с мячом объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Вам надо поймать мяч и сказать: кого защищает зайчиха (медведица, кошка, собака, лисица, свинья, овца и т.д.)? Каждый ребенок, поймав мяч, дает ответ полным предложением: Зайчиха защищает своих зайчат - и возвращает мяч логопеду.

5.Дидактическая игра «Маша и медведь».

Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и просит вспомнить о девочке, которая жила в лесу у огромного медведя. Маша готовила, убирала в избушке, а медведь приносил из леса, из огорода каждый раз полную корзинку… А вот чего – ребятам предлагается догадаться, глядя на свои картинки. У каждого ребенка своя картинка с изображением, например, орехов(ягод, грибов, огурцов, помидоров, слив, яблок, желудей и т.д.) Для создания игровой ситуации показывает детям красивую корзинку, в которую, при правильном образовании падежной формы, каждый ребенок кладет свою картинку.

6. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова.(Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого Пожираешь людей,

Я видел двух свинок Так за это мой меч -

Без шляп и …(ботинок). Твою голову с …(плеч).

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе Не жалеет…(лаптей).

Я выслал две пары

Отличных…(калош)?

Робин Бобин Барабек Где убийца, где злодей?

Скушал сорок…(человек). Не боюсь его…(когтей).

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема занятия : творительный падеж множественного числа существительных

(старшая группа для детей с ОНР)

Цели : Учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного; уточнять и активизировать словарь детей.

Ход занятия :

Организационный момент . Логопед просит детей ответить:

Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, держим карандаш)?

Чем мы закрываем глаза от пыли? (веками, ладонями), касаемся пола на физкультурном занятии? (ступнями). И т.п.

  1. Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных деревьев и цветов. Называет их. Напоминаетет о том, что в лесу растут разные грибы. Под чем растут грибы?

Показывая по очереди на выставленные картинки, логопед добивается преобразования существительного единственного числа именительного падежа в существительное множественного числа творительного падежа, например: береза – грибы растут под береза ми , елка - …под елка ми , сосна - … под сосна ми (под колокольчиками, под ромашками, под кустами, под дубами, под рябинами, под лютиками и пр.). Помимо грамматической задачи, упражнение содержит и лексическую – активно пополняется словарь детей по теме «Деревья, цветы, растения».

  1. Игра «В зоопарке».

На доске – картинка «Зоопарк» и портрет старичка. Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем дедушка Коля. Он очень любит зверей и птиц и ухаживает за ними. Логопед просит подумать и ответить, за кем ухаживает дедушка Коля? Ответы детей: Дедушка Коля ухаживает за лебедя ми (за слонами, за жирафами, за змеями, за кабанами, за косулями). В этом упражнении также активно пополняется словарь по теме «Животные».

  1. Динамическая пауза. Игра с мячом.

Перед тем как бросить мяч кому-то из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Каждый ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: Пассажиры садятся в поезд с чемодана ми (с сумками, с пакетами, с портфелями, с рюкзаками, с продуктами и т.п.). Все малознакомые слова объясняются и проговариваются хором. Выделять окончания существительных в творительном падеже множественного числа обязательно.

  1. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Игра «Бабушкина корзинка».

У детей на столах картинки с «дарами леса» (грибы, ягоды и пр.). Логопед показывает детям красивую плетеную корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет в лес, обязательно повезет». Логопед просит детей посмотреть на свои картинки, представить, что все это собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка? Ответы детей: Корзинка была с желудя ми (с сыроежками, с лисичками, с опятами, с ягодами, с шишками, с орехами и пр.).

  1. Итог занятия, оценка деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"

Цель занятия: формирование навыка образования существительных творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....