Скачать презентацию жанр басни в мировой литературе. Развитие жанра басни в мировой литературе

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).

В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

Следует выделить такие особенности басни :
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

В.А.Жуковский в статье "О басне и баснях Крылова" указал четыре главные особенности басни .
Первая черта басни – особенности характера , то, чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир , вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
Третья особенность басни – нравственный урок , мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок , который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие , вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы

Андреева Е.А.


  • Углубить представление о жанре басни;
  • Расширить читательский кругозор;
  • Учить правильно понимать смысл и мораль басен;
  • Учить выразительно читать басни;
  • Учить элементам сравнительного анализа текстов.


Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.


В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном


В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –

в творчестве

В.К.Тредиаковского,

А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,

И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,

М.В. Ломоносова.


Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»


План сравнительного анализа

  • Тема басни
  • Герои басни
  • События, действия героев
  • Цель басни
  • Мораль
  • Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства)

Басня «Лисица и виноград»


Общее

Различное

  • Тема (о лисице, которая хотела полакомиться виноградом);

2. Герой басни – Лисица;

2. Форма (стихотворная и прозаическая);

3. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;

3. Действие более развернуто у Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова;

4. В басне высмеиваются пороки людей: себялюбие, тщеславие;

5. Басня имеет поучение – мораль.

4. Мораль басни Эзопа и И.А. Крылова одинаковая, у Ж.де Лафонтена – немного иная.



  • Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

Басня «Лебедь, Рак и Щука»


как ни садитесь,

Все в музыканты

не годитесь.

Басня «Квартет»


то их полижет…

Очки не действуют никак!

Басня «Мартышка и очки»


В чем толку не поймут,

То все у них пустяк.

Басня «Петух и Жемчужное зерно»


2. Закончите крылатые выражения:

  • Ты всё пела? Это дело…
  • Кукушка хвалит петуха…
  • Чем кумушек считать трудиться…
  • А ларчик просто…
  • Беда, коль пироги начнет печи сапожник…
  • У сильного всегда…
  • А Васька слушает…
  • Слона-то я и…
  • Ай, Моська! Знать она…

3. Помогите герою басни найти свою пару:

  • Свинья
  • Петух
  • Моська
  • Ворона
  • Ягненок
  • Кукушка
  • Стрекоза
  • Васька

4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?



Жанр басни в XX веке…

Грибы

Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.

Бросался всем в глаза его нахальный вид:

  • Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
  • Как я красив! Красив и ядовит! –

А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.

И потому его никто не замечал…

С.В. Михалков


Жанр басни в XXI веке…

На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?


Баснописцы среди нас…

Красавица Стрекозка,

Оса, Пчела и Божия коровка

Решили басню написать.

Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть.

Достали ручки, скрепки, кнопки и листок

И сели дружно под дубок.

Сидят, сидят листок же всё пустой.

«Подружки, стой! – кричит Стрекозка.

Чтоб лучше басню написать,

Давайте сядем на кровать.

На мягком месте лучше думать!

И басня сложится, как знать?»










Эзо́п - великий баснописец, живший в 6 веке до н. э., написавший 426 произведений. Жил во времена египетского царя Амасиса и был убит дельфийцами. Его басни служили основой для басен Крылова и Лафонтена. Вот несколько его басен: «Орёл и лиса», «Орёл, галка и пастух», «Орёл и жук», «Соловей и ястреб», «Должник».


Жан де Лафонте́н (08 июля 1621г. – Шато-Тьерри 13 апреля Париж)- знаменитый французский баснописец., написавший 12 огромных книг, прославившихся после его смерти на весь мир. Вот некоторые его басни: «Влюблённый лев к госпоже де свинье», «Ворон и лисица», «Каплун и сокол».


АлександрЕфимович Измаилов (гг.) – руссий баснописец. Был современником И. А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Вот некоторые его басни: «Кукушка», «Друзья».


Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 (13) февраля 1769, Москва 9 (21) ноября 1844, Санкт-Петербург) русский поэт, баснописец, переводчик, писатель, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник. Вот некоторые его басни: «Лебедь, щука и рак», «Лисица и виноград», «Квартет».


Михалков Сергей Владимирович - Русский писатель, поэт, прозаик, публицист, баснописец, драматург, сценарист, общественный деятель. Родился 12 марта (по новому стилю) 1913 года в Москве. Потомок старинного русского дворянского рода. Автор гимна Российской федерации. Вот некоторые его басни: «Зеркало», «Коты и мыши», «Заяц и черепаха».


Бедный Демьян (настоящие имя и фамилия Придворов Ефим Алексеевич). В 1913 вышла его первая книга "Басни". Будучи тяжелобольным, Демьян мечтал только об одном дожить до Дня Победы. Его мечта исполнилась. Он умер 25 мая Вот некоторые его басни: «Сынок», «Письмо из деревни».

Человек всегда любил слушать интересные истории, которые кто-то рассказывает. На уроках литературы, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» - это глагол БАЯТЬ. Именно от этого глагола произошло название литературного жанра - Басня. Мне захотелось подробнее узнать об этом литературном жанре. Поэтому я и назвал свою работу «Басня как литературный жанр». Я определил Цель:

Изучить материал по теме «Басни» для применения полученных знаний на уроках литературы и поставил перед собой следующие задачи:

познакомиться подробно с жанром басня;

узнать имя первого баснописца;

Расширить свои знания по творчеству И.А.Крылова.

ответить на вопрос «Нужны ли басни сегодня?»

Сначала я нашел определение басни и выяснил, что Басня -это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Практически каждая басня содержит нравоучительный вывод- мораль. В баснях есть

Аллегория – это изображение жизненной ситуации, при котором мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.

Эзопов язык (по имени древнегреческого мудреца Эзопа)-речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и

другими приёмами для скрытия прямого смысла

Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом;

Легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г.

до н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в

другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая

человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком

живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме - басне»

Басни Эзопа написаны в прозе, они небольшие по объёму. Вот одна из них

«Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит:

«Он ещё не дозрел».

Так иногда бывает, Иной не может доделать что –либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. Так и эта лисица

Почти через семь веков римский поэт Федр переложил басни Эзопа в

стихотворную форму и издал в отдельном сборнике. Так родился жанр

латинской стихотворной басни.

В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном, который лишь после 30-ти лет начал свою писательскую деятельность. Сначала он переводил басни Эзопа, а затем начал писать свои, выражая в них собственное понимание мира. У него учился И. А. Крылов. Им восхищался А.С. Пушкин. Именно с басен Лафонтена этот жанр начал активно развиваться в мировой литературе.

Развивали жанр басни и русские баснописцы: А. П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов

И. А. Крылов позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь

была удивительно насыщенной: русский баснописец, драматург,

журналист, самостоятельно изучал литературу, математику, французский

и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием,

хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В 1808 г. в «Драматическом

Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое

отдельное издание 23 басни, завоевавшее ему почетное место в русской

литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов

и почестей. С 1809 по 1843 гг. он создал 200 басен.

Забавно он людей исправил,

Сметая с их пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят.

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Цель басни

осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще

являются условные басенные звери.

В басне «Стрекоза и Муравей» Крылов показывает не сценку из жизни насекомых, а то, как праздность и лень приводят к печальным последствиям. Используя полученные знания, я составил синквейн про басню.

Басня

Поучительная, юмористическая

Обличает, учит, наставляет

Краткий рассказ поучительного

Жизнь.

Басенная мораль - выводы басни, вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок.

    У сильного всегда бессильный виноват.

    Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

    Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!

    Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том верно мало толку.

    В сердце льстец всегда отыщет уголок.

И сегодня это наше наследие, которое учит нас. Читая

басни Крылова, можно сделать вывод, что баснописцы нам нужны, благодаря им мы учимся различать пороки и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее.

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема : Жанр басни в мировой литературе.

Цели урока : углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников - познакомить их с предшественниками И. А. Крылова в жанре басни; учить осознавать нравственный, жизненный смысл басни; учить выразительному чтению басен; развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа к уроку . Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нем.

Ход урока .

1 . Оргмомент, постановка целей и задач урока.

2 . Вступительная беседа:

Какие басни вы изучили в начальной школе? Кто их авторы?

Кто является героями басен? Почему чаще всего это животные?

С какой целью писались басни?

Вспомните, что такое мораль и зачем она нужна в баснях.

Найдите и прочитайте в словаре литературоведческих терминов статью «Басня».

3 . Концерт-миниатюра из подготовленных дома басен разных баснописцев (4-5 текстов).

4. Работа по теме. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев).

Рассказ учителя об истоках возникновения басенного жанра.

Чтение статьи учебника «Русские басни» и обсуждение ее содержания:

Что такое басня?

Когда появились басни? Каких первых баснописцев вы знаете?

Какие поэты создавали басни на русском языке?

Из каких частей состоит басня? Что такое мораль? Где она может находиться? Может ли мораль отсутствовать?

Что такое олицетворение и аллегория? Найдите эти термины в словаре литературоведческих терминов. Приведите примеры олицетворений и аллегорий из прозвучавших на уроке басен.

5 . Предъявление найденной пятиклассниками информации о баснописцах (по группам):

Группа1. Эзоп.

Группа 2. Лафонтен.

Группа 3. Сумароков.

Группа 4. Дмитриев.

6 . Закончите крылатые выражения. Учащимся предлагается закончить известные крылатые выражения. Перед выполнением задания целесообразно вспомнить, что такое крылатые выражения. Замечательно, если дети прокомментируют некоторые из крылатых выражений:

Ты всё пела? Это дело… (так поди же попляши!)

Кукушка хвалит петуха… (за то, что хвалит он Кукушку)

А ларчик просто… (открывался)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (а сапоги тачать пирожник)

У сильного всегда… (бессильный виноват)

А Васька слушает… (да ест)

Слона-то я и… (не приметил)

Ай, Моська! Знать она… (сильна, коль лает на слона!)

7 . Домашнее задание.

Подготовить краткое письменное сообщение о полюбившемся вам баснописце.

Вспомнить басни Крылова, выученные наизусть в начальной школе.