Предлоги в русском языке 2. Общее понятие о предлоге

Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

Виды предлогов.

По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

  1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
  2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
  3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

По происхождению предлоги бывают:

  • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
  • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

Производные предлоги.

Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

  1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
  2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
  3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

Предлоги и согласование падежей.

Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

Разряды предлогов по лексическому признаку.

Предлог может выражать:

  • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
  • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
  • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
  • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
  • Отношение причины: зарыдать от горя ;
  • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
  • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

И другие разряды.

Как делать морфологический разбор предлога?

План разбора предлога :

1)Часть речи, назначение данной части речи;

2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

3)Тип предлога: производный или непроизводный;

4)К какому слову относится;

5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

6)Разряд предлога по лексическому признаку.

Пример морфологического разбора предлога.

На крыльце стояли двое: он и с ним.

На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.

Где сидит Колобок? На пеньке. Предлог НА.

Рис. 6. Колобок на пеньке ()

С кем дружит собака? С кошкой. Предлог С.

Рис. 7. Собака с кошкой ()

Корабль плывёт по чему? По морю. Предлог ПО.

Рис. 8. Корабль плывёт по морю ()

Где сидит ученик? За партой. Предлог ЗА.

Рис. 9. Ученик за партой ()

Запомним предлоги : в, без до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, для, с, у, за, над, об, под, про.

В отличие от существительных, прилагательных и глаголов предлоги не отвечают на вопросы. Однако связь слов в предложении без предлогов невозможна.

Запомним:

Предлоги со словами пишутся раздельно .

Мы уже знаем, что в русском языке есть похожие приставки. Но приставки - это часть слова, поэтому они пишутся со словами слитно. А предлоги - это часть речи, поэтому они пишутся со словами раздельно.

Давайте узнаем, как отличить приставку от предлога.

Определим, где приставка, а где предлог.

(На)писал (на)конверте.

Первый способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог - нет. Попробуем:

Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА - приставка.

Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА - предлог.

Написал - НА приставка - пишем слитно. На конверте - НА предлог - пишем раздельно.

Запомним: предлоги с глаголами не употребляются!

Рассмотрим второй способ:

(Про)читал (про)животных.

Второй способ: между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:

Прочитал - что сделал? - это глагол, ПРО - приставка, вставить другое слово нельзя.

Прочитал про домашних животных . ПРО - предлог, напишем раздельно.

Прочитал про животных.

Слово предлог в перевод с греческого означает «перед словом ». По частоте употребления предлоги занимают четвёртое место после имён существительных, глаголом и имён прилагательных.

Закрепим полученные знания на практике.

Давайте поиграем с предлогами.

Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?

Сосна - С, О, С, НА.

Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?

Кот - К, ОТ.

Название какого домашнего животного состоит из трёх предлогов?

Коза - К, О, ЗА.

Без каких четырёх предлогов не надуешь колесо?

Насос - НА, С, О, С.

Составим и запишем словосочетания с предлогами В, НА.

Конфеты, ваза;
Книги, полка;
Картина, стена;
Скатерть, стол;
Карандаш, пенал;
Кубики, коробка.

Проверим:

Конфеты в вазе;
Книги на полке;
Картина на стене;
Скатерть на столе;
Карандаш в пенале;
Кубики в коробке.

Вставим подходящие по смыслу предлоги:

Птицы … клетке.

Листики … ветке.

Кошка … столом.

Садик … углом.

Проверим:

Птицы в клетке.

Листики на ветке.

Кошка за столом.

Садик за углом.

Предлоги со словами написаны раздельно.

Спишем, раскрывая скобки:

Миша (в)бежал (в)класс.

Вова (до)ехал (до)школы (на)трамвае.

Нина (по)шла (по)дорожке (в)сад.

Тропинка (с)пускалась (с)горы.

Цветы (под)окном (под)резали (под)корень.

Проверим:

Миша вбежал в класс. Миша что сделал? вбежал. Вбежал - это глагол, значит В - это приставка, пишем слитно. Вбежал в большой класс. Можно вставить слово, значит В - предлог, пишем раздельно.

Вова доехал до школы на трамвае. Вова что сделал? доехал. Доехал - это глагол, значит ДО - это приставка, пишем слитно. Доехал до своей школы. Можно вставить слово, значит ДО - предлог, пишем раздельно. Доехал на красном трамвае. Можно вставить слово, значит ДО - предлог, пишем раздельно.

Нина пошла по дорожке в сад. Нина что сделала? пошла. Пошла - это глагол, значит ПО - это приставка, пишем слитно. По маленькой дорожке. Можно вставить слово, значит ПО - предлог, пишем раздельно. В городской сад. Можно вставить слово, значит В - предлог, пишем раздельно.

Тропинка спускалась с горы. Тропинка что делала? спускалась. Спускалась - это глагол, значит С - это приставка, пишем слитно. Спускалась с высокой горы. Можно вставить слово, значит С - предлог, пишем раздельно.

Цветы под окном подрезали под корень. Цветы под моим окном. Можно вставить слово, значит ПОД - предлог, пишем раздельно. что сделали? Подрезали - это глагол, значит ПОД - это приставка, пишем слитно. Подрезали под самый корень. Можно вставить слово, значит ПОД - предлог, пишем раздельно.

На этом уроке мы узнали, что предлог - это часть речи, которая служит для связи слов. Нужно помнить, что предлоги со словами пишутся раздельно.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 158, С. 113; упр. 161, С. 115.
  2. Составь 4 теста с тремя вариантами ответа по теме урока.
  3. * Используя полученные на уроке знания, составь несколько загадок по примеру из раздела Это интересно .

Класс: 2

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  2. расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  3. Развивающие:
  4. развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  5. Воспитательные:
  6. воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

  1. Словарная работа.
  2. Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  3. Поэтапное изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
  5. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
  6. Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
  • II. Актуализация знаний учащихся.

  • Работа со словами:
  • Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.

    а). Орфографическая зарядка.

    • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
    • Какие орфограммы встретились в словах?

    б). Разделить слова на группы.

    • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
    • Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
    • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

    (Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

    • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
    • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
    • Кто знает, как можно назвать слово под ?
    • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

    Но мы не говорили о них подробно.

    • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    III. Работа над новым материалом.

    1. Объявление темы урока и постановка целей.
    • Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

    2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.

    • Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
    • Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.
    • Слайд 6.

    Таблица 6.

    • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
    • Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
    • Слайд 7.

    Таблица 8.

    • А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

    3. Работа с текстом.

    Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

    Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.

    • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
    • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
    • Давайте вставим предлоги.

    Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

    • Установилась ли связь слов в предложениях?
    • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
    • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
    • Слайд 9.

    Таблица 9

    • Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
    • Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
    • Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
    • Слайд 10.

    Таблица 10



    Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14

    (Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

    Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

    • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
    • Слайд 11.

    Таблица 11

    • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

    за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

    Таблица 7
    Таблица 1

    4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

    • Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 13.

    Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

    Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

    5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

    1). Предлог – служебная часть речи.

    2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

    3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

    4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

    5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

    6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

    6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

    1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

    Упражнение 87 стр. 56 учебника.

    • Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги. Слайд 15.

    У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

    2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

    • Объединить пары слов с помощью предлогов. Слайд 16.

    Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

    3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

    • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 17.

    Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

    (Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.

    IV. Итог урока.

  • Обобщение знаний о предлоге.
    • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
    • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
    • Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.

      Тест – опрос.

    У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

    1. Выбери верное утверждение.
    2. А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
      Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

    3. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
    4. А. Перед именем существительным.
      Б. Перед именем прилагательным.
      В. Перед глаголом.

    5. Как пишутся слова:
    6. (с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
      А. Раздельно.
      Б. Слитно.

    7. Укажите номера, в которых допущена ошибка.
    8. А. по танцевал
      Б. за школой
      В. на писать

    9. В каких предложениях есть предлоги?
      А.
    10. У берлоги вырос холмик желтой глины.
      Б. Летят на землю белые хлопья снега.
      В. Потускнела зелень елок.

    Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

    V. Домашнее задание.

    Стр. 55 – выучить правило.
  • Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги. Слайд 23.

  • Таблица 3

    VI. Рефлексия.

    Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.

    Таблица 5
    Таблица 4

    183. Прочитайте.

        На полянке у тропинки
        Пробиваются травинки.
        С бугорка ручей бежит,
        А под ёлкой снег лежит.
        (Б. Заходер)

    • Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой ?
    • Слова на, у, с, под - это предлоги . С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами - слитно или раздельно?
    • Спишите. Подчеркните предлоги.

    184. Прочитайте.

        Без вербы весны не бывает.
        По капле дождь, по росинке роса.
        Журавли кричат - к дождю.
        Лето у ворот - поглядывай в огород.

    • Слова к, в, у, по, без - это предлоги. С какими именами существительными они употреблены?
    • Выпишите из стихотворения предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся.
    • Какую роль выполняют предлоги в предложении?

    185. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предлоги.

    • Прочитайте предлоги так, как они написаны. А теперь прочитайте так, как мы их произносим.

    Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через, из, для и др.

    186. Прочитайте.

    1. Дети гуляли... лесу. 2. Весной птицы летят... юга... север, а осенью - ... севера... юг. 3. Лебеди летели... морем. 4. Хлеб пекут... муки. 5. Мы читали книгу... животных. 6. Апрель... водой, май... травой.

    • Какой предлог (или предлоги) пропущен в каждом предложении? Объясните свой выбор.
    • Спишите, вставляя нужные предлоги. Предлоги пишите с именами существительными раздельно.

    а пре́ль

    187. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    На сосне мы увидели бельчонка. Зверёк спускался с ветки на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к берёзе. Около берёзы рос гриб. Откуда ни возьмись из травы лисица. Бельчонок мигом скрылся в ветвях. Лисица осталась с носом.

    (В. Бианки)

    • О ком говорится в тексте? Объясните, как вы понимаете значения выделенных выражений.
    • Найдите в предложениях предлоги. Выпишите предлоги вместе с именами существительными.

    188. Прочитайте. Какие имена существительные с предлогами перепутали свои места?

        С горки Саня тянет сани.
        В горку сани едут сами.

    • Исправьте ошибки! Запишите скороговорку правильно.

    189. Прочитайте.

    1. Береги нос в... мороз. 2. На... цветок летит мотылёк. 3. В... водице и лягушка певица. 4. У... собаки своя кличка. 5. Без... углов избу не рубят. 6. Пир на... мир. 7. От... искры да большой пожар.

    • Спишите, вставляя между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.

      Слова для справок: весь, алый, всякой, большой, своей, четырёх, малой.

    Обратите внимание! ! Между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово.

    190. Прочитайте.

    • Запомните употребление предлогов в этих сочетаниях слов.
    • Запишите сочетания слов. Устно составьте предложение с одним из них.

    191. Прочитайте.

    Шёл по узкой тропинке, работаю в книжном магазине, пришёл из музыкальной школы, вырос под высокой осиной, летели над ночным городом, у синего моря.

    • Запишите сочетания слов без имён прилагательных. Подчеркните предлоги.

    шё л

    192. Прочитайте. Составьте из слов каждой строки предложение.

      Утром, ставила, корм, утятам, хозяйка.
      К, боялись, тарелке, утята, подходить.
      Пугала, стрекоза, их, злая.
      Во, однажды, утёнок, Алёша, пришёл, двор.
      Зажужжала, стрекоза, вдруг.
      Летела, на, прямо, она, тарелку.
      Хотели, убежать, утята.
      Не, смелый, но, испугался, Алёша.
      Он, стрекозу, за, схватил, крыло, клювом.
      Насилу, она, вырвалась.
      С тех пор, в, злодейка, прилетала, сад, не.

    • Составляют ли предложения текст? Озаглавьте его.
    • Запишите заголовок и текст.
    • Какой рассказ Бориса Житкова вы вспомнили?

    Проверь себя

    1. Составьте сообщение на тему «Что я узнал(а) о предлоге как части речи» по данному плану:

    1. Что такое предлог? Для чего служат предлоги?
    2. С какой частью речи употребляется предлог?
    3. Как пишутся предлоги со словами?
    4. Перед какой частью речи предлог не ставится?

    2. Расшифруйте запись. Запишите предложение. Подчеркните в нём предлоги.

    ПРИГОТОВИЛАЛАРИСАДЛЯБОРИСАСУПИЗРИСА

    3. Прочитайте. Вставьте пропущенный предлог в каждое сочетание слов. Запишите.

    Прийти ____ школы. Выйти ____ автобуса. Приехать ____ Сибири. Идти ____ концерт.

    4. Прочитайте скороговорку. Чем она интересна?

        Горюет норка у горы -
        Не добраться до норы.
        На горе у норки норка -
        Не доступна норке горка.
        (Е. Весельева)

    • Спишите. Найдите слово со значением «хищный пушной зверёк с коричневой блестящей шерстью». Подчеркните это слово. А какое значение имеет другое слово, которое так же пишется и произносится?
    • Обведите в кружок предлоги.

    К этой группе относятся следующие предлоги: an , auf , hinter , in , neben , ü ber , unter , vor , zwischen Эти предлоги управляют винительным (Akkusativ) и дательным (Dativ) падежами. Падеж, которым управляет тот или иной предлог зависит от смыслового контекста.

    Если речь идёт о действии, имеющем цель или направление (предложение отвечает на вопрос wohin ? "куда?" ), то предлоги этой группы употребляются с винительным падежом - существительное или местоимение, обозначающие цель этого действия стоят в винительном падеже

    Например: Er schreibt das Wort an die Tafel (Akkusativ) - Он пишет слово на доске "в классе" Das Buch ist hinter das B ü cherregal (Akkusativ) gefallen - Книга упала за книжный шкаф Er setzte sich neben mich (Akkusativ) - Он сел рядом со мной

    Если речь идёт о месте действия (предложение отвечает на вопрос wo? "где?") или четко определённом промежутке времени, то предлоги этой группы употребляются с дательным падежом

    Например: Das Wort steht an der Tafel (Dativ) - На доске написано слово Das Buch liegt hinter dem B ü cherregal (Dativ) - Книга лежит за книжным шкафом Er sitzt neben mir (Dativ) - Он сидит рядом со мной In einem halben Jahr (Dativ) sehen wir uns wieder - Через полгода мы увидимся снова

    Поскольку большинство из предлогов данной группы встречаются и в высказываниях, относящихся не только к месту или времени действия, то помимо вышеприведенного правила для каждого из предлогов существуют свои правила управления падежом в зависимости от окружающего смыслового контекста. В целом, эти правила аналогичны предыдущим: при описании действия целенаправленного после предлогов данной группы стоит дополнение в винительном падеже, если группа слов с предлогом служит своеобразной целью данного действия. В остальных случаях эти предлоги, как правило, управляют дательным падежом. Но, в отличие от первого правила, это правило весьма приблизительно

    Например: In ihrer Angst (Dativ) sprangen einige Seeleute ins Wasser (Akkusativ) - Поддавшись своему страху некоторые моряки прыгнули в воду (здесь целью действия является "ins Wasser ", и поэтому обстоятельство действия "in ihrer Angst " стоит в дательном падеже) Neben seinen physikalischen Forschungen (Dativ) schrieb er auch Gedichte - Наряду со своими физическими исследованиями он также писал стихи (речь не идёт о цели действия)

    Предлоги, не требующие после себя строго определенного падежа

    Предлоги als и wie не требуют после себя какого-либо определённого падежа. Существительные и местоимения после них склоняются также, как и члены предложения, к которыми они относятся.

    Например: Ich kannte ihn schon als Student (Nominativ) -Я знал его еще когда сам был студентом (Ich = Student) Ich kannte ihn schon als Studenten (Akkusativ) - Я знал его еще когда он был студентом (ihn = Student)

    Если после предлога стоит наречие или не субстантивированное прилагательное без определяемого существительного или местоимения, то ни один из предлогов не требует какого-либо падежа после себя

    Например: Ich halte ihn f ü r begabt - Я считаю его одарённым Wir gehen nach vorn - Мы идём вперёд

    Если два предлога стоят рядом, то управляющим является последний из них, находящийся ближе всего к соответствующему существительному или местоимению. Таким образом, первый предлог не требует какого-то определенного падежа после себя. Это относится ко всем предлогам

    Например: Wir fuhren bis zu dem Haus Wir fuhren bis vor das Haus

    Оба предложения переводятся на русский язык одинаково: "Мы подъехали к дому", - но в первом случае управляющим предлогом является zu, который вне зависимости от контекста требует после себя дательный падеж, а во втором случае - предлог vor, стоящий перед членом предложения обозначающим цель действия, и поэтому, требующий после себя существительное в винительном падеже. При этом первый предлог bis, в других условиях, требующий вне зависимости от контекста винительный падеж, никакого влияния на падеж существительного не оказывает.