Пояснительная записка Учебное пособие к изучению курса «Логика. Пояснительная записка Примерный тематический план

Н.И. Жукова

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Учебно-методическое пособие

Екатеринбург 2008

Жукова Н.И. Гражданское право : Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский финансово-юридический институт, 2008. – 114 с.

Рецензенты:

А.М. Жуков , доцент кафедры права Уральского государственного горного университета, кандидат юридических наук;

В.В. Маслов , зав. кафедрой права Уральского государственного горного университета

Данное учебно-методическое пособие содержит тематический план с распределением общего числа объема часов на изучение предмета, содержание основных положений лекционного курса и семинарских занятий с указанием относящихся к ним нормативно-правовых актов и литературы, тематику курсовых и контрольных работ, рефератов, научных сообщений и докладов, тематику дипломных работ, а также перечень вопросов для подготовки к зачету, экзамену и задания для составления процессуальных документов.

Обсуждено на кафедре гражданско-правовых дисциплин Уральского финансово-юридического института

Одобрено Ученым советом Уральского финансово-юридического института

© Уральский финансово-юридический институт, 2008

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Гражданское право» является основным нормативно-методическим документом, определяющим содержание, объем, структуру, а также порядок освоения студентами данной учебной дисциплины в соответствии с Государственным стандартом, законодательной базой и анализом правоприменительной деятельности. Программа разработана с учетом характера и уровня развития социально-экономических, общественно-политических и гражданско-правовых отношений современной России, действующего законодательства в области гражданского права и предпринимательского права и призвана конкретизировать положения курса гражданского права.

Цель изучения дисциплины: усвоение студентами совокупности знаний в области гражданского права в условиях развития современной России, овладение нормами гражданского права и практикой их применения, ознакомление с понятийным аппаратом, правилами применения этих норм.

Достижению данной цели служит реализация следующих задач :

– рассмотрение основных теоретических концепций, возникающих на современном этапе развития науки гражданского права;

– ознакомление студентов с содержанием курса гражданского права и практикой реализации его норм;

– выработка у студентов навыков и умений правильного применения действующего гражданского законодательства в служебной деятельности.

В результате изучения курса студенты должны:

иметь представление о роли и месте гражданского права в общей структуре права Российской Федерации;

знать:

– понятие и предмет гражданского права;

– виды гражданских правоотношений;

– понятие и виды гражданских норм;

– формы (источники) гражданского права;

– вопросы гражданского нормотворчества;

– виды гражданского нормотворчества;

– вопросы ответственности за нарушение норм гражданского права;

– понятие и виды субъектов и объектов гражданского права;

– понятие и виды юридических лиц;

– понятие и недействительность сделок по гражданскому праву;

– понятие и общие положения вещного права в системе гражданского права;

– понятие и основные вопросы обязательственного права;

– понятие отдельных видов обязательств.

При освоении курса «Гражданское право» важны как лекции, так и семинарские занятия. Преподавание предусматривает внедрение в учебный процесс активных форм обучения, таких как разбор конкретных жизненных ситуаций и проведение деловых игр с участием студентов. Особое значение должно придаваться самостоятельной работе студентов, в процессе которой они готовят рефераты, доклады.

Кроме того, в ходе проведения семинарских занятий студентам могут предлагаться такие формы обучения, как написание контрольной работы и проверка знаний с помощью теста по ч.1 Гражданского права.

В зависимости от учебного плана студенты различных форм обучения выполняют курсовые работы и сдают зачеты и экзамены.

Кроме того, гражданское право является учебной дисциплиной, выносимой для сдачи итогового государственного экзамена.

Используемые сокращения

СЗ РФ – Собрание законодательства РФ.

БНА ФОИВ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

САПП РФ – Собрание актов Президента и Правительства РФ.

Ведомости ВС РФ (СССР) – Ведомости Верховного Совета РФ (СССР).

БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда РФ.

СП РСФСР – Сборник постановлений РСФСР.

Методическое пособие -комплексный вид методической продукции,включающий в себя систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса, либо направления. Включает в себя обширный дидактический материал.

Структура методического пособия.

1. Титульный лист:
- название учреждения;
- фамилия,имя,отчество разработчика;
- название пособия;
- название города;
- год разработки;
2. Аннотация:
Располагается на 2 листе сверху.
- суть рассматриваемых вопросов (чему посвящена);
- предназначение (кому и какую помощь оказывает);
- источник практического опыта;
- возможные сферы применения;
- сведения об авторе(внизу 2 листа Фамилия,имя, отчество,должность, место работы, квалификационная категория).
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности разработки. Для кого предназначена и в какой направленности образования используется. Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими разработками. Цель и задачи методической разработки.Область применения, краткое описание ожидаемого результата.
Содержание (произвольное).
В основной части пособия, в зависимости от назначения и целей, могут быть различные главы.Их название,количество,последовательность, определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.
Например:
1. Излагается изучаемый теоретический материал.
2. Описываются основные методики, технологии,используемые или рекомендуемые для успешного решения.
3. Перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению.
4. Контрольные задания для проверки и усвоения материала.
5. Список литературы в помощь педагогу и ученику.
6. Приложения:
- схемы;
- образцы;
- видеосюжеты;
- творческие проекты детей;
- тематический фотоальбом.

Химия

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по нехимическим специальностям

Издательский дом «Астраханский университет»

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общей и биоорганической химии ГОУВПО Астраханской государственной медицинской академии Николаев Александр Аркадьевич

доктор химических наук, профессор, зав. кафедрой неорганической и биоорганической химии Астраханского государственного университета Тырков Алексей Георгиевич

кандидат химических наук, доцент, зав. кафедрой естественно-научных дисциплин Астраханского государственного инженерно-строительного института Реснянская Анна Станиславовна

Учебно-методическое пособие «Химия» / авторы В.В. Шакирова, О.С. Садомцева - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – ….. с.

В состав УМП вошли набор вопросов, упражнения, задачи. Предназначается студентам 1 и 3 курсов заочного отделения специальностей: 150202 – Оборудование и технология сварочного производства, 050502 – Технология и предпринимательство. Данное учебно-методическое пособие может быть также рекомендовано для студентов нехимических специальностей ВУЗов, аспирантов и преподавателей.

ã В.В. Шакирова,

О.С. Садомцева,


Примерный тематический план …………………………………………
Содержание курса ………………………………………………………...
Строение атома и периодическая система Д.И.Менделеева…………….
Классы неорганических веществ………………………………………….
Растворы…………………………………………………………………….
Электролиты………………………………………………………………...
Окислительно-восстановительные реакции……………………………....
Основы химической термодинамики……………………………………...
Химическая кинетика и химическое равновесие…………………………
Электрохимическая коррозия……………………………………………...
Электролиз…………………………………………………………………..
Библиографический список ……………………………………………...
Приложения…………………………………………………………………

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Химия» предназначается в качестве учебно-методического пособия для студентов заочного отделения обучающихся по специальностям 150202 – Оборудование и технология сварочного производства, 050502 – Технология и предпринимательство и написано в соответствии с программами ВПО этих специальностей.

Усвоение студентами всех аспектов дисциплины, самостоятельное приведение изучаемого материала в систему, аккумулирование самой важной и нужной информации для последующего ее использования на практике довольно затруднительно, потому нередко вызывает чисто психологические препятствия. Специфика дистанционных форм обучения направлена на формирование навыков самостоятельной работы студента с учебной литературой. Именно эти задачи и ставит перед собой данное учебное пособие.



В пособии содержатся основные разделы, соответствующие рабочей программе, по которым предусмотрено решение контрольных задач. Каждый из этих разделов включает краткое изложение основных теоретических положений, систематизирующее самостоятельно изученный студентом материал учебника и акцентирующее его внимание на узловые моменты рассматриваемого раздела и его положение в общей структуре дисциплины.

Подбор задач в контрольных работах направлен на то, чтобы студент мог использовать этот материал и для контроля знаний, и в качестве обучающего материала. Для выполнения заданий приведены справочные данные, а также список литературы.


Примерный тематический план

* – темы для самостоятельного изучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГОУ ВПО МГПУ)

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра прикладной социологии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ SPSS В СОЦИОЛОГИИ

(Учебно-методическое пособие)

Москва


УДК 316.3

Составитель:

Кандидат социологических наук Е.А. Татаринцев

Рецензент:

Доктор социологических наук, заведующий кафедрой прикладной социологии Института психологии,

социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ, профессор В.М. Ананишнев

Использование SPSS в социологии: Учебно-методическое пособие. Специальность: 050708.65«Социолог. Преподаватель социологии». Факультет: социологический. 4 курс, 8 семестр. Очная форма обучения / Сост.: Е.А. Татаринцев. – М.: МГПУ, 2009. – 81 с.

© Е.А. Татаринцев, 2009.

© ГОУ ВПО МГПУ, 2009.


Пояснительная записка к учебно-методическому пособию……...….4

Глава 1. Особенности обработки данных в среде SPSS …...………...5

1.1. Введение……………………………………………………….....5

1.2. Роль исследователя и возможности SPSS……………….……..8

1.3. Основы работы в SPSS………………………………………....14

1.4. Определение переменных и ввод данных в программу SPSS……………………………………………………………………..24

1.5. Определение и ввод данных для переменных с множественными ответами……………………………………………36

1.6. Основы анализа данных…………………………………..……40

1.7. Анализ переменных с множественными ответами…………..47

1.8. Отбор данных и формирование подвыборок в SPSS….……..50

1.9. Анализ связей между переменными……….………………….58

1.10. Сравнение выборок и проверка гипотез о равенстве средних………………………………………………………………….66

Глава 2. Программа курса «Использование SPSS в социологии»..………………………………………………………...…75


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ

Дисциплина «Анализ данных в SPSS» предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Социология». Курс базируется на знаниях, приобретенных студентами в процессе освоения таких дисциплин как «Методы социологических исследований», «Статистика», «Общая социология», «Маркетинг», «Социологии управления» и др. Дисциплина изучается в девятом семестре.

Цели и задачи пособия: данное пособие призвано сформировать у студентов систему навыков работы со статистическим пакетом обработки информации SPSS.


В рамках дисциплины ставятся следующие задачи: дать представление об особенностях пакета SPSS и его возможностях; ознакомить с интерфейсом программы; сформировать систему навыков по вводу данных для последующей обработки; научить основам статистической обработки и анализа данных с использованием пакета SPSS; сформировать навыки подготовки аналитических отчетов.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать основные характеристики пакета SPSS, основные процедуры ввода данных для последующего анализа, процедуры анализа данных, способы проверки гипотез с использованием пакета SPSS.

Студенты также должны уметь работать с пакетом SPSS, вводить данные и осуществлять их последующую обработку, составлять аналитические отчеты по проведенному исследованию.

Кроме того, прошедшие обучение по данному курсу должны владеть навыками преобразования исследовательской анкеты в формат SPSS, первичного анализа данных, составления аналитических отчетов.

Структура учебно-методического пособия представлена пояснительной запиской и двумя главами. В первой главе изложен основной материал по освоению программы SPSS. Вторая глава представляет собой содержание программы по курсу «Использование SPSS в социологии». В программе курса по каждой теме имеется: краткое содержание темы, вопросы для самостоятельной работы, задания, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

НОУ СПО

Учебно-методический отдел

в помощь преподавателю

Понятие преступления и состав преступления, элементы состава преступления;

Понятие, виды и система уголовных наказаний;

Освобождение от уголовной ответственности и наказания;

Правила квалификаций отдельных видов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК России;

уметь:

Толковать и реализовывать нормы уголовного права;

Свободно использовать нормативно-правовые акты;

Логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по уголовно-правовой проблематике;

Свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

Анализировать и решать юридические проблемы в сфере уголовно-правовых отношений;

Применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач;

Грамотного применять нормативно-правовые акты, а также руководящие разъяснения высших судебных инстанций при разрешении различных правовых вопросов уголовно-правового характера.

Уголовное право является профилирующей дисциплиной и, вместе с тем, оно является фундаментальной отраслью российского права, регламентирующей общие принципы, условия и основания уголовной ответственности и наказания, а также устанавливающей, какие деяния являются преступлениями и какие наказания или иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам их совершившим.

В рабочей учебной программе указаны тематический план, темы, предлагаемые для изучения, информационное обеспечение : учебная литература , постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, необходимые для изучения каждой темы; виды самостоятельной деятельности студентов, темы курсовых работ, вопросы для промежуточной аттестации .

Полученные после изучения темы теоретические знания закрепляются на практических занятиях путем устных или письменных опросов, обсуждения судебной практики и разъяснений, решения задач. При изучении дисциплины студенты выполняют курсовую работу. Организация выполнения курсовой работы происходит на основе методических указаний.

Освоение дисциплины базируется на следующих курсах общей и специальной подготовки: теория государства и права; конституционное (государственное) право.

Приложение 2

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения по дисциплине «Английский язык» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.51 «Правоведение».

Основной целью курса «Английский язык» в неязыковом вузе является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения английского языка , как в повседневном, так и в профессиональном общении. Критерием практического владения английским языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, восприятии на слух (аудировании), чтении и письме. Практическое владение языком специальности также предполагает умение самостоятельно работать со специальной литературой на английском языке с целью получения профессиональной информации.

В результате изучения учебной дисциплины студент заочной формы обучения должен:

знать:

Базовую лексику общего языка;

Основную терминологию своей специальности;

Основные приемы аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности;

Основные грамматические правила и явления;

Употреблять изученный грамматический и лексический материал на практике.

Домашняя контрольная работа проводится в целях закрепления полученных теоретических знаний и выработки навыков и умений их применения на практике. Перед началом выполнения контрольной работы необходимо изучить содержание соответствующих учебных пособий, конспектов лекций . При выполнении контрольной работы следует руководствоваться общими указаниями по выполнению письменных работ.

Все задания для контрольной работы разделены на 10 вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре в номере зачетной книжки студента или студенческого билета. Контрольная работа по данной дисциплине состоит из 12 практических заданий.

Критерии оценок:

Контрольная работа оценивается по пятибалльной системе.

5 баллов – работа выполнена в полном объеме, без ошибок, аккуратно оформлена.

4 балла – в работе допущены грамматические ошибки, присутствуют погрешности в оформлении.

3 балла – студентом выполнено не менее 50% задания.

2 балла – студент не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), имеются грубые ошибки в заданиях, а также выполнена не самостоятельно.

Приложение 3

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080107.52 «Налоги и налогообложение».

Методические рекомендации позволят студентам с наибольшей эффективность организовать свою деятельность по выполнению практических заданий по дисциплине «Основы исследовательской деятельности ». Изучение дисциплины предполагает практические занятия, выполнение которых предполагает творческие работы студентов, по темам, определёнными самостоятельно и согласованными с преподавателем. Таким образом, будет достигнуто качественное освоение дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с реализацией личностно-ориентированного подхода при её изучении. В рекомендациях представлены темы практических занятий, даны их подробные планы с комментариями и пояснениями.

Целью учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» является обеспечение базовых знаний для выполнения исследований в процессе научного познания и теоретического обоснования профессиональных задач.

Содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

О современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для жизнедеятельности человека;

знать:

Методику исследовательской работы;

Способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;

Методы научного познания;

Общую структуру и научный аппарат исследования;

Приемы и способы поиска и накопления необходимой научной информации;

уметь:

Применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;

Определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;

Осуществлять сбор, изучение и обработку информации ;

Формулировать выводы и делать обобщения;

Работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.

Для выполнения практических заданий студенту необходимо обратиться к знаниям ранее усвоенными на таких дисциплинах как «Русский язык и культура речи », «Деловое общение», «Основы философии», «Документационное обеспечение управления».

По сути, творческая работы, выполняемая студентами в рамках практических занятий является воспроизведением «в миниатюре» исследовательской работы. Опыт полученный при выполнении творческой работы в дальнейшем позволит студентам грамотно планировать и осуществлять исследовательскую работы различных уровней сложности: курсовую работу, дипломную работу , исследовательский проект и т. д.

Оценка качества выполнения студентами творческой работы будет осуществляться поэтапно, в соответствии с планом практических занятий по пятибалльной шкале. Итогом творческой работы является её защита на последнем практическом занятии.

Критерии оценок:

5 баллов – работа выполнена студентом самостоятельно, в полном объеме, без ошибок, аккуратно оформлена, её защита проведена грамоно, интересно.

4 балла – работа выполнена при незначительной помощи преподавателя, допущены ошибки, не искажающие темы работы, присутствуют погрешности в оформлении, её защита проведена грамотно.

3 балла – работа выполнена студентом при постоянной и значительной помощи преподавателя, допущены ошибки в изложении темы работы, присутствуют погрешности в оформлении, её защита проведена кратко, без заинтересованности присутствующей аудитории.

2 балла – студент не справился с выполнением работы , имеются грубые искажения темы, нарушение оформления. К защите данные работы не допускаются.