Пословицы и поговорки. Учебный проект "народные пословицы и поговорки" Современные пословицы и поговорки проект

Слайд 1

Презентация

Тема: « Пословицы и поговорки»

Учащиеся 3-4 классов

Презентацию подготовили: логопед школы № 61 Тесленко Е.В. - Библиотекарь школы № 61 Ковалева Н.И.

Слайд 2

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну

Слайд 3

Сказки и предания Песни и потешки

в некотором царстве...

За рассказанную сказку, странника кормили и пускали переночевать. Тех, кто умел рассказывать сказки очень ценили в народе. А помимо сказок и разные шутки-потешки, песни, загадки, приговорки-поговорки.

Слайд 4

в русском государстве...

С рожденья складно сложена, в ней слова нету лишнего, пустого некудышного, чужого, непонятного она как к хлебу соль – пословица, присловица

Слайд 5

пословица - о ком? о чём? Труд и лень дружба Добро и зло Ум и глупость Домашнее задание Доблесть и отвага

Слайд 6

Сценка «Ленивица»

Проснулась Ульяна не поздно, не рано.

До обеда проспала, да обедать стала

Наелась, поклонилась, да опять повалилась

Ульяна, сходи за водицей на речку

Да лень мне, дрема одолела

Вот лодырь!

Кто ленив, тот и сонлив

Ульяна, иди киселя хлебать

Раз матушка велит-надо идти. Где моя большая ложка. Без меня не начинайте.

Хорошо лентяю жить, совсем не очем тужить Он избы не прибирает, как испечь калачь не знает. С зарей рано не встает, с косой в поле не идет

Хочешь есть калачи-не сиди на печи

Ой-ой, не надо про меня петь!

Слайд 7

Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп» - весь шел искромсала, изрезала на лоскутки. Не то, что сарафан – платка не сшить! Бабушка велела запомнить пословицу:

Семь раз отмерь – один отрежь

Поспешишь- людей насмешишь

Не ошибается тот- кто ничего не делает

Где растяпа и тетеря-там не прибыль, а потеря

Слайд 8

Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Нет, дружочек, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

Кончил дело-гуляй смело

Сначала работа-потом игра

Всему свое время

Играть – играй, да дело знай

Слайд 9

Несколько дней Люда не выполняла домашние задания, не готовила уроки и, наконец, получила 2 - Это случайно, - оправдывалась она

Что посеешь - Как аукнется - По труду и честь Какие труды - то и пожнешь так и откликнется такие и плоды

Слайд 10

То, без чего не вынешь рыбку из пруда

У жадины его невозможно выпросить даже зимой

Если оно вылетит – его не поймаешь

Его всякое дело боится

У него глаза велики

(страх) (мастер) (слово) (снег) (труд) загадки

Слайд 11

Что имеем, не храним-потерявши, плачем

Кто сам плут-тот другим не верит

Есть терпение-будет и умение

Ворона в павлиньих перьях

поговорки

Слайд 12

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (не берись за несколько дел сразу) Чудеса в решете- дыр много, а не вылезешь (безвыходное положение) Шито-крыто, а узелок-то тут (как ни прячь, все равно что-нибудь пропустишь На языке мед- а в сердце лед (о подлом и лицемерном человеке)

За двумя зайцами (неудача) Чудеса в решете (какое-то удивительное, необычное происшествие) Шито-крыто (что-то спрятано) На языке мед (говорить комплименты)

посмотри, как интересно

Слайд 13

путаница-перепутаница

Баба с возу, а хомут найдется

Беды мучат, а руки делают

Без труда не накинешь платок

Глаза страшатся, да уму учат

Была бы шея – кобыле легче

Кобыле легче Да уму учат

Не вынешь рыбку из пруда

А руки делают А хомут найдется

На всякий роток не вынешь рыбку из пруда

Не накинешь платок

Слайд 14

Пословица, я тебя знаю!

Друг познается в беде

Домашнее задание выполнили ученики 3 а: Кожемякина С., Сайфулин С,

Слайд 15

Фразеологизм даст оценку делу, поступку и украсит речь

Как за каменной стеной

Плясать под чужую дудку

Тянуть кота за хвост

Море по колено За семью замками

(ничего не страшно)

(Очень долго что-то делать)

(Быть под охраной)

(Выполнять чужую волю)

Слайд 16

Дружно, весело, интересно

Слайд 17

Пояснительная записка к презентации

Первым собирателем русских пословиц и поговорок стал Владимир Иванович Даль (1801-1872 г) Талантливый писатель, создатель «Толкового словаря великорусского языка», в котором 200 000 слов. И он же собрал в свою книгу «Пословицы русского народа» 30 000 пословиц. Об этой книге можно сказать – Там русский дух…там Русью пахнет! Пословицы появились задолго до появления письменности и передавались из уст в уста. В них таится многовековая народная мудрость. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. Меткое изречение (законченая мысль), передает человеческие чувства, поучает и оценивает поступки и поведение. Мудрое суждение о жизни и людях («волков бояться-в лес не ходить» - если боишься трудностей, то и не берись), « на языке мед, а в сердце лед» - о злом, лицемерном человеке. У каждой пословицы своя история: «Не выноси сор из избы» - сор разносит ветер и злой человек наведет порчу, в семье будет разлад. «Как швед под Полтавой» - победная полтавская битва. Тематика пословиц очень разнообразна – природа (Что летом родится- то зимой пригодится), о труде (Без труда нет плода), о дружбе (Без друга на сердце вьюга), ученье (Знание лучшее богатство) Поговорка украшает нашу речь, делает ее более яркой, образной, но она в отличие от пословицы не делает вывода, а просто выражает чувства и не поучает: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (поучение – не надо браться сразу за два дела), а «за двумя зайцами» - поговорка, это просто мы говорим о каком-то неудавшемся деле. Поговорка – это удивление «как снег на голову», «чудеса в решете», восхищение о ком-то - «палец в рот не клади», осуждение – «ни к селу, ни к городу»

«Русские и английские пословицы и поговорки» - В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Тише едешь - дальше будешь. Методы, использованные в работе. Поговорка-часть суждения, отмечающее какое-либо качество или явление. ОСНОВНОЙ: принятие решений; выполнение проекта. Процесс перевода пословиц и поговорок на русский язык.

«Хлеб да соль» - Взаимодействие солей с щелочами. Соли серной кислоты. Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото. Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение. Из хлоридов больше всего используют хлорид натрия и хлорид калия. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей между собой.

«История пословиц и поговорок» - Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ознакомиться с историей появления пословиц. В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; Первые пословицы появились очень давно. Задачи: Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.

«Английские пословицы о животных» - В русских пословицах предпочтение отдается лесным животным. «Never buy a pig in a poke»- никогда не покупай свинью в мешке. Отличие русских и английских пословиц. У англичан: осел и птица. « Интернациональное» животное. «Купить кота в мешке». У русских: волк, ворона и мышь. Лошадь. Пословицы в русском и английском языках могут быть разделены на три группы.

«Пословицы о добре» - Доброе слово, что дождь в засуху. Доброе дело дороже богатства. Не захватить, а отдать. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. Доброе слово и железные ворота открывает. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Попробуй не наступить, а уступить. Добро ходит по свету тихо.

«Пословицы» - Писать - не языком чесать. Вражда не делает добра. Пока железо в работе, его и ржа не берет. Книги читать – скуки не знать. Своя земля и в горсти мила. Зачем и клад, коли в семье лад? В здоровом теле – здоровый дух. У нашего свата ни друга, ни брата. Каков мастер, такова и работа. Наукой люди кормятся.

Любовь Сатьянова
Проект ученицы 4 класса «Пословицы и поговорки»

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ »

Класс : 4 класс

Учитель :СатьяноваЛ. А.

Цель :

Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок .

Задача :

Изучить пословицы и поговорки , в которых встречаются глаголы 2-го лица единственного числа

План работы :

1. Изучить сборники пословиц и поговорок

2. Подобрать пословицы и поговорки , в которых встречаются глаголы 2-лица единственного числа

3. Записать, подобранные пословицы и поговорки

4. Выбрать пословицу , по которой можно составить рассказ

5. Записать рассказ

6. Оформить проект

7. Представить проект в классе

Ни в каком другом языковом явлении дух народа не выражен более сильно, чем в пословицах и поговорках . Поэтому при изучении любого иностранного языка для того, чтобы его почувствовать, рекомендуют учить не только времена и глаголы, но народный фольклор, пословицы и поговорки . А уж знать и использовать русские поговорки должен каждый , кто любит русский язык и понимает всю его красоту. Поговорки , пословицы живут в языке по нескольку сотен лет и не стареют. В них выражена самобытность и мудрость русского народа, его традиции, характер, история.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С ГЛАГОЛАМИ ВО 2-М ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА :

1. Что посеешь, то и пожнёшь.

2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

3. Что напишешь пером, того не вырубишь топором.

4. Кашу маслом не испортишь.

5. Ласковым словом и камень растопишь.

6. С кем поведёшься, от того и наберёшься.

7. Старого воробья на мякине не проведёшь.

9. Шила в мешке не утаишь.

10. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

ОБЪЯСНЕНИЕ СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ :

Что посеешь, то и пожнёшь.

Смысл этой пословицы заключается в том , что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Пословица говорит нам о том , что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу.

Что напишешь пером, того не вырубишь топором.

Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Так говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.

Кашу маслом не испортишь.

Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много. Говорится, когда кто-то высказывает сомнение по поводу чрезмерного количества чего-либо хорошего, полезного.

Ласковым словом и камень растопишь.

Смысл пословицы : можно все спокойно решить. Если по - хорошему к людям относиться, то даже самый черствый человек " растопится" подобреет.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

От человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему.

Старого воробья на мякине не проведёшь.

Опытного человека не обманешь, не перехитришь.

Если делаешь всё без суеты, без торопливости, скорее достигнешь желаемых результатов. Говорится шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки, суеты, если хочешь хорошо сделать дело.

Шила в мешке не утаишь.

Иносказательно пословица употребляется , когда кто-то пытаетсяскрыть очевидное, то, что само себя обнаруживает.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Без труда не вынешь рыбку из пруда

Живёт на свете один мальчик. В общем – то очень неплохой мальчик, только немного ленивый. Как его зовут, мы говорить не будем, чтобы он не обиделся.

Любое дело наш герой старался сделать побыстрее, вот и выходило всё кое – как. Уроки он готовил неаккуратно, посуду мыл не очень хорошо, даже рисовать не старался. И вот приближался очень радостный день – день рождения мамы нашего мальчика. Он захотел сделать открытку для мамы и взялся за дело. Через пять минут открытка была готова. Случайно проходивший мимо папа увидел этот сюрприз для мамы. Он сказал : «Я думаю, что тебе стоит вложить больше труда и старания в этот подарок» . Мальчик немного подумал и начал делать новую открытку. В этот раз он не спешил, всё делал очень тщательно и аккуратно. Как обрадовалась мама подарку! С тех пор наш мальчик понял : «Без труда не вынешь рыбку из пруда. И с тех пор вкладывал старание в любое дело.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки» Схема конспекта занятия. Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор Возраст детей: 10-11 лет Тема занятия: «Малые жанры.

Загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи, потешки о птицах Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Богатырь» города Курчатова Курской области Картотека.

Конспект занятия «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Тема: «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и.

Логопедический фольклор «Пословицы и поговорки» Логопедический фольклор. Фольклор - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения.

Пословицы и поговорки как средство умственного воспитания дошкольников Развитие ребенка Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является.

Cлайд 1

Проект по теме «Устное народное творчество». Ученика 1 «Б» класса средней школы № 1007 Чистякова Родиона. Пословицы и поговорки

Cлайд 2

– это краткие изречения в которых заключён глубокий смысл, народная мудрость. Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации. Пословицы и поговорки

Cлайд 3

Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности, еще задолго до появления письменности. Автором пословиц и поговорок является народ. Кто-то когда-то выразил свою мысль, другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то своё…Так пословицы и поговорки и передавались из уст в уста от поколения к поколению. Откуда появились пословицы и поговорки?

Cлайд 4

Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом. Пример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами. Пример: «остаться с носом» - быть обманутым, «медвежья услуга» - помощь, которая обращается во вред. Кот Базилио и лиса Алиса оставили Буратино «с носом». Пословицы и поговорки часто путают - будьте внимательны!

Cлайд 5

О Родине: «Человек без Родины, что соловей без песни». Об учении: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». О природе: «У зайцев шерсть побелела – зима близко». О трудолюбии: «Будешь стараться – всё будет удаваться». Пословицы и поговорки есть обо всём на свете, вот некоторые из них:

Cлайд 6

«Не откладывай на завтра то,……». «Любишь кататься, люби и …». «Не имей сто рублей, а …..». «Не рой другому яму – сам ….». Давайте вспомним...

Cлайд 7

Пословицы и поговорки начинают изучать уже с первых дней в школе: они учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают жадность, зависть, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство. Роль пословиц и поговорок в жизни людей.

Cлайд 8

Все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству языка и использовали их в своих произведениях. Давайте вспомним, откуда эти пословицы и поговорки: «….и осталась старуха у разбитого корыта...» («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин) Откуда эти пословицы и поговорки? «Кому велено чирикать - Не мурлыкайте!» («Путаница» К.И. Чуковский) «А воз и ныне там.» («Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов)

    Этапы работы над проектом

    Этап 1. Разработка проектного задания

    Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

    Класс получает задания:

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Задача этапа - коллективная защита проекта.

Ход презентации.

I. Вступление.

Учиться - всегда пригодится »!

(слайд 1)

сломится».

В.И. Даль писал, что пословицы - это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века - это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел

История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд - составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Словарь Даля - исторический словарь

II

III

  • Эта японская пословица
  • Монгольская пословица
  • арабы говорят
  • Русские говорят : «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». А осетины говорят
  • Французы советуют
  • Русские
  • латинской пословицей : «Утешение для несчастного - иметь товарищей по несчастью».
  • «Слово - серебро, а молчание - золото», - скажет русский, а бенгалец

IV . путешествие . (слайд 2)

. (слайд 3)

Крибле, крабле, крубле …».Откройте глаза (слайд 4)

- загадочный лес.

Задание:

(по рядам)

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Через Загадочный лес поле пословиц! (слайд 5)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь - береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному. в зубы не смотрят. (Коню. )
  • Когда. на горе свистнет. (Рак. )
  • . рубят - щепки летят. (Лес. )
  • Не., так и не мычи. (Корова. )
  • Не плюй в. - пригодится воды напиться. (Колодец. )
  • Большому. - большое плавание. (Кораблю. )

Путаница. .

(слайд 7) .

.(читает учитель )

  • Первый клин комом.
  • Сашу маслом не испортишь.
  • Мы сами с ушами.
  • Крутится как булка в колесе.
  • Не делай из муки слова.
  • Голода не бойся, по пояс мойся.

. (Плакат)

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя - глаза..
2. Скучен день до вечера, коли делать..
3. Кончил дело - гуляй..
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать..
5. Поспешишь - людей..
6. Хочешь много знать, надо мало..
7. Умелые руки не знают..
8. Кто любит трудиться, тому без дела не..
9. Хочешь есть калачи - не сиди на..
10. Семь раз примерь - один раз..
11. Без труда не вынешь рыбку из..
12. На чужую работу глядя, сыт не..
13. Что посеешь, то и..
14. У работящего в руках дело огнем..
15. Труд человека кормит, а лень..
16. Делу время - потехе..
17. Куй железо, пока..

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

(слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело - гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

-

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Пословицы и поговорки»»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

2 класс

Эпиграф проекта : «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

    подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

    придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    проиллюстрировать несколько пословиц;

    выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.


Ход презентации. I. Вступление.

Здравствуйте, ребята! Говорят, « Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится» . Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится »!

(слайд 1)

С каким настроением вы пришли на урок?

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь . Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

II . Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

III . Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Я вам расскажу о пословицах народов мира

    «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

    Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

    Когда пострадает невинный человек, арабы говорят : «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

    «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

    Русские говорят : «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят : «Не бросай камнями из стеклянного дома».

    Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

    Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят : «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

    Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей : «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

    «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец : «Кто много говорит, начинает врать».

IV . Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое путешествие . Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые пословицы. (слайд 2)

А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. (слайд 3)

Итак, ребята, начинаем наше путешествие.

Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова. Например, эти: «Крибле, крабле, крубле …» .Откройте глаза (слайд 4)

Посмотрите, где это мы оказались!

На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес. Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

(по рядам)

Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле пословиц! (слайд 5) На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.

Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.

Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.

Собери части пословицы.(работа в группах)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили пошутить.Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.

(слайд 7) .

Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице .(читает учитель )

    Первый клин комом.

    Сашу маслом не испортишь.

    Мы сами с ушами.

    Крутится как булка в колесе.

    Не делай из муки слова.

    Голода не бойся, по пояс мойся.

Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками. (Плакат)

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .
2. Скучен день до вечера, коли делать... .
3. Кончил дело – гуляй... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .
5. Поспешишь – людей... .
6. Хочешь много знать, надо мало... .
7. Умелые руки не знают... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на... .
10. Семь раз примерь – один раз... .
11. Без труда не вынешь рыбку из... .
12. На чужую работу глядя, сыт не... .
13. Что посеешь, то и... .
14. У работящего в руках дело огнем... .
15. Труд человека кормит, а лень... .
16. Делу время – потехе... .
17. Куй железо, пока... .

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация .

Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть букв. (слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело – гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу , что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.