Кикиморы. Что за существо называют болотной кикиморой

Кикимора - в славянской мифологии - злой дух. Восходит к женским божествам связанным с судьбой и прядением, которые с приходом христианства трансформировались в низших духов.

Образ кикиморы в поверьях – один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой (Яросл.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть – кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.),
Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В. Сиб.); нагой девушки с длинной косой (В. Сиб.); быть очень уродливой, неряшливой (Волог.). Соответственно она представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в женскую крестьянскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове: «Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре [головном уборе – волоснике], и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью, соскочила и кричит во все горло: «Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!»« (Волог.).
Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, в кормовом сарае, на чердаке (Новг., Волог., Олон.), в пустых постройках (Сев., Перм., Том.), в бане (Костр.), в кабаке (Самар.). Чаще всего она появляется в доме (выходит из подполья); помещается за печью, на печи или в голбце.
В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки (Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.); «кикимора – дух, имеющий вид девушки в белой рубахе... живет до Святок в гумнах, а после Святок уходит», видят ее редко (Сев.). На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются шуликуны , они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19 января).
Однако более распространено представление о постоянном пребывании кикиморы в доме. Обычно невидимая, она обнаруживает свое присутствие в основном ночью: поселившись в пустом доме, она бросает во входящих камнями из развороченной печи (Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, стучит, гремит посудой, бьет ее, кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям, щиплет перья у кур (Яросл., Новг., Олон., Волог.). Кикимора мучит по ночам животных, стрижет на Святках овец (Новг.); гладит скот, ухаживает за ним, но, рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Олон., Волог.). «Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству, прядению, «бабьему хозяйству».

В некоторых районах России кикимору представляют помогающей по хозяйству, но чаще всего ее проделки вредны; они не только доставляют мелкие неприятности, но могут буквально изгнать хозяев из дома: «В Сарапульском уезде Вятской губернии во вновь построенном доме оказалась «кикимора»: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают – начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому» [Зеленин, 1916].

Позднее кикиморами стали называть еще и некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом. Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы.
Вот маленький заговор:
Ровно в полдень запрячь дровни, да не смотреть что дето. Дровни подвести к
сеням, расстелить на них шубу мехом вверх. Взять старую метлу и мести ею избу, на потолке, под крышей и приговаривать до 3-х раз: "Честен дом, святые углы! Отметайтеся вы от летающего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий час, во всякое время, на бесконечные лета, от ныне и до века. Вон, окаянный!"
Трижды перебросить горсть земли через плечо у сеней к дровням, да трижды плюнуть; после этого свезти дровни, и шубу в лес.
Вот еще один способ избавиться от кикиморы. В доме надо найти куколку и сжечь ее на костре и тогда все проказы прекратятся и кикимора уйдет.

Запреты для людей прясть и ткать по большим праздникам указывают на сакральный смысл этих занятий, ибо в «поворотные», «переходные» моменты (полночь, Рождество, Святки) мир может быть правильно (или неправильно) «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».
Кикимора, в отличие от людей, иногда прядет только в Святки, в те двенадцать дней января, которые определяют ход всего будущего года. Очевидно, прядение кикиморы (когда она не вредит хозяйству) – это прядение «нитей судьбы» дома и его обитателей. Она персонифицирует судьбу, рок. Действиями кикиморы-судьбы, не только прядущей, объясняли и болезни скота и различные заболевания кур, а также несчастья, неполадки в доме и хозяйстве, причины которых непонятны.
Кикимора именуется иногда «женой домового», но она, скорее всего, вполне самостоятельный мифологический персонаж.
«Своенравная, как судьба», кикимора не столько помогает, сколько вредит. Так, например, хотя на Вологодчине камень с отверстием («куриный бог») и называли кикиморой одноглазым, подвешивали его в курятнике именно для охраны птиц от кикиморы.
Кикимора не только персонифицированная судьба. В ее облике прослеживаются и черты покойника, проклятого, отсуленного нечистой силе: «Кикиморы – суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами кому-нибудь в дом», – отмечал в конце XVIII в. М. Д. Чулков [Чулков, 1786]. В середине XIX в. И. Сахаров писал, что кикимора – проклятая (или родившаяся от девушки и огненного змея) девушка; она быстро бегает, далеко видит, не стареет, все знает [Сахаров, 1849Х В.Даль также считал, что кикиморы – «девки-невидимки», но ими могут быть и умершие некрещеными дети [Даль, 1880]. Представления о кикиморе – неотпетом покойнике или проклятом человеке – прослеживаются в поверьях Вятской губернии, Поволжья.
По некоторым представлениям, кикимору могли напустить колдуны, а также насадить обиженные хозяином при расчете плотники, печники, подложив в каком-либо месте дома (в пазах между бревен, под печью и т.п.) «куклу-кикимору» или просто обрубок, щепку (но с наговорами).
«Дом был у одних тут, все девка в доме ходила. Все помогала. Оне уйдут, она чугунки просты возьмет и в печку затолкат. А то и молоть помогала <... > А ходила нага. И все делала. А спала раньше на полатях. И вот хозяйка пробудилась, рукой повела и ее учухала. А у ней, у девки, коса така длинна! Вреда-то не делает им, но опасно! И давай дом разбирать. И вот нашли куклу в матке... Дом перетащили, после этого ничего не стало» (В. Сиб.). В сходном сюжете кикиморы Акулька и Дунька, «насаженные» старичком странником, всячески вредят и в конце концов выгоняют хозяев из дома. Из-за «насаженной куклы-кикиморы» в избе «маячит» – чудятся то поросенок, то заяц, то собака и даже бык; раздается свист, плач ребенка; слышатся песни и танцы (В. Сиб.).
Кикимора, особенно смешиваемая с Марой (духом в доме, привидением), иногда предстает и своеобразным призраком, «ночным божеством сонных мечтаний» [Чулков, 1786].
Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кики-мора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также причитания, плача: «кикать», «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика» – это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика», «кики-болка» – «женский головной убор», в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу.
Вторая часть названия – «мора», «мара» – может быть и наименованием самостоятельного мифологического персонажа (Мара – дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА).
Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами (о курином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти.
Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.), и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей, охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и лихорадка (Яросл.), и женщина-кликуша (Вятск.), и дух, вызывающий кликушество (Перм.),
Кикимора-судьба – существо достаточно непредсказуемое, поэтому в поверьях отмечено мало способов задобрить ее или вступить с нею в договорные отношения. Если кикимора начинала греметь посудой или бить ее, крынки перемывали водой, настоянной на папоротнике (считая, что кикимора после этого оставит посуду в покое). От проказ кикиморы помогали подвешенные в курятнике камень «куриный бог», горлышко разбитого кувшина, старый лапоть, кусочек кумача. Оберегая от кикиморы скот, в хлеву (под ясли) клали «свинобойную» палку. В доме, остерегаясь кикиморы, засовывали под печной шесток верблюжью шерсть с ладаном, не оставляли неблагословленными пряжу, веретена, прялки, коклюшки.
«Напущенную», «насаженную» кикимору-куклу отыскивали и изгоняли с помощью колдунов, стараясь задобрить «насадивших» ее мастеров.
Изгнать кикимору можно было и окропив дом святой водой, и с помощью заговоров. В некоторых губерниях России кикимору «для профилактики» выпроваживали из дома 17 марта, в день Герасима Грачевника. Изгнание кикиморы сопровождалось приговорами типа: «Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют» (Ю. Сиб.).
По поверьям ряда районов России, кикимора, как и домовой, боялась медведя и убегала от него: «В одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно стучала ногами. Но и того ей мало: стала греметь посудой, звонить чашками, бить горшки и плошки. Избу из-за этого бросили, и стояло то жилье впусте, пока не пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и кикимора, сдуру, не зная, с кем связываться, набросилась на медведя. Медведь помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее и хозяева, потому там совсем перестало «манить» (пугать). Через месяц подошла к дому какая-то женщина и! спрашивает у ребят:
– Ушла ли от вас кошка?
– Кошка жива да котят принесла, – отвечали ребята.
Кикимора повернулась и пошла обратно и сказала на ходу: «Теперь совсем беда: зла была кошка, когда она одна жила, а с котятами до нее и не доступишься». [Максимов, 1903].

Существует ли Кикимора Болотная? Конечно, очень много вопросов крутится вокруг этой старушки. Раньше было мнение, что Кикимора появлялась там, где был убит или утонул ребенок, таким образом, погибшие дети становились Кикиморами. Или дети, которых прокляли свои родители. А в некоторых источниках, есть информация, что Кикимора Болотная была женой лешего и хозяйкой болот.

Также кикиморой становились девочки, рожденные от огненного змея. Он выбирал свою жертву, добирался по воздуху до её дома в виде огненного шара. Плод этой любви проклинали. И если верить славянским мифам, еще в чреве такого ребенка забирала нечистая сила и воспитывала у себя. Поэтому можно ли Кикимору называть старушкой?

Почему это существо так назвали?

Кикимора, Кукимора, а могли и Шишморой назвать. Само слово состоит из нескольких частей. Первое кик - означает горбатое, кривое. А вторая часть мора - происходит из славянского корня «смерть», от известной богини смерти Моры. И появлялась она там, где была гибель ребенка. Вот и получается, что возникала она только там, где нехорошее место.

Кикимора Болотная принимает образ горбатой, кривой несимпатичной уродливой женщины, с маленькими глазами, тоненькими губами и нос крючком. Ростом маленькая, тело не толще соломинки, голова с наперсток. На лице и по телу могут быть бородавки. А волосы длинные и запутанные, с тиной и болотными растениями. Когда попадает под лучи солнца, становиться зеленой. Быстро бегает как по небу, так и по земле, становится не видимой, но видит на очень дальние расстояния.

Где живет Кикимора Болотная?

Существует мнение, что днем она в лесу на болоте, а ночью приходит в дом. В старые времена Кикимора в доме возилась с пряжей, подпискивала, подскакивала от удовольствия, тем самым пугала хозяев. После нее в доме все вещи были разбросаны, она путала пряжу, пачкала её, гремела и разбивала посуду. Следовательно, спокойно жить в таком доме люди не могли.

Ночью можно не только услышать подпискивания, но и крик ребенка. Или начинает делать маленькие пакости. Не дает спать по ночам, пугает, портит вещи, разбивает посуду. Мучает скотину, выдирает волосы с домашних животных или с жильцов дома. В доме ночью находиться, просто не возможно.

Но существует поверье, что злые люди могли специально подселить в дом Кикимору. И тогда, от такой соседки страдали все, в доме мерещатся животные, свит, шум и плач. Это могло привести к печально концу для хозяина дома.

А попытки переехать из дома, в котором жила Кикимора, становятся не удачными. Она со своим хозяином переедет и в другой дом. Если конечно не найдут, куклу или вещь похожую на человека. Только сжечь этот предмет поможет избавиться от нее.

Днем люди видят её редко, если конечно она не собирается запугать и заблудить в лесу человека. А если случилось так, что человек тонет, то она точно не даст ему возможности спастись.

Когда зима заканчивается и начинается весна отмечали день Маремьяны Праведной, день Мары-Морены (Мораны) это 16 февраля по старому стилю или 2 марта по новому. день весеннего равноденствия, а в народе именины у Кикиморы Болотной. Морена – богиня смерти, зимы и ночи.

Из рассказов древних легенд можно узнать, что Морана, за своими злодеями каждое утро пытается похитить солнце, чтобы весна не наступала. Но каждый раз не получается и они уходят от мощи и красоты солнца. И после ухода Кикиморы Болотной всегда наступает весна. Именно поэтому существует до сих пор весенний обряд по сжиганию чучела на масленицу, которое торопит зиму, чтобы быстрее пришла весна.

А старину в этот день задабривали кикимору, что бы она давала спокойно жить людям. Убирались в доме, намывали стены и пол, выкидывали старую одежду и разбитую посуду. Подметали все тропинки во дворе до ближайшей воды, это мог быть и колодец или водоем. После уборки все тряпки и веник выбрасывали или сжигали.

Конечно, много вопросов существует ли она на самом деле. В лесу она издает крик ребенка, смех, плач человека, её не видно, на глаза она не появляется, но ощущение что за тобой следят, есть. В лесу звуки могут появиться, когда метан выходит из глубин почвы. Но человеческий плач трудно с чем- либо перепутать.

Как обычно бывает, человек слышит крик ребенка или плач, бежит его спасать. Попадает в зеленую ловушку, которая его тянет вниз, и чем сильнее он сопротивляется, тем быстрее уходит в глубину. Так развлекает себя Кикимора, и только перед самым концом из опушек мха появляется она. Описывают Кикимору Болотную как страшную, зеленую женщину с бородавками на лице, запутанными длинными волосами, со мхом на голове. Её зловещий смех и страшный вид пугает и лишает последних сил человека.

В лесу кикимора болотная может еще запутать и заблудить людей. Она образует святящиеся огоньки. Они напоминают свет из окон домой. Люди идут на свет огоньков, как на свет жилища, и сбиваются с пути, попадая в её ловушку. И больше уже никогда не найдут выход из леса.

Когда ходите по лесу - будьте осторожны, не попадитесь на хитрости Кикиморы Болотной. Она злой персонаж славянской мифологии, поэтому так стали называть в наше время вредных и скверных людей.

Кикимора болотная -Мифические существа.

КИКИМОРА – дух ночных кошмаров и домашней плесени, Восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Свое название получила от «шишимора», где «шиш» – нечистый дух, а «мора» – олицетворение сил Богини Морены.Верование нашего народа в кикимор началось с незапамятных времен и принадлежит к особенному мифу русской демонологии. Живет на белом свете нечистая сила (кикимора) сама по себе. Ни с кем-то она, проклятая, не знается, ни с кем не роднится; нет у нее ни брата, ни сестры; нет у нее ни двора, ни кола, а пробивается, бездомная, где день, где ночь. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку, никем не ведаючи. Стучит, гремит от утра до вечера, а с вечера до полуночи свистит, страху на домочадцев наводит. С той беды великой пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой.

Часто бьет Кикимора по ночам посуду, рассыпает крупу, лук и даже ломает мебель. Любит она и детей постращать. Но особая ее слабость - выдергивать по ночам волосы у мужчин и выщипывать перья у птиц. Если же кикимора решит доделать за вас какую-то работу, то она все безнадежно испортит, испачкает, замусолит - вовек не распутаете пряжи и не отстираете забытую на диване вышивку. Кикимора может даже выгнать из дома хозяев своими причудами.

Конечно, как и любую другую чародейную силу, Кикимору можно на время «ублажить»: перемыть все в избе настойкой горького корня папоротника, который Кикимора очень любит. Но лучше всего все же изгнать Кикимору из дома навсегда, позвав в нужный день для проведения обряда волхва.

Поселившись в доме, Кикимора нередко становиться супругой Домового и если тот работящий да весёлый, то и характер Кикиморы может перемениться в лучшую сторону. Ну а если же Домовой лентяй да проказник - тут Кикимора проявит всю свою "кикиморочью натуру", ибо Кикимора, в отличие от Домового - злой дух дома, тёмная его сторона.

Кикимора, как правило, не показывается людям, но утверждают, что она маленькая, безобразная, неопрятно одетая старушонка. Увидеть ее - к большому несчастью, даже к смерти.

Именины Кикиморы отмечаются 16 февраля. Отчего в этот день "хмельными" ходят Домовой с Дворовым и колобродят всю ночь до утра, не давая отдыха ни хозяевам, ни домашним животным.

На "Грачевник" (17 марта) Кикиморы делаются смирными и ручными и только в этот день можно их извести.

Плохо, если Кикимора после изгнания уйдет жить из избы в курятник. Тогда всем курам перья повыщиплет. Но и тут можно огородится о нее, повесив в курятнике «курячьего бога» - камень с природной сквозной дырой.

Хорошим оберегом от Кикиморы считается горшок с выбитым дном, который вешается перед входом на террасе, над насестом или на балках в хлеву. Иногда к кувшину привязывается лоскут кумача. Сегодня для подобных обережных целей (на даче, в квартирных домах не поймут) вполне можно использовать и горлышко от бутылки.

В некоторых районах Руси для оберега от Кикимор под ясли помещали «свинобойную» палку, а под шесток - клок медвежьей шерсти. Солонки в доме обвязывали можжевеловыми поясками. Если считали кикимору «наведенной», искали в доме куколку, а, найдя - сжигали. Не находя, старались уговорить предполагаемых «напустивших» убрать заговоренную вещь

В арсенале знахарских методов были и специальные заговоры и ритуалы. Например, на «Грачевника», обметали все углы в избе, а печь окуривали с приговором: «Ах ты, гой еси, выходи ты, Кикимора домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут тебя огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо». Дорожку перед домом выметали от крыльца к колодцу или перекрестку. Избавлялись от старой посуды с трещинами и сколами, разбивая ее и выбрасывая. Жгли скопившийся в доме хлам, кидали в костер и ветхую одежду.

Почему же в доме может появиться Кикимора?

Это происходит в трёх случаях:

1. Дом может стоять на «нечистом, «гнилом» месте», то есть там, где либо когда-то кто-то был похоронен, либо в месте природной аномалии.

2. Если женщина, проживающая в доме, сделала аборт.

3. Кикимора напускная. Если строители и печники поработали на славу, а хозяин нового дома не торопится с расплатой, мстительные работнички могут сыграть с ним злую шутку. Подложить под печь или в фундамент наговоренную куклу или просто щепку. Кикимора в здании обеспечена.

Особенно активной Кикимора становится на Колядочные Белые Святки и может бесчинствовать целую неделю. В эти дни Кикимора рожает кучу детей - шулыканов. Они совсем крошки, остроголовые, всегда держатся вместе. Роем вылетают на улицу из печной трубы.

На Водокрещи (19 января) для них кончается их детство и начинается серьезная взрослая жизнь. Дел куча. Толстую тетку под юбкой ущипни. Наглых, непослушных детей до икоты напугай. Пьяного в незнакомый район заведи, в грязь повали.

До конца своих дней шулыканы живут коммунами в заброшенных домах. Часто люди давят маленьких пакостников ногами, случайно или со злобы: «А нечего тут...» Шулыканы же не способны доставить человеку серьезную неприятность. Они — скорее усмешка иного мира, чем его злонамеренность.

Г. Дергачёв. Именины Кикиморы

Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, -
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Настоящая чертиха,
Бывшая дитя проклятья,
Тайной вестницей от Вия
Часто в доме обитает.
С Домовым в порочной связи,
Род обоих продолжает
И суёт свой нос повсюду
С недовольством и ворчаньем.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
Подметёт, прочтёт заклятье,
Да свезёт и мех, и дровни
В лес и Лешему оставит
Своего врага ночного.
Ну, а можно обереги
Сотворить на именины
Этой нечисти домашней,
Да поставить угощенье
Для неё и для супруга;
Пусть себе сидят, пируют,
И не делают худого.

В понимании многих людей кикимора является сказочным персонажем, который относится к негативным героям. На самом деле наши предки верили в ее реальность, поэтому предлагаем разобраться, кто такая в славянской мифологии и нужно ли ее бояться. Для начала стоит сказать о том, что название «кикимора» происходит от богини Морены, которую еще называли Марой. Люди приложили к этому имени корень «кик», который означает горбатость.

Кто такая кикимора и как она выглядит?

На самом деле кикиморой называют дух, который живет в домах обычных людей, и она является женой домового. Ее основное место обитания – за печкой или вместе с животными в хлеву. Любимое занятие кикиморы – проказничать и пугать животных и людей, например, она стучит посудой, ставит разные ловушки и портит вещи. Если кикимора вышла из своего укрытия, то люди слышат необъяснимые звуки, а также им могут мерещиться разные животные. Несмотря на это назвать кикимору полностью плохим героем нельзя, поскольку иногда она все же делает хорошие дела. Говоря о том, кто такая кикимора и разбирая ее , стоит отметить, что славяне считали ее намного добрее домовых, поскольку серьезных проблем она практически никогда не создает.

Внешность кикиморы

Разбираясь в том, кто такая кикимора, стоит остановиться на ее внешности.

  1. Представляют этого духа по-разному, но наиболее распространенным является образ старой и некрасивой женщины, которая имеет худое тело и маленькую голову.
  2. Часто ее изображают с горбом, что делает ее образ еще ужаснее.
  3. Одна из основных отличительных черт – растрепанные волосы.
  4. Устрашающий образ дополняет уродское лицо и лохмотья вместо одежды.
  5. Есть и другие описания внешности кикиморы, например, некоторые представляли ее, как молодую девушку с красивой и длинной косой, но полностью голой.
  6. Крайне редко представляют этого духа мужчиной.

Откуда взялась кикимора – 3 версии

Многих интересует от кого произошла настоящая кикимора, так вот в этом вопросе люди также не пришли к единому мнению.

  1. Версия №1 .Считалось, что стать этим нечистым духом может ребенок, который умер в результате аборта, или же девочка, ушедшая из жизни до крещения.
  2. Версия №2 . Происхождение кикиморы часто связывали с не отпетыми покойниками и проклятыми людьми.
  3. Версия №3 . Еще одна версия появления этого духа – это результат любовного контакта девушки с нечистым духом.

Образ кикиморы в славянской мифологии

В славянской мифологии можно найти много историй о местах проявлениях кикиморы. Часто ее видели там, где совершалось убийство и в местах скопления негативной энергетики. В древности люди верили, что если перед человеком проявилась кикимора, значит, он вскоре умрет. Как и многие духи, кикимора обладает сверхъестественными силами, так она может с огромной скоростью передвигаться с места на место. Приписывают ей и способность к телепортации и к предсказаниям будущего.

Люди, обладающие магическими способностями, могут призывать кикимор. Черные ведьмы подселяют злых духов к своим врагам, чтобы навредить им. Есть различные заговоры, помогающие не только увидеть кикимору, но и изгнать ее из своего дома. Обычно люди проводили подобные ритуалы, когда действия духа становились опасными и вызывали огромные неприятности.

Кто такая болотная кикимора?

Этот дух очень схож с «домашней сестрой» за исключением места проживания. Ее считают женой лешего, который хозяйничает в лесу. Что касается внешности болотной кикиморы, то она практически полностью соответствует описанным чертам за исключением цвета кожи, которая имеет зеленоватый оттенок, и длины волос. Болотная кикимора обычно проявляется перед людьми, которых удалось заманить в топкое болото, а делают они это для того, чтобы окончательно испугать жертву.

Кикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой . Есть еще Кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой . Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос.

Живет Кикимора за печкой или в хлеву с животными. Там она может их тайно остричь. Она может поселиться с курами в курятнике и там их ощипывать. Кикимора может напугать ребенка, спутать пряжу у хозяев. Любит она проказничать ночью: стучит горшками в печи, кидается луком, может подкатиться под ноги человеку и уронить его. Но иногда, на Кикимору нападает блажь, и она начинает творить добрые дела. Она может укачать ребенка, подмести пол или вымыть посуду. Что-то из посуды она обязательно разобьет.

В Кикимору верили еще в далекой древности. Название происходит от имени известной богини Морены. Ее могли еще называть Марой или Морой. Потом к данному имени приложили корень «кик», который обозначает горбатость.

Выглядит Кикимора старой и некрасивой. Имеет худое тело и маленькую голову. Волосы всегда растрепаны, лицо безобразно, а вместо одежды лохмотья. В некоторых местах Кикимору представляли как молодую, красивую девушку с длинной косой и совершенно голую, а иногда, как простую крестьянку. Иногда, можно встретить Кикимору мужского рода. Но это крайне редко.

Кикимора обычно не появляется людям. Считалось, что тот, кто ее увидит – умрет. Она обозначает свое существование только звуками: стуки, плач ребенка, пляски и песни. Иногда, людям в доме начинают мерещиться разные животные: свинья, заяц, собака. Это тоже работа Кикиморы.

Считалось, что стать Кикиморой может ребенок, умерший от аборта или девочка, которая умерла до . Многие верили, что если число Кикимор и абортов совпадет, то они будут ждать свою мать, чтобы забрать душу ее в ад.

Кикиморой становились девочки, которые были рождены от огненного змея, украденные или поменянные нечистыми силами. Кикиморы часто появляются там, где совершались убийства, рядом с болотами, там, где существует скопление отрицательной энергии. Кикимору могли напустить колдуны или простые злоумышленные.

День рождения Кикиморы – 2 марта. Этот день считается днем богини Мары. В этот день прощались с зимой и встречали весну.

В этот день мыли дома всю посуду, выкидывали всю старую и разбитую. От дома до Колодца или перекрестка подметали дорожку и там выкидывали посуду, старую одежду.

Иногда, Кикимора могла так досадить хозяевам, что они переезжали в новый дом. Но чтобы так кардинально не менять свою жизнь, некоторые пытались ублажить Кикимору или совсем ее выгнать. Помогала при этом шерсть животного, которую нужно было всунуть под шесток вместе с ладаном. При этом читали специальный заговор.

Можно еще поискать дома маленькую куклу. Если такая найдется, то нужно сжечь ее на открытом огне, и тогда Кикимора уйдет.

Кикиморы хоть и вредят человеку, но считаются намного добрее домовых. Пытается она нагнать беспричинный страх на людей, выжить их из дому, но большинство над ней только смеется и злиться.