Г. …Из третьей эпохи воспоминаний

Георгий Пантелеймонович Макогоненко (28 марта (10 апреля) 1912 года , г. Змиёв Харьковской губернии - 3 октября , Ленинград) - видный русский советский литературовед, критик. Доктор филологических наук, профессор. Член Союза писателей СССР (с 1943). Участник советско-финляндской войны и обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны .

C 1949 года по 1962 год был женат на поэтессе Ольге Берггольц .

Биография

Родился в семье лесничего.

Окончив в 1929 году школу-десятилетку в Саратове , в 1930 году приехал в Ленинград. Работал на заводе «Красная заря » чернорабочим, калильщиком, сотрудником заводской газеты.

В 1955 защитил докторскую диссертацию «Радищев и его время» . В 1953-1956 был также членом редколлегии серии книг «Библиотека поэта» .

В ИРЛИ (Пушкинский Дом) работал с марта 1959 по совместительству в должности старшего научного сотрудника в Отделе пушкиноведения, с ноября 1969 - заведующий Группой по изучению русской литературы XVIII века.

Научные труды

Автор более 200 научных трудов, в том числе 17 книг. Принимал участие в коллективных трудах Института русской литературы: серийных сборниках «XVIII век» (авторская и редакторская работа), «История русской литературы» в 4 т. Т. 1 (Л., 1980); «Письма русских писателей XVIII века» (Л., 1980) и др.

Подготовил ряд изданий русских классиков: К. Н. Батюшкова , Г. Р. Державина , H. M. Карамзина , Н. И. Новикова , А. Н. Радищева , Д. И. Фонвизина .

Адреса в Ленинграде

Библиография

  • Список монографий Г. П. Макогоненко // Памяти Георгия Пантелеймоновича Макогоненко: Сб. статей, воспоминаний и документов. СПб., 2000. С. 293.
  • Дружинин П. А. Список работ Г. П. Макогоненко // Дружинин П. А., Соболев А. Л. Книги с дарственными надписями в библиотеке Г. П. Макогоненко. М.: «Трутень». 2006. С. 33-59.

Напишите отзыв о статье "Макогоненко, Георгий Пантелеймонович"

Литература

  • Муравьёв Д. П. Макогоненко, Георгий Пантелеймонович // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . - М .: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 4: Лакшин-Мураново. - С. 524. - (Энциклопедии. Словари. Справочники). - 111 500 экз. (в пер.)
  • Памяти Георгия Пантелеймоновича Макогоненко: Сб. статей, воспоминаний и документов. СПб., 2000.

Примечания

Ссылки

  • // Литературная Россия . № 01. 13.01.2012.
  • // Независимая газета . 12.04.2012.
  • Вацуро В. Э. - 1991

Отрывок, характеризующий Макогоненко, Георгий Пантелеймонович

– Да мне не сахар, мне только, чтоб вы помешали своей ручкой.
Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже захватил кто то.
– Вы пальчиком, Марья Генриховна, – сказал Ростов, – еще приятнее будет.
– Горячо! – сказала Марья Генриховна, краснея от удовольствия.
Ильин взял ведро с водой и, капнув туда рому, пришел к Марье Генриховне, прося помешать пальчиком.
– Это моя чашка, – говорил он. – Только вложите пальчик, все выпью.
Когда самовар весь выпили, Ростов взял карты и предложил играть в короли с Марьей Генриховной. Кинули жребий, кому составлять партию Марьи Генриховны. Правилами игры, по предложению Ростова, было то, чтобы тот, кто будет королем, имел право поцеловать ручку Марьи Генриховны, а чтобы тот, кто останется прохвостом, шел бы ставить новый самовар для доктора, когда он проснется.
– Ну, а ежели Марья Генриховна будет королем? – спросил Ильин.
– Она и так королева! И приказания ее – закон.
Только что началась игра, как из за Марьи Генриховны вдруг поднялась вспутанная голова доктора. Он давно уже не спал и прислушивался к тому, что говорилось, и, видимо, не находил ничего веселого, смешного или забавного во всем, что говорилось и делалось. Лицо его было грустно и уныло. Он не поздоровался с офицерами, почесался и попросил позволения выйти, так как ему загораживали дорогу. Как только он вышел, все офицеры разразились громким хохотом, а Марья Генриховна до слез покраснела и тем сделалась еще привлекательнее на глаза всех офицеров. Вернувшись со двора, доктор сказал жене (которая перестала уже так счастливо улыбаться и, испуганно ожидая приговора, смотрела на него), что дождь прошел и что надо идти ночевать в кибитку, а то все растащат.
– Да я вестового пошлю… двух! – сказал Ростов. – Полноте, доктор.
– Я сам стану на часы! – сказал Ильин.
– Нет, господа, вы выспались, а я две ночи не спал, – сказал доктор и мрачно сел подле жены, ожидая окончания игры.
Глядя на мрачное лицо доктора, косившегося на свою жену, офицерам стало еще веселей, и многие не могла удерживаться от смеха, которому они поспешно старались приискивать благовидные предлоги. Когда доктор ушел, уведя свою жену, и поместился с нею в кибиточку, офицеры улеглись в корчме, укрывшись мокрыми шинелями; но долго не спали, то переговариваясь, вспоминая испуг доктора и веселье докторши, то выбегая на крыльцо и сообщая о том, что делалось в кибиточке. Несколько раз Ростов, завертываясь с головой, хотел заснуть; но опять чье нибудь замечание развлекало его, опять начинался разговор, и опять раздавался беспричинный, веселый, детский хохот.

В третьем часу еще никто не заснул, как явился вахмистр с приказом выступать к местечку Островне.
Все с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошел к эскадрону. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. Выходя из корчмы, Ростов и Ильин оба в сумерках рассвета заглянули в глянцевитую от дождя кожаную докторскую кибиточку, из под фартука которой торчали ноги доктора и в середине которой виднелся на подушке чепчик докторши и слышалось сонное дыхание.
– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.
– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.
Через полчаса выстроенный эскадрон стоял на дороге. Послышалась команда: «Садись! – солдаты перекрестились и стали садиться. Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш! – и, вытянувшись в четыре человека, гусары, звуча шлепаньем копыт по мокрой дороге, бренчаньем сабель и тихим говором, тронулись по большой, обсаженной березами дороге, вслед за шедшей впереди пехотой и батареей.
Разорванные сине лиловые тучи, краснея на восходе, быстро гнались ветром. Становилось все светлее и светлее. Ясно виднелась та курчавая травка, которая заседает всегда по проселочным дорогам, еще мокрая от вчерашнего дождя; висячие ветви берез, тоже мокрые, качались от ветра и роняли вбок от себя светлые капли. Яснее и яснее обозначались лица солдат. Ростов ехал с Ильиным, не отстававшим от него, стороной дороги, между двойным рядом берез.
Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности.
Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.
Только что солнце показалось на чистой полосе из под тучи, как ветер стих, как будто он не смел портить этого прелестного после грозы летнего утра; капли еще падали, но уже отвесно, – и все затихло. Солнце вышло совсем, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, стоявшей над ним. Через несколько минут солнце еще светлее показалось на верхнем крае тучи, разрывая ее края. Все засветилось и заблестело. И вместе с этим светом, как будто отвечая ему, раздались впереди выстрелы орудий.
Не успел еще Ростов обдумать и определить, как далеки эти выстрелы, как от Витебска прискакал адъютант графа Остермана Толстого с приказанием идти на рысях по дороге.

ТВОРЧЕСТВА

вопрос: нужно было решить, что ж® делать ему, дворя-пину, в этим убеждением, как жить в крепостнической России после поражения восстания и торжества екатерининско-потемкинской реакции?

Радищев полностью отвергает эту теорию, как антиобщественную, индивидуалистическую, противоречащую интересам народа. В бумагах Радищева находится незавершенный набросок трактата о коренных проблемах нравственности и бытия человека под названием «О добродетелях и награждениях». Весь этот набросок-опровержение философии «Общественного договора», первая попытка изложения иной теории о человеке и обществе. Общество, союз,-по Радищеву, -создаются не для защиты индивидуальной свободы индивида, а для «обуздания» тех, кто покушается на общие права людей. «Воззванные в общежитие всесильным гласом немощей и недостатков человеки скоро познали, что для обуздания наглости и дерзновения нужна была сократительная сила, которая, носяся поверх всего общественного союза, служила бы защитою слабому, подпорою угнетенному». Центральная же мысль радищевского рассуждения-общество не посягает на права и свободу человека, но раскрывает в нем дремавшее силы, пробуждает и воспитывает качества, обогащающие его личность. «Единственность», по Радищеву, гибельна. «Подернутые мглою бездействия, объятые мраком самоневедения или неощущения, силы человеческие дремавшие, уснувшие, паче или поистине мертвые в единственности, воспрянули в общественном сожитии, укрепилися взаимно, распро-странилися, возвысились и, объяв все не токмо существующее, но и все возможное, возмечтали и то, что им несоразмерно, касаяся пределов даже божественности».

Г. МАКОГОНЕНКО

Г. МАКОГОНЕНКО

А Н РАДИЩЕВ

ОЧЕРК

ЖИЗНИ

ТВОРЧЕСТВА

Государственное издательство ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва 1949

Обложка и титул художника И. Николаевцева

Редактор И. Сергиевский. Техн. редактор ф. Артемьева. Корректоры: Л. Петрова и Л. Чиркунова.

Сдано в набор 12/VIII-49 г. Подписано к печати 20/УШ-49 г. А 06850. Печ. л. 12 + 1 вклейка. Уч.-авт. л. 10,5. Тираж 20 000. Заказ № 1618.

16-я типография Главполиграфиздата при Совете Министров СССР. Москва, Трехпрудный дер., 9.

Шел 1918 год. На пятом месяце Великой Октябрьской социалистической революции Совет народных комиссаров принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции».

«В ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию,-говорилось в декрете, -особой комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». Декрет подписали Ленин и Сталин. Приложенный список новых памятников открывался именем Радищева.

Приближался знаменательный в истории день празднования первой годовщины социалистической революции. Народы России были свободны. Они уничтожили царское самодержавие, свергли гнет помещиков и капиталистов. Но впереди были еще огромные трудности. На Россию обрушились силы иноземных интервентов и вдохновляемые ими белогвардейские банды. Республика была в опасности. Объявленные мобилизации собирали сотый тысяч патриотов советского отечества, горевших желанием сражаться за свою родину.

И вот в эти дни на страницах газет Советской республики, среди известий о героической борьбе народа, среди радостных вестей о славных победах армии Советской страны ожило и засверкало имя Радищева.

«Радищев был одним из плеяды великих людей России,-писали газеты,-который смог проникнуть в лазур-

Цые дали будущего. Он предвидел революцию, верил в о ее и призывал народ к борьбе за вольность. Он пророчески предсказал смерть палачей в царских мантиях от руки разгневанного народа. Теперь желания Радищева сбылись-русский народ свободен. Помня о своем великом соотечественнике, русский народ воздвигает ему сегодня памятник».

Имя Радищева прозвучало в Советской республике в горячие дни гражданской войны, как имя человека, дорогого и близкого революционному народу.

В воскресенье, 22 сентября, на Дворцовой набережной состоялось открытие памятника первому русскому революционеру. К двум часам дня возле пышной решетки Зимнего дворца собрались большие толпы народа. Здесь были рабочие, учащаяся молодежь, красные офицеры первого выпуска, представители союзов трудящихся, члены Совета, красноармейские части. Взоры всех собравшихся были устремлены в пролом дворцовой решетки. Над обломками высился памятник, закрытый ярким от солнца кумачом.

На возвышение возле памятника поднялся народный комиссар просвещения Советской республики Луначарский.

Вы видите, товарищи: мы заставили для Радищева посторониться Зимний дворец, былое жилище царей. Вы видите: памятник поставлен в бреши, проломанной в ограде дворцового сада. Пусть эта брешь являет собою для вас знамение той двери, которую сломал народ богатырской рукой, прокладывая себе дорогу во дворцы. Памятнику первого пророка и мученика революции не стыдно будет стоять здесь, словно стражу у Зимнего дворца, ибо мы превращаем его во дворец народа.

Теперь смотрите на величественное и гордое, смелое, полное огня лицо нашего предвестника, как создал его скульптор Шервуд. В нем живет нечто смятенное, вы чувствуете, что бунт шевелится в сердце этого величаво откинувшего орлиную голову человека.

Пока мы ставим памятник временный.

Наш вождь Владимир Ильич Ленин подал нам эту мысль: «Ставьте как можно скорее, хотя бы пока в непрочном материале, возможно больше памятников великим революционерам и тем мыслителям, поэтам, которых не хотела чтить буржуазия за свободу их мысли и прямоту их чувства. Пусть изваяния предшественников революции послужат краеугольными камнями в здании трудовой социалистической культуры».

Товарищи! Пусть искра великого огня, который горел в сердце Радищева и отсвет которого ярко освещает вдохновенное лицо его, упадет в сердце каждому из вас, присутствующих на этом открытии, и в сердце всех тех многочисленных прохожих, которые в этом людном месте Петербурга остановятся перед бюстом и на минуту задумаются перед доблестным предком...

Александр Николаевич Радищев родился 31 августа н. с. 1749 года в отцовском имении Верхнее Аблязово Саратовского наместничества Кузнецкого уезда (ныне Пензенской области). В кругу родной семьи Радищев провел только первые семь лет своей жизни, затем был отправлен учиться сначала в Москву, потом в Петербург и, наконец, в Лейпциг.

«Начальное образование души» падает на период пребывания в Верхнем Аблязове. Отец-Николай Афанасьевич,-человек образованный, начитанный, знавший три или четыре иностранных языка, был рачительным хозяином. Полученное наследство он успешно умножал, обеспечивая большой семье богатый достаток. Занятый больше имением, нежели детьми, Николай Афанасьевич ограничивал воспитание своих двух старших сыновей-Моисея и Александра-Преподаванием «учения любомудрия своим примером». В праздничные дни, когда, свободный от хозяйственных забот, Николай Афанасьевич водил мальчиков гулять по богатым своим полям, по воскресеньям, когда благочестивая, верующая семья проводила досуг дома, преподавались бесхитростные моральные правила. Уже в эту пору перед мальчиком открывалась еще непонятная ему, но поражавшая воображение картина «неравенства крестьянского состояния». Верхне-аблязовские крестьяне, многочисленные дворовые, с которыми мальчик проводил целые дни, жили в скудости, трепетали перед его отцом-справедливым, по понятиям того времени, но строгим и взыскательным хозяином, не спускавшим за малейшую провинность. Рожденный с «чув-

20 октября 1986 г.

Рукопись хранится в Государственном архиве-музее литературы и искусства Украины, фонд № 1185, опись № 1, дело № 9, стр. 27-34

Грустно провожать в последний путь друзей. К тому же заочно, не имея возможности идти за гробом.
Вот и Макогоненко ушел, Георгий Пантелеймонович. И хотя ушел он вовсе не молодой, - он мой ровесник, - ощущение такое, что произошло это слишком рано. Человеком он был очень веселым, жизнерадостным, жизнь любил и умел ею пользоваться.
Познакомились мы с ним более тридцати лет тому назад - летом 1955 года. Он заведовал тогда сценарным отделом «Ленфильма» и на этой почве мы с ним тогда и познакомились, а потом и сдружились.
К нему многие относились по-разному, но я его знал с самой хорошей стороны.
С первой минуты мне он не очень понравился – показался слишком апломбистым, шумным, самоуверенным, пробивным. Потом я понял, что это и так, и не так. Иными словами, он был человеком действительно активным, энергичным, но качества эти использовались не для личной выгоды, а для дела.
В некрологе о Макогоненко в «Советской культуре» и в теплой, полной любви небольшой заметке, посвященной ему, В. И. Кулешова о нем много и убедительно говорится как о крупном ученом, литературоведе и блистательном лекторе, но не упоминается о его деятельности на студии «Ленфильм». А она была выдающейся, и своими успехами конца 50-х, начала 60-х годов одна из ведущих студий страны обязана была именно ему. И я тоже.
Не будь его, лучшее из созданного одним из старейших режиссеров страны А. Г. Ивановым - фильм «Солдаты» - никогда бы не увидел свет. Это я говорю нисколько не стесняясь, - хотя я её автор сценария и книги, по которой он сделан, - это мнение не мое, а всеобщее - картина оказалась переломной в истории советского кино, посвященного войне.

Фильм «Солдаты» (1956).
Режиссер Александр Иванов.
Сценарий Виктора Некрасова

Я принимал непосредственное участие во всех неистовых перипетиях этой картины, присутствовал на съемках от начала до конца и со всей ответственностью могу сказать - роль Макогоненко в судьбе и успехе картины была одной из первых. В какой-то степени она была его детищем и он защищал её и пробивал где и как только мог.
Вот маленький, но весьма существенный эпизод. Основным врагом и сценария. И в дальнейшем фильма было Главное Политуправление Советской армии. Потом оказался и маршал Жуков, который и снял её с экрана в первый же день по ее выходе. Но это было уже в конце. Во время же подготовительного периода и самих съемок борьба не на жизнь, а на смерть шла с Политуправлением. В конце концов мы её выиграли и не без активного участия Макогоненко.
В день, когда картина, можно сказать, с триумфом принята Худсоветом студии, Георгий Пантелеймонович пригласил меня в свой кабинет, открыл ящик стола, вынул оттуда конверт и вручил его мне со словами: «В твой архив, храни!»
Это было письмо начальника Политуправления, если не ошибаюсь, генерала Голикова, в котором в самых категорических выражениях не разрешалось начинать съемки впредь до каких-то дополнительных исправлений.
- Так вот, знай, Вика, я это письмо получил в день, когда вы с группой выезжали на первые зимние съемки в Сталинград. Я никому его не показал. Ты первый. И только сегодня.
Это был акт немыслимой дерзости и смелости. Ослушаться решения такой влиятельной инстанции. И потом все время ходить по лезвию ножа, балансируя между всеми остальными инстанциями, а их было не меньше десяти, включая самое ЦК… Балансирую - это значит где-то врать, что-то скрывать, о чем-то недоговаривать, пускать туман. И все это взвалил на свои плечи Макогоненко, человек умный, решительный, бесстрашный и, конечно, хитрый.
Еще один факт из его студийной биографии. Зная, как тяжело приходится битому-перебитому М. Зощенко, он пригласил его к себе и буквально силой заставил его подписать договор на любую, какую захочет Зощенко, тему.
- Но его же никто и никогда не поставит, - удивился Зощенко.
- Не поставят, конечно. Но это нас сейчас не интересует. Нас интересует только договор. Будьте любезны, подпишите его и получите 25%. Остальное уже мое дело.
- Да, но…
- Никаких «но». Подпишите и в кассу… Вам же есть нечего, Михаил Михайлович.
Михаилу Михайловичу действительно нечего было есть. Макогоненко его накормил. Никого не спрашивая.
Я думаю, что эти два факта достаточно хорошо характеризуют моего друга.
К тому же был он всегда веселым, неунывающим, любителем ресторанов, всякого рода застолий и всего связанного с этим. Причем о своих, чисто литературных делах, успехах, книгах никогда не говорил. А ведь кроме студии, которой он отдавал и сердце, и время, у него были издательства, лекции, университет, да и писать о Радищеве, Новикове, Фонвизине, Пушкине, Гоголе, Батюшкове тоже надо было когда-то. И всё он успевал. И писать, и пробивать, и гулять, острить, громко хохотать и не жалеть денег.
«Радищева» своего он мне все-таки подарил. С надписью - «Дарю, хотя знаю, что не прочитаешь… И не обижусь».
Он угадал, я так и не прочел. Как ученый, литературовед, ученик Чуковского, он мне был далёк. Как искренний и верный друг, веселый и смелый человек был очень близок.
Последние перед моим отъездом годы мы с ним мало виделись, но любовь моя к нему не прошла. Я оплакиваю его смерть. Еще одним другом стало меньше.

Из книги Записки опального директора автора Гимельфарб Натан

Из книги Былое и думы. (Автобиографическое сочинение) автора Герцен Александр Иванович

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ О моей жизни, начиная с далёкого детства, юности, страшном военном лихолетье, учёбе и работе написаны две предыдущие мои книги под общим названием «Записки опального директора». Писал я их уже в преклонном возрасте, когда разменял восьмой

Из книги Воспоминания. Книга третья автора Мандельштам Надежда Яковлевна

К ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ <ПРЕДИСЛОВИЕ> Отрывок, печатаемый теперь, следует прямо за той частью, которая была особо издана под заглавием «Тюрьма и ссылка»; она была написана тогда же (1853), но я многое прибавил и дополнил.Странная судьба моих «Записок»: я хотел напечатать одну

Из книги Неповторимое. Книга 3 автора Варенников Валентин Иванович

Материалы к третьей книге

Из книги Пугачева против Ротару. Великие соперницы автора Раззаков Федор

Предисловие к третьей книге Основные вехи (события) третьей книги Познание оперативно-стратегического эшелона Вооруженных Сил - крупная армия, большой приграничный военный округ. Радости и трагедии, неожиданности и со сменой власти в Вооруженных Силах, и с моим

Из книги Русская судьба: Записки члена НТС о Гражданской и Второй мировой войне автора Жадан Павел Васильевич

Глава 12 На третьей «волне» В январе 1995 года «Звуковая дорожка» в «Московском комсомольце» подвела музыкальные итоги минувшего года. Отметим, что имя Софии Ротару в них не было упомянуто ни разу, несмотря на то что ее новые песни попадали в ротацию российских радиостанций

Из книги Ольга. Запретный дневник автора Берггольц Ольга Федоровна

Предисловие к третьей части Вместе с частями Белой армии генерала Врангеля Павел Васильевич Жадан был эвакуирован из Крыма на полуостров Галлиполи в Турции. Оттуда весь личный состав его полка переехал в Югославию, где Врангель стремился сохранить воинские части на

Из книги Избранное в двух томах. Том II автора Стрехнин Юрий Федорович

ПИСЬМА Г. П. МАКОГОНЕНКО 5/XII-41Вечер. Я проснулась, как обычно теперь, от постылого грохота артобстрела…Мне казалось, что, покинув Ленинград, я внутренне умру, перестану писать, как-то обмякну. Нет! Я буду много работать, и в том же направлении, как здесь, - я буду работать

Из книги Всё на свете, кроме шила и гвоздя. Воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове. Киев – Париж. 1972–87 гг. автора Кондырев Виктор

ГЕОРГИЙ МАКОГОНЕНКО Фрагменты из воспоминаний «Письма с дороги» <…> 15 декабря я вернулся с Волховского фронта. После приключений на Ладоге я не рискнул еще раз испытывать судьбу и, воспользовавшись предложением летчиков, добрался до Ленинграда на бомбардировщике.

Из книги Мой университет [Для всех – он наш, а для каждого – свой] автора Левыкин Константин Григорьевич

Глава 2 В ТРЕТЬЕЙ ПОЛОСЕ Надолго ли остановка? - Тревога. - Неожиданное предложение замполита. - Мое двойное подчинение. - Петя Гастев. - Затишье продолжается. - Что станет известно после войны.…Ночной марш. Темень. Пахнет степными травами, нагретыми солнцем за день,

Из книги О Лермонтове [Работы разных лет] автора Вацуро Вадим Эразмович

Мы из третьей волны! – Думали ли мы?.. – повторяет и повторяет Вика этот вопрос в «Сапёрлипопете».Он-то, может, и не думал определённо, что будет именно так, но вполне мог подумывать о каких-то переменах в своей жизни. И мог правомерно их ожидать – как ни говори, но личностью

Из книги Сталин. Жизнь одного вождя автора Хлевнюк Олег Витальевич

Часть I Моя студенческая послевоенная пятилетка Вот уже четвертый год пошел с того времени, когда я написал первые строки своих воспоминаний. Я начал их тогда с сомнений – стоит ли будоражить свою память, совсем не будучи уверенным, что они когда-нибудь кому-нибудь

Из книги Первое российское плавание вокруг света автора Крузенштерн Иван Федорович

Отзыв на рукопись Г. П. Макогоненко «Лермонтов и Пушкин: проблема преемственного развития

Из книги С высоты птичьего полета автора Хабаров Станислав

Угрозы третьей мировой Победы коммунистов в Китае совпали по времени с другим важнейшим событием. В конце августа 1949 г. в СССР был произведен первый испытательный взрыв атомной бомбы. На ее производство были брошены огромные силы. Сталинская система вновь

Из книги автора

Приложение 2. Содержание третьей части Глава IТаблицы суточных счислений корабля «Надежды», с показанием астрономических, метеорологических и морских наблюдений, сочинение капитана Крузенштерна.Глава IIОбъяснение истинной долготы, сочинение капитана

Из книги автора

С третьей попытки Запланированная стыковка «Кванта» со станцией не состоялась, хотя всего 200 метров отделяли модуль от станции. К началу повторного сближения космические объекты разделяли уже 400 километров. 9 апреля были выполнены все канонические операции, кроме одной.

Список печатных работ Г. П. Макогоненко

(При составлении этого перечня нами была учтена публикация:
Тимофеева Л. А. Список трудов Г. П. Макогоненко по пушкиноведению // Пушкин: исследования и материалы. Т. 14. Л., 1991. С. 324—329. (68№№)).

Книги
1. А. Н. Радищев. (Очерк жизни и творчества). М., «Гослитиздат», 1949. — 192 с.
2. Денис Иванович Фонвизин. 1745—1792. (Русские драматурги. Научно-популярные очерки). M.-JL, «Искусство», 1950. — 172 с.
3. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. <1-й завод>. М.-Л., «Гослитиздат», 1951. — 544 с.
4. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. <2-й завод>. М.-Л., «Гослитиздат», 1952. — 544 с.
5. Александр Николаевич Радищев. (В помощь лектору). М., «Госкультпросветиздат», 1952. — 80 с.
6. Радищев и его время. М., «Гослитиздат», 1956. — 774 с.
7. Денис Фонвизин. Творческий путь. М.-Л., «Гослитиздат», 1961. — 443 с.
8. Роман Пушкина «Евгений Онегин». (Массовая историко-литературная библиотека). М., «Гослитиздат», 1963. — 146 с.
9. А. Н. Радищев. Биография. Пособие для учащихся. М.-Л., «Просвещение», 1965. — 152 с.
10. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М., «Художественная литература», 1969. — 510 с.
11. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. (2-е изд., доп.) (Массовая историко-литературная библиотека). Медведева И. Н. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Макогоненко Г. П. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. М., «Художественная литература», 1971. С. 101—208.
12. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). Л., «Художественная литература», 1974. — 374 с.
13. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. (В соавторстве с Е. Н. Купреяновой). Л., «Наука», 1976. — 415 с.
14. «Капитанская дочка» Пушкина. Л., «Художественная литература», 1977. — 108 с.
15. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1833—1836). Л., «Художественная литература», 1982. — 463 с.
16. Гоголь и Пушкин Л., «Советский писатель», 1985. — 351 с.
17. Лермонтов и Пушкин. Проблемы преемственного развития литературы. Послесл. В. М. Марковича. Л., «Советский писатель», 1987. — 398 с.
18. Избранные работы: О Пушкине, его предшественниках и наследниках. Л., «Художественная литература», 1987. — 638 с.

Отдельные издания драматических произведений
19. Они жили в Ленинграде. Пьеса в 4-х действиях, 9-ти картинах. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). М., Издание отдела распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав, . — 52с.
20. Они жили в Ленинграде. Пьеса в 4-х действиях, 9-ти картинах. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). М., Издание отдела распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав, 1944. — 48 с.
21. Они жили в Ленинграде. Пьеса в 4-х действиях, 9-ти картинах. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). М.-Л., Искусство, 1945. — 112 с.
22. У нас на земле. Пьеса в 4-х действиях, 6-ти картинах. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). М., Издание Всесоюзного управления по охране авторских прав, . — 85 с.
Переводы книг на иностранные языки
23. Романът на Пушкин «Евгений Онегин». <На болгарском языке>. Пер. С. Костова. София, «Народна просвета», 1966. — 112 с.

Тезисы и авторефераты диссертаций
24. Московский период деятельности Николая Новикова. Тезисы диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. [Л., 1946]. — 5 с. <Отдельный оттиск из: Вестник Ленинградского университета. Л., 1946. № 1. С. 116—119.> Издано без тит. Листа и обл.
25. А. Н. Радищев и его время. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Л., ЛГУ, 1955. — 43 с.

Статьи в газете «Красная Заря».
(Двухдневная газета. Орган парткома и завкома телефонного завода
«Красная Заря» г. Ленинграда).
26. Станки и люди. (Очерк) // № 96 (168), 17 ноября 1930, с. 3.
27. Листки мастера Суслова. (Очерк) // № 83 (268), 7 августа 1931, с. 2—3.
28. Целый ряд неувязок // № 7 (331), 17 января 1932, с. 4. В соавторстве.
29. Выравнить отстающие участки // № 13 (337), 29 января 1932, с. 3. В соавторстве.
30. Калилка в футляре // № 26 (350), 21 февраля 1932, с. 1. В соавторстве.
31. Цеховые неувязки режут план // № 46 (370), 20 марта 1932, с. 1. В соавторстве.
32. Конденсаторщики выполнили план марта // № 53 (377), 30 марта 1932, с.1. Подпись «Г.М.»
33. Готовимся к смотру комсомольских сил // № 61 (385), 15 апреля 1932, с. 4. Подпись «Г. М.»
34. Очередное головотяпство // № 81 (405), 27 мая 1932, с. 1. В соавторстве.
35. Больше внимания отходам // № 93 (417), 21 июня 1932, с. 2.
36. ДиП или рацгруппа? // Там же, с. 4. Подпись «Мак».
37. Второй сорт — ширпотреба // № 103 (427), 11 июля 1932, с. 4.
38. Учитесь у них побеждать // № 106 (430), 17 июля 1932, с.1.
39. Учитесь у них постановке дела // № 109 (233), 23 июля 1932, с. 1. В соавторстве.
40. Провести в жизнь данные предложения // № 131 (455), 8 сентября 1932, с. 1. В соавторстве.
41. Систематическое головотяпство или же обдуманная политика // № 133 (457), 12 сентября 1932, с. 1. В соавторстве.
42. Железные портфели разрешают вопрос // № 136 (460), 19 сентября 1932, с. 1. В соавторстве, подпись «Мак».
43. Смотр должен стать толчком // № 150 (474), 17 октября толчком. 1932, с. 1. В соавторстве.
44. Не увлекаться обещаниями // № 151 (478), 19 октября 1932, с. 1. Подпись «Г. М.».
45. А профруководства все-таки нет // № 153 (480), 23 октября 1932, с. 1. В соавторстве, подпись «Мак».
46. Как всегда проработку скомкали // № 165 (492), 20 ноября 1932, с. 1.
47. Кто здесь ответственный? // № 183 (509), 25 декабря 1932, с. 1.
48. «Денег не жалеть!..» // № 184 (511), 27 декабря 1932, с. 1.
49. Цех, рожденный пятилеткой // № 186 (513), 31 декабря 1932, с. 1.
50. Первая показательная по качеству // № 19 (531), 8 февраля 1933, с. 1. В соавторстве,
подпись «Мак».
51. Вот они лучшие из лучших // № 32 (545), 7 марта 1933, с. 1. Подпись «Мак».
52. В ожидании приказа // № 33 (546), 9 марта 1933, с. 1.
53. В гуще бюрократов // № 37 (540), 17 марта 1933, с. 1. Подпись «Г. М.».
54. Последствия нераспорядительности // № 40 (552), 23 марта 1933, с. 1. В соавторстве.
55. Об искусстве управлять // № 41 (554), 25 марта 1933, с. 1. Подпись «Г. М.».
56. Прикрывают бракоделов // № 47 (560), 7 апреля 1933, с. 1.
57. Вредные традиции // № 53 (566), 24 апреля 1933, с. 1.
58. Люди, которые привыкли к рывкам // 58 (566), 8 мая 1933, с. 1. В соавторстве.
59. Вот они — факты неповоротливости // № 60 (568), 12 мая 1933, с. 1. В соавторстве.
60. Протоколы подшиты к делу… // № 64 (572), 20 мая 1933, с. 1. В соавторстве.
61. Итоги одного дня // № 133 (633), 8 ноября 1933, с. 4.

Статьи
62. Вместо предисловия // Безбах С. А. Великий урок. (Эриксоновцы 9 января 1905 года). Л., 1934. С. 3—8.
63. В борьбе с врагами народа. <О поэзии Маяковского> // Известия. М., 1938. №87, 14 апреля. С. 3.
64. Политический смысл романа «Новь» // Ученые записки ЛГУ. Л., 1939. № 47, вып. 4. С. 248—272.
65. Политический смысл романа «Новь» // Литературный современник. Л., 1939. № 7—8. С. 260—270.
66. Пушкин и Радищев // Ученые записки ЛГУ. Л., 1939. № 33, вып. 2. С. 110—133.
67. Образ Ленина в поэзии Маяковского. (В соавторстве с И. З. Серманом) // Литературный современник. Л., 1939, № 1. С. 185—195.
68. Очерки по истории русской литературы XVIII века. <Рецензия на кн.: Гуковский Г. А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. Л., 1938>. (В соавторстве с И. З. Серманом) // Литературное обозрение. М., 1939. № 6. С. 53—57.
69. Правда о Суоми. <О книге В. Кнехта «Страна на замке» 1932 г.> // Резец. Л., 1939. № 23/24. С. 31—32.
70. О композиции «Путешествия из Петербуга в Москву» А. Н. Радищева // XVIII век. Сб. 2. М.-Л., 1940. С. 25—53.
71. История русской литературы XVIII века (краткий очерк). (В соавторстве с И. З. Серманом) // Энциклопедический словарь Товарищества Гранат. Изд. 7. Т. 36. Ч. VII. М., 1941. Стлб. 186—214.
72. История одного восстания. <Рецензия на кн.: Чуковская Л. История одного восстания. М.-Л., 1940> // Литературное обозрение. М., 1940, № 23. С. 15—19.
73. Плакаты Маяковского. <Рецензия на кн.: Эвентов И. Маяковский-плакатист. Критический очерк. Л.-М., 1940>. Литературный современник. Л., 1940, № 12. С. 163—164.
74. <Рецензия на кн.: Маяковский, 1930—1940: Статьи и материалы. Л., 1940>. (В соавторстве с А. Кукулевичем) // Литературное обозрение. М., 1941, № 1. С. 40—42.
75. Воспоминания о Маяковском. <Рецензия на кн.: Перцов В. Наш современник. М., 1940> // Литературное обозрение. М., 1941, № 3. С. 43—46.
76. Воспоминания о Маяковском. <Рецензия на кн.: Спасский С. Маяковский и его спутники. Л., 1940> // Литературный современник. Л., 1941. № 4. С. 111—125.
77. Политика правительства Екатерины II в литературе. Щербатов // История русской литературы. Учебник для вузов. М., 1941. Т. 1, ч. 2. С. 168—174.
78. Официозная литература // История русской литературы. Учебник для вузов. М., 1941. Т. 1, ч. 2. С. 174—179.
79. «Всякая всячина» // История русской литературы. Учебник для вузов. М., 1941. Т. 1, ч. 2. С. 179—180.
80. Молодые ижорцы // Молодежь Ленинграда. [Сборник]. М., 1942. С. 21—35.
81. Ленинградская симфония. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Комсомольская правда. М., 1942. № 194, 19 августа. С. 4.
82. Балтийское сердце. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Смена. Л., 1942. № 158, 16 октября. С. 4.
83. Ленинградцы. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Смена. Л., 1942. № 180, 12 ноября. С. 2.
84. Поход. Отрывок из киносценария «Они жили в Ленинграде». (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Комсомол города Ленина. Л., 1943. С. 128—153.
85. Ленинградцы. (В соавторстве с О. Берггольц и Р. Июльским) // Комсомольская правда. М., 1943. № 17, 21 января. С. 4.
86. На берегах Невы. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Комсомольская правда. М., 1944. № 104, 1 мая. С. 3.
87. Ленинградцы наступают // Труд. М., 1944. № 144, 18 июня. С. 2.
88. Праведное возмездие! (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Комсомольская правда. М., 1944. № 227, 23 сентября. С. 3.
89. Русская строчка. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Известия. М., 1944. № 192, 13 августа. С. 4.
90. Русская женщина. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Известия. М., 1944. № 197, 19 августа. С. 3.
91. Сила любви. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Сельская эстрада. Вып. 8. М., 1944. С. 7—15.
92. Они жили в Ленинграде. Киноповесть. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Знамя. М., 1944. № 1/2. 102—158.
93. Ленинград — Севастополь. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Красный Балтийский флот. Л., 1944. № 280, 24 ноября. С. 4.
94. Ленинград — Севастополь. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). <Начало> // Известия. М., 1945. № 2, 3 января. С. 3.
95. Ленинград — Севастополь. (В соавторстве с О. Ф. Берггольц). <Окончание> // Известия. М., 1945. № 3, 4 января. С. 3.
96. Ленинградская симфония. Киносценарий. (Литературный вариант.) (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Звезда. Л., 1945. № 3. С. 50—80.
97. Ленинградская тема // Знамя. М., 1945. № 1. С. 206—211.
98. Россия и американская революция // Научный бюллетень Ленинградского университета. Л., 1946. № 8. С. 14—19.
99. Московский период деятельности Николая Новикова // Вестник Ленинградского университета. Л., 1946. № 1. С. 116—119.
100. Сила любви. (Сцены из пьесы«Они жили в Ленинграде»). (В соавторстве с О. Ф. Берггольц) // Литературно-художественный сборник. Л., 1946. С. 221—229.
101. Основные течения общественной мысли 1760—1780-х годов. <Разделы 4—5; остальные разделы главы написаны Г. Гуковским> // История русской литературы. Т. IV. М.-Л., 1947. С. 27—34.
102. Н. И. Новиков. <Разделы 3—5; остальные разделы главы написаны И. Серманом> // История русской литературы. Т. IV. М.-Л. 1947. С. 135—151.
103. У нас на земле. Пьеса. (В соавторстве с О.Ф. Берггольц) // Звезда. Л., 1947. № 12. С. 120—161.
104. Александр Радищев. (Вступит. ст.) // Радищев А. Н. Избранные сочинения. М.-Л., 1949. С. III—LVIII.
105. Замечательный русский писатель революционер. <Об А. Н. Радищеве>
106. Наша национальная гордость. <Под псевдонимом Ник. Демин> // Литературная газета. М., 1949. № 70, 31 августа. С. 3.
107. Русская проза XVIII века. (Вступит, ст.) // Русская проза XVIII века. Т. 1. М.-Л., 1950. С. III—Х.
108. Н. И. Новиков // Русская проза XVIII века. Т. 1. М.-Л., 1950. С. 275—290.
109. Народная публицистика XVIII века // Русская проза XVIII века. Т. 1. М.-Л., 1950. С. 195—208.
110. Д. И. Фонвизин // Русская проза XVIII века. Т. 1. М.-Л., 1950. С. 451—464.
111. A. H. Радищев // Русская проза XVIII века. М.-Л., 1950. Т. 2. С. 5—22.
112. Народная публицистика XVIII века и Радищев // Радищев. Статьи и материалы. Л., 1950. С. 26—65.
113. Николай Новиков // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., 1951. С. III—XXXVIII.
114. От редактора // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., 1951. С. XXXIX—XL.
115. Об авторстве Новикова // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., 1951. С. 675—707.
116. Книга о поэтах-радищевцах. <Рецензия на кн.: Орлов В. Н. Русские просветители 1790—1800-х годов. Л., 1950> // Литературная газета. М., 1951. № 25, 1 марта. С. 3.
117. Александр Радищев. (Вступит. ст.) // Радищев А. Н. Избранные сочинения. М., 1952. С. III—L.
118. Радищев и русская общественная мысль XVIII века // Вестник АН СССР, Л., 1952. № 9. С. 63—79.
119. За образцовое издание классиков. (В соавторстве с Д. Благим и Б. Мейлахом) // Литературная газета. М., 1952. № 85, 15 июля, С. 3.
120. Великий подвиг. (К 150-летию со дня смерти А. Н. Радищева) // Литературная газета. М., 1952. № 115, 23 сентября. С. 2.
121. А. Н. Радищев — великий русский революционер, патриот // Социалистическое земледелие. М., 1952. № 227, 24 сентября. С. 3.
122. Кто автор «Путешествия критики»? <О переиздании книги С. фон Ферельцта> // Огонек. М., 1952, № 50. С. 28.
123. Поэзия Александра Радищева // Радищев А. Н. Стихотворения. (Б-ка поэта, малая серия). Л., 1953. С. 5—74.
124. У истоков русской литературы. <Рецензия на кн.: Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. М.-Л., 1952> // Литературная газета. М., 1953. № 28, 5 марта. С. 3.
125. Карамзин Н. М. <Без подписи> // БСЭ, 2-е изд. Т. 20. М., 1953. С. 132—134.
126. Против «тления слова-сырца» // Новый мир. 1954, № 12. С. 124—134.
127. Н. И. Новиков 1744—1818 // Русские писатели о литературном труде. Т. 1. Л., 1954. С. 49—51.
128. Новиков Н. И. <Без подписи> // БСЭ, 2-е изд. Т. 30. М., 1955. С. 79—80.
129. Радищев А. Н. <Без подписи> // БСЭ, 2-е изд. Т. 35. М., 1955. С. 579—582.
130. Обобщение и исследование. <Рецензия на кн.: Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954> // Литературная газета. М., 1955. № 28, 5 марта. С. 3.
131. Задачи и нужды «Библиотеки поэта». (В соавторстве с В. Н. Орловым) // Литературная газета. М., 1955. № 57,14 мая. С. 3.
132. Русская передовая и общественная мысль. (В соавторстве с П. К. Алефиренко и Ю. Я. Коганом) // Очерки истории СССР. (Россия во второй половине XVIII в.). М., 1956. С. 469—498.
133. Исследование о реализме Пушкина. <Рецензия на кн.: Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957> // Вопросы литературы. М., 1958. № 8. С. 231—241.
134. Новое о Фонвизине // Литература и жизнь. М., 1958. № 30, 15 июня. С. 3.
135. Новые материалы о Д. И. Фонвизине и неизвестные его сочинения // Русская литература. Л., 1958. № 3. С. 135—147.
136. Современная тема и традиции русского реализма // Вопросы литературы, М., 1958. № 8. С. 3—23.
137. Русская поэзия XVIII века. (Вступит. ст.) // Русская поэзия XVIII века. (Б-ка поэта, малая серия). Л., 1958. С. 5—124.
138. Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина // Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. Т. 1. М.-Л., 1959. С. V—XLVIII.
139. История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства // Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л., 1959. С. 622—664.
140. Поэзия Константина Батюшкова. (Вступит. ст.) // Батюшков К. Н. Стихотворения. Л., 1959. (Б-ка поэта, малая серия). С. 5—88.
141. Русское просвещение и литературные направления XVIII века // Русская литература. Л., 1959. № 4. С. 23—53.
142. Пушкин-художник и его время. <Рецензия на кн.: Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха. М., 1958> // Вопросы литературы. М., 1959. № 11. С. 144—154.
143. Надругательство. (О книге Б. Иванова «Даль свободного романа») // Литературная газета. М., 1959. № 120, 29 сентября. С. 3.
144. Размышления о спектакле «Ревизор». <О постановке в Ленинградском театре Комедии> // Советская культура. М., 1959. № 48, 16 апреля, С. 3.
145. От издательства. <Без подписи> // Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. С. 3.
146. Русская драматургия XVIII века // Русские драматурги XVIII—XIX вв. Т. I. Л.-М., 1959. С. 5—68.
147. Д. И. Фонвизин. 1745—1792 // Русские драматурги XVIII—XIX вв. Т. I. Л.-М., 1959. С. 207—289.
148. Был ли карамзинский период в истории русской литературы? // Русская литература. Л., 1960. № 4. С. 3—32.
149. Борьба идет за человека. <Рецензия на кн.: Герман Ю. Один год. Л., 1960> // Литературная газета. М., 1960. № 104, 1 сентября. С. 3.
150. Пути, проложенные Чеховым. (В соавторстве с Г. Бялым) // Литературная газета. М., 1960. № 12, 28 января. С. 1, 3.
151. Люди смелой жизни // Литературная газета. М., 1961. № 104, 21 марта. С. 2—3.
152. К истории русского Просвещения и реализма XVIII века // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М-Л., 1961. С. 173—189.
153. Спорные вопросы есть! Их надо обсуждать. (Ответ Б. Бурсову). <К спорам об «Евгении Онегине»> // Вопросы литературы. М., 1961. №1. С. 108—117.
154. Предисловие // Пини О. А. А. Н. Радищев в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие для учителей. Л., 1961. С. 3—32.
155. За творческия метод на Д. И. Фонвизин. (Характер и особености) // Език и литература. София, 1961. № 5. С. 11—24.
156. Литературная позиция Карамзина в XIX веке // Русская литература. Л., 1962. № 1. С. 68—106.
157. Pouchkine vivant // Oeuvres et Opinions. Moscou, 1962. № 2. P. 147—152.
158. Почему необходимо спорить? <О спектакле «Горе от ума» в постановке Г. А. Товстоногова> // Нева. Л., 1963. № 2. С. 191—192.
159. Они защищали музыку. (К 20-летию великой победы под Ленинградом). <Об исполнении 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде> // Ленинградская правда, Л., 1964. № 20, 24 января. С. 4.
160. «Враг парнасских уз». <О поэзии И. С. Баркова> // Русская литература. Л., 1964. № 4. С. 136—148.
161. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. (В соавторстве с П. Н. Берковым) // Карамзин Н. М. Избранные сочинения в 2-х тт. Т. 1. М.-Л., 1964. С. 5—76.
162. Когда же сформировался русский реализм? // Вопросы литературы. М., 1965. № 2. С. 148—170.
163. Романическое литературоведение. <Рецензия на ст.: Шторм Г. Потаенный Радищев // Новый мир. М., 1964. № 11. С. 115—161> // Литературная газета, М., 1965. № 18, 11 февраля. С. 2.
164. Продолжение жизни. <Вступит. ст.> // Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 3—10.
165. Пушкин и Дмитриев // Русская литература. Л., 1966. № 4. С. 19—36.
166. Учение Радищева об активном человеке и Пушкин // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. (К 70-летию со дня рождения П. Н. Беркова) / XVIII век. Сб. 7. М.-Л., Наука, 1966. С. 345—352.
167. Павел Наумович Берков. (К семидесятилетию со дня рождения) // Русская литература. Л., 1966. № 4. С. 248—253.
168. Счастье? Это борьба. <О трилогии Ю. Германа> // Литературная газета. М., 1966. № 22, 19 февраля. С. 3.
169. Карамзин Н. М. / Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. М., 1966. Стлб. 392—396.
170. Антиох Кантемир // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 7—12.
171. Михаил Ломоносов / Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 19—25.
172. Александр Сумароков // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 47—51.
173. Иван Хемницер // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 69—73.
174. Гавриил Державин // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 83—88.
175. Александр Радищев // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 143—149.
176. Николай Карамзин // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 169—174.
177. Иван Дмитриев // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 189—191.
178. Иван Крылов // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 205—210.
179. Василий Жуковский // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 247—256.
180. Константин Батюшков // Русские поэты. Антология. Т. 1. М., 1965. С. 327—332.
181. Александр Пушкин // Русские поэты: Антология. 1799—1837. Т. 2. М., Детская литература, 1966. С. 5—28. Подпись «Г. М.».
182. «Рядовой Пинде воин». (Поэзия Ивана Дмитриева) // Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений. (Б-ка поэта, большая серия). М., 1967. С. 5—68.
183. Русская классическая литература в свете ленинской концепции освободительного движения // Вопросы литературы. М., 1968. № 4. С. 3—27.
184. О «Повестях Белкина» А. С. Пушкина // Пушкин А. С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. М., 1968. С. 5—20.
185. Пушкин и Державин // XVIII век. Сб. 8. Л., Наука, 1969. С. 113—126.
186. Повести Николая Карамзина // Карамзин Н. М. Бедная Лиза. Повести. Л., 1970. С. 5—22.
187. Русское Просвещение и проблема фольклора // Русская литература и фольклор. Л., 1970. С. 180—225.
188. Радищев // Русская литература и фольклор. Л., 1970. С. 409—430.
189. Пути литературы века // Русская литература XVIII в. Л., 1970. С. 3—44.
190. Русский реализм на его начальном этапе // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. С. 180—202.
191. Радищев А. Н. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971. Стлб. 143—148.
192. Русская проза XVIII века // Русская проза XVIII века. (Б-ка всемирной литературы). М., 1971. С. 5—38.
193. Необычное литературоведение. <Рецензия на кн.: Наровчатов С. Необычное литературоведение. М., 1970> // Литературная газета, М., 1971. № 20, 12 мая. С. 6.
194. Русская поэзия XVIII века // Поэты XVIII века. (Б-ка поэта, большая серия). М., 1972. С. 5—61.
195. Григорий Александрович Гуковский // Вопросы литературы. М., 1972. № 11. С. 109—124.
196. Карамзин и Просвещение. (Доклад на VII международном съезде славистов) // Славянские литературы. VII международный съезд славистов. Варшава, август 1973. Тезисы советской делегации. М., 1973. С. 295—318.
197. Проблемы Возрождения и русская литература // Русская литература, Л., 1973. № 4. С. 67—85.
198. Страничка о своей работе. (Рассказывают критики и литературоведы) // Вопросы литературы. М., 1973. № 9. С. 304—305.
199. Пушкиниана: будущие страницы: Анкета ЛГ. Отвечают Г. П. Макогоненко и др. // Литературная Газета. 1973. № 23, 6 июня. С. 2.
200. О «Повестях Белкина» А. С. Пушкина // Пушкин А. С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. 2-е изд. М., 1974. С. 3—24.
201. «...Счастье есть лучший университет». Полемические заметки об изучении любовной лирики Пушкина // Нева. Л., 1974. № 5. С. 178—188.
202. «Самостояние человека — залог величия его». (Заметки о пушкинском реализме) // Вопросы литературы, М., 1974. № 6. С. 35—69.
203. «Гражданин будущих времен». К 225-й годовщине со дня рождения А. Н. Радищева // Нева. Л., 1974. № 8. С. 188—193.
204. Der Realismus Puschkins // Kunst und Literatur. Berlin, 1974. № 12. S. 1316—1337.
205. О романтическом герое декабристской поэзии // Литературное наследие декабристов. Л., 1975. С. 6—24.
206. Пушкин и Гете. (К истории истолкования пушкинской «Сцены из Фауста») // XVIII век. Сб. 10. Л., Наука, 1975. С. 284—291.
207. О художественном пространстве в реалистической литературе // Культурное наследие Древней Руси: истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 237—245.
208. A. N. Radiscev und das Problem des Historismus // Karl-Marx-Universitat. Leipzig, 1977, № 4. S. 285—296.
209. «Сатирическое воззвание к возмущению». <О книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева> // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978. С. 54—74.
210. «Огненные стихи». <Ода «Вольность» А. Н. Радищева> // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978. С. 75—95.
211. Священный дар. <Вступит. ст.> // Пушкин А. С. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1978. С. 5—48.
212. Письма Ольги Берггольц // Вопросы литературы. М., 1978. № 5. С. 196—224.
213. «Медный всадник» и «Записки сумасшедшего». Из истории творческих отношений Гоголя и Пушкина // Вопросы литературы, М., 1979. № 6. С. 91—125.
214. Briefe von Olga Bergholz // Kunst und Literatur. Berlin, 1978. № 12. S. 1317—1339.
215. О некоторых особенностях поэтики «Пиковой дамы». К 180-летию со дня рождения А. С. Пушкина // Нева. Л., 1979. № 6. С. 177—188.
216. Alexander Radishchev and Laurence Sterne // Great Britain and Russia in the XVIII century: contacts and comparisons. Newtonville, 1979. P. 84—93.
217. Каков был замысел «Путешествия в Арзрум»? // Нева. Л., 1980. № 6. С. 183—191.
218. Письма русских писателей XVIII века и литературный процесс // Письма русских писателей XVIII века. М., 1980. С. 3—41.
219. От редактора // Письма русских писателей XVIII века. М., 1980. С. 42—43.
220. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М., 1980. С. 3—24.
221. Пути становления русской литературы XVIII века и формирование ее национального своеобразия // История русской литературы. Т. 1. Л., 1980. С. 465—490.
222. Державин // История русской литературы. Т. 1. Л., 1980. С. 627—654.
223. Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века // История русской литературы. Т. 1. Л., 1980. С. 765—780.
224. Священный дар. <Вступит. ст.> // Пушкин А. С. Избранные сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1980. С. 5—54.
225. Когда и зачем был написан «Пир Петра Первого»? // Вечерний Ленинград. Л. 1980. № 128, 4 июня. С. 3.
226. Повествователь и автор в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. (О роли эпиграфов в повести) // Slavia orientalis. Warszawa, 1980, № 3. S. 359—365.
227. Письма с дороги. (Ольга Берггольц в дни блокады) // Литература великого подвига. Великая Отечественная война в литературе. Вып. 3. М., 1980. С. 460—490.
228. Последний поэтический цикл Пушкина // Нева. Л., 1981. № 6. С. 173—182.
229. Знал ли Белинский подлинный текст «Медного всадника»? // Вопросы литературы. М., 1981. № 6. С. 148—157.
230. О диалогах в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Классическое наследие и современность. Л., Наука, 1981. С. 126—137.
231. «Сказка о рыбаке и рыбке» и вопросы ее интерпретации // Болдинские чтения. Вып. 10. Горький, 1981. С. 22—31.
232. Друг свободы. (Вступит. ст.) // Фонвизин Д. И. Сочинения. М., 1981. С. 3—28.
233. Друг свободы. (Вступит. ст.) <2 изд> // Фонвизин Д. И. Сочинения. М., 1982. С. 3—8.
234. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника». <2 изд.> // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М., 1982. С. 3—24.
235. Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя. (Проблемы преемственного развития) // Нева. Л., 1982. № 8. С. 150—159.
236. От Ломоносова до Горького // Литературная газета. М., 1982. № 37, 15 сентября. С. 4.
237. Актуальные проблемы пушкиноведения // Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Тезисы докладов и сообщений / V Международный конгресс преподавателей русского языка и литературы. Прага, 1982. С. 459—460.
238. Актуальные проблемы пушкиноведения. (Изучение и преподавание) // Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: доклады советской делегации на V конгрессе МАПРЯЛ. М., 1982. С. 211—218.
239. ...Всю жизнь его ученики. (Беседа с Г. П. Макогоненко) // Смена. Л., 1982. № 131, 6 июня. С. 4.
240. О новаторстве и открытия советского литературоведения в изучении русской литературы // Сравнительно-типологические исследования славянских языков и литератур. Л., 1983. С. 114—130.
241. Исторический роман о народной войне // Пушкин А. С. Капитанская дочка. (Литературные памятники). Л., Наука, 1984. С. 200—232.
242. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и русский реализм 1830-х годов. (Пушкинское начало в поэме Лермонтова) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984. С. 3—33.
243. Принадлежит России: 175 лет со дня рождения Н. В. Гоголя // Звезда. Л., 1984. № 4. С. 154—171.
244. О творчестве Дениса Фонвизина и Александра Радищева // Фонвизин Д. И., Радищев А. Н. Избранное. М., 1984. С. 3—24.
245. Николай Карамзин — писатель, критик, историк // Карамзин Н. М. Сочинения. Т. 1. Л., 1984. С. 5—50.
246. Слушай нас, родная страна! (К 40-летию освобождения Ленинграда от блокады) // Советская культура. М., 1984. № 10, 24 января. С. 6.
247. Они жили в Ленинграде. Киноповесть. (В соавторстве с О. Берггольц) // У стен Ленинграда: Сборник пьес и киносценариев, Л., 1984. С. 211—269.
248. Обратимся к пушкинскому поэтическому тексту // Вопросы литературы. М., 1985. № 7. С. 160—175.
249. Об эпиграфе к поэме Лермонтова «Мцыри» // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 243—245.
250. Памяти Владимира Николаевича Орлова. <Некролог> // Литературная газета. М., 1985. № 13, 27 марта. С. 7.
251. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX века // Державин Г. Р. Анакреонтические песни. (Литературные памятники). М., 1986. С. 251—295.
252. Творческий путь Михаила Лермонтова // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. М., 1986. С. 3—38.
253. Владимир Орлов (1908—1985). <Вступительная статья к публикации стихов В. Н. Орлова> // Звезда. Л., 1986. № 1. С. 127—128.
254. Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя // Петербургские повести А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. М., Правда, 1986. С. 5—42.
255. О сборнике Анны Ахматовой «Нечет» // Вопросы литературы. М., 1986. № 2. С. 170—189.
256. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX века // Державин Г. Р. Анакреонтические песни. (Литературные памятники). М., 1987. С. 251—295. <Допечатка тиража издания 1986 года>.
257. Священный дар. (Очерк творчества А. С. Пушкина) // «...Чувства добрые я лирой пробуждал...». Сборник стихотворений А. С. Пушкина для дополнительного чтения в старших классах молдавской школы. Кишинев, 1987. С. 4—6.
258. Поэзия, воссоздающая «истинную картину натуры» // Державин Г. Р. Сочинения, Л., 1987. С. 3—26.
259. Древняя Россия, открытая Карамзиным // Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». М., 1987. С. 5—28. <1-й завод>.
260. Ленинградская симфония: О первом исполнении симфонии № 7 Д. Д. Шостаковича. <Киносценарий>.(В соавторстве с О. Берггольц) // Берггольц О. Ф. Пьесы и сценарии. Л., 1988. С. 187—233.
261. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М., 1988. С. 5—30.
262. Древняя Россия, открытая Карамзиным // Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». М., 1988. С. 5—28. <2-й завод>.
263. Древняя Россия, открытая Карамзиным // Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». М., 1989. С. 5—28. <3-й завод>.
264. «...Счастье есть лучший университет» // Утаенная любовь Пушкина. СПб., 1997. С. 381—405.
265. Николай Карамзин — писатель, критик, историк // Карамзин Н. М. Бедная Лиза: повести. М., 2005. С. 5—67.

Подготовка сборников произведений художественной литературы
266. Куприн А. И. Избранные сочинения. Вст. ст. Л. А. Плоткина. Л., «Лениздат», 1947.
267. Радищев А. Н. Избранные сочинения. М.-Л., «Гослитиздат», 1949.
268. Куприн А. И. Рассказы. М.-Л., «Детгиз», 1949.
269. Русская проза XVIII века. В 2-х тт. Т. 1. (Совместно с А. В. Западовым). М.-Л., «Гослитиздат», 1950.
270. Русская проза XVIII века. В 2-х тт. Т. 2. (Совместно с А. В. Западовым). М.-Л., «Гослитиздат», 1950.
271. Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.-Л., «Гослитиздат», 1951.
272. Радищев А. Н. Избранные сочинения. М., «Гослитиздат», 1952.
273. Радищев А. Н. (Б-ка поэта, малая серия). Стихотворения. Л., «Советский писатель», 1953.
274. Поэты XVIII века. В 2-х тт. Т. 1. (Б-ка поэта, малая серия). (Совместно с И. З. Серманом). Л., «Советский писатель», 1958.
275. Поэты XVIII века. В 2-х тт. Т. 2. (Б-ка поэта, малая серия). (Совместно с И. З. Серманом). Л., «Советский писатель», 1958.
276. Батюшков К. Н. Стихотворения. (Б-ка поэта, малая серия). Л., «Советский писатель», 1959.
277. Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. В 2-х тт. Т. 1. М.-Л., «Гослитиздат», 1959.
278. Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. В 2-х тт. Т. 2. М.-Л., «Гослитиздат», 1959.
279. Русские драматурги XVIII—XIX вв. Т. 1. Л.-М., «Искусство», 1959.
280. Карамзин Н. И. Избранные сочинения в двух томах. (Совместно с П. Н. Берковым). М.-Л., «Художественная литература», 1964.
281. Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений. (Б-ка поэта, большая серия). Л., «Советский писатель», 1967.
282. Русская литература XVIII века: Сборник произведений поэтов, драматургов и прозаиков XVIII века. (Хрестоматия). Л., «Просвещение», 1970.
283. Русская проза XVIII века. (Б-ка всемирной литературы). М., «Художественная литература», 1971.
284. Русская поэзия XVIII века. (Б-ка всемирной литературы). М., «Художественная литература», 1972.
285. Поэты XVIII века. В 2-х тт. Т. 1. (Б-ка поэта, большая серия). М., «Советский писатель», 1972.
286. Поэты XVIII века. В 2-х тт. Т. 2. (Б-ка поэта, большая серия). М., «Советский писатель», 1972.
287. Пушкин А. С. Избранные сочинения в двух томах. М., «Художественная литература», 1978.
288. Пушкин А. С. Избранные сочинения в двух томах. <2-е изд.>. М., «Художественная литература», 1980.
289. Карамзин Н. М. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1. Л., «Художественная литература», 1984.
290. Карамзин Н. М. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2. Л., «Художественная литература», 1984.
291. Карамзин Н. М. Избранное. (Совместно с П. Н. Берковым). М., «Правда», 1984.
292. Державин Г. Р. Анакреонтические песни. (Совместно с Г. Н. Иониным и Е. Н. Петровой). М., Наука, 1986.
293. Петербургские повести А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. М., «Правда», 1986.
294. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. М., «Правда», 1986.
295. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. М., «Правда», 1986.
296. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3. М., «Правда», 1986.
297. Державин Г. Р. Сочинения. (Совместно с В. П. Степановым). Л., «Художественная литература», 1987.
298. Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». <1-й завод>. М., «Правда», 1987.
299. Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». <2-й завод>. М., «Правда», 1988.
300. Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории Государства Российского». <3-й завод>. М., «Правда», 1989.