Франция в 20 веке презентация по истории. Презентация на тему "франция после второй мировой войны"

1. Временный режим (1944 – 1946 гг.)Шарль де Голль
(1890 – 1970 гг.)
возглавил коалиционное
правительство
(коммунистическая партия,
социалистическая партия,
Народно-республиканское
движение, радикалы,
республиканцы и др.)

1. Временный режим (1944 – 1946 гг.)

Основной вопрос в политической
борьбе – парламентская или
президентская республика.
В 1946 г. принята Конституция,
которая утвердила парламентскую
республику.
Де Голль – сторонник
авторитаризма,
националистических идей,
«величия Франции».

Режим оказался неустойчивым.
С 1944 г. сменилось 26 кабинетов.
Французское общество
колониалисты
(сторонники
колониальной
политики)
европеисты
(сторонники
активной
европейской
политики)
Жюль Гюстав Рене
Коти
(1954-1959 гг.)
Жюль Венсан
Ориоль (1947-1954
гг.)

2. Четвёртая республика (1946 – 1958 гг.)

Война во Вьетнаме (1946 – 1954 гг.)
Истощила экономику, результат
отрицательный.
В 1954 г. под Дьен-Бьен-Фу
французская армия потерпела
поражение, была окружена и
капитулировала.
Французкие
офицеры во
Вьетнаме
Капитуляция французов

2. Четвёртая республика (1946 – 1958 гг.)

Война в Алжире
(1954 – 1962 гг.), обострила
политический кризис. Среди
генералов в Алжире и во
Франции созрели две ветви
антиреспубликанского
заговора. Сторонники
«сильной власти» требовали
возвращения де Голля.
В сентябре 1958 г.
Национальное собрание
утвердило новое
правительство де Голля.
Период четвёртой республики
закончился.
Алжирские бойцы
рядом с убитыми
французскими
солдатами, 1959 год

3. Пятая республика.

В 1958 г. на референдуме была принята новая
Конституция. Де Голль избран президентом (1958 –
1969 гг.).
Голлизм – это обновлённый националистический
реформизм с авторитарными тенденциями.
1. Прекращение войны в Алжире.
2. Идея «ассоциации труда и капитала»
(социальные реформы)
3. Экономическая модернизация, структурная
перестройка экономики.
«Большие проекты» – «Конкорд», «Аэробус»,
ракета «Ариан», скоростные поезда, современная
космическая, ядерная и электронновычислительная техника.
«У Франции мировая
ответственность. В этом моя
философия…»

3. Пятая республика.

Во внешней политике – самостоятельность,
равноправное участие в тройке западных лидеров
(США, Франция, Великобритания).
1 июля 1966 года
Шарль де Голль
переподчинил все
вооружённые силы
Франции
непосредственно
национальному
командованию,
выведя их из
подчинения
Североатлантическо
му альянсу.
Макет ракеты Ариан 44LP на
выставке

Прочитайте п. 4 §
26
- Каковы
причины
майского
кризиса и
отставки Шарля
де Голля?
Майские события во Франции 1968 года

4. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля

Со смертью преемника
де Голля на посту
президента Жоржа
Помпиду эпоха голлизма
закончилась.
Жорж Помпиду (1969 – 1974 гг.)

У. Черчилль
Валери Жискар д‘Эстен
Франсуа Миттеран
В. Жискар д‘Эстен (1974 – 1981) – либеральное течение
1. «Дирижизм» – активное госрегулирование экономики;
2. Активизация рыночных механизмов;
3. Повышение минимальной оплаты труда;
4. Избирательный ценз снижен с 20 до 18 лет.
Ф. Миттеран (1981 – 1995) – лидер социалистической партии
(1972 – 1984 –Совместная программа с компартией)
1. Национализация 10 крупнейших промышленных и
финансовых корпораций;
2. Социальные реформы: отпуск- 5 нед., 39-час. рабочая
нед., налог на крупные состояния;
3. Главное – борьба с безработицей.
4. Был против неоконсервативной политики
(приватизации)

Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

Жак Ширак
Ж. Ширак (1995 - 2007) – лидер ОПР (Объединение в
поддержку республики), мэр Парижа.
1997 г. – выборы в Национальное собрание, победили
левые партии.
При правом президенте действовало левое
правительство во главе с Л.Жоспеном.
1. Приватизация предприятий;
2. Активная социальная политика;
3. Расширение частной инициативы.
Итоги:
1. Франция в 1990-е гг. – лидер в Европе по
привлеченным иностранным инвестициям;
2. Высокий уровень безработицы, до 25% (т.к. много
приезжих, социальные гарантии – среди молодежи).

Внешняя политика Франции.

Дэвид Кэмерон
После Второй мировой войны:
В период голлизма
1. Франция создала собственную триаду ядерных
сил, фр. войска выведены из-под военного
командования НАТО;
2. 1963 г. – Елисейский договор (партнерство с Зап.
Германией);
3. Активизация европейской интеграции в рамках
ЕС (Римский договор 1957 г.). Де Голль
препятствовал вхождению в ЕС Англии;
4. Франция шла на сближение с СССР, а не с США.
После де Голля
1. Франция пришла на сближение с США и НАТО
(2009г. вошли в состав НАТО);
2. Париж стал главным инициатором расширения
ЕС.

Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное
движение), наследница партии де Голля.
1. Конституционная реформа –расширение полномочий
парламента, ограничение чрезмерной власти президента
и обеспечение прав граждан в контроле над властью;
2. Реформа социального обеспечения (отменена
3.
4.
5.
Николя Саркози
6.
обязательность 35-часовой рабочей нед.);
Реформа обеспечения занятости (предложение «разумной»
работы, сокращение пособия при вторичном отказе от такой
работы);
Сокращение госрасходов (сокращение госслужащих);
Пенсионная реформа (лишились льгот по досрочному выходу
на пенсию транспортники, энергетики, рыбаки, служащие Банка
Франции);
Отменил налог на наследство для 95 % французов (оставил
только для владельцев крупных состояний).

Франсуа Олланд (2012 – 2017 гг.) Стал самым
непопулярным президентом Франции по
итогам первых 100 дней правления.
В январе 2013 года французская армия по
распоряжению Олланда начала интервенцию в Мали.
В декабре 2013 года французская армия по
распоряжению Олланда начала интервенцию в
Центральноафриканской Республике. Операция
закончилась победой Франции, восстановлением
центральным правительством Мали контроля над
регионом. Сторонник санкций против России в связи с
украинскими событиями 2014 года и военной
операцией России в Сирии.

5. Франция после эпохи голлизма.

Эмманюэль Макрон (с 14 мая 2017)
Во внешней политике является
европейским федералистом. Не
поддерживает признание государства
Палестина. Жёсткий сторонник борьбы с
терроризмом. Рыночник. Сторонник
политики открытых дверей для
иммигрантов. Поддерживает увеличение
финансирования спецслужб, армии и
полиции. Выступает за ограничение
иностранных инвестиций, поддерживает
торговое соглашение между ЕС и Канадой

Слайд 2

Положение страны после Второй мировой войны

После окончания Второй мировой войны Франция утратила положение великой державы. На фоне экономического упадка страна попала в зависимость от финансовой политики США. После войны распалась и французская колониальная система. Летом 1944 г. во Франции было образовано Временное правительство, которое возглавил Шарль де Голль. Оно начало подготовку к выборам Учредительного собрания. В стране был восстановлен демократический строй. К суду были привлечены люди, сотрудничавшие с гитлеровцами. В экономике страны были национализированы ряд отраслей промышленности.
фото - Шарль де Голль

Слайд 3

В послевоенной Франции расстановку политических сил определяли Французская Коммунистическая партия (ФКП), Социалистическая партия (СФИО), Католическая партия и Народно-республиканское движение (МРП). В октябре 1945 г. состоялись выборы в учредительное собрание, победу на которых одержали левые силы, которые активно участвовали в движении сопротивления. Во главе сформировавшегося правительства стал Шарль де Шолль. В 1946 г. была принята новая конституция, которая знаменовала собой установление во Франции четвёртой республики.
фото - Ф ранцузы приветствуют Шарля де Голля

Слайд 4

Распад колониальной системы

Согласно конституции французская колониальная империя преобразовалась во Французский Союз, в который включались и государства, вставшие уже на путь независимости. Среди них были Вьетнам, Камбоджа, Лаос. Но коммунистическое правительство Вьетнама отказалось признать это решение, что привело к войне Франции против Демократической Республики Вьетнам (1946-1954 гг.).
Война в Индокитае.
фото - Французские солдаты в Индокитае.

Слайд 5

Осенью 1954 г. началась вторая колониальная война, уже в Алжире. В 1956 г. Франция вынуждена была признать независимость Марокко и Туниса. Сторонники сохранения французской колониальной империи не хотели утратить ещё и Алжир. Чтобы не допустить этого, они подняли в 1958 г. мятеж против правительства. Страна оказалась в состоянии глубокого политического и морального кризиса. 1 июня 1958 г. Национальное собрание предоставило Шарлю де Голлю чрезвычайные полномочия и поручило разработать новую конституцию. Так с возвращением к власти де Голля в стране пала Четвёртая республика.
Договор о независимости Алжира
Провозглашение независимости Алжира

Слайд 6

Внутренняя и внешняя политика Шарля де Голля

Основные силы страны видели в Шарле де Голле сильную личность. В 1958 г. де Голль стал премьером и провел через референдум Конституцию, превращавшую Францию в президентскую республику. Последующий период вощёл в историю Франции под названием Пятой республики. В 1960г. Шарль де Голль предоставил независимость всем колониям, кроме Алжира, который стал независимым в 1962 г. Правые дважды пытались организовать на него покушения, но потерпели неудачу. В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО. На фоне уменьшения зависимости Франции от США улучшались её отношения с СССР.

фото - Генерал де Голль

Слайд 7

Франция сделала заметные успехи и в области экономики. С ростом частного сектора в экономике увеличивались и капиталовложения в производство. Правительство поддерживало развитие новейших отраслей хозяйства и реконструкцию старых. Всё это привело к сдвигам в структуре населения страны: уменьшился удельный вес населения, занятого в сельском хозяйстве, и увеличилась часть населения, занятого в непроизводственной сфере. На Производстве выросла прослойка рабочих высокой квалификации. Но постепенно в стране начало нарастать недовольство авторитарным стилем руководства, характерным для Ш. Де Голля.

фото - Сорбонский университет. Париж.

Слайд 8

Мощные выступления студентов прошли по всей Франции. Безработица среди молодёжи, авторитарные порядки в студенческих городках привели к социальному взрыву. В начале мая 1968 г. была разогнана студенческая демонстрация. В ответ студенты заняли Латинский квартал Парижа. Их лидер, Кон-Бендит призвал к решительной борьбе с капиталистической системой.
фото - «Красный май» в Париже
фото -
Д.Кон-Бендит

Слайд 9

Жестокость полиции увеличила ряды движения. Во Франции началась всеобщая забастовка, проходившая под социалистическими лозунгами.
Студенты заняли Сорбонну, театр Одеон и внедрили систему самоуправления, видя в ней основу будущего справедливого общества.
Генерал де Голль потерял контроль над страной. Появились человеческие жертвы.
фото - Демонстрация в Париже. Май 1968 г.

Слайд 10

Тогда профсоюзы и правительство подписали соглашение, улучшавшее экономическое положение рабочих. В нём ничего не говорилось о социальных реформах и рабочие продолжили забастовку. Де Голль вылетел в Германию и договорился с французскими генералами о поддержке. Он объявил о коммунистической угрозе и распустил парламент. Оппозиция опасаясь гражданской войны решила прекратить выступления.
В 1969 г. по инициативе де Голля был проведён референдум, на который был вынесен вопрос о реформе системы самоуправления в стране.
Более половины участников референдума не поддержали де Голля и он ушёл в отставку.
фото - Антиправительственная демонстрация в Париже

Слайд 11

После ухода в отставку де Голля президентом был избран менее властный Жорж Помпиду. После его смерти в 1974 г. президентом стал лидер независимых республиканцев Валери Жискар д"Эстен.
С середины 70-х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, которые были связаны с мировым экономическим кризисом. Правительство начало проводить политику «жёсткой экономии». Это встретило сопротивление со стороны населения и привело к падению популярности независимых республиканцев и их проигрышу на президентских и парламентских выборах в 1981 г.
фото - В.Ж. д"Эстен

Слайд 12

В 1981 г. на президентских и парламентских выборах победу одержали левые силы. Президентом стал лидер социалистов Франсуа Миттеран. Проводимая новым правительством политика, направленная на расширение госсектора в экономике и повышение социальных расходов, привела к ухудшению положения в экономике.
Политическая ситуация на рубеже 80-90-х гг. характеризовалась неустойчивостью, но постепенно выявлялся рост влияния правых партий. Влияние левых партий падало.
фото - Франсуа Миттеран

Слайд 13

Франция в 90- гг. ХХ в.

В 1993 г. на парламентских выборах, а затем в 1995 г. и на президентских выборах победу одержали правые партии. Президентом стал Жак Ширак. Он проводил политику, направленную на освобождение французской экономики и общества в целом от засилья государства. В 1995 г. были проведены испытания ядерного оружия. В 1996 г. Франция вернулась в военную организацию НАТО. Политика Ширака французами воспринималась неоднозначно. И на выборах 1997 г. победили социалисты, коммунисты и «зелёные». Кабинет возглавил социалист Л.Жоспен. Нача-лось сосуществование правительства левых сил и президента-неоконсерватора.
фото: Лионель Жоспен, Жак Ширак

Слайд 14

Культура страны

Наиболее яркими представителями французской массовой культуры стали модельеры, которые считаются законодателями современной моды. Одним из них был Кристиан Диор.
Успешно соперничало с американским Голливудом французское кино. Одной из самых известных актрис страны стала кинозвезда 50-60-х гг. Брижит Бардо, создавшая образ «свободной женщины будущего».

Слайд 15

Французская литература испытывала влияние философии. Ж.-П. Сартр, философ и писатель, в ранних работах источником зла в обществе называл индивидуальную природу человека. Симона де Бовуар и Франсуаза Саган выступали против фактического неравноправия женщин. Альбера Камю, лауреата Нобелевской премии, волновала проблема свободы выбора человеком своего места в жизни, поиски её смысла.

Слайд 16

Символом научно-технического развития Европы стал запуск Францией в 1979 г. ракетоносителя «Ариан», который предназначен для выведения на орбиту спутников многих европейских стран, запускаемых в коммерческих целях.
фото - Ракетоноситель «Ариан»

Посмотреть все слайды

До сентября 1944 г. почти всю территорию Франции был освобожден от немецкой оккупации франко-англо-американскими войсками и внутренними силами Сопротивления. Большую роль в антифашистской борьбе сыграл Французский комитет национального освобождения, преобразованный 30 августа 1944 г. на Временное правительство Французской Республики, которое возглавил генерал Шарль де Голль. Временное правительство начало восстановление государственного суверенитета и экономики страны в чрезвычайно сложных условиях послевоенной разрухи. Объем промышленного производства сократился до 38%, сельскохозяйственного - до 60 % довоенного уровня. Правительство де Гол-ля осуществил национализацию угольной, газовой, электротехнической промышленности, ряда крупных банков; в социальной сфере осуществил мероприятия по защите малоимущих, повышение заработной платы и пенсий. В октябре 1945 г. были проведены выборы в Учредительное собрание, которые должны были разработать новую конституцию. Наибольшее количество депутатских мест в Учредительном собрании получили представители Французской коммунистической партии (ФКП), Социалистической партии (СФИО) и католической партии "Народно-республиканское движение" (МРП). В коалиционном правительстве (коммунисты имели пять министерских портфелей) шла острая борьба относительно государственного устройства страны. Де Голль, не найдя общего языка с коммунистическо-социалистическим большинством, в начале 1946 г. ушел в отставку. В декабре 1946 г. была принята новая Конституция Франции - началась 12-летняя история Четвертой республики. Конституция устанавливала всеобщее право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция провозглашалась парламентской республикой. Главную роль в политической жизни должен был играть двухпалатный парламент, он же выбирал и президента, который имел ограниченные права.

Все правительства Четвертой республики были коалиционными и слабыми: за 12 лет - 14 правительств. Весной 1947 г. из правительства были выведены министры-коммунисты, которые нарушили правительственную солидарность. Оказавшись вне правительства, коммунисты взяли курс на дестабилизацию положения в стране и захвата власти. Социалистическая партия разорвала союз с коммунистами и перешла к сотрудничеству с МРП и радикалами. Возникла новая правительственная коалиция, известная под названием "третьей силы" (действовал до 1951г.). В первой половине 50-х годов в политической борьбе усиливается роль Объединения французского народа (РПФ), созданного по инициативе де Голля. В то время во Франции формировались правоцентристские правительства, куда социалисты не входили.

С конца 40-х годов во Франции начинается экономический подъем. 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень; 1956 г. объем промышленной продукции в 2 раза превысил довоенный уровень. В середине 50-х годов современные отрасли промышленности Франции (топливно-энергетическую, металлургическую, машиностроительную, химическую, радиоэлектронику) охватила научно-техническая революция.

Во внешней политике Франция сделала ставку на интеграцию западноевропейских стран и сохранения колониальной империи. 1948 г. Франция выступила с Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом співініціатором в создании Западного союза для сотрудничества в экономической, социальной и военно-политической сферах. В этом же году Франция присоединилась к плану Маршалла, согласно которому получила помощь в размере более 3 млрд долл. 1949 г. государство вступила в Североатлантический пакт (НАТО). 1951 г. Франция подписала с ФРГ, Германией,

Бельгией. Люксембургом и Голландией договор о Европейском объединении угля и стали, что стало началом создания Общего рынка (1957 г.).

Для сохранения колониальных владений Франция вела кровопролитную неудачную войну в Индокитае (1946-1954). Франция была вынуждена предоставить 1954 г. независимость Лаоса и Камбоджи, 1956 г. - Марокко и Туниса. Однако наиболее жестокой стала война Франции против национально-освободительного движения в Алжире (1956-1962). Здесь проживало более 1 млн французов, которые владели самыми плодородными землями Средиземноморского побережья Алжира. В Алжире образовался реакционный союз армейской верхушки и колониалистов, которые ради сохранения колонии были готовы распространить военный конфликт на территорию Франции; здесь готовился государственный переворот в Париже. В мае 1958 г. эти силы организовали мятеж в Алжире и создали Комитет национального спасения. Они требовали установления во Франции сильной власти и усиление борьбы против алжирского освободительного движения. Страна вступила в политический кризис. 1 июня 1958 г. Национальное собрание утвердило главой правительства генерала де Голля, который получил чрезвычайные полномочия. Национальное собрание были распущены, а Четвертая республика перестала существовать.

В сентябре 1958 г. на референдуме французы одобрили новую Конституцию, разработанную де Голлем. Конституция предусматривала смену формы государственного правления. Франция становилась президентской республикой. Президент, который избирался на 7 лет всеобщими выборами, имел полномочия главы государства, главы исполнительной власти и главнокомандующего вооруженных сил; он назначал премьер-министра и лиц на высшие государственные и военные должности. Президент утверждал законы, которые принимались парламентом, но мог выдавать собственные декреты без утверждения парламентом. Он мог распускать парламент и назначать новые выборы. В ноябре 1958 года. были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Союз в защиту новой республики, созданный сторонниками де Голля. В декабре этого года де Голль был избран первым президентом Пятой республики.

Во внутренней политике правительство взяло курс на стабилизацию финансовой системы и повышение конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства. В 60-е годы усиливается модернизация французской экономики. За первые 10 лет существования Пятой республики, с 1958 до 1968 г., производство промышленной продукции возросло на 60%. Франция превратилась в современную индустриальную державу с передовой многоотраслевой промышленностью, включая атомную и аэрокосмическую. 1960 г. Франция впервые осуществила испытания собственного ядерного оружия.

самой острой проблемой внешней политики Пятой республики оставалась война в Алжире. 1959 г. де Голль признал право алжирского народа на самоопределение (1960 г. он предоставил независимость почти всем африканским колониям). В Алжире французские офицеры подняли мятеж и здійсвали террористические акты внутри Франции. Мятеж был подавлен и 1962 г. Алжир стал независимым. Правительство де Голля проводил более независимую от США политику в НАТО: 1964 г. признал коммунистический Китай; 1966 г. вышел из военной организации НАТО, ликвидировал военные базы НАТО на территории Франции; в 1969 г. признает границу по Одре - Ней-се; отрицательно относился к американской агрессии во Вьетнаме.

в Конце 60-х годов в развитии Пятой республики оказывается кризис. Французский бизнес считал обременительным жесткую регламентацию государства. Профсоюзы пытались избавиться от чрезмерной опеки государства над трудовыми отношениями. Широкие массы были недовольны социально-экономической политикой правительства. Острейшим проявлением такого недовольства стали массовые выступления студентов в Париже в мае 1968 г. Одновременно состоялась всеобщая забастовка, в котором участвовало 10 млн рабочих. Власть и авторитет де Голля значительно пошатнулись. В апреле 1969 г. на референдуме по вопросам административной реформы предложения де Голля не получили поддержки, он ушел в отставку. На выборах, которые состоялись в июне, новым президентом был избран представитель гол-нацио партии Жоржа Помпиду (1969-1974). Правительство Же. Помпе-ду, учитывая настроения масс, ослабил государственную регламентацию экономики, расширил социальное законодательство. Улучшились отношения с США. После смерти Помпиду президентом был избран Валери Жіскар эстена (1974-1981), который продолжил политический курс своего предшественника.

1981 г. в условиях острого экономического кризиса к власти во Франции пришел блок левых партий. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран. Правительство, сформированное левыми силами, пытался выйти Из кризиса не за счет ограничения государственного вмешательства, как в Великобритании и США, а благодаря его дальнейшему распространению. Было осуществлено национализации ряда крупных банков и некоторых промышленных предприятий, расширены социальные программы, приняты законы о правах трудящихся, профсоюзов. Все это привело к усилению инфляции, падение курса франка. А введение государственного контроля за ценами и заработной платой вызвало лишь массовое недовольство. На парламентских выборах 1986 г. левые потерпели поражение. Миттеран был вынужден назначить премьер-министром лидера голлистской партии Объединение в поддержку республики (ОПР) Жака Ширака. Впервые в истории Пятой республики президент и премьер-министр оказались в разных политических блоках. Правительство Же. Ширака пошел путем, проложенным М. Тэтчер, денаціоналізував отдельные промышленные группы и банки, ослабил государственное регулирование бизнеса, сократил социальные расходы. 1988 г. Ф. Мит-теран вновь одержал победу на президентских выборах. Но на парламентских выборах 1993 г. правые партии получили абсолютное большинство мест. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Е. Балладюра. Новое правительство возобновило приватизацию, начатую в конце 80-х годов Же. Шираком, и продал основную часть финансовых и промышленных компаний, находившихся еще в государственном секторе. В частные руки перешли 20 крупных банков, авиационных и нефтеперерабатывающих заводов, в том числе такие широкоизвестные, как фирма "Рено", банк "Лионский кредит", химический концерн "Рон-Пуленк" и тому подобное. В государственном секторе остались железные дороги, метро, электростанции, почта, несколько угольных шахт. Важным компонентом внутренней политики Е. Балладюра стали меры, направленные на ограничение иммиграции. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране стала нормализоваться, ускорились темпы промышленного производства, уменьшилась инфляция, затормозился рост безработицы. Е. Балладюр стал во Франции чрезвычайно популярным политиком. В мае 1995 г. на президентских выборах в острой борьбе победу одержал Жак Ширак (в 2002 г. переизбран президентом на второй срок). Тяжело больной Ф. Миттеран умер в январе 1996 г.

Во внутренней политике президент Же. Ширак и премьер-министр Ален Жюппе провозгласили сокращение бюджетного дефицита, получения инфляции и вступление Франции в Европейский валютный союз в 1999 г. Они стали на путь сокращения расходов на социальное обеспечение и содержание государственного аппарата, а также повышение некоторых налогов. Все эти правительственные решения вызвали острое недовольство в обществе. Осенью 1995 г. Францию охватила волна забастовок и массовых акций протеста против экономических реформ правительства. Еще больше обострило ситуацию решение правительства о реорганизации национальной компании железных дорог (частичная приватизация ряда железнодорожных веток и сокращение рабочих мест), общий долг которого перед государством составил 175 млрд франков. Первыми в борьбу за сохранение своих социальных прав вступили железнодорожники. Вскоре их поддержали работники столичного метро, энергетики, почтовики, работники системы здравоохранения, а также учащиеся лицеев и студенты, которые требовали увеличения ассигнований на образование и создание новых рабочих мест. Под давлением общественности правительство Жюппе был вынужден приостановить реформы и вступить в переговоры с профсоюзами по их коррекции.

Эхо забастовок 1995 г. сказалось на внеочередных выборах в национальное собрание в мае - июне 1997 г. - правые проиграли. В парламенте левые (социалисты, коммунисты и др.), объединив усилия, смогли образовать правительственное большинство. В ситуации Же. Ширак так же, как в свое время Ф. Миттеран, применил тактику "сосуществования" и назначил премьер-министром социалиста Лионеля Жоспена. В правительстве социалисты заняли 18 из 27 министерских должностей. Коммунисты после 13-летней оппозиции также вошли в состав правительства; 8 министерских должностей заняли женщины. Л. Жоспен предложил французам "Республиканский пакт развития и солидарности", который предусматривал закрепление равенства мужчин и женщин, смягчение иммиграционного законодательства, гарантии независимости суда, обеспечения свободы информации. Используя методы государственного регулирования, правительства Л. Жоспена удалось снизить дефицит государственного бюджета и уменьшить налоги, что способствовало росту промышленного производства с 1,7 % в 1996 г. до 6,7 % в 1997 г. Ускорились темпы экономического развития, темпы роста ВВП составляли 3 %, инфляция не превышала 1 %, дефицит государственного бюджета был доведен до З % ВВП. Успехи экономической политики дали возможность правительству и местным органам власти увеличить количество рабочих мест в государственном секторе, где занято 24 % трудоспособного населения, снизить безработицу. В стране начался постепенный переход к 35-годинно-го рабочей недели, который закончился в 2000 г. Правительство в 1997 г. отменил обязательную воинскую повинность, повысил минимальную зарплату. В сентябре 2000 г. во Франции состоялся референдум о сокращении срока полномочий президента с 7 до 5 лет. 73 % его участников высказались за пятилетний срок. На протяжении многих десятилетий актуальным для французского руководства оставалось "корсиканское вопрос". В январе 2002 г. президент Франции утвердил закон о статусе Корсики, который оказывал ей до 2004 года. дополнительные полномочия в сфере экономики, социальной политики и культуры. Корсика оставалась неотъемлемой частью Франции.

В апреле - мае 2002 г. состоялись президентские выборы. Сенсацией этих выборов стало то, что в первом туре на второе место после Же. Ширака вышел лидер крайне правой партии Национальный фронт Ж.-Л. Ле Пен. Во втором туре президентских выборов социалисты призывали отдать голоса за Же. Ширака, который получил 82,2 % голосов, а Ле Пен - 17,8 %. Ширак во второй раз стал президентом Франции, правда, теперь уже на 5 - летний срок. Во время парламентских выборов в июне 2002 г. правая коалиция "Союз за президентское большинство" получила 355 мест из 577. Социалисты завоевали 140 депутатских мандатов. Новое правительство возглавил представитель коалиционной партии "Либеральная демократия" Пьер Раффарен. В XXI ст. Франция вступила как высокоразвитая индустриальная держава, занимает 4-е место в списке самых богатых государств мира, полноправный субъект европейского и мирового сообщества, средоточие многих демократических традиций. Но до президентских и парламентских выборов в 2007 г. Франция подошла с рядом нерешенных экономических проблем. С одной стороны, плановая, централизованная, чрезмерно зарегулирована, с высокой степенью социальной защиты и чрезмерным государственным сектором экономика много лет обеспечивала французам приличный уровень материального благосостояния. С другой - Франция по величине ВВП на одного человека сместилась за последние 25 лет с 7-го места в мире на 17-том. Даже в сфере здравоохранения и социального обеспечения, которые являются приоритетными для каждого французского правительства, страна опустилась с 8-го места в мире на 16-том. Наиболее болезненными вопросами для французской экономики остается хронически высокая безработица (10 %, а среди молодежи и "цветных" - 20 %) и уровень государственной задолженности (66 % ВВП), что в пять раз больше, чем в 1980 г. Тяжелым бременем для французской экономики стал государственный аппарат, на который тратится 54 % ВВП. Только за последние 20 лет армия государственных служащих возросла на 20 % и достигла 5 млн человек.

На президентских выборах в апреле - мае 2007 г. победу одержал представитель правоконсервативних сил, министр внутренних дел 52-летний Николя Саркози, который обошел социалистку С. Руаяль. Правительство Франции возглавил Франсуа Фийон. Экономическая программа Н. Саркози направлена на помощь и защиту интересов состоятельных классов и усиления их социально-экономических позиций в ущерб нуждающимся слоям населения. Программа предусматривает уменьшение налогов на недвижимость и предоставления более налоговых льгот крупным предприятиям и высшим социальным слоям общества. Н. Саркози поставил цель увеличить налог на добавленную стоимость, увеличить 35-часовую рабочую неделю (заработная плата за внеурочную работу не будет облагаться налогом), уменьшить пособия по безработице и сократить социальные льготы, создать министерство иммиграции и тому подобное. С 2008 г. главной проблемой Саркози стало преодоление экономического кризиса.

Внешнеполитические приоритеты Франции формировались под влиянием событий на рубеже 80-90-х годов на международной арене, которые существенно изменили геополитическую ситуацию в Европе и всем мире. Главное внимание Франция уделяла ускорению процесса западноевропейской интеграции. В 1990 г. в г. Шенген (Люксембург) Франция вместе с другими участниками Общего рынка подписали соглашение о свободном перемещении лиц, товаров и услуг, которая вступила в силу в 1995 г. На совещании представителей глав государств и правительств 12 государств - членов Европейских сообществ в декабре 1991 г. в Маастрихте (Нидерланды), было принято 2 документа: Договор о Европейском Союзе и Заключительный акт о валютно-финансовый союз. В феврале 1992 г. состоялось подписание этих актов, что ознаменовало создание единого политического, экономического и валютного союза государств с населением 350 млн человек. Поскольку Маастрихтские соглашения ограничивали суверенитет Франции, они вызвали волну протестов и споров. В сентябре 1992 г. состоялся референдум, на котором 51 % французов, принявших в нем участие одобрили Маастрихтский трактат. После этого он был ратифицирован Национальным собранием и вступил в силу. В октябре 1997 г. Франция вместе с другими странами ЕС подписала Амстердамский договор, который расширил полномочия наднациональных руководящих органов ЕС.

Президент Ширак демонстрировал склонность обеспечивать внешнеполитический курс Франции "с собственным лицом". В сентябре 1995 г. Франция возобновила вопреки международным протестам испытания ядерного оружия (до января 1996 г. было проведено 8 ядерных взрывов). Франция стремится играть ведущую роль в европейских экономических и военно-политических структурах. С января 1996 г. она возобновила присутствие в Военном комитете НАТО. Одновременно ее руководство поставило перед Вашингтоном вопрос о замене командующего Южного крыла НАТО европейцем. Франция и США имеют различия практически из всех международных проблем: о роли обеих стран в НАТО, деятельности ООН, значение ОБСЕ, мирного процесса на Ближнем Востоке и тому подобное.

В январе 1991 г. войска Франции в составе военной коалиции под руководством США принимали участие в войне против Ирака, который оккупировал Кувейт. Летом 1999 г. Франция участвовала в операции НАТО против Югославии в Косово. Военная кампания США против Ирака началась в марте 2003 г., подверглась резкой критике со стороны Франции и Германии. Даже Н. Саркози, избранный президентом Франции в 2007 г., несмотря на большую привязанность к Соединенным Штатам, считает войну в Ираке американской ошибкой. В течение 1990-х - начале 2000-х годов Франция вместе с Германией активно поддерживали идею выработки общей политики Евросоюза в сфере обороны и безопасности, что повлекло беспокойство и неоднозначную реакцию США. Франция активно поддерживает расширение НАТО на восток.

После распада СССР и социалистического лагеря Франция активизировала свою политику в отношении стран Восточной Европы. 24 января 1992 г. Франция признала независимость Украины, в апреле были установлены дипломатические отношения между двумя странами, а вскоре подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Францией и Украиной (ратифицирован Национальной ассамблеей Франции лишь в феврале 1996 г.). В отношениях двух стран наблюдается устойчивая тенденция к росту уровня экономических отношений, активизации политико-дипломатического диалога.

В развитии отношений Франции с независимой Украиной можно выделить четыре последовательные этапы:

1992-1996 гг. - начальный этап французско-украинских отношений, установление дипломатических контактов и закладки договорно-правовых рамок сотрудничества;

1997-1999 гг. - активизация украинского вектора внешней политики Франции, преобразования евроинтеграционной тематики на основной политический объект двусторонних отношений; Франция активно способствовала налаживанию прочного сотрудничества и особого партнерства между Украиной и НАТО. Во время официального визита во Францию президента Украины Л. Кучмы в январе 1997 г. было создано Смешанную межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству. Этапным событием на пути развития украинско-французских отношений стал первый визит президента Франции. Ширака в Украину в сентябре 1998 г. Провозглашения Украиной курса на интеграцию в Ев-росоюзу способствовало интенсификации отношений с Францией. Франция активно способствовала разработке и принятию на саммите Евросоюза в Хельсинки в декабре 1999 г. совместной стратегии ЕС относительно Украины, в которой за французского содействие было внесено положение о признании европейских устремлений Украины и ее европейского выбора;

2000-2004 гг. - снижение динамики французско-украинских отношений, которое связано с противоречиями внутри - и внешнеполитической ситуации в Украине;

С 2005 г. начался качественно новый этап в отношениях Франции с Украиной, импульсом чему послужили события Оранжевой революции и избрания Президентом Украины. Ющенко.

Приход к власти во Франции в 2007 г. президента Н. Саркози обозначил существенное изменение в политике Франции в отношении государств Цент-рально-Восточной Европы и, в частности, относительно Украины. Стоит отметить большое увлечение нового французского лидера событиями Оранжевой революции во время его визита в Киев в роли министра в феврале 2005 г. Более того, в его программной предвыборной речи содержался тезис о возможности "объединения (Европейского) континента вплоть до Киева".

1 слайд

2 слайд

Франция в конце XIX - начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - характерные черты французской экономики.

3 слайд

В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды выросла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а германской металлургией. Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, находилась в упадке. Франция заняла второе место в мире (после Соединенных Штатов) по выпуску автомобилей, но французское машиностроение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков ввозилось из-за границы.

4 слайд

Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталеплавильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные дороги были монополизированы шестью железнодорожными компаниями.

5 слайд

В 1912 г. на одно предприятие во Франции в среднем приходилось в два с лишним раза меньше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому. Одним из факторов, тормозивших развитие французской промышленности, была бедность угольных ресурсов.

6 слайд

Но главная причина сравнительной отсталости французской индустрии заключалась во французской экономики, где важную роль в которой играл ростовщический капитал. Французские банки экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав. Появление слоя «рантье»

7 слайд

По размерам вывоза капитала Франция заняла второе место в мире после Англии. Франция владела огромной колониальной империей, уступавшей по размерам только английской.

8 слайд

Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для женщин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области социального обеспечения.

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни

12 слайд

В 1905 году парламент принял закон, который окончательно отделил церковь от государства. Коалиция радикалов и социалистов, продержавшаяся у кормила власти с 1899 по 1905 год называлась Республиканский блок. Это было время наивысшего расцвета экономики страны.

13 слайд

В 1906 году премьер-министром стал Жорж Клемансо, который выступил с широкой программой социальных реформ, включая введение 8-часового рабочего дня. Однако, после того как парламент отказался от всех его предложений, Клемансо расколол радикальную партию и впоследствии не раз удивлял французское общество жестоким подавлением выступлений рабочих и агрессивной внешней политикой.