Духовно - нравственное воспитание личности студентов колледжа. Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов медицинского вуза Духовно нравственное воспитание личности студентов

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» - международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

ББК 74.58 УДК 373.7 К678

Е. Н. Корнюшкина Иркутск, Россия

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ОГАОУ СПО «ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕХНИКУМА ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ»

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания личности студента в условиях реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов в сфере обслуживания. Автором представлены результаты социологического исследования, целью которого явилось выявление основных духовно-нравственных ценностей студентов- первокурсников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, развитие личности студентов, система базовых ценностей обучающихся, ценностные ориентации, профессиональные компетенции

E. N. Kornushkina Irkutsk, Russia

THE PROBLEMS OF STUDENTS" MORAL EDUCATION (FROM THE EXPERIENCE OF THE IRKUTSK REGIONAL TECHNICAL SCHOOL OF FOOD INDUSTRY)

The article touches upon the problems of student"s personality moral education in terms of the implementation of federal standards of vocational education in the process of training service specialists. The author presents the results of the social

© Корнюшкина Е.Н., 2014

survey, the purpose of which was to identify the first-year students" basic moral values.

Key words: moral education, development of students" personality, system of students" basic values, values, professional competence

Среди современных проблем воспитания молодёжи наиболее актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания. Нельзя забывать, что в период социально-политических изменений, имевших место в 90-е годы прошлого столетия, произошли события, негативно отразившиеся на формировании общественной нравственности молодёжи. Поскольку известно, что при смене ценностных ориентиров меняются жизненные приоритеты, происходит разрушение устоев старшего поколения, а также серьёзные изменения традиционных для страны моральных и нравственных норм.

Нравственные ценности имеют определяющее значение в содержании любой культуры, поскольку выступают в качестве объединяющего фактора, сплачивающего общество [Алексеев, 1984, с. 64].

Формирование системы ценностей теснейшим образом связано с воспитанием личности, с её социализацией. Решающую роль в этом процессе принято отводить семье и образовательному учреждению, но не менее важными представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009, с. 3].

Таким образом, перед педагогами поставлены чёткие цели и задачи,

но несмотря на это, наше общество находится в настоящее время в состоянии

глубокого духовно-нравственного кризиса, сопровождаемого крушением общественно-духовных и нравственных идеалов. И как следствие, система ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом изменена с позиции развития личности. Наблюдение за поведением молодёжи вызывает обоснованное беспокойство за будущее подрастающих поколений, страны в целом.

Система образования и воспитания является, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», одним из главных факторов экономического и социального роста общества, способствующая самоопределению и самореализации будущего гражданина.

Вопросы формирования у молодежи системы базовых ценностей и ценностных ориентаций стоят перед профессиональными образовательными организациями достаточно остро, поскольку главная цель системы профессионального образования - это всё же подготовка квалифицированных кадров для различных отраслей промышленности. Необходимо упомянуть и о том, что при реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования большое внимание уделяется воспитательному аспекту. Педагоги должны сформировать не только профессиональные компетенции, но и научить понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять устойчивый интерес, уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами и многое другое.

Государство поставило перед образовательными организациями задачу воспитания нравственной, деятельной личности. Особенно это актуально в период социально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в настоящее время в нашей стране.

Для реализации поставленной цели необходимо иметь чёткое представление о том, кого и чему мы учим, социализируем, формируем духовно-нравственные ценности.

Так кто же он, будущий профессионал своего дела, специалист среднего звена? В большинстве своём это подростки 15-16 лет, не всегда из полных и благополучных семей, не всегда имеющие мотивацию на обучение, среди которых есть и сироты, и опекаемые.

Психологи утверждают, что подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Именно в этом возрасте происходит переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. В этот переходный период студентам больше всего необходимо общение, у них понижается мотивация к обучению, и психологи утверждают, что это характерно именно для этого возраста.

Учитывая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания личности студента в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов для ресторанной индустрии, в 2013-2014 учебном году педагогами ОГАОУ СПО «Иркутский областной техникум индустрии питания» было проведено социологическое исследование по методике Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова с целью выявления основных духовно-нравственных ценностей студентов -первокурсников.

Использование данной методики позволило выявить отношение студентов к следующим нравственным ценностям:

Отечество;

Культура;

Человек как таковой;

Человек как Другой;

Человек как Иной;

Своё телесное «Я»;

Своё духовное «Я»;

Своё душевное «Я».

Результаты анкетирования представлены в диаграмме.

В результате проведённого исследования видно, что в целом ситуация достаточно благополучная.

Отношение к Семье только для 56% опрошенных подростков представляет определённую ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается ими как естественный.

Ценностное отношение к Отечеству у 67,4% подростков вызывает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако им кажется, что всё то, что происходит в стране и на его «малой родине», не имеет между собой ничего общего.

Земля как ценность - 60,4% подростков заботятся о животных, цветах, но главным образом о тех, кто принадлежит непосредственно им. Экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично.

Двоякое отношение подростков проявляется к Миру. 49% в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправдано. К проявлениям грубой силы они относятся со смешанным чувством неприятия и страха, а 44% уверены, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Студенты рассматривают войну как один из естественных способов разрешения конфликтов, что заставляет задуматься о многом.

При выявлении отношения подростков к Труду 67,4% опрошенных отметили, что их интересует только престижная работа. Если все окружающие заняты чем-то непрестижным (например уборкой территории во время субботника), то могут и поучаствовать «за компанию». Могут помочь в домашних делах, но их будет раздражать, что это занимает столько времени.

Достаточно интересные результаты по отношению подростков к Культуре: 53,4% признают объективную ценность культурных форм поведения, но не всегда руководствуются ими в повседневной жизни. Они находят оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть: встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому»). Ну а 25,5% опрошенных подростков культурные формы поведения рассматривают как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее их повседневную жизнь.

И, конечно же, нас очень интересовал вопрос отношения подростков к Знаниям (нельзя забывать, что средний балл по аттестату у поступивших на первый курс составил 3,7 балла). По итогам анкетирования были получены следующие результаты.

48,8% подростков могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного им термина или факта. В сознании обучающихся знания и будущая карьера связаны, но прикладывать усилия к получению знаний они не будут.

Из них 37,2% подростка никогда не спросят взрослого, если им что-то непонятно. Знания носят для них чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей). Только у 9,3% - устойчивое стремление к познанию нового, они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению. У 5% опрошенных потребность в получении знаний практически отсутствует. Они откровенно презирают тех, кто учится, считают их «ботаниками» -людьми, живущими неполноценной жизнью. Они уверены, что уровень и качество образования не окажут никакого влияния на их дальнейшую жизнь.

Что касается Здоровья, 62,7% подростков понимают важность здорового образа жизни, но субъективно ставят его не слишком высоко. Возможно, в глубине души подросток полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме

Наибольшую насторожённость вызывает отношение подростков к Человеку как Иному, то есть представителям иной национальности, иной веры, иной культуры. Практически 39,5% опрошенных на словах признают права других на культурные отличия, говорят о принципах равенства людей, но при этом испытывают личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), а 13,9% подростков сознательно отказываются признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Они не испытывают ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.

При рассмотрении отношения к своему духовному «Я» 41,8% опрошенных испытывают неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Они думают о себе как о человеке, который симпатичен для других, но иногда сомневаются в этом, а 44,1% подростков принимают себя такими, какие они есть лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. В обществе такие студенты предпочитают быть на вторых ролях.

Проведенное нами исследование позволило скоординировать работу педагогического коллектива по следующим направлениям:

Формирование устойчивой мотивации студентов к здоровому образу жизни;

Формирование устойчивой мотивации к знаниям (обучению);

Формирование толерантности у студентов (принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать).

Особое внимание мы уделили проблеме толерантности [Декларация принципов толерантности, 1995, с. 3 ]. Мышление подростка ещё впитывает в себя всё с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из неё, и задача педагога - правильно сформировать эти выводы, не навязывая свою точку зрения, а лишь аргументированно давая достоверную информацию. Поскольку именно сейчас формируется мировоззренческая картина подростка, и всё, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе [Карпухин, 2000, с. 126 ].

Выявленные в результате исследования проблемы позволили выработать траекторию воспитательной работы со студентами - первокурсниками. Совместно с преподавателями-предметниками была разработана программа адаптации и составлен план мероприятий на весь учебный год, в котором были запланированы беседы, деловые игры, интегрированные уроки, где преподаватели, используя различные способы, методы обучения, представляют информацию о культурах разных народов, традициях и особенностях русского гостеприимства. Особенно активно ведут работу в этом направлении преподаватели права, истории, литературы, ОБЖ, географии. Преподавателями специальных дисциплин разработан и преподаётся курс «Кухни народов мира», где также формируется уважение к традициям народов разных стран, особенностям их национальной культуры.

Результаты реализуемой Программы будут представлены в различных публикациях.

Библиографический список

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеев // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 6390.

2. Декларация принципов толерантности: утвержденная резолюцией 5.61 от 16 ноября 1995 г. // Толерантность: сайт. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 03.03.2014).

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

4. Карпухина О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О.И. Карпухина // Социол. исслед. 2000. № 3 С. 124128.

Духовно - нравственное воспитание личности в сфере профессионального образования

Автор : Пластун Наталья Анатольевна, преподаватель математики и информатики.
Место работы: Актюбинский кооперативный колледж.

Описание статьи: данная статья предназначена для педагогов профессионального образования. Элементы данной статьи могут быть использованы для выступления на педагогическом или методическом совете.
Цель : духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.

«Воспитание - это многогранный процесс
постоянного духовного обогащения и обновления –
и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»
В. А. Сухомлинский

В сегодняшней сложной социально-психологической обстановке возникает острейшая необходимость пересмотра педагогических позиций в вопросах воспитания. С одной стороны, воспитание личности есть постоянный необходимый элемент деятельности общества и фактор социального развития, а с другой – в условиях социального кризиса воспитание лишено социальных опор и достойного содержания. Воспитателем духовно-творческого человека в Казахстане сегодня призвана стать профессиональная школа.
Вспомним, что воспитание в широком смысле слова есть совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком смысле слова – это специальная воспитательная деятельность, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания. Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего педагогического коллектива должно стать создание оптимально благоприятной воспитывающей среды.
Воспитывающая среда в отличие от формирующей – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Учебным профессиональным заведением должна осуществляться специальная работа по конструированию и развитию воспитывающей среды. Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т.д.). Поэтому управление воспитывающей средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы, разработать структуру управления воспитательным процессом, осуществлять мониторинг результатов воспитательной деятельности, обеспечить научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.
Главное в воспитании – создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности». Очевидно, что это общая цель, которую ставит на современном этапе государство, общество перед отечественным образованием.
Особое место в разработке концептуальных основ воспитательной системы принадлежит определению основных направлений развития воспитания. Принципы государственной политики в области образования дают возможность образовательному учреждению моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе воспитанников, национальным и региональным культурным традициям. Практикой воспитательной деятельности в колледже определены следующие направления воспитательной деятельности:
1. Патриотическое – задачей профессиональной школы становится формирование у студентов чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор. Творческие, самостоятельные работы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиадные работы, диспуты, конференции, исторические вечера – эти и другие активные формы классных и внеурочных занятий становятся средством воспитания, пролагая путь к сердцу и душе студента.
2. Гражданско-правовое – степень усвоения важнейших понятий и законов, которые имеют определяющее значение для понимания сущности процессов, происходящих в природе, обществе, в развитии человека; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу; готовность применить свои взгляды и убеждения в реальной практике, отстоять их в случае необходимости.
3. Нравственно-эстетическое. Человек юношеского возраста живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств, поведения. А потому остаются и задачи нравственного воспитания:
- осознание требований и норм морали, выработка нравственных убеждений, формирование мировоззрения;
- развитие уважения к старшим, дружбы со сверстниками, заботы и внимания к детям и пожилым людям;
- выработка умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к делу, работе, дисциплинированности;
- формирование таких черт характера, как принципиальность, честность, культуры поведения и др.
4. Валеологическое – приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации и воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, какие социальные факторы могут влиять на здоровье.
5. Работа по адаптации студентов к требованиям, условиям образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.
6. Социальная защита. Студенты, как наиболее чувствительная к переменам группа населения, чутко реагирует на изменения в жизни общества. Резкое ухудшение социально-экономического положения в стране не создает достаточных гарантий для осуществления молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное, физическое развитие. Особое положение занимают студенты из малообеспеченных и других социально-незащищенных категорий, число которых ежегодно растет. Вследствие этого повышаются темпы социального расслоения в студенческой среде. Опыт показывает, что в решении социальных студенческих проблем отсутствует комплексный подход. Доминирующий ситуативный подход, проявляющийся в принятии частных решений, не связанных единой социально-экономической программой, не дает должного эффекта. На сегодняшний день существует потребность в комплексном подходе к решению социальных проблем студентов, в поиске новых методов работы со студенческими проблемами.
7. Работа с родительским коллективом. Роль семьи в формировании личности является определяющей. Семья физически развивает ребенка, обеспечивает первичную специализацию, помогает стать компетентным человеком, нравственно развивает. В условиях демократизации образования семья выступает как социальный заказчик, как источник целеполагания в программах развития образования в целом и деятельности конкретного педагога. Поэтому необходимо осуществлять педагогическое, психологическое, социальное обследование семьи для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями в воспитательном процессе.
8. Профессиональное самоопределение. Профессиональное воспитание своим содержанием должно наполнить все компоненты учебно-воспитательного процесса. Профессиональное воспитание предполагает адаптацию социальных и психологических свойств личности, применительно к тем требованиям, которые предъявляет к ней профессиональный труд. Мы исходим из признания специфики профессионального воспитания: его содержание, а значит, и педагогические средства определяются на методическом уровне содержанием, спецификой конкретной профессии. Сколько профессий – столько и содержательных видов профессионального воспитания. Поэтому каждая цикловая комиссия должна разработать модель выпускника-специалиста, включающую в себя набор личностных, профессиональных, деловых качеств.
Воспитание студенческой молодежи – сложный процесс, он не дает сиюминутных результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы. В свою очередь, хорошо отлажена система управления воспитательным процессом, центром которой является студент академической группы, создает благоприятные предпосылки для осуществления работы по развитию личностных качеств студентов в соответствии с поставленными целями и задачами.
Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект к созданию личности.

1

1 Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

В статье представлен анализ проблем современной студенческой молодежи России. Исследование, проведенное на базе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, (анкетирование 230 студентов 1-2 курсов) показало, что наиболее важными, по мнению студентов, являются социально – психологические проблемы: игромания, уход в виртуальный мир (69 % опрошенных), наркомания (67 % респондентов), алкоголизм (64,5 %), насилие (в разных формах) (61 %), одиночество (53 %), проблемы в общении со сверстниками, отсутствие самореализации (47 %), проблемы адаптации к новым условиям (44 %), пассивность, асоциальный или неорганизованный досуг (38 %), незапланированная беременность (24 %), суицид (12 %). Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. Преподаватели высшей школы начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студентов апробируется на базе созданного в марте 2010 года клуба православных студентов «Паломник», решающий задачи формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности, формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных ценностей, формирование навыков самопрезентации, организации общественно и личностно значимых дел.

проблемы личности

саморазвитие

самовоспитание

духовность

нравственность

православие

высшая школа

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 301 с.

2. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.

3. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: дис. ... канд. психол. наук. 19.00.2001. - СПб., 1995. - 148 с., ил.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М. : Педагогика, 1983. - 391 с.

5. Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С. Цели современного воспитания: личностно-ориентированное коллективное творческое дело. - Ульяновск: Изд-во ИПК ПРО, 1996. - 90 с.

6. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. - М. : МПСИ, 2006. - 424 с.

7. Смысл человеческого бытия / под ред. Ф.В. Цанн-Кай-Си. - Владимир: ВГПУ, 2002. - 276 с.

8. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избранные труды. Т. 1-2. - М. : МПСИ, 2005. - Т. 1. - 568 с.

9. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 40-47.

Введение

С начала XXI века российское образование, как один из социокультурных, педагогических и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения.

Поиск новой образовательной парадигмы идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с ориентацией на интеллектуальные и материальные ценности - без должной заботы о духовности. Наряду с открывшимися новыми возможностями (такими как свобода совести, открытость общества, вариативность выбора жизненного пути, широкое информационное поле СМИ и сети Интернет и др.) в России стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления». Новые политические и социально-экономические реформы в России, начавшиеся в 1990-х годах, обусловили крах советских идеалов, норм и взглядов на мир когда-то огромной страны, оставив целый народ без ориентиров и веры в светлое будущее.

Целью нашего исследования, проведенного на базе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, необходимых для духовно-нравственного воспитания личности в системе высшего образования. Методическую основу исследования составили: анализ педагогической, психологической, философской, культурологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; диагностические методы: анкетирование, беседы; обсервационные методы: прямое, косвенное, включенное наблюдение; интерпретационные методы: ретроспективный анализ собственного опыта педагогической деятельности; математические методы анализа данных.

Вопросы, связанные с проблемой духовно-нравственного развития молодого поколения, традиционно находились в центре философской научной рефлексии. Так, философы Античности (Аристотель, Платон, Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.), Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский), Просвещения (Ф. Вольтер, Ж. Руссо и др.), Нового времени (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Ницше, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг, И. Фихте и др.) решали вопрос о роли и месте человека в соответствии с мировоззренческими установками современной им исторической эпохи.

С конца ХIХ века эта проблема стала одним из самых востребованных теоретических конструктов. Вопрос о способах связи элементов в системе «человек - мир» не утратил своей актуальности и на текущем этапе культурно-исторического процесса.

В научной литературе советского периода освещались и психологический (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Н.В. Шевандрин), и социально-психологический (И.С. Кон, А.И. Ковалева, Д.А. Леонтьев) аспекты формирования духовно-нравственных установок личности.

В отечественной педагогической теории наших дней разрабатываются системы диспозиций личности, связанные с такими понятиями, как смысловая установка, система личностных ценностей, нравственное развитие (Ю.В. Александрова, Е.Е. Вахромов, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.В. Столин и др.).

Ученый Е.Ю. Ястребова отмечает, что в деятельности каждой личности имеют место системообразующие факторы (цель, ценности, средства, потребность, интерес, мотив, предмет деятельности), организационные механизмы (методы, организационные и моральные принципы, механизмы мотивации), организационные формы (регламенты, правила, программы, планы). У каждой личности свое представление о том, какой она хочет быть и почему. Выбор последовательных действий и направление движения зависят от нее самой .

По мнению психолога А.Н. Леонтьева, сущность смысла жизни проецируется в отношении мотива деятельности к непосредственной цели ее. При этом ведущую смысложизненную нагрузку в системе «мотив - цель» несет мотив . Ценностный подход позволяет увидеть личность таковой, какова она есть сейчас, какой могла бы быть и будет. Он предполагает отношение к личности как к субъекту - К.А. Абульханова-Славская, С.Д. Поляков, В.Д. Сайко, Т.Ф. Яркина и др. .

Вместе с тем мы отмечаем, что современная педагогика располагает небольшим арсеналом научных исследований по проблеме данного феномена. С.Л. Беличева, Л.Г. Десфонтейнес, Д.И. Фельдштейн и др. - авторы работ, ориентированных на направленность, потребности и ценностные ориентации личности .

Проведенное нами исследование (анкетирование 230 студентов 1-2 курсов) показало, что молодые люди, получившие образование в школе, не обладают положительным мировоззрением (68% опрошенных). Они часто не понимают, что представляют собою, каково их подлинное назначение в мире, есть ли для них что-то выше материального благополучия и каковы подлинно человеческие ценности (57% респондентов). Все чаще в молодежной среде проявляются явления деструктивного характера, стремительно растет количество суицидов.

Проблемы студенческой молодежи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом. Эти проблемы, с одной стороны, взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны, они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи государственной политикой. Рассмотрим ряд специфических проблем, относящихся к молодежной среде.

Социально-психологические проблемы - это проблемы, возникающие при взаимодействии индивида с социумом. От умения человека контактировать, взаимодействовать, сотрудничать с людьми и находить свое место в обществе зависит его психологическое состояние.

Наше исследование выявило наиболее важные, по мнению студентов, социально-психологические проблемы (по данным проведенного опроса студентов 1-2 курсов): игромания, уход в виртуальный мир (69% опрошенных), наркомания (67% респондентов), алкоголизм (64,5%), насилие (в разных формах) (61%), одиночество (53%), проблемы в общении со сверстниками, отсутствие самореализации (47%), проблемы адаптации к новым условиям (44%), пассивность, асоциальный или неорганизованный досуг (38%), незапланированная беременность (24%), суицид (12%).

Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. В силу чего у молодежи несколько размыты такие понятия, как «нравственно» или «безнравственно».

Наработанная в отечественной педагогике и психологии практика формирования у субъекта позитивной цели оправдала себя на протяжении предыдущих десятилетий. Однако на сегодняшний день у ряда студентов 1 и 2 курсов обучения мы отмечаем явление «экзистенциального вакуума» (42% опрошенных). Суть этого явления заключается в том, что человек находится в состоянии некоей пустоты, скуки, не знает, чем себя занять (своего рода «эффект выходного дня»). Так у студентов постепенно теряется смысл существования и опора в жизни. Следовательно, многие из молодежных проблем (наркомания, алкоголизм, преступность) целесообразно начинать рассматривать с причин возникновения «внутренней пустоты».

В этом состоянии каждый молодой человек подвергается огромной психологической нагрузке, требующей адекватной реакции на реальность и сортировки получаемых знаний об окружающем мире. Сознание подростков и молодежи, как губка, впитывает идеалы и веяния массовой культуры, зачастую не определяя ее моральных границ. Усвоенные таким образом нормы становятся основой будущей личности и влияют на ее мировоззрение и жизненную позицию. Поэтому очень важно дать молодым людям, получающим высшее профессиональное образование, верные, проверенные временем и поколениями принципы, способствующие нравственному развитию.

Веками носительницей духовных ценностей русского народа была и остается православная церковь. Принадлежность к православию для большинства представителей российской молодежи является всего лишь национальной идентичностью. Число же реально воцерковленных крайне мало, что обусловлено современной культурой потребления. Интерес к церковному укладу и духовной жизни можно возродить миссионерской работой в студенческой среде нового поколения. Помощь в приобщении молодых людей к родной религии способны оказать группы православной молодежи, организованные на базе высших учебных заведений.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся в последние десятилетия имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь и любовь к Родине, привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди молодежи, бродяжничеству, токсикомании и наркомании, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только в семьях группы риска, но и у вполне «благополучной» категории семей, тех, где родители заняты карьерой и не имеют ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию собственных детей.

Преподаватели высшей школы начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. В этом ряду одной из инновационных технологий является технология духовно-нравственного воспитания личности студентов в структуре высшего профессионального образования с интегрированными в неё вопросами различного содержания, форм, средств и методов в сложном процессе духовно-нравственного развития личности.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студентов апробируется на базе созданного в марте 2010 года клуба православных студентов «Паломник» в Муромском институте (филиале) Владимирского государственного университета.

Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющие воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на воспитывающую среду с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых целей. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, мы стимулируем интерес и потребность личность в сопричастности, возникает потребность в познании, самоанализе, признании. Проектируются приемлемые ценностные ориентиры формирования себя как специалиста, происходит выбор вектора духовного, нравственного и интеллектуального развития. Таким образом, активизируется деятельность студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию через механизмы воздействия на него как субъекта системы воспитания вуза и воспитывающую среду института.

Духовно-нравственное воспитание студентов является приоритетным направлением в воспитательной работе института. Оно направлено на повышение статуса духовности и нравственности во всей системе учебно-воспитательной деятельности вуза и имеет целью формирование духовности как фундаментального качества личности, определяющего её позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру.

Основными направлениями духовно-нравственного воспитания мы считаем: формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности, формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей, формирование качеств социально-активной личности, имеющей навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.

Управление моделью включает в себя координацию действий различных структур института: руководства вуза, воспитательного и учебного отдела, деканатов, профсоюзной организации работников и студентов, совета студентов и аспирантов института. А также создание на базе института научно-методического центра по духовно-нравственному воспитанию и региональной группы по экспертизе программ духовно-нравственного содержания.

При институте функционирует первый в области университетский храм, чин освящения которого совершил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий 18 августа 2004 г. Важной составляющей в развитии объединения является участие профессиональных педагогов в организации обучающего процесса и создании благоприятной психологической среды. Работа «Паломника» ведется в тесном взаимодействии с духовенством Спасо-Преображенского мужского монастыря, подворьем которого является университетский храм. Активисты общества принимают участие в крестных ходах и других важных событиях православной жизни города. Деятельность православного объединения постоянно освещается в университетской газете, в которой также существует отдельная колонка для публикаций на тему современного православного служения и проблем религиозности. Для участников клуба православной молодежи работает музыкальная студия, в которой студенты получают возможность творческого развития и приобретают навыки игры на музыкальных инструментах.

В 2011 году руководитель клуба, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета института Климова Ю.Н. и аспирант Малакаев К.Н выиграли грант фонда преп. Серафима Саровского «Православная инициатива», что позволило провести ряд конференций, круглых столов и обучающих семинаров для учителей общеобразовательных школ округа Муром по вопросу духовно-нравственного развития школьников.

Рецензенты

  • Андрианов Дмитрий Евгеньевич, доктор технических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Муромского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром.
  • Жизняков Аркадий Львович, доктор технических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Муромского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром.

Библиографическая ссылка

Фомина О.Е. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6973 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2011 Н. Н. Шатохина

канд. пед. наук, доцент каф. МПТ e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В данной статье рассматриваются разнообразные методологические возможности осуществления духовно-нравственного воспитания. Представлены сущностные признаки нравственности как явления, условия и принципы положительного осуществления духовнонравственного воспитания человека с позиции философско-христианского и воспитательнопедагогического оснований.

Ключевые слова: дух, духовный, нравственность, сущностный, духовность, вера,

В современном обществе о духовно-нравственном воспитании говорят много. Проблема духовности рассматривается в истории, культурологи, философии, психологии, святоотеческой литературе. В настоящее время вопрос о духовной основе образования является одним из ведущих в работах ученых, мыслителей, педагогов (Е. П. Белозерцев, З. В. Видякова, М. В. Захарченко, А. А. Корольков, А. Ф. Киселев, В. М. Кларин, В. М. Меньшиков, С. И. Маслов, Н. Д. Никандров, Т. И. Петракова, В. И. Слободчиков, Т. В. Склярова, игумен Георгий (Шестун), Н. Л. Шеховская и др.), которые единогласно свидетельствуют о необходимости возрождения отечественной духовно-нравственной культуры.

Обращаясь к толковым словарям, можно обнаружить расхождение в определениях духовности и нравственности. В словаре В. Даля: «... все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [Даль 2001]. Определение С.И. Ожегова: «относящийся к умственной деятельности, к области духа» [Ожегов 1986: 157].

Духовность является сущностной характеристикой личности человека. Однако духовная способность заложена в человеке лишь потенциально. Для того чтобы духовность потенциальная стала реальной духовностью, необходимо постоянное духовное развитие человека, предрасполагающее живое взаимодействие человека с Богом. «Человек соделывается духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства» [Святитель Игнатий (Брянчанинов) 2001: 385].

Эту идею высказывают Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и другие выдающиеся деятели в области воспитания. И. А. Ильин выявляет один из способов воспитания духовности, основанный на формировании способности увидеть в своей душе «лучшее» и «худшее» обращаясь к разуму. Он вводит категориальные понятия: «дух», «духовная ответственность», «духовное достоинство», «духовный характер», «духовный опыт», «духовная воля», «свобода воли». Методологической основой анализа и определения выделенных категорий у него являются идеи христианской антропологии. При этом «духовное достоинство» определяется как чувство предназначения своего бытия для совершенствования себя и мира, «духовная ответственность» - как ощущение творческой основы в выборе жизненного пути, осознание собственного несовершенства как потребность в самосовершенствовании. Воспитание «духовного характера» он рассматривает через творчество и жизненный опыт человека. «Духовный характер»

направляет человека в его практическом опыте при выборе ценностных ориентаций в трудовой деятельности, в отношениях с другими людьми, в определении своей позиции в той или иной жизненной ситуации, в стремлении к самосовершенствованию. По мнению И. А. Ильина, «духовная воля» есть «свободная воля». Свобода проявляется в самостоятельном определении человека в своих решениях и поступках, в способности действовать согласно своему призванию и ответственности независимо от обстоятельств [Ильин 1993].

Святитель Феофан Затворник отмечает, что по естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчиняться и духом проникать все душевное и телесное [Святитель Феофан Затворник 1996].

Таким образом, можно сказать, что духовность - это приобщение человека к божественному, высшему и обретение на основе этого высших знаний.

Важным проявлением духовности является нравственность. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. То есть человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным человеческим ценностям. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, доброта, красота [Медушевский 2001].

В учениях классических философов Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа, Г. Гегеля, И. Канта, Ф. Шеллинга и других представлены основы нравственного бытия. Это ведение добра и истинное размышление о выборе правильной цели и праведного действия, добродетельность как состояние души человека. Сократ, Платон отмечали, что путь к истине есть самопознание человека в процессе нравственного преображения [Зеленский, Черникова 2010].

Г. Гегель определяет механизм воспитания нравственности на основе преобразования природной сущности в духовную. Автор отмечает, что через жизнь в любви, доверии и послушании происходит становление учащихся в самостоятельных свободных личностей [Г егель 2000].

С позиций В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, митр. Амфилофия (Радовича), И. А. Ильина и других, нравственное воспитание есть предоставление свободы для выбора пути духовного совершенствования в рамках определенной традиции. Ключевая идея В. С. Соловьева состоит в понимании явления нравственности как взаимодействия между личностью и окружающей средой. Это позволяет педагогам осуществлять выбор сфер, содержания и средств нравственного воспитания [Соловьев 1999].

Учения святых отцов непосредственно связаны с особым нравственным бытием -нравственным преображением человека, с восхождением к святости (прп. Максим Исповедник, свт. Григорий Палама, прп. Марк Подвижник, прп. Макарий Египетский, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Иоанн Лествичник и др.).

Так, архимандрит Платон (Игумнов), основываясь на учении святых отцов о жизни человека, указывает, что норма, ценность и благо соответствуют трем аспектам ориентации личности: природная, социально-культурная, религиозная. В связи с этим он указывает на то, что нравственное воспитание основывается на решении трех задач: сохранение природных дарований (чистота, целомудрие); преодоление инертного природного начала (склонность к духовному застою и падению); приобретение нравственных добродетелей [Арх. Платон (Игумнов) 1994].

Идеи христианских философов нашли отражение и в работах ученых-педагогов В. В. Зеньковского, А. В. Маклецова, А. В. Ельчанинова, Н. Е. Пестова, А. С. Арсеньева, Б. С. Братуся, Ф. С. Василюка, Т. А. Флоренского и других. По мнению авторов, основаниями нравственного бытия являются следующие компоненты: ведение истины, добродетельность, сострадание, долженствование, добрая воля.

Таким образом, нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Быть нравственным - это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и окружающем мире.

Духовность и нравственность являются важнейшими и базисными характеристиками личности. В сочетании они составляют основу личности, где духовность есть направление ее развития (саморазвития). На наш взгляд, наиболее глубокий смысл проблемы духовности отражен в христианской антропологии Григория Нисского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского и в идеях основоположника педагогической антропологии К. Д. Ушинского, ученых Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, Г. И. Челпанова и других, где сущностными характеристиками личности является духовность и нравственность.

Святитель Игнатий Брянчанинов рассматривает духовно-нравственное воспитание человека в контексте понимания природы человека, его духовного развития. Исходя из природы человека и цели его воспитания, он обосновывает принципы духовно-нравственного воспитания: духовно-антропологический принцип, приоритет духовного воспитания над обучением, личностный подход, послушание (как принцип ученичества и дисциплины духа), системность (целостность, последовательность), меры и правила. Эти принципы тесно взаимосвязаны между собой, так как обусловлены естественной природой человека и полностью соответствует ее потребностям.

Целью духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное совершенствование человека: воспитание сердца, «возвышение сердца» как центра духовной жизни, научение сердца любви. Любовь, с одной стороны, это задача духовного воспитания человека, а с другой - это дар Святого Духа, соединяющий человека с Богом. Человек должен приготовиться к принятию этого дара. Человек готовит почву души и очищает её, соделывая её достойным сосудом для восприятия Духа Святого. Божественная благодать без участия самого человека и его свободной воли не может силой Своей освящать человека. А человек без содействия благодати не может обрести Духа. Именно в этом предуготовлении человека к восприятию благодати раскрывается моральное начало свободы в нем.

Следовательно, с воспитанием сердца связан нравственный выбор личности, формирование мотивов к той или иной деятельности. Это воздействие носит комплексный характер, оно опирается на определенную систему ценностей и личностных смыслов, раскрытие творческих способностей учащихся.

Обращаясь к телесной составляющей человеческой природы, святитель писал, что тело есть инструмент, орудие души, без которого душа сама по себе в этом мире ничего сделать не может, телесность позволяет осуществиться творческим личностным возможностям человека. Он говорит, что тело является не только пространственной границей личности, но с телесностью связаны творческие способности человека. [Святитель Игнатий Брянчанинов 2001].

Подлинным содержанием духовно-нравственного воспитания является вера. Вера - это система духовно-нравственных ценностей, подлежащих усвоению в процессе воспитания. Можно выделить два вида веры: веру теоретическую и веру практическую. Вера теоретическая доставляет человеку ясное знание о высших истинах. Посредством практической веры человек получает деятельное познание высших истин. Теоретическая и практическая веры тесно взаимосвязаны между собой. В совокупности они ведут человека к живой вере - таинственному духовному познанию Бога и законов духовно-нравственной жизни. Господь сказал: «Верующий в меня будет иметь жизнь вечную» [Святитель Игнатий (Брянчанинов) 2005: 163].

Размышляя над проблемами современного образования, ученый А. Ф. Киселев замечает, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека внешнего, а не внутреннего. Поэтому необходимо не только передавать студентам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, нравственные качества [Киселев 2008].

По мнению отца Иоанна Кронштадтского, прежде всего надо научить воспитанника самой сложной и самой нужной для каждого человека науке -самопознанию, воспитывая в нем стремление к осуществлению подлинно духовной жизни [Святой праведный Иоанн Кронштадтский 2006].

О том же пишет И. А. Ильин: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять... Формальная “образованность” вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь» [Ильин 1993: 177-178].

Надо признать, что сегодня многие люди, имея многостороннее образование, очень часто своего внутреннего мира не знают.

Игумен Георгий (Шестун) пишет о том, чтобы вернуться к воспитанию личности, укорененной в традиции, необходимо положить духовно-нравственную культуру православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Эта основа нацеливает воспитание на создание условий, способствующих восприятию идеалов и ценностей, рождению в человеке духовной жизни [Игумен Г еоргий (Шестун) 2007].

Учительство святыми отцами возводится в высокий ранг великого служения. Поэтому совершенно особую роль отводится нравственным качествам и духовным свойствам учителя, заповеданным Евангелием. Сущность учения предстает как таинство, в котором происходит двустороннее воспитательное воздействие. С одной стороны, воспитывает личность учителя, а с другой - невидимое преображающее действие Бога, то есть происходит то, что называется «синергией». Труд учителя осмысливается как служение Самому Богу. Педагог, содействуя исполнению божественного замысла о человеке, приближает человека к его предвечному предназначению [Пустошин 1999].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В рамках традиционной педагогики необходимо осуществлять целенаправленное развитие у студентов проявлений духовности, а точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовнонравственное его совершенствование.

На основании проведенного анализа можно сформулировать ряд общих и наиболее значимых, по нашему мнению, выводов относительно проблемы духовнонравственного воспитания студентов.

1. Духовно-нравственное воспитание является существенной необходимостью для человека и должно рассматриваться в контексте понимания его природы. Оно направлено на выявление и развитие высшего достоинства человека - его духовной

природы. Главными принципами духовно-нравственного воспитания признается духовно-антропологический принцип, приоритет духовного воспитания над обучением.

2. Обращение к опыту православной педагогики в период возрождения России особенно актуально. Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

3. На основе православных традиций формируется ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром (эстетическое развитие, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие). Целью духовно-нравственного воспитания является воспитание сердца, «возвышение сердца» как центра духовной жизни.

4. Духовно-нравственное воспитание возможно только в живой деятельной вере. Поэтому содержание духовно-нравственного воспитания составляют вера, а его средства - таинства Православной церкви, Евангелие, евангельские заповеди, молитва, сочинения святых отцов. Человек должен стремиться к получению Благодати, направляя к тому свою волю. В этом проявляется свобода выбора человека, то есть искусство жить, проявляющееся в стремлении к святости, к реализации в творчестве.

5. Духовно-нравственное воспитание молодежи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением всех заинтересованных структур, в частности высших учебных заведений.

6. Определяющее значение для успешного воспитания студентов имеет личность педагога. Успех в области духовно-нравственного воспитания студентов зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью. Особая роль отводится нравственным качествам и духовным свойствам учителя.

7. Духовно-нравственное начало в человеке нуждается в постоянном развитии, что осуществляется в процессе воспитания. Результаты духовно-нравственного воспитания выражаются в системе духовно-нравственных добродетелей, которые внутренне присущи каждому человеку, вступившему на путь духовного развития. Это такие добродетели или качества: любовь, смирение, кротость, послушание, терпение, милосердие и т.д.

Библиографический список

Гегель, Г. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 с.

Георгий (Шестун), игумен. Идеология и традиция // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. Духовно-нравственная культура как фактор безопасности Российского государства: материалы Покровских чтений 20062007 гг. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 736 с.

Зеленский К. В., Черникова Т. В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: учеб.-метод. пособие / под ред.

В. И. Слободчикова; послеслов. В. И. Слободчикова. М.: Планета, 2010. 280 с.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. соч. Т. 2. М., 2001.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о спасении и о христианском совершении // Там же. С. 385

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Пишу к вам прямо из сердца: сборник писем / сост. Е. А. Смирновой. М., 2005. 544 с.

Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1.

Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т.

Т. 2. Кн. 2. М.: Русская книга, 1993. 480 с.

Киселев А. Ф. Выбор // Педагогика. 2008. № 9. С. 20-24.

Медушевский В. В. Святая традиция Руси // Христианство и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000». Самара, 2001.

Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН

СССР Н. Ю. Шведовой. 18 изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.

Платон (Игуменов), арх. Православное нравственное богословие. М.: СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.

Пустошкин В. Педагогическая деятельность отца Иоанна Кронштадтского // Школа православного воспитания: сборник / сост. А. Н. Стрижев. М.: Паломник, 1999.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. IV. 1862 / подгот. к изд. Т. И. Орнатская, монахиня Серафима (Иванова), Э. С. Смирнова, Л. Г. Коротенко, Л. Е. Зайцева, М. Е. Шкатов, А. Г. Дунаев, П. А. Бобров, Ю. В. Балакшина; рец. игумен Петр (Пиголь). М.: Отчий дом, 2006. 672 с.

Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999. 912 с. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? М.: Православная вера, 1996. 415 с.

Новые социально-политические и экономические отношения, развивающиеся в нашем обществе, актуализируют проблему воспитания личности современного человека. В центре этой проблемы духовно-нравственное воспитание, которое невозможно без освоения знаний о человеке, об особенностях поведения и становления личности, нравственных ценностях.

Ценность с позиции нравственного воспитания молодежи можно определить как субъективную или объективную характеристику пиродного и бщественного явления, поведения и деятельности, которые конкретный человек выбирает, так как считает полезными прежде всего для себя. Придерживаясь той или иной ценности, то есть положительно к ней относясь, человек стремится к ее реализации.

Нравственные ценности оказывают болльшое влияние на изменение сознания и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте чаще всго с помощью методов убеждения: жизненного или литературного примера, беседы, поощрения и т.д.

В студенческом возрасте успех положительного влияния ценности на нравственное развитие личности не всегда зависит от личных предпочтений. Преподаватель-мастер может успешно изменить неправильно сформированное убеждение, доказав важность ценности, как категории нравственного воспитания, не только для себя, но и для других людей, используя те же методы убеждения, приводя необходимые практико-ориентированные доводы, опираясь на моральные принципы, что безусловно помогает их дифференциации.

Чтобы ценности дифференцировать, нужно решить вопрос: субъективны или объективны ценностные суждения, эмоциональны они или рациональны. Многие научные понятия в педагогической науке отражают ценностные ориентации, включая духовно-нравственные ценности.

Так например, цель и идеал воспитания с точки зрения научной объективности вызывает сомнения в их совпадении, так как цель реалистична, объективна, а идеал субъективен и идеалистичен. Средства достижения цели и реализации идеала также во многом отличаются. Вместе с тем при достижении цели и идеала духовно-нравственные ценности взаимодействуют и не могут быть полностью изолированы друг от друга.

Нравственное воспитание как основа ценностных ориентаций оперирует понятиями терпимость и толерантность, рациональность и свобода мысли, сотрудничество, порядочность и верность истине, долг, честь и совесть.

К наивысшим нравственным ценностям можно отнести и чувство коллективизма. Ценности становятся общечеловеческими, если основываются на доброте и любви к ближнему, если эти качества становятся потребостью для каждого человека. Люди стремятся реализовывать свои ценности по-разному.

Например, психолог Эбрахам Маслоу предложил упорядочить ценности в иерархию человеческих потребностей. Он выделил пять уровней потребностей: .1) выживание (физиологические потребности): пища, кров, здоровье: 2) защищенность (потребности безопасности): защита от опасности и угрозы; 3) общность (социальные потребности): дружба, любовь; 4) самооценка (потребности эго): самоуважение, признание, статус; 5) самоактуализация (потребности в самоосуществлении): творчество, реализация потенциала личности. (Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.,1999г.)

По А.Маслоу эти уровни потребностей иерархические: человек, удовлетворив более низкие потребности, сможет уделять внимание более высоким. По его мнению, если выживанию и безопасности людей что-то угрожает, они полностью поглощены заботой об удовлетворении этих потребностей. Низшие уровни имеют фундаментальное значение, поэтому человек стремится их удовлетворять, осознавая, что они создают мотивацию для возникновения интереса к более высоким уровням потребностей. Как только та или иная потребность удовлетворена, ее роль в мотивации снижается. Однако часто на поведение человека оказывает влияние самый низкий уровень неудовлетворенной потребности.

Вполне очевидно, что иерархия потребностей, выдвинутая А.Маслоу, имеет отношение к формированию ценностей в жизни каждого человека. Так, например, по вполне понятным причинам, люди отдают приоритет потребностям выживания. Однако это не отрицает у них потребности более высокого уровня. Голод и телесные страдания отшельника не мешает ему молиться и просить Бога о здоровье и благополучии других людей и желать мира всему человечеству. Многие талантливые художники были очень бедны, но это не помешало им оставить миру свои талантливые произведения.

Следовательно, у человека, имеющего цель, к которой он стремится, сильна мотивация, и трудности быта только закаляют его волю к победе над самим собой. В связи с этим, можно предполагать, что здесь действуют нравственные принципы, сформированные под влиянием биологических

(наследственность) и социальных (среда и воспитание) факторов, которые и оказывают влияние на нравственное поведение.

Учитывая, что в основе любого мотива, позволяющего выбирать ту или иную ценность, лежит либо генетическая программа, либо психофизиологические процессы, либо окружающая человека социальная среда и воспитание в отдельности, но чаще всего – это порождение всех факторов в комплексе. Поэтому можно экстраполировать данное общее утверждение на мотив выбора молодым человеком цели деятельности. Данное утверждение особенно ясно дает представить всю стратегическую линию: от мотива выбора профессиональной деятельности, к интересу к ней, от него - к потребности овладеть ею и, далее, к глубокому чувству любви как высшей ценности.

Система ценностей, сформированная обществом, является основой воспитания личности. Основными компонентами этой системы являются материальные и духовные ценности. Отношение к ним, а точнее формирование ценностных ориентаций личности, достаточно избирательно. Эта избирательность является результатом воспитания.

Мотивы поведения и деятельность профессионала, как носителя и хранителя духовных ценностей, также формируются под воздействием воспитания, полученного в семье, социальных институтах воспитания, в учебных заведениях различного уровня. Специалист ориентируется на те или иные ценности в зависимости от уровня воспитанности и духовно-нравственной зрелости, уровня культуры и нравственно-этических качеств личности.

В связи с этим, можно утверждать, что важнейшим компонентом педагогического мастерства являются культура и педагогическая этика специалиста, что тесно связано с педагогическим тактом.

Немецкий мыслитель, видный деятель немецкого просвещения Г.-В. Ф.Гегель заметил, что "педагогика - есть искусство делать людей нравственными; она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую духовную природу, так что духовное становится в нем привычкой" (Гегель. Собр. соч. в 14т.- Т.7. - С. 187).

Педагогическая этика и культура - это важнейшее направление в науке о морали. Следует отметить, что мораль библиотечного работника можно также рассматривать в трех аспектах: философском, педагогическом и психологическом.

Исходя из этого основные категории и принципы педагогической этики специалиста можно назвать интегративными этическими образованиями.

Например, принцип гуманизма в педагогической этике регулирует отношения его с людьми и коллегами по работе. Гуманное отношение к людям - важнейшее условие успешной работы в социально-культурной сфере.

Как видим, педагогическая этика тесно связана с психологией, общими здесь будут и субъект, и объект исследования - человеческая личность, мотивы ее поведения, нравственность, духовность.

Достаточно трудно, почти невозможно дифференцировать общее, профессиональное и педагогическое в этике. Студенты университета неоднократно (т.е. не одно поколение их) выполняли эту задачу по нашей просьбе, но почти всегда приходили к мысли, что это есть единое образование, не поддающееся дифференциации.

Такие этические образования, как долг, добро, совесть, справедливость, ответственность, смысл жизни - интегративны, так как имеют отношение к этике профессиональной и педагогической и имеют непосредствен­ный выход на мораль, нравственность специалиста. Гражданственность и человечность, любовь к людям и свобода в действиях и мыслях, чувство профессионального долга являются не просто словами, они регулируют поступки специалиста и действия по отношению к основным требованиям, которые предъявляет к ним профессия.

Педагогическая этика и культура - это неотъемлемая часть профессиональной деятельности специалиста, имеющего дело с людьми, особенно в работе с молодежью.

Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, проведенный отечественными учеными (И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным) показал, что культура - это прежде всего совокупность материальной и духовной деятельности человечества, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. Но деятельность людей исключительно разнообразна и сложна, специфична для разных профессий и специальностей.

Опираясь на идеи, развиваемые уже упомянутыми учеными, рассмотрим содержание культуры.

При анализе культуры на любом этапе ее развития они считают возможным выделение четырех общих ее элементов:

а) уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности,

б) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт,

в) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед личностью проблем,

г) нормы отношения к миру, друг к другу, т.е. система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности.

Знания (первый элемент) служат инструментом всякой деятельности. Второй элемент - умения и навыки – позволяет реализовать воспроизведение культуры и сохранить ее. Третий элемент - обеспечивает дальнейшее развитие культуры, а это невозможно осуществить без творческой деятельности. Четвертый элемент культуры - предполагает разносторонние отношения личности к деятельности, ее продуктам (книге), к людям. Все это обусловливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, мотивы деятельности, психофизиологическую направленность личности и т.д.

Каждый элемент выполняет свою специфическую функцию. Предшествующие элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь, творить, но при разном отношении к этой деятельности.

Исходя из сказанного для воспроизведения культуры в содержание образования студентов должны быть включены все перечисленные элементы культуры, а не только система знаний. Тогда под содержанием образования действительно следует понимать:

1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, человеке, позволяющую подходить к познавательной и практической деятельности на научной основе;

2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных действий, составляющих любую деятельность;

3) опыт творческой деятельности, ее особенности, специфические черты, которые, тем не менее, сложились в результате общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей, реализованы же в ходе развития практической деятельности библиотекаря;

4) систему разносторонних отношений личности к миру, к людям, к самой себе, на основе чего и формируется мировоззрение личности и будущего специалиста.

Здесь следует сказать более подробно о культуре. Само понятие культура трактуется в такой логике: COLO - чту, возделываю, обрабатываю, развиваю то, что чту.

Есть различные толкования этого понятия. По мнению Ю.П. Азарова, культура - это развернутый во времени мир человека.

В.В. Розанов считал, что культура начинается там, где начинается любовь, там, где возникает привязанность. Культура, по его мнению, есть "синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входит религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной.

Все это, насколько оно зиждется, возрастает, навивает на человека одну черту сложности за другой, обогащая его сердце, возвышая ум, укрепляя волю". (Розанов В.В. Сумерки просвещения. - С. 30-31).

По мнению Д.С. Лихачева, культура основывается на знаниях, хотя сама не является просто большим объемом знаний. Можно много знать и не быть культурным человеком. Культура - это прежде всего результат знаний, знаний упорядоченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность. (Лихачев Д. Книга беспокойств. - М: Новости, 1991.- С. 479).

Если отталкиваться от этих определений, то можно прийти к мысли: культура выпускника - это не только культура речи или культура человеческих отношений. Это явление более глубокое.

Оно вбирает в себя огромный исторический пласт, национальное и общечеловеческое в развитии всех сторон человеческого существования, способствующее достойной жизни сегодня.

Отношение к людям, к своему делу чаще всего является отражением личностной позиции специалиста, его ценностных установок, интересов, убеждений.

Такие духовно-нравственные ценности как совесть, долг, любовь, добро, свобода при условии их принятия личностью или точнее присвоения являются основанием для высоко нравственного поведения как человека профессионала. Отрицание их - показатель духовно-нравственного несовершенства личности, которое так или иначе ведет ее к конфликту с окружающим миром, культурой и, нередко, с самим собой. Рассматривая понятия "духовность" и "духовная культура", можно отметить, что эти понятия становятся интегративными категориями. Нет, пожалуй, ни одной науки о человеке и учебного предмета в гуманитарном вузе, где бы они не рассматривались как одно из оснований в ориентации будущих специалистов на овладение высшими духовными, нравственно-эстетическими ценностями мировой и отечественной культуры. Учитывая, что в определении данных понятий нет единодушия, можно констатировать наличие проблемы.

В истории отечественной религиозной философии духовность чаще всего была связана с верой. С.Н.Булгаков отмечал в свое время, что "вера есть, быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни наука, ни искусство не обладают той силой духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере." К.Д.Ушинский, дифференцирцуя явления душевные и духовные, выделял четыре формы проявления духовных явлений: дар слова, чувство художественное или эстетическое, чувство нравственное и чувство религиозное.

Анализ различных взглядов на решение проблемы духовности, духовного развития человека, который будет стоять в центре внимания выпускников вуза, позволяет предположить, что "духовность" - явление более широкое, чем просто религиозное чувство веры. Его следует рассматривать не как иррациональное, трансцендентное начало и тем более некий догмат, а как синтез науки, культуры и веры.

"Духовность" - можно понимать и как глубинное проявление духа, который многие люди ощущают внутри себя. Это проявление и национального духа есть в каждом россиянине или представителе другой страны, ибо дух - это часть человека, может быть даже основная часть. Следовательно, в духовности внутреннее ощущение духа и внешнее его проявление тесно связаны между собой. Дух пронизывает все сферы жизни людей, все - общечеловеческие и национальные, материальные и моральные ценности, но может и покидать их.

"Духовная культура" - понятие органично включающее в себя две составляющие категории - "духовность" и "культуру". При под культурой принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества.

Представляют интерес подходы к определению понятий "духовность" и "духовная культура" студентов Московского государственного университета к4ультуры и искусств как альтернатива имеющимся в науке. Рассмотрим некоторые из них в обобщенном виде.

Часть студентов понимает "духовность" как внутренний мир человека, его содержание. Чем богаче этот мир, чем насыщеннее его содержание, тем духовнее человек, тем интереснее с ним общаться. Некоторые студенты "духовность" понимают как Возвышенное, Небесное, Неограниченное, Обширное, как Чистоту душевную. Это Высокая Нравственность личности, стремление к Благородству и Справедливости. Начитанность и Образованность, стремление к Самосовершенствованию. Ощущение Возвышенного. Другие рассматривают "духовность" и как религиозное отношение к действительности. Человек, верующий в БОГА и соблюдающий религиозные заповеди, более терпим к другим и требователен к себе, у него вырабатывается особая модель поведения. Оказывая благодеяние, он не ждет благодарности, повышает свою творческую активность, много читает, старается приблизить других к духовному образованию.

Будущие специалисты под духовностью, с одной стороны, понимают мировоззрение человека, его мораль, красоту души, помогающие человеку творить, совершать благодеяния, любить, с другой - сочетание душевных качеств человека и его интеллектуального развития, душевной организации. При этом высказывают свое убеждение в том, что духовная пища (классическая музыка, живопись, религиозная и любая литература, другие виды искусства) требует оценки умом и сердцем.

Часть студентов видят корни "духовности" в "запредельном мире", в мистике. Что же касается "духовной культуры", то ее студенты вуза объясняют как явление обогащающее человека, вселяющее в него чувство Прекрасного, заставляющее его стремиться к лучшему. К ней относится все, что приносит радость людям, возвышает каждого человека, делает его добрым и отзывчивым к чужим проблемам. Она помогает понимать, что жизнь не сводится только к физическому выживанию, что есть вещи, приносящие радость, счастье, покой и не всегда относящиеся к материальному миру.

Духовная культура многими из опрошенных студентов считается объемным понятием, в него вводится: жажда знаний, образованность, интеллигентность, трудолюбие, воспитанность. Она всегда будет находиться в развитии.

Как внешнее проявление внутренней духовности человека, духовная культура, в отличие от духовности, по мнению будущих культурологов, может выражаться и материальными средствами: это и природа, и окружающий мир, и традиции, страны, семьи, в которой живет человек. Это все нравственные, эстетические, физические стороны жизни человека: спорт, одежда, искусство - все, что доставляет человеку удовольствие и делает его лучше.

Итак, "духовной культурой" студенты называют то, что позволяет людям воспринимать данное им, созданное ранее и современниками, оценивать его и использовать на благо себя и других. "Духовность" и "духовная культура" - это те ценности, которые создавал человек и его дух, рукотворно и нерукотворно, стремясь к прекрасному и возвышенному.

Высказывания студентов университета очень тесно перекликаются с теоретическими положениями и высказываниями известных в науке людей, упоминаемых выше, показывают высокий уровень их духовно-творческого развития и культурологической образованности, что может рассматриваться как результат профессиональной подготовки.

Осознание накопленного духовно-нравственного опыта, знаний и умений поведения и отношений в семье, в образовательных учреждениях, общественных местах;

Отношение к окружающему миру, людям, культуре, религии, к себе как части общества;

Развитие духовно-нравственных качеств личности: толерантности и уважения к другим религиям и вероисповеданиям, любви к людям, тактичности, ответственности, национальной гордости за достижения в культуре, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранению исторической преемственности поколений, развитию чувства долга, чести, человеческого достоинства.

Духовность является ядром общей культуры будущего специалиста - это высшая ступень нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию. Духовность является источником развития гуманистической позиции человека. Духовная культура может быть представлена системой духовных ценностей, регулирующих отношения человека с окружающим миром. В профессиональной деятельности выбор решения этих проблем имеет принципиальное значение.

В системе духовных ориентиров специалиста культуры центральное место занимают нравственные ценности. Они составляют внутренний импульс духовной мотивации и проявляются в отношениях человека с окружающим миром.

Духовно-нравственное воспитание – достаточно сложная задача. Ее решение предполагает не только ознакомление студентов с основополагающими понятиями человеческого общежития, но и формирование у них умений и навыков реализовывать содержание этих ценностей, как в своей профессиональной деятельности, так и при реализации социально-культурной функции.

Обучаясь в вузе, студент должен ясно представлять, что жизнь по законам нравственности является обязательным условием существования общества. С этой целью он должен уметь реализовывать на практике такие понятия, как: этика и эстетика межличностного общения, правила поведения в общественных местах, нормы поведения в студенческом коллективе и особенности взаимоотношений «студент – преподаватель».

Духовно-нравственное воспитание также, являясь важной задачей становления личности, выступает одним из условий ее успешной адаптации в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

В качестве критериев духовно-нравственного воспитания в системе профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, толерантность, уважение культур других народов, уважение других вероисповеданий и соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В университете создан Центр толерантности и межкультурных коммуникаций, цель которого состоит в формировании установок толерантного сознания и толерантных межличностных отношений педагогов, студентов и аспирантов в поликультурной среде Университета. В задачи Центра входит создание основ межэкономической и межконфессиональной толерантности и сделать эту практику массовой; формирование этнокультурной компетентности, навыков межкультурного взаимопонимания; международное сотрудничество в области совершенствования воспитательной работы со студентами и преподавателями; выполнение совместных проектов с учеными вузов и культурно-досуговых учреждений иностранных государств.

В целом это можно определить как путь повышения уровня духовно-нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности будущего специалиста социально-культурной деятельности.

Теория воспитания, способствующая духовно-нравственному развитию студентов, как правило, основана на принципах: разумного сочетания материальной и духовной реальности; уважения культуры, национальных традиций и вероисповедания представителей других национальностей; проявления терпимости, толерантности к мнению другого человека, его самовыражению, что непременно ведет к миру и согласию; опоры на общечеловеческие ценности, то есть те, которые являются основными для всех культур; стимулирования саморазвития и самовоспитания, ведущих к духовно-нравственному совершенствованию человека.