Александровское реальное училище. Вятка

Александровское реальное училище. Построено в 1880 году.

История училища (сегодня это здание занимает государственный аграрный университет Северного Зауралья) началась в 1875 году с приезда в Тюмень генерал-губернатора Западной Сибири Николая Казнакова.

Именно он, объехав город, сказал, что в Тюмени давно пора открыть мужскую гимназию. Идею подхватил Прокопий Подаруев, тюменский купец 1-й гильдии, и даже заявил, что готов выделить деньги на строительство гимназии. Конечно, после того, как городские власти укажут место для стройки.

Через некоторое время городская Дума, обсудив как следует идею открытия гимназии, рекомендовала городскому голове: «ходатайствовать перед правительством об учреждении в городе Тюмени 6-класс-ного реального училища с 2-мя отделениями в V и VI классах, основным и коммерческим, и высшим дополнительным классом с тремя отделениями — общим, механическим и химико-технологическим».

Дума также настояла, чтобы первые три класса открылись еще до того, как начнется строительство отдельного учебного здания. Для занятий пока был выбран частный дом купца Масловского, где уроки шли в течение года.

Первое же занятие состоялось 15 сентября 1879 года, а уже 18 ноября того же года с разрешения императора Александра II училище стало именоваться Александровским. Это было второе по счету реальное училище в Западной Сибири, первое было открыто в Томске двумя годами раньше.

А пока ученики уже сидели в классах и постигали науки, в Тюмень из Санкт-Петербурга приехал архитектор Воротилов. Он привез проект двухэтажного, с полуподвальным этажом, кирпичного здания — характерный образец крупного учебного сооружения в эклектическом стиле.

Купец Прокопий Подаруев, как и обещал, выделил средства на строительство. По разным данным, он потратил на него от 135 до 200 тысяч рублей. Постройкой училища руководил Богдан Цинке — он в те годы занимал должность тюменского городового архитектора.

Несмотря на то, что здание было запроектировано сложным (чего только стоит дробно расчлененный П-образный план с дворовыми крыльями), выстроили его всего за один год. И осенью 1880 года ученики и педагоги справили новоселье.

В архивах сохранились фотографии 1880 года, где запечатлены первые ученики: сидят за немногочисленными партами в кабинете с высоким потолком. На окне -легкая белая занавеска. У дальней стены — узкий и высокий белый шкаф, похожий, скорее, на платяной, чем на книжный. Число учеников в классе не превышает двух десятков.

Занятия проводились более чем в двадцати классных комнатах и специально оборудованных кабинетах — естественно-историческом, черчения, механическом, лабораториях (клинической и физической), залах (рисования и гимнастическом), столярной мастерской.

Курс обучения включал в себя Закон божий, русский, немецкий и французский языки, тригонометрию, физику, географию, историю гражданскую и естественную, рисование, законоведение. Преподаватели в основном могли выбирать учебники и учебные пособия по своему усмотрению. Например, автором учебников «Обозрение Российской истории сравнительно с важнейшими государствами» и «Краткая физическая география» был сам первый директор училища Иван Яковлевич Словцов.

Кто тогда знал, сколькие из учеников станут настоящими знаменитостями: писателями, оперными певцами, биохимиками, педагогами, директорами учебных заведений, врачами… С этим зданием, расположенным сегодня на улице Республики, прочно связаны имена писателя Михаила Пришвина, почетного гражданина Тюмени, выдающегося врача Станислава Карнацевича, первого директора Государственного института сооружений, члена-корреспондента Академии архитектуры СССР Германа Красина, основателя Салехардского окружного драматического театра Николая Бронникова, директора тюменского частного коммерческого училища Колокольниковых Виктора Колокольникова, наркома Леонида Красина, биохимика Бориса Словцова. И это еще не полный список.

Огромную роль в становлении училища сыграл его первый директор Иван Словцов. Это его стараниями здесь появились библиотека с фондом хранения около девяти тысяч томов и музей, большинство экспонатов которого принадлежали лично директору. Впоследствии экспонаты у Словцова выкупил купец Николай Чукмалдин и подарил их городу, благодаря чему началось формирование областного краеведческого музея (сегодня — Тюменского музейного комплекса имени Ивана Словцова).

События революции 1905-1907 годов не оставили учащихся равнодушными. В январе 1906-го они потребовали от педсовета предоставления им права собраний, кружков, союзов, свободного посещения театров, городских библиотек, пополнения учебной библиотеки, отмены обязательного посещения богослужений, уничтожения внеклассного надзора, вежливого обращения со стороны педагогического персонала.

В школе, по мнению молодежи, господствовал режим «исправительной колонии», поэтому он должен быть изменен. Учительский персонал согласился со многими требованиями учащихся. Правда, после таких событий директор Словцов подал в отставку и покинул Тюмень. Его место занял Петр Ивачев, которого современники считали человеком твердым и стойким.

В конце ХVIII века обширный участок в хлыновской Всехсвятской слободе южнее церкви принадлежал купцам Афанасию, Филиппу и Федору Машковцевым. В 1790 году, после перепланировки города, Машковцевы на этой усадьбе начали строить жилой дом - вдоль улицы Спасской. В 1815 году Александр Федорович Машковцев пожертвовал усадьбу приказу общественного призрения, в здании была открыта губернская больница. Приказы общественного призрения - основанные в 1775 году Екатериной II губернские учреждения, которые ведали устройством народных школ, больниц, приютов и богаделен. После земской реформы 1864 года большая часть дел приказа отошла земству. В 1854 году губернская больница была переведена в новое здание за Гласисной улицей (за современным Октябрьским проспектом). А на усадьбе на Спасской в 1867-1869 гг. земство построило длинный двухэтажный полукаменный дом и еще несколько зданий - по проекту архитектора Н.А.Андриевского. В 1872 году в этих зданиях было открыто училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей .

Во второй половине 1860-х гг. уездные земства принялись с большой энергией открывать в сельской местности начальные школы. Единственный вопрос, который уездные земства не могли быстро решить собственными силами, - это привлечение в новые школы хороших преподавателей. Появилась идея: открыть в Вятке для подготовки сельских учителей училище, причем такое, где воспитанникам давали бы не только общее образование, но и знания в области сельского хозяйства и ремесел - чтобы будущие народные учителя могли научить крестьян не только грамоте и арифметике, но и рациональным способам ведения хозяйства. Трудность была в том, что нигде в России подобного учебного заведения еще не было, но это не остановило дела. Раз за разом на сессиях губернского земства проект будущего училища всё более прояснялся.

Вятское Александровское реальное училище. Вид на главное здание с юго-запада. Фото нач.ХХ в. (с сайта "Наша Вятка"). Над карнизом вывеска: "Александровское земское реальное училище. 1880-1900". На крыше - павильон для телескопа и метеорологические приборы.

12 декабря 1869 года специальная комиссия земства представила губернскому собранию программу обучения в учительской школе. Собрание утвердило программу и выделило на ежегодное содержание школы 25 тысяч рублей, поручив комиссии составить устав учебного заведения. Земское собрание рассчитывало, что с утверждением устава правительством затруднений не будет, и занятия в школе начнутся с сентября 1870 года. Весной 1870 года устав был готов. Предполагаемое ранее название "Земская учительская сельскохозяйственная школа" было заменено на новое - "Училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и подготовки народных учителей". Однако далее пошли заминки. Дважды Министерство народного просвещения не утверждало устав училища, требуя поправок. Более всего возражений со стороны чиновников вызывал следующий пункт: преподавательский состав училища по мысли вятского земства должен был получить права государственной службы - наравне со служащими государственных школ. Ни в 1870 году, ни в 1871-м училище так и не было открыто. Наконец основные противоречия были решены: училище открывалось на правах частного учебного заведения, точнее - земского, на полном содержании и ответственности земства, но под надзором министерства народного образования. В январе 1872 года попечитель Казанского учебного округа П.Д.Шестаков утвердил устав училища. В октябре того же года состоялись первые вступительные экзамены, из 60 кандидатов были приняты на обучение 30 человек. По сословиям состав учащихся распределялся следующим образом: дети крестьян - 11, духовного звания - 13, мещан - 3, купцов - 3. Позднее дети крестьян и мещан составляли почти половину воспитанников, еще треть - дети духовенства, то есть состав учащихся был самым демократичным.

Вятка. Александровское реальное училище. Вид на главное здание с юго-востока. С открытки конца ХIХ в.

На устройство училища к 1872 году земством было потрачено 100 тысяч рублей. Для занятий были приспособлены три здания по улице Спасской. Были оборудованы учебные классы, лаборатории по химии и физике, гимнастический зал, собрана библиотека. Устроены образцовая ферма со скотным двором и опытным полем в 30 десятин (землю городское общество уступило безвозмездно) и несколько мастерских: кузница, литейная, слесарная, столярная и переплетная. При литейной мастерской позднее была открыта мастерская пожарных машин. Кроме того, в собственность училища было приобретено собрание Вятского публичного музея с богатыми коллекциями экспонатов по истории, зоологии и минералогии. По своему оснащению училище было одним из лучших средних учебных заведений в России. Почти все воспитанники получали стипендию (120 рублей в год) из средств губернского или уездных земств.

Главное здание реального училища, фото из альбома "Ордена Ленина Кировская область" (1979 год).

Учебный год в училище был разделен на два семестра: зимний и летний. Во время летнего семестра особое внимание уделялось полевым работам, занятия начинались в 6 часов утра. Считалось, что для будущих сельских учителей ранний подъем в летнюю пору является совершенно необходимым (трое учеников не пожелали подчиниться такому распорядку и были исключены). В программу обучения входили следующие предметы: закон Божий, русский язык, история, математика, черчение, физика, химия, география, естественная история (т.е начала ботаники, зоологии и минералогии), пение, гимнастика (факультатив). Кроме того во время зимней сессии выделялись часы для обучения ремеслам (в мастерских), а во время летней - сельскому хозяйству (в поле, на огороде, на скотном дворе). Были предусмотрены летние экскурсии в Загородный сад под руководством преподавателя естественной истории. На ферме и скотном дворе каждую неделю поочередно дежурили трое воспитанников, еще двое дежурили в мастерских; причем дежурства не мешали посещению занятий. Курс училища был рассчитан на 4 и 5 классов (5-й класс - дополнительный педагогический). В 1874 году при училище была открыта начальная школа, в которую в первый год приняли 55 воспитанников. В штате училища числились директор, пять учителей и два помощника. Здесь трудились лучшие педагоги города. Вторым директором училища был назначен кандидат математических наук П.А.Герман (его сын А.П.Герман - ученый в области горной механики, академик). Преподаватели училища И.В.Ишорский, В.Г.Котельников, М.Л.Песковский, В.Н.Пантелеймонов были широко образованными и талантливыми педагогами.

Памятная книжка Вятской губернии на 1873 год, педагогический состав земского училища.

Как уже было сказано, земство добилось открытия училища с большим трудом. Позднее трения между вятским земством и попечителем Казанского учебного округа Шестаковым по поводу училища продолжились. Первый директор училища был сочтен земством не соответствующим должности и уволен. Попечитель возражал, так как директора уволили без его ведома. Среди прочего выяснилось, что попечитель неодобрительно относится к двойственности характера учебного заведения: педагогического и сельскохозяйственного. По мнению попечителя учебная программа была якобы слишком обширна и следовало бы устроить что-то одно: учительскую семинарию или сельскохозяйственную школу. Утверждалось, что выпускники не пожелают поступать на должности учителей и станут искать по выходе из училища других занятий. Попечитель предлагал изменить учебную программу, в случае же неподчинения грозил оставить училище без права давать выпускникам звание народного учителя и льготы по воинской повинности. Кроме того, уездные земства видели свои начальные школы (куда бы поступали учителями выпускники училища в Вятке) именно как школы с преподаванием практических знаний по сельскому хозяйству и ремеслам. Глазовское земство уже ходатайствовало об открытии такой школы, но получило отказ. При таких трениях ставилось под вопрос само существование учебного заведения. (Кстати, именно П.Д. Шестаков назначил на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии Илью Николаевича Ульянова.)

Вятка. Александровское реальное училище. Фото нач.ХХ века. За главным корпусом по ул. Спасской видны еще два училищных здания. Над каменным домом в шесть окон по фасаду (построен в 1823 году как кухня при губ.больнице) позднее был надстроен второй деревянный этаж (фото 5 и 10). Третий училищный дом (деревянный) был построен в 1795 году, в 1873 году куплен под квартиру директора училища (здание не сохранилось).

В 1878 году город Вятку с целью инспектирования учебных заведений посетил министр народного просвещения граф Дмитрий АндреевичТолстой. Кроме прочих школ он побывал и в земском училище. Министр опросил воспитанников училища, и их знания были признаны неудовлетворительными. Как и следовало ожидать, граф Толстой, который был сторонником классического среднего образования, программу училища раскритиковал и отверг. Земство и педагогический совет обратились к министру за советом: как поступить с училищем? Он предложил переделать училище в реальное или же в учительскую семинарию - на основе уже разработанных программ для подобных учебных заведений. Так и поступили.

Самым известным учеником училища впоследствии оказался Степан Халтурин, в его честь на здании была установлена мемориальная доска (до наших дней она не сохранилась). Правда, он проучился здесь всего один год и по причине неуспеваемости был исключен. Надо однако отметить, что по ремеслу у Халтурина были пятерки, а плохие оценки он получал за невыученные уроки. Большую часть времени Халтурин проводил за чтением книг, взятых в публичной библиотеке или у знакомых. Приобретенные в училище навыки в ремесле позднее позволили ему устроиться столяром в Зимний дворец, куда могли принять только умелого мастера. Впрочем, во дворец Халтурин устроился с одной целью - устроить взрыв и убить императора.

Здания Александровского реального училища (дома №№65 и 67 по ул.Спасской), современный вид.

В 1880 году земское училище в Вятке было преобразовано в реальное. Сельскохозяйственная ферма и мастерские прежнего училища были закрыты (кроме мастерской пожарных машин - она отошла в ведение земства как отдельное заведение). 1 октября 1880 года состоялось торжественное открытие реального училища, во время церемонии помощник попечителя Казанского учебного округа сообщил, что Государь Император по ходатайству вятского земства разрешил наименовать училище Александровским (с этим названием - Александровское Вятское земское реальное - училище и просуществовало до 1918 года). Все воспитанники прежнего училища - 120 человек в пяти классах - были переведены в новое учебное заведение. Первым в Вятской губернии реальное училище было открыто в уездном городе Сарапуле - в 1873 году, училище в Вятке стало вторым. Вятское училище было принято под опеку министерства народного просвещения, впрочем содержалось оно по-прежнему полностью за счет земства. Делами училища ведали попечительский совет (который отвечал за материальное обеспечение) и педагогический совет (определял учебный процесс). Списки попечителей и педагогов училища с 1880 по 1917 год можно посмотреть в "Памятных книжках Вятской губернии". В числе воспитанников училища были архитектор И.А.Чарушин, искусствовед Н.А. Машковцев, художники Н.Н. Хохряков, А.А. Рылов и А.И. Деньшин, писатель А.С. Грин.

Вятка, вид города с западной стороны. Открытка нач. ХХ в. На этом снимке кроме главного здания видны хозяйственные постройки училища по ул.Гласисной и училищный сад.

Самым известным из воспитанников училища несомненно является Александр Грин (Гриневский). Окончить училище ему не удалось. В "Автобиографической повести" Грин так вспоминал о пребывании в училище: "По истории, закону Божию и географии у меня были отметки 5, 5-, 5+, но по предметам, требующим не памяти и воображения, а логики и сообразительности, - двойки и единицы: математика, немецкий и французский языки пали жертвами моего увлечения чтением похождений капитана Гаттераса и Благородного Сердца. В то время как мои сверстники бойко переводили с русского на немецкий такие, например, мудреные вещи: "Получили ли вы яблоко вашего брата, которое подарил ему дедушка моей матери?" - "Нет, я не получил яблока, но я имею собаку и кошку", - я знал только два слова: копф, гунд, эзель и элефант. С французским языком дело было еще хуже. Задачи, заданные решать дома, почти всегда решал за меня отец, бухгалтер земской городской больницы; иногда за непонятливость мне влетала затрещина. Отец решал задачи с увлечением, засиживаясь над трудной задачей до вечера, но не было случая, чтобы он не дал правильного решения. Остальные уроки я наспех прочитывал в классе перед началом урока, полагаясь на свою память. Учителя говорили: "Гриневский способный мальчик, память у него прекрасная, но он... озорник, сорванец, шалун..."

Вятка. Московская ул. при въезде в город. Справа - сад реального училища.

Между прочим, данный отрывок свидетельствует, что преподавание иностранных языков в реальном училище было поставлено очень высоко. Обстановка в училище была солидная: Грин упоминает о паркете, картинах, большом красивом аквариуме в учительской. Учителя в училище были не только знатоками своего предмета, но и хорошими воспитателями. На это указывает следующий эпизод в повести: "В первом классе, прочитав где-то, что школьники издавали журнал, я сам составил номер рукописного журнала (забыл, как он назывался), срисовал в него несколько картинок из "Живописного обозрения" и других журналов, сам сочинил какие-то рассказы, стихи - глупости, вероятно, необычайной - и всем показывал. Отец, тайно от меня, снес журнал директору - полному, добродушному человеку, и вот меня однажды вызвали в директорскую. В присутствии всех учителей директор протянул мне журнал, говоря: "Вот, Гриневский, вы бы побольше этим занимались, чем шалостями..." К сожалению, Гриневский не знал меры в шалостях, а порядки в те времена были очень строгими. Он сочинил эпиграмму на учителей ("Инспектор, жирный муравей, гордится толщиной своей..." и т.д.). Гриневского исключили. Судя по его воспоминаниям, главную роль сыграла обида вышеупомянутого инспектора.

Воспитанник Вятского Александровского реального училища .

Реальные училища в Российской Империи - средние учебные заведения, в программе которых, в отличие от классических гимназий, значительная роль отводилась изучению точных и естественных наук. В гимназиях учебный курс был основан на изучении гуманитарных дисциплин, в первую очередь - классических языков, древнегреческого и латыни. Устав реальных училищ 1872 года объявлял их целью "общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний". Курс училища был рассчитан на шесть классов, с пятого класса обучение проходило на двух отделениях - основном и коммерческом (выпускники коммерческого отделения чаще всего поступали на службу в торговые фирмы и банки). При основном отделении допускалось открывать дополнительный седьмой класс с тремя группами: общей (для подготовки к поступлению в технические институты), механико-технической и химико-технической (для подготовки в технические институты). В 1880 году устав реальных училищ был изменен: в начальных классах было усилено изучение общеобразовательных дисциплин, механико-техническая и химико-техническая группы в выпускном классе были отменены. Предметы, которые преподавались в реальных училищах (по уставу 1880 года): Закон Божий, чистописание (в первых двух классах), русский язык, история, география, иностранные языки (немецкий и французский), математика, физика, естественная история (т.е.ботаника, зоология и минералогия), рисование, черчение, письмоводство и книговодство (только на коммерческом отделении). В качестве факультативных учебных предметов преподавались пение и гимнастика.

Главный корпус реального училища (дом №67 по ул.Спасской), современный вид.

В 1910 году всех учащихся в училище было 427, из них к крестьянскому сословию принадлежали 178 (41%), к городским сословиям - 127, к прочим - 122 (как видно, и здесь состав учащихся был довольно демократичным). Русских - подавляющее большинство, 410 человек. В первый класс в тот год было принято 69 человек, достигло 6 класса - 47. В первых шести классах существовали параллельные группы (в наши дни их называют буквами "А" и "Б"), в группе было от 22 до 35 воспитанников. В седьмой класс в тот год было принято 36 человек. Плата за обучение в 1910 году составила 30 рублей. Часть воспитанников училась бесплатно, успешные ученики получали земские стипендии. Кроме того существовала стипендия в 150 рублей имени Н.А. Милютина, учрежденная еще в техническом училище.

Второй учебный корпус реального училища (дом №65 по ул.Спасской).

Накануне 1917 года Вятскому реальному училищу принадлежали три здания по улице Спасской, здание общежития учащихся во дворе (построено в 1899 г. по проекту арх. И.Чарушина; сейчас в здании помещается областной центр усыновления, опеки и попечительства), хозяйственные постройки по улице Гласисной (на их месте - корпус №2 медицинского колледжа постройки 1980-х гг.) и сад на углу улиц Гласисной и Московской (сад давно вырублен, территория принадлежит станкостроительному заводу). В докладе губ.земской управы 1910 года отмечается, что "главный корпус крайне неудовлетворителен" (в первую очередь потому, что для такого количества учащихся здание было уже слишком тесным). Вопрос о постройке нового здания губернским земским собранием рассматривался неоднократно. Был составлен проект, выделены средства на заготовку строительных материалов, но постройка так и не состоялась.

Здание интерната (общежития) реального училища, построено в 1899 г. по проекту архитектора И.А. Чарушина. Фото Д.Зонова.

В 1918 году училищные постройки были заняты красноармейскими частями, а в 1920 году переданы Вятскому институту народного образования. После освобождения от военного постоя здания оказались в плохом состоянии: электрические провода были сняты или порваны, батареи центрального отопления лопнули, инвентарь расхищен. Силами института и отдела народного образования был проведен ремонт. С 1922 по 1935 год в зданиях реального училища помещался мелиоративный техникум, затем - больница. С 1980 года здания принадлежат медицинскому училищу (колледжу). В 1967-1968 гг. на главном здании училища были установлены две мемориальные таблицы: "В этом доме в 1874-1875 гг. учился выдающийся рабочий-революционер Степан Николаевич Халтурин" и "В этом здании в июне 1921 г. выступал перед студентами и преподавателями пединститута председатель ВЦИК М.И.Калинин". Два дома реального училища по ул. Спасской учтены как памятники истории и культуры. В настоящее время они заброшены, находятся в аварийном состоянии и постепенно разрушаются.

Вятка. Александровское реальное училище. Открытка нач. ХХ в.

В третьем выпуске альманаха "Вятские записки" изданы фрагменты из воспоминаний ученого-агронома В.И. Юферева (1876-1962). Среди прочего Юферев рассказывает о учебе в Александровском реальном училище в 1890-е годы. Привожу здесь небольшой фрагмент.

"Первым делом, как только выяснилось, что меня приняли в училище, мне сшили форму. Ношение формы как в реальном училище, так и в гимназии было обязательным... Полагалось иметь для обихода тужурку из черного сукна или шевиота, подпоясанную кожаным широким поясом с медной бляхой, такие же брюки навыпуск. Парадная форма - черный однобортный мундир со стоячим воротником и массой медных пуговиц. Форменная фуражка с желтым кантом и прицепленным спереди медным знаком из двух переплетенных листьев с буквами "РУ" посередине. Пальто также из черного материала офицерского покроя со складкой и хлястиком на спине, пуговицы медные... Обязательной принадлежностью формы, когда ученик шел в школу, был ранец для книг за плечами, кожаный с волосистой поверхностью. Боже упаси было прийти в школу с ранцем под мышкой: влетит, что и не возрадуешься. Гимназисты, в отличие от реалистов, были одеты в серое со светлыми пуговицами. Вот такие маленькие солдатики и шагали по городу. В детстве нам это нравилось. Не какие-нибудь обыкновенные ребята, а реалисты...

Я быстро освоился с моими новыми товарищами. Никакого страха перед ними я не испытывал, все это были мои сверстники, не было великовозрастных, которые могли бы командовать над малышами. А перед многими сверстниками я имел даже некоторое преимущество. Развиваясь на просторах реки и леса, я был физически крепким мальчиком, побороть любого мне ничего не стоило. И, действительно, я помню себя в первом классе в драках на кулачках с моим товарищами, именно на кулачках, т.к. в этом спорте я преуспевал. Это не были драки, вызванные злобой, ненавистью. Дрались, играючи. Перемены были короткие, затем мирно расходились.

Хорошо запомнился мне и преподавательский персонал во главе с директором и инспектором. Да и немудрено, т.к. многие учителя довели наш класс до окончания училища. Директором был Василий Львович Никологорский - мужчина внушительной наружности, чему способствовала некоторая полнота корпуса. Особенно импозантно он начал выглядеть, когда впоследствии получил чин действительного статского советника, иначе говоря, гражданского генерала... Для нас, учеников, он как директор, как начальство царил в эмпиреях. Он не снисходил до нас в событиях обычной жизни. Провалившихся учеников не тащили к нему для расправы, он был далек от этого... Он преподавал историю. За время первой половины урока он вызывал учащихся отвечать задание, а потом рассказывал урок на следующий раз. Рассказывал он хорошо, так что слушать его было интересно. Переходя к рассказу, он снимал свои очки в золотой оправе, протирал их и свои глаза платком, а потом начинал повествовать о правлении разных царей...

Инспектор Александр Никитич Пантелеевский преподавал физику и математику (алгебру). Он был грозой для нашего брата, учеников. Непонятно мне до сих пор, чем он нагонял такой страх. Он никогда не кричал на провинившихся, не выходил из себя, не повышал даже голоса. Но тем не менее, когда классный надзиратель вызывал ученика к инспектору, у того и душа в пятки уходила...

В случае серьезных проступков, как, например, курение табака или вообще недисциплинированности ученика, выявлявшихся не один раз, применялся вызов или родителей, или опекунов для соответствующего внушения. Самым суровым наказанием было увольнение ученика из училища, в исключительных случаях с выдачей так называемого "волчьего паспорта", иначе говоря, такого удостоверения, которое лишало подвергшегося такой каре права поступления в какое-либо другое учебное заведение. Но, мне кажется, эта мера имела больше мифический характер, характер угрозы. Я не помню, чтобы за семилетнее пребывание в школе кто-нибудь был подвергнут такому жестокому наказанию...

У меня с детских лет сохранилась привычка в 9 часов вечера выходить на полчаса, на час прогуляться по улицам. Этой привычки я придерживался и в Вятке. Но в обычном одеянии - в форме - таких прогулок совершать было, конечно, нельзя. И вот зимой я облачался в большую отцовскую доху, а на голову надевал меховую шапку с ушами. В таком виде я безбоязненно встречался на улице с инспектором. Я был спокоен, что он меня не узнает...

Законоучителем был протоиерей Владимирской церкви о. Алексей Емельянов. Он был уже старичок, учиться у него было легко, он притом не скупился на отметки. О. Алексей был не чужд науки. Он написал книжечку по естественной истории, как-то приносил ее на урок и показывал нам... За пребывание в реальном училище мы должны были раз в год исповедоваться и причащаться. Прохождение этой процедуры удостоверялось выдачей от священника особого удостоверения с приложением соответствующей церковной печати. С окончанием реального училища обязательность в дальнейшем отпадала, и я в дальнейшем всю свою жизнь ни разу не бывал на исповеди. Иногда моя мать выговаривала мне за это. Но и религиозность исчезла...

С момента моего поступления в училище вместо ушедшего учителя русского языка Князева возник Григорий Иванович Пинегин... Гр. Ив. был, кроме того, библиотекарем ученической библиотеки. Если я в Орлове в городской библиотеке находил самые благоприятные условия, то попробовали бы вы получить интересную книжку у Гр. Ив. К книжному шкафу он не подпускал. Выбрать книгу самостоятельно по своему вкусу ученик не мог. Гр. Ив. стоял около шкафа и снабжал учеников книгами по собственному усмотрению, выдавал обычно всякое неинтересное барахло. По этой причине ученики почти не пользовались ученической библиотекой. Вообще со снабжением книгами дело, по крайней мере, у меня, обстояло очень плохо. В городской публичной библиотеке брать книги ученикам не разрешалось, а других книжных источников нигде не было. Правда, под конец учения я получил доступ в одну частную библиотеку, но там как-то дело не завязалось. Несколько раз сходил и бросил. Таким образом, все семь лет пребывания в реальном училище, за исключением каникул, я в Вятке сидел абсолютно без книг. Но зато, приезжая в Орлов, я с жадностью накидывался на книги...

Естественную историю преподавал Сергей Николаевич Косарев, относительно молодой еще человек с умным лицом, но совершенно лысым черепом. Он читал свой предмет интересно, старался иллюстрировать рассказываемое, приносил различные растения, плоды. Однажды принес яблоки и, разрезав, дал по частям каждому ученику. Когда мы разъезжались на лето, он снабжал нас приспособлениями для замаривания насекомых, специальными булавками и коробками, куда бабочек и жуков можно было бы накалывать. Я, бывало, как только приезжал домой, в тот же день бросался ловить всяких букашек. С этого времени я начал увлекаться собиранием гербария. Собранные растения определял по определителям, а потом засушивал и наклеивал на бумагу. В конце концов собрал довольно большой гербарий...

При реальном училище был сельскохозяйственный музей. Серг. Ник. заведовал им. Музей был открыт по воскресеньям. Набирались посетители. Серг. Ник. всегда присутствовал, ходил по музею и давал пояснения... Чувствовалось, что он человек хороший и знает свой предмет.

Большим уважением у учеников пользовался наш немец Эрнст Августович Вестермен. Это был человек высокого роста. Волосы он зачесывал назад. Рыжая борода, разделенная на две половины, была ему до середины груди, во время ветра закидывалась за плечи. Своей бородой он всем бросался в глаза. Был красив, имел внушительную осанку... Его ученики чрезвычайно уважали за мягкое и справедливое отношение, за то старание, с которым он преподавал свой предмет... Основы, заложенные на уроках Эрн. Авг., очень пригодились мне впоследствии, когда я по окончании средней школы поступил в Политехникум в Риге, где почти все специальные предметы читались на немецком языке... Я вообще имел склонность к изучению иностранных языков и потом, после окончания всех учебных заведений, продолжал самостоятельно заниматься сначала немецким, затем английским и, наконец, французским языками...

Учителя гимнастики часто сменялись. Это все был военный народ - офицеры разных рангов, фельдфебели. Так называемые нижние чины к преподаванию не допускались. Некоторые из преподавателей были хорошие гимнасты, они сами показывали учащимся разные гимнастические трюки. Для летних занятий на дворе училища, а для зимних в особом высоком зале были сооружены приборы и приспособления - параллельные брусья, кобылы, канаты для лазания на руках...

Я окончил реальное училище в 1896 г., ни в одном классе не задержался. По окончании мне было выдано два свидетельства с отметками – одно за шесть классов и второе за седьмой, дополнительный класс. Отметки были таковы: за шесть классов: "отлично" - 3, "хорошо" - 9, "удовлетворительно" - 3; за седьмой класс "отлично" - 2, "хорошо" - 9, "удовлетворительно" - 1. Отсюда видно, что я за все годы твердо выдерживал свою линию поведения – учиться на четверки.

Училище окончено. Все мы с большим облегчением вздохнули, почувствовав себя свободными..."

  • Блог пользователя Fra Евгений.
  • Для комментирования


Видання Паперового маг. Лоповок і Кайдановський (104951 b)

Олександрівське реальне училище . Засноване в 1876 р. Спочатку мало два класи, з 1881 р. - сім класів. Перший директор - М. В. Кизимовський . З 1897 р. при училищі діяли недільні та святкові курси. Викладачів - 29 (1916). Спочатку училище містилося у найманому будинку біля Срітинської церкви , з 1879 р. - на вул. Кузнецькій, потім Пушкіна № 85 (тепер будинок Полтавського електротехнічного коледжу на вул. Пушкіна № 83-а).

Джерело:

Полтавщина: Енциклопедичний довідник (За ред. А.В. Кудрицького.- К.: УЕ, 1992). Стор. 748


Олександрівське реальне училище (57340 b)

Александровское реальное училище

открыто 19 сентября 1876 года первоначально в составе двух первых классов и помещалось в наемном дом, близ Сретенской церкви. Приемные испытания производились с 9 по 17 сентября. Желающих поступить было 109 чел., из коих, по окончании испытаний принято: в первый класс 34, во второй -2 7 человек. Новое здание реального училища, по Кузнецкой ул., окончательно построено и освящено 30 августа 1879 г., в присутствии временного Харьковского генерал-губернатора генерал-адъютанта графа Михаила Тариеловича Лорис-Меликова († 12 декабря 1888 г). Постройка здания вместе с церковью, снабженной всеми необходимыми для богослужения предметами, обошлась в 84 тысячи рублей, в числе которых более 72 тысяч даны городом. В состав семи классов училище образовалось в 1881 году ***) . Первым директором реального училища был статский советник Михаил Васильевич Кизимовский .

***) См. о нем: "Полтавские Епархиальные Ведомости", 1876 г., № 20,

стр. 770-778; "Полтавские Губерн. Ведомости", 1879 г., № 69, и 1901 г., № 271.

В 1897 г. при реальном училище, с разрешения попечителя Киевского учебного округа, открыты воскресные и праздничные курсы: 2 февраля - черчения, рисования и грамоты для взрослых рабочих, ремесленников и мастеровых г. Полтавы; 1 сентября - арифметики, физики и химии для лиц торгового сословия и акцизного ведомства вне школьного возраста и 19 октября - бухгалтерии для лиц торгового сословия. На содержание этих курсов училище получало пособия: от Полтавского губернского комитета попечительства о народной трезвости, от управления Харьково-Николаевской жел. дороги, от Полтавских управ - городской и общественно-ремесленной, от Полтавских земств - губернского и уездного, от Полтавского купеческого старосты и от управляющего акцизными сборами Полтавской губернии *) .

*) См. о них "Историческую записку" Н. Д. Кармазина

, изд. 1898 г.

Адрес: Улица Коммунистическая (Кадетская), 4
Стиль: Эклектика
Годы строительства: 1877-1879
Архитекторы: М.Ф.Мейшер, О.Ф.Хартен. Перестройка- Е.Ф.Лыщинский

Выходит главным северным фасадом на красную линию улицы. К востоку главный фасад продолжают первоначальные трехпролетные ворота.
Заложено здание летом 1877 года, освящено к осени 1879 года Кирпичные стены оштукатурены. В середине 20 в. надстроены дворовые крылья. Трехэтажное учебное здание с подвалами, обладающее дворцовой представительностью, - яркий образец общественного строительства периода эклектики. Училище открыто еще в 1876 году по повелению Александра II, но лишь после открытия встал вопрос о возведении нынешнего здания. За образец взяли корпус того же назначения в г. Ливны Орловской губернии. Он, как и аналогичные постройки в городах Орел и Елец (той же губернии), был предварительно обмерен членом Смоленской земской управы П.Т. Пятницким. Реальное училище для Смоленска проектировали архитектор М.Ф. Мейшер и О.Ф. Хартен, на которого возложили главным образом инженерные задачи. Строителем-подрядчиком был П.Ф. Большаков. Современникам нравились его силуэт и контрастная окраска красно-белых фасадов. В 1898-99 годах здание частично перестроили под руководством гражданского инженера Е.Ф. Лыщинского. В Великую Отечественную войну оно выгорело и восстановлено уже в 1947 году по проекту архитектора Д.П. Коваленко.
План П-образный. Главный фасад, разделенный лопатками на пять частей (в 3 либо 4 оси), имеет ступенчатый силуэт с нарастанием к середине, которую подчеркивает щипцовый фронтон. В нижнем этаже простенки рустованы вперебежку. На четырехосных боковых участках все этажи разделены карнизами, на остальных окна верхних этажей объединяются вертикальными нишами. Группы из арочных окон ритмично чередуются с рядами прямоугольных. Разнообразная фасадная пластика включает в себя цоколь с узкими лежачими филенками, рустованные архивольты, короткие каннелированные полуколонки, капители с опрокинутыми полукольцами, имитацию машикулей во фризах. Чугунные парапетные решетки над боковыми участками здания имеют развитой узорный рисунок, в основе восходящий к ампиру (разделенные на 8 частей крупные кольца среди растительных побегов).
Помещения группируются вдоль коридоров с поперечными арками. Коридором по продольной оси главного объема разделены просторный вестибюль и пространство для трехмаршевой парадной лестницы, сохранившей ажурные металлические ступени. Каждый из четырех изолированных подвалов перекрыт коробовым сводом.
Ворота с арочным проездом и двумя калитками (левая ложная) стилизованы под романское зодчество. Над аркой, в киоте, увенчанном короной, - герб с пушкой и цифрами "1812". Верхние углы калиток скруглены.
В 1903-10 гг. здесь учился писатель И.С. Соколов-Микитов.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, "Наука", 2001 г.

В XIX веке в Тюмени было открыто Александровское реальное училище (ныне – аграрный университет Северного Зауралья). Такое название власти дали ему в честь императора Александра II, который в 1837 году посетил наш город. Это крупное учебное сооружение стало одной из самых удивительных достопримечательностей Тюмени.

Начало истории училища положил 1875 год, когда в наш город приехал генерал-губернатор Западной Сибири Николай Казнаков. Объехав Тюмень, он пришел к выводу, что здесь не хватает мужской гимназии. Тюменский купец 1-й гильдии Прокопий Подаруев загорелся идеей и решил выделить средства на строительство такого учебного заведения. Для реализации замысла к нам приехал петербургский архитектор Воротилов и привез проект двухэтажного кирпичного здания с полуподвальным этажом.

Строительством учебного сооружения руководил Богдан Цинке, занимавший должность тюменского городового архитектора. Построили училище всего за один год. Получилось роскошное здание с уютными комнатами, просторными коридорами, высокими плоскими потолками. Училище состояло из двух отделений: научного и технического. А также имело зал для художественного и технического рисования, прекрасную библиотеку и отличный музей. Библиотека и музей на основе коллекций директора заведения расположились на нижнем этаже, где находились также исторический и физический кабинеты, канцелярия, химическая лаборатория, докторская комната, квартира директора. На верхнем этаже были классы, домовая церковь во имя Александра Невского, ученическая, актовый зал, чайная, классы для занятий гимнастикой, комната педсовета. А на полуподвальном этаже разместился гимнастический зал.

Архитектура училища эклетична. Это крупное учебное сооружение, имеющее сложный, дробно расчлененный П-образный план с дворовыми крыльями, стало одним из лучших в России. Лицевой фасад здания украсили выступы парапетов и рустованных пилястр. По периметру училище было обвито стилизованным аркатурным поясом под карнизом. В интерьере крупных парадных помещений использовались спаренные пилястры. 15 сентября 1879 года в Александровском реальном училище прошло первое занятие. Судя по фотографиям из архивов, в классах было не больше 20 учеников. В училище преподавали закон божий, законоведение, тригонометрию, географию, физику, естественную и гражданскую историю, русский, французский и немецкий языки, рисование. Уровень подготовки учащихся был высок, выпускников училища охотно принимали в Петербургский политехнический институт.

Кузница знаменитостей

Директор училища, Иван Яковлевич Словцов, был признанным учёным в нашей стране и за ее пределами. Своей славой учебное заведение во многом обязано ему. Родился Словцов в Тюмени, в семье священника. Окончил физико-математический факультет Казанского университета, работал в военной гимназии Омска преподавателем естественной истории. Именно на основе обширных коллекций по зоологии, ботанике, археологии, этнографии, собранных Словцовым в Омске, и был открыт первый в Тюмени музей Александровского реального училища. Позже он послужил базой для областного краеведческого музея. В стенах Александровского реального училища обучались многие будущие выдающиеся личности, прославившие свои имена на всю страну: это и художник Павел Россомахин, и доктор Станислав Карнацевич, и певец Александр Лабинский и т.д.

Леонид Красин, известный нам как революционер и соратник Ленина, обучался в училище с 1880-го по 1887 гг. Семья Красиных проживала на улице Подаруевской. Сегодня это ул. Семакова, 7. С 1889 по 1892 гг. учился здесь и будущий знаменитый писатель Михаил Пришвин. И.И. Игнатов – один из богатейших купцов в Тюмени – был дядей М.М. Пришвина. Дом Игнатова находился на Новозагородной улице, и в нем в годы учебы проживал юный Михаил. Сегодня это полуразрушенный дом на Госпаровской, 41. Надо сказать, что Пришвин был одним из лучших учеников реального училища. А перед Великой отечественной войной здесь учился Н.И. Кузнецов – легендарный разведчик, внёсший неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Мятежный 1905-й

Революция, начавшаяся в 1905 году, не прошла для училища бесследно. Студенты забастовали и потребовали отменить обязательное посещение богослужений, уничтожить внеклассный надзор. По мнению молодых людей, в учебном заведении господствовал режим «исправительной колонии», и они настаивали его изменить. Педагогический персонал пошел навстречу учащимся во многих требованиях. Однако Словцов после этих событий подал в отставку. Вместо него директором училища стал П.А. Ивачев. В 1919 году Александровское реальное училище закрылось. Через год в нем был открыт сельскохозяйственный техникум, директором которого назначили Павла Августовича Мартэна. Все преподаватели техникума имели высшее образование, были вежливы и доброжелательны по отношению к студентам.

Сибирский мавзолей

В военные годы в здании Сельхозтехникума располагался саркофаг с телом Ленина, куда его тайно привезли из московского мавзолея. Для хранения тела вождя мирового пролетариата была выделена обычная студенческая аудитория № 15, расположенная на втором этаже. Сельхозтехникум обнесли чугунно-кирпичной оградой, изолирующей его от соседних домов, здание круглосуточно находилось под охраной часовых. Сохранность мумии вождя мирового пролетариата обеспечивала специальная лаборатория под руководством профессора Б.И. Збарского. Руководитель лаборатории вместе с семьей жил на первом этаже здания.

Надо сказать, что профессор Збарский долго выбирал помещение для хранения тела Ленина. Требовался дом, в котором можно было обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии. Тяжело было найти такое место в дни войны. Збарский чуть было не пришел к выводу, что Тюмень не годится для приема такого «почётного гостя», однако в последний момент вспомнил, что в самом центре города есть двухэтажное каменное здание с капитальными стенами и хорошим микроклиматом. Это и был Сельскохозяйственный техникум. У здания нашли только один минус – огромные окна, выходившие на солнечную сторону улицы, что мешало поддерживать в нем необходимый режим для хранения тела. Поэтому окна закладывали кирпичом, благодаря чему в помещении было темно, как в Мавзолее.

В 1959 году на базе техникума был организован Тюменский сельскохозяйственный институт. А на месте ленинской комнаты теперь находится музей, раскрывающий историю Александровского реального училища.

Училище сегодня

В наши дни в здании Александровского реального училища располагается Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Учебное заведение является региональным центром образовательной деятельности, научного обеспечения и производства наукоемкой продукции в агропромышленном комплексе Тюменской области. Он участвует в формировании региональной аграрной политики и в выполнении Федеральных программ по профилю своей деятельности, которая адаптирована к специфике природных условий и социально-экономической инфраструктуре производительных сил области. В настоящее время в университете обучается более 5000 студентов.