Смотреть что такое "Бытие " в других словарях. Смотреть что такое "Бытие " в других словарях Бытие 26

в. Исаак - под действием благословения, полученного Авраамом (26:1-33)

Быт. 26:1-5 . Некоторые полагают, что история посещения Исааком Авимелеха в Гераре была перепутана преданием с теми случаями, когда в Египет (12:10-20) и в Герар к Авимелеху приходил Авраам. Но правильнее думать, что этот и другие лейтмотивы повторяются в Священном Писании намеренно - чтобы показать, что благословение, полученное патриархом, переходило и на его потомков. В самом деле, в жизнеописаниях Авраама и Исаака не трудно обнаружить множество параллельных мест Это:

а) голод (сравните 12:10);

б) план ухода в Египет, который Бог разрешил осуществить Аврааму, но не позволил Исааку (сравните 12:11);

в) пребывание в Гераре (сравните 20:1);

г) ложь относительно жены, из страха представленной как "сестра" (сравните 12:12-13; 20:2, 11);

д) необычайная красота жены (сравните 12:11,14);

е) встревоженность Авимелеха тем, как бы замужняя женщина не была вовлечена в грех прелюбодеяния (сравните 20:4-7), и ж) укоры Авимелеха (сравните 20:9-10).

Возможно, Авимелех в 26:1 - не то же самое лицо, что Авимелех в двадцатой главе, - ведь между событиями, описанными в этих главах, проходит примерно девяносто лет. К тому же самое слово "Авимелех" соответствовало титулу (такому же, как "фараон" или "царь"). Может быть, титулом являлся и "Фихол" (Быт. 26:26), хотя прямых доказательств этому нет. Но Фихол, упоминаемый в этой главе, мог быть и тезкой Фихолу, жившему ранее (21:22,32).

Авраама на земле больше не было. Он умер! Что же с обетованием, полученным им? Риторическими приемами в главе 26 подчеркивается, что восприемником его сделался Исаак. Главная идея стихов 1-11 состоит в том, что потомки Авраама, послушного слуги Божьего, будут благословляемы благодаря ему, однако, при условии, что и они будут веровать.

Бог обещал Исааку, как обещал его отцу, что не оставит его, что благословит и отдаст ему и сынам его земли, по которым он ныне странствует, что потомство его сделает многочисленным, как звезды небесные (сравните 12:2-3; 15:5-8; 17:3-8; 22:15-18; 28:13-14). Все это за то, говорит Господь, что Авраам послушался гласа Его и соблюдал заповеди его, повеления уставы и законы.

Перед читателем - принятая в ветхозаветное время "юридическая терминология", и израильтянам не сложно было увидеть соответствие ее языку их Торы; это не могло не стимулировать их к повиновению закону, смысл которого, в сущности, сводился к необходимости слушаться слова Божьего. Авраам же познал, что такое послушание свидетельствует об истинности веры.

Быт. 26:6-11 . Исаак в Гераре так же обманул Авимелеха, как в свое время его отец, чем вызвал нарекания со стороны языческого царя, что вот, мол, едва не ввел одного из его подданных в грех прелюбодеяния, заслуживавший наказания смертью и по понятиям Авимелеха (стихи 10-11). Эти стихи должны были еще раз напомнить Израилю, насколько важно для сохранения народа блюсти устои брака.

Коль скоро они рушатся, разрушается и общество (если бы тогда распался брак Исаака, народ израильский не возник бы). (Заметим, что, в отличие от Сарры, Ревекка, очевидно, не была взята Авимелехом в гарем, но, хотя она оставалась в доме своего мужа (стих 8), тот выдавал ее за сестру, дабы "не подвергнуться опасности" со стороны кого-либо из жителей Герара, пожелавшего бы Ревекку прекрасную видом.)

Здесь снова привлекает внимание игра слов. В русском тексте Библии сказано: Исаак играет с Ревеккою (стих 8). При более точном переводе не "играет", а "ласкает" (месахек); это слово созвучно имени Исаак (йсхак), но также напоминает и о "насмешках" Измаила над Саррою (21:9), ибо "насмешка" тоже звучит по-еврейски как месахек. Подбор слов не случаен.

Моисей как бы говорит, что недостаточность веры у Исаака, выразившаяся в том, что он выдал свою жену за сестру, обернулась "насмешкой" над великим обетованием, запечатленным в его имени, над теми обещаниями согласно завету, которые были - по смерти Авраама даны ему (26:2-5). В самом страхе верующего заключена "насмешка" над верою, которая, будучи истинной, побуждает имеющего ее радостно (победно) смеяться (о значении имени "Исаак" в толковании на 21:6).

Быт. 26:12-22 . Будучи временным жителем в земле обетованной, Исаак, тем не менее, богател и процветал, благословляемый Богом. И Филистимляне стали завидовать ему и завалили и засыпали землею все его колодцы. Здесь колодези (источники воды), будучи "преобладающим мотивом", опять-таки символизируют Божий благословения (сравните со спором Авраама с филистимлянами по поводу колодца в 21:25,30). Независимо от того, где копал Исаак и как часто заваливали филистимляне его колодцы, он опять раскапывал их и выкапывал новые (стихи 18-19). Ничто не могло приостановить действия Божьего благословения!

Изгнанный филистимлянами, Исаак расположился в долине Герарской и продолжал искать воду. Но и здесь враждовавшие с ним не оставляли его; жители Герара настаивали на том, что два из выкопанных Исааком трех колодцев принадлежат им. Это отразилось в названиях, которые дал Исаак источникам воды: Есек (спор, ссора), Ситна (ожесточенная вражда) и, наконец, Реховоф, что значит пространное место; в названии последнего колодца отражено торжество Божией заботы о благословляемых Им.

В борьбу с герарцами Исаак не ввязывался. Он уступал им одни колодезь за другим, пока филистимляне не оставили его в покое.

Быт. 26:23-25 . После того, как Исаак обосновался в Вирсавии явился ему Господь и вновь подтвердил, что Авраамов завет распространится на него (стихи 23-24). Исаак реагировал на это так же, как его отец: он воздвиг на том месте жертвенник и призвал имя Господа (сравните 12:7-8; 21:33).

Быт. 26:26-33 . По разрешении конфликтов из-за источников воды явился к Исааку Авимелех с предложением мира и союза. Так же, как Авимелех, современник Авраама, признал, что с Авраамом - Бог (21:22), так и нынешний Авимелех признал, что Бог благословляет Исаака. Новый источник воды - свидетельство неиссякаемой Господней милости - Исаак назвал Шива (что значит "клятва" или "семь"), ведь союз между ним и Авимелехом был скреплен клятвой, схожей с той, что была произнесена Авраамом, в честь чего и получил тогда свое название город Вирсавия (Беэр-шива; 21:23-24). Этот "союз" следовало обновить Исааку, наследнику Авраамова благословения. Другим народам это возвещало на будущее: Божия рука почиет на "семени" Авраамовом, и им следует искать мира с Израилем, если и они хотят стать восприемниками благословений свыше. г. Несостоятельность Исава (26:34-35)

Быт. 26:34-35 . Примечательно, что невоздержанный в своей чувственности Исав женился (впечатление такое, что одновременно) на двух женщинах - хеттеянках (т. е. хананеянках) - на Иегудифе и Васемафе, и это сильно огорчило Исаака и Ревекку. Из этого короткого сообщения ясно, как мало подходил Исав, безразличный к чистоте своего потомства, для Божьего благословения, и сколь неразумным было желание Исаака благословить его (27:1-40). Позднее Исав женился на третьей жене, взяв в свой дом Махалафу, дочь Измаила (28:9).

26:1-3 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;

И для Исаака, как прежде для отца его - периодически наступали трудности и жизнь сахарной не была. Сильный голод в земле, где он жиз с семьёй, вынудил Исаака идти к царю Филистимскому, как видно, за помощью или за советом. Судя по тому, что Бог остановил помышления Исаака идти в Египет за спасением – Исаак собрался в Египет, но Бог остановил его, сказав, чтобы он оставался в этой земле, измученной голодом и ни о чём не беспокоился: Бог берёт его под свою опеку.
Заметим, что такое благоволение к Исааку вызвано не заслугами Исаака или его семьи, а исключительно благодаря клятве Бога, данной Аврааму для потомства его через Исаака.

26:4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
Суть клятвы о благословении Авраама сводилась к тому, чтобы:
1) через некое семя (потомка) Авраама, которым впоследствии оказался Христос –Гал.3:16, Бог имел возможность благословить все народы земли; 2) дать землю странствования Авраама, в которой «течёт молоко и мёд» – в вечное наследие многочисленным плотским потомкам Авраама по линии Исаака (Измаил, старший сын Авраама от рабыни, был отстранён Богом от участия в завете с Авраамом).

После смерти Авраама эти благословения перешли к Исааку.

26:5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
Почему Авраам удостоился такой чести - стать прародителем народа, который Бог изберёт в будущем для Своего удела, решив показать на нём преимущество жизни под руководством небесного Правителя – всем народам земли?

Не случайно выбор пал на Авраама: из всех живущих на земле в то время, когда Бог решил приступить к исполнению Своего намерения по приводу на землю семени, которому надлежало разоблачить и победить дьявола (Быт.3:15) - на земле не оказалось более никого, кто был бы так предан Иегове и во всём послушен Ему. Даже в том, в чём человеку смертному, казалось бы, невозможно послушаться Бога: требование принести в жертву своего сына - Авраам принял так же безропотно и с величайшей покорностью раба Божьего.

Если бы, к примеру, Авраам был из рода англичан или японцев, или - темнокожий африканец, то народом Божьим стали бы не евреи, а англичане или японцы, или темнокожие.
Но поскольку Авраам был евреем, то и народом Божьим оказались евреи по линии Исаака Иакова (Израиля в будущем)

26:6,7 Исаак поселился в Гераре.
7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, [думал он], жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

Исаак доверился Богу и повиновался Его желанию, оставаясь жить в голодном крае. И повторилась история отца с Исааком: заинтересовались Ревекой, женой его в Герраре, ему пришлось сказать, что она всего лишь его сестра.

Здесь становится известной причина такого странного поведения: дикие нравы народа, среди которого ему довелось жить, не считались с мужем если им понравится его жена. Жён там отбирали без проблем, но при этом ещё и мужа в живых не оставляли, а Исааку жизнь его была дорога, поэтому он решился на такой приём так же, как и его отец в былые времена (20:12) Собственно, Ревекка тоже была родственницей Исааку, (дочь племянника Авраама). Так что обмана по сути не было и в этом случае.
Что ещё можно отметить здесь? Хотя и сказано дальше, что миловидность обманчива, и красота суетна, и преимущество - у Богобоязненных жён (Пр.31:30), тем не менее, и Аврааму и Исааку Бог не дал некрасивых жён, каждая из них даже в зрелом возрасте была красавицей, радующей глаз мужьям.

Вывод: Богобоязненная жена - большое везение для мужей в веке этом, но если она к тому же и красивая - везение двойное. Хотя и трудностей больше: была бы Ревекка некрасивой и блёклой, никто бы на неё не позарился в Герраре и Исааку бы ничего не угрожало: не пришлось бы выкручиваться.

26:8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
Однако, тайное всегда рано или поздно становится явным: от Авимелеха-царя, наблюдающего из своего окна за этой парочкой, заметил, что Исаак обращается с Ревекой не как с сестрой, а как с женой. Знаток по этой части он мгновенно «раскусил» их хитрость и вызвал Исаака на серьёзный разговор.

26:9-11 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.
10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.
11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

Как бы там ни было, но даже в этой развращённой земле понимали, что нехорошо спать с чужой женой (собственно, потому мужей и убивали, чтобы сделать жену свободной). С Ревекой чуть было не приключилась беда, кто-то из аборигенов пожелал её, но, к счастью, не успел осуществить своё желание. И Авимелех был рад этому, понимая, что Исаак - Божий человек и так согрешить против него означало бы иметь плохой конец для себя и всей страны.
Поэтому царь даёт указание по всей земле, чтобы под страхом смерти никто не смел и пальцем прикоснуться к этой семье чужеземцев.

Авимелех надеялся на то, что желание жить - у нормальных мужчин его страны гораздо больше желания обладать Ревекой, стало быть, этим указом он обеспечил безопасность Исааку и его жене, ну и себе заодно.

26:12-14 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.
14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.

С тех пор Исаак в этой земле стал процветать и сильно разбогател. Так сильно, что все жители той земли стали ему завидовать. Такая реакция - очень даже естественна в человеческом обществе, поэтому лучше не выходить за рамки среднестатистического жителя страны, в которой выпадает жить.
Однако Исаак богател под присмотром Иеговы, чтобы мог убедиться в правдивости Божьего обещания взять всю семью его под свою опеку, и чтобы соседи не забывали о том, под чьим покровительством живёт Исаак в их земле.

26:15,16 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.
16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

Не имея возможности навредить Исааку по-крупному под страхом смерти, филистимляне напакостили ему не очень крупно: взяли и завалили все колодцы, принадлежащие ещё Аврааму, оставив всех без воды. Судя по тому, что после этого царь попросил Исаака покинуть его территорию – не без ведома царя было сделано это дело.

И, собственно, поведение и опасения Авимелеха можно понять: Исаак сделался сильнее и богаче его, что же это за царь, если чужеземцы - величественнее его? Не отберут ли они и землю царя, если величием его завладели?

26:17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.
Примечательно, как ведёт себя Исаак: он не стал противиться Авимелеху, хотя вполне мог бы сказать о том, что Сам Бог у него в покровителях и пригрозить тем, что Авимелех может за такое самоуправство сильно пострадать: шутка ли, оставить без воды столько людей?

Мог бы также обратиться к Богу за помощью, например. Но нет. Исаак уступает просьбе царя и соглашается без проблем покинуть его территорию (до этого он жил недалеко от царского дворца).
В общем, Исаак, кроме того, что был благоразумен в этой ситуации - продемонстрировал ещё и своё отношение к людям: «есть чем платить, но он не хотел победы любой ценой». По-доброму Исаак относился к жителям этой страны, в которой и его хорошо принимали до сих пор. А желание отослать его подальше - вполне было объяснимо.

Итак, Исаак не стал бороться за своё место под солнцем Авимелеха, смиренно послушав чужого царя. Смирение - ценное качество для Божьего служителя.

26:18-22 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.
19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.
20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.
22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
История, рассказывающая о благоразумном подходе Исаака к поиску места жительства для себя и своей семьи: места, в которых возникали распри и споры по поводу пользования колодцами - Исаак оставлял и снова уступал спорщикам, хотя выкопать колодец - дело нелёгкое и требует многих усилий.
Никакие физические усилия не были дороги Исааку так, как был дорог мир для жизни своей семьи. Ради сохранения мира Исаак готов был идти на большие жертвы и в конце концов он нашёл место, о котором никто не спорил с ним. Там и остался.
Интересно, что Исаак, найдя спокойное место для жительства, сказал, что это Бог дал, а не он нашёл. Понятно, почему: Бог не мог бы одобрить место жительства Исаака, в котором ежедневно бы возникали распри и всё худое из-за них. Иегова - миролюбивый Бог, поэтому и Его служители - миролюбивы по своей внутренней сущности, но цену за мир готовы платить себе в ущерб: уходят сами с «поля боя», а не выталкивают силой своих противников.
Божьему служителю есть чему поучиться у Исаака в желании найти себе в веке этом место под солнцем.

26:23-25 Оттуда перешел он в Вирсавию.
24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего.
25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.

Вирсавия - место, где был заключён мирный договор Авраама с филистимлянами (21:32). Там Исааку явился Бог с откровением о том, что не покидает Исаака и верен обещанию Авраама, раба своего по части благословения для потомков его через Исаака.
Откровение Господа побудило Исаака устроить жертвенник и принести жертву благодарности за милость Иеговы.
Собственно, так же когда-то поступил и его отец, воздвигнув жертвенник в ответ на откровение Бога (12:7) Образное Святилище Авраама теперь перешло к Исааку в Вирсавии (21:32,33).

26:26,27 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.
27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?

Со временем к нему пришли те, кто прогнали его – царь Авимелех с другом и военачальником и, естественно, Исаак удивился их приходу, однако, приход этих больших персон не был случайным: Однако с тех пор, как он покинул их территорию - он перестал им угрожать, а в качестве союзника сильный и богатый Исаак очень даже мог бы им пригодиться.

26:28,29 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,
29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.

Царь ясно увидел, что это не Исаак такой удачливый и разумный, но что Бог благословляет его, если в долине безводной и засушливой, куда он ушёл от них, Исаак не понёс ущерба.
Иметь в союзниках Божьего служителя - очень выгодно, ибо в какой-то мере - гарантия защите от зла с его хотя бы стороны. А если зло с другой стороны придёт, то Божий служитель, будучи союзником, может и помощь оказать с благословения Бога.
В общем, заключили все они союз мира, но тем дело не закончилось

26:30,31 Он сделал им пиршество, и они ели и пили.
31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.

В честь заключения союза устроил Исаак пир для гостей своих и поклялись они друг другу в том, что не станут причинять зла друг другу.
Даже с иноверцами мир и дружеские отношения поддерживать не помешает никому.

26:32,33 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.
33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня.

Сообщение о том, что рабы Исааковы нашли воду в той местности, где им пришлось жить. Можно себе представить, насколько нелёгкой была жизнь у Исаака и его семьи, ибо не Бог выкапывал им колодцы и обустраивал их жизнь, а они сами своими трудами.

26:34,35 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;
35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Сообщение о женитьбе Исава, продавшего первородство Иакову, на дочерях хеттейских.
Собственно, этот поступок также говорит о том, что Исав не был обременён любовью к духовному и к заветам Авраама, не желавшем дочерей Ханаана - потомкам своим в жёны. Пренебрежение духовными ценностями и сыграло свою роль в жизни Исава и показало всем, что Бог бы и не мог выбрать его - наследником обетования Авраама по той простой причине, что это часть жизни Исава совсем не интересовала.
Он стал мирским человеком с плотскими желаниями и миропониманием, тем самым сам себя сделав недостойным принятия эстафеты благословения Аврамова.

1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.

2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,

3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;

4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,

5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

6 Исаак поселился в Гераре.

7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, [думал он], жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.

9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.

10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.

11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

12 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.

13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.

14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.

15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.

16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.

18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.

19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.

20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.

21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.

22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.

23 Оттуда перешел он в Вирсавию.

24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего.

25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.

26 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.

27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?

28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,

29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.

30 Он сделал им пиршество, и они ели и пили.

31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.

32 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.

33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня.

34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;

35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;
4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
6 Исаак поселился в Гераре.
7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, [думал он], жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.
8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.
10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.
11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.
12 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.
14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.
15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.
16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.
17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.
18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.
19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.
20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.
22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
23 Оттуда перешел он в Вирсавию.
24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего.
25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.
26 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.
27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?
28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,
29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.
30 Он сделал им пиршество, и они ели и пили.
31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.
32 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.
33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня.
34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;
35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Опять голод, ещё более жуткий. Исаак собрался было в Египет, но Е.Б. остановил. А кочевнику не всё равно? Исаак идёт к тому же Авимелеху, царю герарскому (в Филистимляндии), что и его родители. Повторение истории с женой-сестрой (Ревекка то уж точно не сестра, она – двоюродная племянница Исаака; в иврите это совершенно разные слова). Ценные навыки в этом семействе передаются по наследству, из уст в уста. Сутенёром в Библии быть очень легко, вполне безопасно и высокоморально. На этот раз её даже не трогают, но дары всё равно дают. И Авимелех второй раз лоханулся. Не знал разве, что с этим семейством шутки плохи?

Следующий анекдот:

«И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь».

Чудеса в решете. Своей земли не имеет. Кочевник-сеятель. Да ладно, ладно, это ему Е.Б. ускоренные курсы земледелия прочёл.

Филистимляне стали завидовать, засыпали ему колодцы. Авимелех попросил удалиться, и Исаак поселился с шатрами в долине Герарской. Бизнес не удался, все поля побросал…

Исав в 40 лет берёт себе двух жён, «и они были в тягость Исааку и Ревекке» . Ничего себе оплеуха! Зверолов в тягость тому, кто ничего и не делает. Проданное первородство – пока межу ними. Никто больше не знает. Отец ещё не умер. Отец - хозяин всего, а законный наследник - Исав!

1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.

2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,

3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;

4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,

5 за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

6 Исаак поселился в Гераре.

7 Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.

9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.

10 Но Авимелех сказал [ему] : что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.

11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

12 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.

13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.

14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.

15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.

16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.

18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его.

19 И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой.

20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.

21 [Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.



22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.

23 Оттуда перешел он в Вирсавию.

24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего.

25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской].

26 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.

27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?

28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,

29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.

30 Он сделал им пиршество, и они ели и пили.

31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.

32 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.

33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до сего дня.

34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;

35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.