Презентация "Юрий Визбор" презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему. "Я сердце оставил в горах"

Слайд 2

«Он любил сильных, мужественных и добрых людей и сам был мужественным и добрым в своем искусстве» Булат Окуджава

Слайд 3

Пролог Биография Творческое наследие Фильмография Фотогалерея Аудиоряд Эпилог Источники информации

Слайд 4

Пролог

«Ведь дело мужчин, пересилив тревогу, Надежно держать чуть дрожащий штурвал И молча глядеть на ночную дорогу, Чтоб компас души верный путь указал…» (Ю.И. Визбор)

Слайд 5

Биография

Детство и юность Педагогический институт Армейская служба Журналистская и творческая карьера Визбор - путешественник и альпинист Уход из жизни

Слайд 6

Детство и юность

Родился Юрий Иосифович Визбор 20 июня 1934 года в Москве, в родильном доме им. Крупской. Его двадцатилетняя к тому времени мать Мария Григорьевна Шевченко была привезена в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым Юзефом Визборасом. (В российском варианте его непривычная литовская фамилия потеряла две последних буквы, а имя стали писать как Иосиф Визбор). Юзеф был красным командиром, моряком, а также неплохим художником. В годы сталинского террора он был репрессирован, а в 1958 реабилитирван посмертно.

Слайд 7

Юрий и его мама (по образованию фельдшер) были вынуждены «путешествовать» по стране в поиске заработка. Часть детства Визбора прошла в Хабаровске, потом они вернулись в Москву, где пережили Великую Отечественную Войну. С 1941 семья проживает на Сретенке, с образом которой впоследствии связаны многие мотивы в творчестве Визбора-барда.

Слайд 8

Ещё в раннем детстве отец пытался учить мальца живописи, но тот не желал быть хлюпиком – художником. Он мечтал о небе или футбольном поле. Под футбол отводилась ежедневная тренировочная база в Таракановском парке. Впоследствии многие его произведения он посвятит футболу и «небу».

Слайд 9

Юрий готовил себя к мужественной профессии летчика и даже получил в аэроклубе документ, который удостоверял его право водить самолет. С девятого класса Визбор ходил в 4-й московский аэроклуб, где отучился два года и летал на По-2 и Як-18.

Слайд 10

В 14 лет Юрий впервые взял гитару и стал «брать уроки» у дворовых учителей. Тогда же случилась первая любовь и первое стихотворение: Сегодня я тоскую по любимой, Я вспоминаю счастье ПРЕЖНИХ ДНЕЙ. Они, как тучки, ПРОНЕСЛИСЯ мимо, И снова СТРАСТЬ горит в груди моей. Тетрадка с тайными виршами была обнаружена матушкой при генеральной уборке, состоялось расследование насчёт “прежних дней”.

Слайд 11

Педагогический институт

Провалившись в престижные ВУЗы, по совету друга Владимира Красновского поступает в московский педагогический институт им. В.И. Ленина 1951 г. В начале 1950-х МГПИ был одним из центров нарождавшегося жанра самодеятельной, или авторской песни, и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра. В это время в МГПИ учились Юрий Ряшенцев, Юлий Ким, Ада Якушева, Пётр Фоменко, Юрий Коваль – впоследствии достаточно известные в литературных кругах люди. Они же писали песни, обычно на известные мелодии, никаких попыток сочинительства музыки не предпринималось.

Слайд 12

Первую свою песню, “супер-романтическое произведение”, Визбор написал в 1952 году. Называлась песня “Мадагаскар”, хотя к известному острову никакого отношения не имела. В то время увлекались Киплингом, экзотикой далёких стран, когда всё казалось романтичным. Ну а музыка песни была заимствована из спектакля Кукольного театра С.Образцова “Под шорох твоих ресниц”. Визборовскую волну «педсочинительства» подхватили его друзья. Так фактически зарождалась советская бардовская песня. К периоду учёбы относятся десятки его ранних песен, в том числе гимн МГПИ-МПГУ. По окончании МГПИ в 1955 году Визбор едет по распределению в посёлок Кизема Архангельской области. Там в маленькой одноэтажной деревянной школе-восьмилетке, он преподаёт русский язык и литературу, географию, английский язык, физкультуру.

Слайд 13

Армейская служба

Служил Визбор в Кандалакше, стал радистом. Объездил и облетал весь Север. Времени для сочинительства был немного, но в армейских газетах появляються первые публикации – рассказы, стихи, строевая песня связистов (музыку к ней написал неизменный Красновский, который служил вместе с Визбором). Словом, шёл процесс познания жизни, накопления опыта. Сержант Визбор не раз награждался “за активное участие в работе художественной самодеятельности и высокий уровень исполнительского мастерства”. В архиве Визбора храниться и грамота за второе место по работе на радиостанциях среди сержантов на окружных состязаниях связистов в 1957 году.

Слайд 14

Журналистская и творческая карьера

Визбор – журналист Визбор – сценарист Визбор - киноактер

Слайд 15

Визбор – журналист

В октябре 1957 демобилизовался в звании старшего сержанта, начал работать журналистом. По возвращении в Москву, работает в молодежной редакции по телевидению и радиовещанию. Был одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». В октябре 1962 года вышла в эфир радиостанция “Юность”, инициатива создания которой принадлежала Юрию Визбору. До “Юности” молодёжный отдел вещал скудно, неуверенно, разбросанно в эфире. Нужно было стать голосом самой молодёжи, а не “вещанием” для неё.Эту работу Визбора сегодня можно оценить как существенный качественный сдвиг не только в формах работы радиовещания, но и вообще в духовной жизни наших стран.

Слайд 16

Другое детище Визбора и его единомышленников на радио – тогда первый в нашей стране журнал с гибкими грампластинками – “Кругозор”. Уже в первом номере в апреле 1964 года появляется песня-репортаж Визбора “На плато Расвумчорр”. Все с волнением ждали откликов. Волновался и Визбор: как воспримут читатели-слушатели столь необычную форму – песню-репортаж? Ведь не только сторонников, но и противников у неё было не мало и в редакции и на радио! Поступившие отклики окрылили создателей и авторов “Кругозора” – журнал понравился и раскупался, что называется, нарасхват. Особенность песен-репортажей состояла в том, что Визбор встречался со строителями, ракетчиками, моряками, лётчиками, нефтяниками, даже работал вместе с ними, делал документальные записи и сочинял песни о конкретных людях, событиях, но так, чтобы каждая песня носила какой-то обобщающий характер, могла звучать самостоятельно. Наверно, можно назвать эту работу радиожурналиста Юрия Визбора песенной летописью 60-х годов, правдивым рассказом о современниках.

Слайд 17

Песня - репортаж

  • Слайд 18

    Визбор – сценарист

    С 1 июля 1970 года Визбор работает в творческом объединении “Экран” Центрального телевидения. “Моя работа – штатного сценариста – напоминает работу пожарного или врача скорой помощи. То есть я получаю отснятую и не принятую студией и мной же как членом художественного совета сценарной коллегии картину и перемонтирую её, придумываю новый ход, пишу новый текст. А кроме того, снимаю сам”. Охват проблем и “география” документальных фильмов Визбора очень широки.Достаточно назвать только ряд его картин из сорока, в которых он был либо сценаристом, либо режиссёром, либо автором текста, а порой и совмещая эти функции (см. фильмографию). Фильмы Визбора отмечны печатью гражданской искренности, глубиной проникновения в освещамые проблемы, высоким художественным уровнем, они окрашены лирическим подходом автора к своим героям.

    Слайд 19

    Визбор - киноактер

    Хорошо известен Юрий Визбор и как киноактёр. Сниматься он начал в 1965 году – в фильме Марленна Хициева “Июльский дождь”. Когда ему тогда корреспонденту “Кругозора”, позвонили с “Мосфильма” и предложили роль в кино, он воспринял это как розыгрыш. Хуциев не ошибся в выборе актёра на роль Алика – Визбор должен был сыграть почти самого себя. В фильме он исполнил две песни: “Простите пехоте” – Б.Окуджавы и свою – “Спокойно, товарищ, спокойно”. Затем следовали съёмки в фильмах “Возмездие”, “Красная палатка”, “Рудольфио”. Его приглашали такие режисёры, как А.Столпер, М.Калатозов, Д.Асанова, Л.Шепитько, Г.Панфилов, Т.Лиознова. Его партнёрами были А.Белявский, А.Митта, И.Чурикова, А.Демидова, А.Папанов, К.Лавров, Ю.Соломин, О.Табаков, В.Тихонов, И.Ледогоров. Что позволило Юрию Визбору успешно сняться в полутора десятках фильмов? В первую очередь, пожалуй, его типажность. Ведь он почти везде играл своих современников, часть прожитой им самим жизни.

    Слайд 20

    Кадр из к/ф «Июльский дождь»

  • Слайд 21

    Исключением из общего правила была роль Бормана в телесериале “Семнадцать мгновений весны”. Перед актёрами, исполнявшими роли верхушки третьего рейха, ставилась задача – показать фашизм как опасного, серъёзного врага и тем самым доказать силу и превосходство советской идеологии и морали, победивших его. Именно эта задача привлекала Визбора.

    Слайд 22

    Визбор - путешественник и альпинист

    Одним из серьёзнейших увлечений Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. В 1967 году мог подняться на пик Ленина, но на подходах сложилась аварийная обстановка и ему пришлось доставлять вниз пострадавшего. В 1977 году на Юго-Западном Памире он вместе со своими неизменными товарищами поднялся на одну из безымянных вершин высотой 5800 метров. он знал, пожалуй, всех известных наших альпинистов и многих неизвестных. В любом альплагере он был желанным гостем. Он провожал и встречал советскую команду, совершившую восхождение на Эверест. Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в песнях и сделало песни Визбора популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.

    Слайд 23

    Уход из жизни

    В марте 1984 Визбор пишет свою последнюю песню («Цейская»). С апреля тяжело болен (рак печени). Скончался Юрий Иосифович Визбор в Москве 17 сентября 1984 года, в неожиданно тёплый и синий день той ненастной осени. Что ж ты нигде не живёшь? Мы-то пока поживаем, Мало чего успеваем, Но презираем за ложь, Но бережем за тепло, Старые добрые песни, Ну, постарайся воскресни, Время чудес не прошло… Похоронен на московском Новокунцевском кладбище.

    Слайд 24

    Юрий Визбор

  • Слайд 25

    Творческое наследие

    Юрий Визбор-поэт и певец, автор трёхсот песен, голос поколения Он не был трибуном, как Высоцкий. Его не назовешь великим, таким, каким был Окуджава. Но он был Поэтом. У него была особая, ни на кого не похожая нота, без которой наша жизнь была бы гораздо бедней. Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы (в 1966 году - «Ноль эмоций», в 1986 году - «Я сердце оставил в синих горах», в 1988 году - «Сад вершин», в 1995 году - «Я верю в семиструнную гитару» и «…И льёт на пустыни мои доброта…», в 1999 - двухтомник стихов, песен и прозы), компакт-диски.

    Слайд 26

    В двадцать лет Юрий Визбор осознал, что искоренить плохие песни можно только хорошими. К двадцати пяти годам он чётко понял, как это надо сделать. “Нытье – вещь поверхностная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявлять более слолжное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, моё кредо” – говорил он. Главным и внутренне осознаваемым был для Визбора выбор позиции – гражданской позиции. И определиться нужно было не перед какими-то официальными инстанциями, организациями, знакомыми, а перед самим собой. По сути дела нужно было понять, кто ты и что ты есть, что ты можешь сказать людям, и сказать за них от их имени. Здесь не должно быть ничего модного, преходящего, конъюктурнрго, заказного. Только ты, твоя совесть – твой главный редактор, критик, цензор. И эту позицию не надо афишировать на каждом углу – её нужно просто реализовать, воплотить в делах, песнях, творчестве, раз уж ты избрал такую форму самовыражения. Видимо, эта избранная Визбором позиция и определяла какое-то время его лидерство во главе всей колонны “бардов” первого поколения.

    Слайд 27

    В отличие от некоторых из них, песенная поезия Юрия Визбора не уводит в мир бесплодных мечтаний, не жалуеться и не скулит в порыве болзненного самокопания, а добродушно подсмеиваеться, она исходит от здорового, сильного человека. Герой Визбора смотрит на мир не со стороны – он сам ощущает себя частью этого мира, он хозяин этого мира: Знаком ли ты с землёй? Да вроде бы знаком. А чей тут дом стоит? Да вроде общий дом. А может, это твой? Внимательно смотри – Ведь нет земли такой В других концах земли Созидательную роль творчества Юрий Визбор осознавал очень хорошо: “Мы говорим, что время делает песни. Это верно. Но и сами песни чуть-чуть делают время. Входя в нашу жизнь, они не только создают её культурный фон, но часто выступают как советчики, выд вигают свою аргументацию в тех или иных вопросах, а то и просто рассказывают. Они становятся “делателями жизни”, как и всякое иное искусство”.

    Слайд 28

    Романтика походной жизни

    Визбор заявил о себе прежде всего как романтик походной жизни, романтик дорог. Походная туристская тематика стала определяющей темой песенного сочинительства Визбора. Он развил и узаконил и жанр "песни у костра", и саму культуру "пения у костра","общего" пения. И песни у него были как простой, но незаменимый в походе материал, как колышки для палатки. Их можно было продолжать самому, переделывать, даже присвоить без опасения, что уличат в воровстве. Бардовская песня стала массовым явлением именно тогда, когда ее стало можно украсть, выдать за свое. Это же свойство делало песни Визбора народными, общими. Не случайно визборовская “Лыжи у печки стоят” оказалась первой (в истории человечества!) песней, прозвучавшей из космоса.

    Слайд 29

    Лыжи у печки стоят

    Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой. Месяц кончается март, скоро нам ехать домой. Здравствуйте, хмурые дни, горное солнце, прощай. Мы навсегда сохраним в сердце своем этот край. Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог, Нас ожидает с тобой марево дальних дорог. Вот и окончился круг, помни, надейся, скучай. Снежные флаги разлук вывесил старый Домбай. Что ж ты стоишь на тропе, что ж ты не хочешь идти. Нам надо песню запеть, нам нужно меньше грустить. Снизу кричат поезда. Правда, кончается март. Ранняя всходит звезда, где-то лавины шумят. Слушать

    Слайд 30

    К этой теме относятся такие стихи (песни), как “Бивуак”, “Над рекой рассвет встаёт”, “Путевая”, “Прощальная”, “Снова в Турграде”, “Синей дымкою горы подёрнулись”, “Парень из Кентукки”, “Карельский вальс”, “ жить бы мне, товарищи”, “Прощай Москва!”, “Старые ели”, “Тихий вечер спустился за Камою”, “Дождик опять моросит с утра”, ”, “Романтики”, “Вечерняя песня”.и др. Негромкие, лиричные, светлых и чистых тонов, иногда с ноткой грусти, но не пессимизма, с незатейливыми, легко запоминающимися мелодиями.

    Слайд 31

    До сих пор одна из популярных песен – «Милая моя». Для миллионов людей разных поколений – это ушедшая юность, гитары у костра, первый поцелуй, первая горная тропа…

    Слайд 32

    Горная тема

    Одна из ярких страниц творчества Юрия Визбора – его песни о горах. Он – признанный певец мужской дружбы, товарищества. Никто другой из самодеятельных авторов так хорошо не был знаком с горами, никто не отдал столько сил, таланта, чтобы выразить свою любовь к горам. Через всё более чем тридцатилетнее творчество Юрия Визбора тянется поэтичский горный хребет, составленный из его песен, где есть свои вершины, перевалы, долины,реки… Вот первое очарование горами, ещё в начале 50-х: “Теберда, Теберда, голубая вода”, “В облаках стоят вершины”, “Синей дымкою горы подернулись”. Горы для него – одухотворенные существа, без идеалистической мистики, конечно, – просто таково его поэтическое видение. Он наделяет их многими качествами живого, человеческого. “Что манит в горы? Наверное, прежде всего сами горы, прекрасные, неповторимые, разные. Каждый горный район – поток открытий… Горами можно любоваться бесконечно, смотреть на них как на огонь или бегущую воду” – говорил Визбор. Горы – это не только красиво. Гора для альпиниста, по Визбору, – объект творчества, он “возделывает сам себя, засевает поле своей судьбы мужеством, взращивает мощные и прекрасные всходы”. Отыщешь ты в горах Победу над собой. Самоутверждение, проверка самого себя, чтобы не забыть своего предназначения.

    Слайд 37

    Фильмы, поставленные посценариям, написанным Визбором

    1961 - Выше неба 1971 – Вахта на Каме 1972 – Столица 1973 - Диалоги в Полоцке 1974 - Доктор 1974 – Помнит Дунай 1977 – Братск, вчера и завтра 1978 – Хлеб легким не бывает 1979 - Мурманск-198 1980 – На полюс! 1981 – Среди космических дорог – одна моя 1982 - Год дракона 1982 – Город под Полярной звездой 1985 - Капитан Фракасс 1986 - Прыжок

    Слайд 38

    Фотогалерея

  • Слайд 39

    Аудиоряд

    Осенние дожди Кандалакша Велосипед Белый пароходик Ветер в соснах… Осколок луны Милая моя

    Слайд 40

    Эпилог

    Можно подумать, что Юрию Визбору везло в жизни. Так случилось, что он оказался у истоков самодеятельной песни и стал голосом поколения. По счастливой случайности он был в числе создателей радиостанции “Юность” и журнала “Кругозор”, случайно снялся в кино… и т. д. Не слишком ли много счастливых случаев для одного человека? Однако все эти “случайности” выливаются в общем итоге в определённую закономерность. Визбор не плыл по воле обстоятельств: “Судьба меня качала, но и сам я не святой, я сам толкал её на поворот”. Он был незаурядным человеком, наделённым многими способностями, и умел приложить свой главный талант – быть Личностью там, где требовало Время.

    Слайд 41

    Дискоряд

  • Слайд 42

    Источники информации

    1. Альперина C. «Обучаю играть на гитаре»//«Российская газета» 2004 2.Андреев Ю.А. “Наша авторская…” //Москва: “Молодая гвардия”, 1991. 3. Аннинский Л. «Стреляющие ветки»// Предисловие к 3-х томному изданию Ю.Визбора, 1997 4. Архангельский А. МУЖЧИНА, НЕ ДУРИ! //Журнал «Огонек» 2004 5. Васильев Г. Человек во множественном числе //Газета «Комок», Красноярск 1996 6.Визбор Ю.И. “Я сердце оставил в синих горах” //Москва: “Физкультура и спорт”, 1986 7. Исмаилов В. Нас обокрали на Визбора // 8. Клиндюк А. У «Распахнутых ветров» – юбилей 2004 9. Подкладов П. У «Распахнутых ветров» – юбилей; СНЕЖНЫЙ МЕДВЕДЬ В ДУБЛЕНКЕ // NewsInfo 2004 10.Сухарев Д.А. “Юрий Визбор” //Москва: “Киноцентр”, 1989 11. http://www.vizbor.ru/ 12. http://ru.wikipedia.org/ 13. http://www.tram11.ru/viz/viz_0103.html 14. http://www.rutube.ru/ 15. http://www.youtube.com/ 16. http://www.google.ru 17. http://www.mail.ru 18.http://wallpaper.zoda.ru/bd/2006/08/12/bf7db947d527f44c45eeb690a9cc23eb.jpg 19.http://www.amdm.ru/articles/beginners/left_set.jpg

    Посмотреть все слайды

    Презентация по слайдам

    Текст слайда: Юрий Визбор


    Текст слайда: Юрий Иосифович Визбор родился в 1934 году в Москве. После школы пошел в Московский пединститут на факультет русского языка и литературы. И там В 1951 году написал свою первую песню – «Мадагаскар»: «Чутко горы спят, Южный Крест залез на небо, Спустился вниз, в долину облака. Осторожней, друг, - Ведь никто из нас здесь не был, В таинственной стране Мадагаскар».


    Текст слайда: Он попал на работу в школу в Архангельской области, но всего на полгода, а потом, как у всех, армия. Вернувшись уже не учительствовал, работал на Гостелерадио, страшно престижное было место в СССР. Радио! Миллионы слушателей и зрителей. Может быть, именно поэтому не стихи, а песни, новый жанр, который потом назовут бардровский, захлестнул его. За 10 лет Юрий написал 50 песен, ставших популярными в студенческой среде. 16 из них написаны в соавторстве со Светланой Богдасарвой, Однокурсницей Юрия. В 1961 году Москвиной была сделана первая профессиональная запись в студии ГДРЗ. Только один час Визбор пел свои песни, еще один час записи – песни Булата Окуджавы, Ады Якушевой неизвестных авторов. В конце этого « радиоконцерта» Юрий спел под гитару известный советский шлягер « Я люблю тебя, жизнь».


    Текст слайда: В 1970 году Визбор переходит на работу редактором сценарного отдела творческого объединения «Экран». Снимается в фильмах и пашет сценарий. 17 сентября 1984 года Юрия Визбора не стало. За всю жизнь он написал около 320 песен. И главное- осталось великое движение романтиков с гитарой … Спасибо, Визбор!


    Юрий Визбор Дата рождения: 20 июня 1934 Место рождения: город Москва Дата смерти: 17 сентября 1984 Место смерти: город Москва Род деятельности: актер, журналист, писатель, сценарист, драматург, поэт, бард

    Окончил факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в 1955 году. Работал учителем на Севере, там же служил в армии. Был корреспондентом радиостанции "Юность", журнала "Кругозор"; сценаристом на студии документальных фильмов. Журналист, киноактер, поэт и прозаик, драматург. Член Союзов журналистов и кинематографистов СССР. Один из зачинателей жанра студенческой и туристской песни.

    Песни начал писать с 1951 года за малым исключением на свои стихи. Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы (в 1966 году – "Ноль эмоций", в 1986 году – "Я сердце оставил в синих горах", в 1988 году – "Сад вершин", в 1995 году – "Я верю в семиструнную гитару" и "...И льет на пустыни мои доброта...", в 1999 году – двухтомник стихов, песен и прозы), компакт-диски.

    В октябре 1957 года демобилизовался в звании старшего сержанта, начал работать журналистом. Был одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». Сержант Визбор не раз награждался «за активное участие в работе художественной самодеятельности и высокий уровень исполнительского мастерства».

    В 1958 Визбор женится на Якушевой, у них рождается дочь Татьяна. Песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобретают популярность среди студентов, туристов и интеллигенции вообще, сперва в Москве, а затем и по всей стране. В 1962 принял участие в создании радиостанции «Юность». В 1964 выступает как создатель жанра песни-репортажа. Юрий Визбор с дочкой Татьяной

    Юрий Визбор в роли Мартина Бормана в фильме «Семнадцать мгновений весны». Походная туристская тематика, горы стали определяющими темами песен Визбора до конца 50-х годов. На заимствованные мелодии написаны такие песни, как «Бивуак», «Над рекой рассвет встает», «Путевая», «Прощальная», «Снова в Турграде», «Синей дымкою горы подернулись».

    В марте 1984 Визбор пишет свою последнюю песню «Цейская». Всего за 33 года написано более 300 песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами. С апреля тяжело болен раком печени. 17 сентября 1984 Визбор скончался в Москве. Похоронен на московском Новокунцевском кладбище.

    Другое детище Визбора и его единомышленников на радио - первый в нашей стране журнал с гибкими грампластинками - «Кругозор». Уже в первом номере в апреле 1964 года появляется песня-репортаж Визбора «На плато Расвумчорр». Все с волнением ждали откликов. Волновался и Визбор: как воспримут читатели-слушатели столь необычную форму - песню-репортаж?

    Творческое наследие Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы (в 1966 году - «Ноль эмоций», в 1986 году - «Я сердце оставил в синих горах», в 1988 году - «Сад вершин», в 1995 году - «Я верю в семиструнную гитару» и «…И льёт на пустыни мои доброта…», в 1999 - двухтомник стихов, песен и прозы), компакт-диски. 27 марта 2006 года на горе Чегет в Кабардино-Балкарии во время проведения VII Фестиваля горнолыжной авторской песни «Приэльбрусье - 2006» была установлена мемориальная доска одному из основоположников жанра авторской песни, известному барду, актеру, драматургу, журналисту Юрию Иосифовичу Визбору.

    Цели мероприятия:

    • заинтересовать учащихся личностью поэта, композитора;
    • обратить внимание на глубокую лиричность поэзии,

      нежную любовь к родине, природе;

    Ребята входят и рассаживаются по песню Юрия Визбора “Наполним музыкой сердца”

    Презентация “Здравствуй, я вернулся” (Приложение 1), музыкальное сопровождение.

    Ведущий (преподаватель): “Здравствуй, я вернулся” Автор этой песни Юрий Визбор. Кто мне скажет, кто такой, Юрий Визбор?(ответы зрителей ). Юрий Визбор – это кумир молодежи 60-70-х годов.

    Что такое бардовская песня? Когда она родилась? (ответы ребят )

    Первые бардовские песни рождались на кухне, именно там, а где еще могли встретиться физики с лириками, чтобы попеть под гитару?А из кухни они уезжали на слеты, фестивали. Так зарождалось бардовское движение.

    Ведущий 1: Кто первый стал исполнять свои стихи под гитару? Кто – то скажет, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. Но я осмелюсь сказать, что у истоков авторской песни стоит Ю.Визбор.

    Ведущий 2:“Юрий Визбор был богом и кумиромГрушинского фестиваля” - вспоминает Б. Кейльман – президент клуба им. Валерия Грушина.

    Ведущий (преподаватель): Я помню, как вечерами папа включал ленточный магнитофон “Астра -2” и мы слушали голос, который не то пел, не то рассказывал:

    Лыжи у печки стоят,
    Гаснет закат за горой,
    Месяц кончается март -
    Скоро нам ехать домой

    Песня “Домбайский вальс” в исполнении Гурьевой А.

    Ведущий 1: В 1951 году Юрий окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский Государственный Педагогический Институт им. В.И. Ленина. Там он встречает свою первую большую любовь. Это Ада Якушева (Приложение 2 , слайды 1, 2)

    Песня “Ты у меня одна”. Поют все ребята, аккомпанируют участники КЛАПа “РИТМ”.

    Ведущий 2: В Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина закладывались определенные традиции; студенты занимались футболом, волейболом, боксом, легкой атлетикой, коньками. В пединституте, типично женском, где ребята были наперечет, Визбору пришлось на первом курсе выступать за свой литературный факультет по одиннадцати видам спорта и по шести-семи - за институт. Но, как и положено, многочисленные увлечения прошли, а настоящая любовь осталась. Этой любовью стали горы.

    Песня “Мой друг рисует горы” в исполнении Дрибной В., аккомпанирует Гурьева А. (КЛАП “РИТМ”)

    Ведущий 3: Визбор-студент, сумевший вместе со своими товарищами сделать так, что их МГПИ стал центром, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, кружилась вся студенческая Москва. Студенты же писали песни, обычно на известные мелодии, никаких попыток сочинительства музыки в то время не предпринималось. Первую свою песню, “супер романтическое произведение”, Визбор написал в 1952 году. Это был текст песни “Мадагаскар” (Приложение 2, слайд 3)

    Песня “Мадагаскар” поет все участники КЛАПа “РИТМ”.

    Ведущий 2: По окончании Московского Государственного Педагогического Института в 1955 году Юрий едет по распределению в поселок Кизема Архангельской области. Там в маленькой одноэтажной деревянной школе-восьмилетке он преподает русский язык и литературу, географию, английский язык, физкультуру. (Приложение 2, слайд 4 ) А потом была армия. (Приложение 2, слайд 5 )

    Ведущий 1: Служил Юрий Визбор на Севере, стал радистом. Объездил и облетал весь Север. Север, Карелия, Хибины навсегда покорили Юрия Визбора. Вот отрывок из одного стихотворения, написанного в армии:

    Ветер в сопках. Синева долин.
    Белый, замороженный залив.
    Здесь учился жизни боевой:
    Песни петь, чеканить строевой.
    Как же расплатиться мне с тобой,
    Край мой, бесконечно голубой?
    Я - не гость, считающий часы,
    Я, москвич, представь себе, - твой сын.

    Ведущий 2: Закончив службу, Визбор возвращается в Москву, где начинает работать в молодежной редакции Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Работа на радио, освоение профессии журналиста дали Визбору огромный эмоциональный заряд для творчества, поскольку приходилось много ездить по стране, встречаться с людьми. И снова активные занятия альпинизмом, знакомства с коллегами по “песенному цеху”. К тому времени туристская, студенческая песня развивалась бурно.

    Песня “Перевалы” в исполнении зала, аккомпанируют ребята КЛАПа “РИТМ”

    Ведущий 3: В октябре 1962 года вышла в эфир радиостанция “Юность”, инициатива создания которой принадлежала Юрию Визбору. “Помню, - рассказывал потом Визбор, - каких усилий требовали первые программы. И я нисколько не жалею о том тяжелом времени - это было прекрасное время поисков. Нам очень повезло в том смысле, что мы начинали совершенно новое дело...”

    Другое детище Визбора и его единомышленников на радио - первый в нашей стране журнал с гибкими грампластинками - “Кругозор” (показываю журнал ).

    Песня “В горах дожди” исполняют Герасимов С., Торлопов А., Демин М., Полугрудов Р.

    Я помню тот край окрыленный,
    Там горы веселой толпой
    Сходились у речки зеленой,
    Как будто бы на водопой.
    Я помню Баксана просторы,
    Вершины в снегу золотом.
    Ой горы, вы синие горы,
    Вершины, покрытые льдом,
    Здесь часто с тоской небывалой
    Я думал, мечтал о тебе.
    Туманы ползли с перевалов
    Навстречу неясной судьбе.
    Звенели гитар переборы,
    И слушали их под окном
    Ой горы, ой синие горы,
    Вершины, покрытые льдом.

    песня “Баксанская”, в исполнении Дрибной В., аккомпанирует Гурьева А..

    Ведущий (препоаватель): Сегодня, 17-е сентября – день смерти великого советского барда, одного из первых основоположников авторской песни Юрия Визбора. И мне бы хотелось, чтобы в этот день мы собирались вместе и вспоминали песни этого замечательного человека. Ведь самодеятельная песня и по сей день - песня в свитере, как метко отмечал сам Визбор.

    Ведущий 1: Человек с рюкзаком и ледорубом на крутом склоне, и всегда улыбается. Песни Юрия Визбора – песни, которые тревожат всех. Их хочется запомнить, их хочется петь, с ними не хочется расставаться.

    Ведущий 2: Но, пожалуй, самое главное, чем был знаменит Визбор и почему мы никогда не поверим в разлуку с ним, - это всю жизнь исходящие от него песни доброго, умного, чуть ироничного, влюбленного в жизнь человека, песни, ставшие родными для многих и многих людей.

    Мы входим в горы, словно входим в сад.
    Его верха - в цветенье белоснежном.
    Его стволы отвесны и безбрежны,
    И ледники, как лепестки, висят.
    И путь наш чист, и путь неблизок -
    На гребни гор, на полюса.
    Есть человеку вечный вызов -
    В горах, в морях и в небесах.

    Ведущий (преподаватель): И нам бы хотелось, чтобы этот день, день 17 сентября стал в нашей школе традицией. Мы будем говорить о Юрии Визборе, петь его песни. Ведь о нем можно говорить много и долго.

    Песня “До свиданья, дорогие”. Выходят все участники мероприятия и поют (Видеозапись с фестиваля “Киземские струны”)

    (Объявляю благодарности)

    Под песню Юрия Визбора “Наполним музыкой сердца” все расходятся.

    Литература

    1. Антология бардовской песни

    2. Статья Ю.Визбора “По просьбе друзей”,

    3. “Бардовский альбом” Татьяны Визбор

    • Выполнила:

    • Ученица 11 класса

    • Нурадинова Фарида

    • Руководитель:

    • Никульшина В.А.

    • С.Подольхи 2009г.

      Мать Юрия Визбора, Мария Григорьевна Шевченко, родилась В 1912 году в Краснодаре. Ее родители - также выходцы из бедных крестьянских семей. Перед войной Юрий не раз бывал с матерью в Краснодаре. Он вспоминал впоследствии, как дед при­возил две-три арбы лопающихся от солнца арбузов, собирались все родственники, ели арбузы и пели песни, которые способны были тронуть душу, казалось бы, самого бесчувственного человека. Мария Григорьевна еще до войны окончила курсы акушерок, во время войны работала в санэпидстанции и училась в 1-м Медицинском институте. Потом более 30 лет проработала в Министерстве здравоохранения СССР, была членом международных медицинских учреждений, побывала почти в 50 странах мира.


    Многоголосие Юрия Визбора

      К тому, что рассказал о себе Юрий Визбор в шуточном вступлении в автобиографию, следует добавить ряд интересных штрихов. Его отец, Иозас Ионасович Визборас (по-русски Иосиф Иванович), родился в 1903 году в Либаве, ныне Лиепая Латвийской ССР. Родители отца были людьми необычных судеб. Ионас, дед Юрия Визбора, происходил из малоземельных крестьян. Вырвавшись из деревенской нужды, он едет в Либаву учиться, потом работает техником на железной дороге. За активное участие в революции 1905-1907 годов был сослан в Сибирь.

    • Бабка Юрия Визбора по отцовской линии, Антосе Фиревичуте, была дочерью зажиточных родителей. Оперная певица, она в годы гитлеровской оккупации отказалась выступать перед захватчиками. Об этом Юрий Визбор, сотрудник журнала «Кругозор», узнал из письма своей родной тетки Антосе Шимаускайте, пожелавшей выяснить, не родственники ли они.


      Детство Юрия Визбора пришлось на суровое военное время и не менее тяжкие послевоенные годы, которые, несомненно, оказали решающее влияние на становление его личности. Отношение к войне, верность долгу памяти, преемственность и связь поколений займут потом важное место и в его творчестве: песнях, прозе, документальном кино - творчестве представителя «на войну опоздавшей юности». Осмысливая истоки своего мировоззрения, Визбор скажет в пьесе «Березовая ветка» устами одного из ее героев: «В байдарочном походе по реке Жиздре, протекающей в брянских лесах, мы натолкнулись на удивительный след войны. Чет верть века назад какой-то солдат повесил на березу винтовку Четверть века она висела на этой березе. Сталь ствола съел ржавчина, ремень сгнил. Но ложе приклада приросло к березе стало ее частью, и сквозь этот бывший приклад уже проросли пробились к солнцу молодые веселые ветки. То, что было орудие* войны, стало частью мира, природы. И я тогда подумал, что это » есть - я, мы, мое поколение, выросшее на старых, трудно затягивающихся ранах войны... Война убила не только тех, кто пал на поле боя. Она была суровым рассветом нашего послевоенного поколения. Оставила нам в наследство раннее возмужание, жидкие школьные винегреты, безотцовщину, ордера на сандалии, драки в школьных дворах за штабелями дров. Война была моим врагом- личным врагом».


    • Что касается духовных факторов, в той или иной мере определявших художественные вкусы Визбора, то это были не теряющие ценности в любое время народные песни, песни военных и послевоенных лет (он прямо-таки с благоговением относился к замечательному поэту-песеннику Алексею Фатьянову), наконец, дворовые песни.

    • Нельзя не сказать в этой связи и о человеке, сыгравшем существенную роль в песенной судьбе Визбора, о его сверстнике, близком друге Владимире Красновском. «Не было человека в моей судьбе, который оказал бы на меня большее влияние, чем Володя. В школе он обучил меня играть на гитаре. В институт, и именно в этот, я поступил только из-за него, поддавшись его нехитрым аргументам. Он научил меня любить музыку, песни. Он, а не мифическая «учительница славная моя» обучил меня любить и понимать литературу», - писал о нем Визбор в 1982 году.


      В Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина, куда поступил Визбор, уже учились Максим Кусургашев, Юрий Ряшенцев, Вячеслав Онищенко, Игорь Мотяшов, Всеволод Сурганов, Семен Богуславский, Петр Фоменко, Юрий Коваль - сегодня это достаточно известные в литературных кругах люди. Именно они закладывали определенные традиции: занимались футболом, волейболом, боксом, легкой атлетикой, коньками. В пединституте, типично женском, где ребята были наперечет, Визбору пришлось на первом курсе выступать за свой литературный факультет по одиннадцати видам спорта и по шести-семи - за институт. Но, как и положено, многочисленные увлечения прошли, а настоящая любовь осталась.

      Этой любовью стали горы. Они же писали песни, обычно на известные мелодии, никаких попыток сочинительства музыки в то время не предпринималось. Первую свою песню, «суперромантическое произведение», Визбор написал в 1952 году. Называлась песня «Мадагаскар», хотя к известному острову никакого отношения не имела. В то время увлекались Киплингом, экзотикой далеких стран, когда все казалось романтичным. Ну а музыка песни была заимствована из спектакля Кукольного театра С. Образцова «Под шорох твоих ресниц».



      Походная туристская тематика, горы стали определяющими темами песенного сочинительства Визбора до конца 50-х годов. На заимствованные мелодии, зачастую с помощью друзей - С. Богуславского, И. Мотяшова, М. Кусургашева, Ю. Ряшенцева,- написаны такие песни, как «Бивуак», «Над рекой рассвет встает», «Путевая», «Прощальная», «Снова в Турграде», «Синей дымкою горы подернулись». К этому времени относятся и первые пробы создания коллективом своей музыки к своим стихам. Вместе со Светланой Богдасаровой, автором музыки, Визбором написаны «Парень из Кентукки», «Карельский вальс», «Жить бы мне, товарищи», «Прощай, Москва!», с Владимиром Красновским, тоже автором музыки, - «Старые ели», «Тихий вечер спустился за Камою», «Дождик опять моросит с утра». А вот и «самостоятельный» Визбор, во всех ипостасях - и поэт и композитор: «Теберда», «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики», «Вечерняя песня». Всего Визбором к 60-му году написано примерно сорок песен. Не все они остались в памяти студенчества, туристов тех лет, не все были ровными по художественным достоинствам.

    • Подхватили эту волну сочинительства чуть позже пришедшие в МГПИ Ада Якушева, Юлий Клим, Борис Вахнюк, Ирина Алтаржевская, Валерий Агриколянский, Владимир Чернов. Причем наряду с самодеятельной туристско-студенческой песней рос интерес и к песне народной, которая практически и познакомила Визбора с народными песенными традициями.



      Служил Визбор в Кандалакше, стал радистом. Объездил и облетал весь Север. Времени для сочинительства было немного, но в армейских газетах появляются первые публикации - рассказы, стихи, строевая песня связистов (музыку к ней написал неизменный Красновский, который служил вместе с Визбором). Словом, шел процесс познания жизни, накопления опыта. Впоследствии переосмысленные, переделанные отрывки из стихов вошли в другие песни.

      Сержант Визбор не раз награждался «за активное участие в работе художественной самодеятельности и высокий уровень исполнительского мастерства». В архиве Визбора хранится и грамота за второе место по работе на радиостанциях среди сержантов на окружных состязаниях связистов в 1957 году. Север, Карелия, Хибины навсегда покорили Юрия Визбора. Вот отрывок из одного стихотворения, написанного в армии:

    • Ветер в сопках. Синева долин.

    • Белый, замороженный залив.

    • Здесь учился жизни боевой:

    • Песни петь, чеканить строевой.

    • Как же расплатиться мне с тобой

    • Край мой, бесконечно голубой?

    • Я - не гость, считающий часы,

    • Я, москвич, представь себе, - твой сын.


    • Север для москвича Визбора - часть Родины, часть жизни. Армия - пора становления и мужания, время утверждения тех человеческих качеств, которые затем определяли его жизненную позицию.

    • Закончив службу, Визбор возвращается в Москву, где начинает работать в молодежной редакции Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Работа на радио, освоение профессии журналиста дали Визбору огромный эмоциональный заряд для творчества, поскольку приходилось много ездить по стране, встречаться с людьми. И снова активные занятия альпинизмом, знакомства с коллегами по «песенному цеху».

      К тому времени туристская, студенческая песня (тогда еще не было устоявшегося сегодня термина «самодеятельная песня», хотя и он не вполне соответствует содержанию этого явления) развивалась бурно. В свой репертуар Визбор включает лучшее, что было создано самодеятельными авторами. Ряд лет (конец 50-х - начало 60-х годов) он - активный пропагандист не только своих песен, но и песен Юлия Кима, Ады Якушевой, Булата Окуджавы, Дмитрия Сухарева, Евгения Клячкина, Новеллы Матвеевой, Михаила Анчарова и многих других. Александр Городницкий признается, что до сих пор некоторые свои ранние песни слышит голосом Визбора.



      Летом 1959 года журнал «Физкультура и спорт» информирует читателей о встрече в редакции с Юрием Визбором, исполнявшим «бодрые сердечные туристские песни». Подпись под фотографией Визбора с гитарой тоже примечательна: «солирует туристский поэт и композитор Юрий Визбор»; в ту пору не были еще найдены подходящие слова, чтобы как-то обозначить это новое явление в самодеятельном творчестве. А имя Визбора тогда (порой невероятно искаженное), его песни были широко известны в среде студенчества, туристов.

    • «Было время - недолгое, полтора-два года в конце 50-х, - когда именно он, ярко выделявшийся, как бы выплывший из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично овладел вниманием и сердцами слушателей. Это было до Окуджавы, до Высоцкого, до Анчарова, до Кима, Коваля и Новеллы Матвеевой...» (Л. Аннинский)


      Заявив о себе прежде всего как романтик походной жизни, романтик дорог, Визбор видит, что рядом есть и другие песни на эту тему. И среди множества туристских песен не так-то много действительно ценных в художественном и в идейном плане. «Общесоюзно» пелись «Мы идем по Уругваю», «У девушки с острова Пасхи» - это с экзотикой, и попроще - «Бабка Любка», и совсем без претензий - «Я с детства был испорченный ребенок». Против пустоты, пошлости и безвкусицы в песенном спортивном быту Визбор выступает в 1959 году с фельетоном в журнале «Музыкальная жизнь». И выступает, говоря современным языком, конструктивно, формулируя свою программу: искоренить дрянные песни можно только песнями хорошими. И сам делав в этом деле почин: пишет «Домбайский вальс», «Шхельду», «Мама, я хочу домой», «Подмосковную», «Волчьи ворота», «Горно лыжную», «Хамар-Дабан», «Зимний лагерь «Алибек» и др. Эти песни резко отличаются от громкоголосых и пустых «Уругваев» «Островов Пасхи». Негромкие, лиричные, светлых и чистых тонов иногда с ноткой грусти, но не пессимизма, с незатейливыми, легко запоминающимися мелодиями, они уверенно потеснили свои) предшественниц.

      Вместе с тем в это время туристская песня уже вырастает из размеров своей ковбойки, но не надевает фиолетовый пиджак с блестками! Самодеятельная песня и по сей день - песня в свитере, как метко отмечал сам Визбор. Просто круг тем, поднимаемых непрофессиональными авторами, становится шире. Растет песенный диапазон и самого Визбора: разъезжая по заданиям редакций по стране, бывая там, где совершаются великие дела, он из всех этих поездок привозит песни. Вот только некоторые из них: «Любовь моя, Россия», «Охотный ряд», «Астрономы», «Подмосковная зима», «На плато Расвумчорр», «Ищи меня сегодня», «Спокойно, дружище, спокойно», «Да обойдут тебя лавины», «Если я заболею» - на несколько переделанные стихи Ярослава Смелякова. «Самое большое признание для поэта, - говорил потом Смеляков в своем выступлении по радио, - когда его стихи становятся народной песней». Путевку к этой народности песни дал Визбор.


      Визбор всю свою жизнь доступными ему средствами боролся за утверждение самодеятельной песни, за ее достойное место. Еще будучи журналистом «Кругозора», он рассказал на его звуковых страницах о ленинградских «бардах»: А. Городницком, Е. Клячкине, Б. Полоскине, В. Вихореве. Это и с его помощью вновь запели написанную до войны «Бригантину» П. Когана и Г. Лепского. Он спел в «Кругозоре» песни воинов-альпинистов «Баксанскую» и «Барбарисовый куст». Писать песни для кинофильмов он приглашал непрофессиональных композиторов В. Берковского и С. Никитина, и этот союз был весьма плодотворным. Визбор неоднократно бывал председателем жюри различных смотров и конкурсов самодеятельной песни во многих городах страны. Он открывал там клубы самодеятельной песни, прослушивал на предварительных отборах сотни участников, поддерживал талантливых. Никто из авторов самодеятельной песни не знал так близко все проблемы клубов самодеятельной песни в Москве и других городах, как Визбор. Юрий Визбор с его четкой жизнеутверждающей позицией и его лирический герой - не громовержцы, не глашатаи, не трибуны, не обличители и не прокуроры. Они защищают, утешают, ободряют, вселяют надежду, заражая людей светлым, хорошим.



      Юрий Визбор побывал во многих горных районах нашей страны: на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, в Хибинах, бывал он и в Польских Татрах. В 1967 году мог подняться на пик Ленина, но на подходах сложилась аварийная обстановка, и ему пришлось доставлять вниз пострадавшего. В 1977 году на Юго-Западном Памире он вместе со своими неизменными товарищами поднялся на одну из безымянных вершин высотой 5800 метров, названную ими по праву первовосходителей пиком Василия Шукшина. В своем дневнике он записал 3 июля: «Счастливейший день! Прошли в лоб кулуар и вышли на гребень. Огромные снежные поля. Вершина. Весь Памир!» А 5 июля уже появилась песня:

    • Ищите, ищите мой голос в эфире,

    • Немного охрипший, на то есть причины, -

    • Ведь наши палатки стоят на Памире,

    • А мы чуть повыше, чем эти вершины.

    • Горы вообще давали Визбору мощный толчок к творчеству. Большинство его песен, и не только связанных с горами, было написано в горах: и «Ходики», и «Сезон удачи», и «Сорокалетье», и «Речной трамвай», и «Многоголосье».


    • Любовь Визбора к горам была взаимной. Он любил их, и они любили его. Не те поэтические синеглазые горы. Горы для него имели еще одну сторону:

    • Гора - это прежде всего, понимаешь, друзья,

    • С которыми вместе по трудной дороге шагаешь...

    • Нет, наверное, ни одного альпиниста, скалолаза, горнолыжника, кто бы не слышал песен Визбора. А сам он знал, пожалуй, всех известных наших альпинистов и многих неизвестных. В любом альплагере он был желанным гостем. Он провожал и встречал нашу команду, совершившую восхождение на Эверест. Его песни звучали в их базовом лагере среди валунов ледника Кхумбу. «В голове крутятся одни и те же строчки:

    • Ну как же тебе рассказать, что такое гора?

    • Гора - это небо, покрытое камнем и снегом»,-