Откровение 15. Библия онлайн

д. Явление семи Ангелов (15:1-8)

Откр. 15:1-2 . Иоанн пишет, что увидел иное знамение на небе, великое и чудное - семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Это последнее знамение связано с предыдущими великими знамениями - жены в 12:1 и красного дракона в 12:3. Не следует отождествлять этих семерых Ангелов ни с теми, что составили две группы по три Ангела (14:6-20), ни с какими-либо другими ангелами, упоминавшимися прежде.

Апостол Иоанн увидел также как бы стеклянное море, смешанное с огнем; скорее всего, это то же самое море "пред престолом", о котором говорится в 4:6. На нем стояли победившие зверя; о них же читаем в 7:9-17. Они победили зверя в том смысле, что не дали ему победить себя, не поклонились ему.

Откр. 15:3-4 . Апостол слышит, как победившие святые поют песнь Моисеи… и песнь Агнца. Возможно, речь идет о двух разных гимнах, первый из которых прославляет верность Бога по отношению к Израилю (не идентична ли она записанной во Втор. 32, где подробно перечисляются проявления этой верности?); второй гимн мог быть "песнью Агнца" в том смысле, что прославлял великие и чудные дела Господни, Его праведность и истинность путей Его. (Обе песни могут быть единым символом торжества тех, кто хранил верность Богу как в Ветхом, так и в Новом заветах - ред.) Заканчивается пение предсказанием, что все народы… поклонятся Богу.

Это предсказание и славословие, возносимое Создателю, как оно выражено здесь, явно перекликаются по смыслу и форме со множеством других мест в Священном Писании, в которых подразумевается второе пришествие Христа и установление на земле Его Тысячелетнего царства (Пс. 2:8-9; 23:1-10; 65:1-4; 71:8-11; Ис. 2:2-4; 9:6-7; 66:18-23; Иер. 10:7; Дан. 7:14; Соф. 2:11; Зах. 14:9). За страшным временем повсеместного зла, беззаконий и богохульства, которое наступит перед возвращением на землю Христа, последуют полное и справедливое воздаяние Божие и затем - утверждение святости Его в этом мире.

Откр. 15:5-8 . Продолжая созерцать происходящее на небе, Иоанн видит, как отверзся храм (названный им скинией свидетельства - возможно, в знак предлагаемого ему откровения). Этот храм на небе полностью, думается, "соответствовал" земному храму. Итак, он был открыт, и из него вышли семь Ангелов, имеющие семь язв. Частая и светлая льняная одежда их свидетельствовала об их духовной чистоте, а золотые пояса Ангелов - знаменовали славу Божию.

Взгляду Иоанна представилась следующая картина: Одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога… Возможно, чаши были полны огня, которым почти всегда символизируется в Священном Писании ярость Божия. Отсюда этот дым, названный дымом от славы Божией и от силы Его, которым наполнился храм, из-за чего никто не мог войти в него, доколе не окончились семь язв семи Ангелов (сравните Исх. 40:34-35).

В целом Откр. 15:5-8 отражает страшную картину суда Божия, ожидающего этот грешный мир при конце его. Сами эти суды, как описаны они в 16 гл., полностью соответствуют грозному вступлению в 15:5-8.

К. Чаши Господнего гнева (глава 16)

Хронологически события этой главы очень близки ко второму пришествию Христа, и суды, описанные в ней, стремительно следуют друг за другом. из книги Даниила видим, что в заключение периода великой скорби разразится мировая война (Дан. 11:36-45). В описании апостола Иоанна эти события очень быстро устремляются к своему апогею.

Статья сорок пятая. О семи ангелах, наводящих на людей язвы пред кончиною, и о стеклянном море, которое видел в Откровении.


Везде берется число семь и этим указывается, что неправды, дерзновенно допущенные в семь дней нашей жизни, будут обузданы семью язвами и семью ангелами. Под видом же стеклянного моря показывается будущая жизнь и прославление святых.


Стеклянное море , думаем мы, означает множество спасаемых, чистоту их покоя и светлость святых, лучами которой они воссияют подобно солнцу (Мф.13:43). Море смешено с огнем , и это нужно понимать из слов апостола: когождо дело, яковоже есть, огнь искусит (1Кор.3:13). Этот огонь нисколько не повреждает чистых и неосквернившихся, потому что, по изречению Псалмопевца (Пс.28:7), обладает двумя свойствами: одним - попаляющим грешников, и другим, как понимал это Василий Великий,- просвещающим праведных. Правдоподобно будет и то, если понимать под огнем Божественное ведение и благодать Животворящего Духа, ибо в огне Бог явился Моисею и Дух Свитый сошел на апостолов в виде огненных языков. Гусли указывают на умерщвление плоти и жизнь, руководимую Духом Святым и благоустроенную в гармонии добродетелей.


И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят: все народы приидут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.


И пояху песнь Моисеи. По песни Моисея мы предполагаем, что здесь воссылается Богу песнопение от оправданных до благодати под законом, а по песни Агнца - что праведно пожившие на земле после пришествия Христова возносят Ему непрестанное песнопение и благодарение за посланные им на род наш милости и благодеяния, ибо к познанию Своему Он призвал чрез божественных апостолов все народы.


Здесь говорится о небесной скинии, по образу которой повелел Бог Моисею устроить и земную скинию. Из этого храма вышли ангелы, которые в знак своей чистоты, близости к краеугольному камню - Христу и светлости добродетелей одеты в льняную одежду или в чистый камень, как говорится в некоторых списках. Они опоясаны по персям золотым поясам в знак могущества своего, чистоты, честности и полномочия в служении.


Семь ангелов приняли от четырех животных семь золотых чаш, преисполненных гнева Божия, как говорится и у Иезекииля (Иез.5:13), и это означает, что ведение о делании, как учит великий Дионисий, получается вторыми от первых.


Дым указывает на страшный, ужасный и мучительный гнев Божий, который, наполнив храм, постигает достойных его в день Суда, и прежде всего, покорившихся антихристу и творивших богоотступные дела. Это подтверждается и дальнейшим, ибо говорит:


По сему предполагаем, что, пока Божественный гнев на нечестивых не разлучит праведников от неправедных, до тех пор Святые никоим образом не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и успокоения в храме Божием. Ибо сперва надлежит окончиться язвам, которыми воздается за грех сие заслужившим, а потом уже и Святым предоставлено будет обитание в вышнем граде. Не погрешит, думаю, и тот, кто каждую из язв отнесет к находящимся на земле при кончине ее. И Бог, как человеколюбец, чтобы уменьшить бесконечные муки в будущем, попускает и в настоящей жизни наводить карательные язвы на заслуживших или чрез Пророков Еноха и Илию или чрез происходящие страдания от войн. - Но мы будем молить Господа, чтобы Он наказал нас отечески, а не мучительно бичевал во гневе Своем, ибо говорится: нет целого места в плоти нашей от гнева Его (Пс.37:4), чтобы, омывши слезами покаяния наши, оскверненные грехами, ризы, и облекшись в брачную одежду, войти нам в вечный чертог веселья Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Статья сорок шестая. О том, что по излиянии первого фиала на отступниках сделались гнойные раны.


Из этого мы предполагаем, что святые до тех пор не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и покоя в храме Божием, пока гнев Божий не разлучит праведных от грешников. Ибо сперва подобает окончиться наказаниям, которыми воздается за грех заслужившим их, а потом уже святые будут вселены в вышний град. Но не будет погрешности, если отнести каждую из язв к живущим на земле при ее кончине. Бог по Своему человеколюбию, чтобы ослабить бесконечные будущие муки, попускает и наводит в настоящей жизни карательные язвы на заслуживших или чрез своих пророков Еноха и Илию, или чрез страдания от войн. Мы же будем молить Господа, чтобы Он наказал нас, как Отец, и немучительно бичевал в Своем гневе, ибо сказано: нет целом места в плоти нашей от гнева Его (Пс.37:4), чтобы, омывши свои оскверненные грехами ризы слезами покаяния и облекшись в брачные одежды, нам взойти в чертог вечного веселия Христа, Бога нашего, Которому всякая слава, честь.


Видение Ангелов с семью последними язвами, стоящих на стеклянном море (1-2); песнь Моисея и Агнца (3-4); открытие храма скинии, наполнившегося дымом славы Божией (5-8).

1 Новое видение и новый порядок Иоанн начинает описанием великого знамения, которое он называет еще "чудным". Он видит четырех совершенно новых Ангелов, о высшем чине которых можно заключать из того, что явление их названо великим и дивным знамением. О высшем чине семи Ангелов говорит последующий эпитет: они имеют семь последних язв . Миссия Ангелов важна в том отношении, что они являются провозвестниками и совершителями высшего проявления Бож. гнева, слугами праведного Судьи и Мздовоздателя.

2 Видение моря пред небесным престолом было описано уже в IV:6 ; но прежде оно было ясно и спокойно, как кристалл, теперь же отливало огнем. Море это, как принадлежность Бож. престола, может быть понято как особенная сфера, как его отблеск подобно радуге (IV:3), как лучи Бож. существа, выражающие природу и свойства Его деятельности. По изображению 4:6 эти лучи были чистыми и спокойными (море было подобно кристаллу). Теперь же море смешано с огнем; теперь деятельность Божия по отношению к миру изменилась, и к ней присоединился огонь гнева Божия. На этом море, т.е. в сфере, в свете и блеске величественного и грозного Бож. существа стоят победившие зверя. Они победившие в том смысле, что не дали, не допустили зверя победить себя, не подчинились ему; они преодолели стремление зверя сделать их своими поклонниками и победоносно отошли в вечность к небесному престолу.

3-4 Они поют песнь, песнь Моисея и Агнца. Она песнь Моисея , потому что содержит в себе воспоминание о тех казнях, которые были посланы на Египет от Господа чрез Моисея. Но она и песнь Агнца , ибо в ней кроме того прославляется дело человеческого спасения, совершенного Иисусом Христом. Вместе с тем эта песнь (ст. 4) есть прославление за дела Бож. всемогущества, которые были явлены над царством антихриста и свидетелями которых являются эти победившие зверя, как мученики антихристианского времени, скончавшиеся то время преследований антихриста.

5 В 5 ст. говорится об открытии скинии свидетельства, т.е. важнейшей части ее, которой и принадлежало значение свидетельства - откровения. И если в видении Апокалипсиса представляется открытым для всех доступ в Святое Святых, к ковчегу откровения, то это должно, очевидно, означать последние моменты Бож. откровения, последние явления Бож. суда над человеческим родом. Из Святое Святых, т.е. от самого престола Божия, как вестники, вышли семь Ангелов (1 ст.). Им были даны чаши, наполненные гневом Божиим. А так как гнев Божий, которым были наполнены чаши, в Свящ. Писании почти всегда изображается под видом огня (Пс LXXVIII:6 ; Иер Х:25), то нужно полагать, что и чаши Ангелов были также наполнены огнем. Лишь только были переданы чаши, как весь храм наполнился дымом славы Божией, так что доступ в него стал невозможен. Это нужно понимать как указание на возгоревшийся гнев Божий , на предстоящие страшные казни над антихристианским миром.

15:1 - 16,21 Семь чаш гнева Божия составляют четвертый цикл видений, подводящих ко Второму пришествию (Введение: Характерные особенности и темы). Начальная картина поклонения Богу (15,1 - 16,1) напоминает поклонение престолу Божию (4,1 - 5,14). Семь светоносных ангелов получают чаши в Божием присутствии в храме. Чаши символизируют чашу гнева Божия, которой, как сказано в Ветхом Завете, упиваются народы (14,10; 16,19; Ис. 51,17.21.22; Иер. 15-29; Плач 4,21; Иез. 23,31-34; Авв. 2,16). Эти чаши изливаются по повелению Божию (16,1); за каждой из них следует одна из семи последних язв, что подводит повествование ко Второму пришествию Христа, поскольку язвами "оканчивалась ярость Божия" (15,1).

Семь чаш ассоциируются с семью трубами. Первые четыре чаши, как и первые четыре трубы, приводят к разрушениям в главных сферах тварного мира: на земле, на море, на водах и на небе. Подобно трубам, чаши напоминают египетские казни. Но чаши вызывают более ужасные язвы, чем те, что следовали за гласом труб. Казни после звучания труб поразили треть живущих, язвы, последовавшие от излияния чаш, полностью поражают все живое.

Эти чаши символизируют суды Божий над творящими зло. Картина суда может указывать как на суд над безбожной Римской империей, так и на последнюю схватку перед Вторым пришествием Христа (Введение: Трудности истолкования).

15:2 стеклянное море. См. ком. к 4,6.

победившие зверя. Молитвам святых отведена важная роль в исполнении судов Божиих (6,9-11). Как и в 7,1-17, святые защищены от казней, поражающих землю.

15:3 песнь Моисея. См. Исх., гл. 15.

15:5 храм. См. 4,1 - 5,14 и ком.

15:6 чистую и светлую льняную одежду. В ветхозаветное время из льна делалась одежда священников (Исх. 28,42; Лев. 16,4). Светлые одеяния ангелов подчеркивают святость судов Божиих.

15:7 одно из четырех животных. См. ком. к 4,6.

15:8 наполнился храм дымом. Дым или густое облако часто сопутствуют Божественному присутствию. Очевидна связь этого стиха с явлением Бога на горе Синай (Исх. 19,9; 20,18) и видениями пророков Исаии и Иезекииля (Ис. 6,4; Иез. 1,4; ср. Чис. 12,5; Пс. 17,9.12; 73,1).

Я увидел на небе еще одно великое и удивительное знамение: семь ангелов с семью последними бедствиями. Последними потому, что на этом ярость Божья заканчивалась. Я видел нечто похожее на стеклянное море, смешанное с огнем. На море стояли те, кто вышел победителем в борьбе со зверем, его изображением и с числом его имени. Они держали в руках Божьи арфы и пели песнь Моисея, слуги Божьего, и песнь Ягненка:

– Велики и чудны Твои дела,

Господь Бог Вседержитель!

Твои пути справедливы и истинны,

Царь народов!

Кто не устрашится Тебя, Господи,

и не прославит Твоего имени?

Ведь Ты один только свят!

К Тебе придут на поклонение все народы,

потому что все узнали о Твоих справедливых судах!

После этого я увидел, что на небе открыт храм – скиния свидетельства. Из храма вышли семь ангелов с семью бедствиями. Они были одеты в чистую и блестящую льняную одежду, и по груди каждый был опоясан золотым поясом. Потом одно из четырех существ раздало семи ангелам по золотому сосуду, наполненному яростью Бога, живущего вечно. Храм наполнился дымом от славы и силы Божьей, и никто уже не мог войти в храм до тех пор, пока не окончатся семь бедствий, посылаемых семью ангелами.

15:3: См. Исх. 15:1-18.

15:3: Или: «Царь веков».

15:3-4: См. Иер. 10:7.

15:4: Ср. Пс.. 85:9-10.

15:5: Скиния свидетельства – под словом «свидетельство» имеются в виду или две каменные плитки с написанными на них 10 заповедями, которые служат свидетельством завета между Израилем и Богом, или же здесь говорится о том, что сам шатер был свидетельством присутствия Бога среди Своего народа.

15:8: См. Исх. 40:34-35; 3 Цар. 8:10-11.