Кто такие староверы? Староверы (старообрядцы).

Староверие, или старообрядчество - явление уникальное. И духовно, и культурно. Экономисты отмечают, что староверческие общины за рубежом часто успешнее, чем местное население.

1. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

2. Вплоть до первой половины XIX века термин «старообрядческий» в духовной литературе не использовался.

3. Основных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

4. В старообрядчестве выделяется несколько десятков толков и ещё больше согласий. Есть даже поговорка «Что ни мужик то толк, что ни баба то согласие».

5. На нательном кресте у староверов нет изображения Христа, так как этот крест символизирует собственный крест человека, способность человека к подвигу за веру. Крест же с изображением Христа считается иконой, его носить не положено.

6. Самое большое в Латинской Америке место компактного проживания русских староверов-часовенных - Колониа-Русса или Масса-Пе. Здесь живет около 60 семей, или порядка 400–450 человек, действуют три собора с тремя отдельными моленными.

7. У старообрядцев сохраняется монодическое, крюковое пение (знаменное и демественное). Оно получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

8. С точки зрения староверов – патриарх Никон и его сторонники ушли из церкви, а не наоборот.

9. У староверов крестный ход совершается по солнцу. Солнце в данном случае символизирует Христа (дающего жизнь и свет). Во время реформы указ совершать крестный ход против Солнца воспринялся как еретический.

10. В первое время после раскола была привычка записывать в «старообрядцы» вообще все возникавшие в то время секты (в основном, «духовно-христианского» направления, вроде «скопцов») и еретические течения, что впоследствии создало определенную путаницу.

11 . Долгое время среди староверов халтурное выполнение работы считалось грехом. Нужно признать, что на материальном положении староверов это сказывалось самым благоприятным образом.

12. Староверы-«беглопоповцы» признают священство новой церкви «действующим». Перешедший к староверам-беглопоповцем священник из новой церкви сохранял свой сан. Часть из них восстановило собственное священство, образовав «поповские» согласия.

13. Староверы-беспоповцы считают священство полностью утраченным. Перешедший к староверам-беспоповцам священник из новой церкви становится простым мирянином

14. Согласно старой традиции, есть лишь часть таинств, которые могут совершать только священники или епископы – все остальное доступно и простым мирянам

15. Таинством, доступным лишь священникам, является бракосочетание. Несмотря на это, в поморском согласии бракосочетание все равно практикуется. Также в отдельных общинах поморцев порой совершается и другое недоступное таинство – причастие, хотя его действенность и ставится под сомнение

16. В отличие от поморцев, в федосеевском согласии бракосочетание считают утраченным, вместе со священством. Тем не менее, семьи заводят, но считают, что всю жизнь живут в блуде.

17. У староверов положено произносить либо тройное «Аллилуйя», в честь Святой Троицы, либо два «Аллилуйя» в честь Отца и Святого духа, и «Слава тебе Боже!» в честь Христа. Когда в реформированной церкви стали произносить три «Аллилуйя» и «Слава тебе Боже!» староверы посчитали, что лишняя «Аллилуйя» произносится в честь дьявола.

18. Среди староверов не приветствуются иконы на бумаге (как и любом другом материале, который легко может повредиться). Напротив, широкое распространение получили литые металлические иконы.

19 . Староверы совершают крестное знамение двумя перстами. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек).

20. Староверы пишут имя Господа как «Исус». Традиция написания имени была изменена в ходе никоновской реформы. Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

21. У староверов не положено молиться стоя на коленях (земные поклоны таковыми не считаются), а также разрешено стоять во время молитвы со сложенными на груди руками (правая поверх левой).

22. Староверы беспоповцы дырники отрицают иконы, молятся строго на восток, для чего прорубают в стене дома отверстия, чтобы молиться в зимнее время.

23. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы».

24. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса. Лестовку .

25. Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

26. В царской России были периоды, когда законным считался лишь брак (со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая права наследования и т.п.), заключенный официальной церковью. В этих условиях многие староверы нередко прибегали к уловке, на время свадьбы формально принимая нововерие. Впрочем, к таким уловкам в то время прибегали не одни только староверы

27. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России - Русская православная старообрядческая церковь - относится к поповцам.

28. Очень неоднозначное отношение у староверов было к царям: в то время, как одни норовили записать очередного царя-гонителя в антихристы, другие же, напротив, царей всячески выгораживали. Никон, по представлениям староверов, околдовал Алексея Михайловича, а в староверских вариантах сказаний о подмене царя Петра, истинный царь Петр возвращался в старую веру и погибал мученической смертью от рук сторонников самозванца.

29. По мнению экономиста Данила Раскова, старообрядцы за границей несколько успешнее аборигенов, поскольку более трудолюбивы, способны к выполнению монотонной и сложной работы, больше ориентируются на проекты, требующие времени, не боятся инвестировать, у них более крепкие семьи. Один из примеров: село Покровка в Молдавии, которое, вопреки общим тенденциям, даже несколько разрослось, поскольку молодежь остается в селе.

30. Старообрядцы, или староверы, несмотря на название, весьма современны. Они обычно успешны в работе и сплочены. Старообрядческие книги можно почитать и скачать в интернете, а у крупных течений, например у Древлеправославной церкви есть и свои сайты .

В России, так же как и в Европе, период раннего Средневековья характеризовался исключительной ролью христианской церкви. На развалинах Римской империи возник настоящий хаос – огромные территории были совершенно не организованы ни государственно, ни этнически, ни религиозно.

Готы, вандалы, остготы, вестготы, франки, гунны, англы, норманны путешествовали, основывали свои владения, потом теряли их и переезжали в другое место. Христианские институты выступали в качестве организаторов больших государственно-этнических образований. Церковь обладала связующей, цементирующей силой. Кроме того, монастыри сыграли немаловажную роль в освоении новых земель – монахи уходили в леса и болота и основывали на пустом месте благоустроенные жилые районы.

На востоке Европы положение было аналогичным. Христианство объединило Киевскую Русь, где ранее царил хаос славянских и финских племен. Наши предки оборонялись от степных народов, печенегов, потом противостояли татаро-монгольскому нашествию. Благодаря православной церкви вся неорганизованная масса держалась в подтянутом и дисциплинированном состоянии. Это было необходимо, потому что на Русь постоянно нападали. Страна то переживала оккупацию, то находилась в свирепой вассальной зависимости от Золотой Орды и Крымского ханства.

Тревожные симптомы

Есть такой общемировой закон в истории: когда религиозные организации сливаются с государством, становятся его частью и используют силовые методы государства в своих интересах, это приводит к самым тяжелым последствиям для самой Церкви. Начинается ее саморазложение. В Европе так и произошло. Когда она сложилась в систему крупных этнических государственных организаций, бешено пошли процессы внутреннего разложения.

И как попытки их преодолеть в рамках единой Церкви стали возникать ордены францисканцев, доминиканцев и т.д. Тем не менее к XIV–XV векам в первую очередь в верхушке католической церкви эти процессы гниения достигли угрожающих размеров. Они вызвали протестантские движения, которые привели к расколу, отделению Северной Европы от Рима, подрыву влияния римских пап. Даже там, где католическая церковь устояла, как во Франции, ей пришлось отступить, и она перестала быть хозяйкой положения.

Та же история случилась и у нас. К середине XVI века Московское государство отбилось от разрушительных внешних движений, в нем сформировалась система самодержавной власти. И при Иване Грозном начались важные процессы, в которых Церковь сыграла ключевую роль.

Глава православной церкви митрополит Филипп решительно и определенно выступил против безумной террористической политики царя, подав пример самоотверженного служения своей стране и вере, – и погиб. Затем, в период Смутного времени, когда государство страшно ослабло из-за царского террора, Церковь в лице митрополита Гермогена выступила с серьезной общенациональной миссией. И в последующие десятилетия моральный и политический авторитет Московской метрополии, ее руководства и самих церковных структур был высок.

Но уже к 40-м годам XVII века положение стабилизировалось, от внешних врагов удалось отбиться, начался экономический рост внутри страны, появились большие деньги. И тут вдруг обнаружилось, что слияние Церкви с государством начинает давать отрицательные результаты. Симптомы внутреннего разложения как в верхушке Церкви, так и в низшем ее звене становятся настолько серьезными, что появляются группы борцов, священнослужителей, которые требуют принятия решительных мер. Из этой среды выходит самый энергичный и одаренный представитель духовенства того времени – Никон, митрополит Новгородский. Он завоевывает положение предстоятеля митрополита Московского и затем патриарха Московского – главы православной церкви.

Эпоха перемен

Однако Никон не учел, что обстановка в стране кардинальным образом изменилась. Раньше таким выдающимся деятелям, как Сергий Радонежский, было позволено иметь свою точку зрения на самые острые государственные вопросы (например, отношения между князьями), занимать свою позицию, предлагать достаточно жесткие меры.

В силу необходимости Великий князь Московский мирился с этим. В период преодоления террористического разгрома, которому подверг Русь Иван Грозный, митрополит Филипп, а затем, в Смутные времена, и митрополит Гермоген могли повышать свой голос, обличать царя в самых страшных преступлениях. Но Филипп заплатил за это жизнью, а потом был канонизирован, Гермоген погиб, хоть и выступал как верховный лидер. Позже патриарх Филарет, отец первого Романова, стал, пожалуй, правителем страны при своем сыне, уступавшем ему в интеллектуальных и волевых качествах.

Но эти времена закончились, страна начала быстро развиваться, и Церковь должна была занять свое место. А Никон, который опирался на понимание отрицательных явлений, происходящих внутри Церкви, стремился стать таким же великим государем, как царь, и принимать свои решения. И здесь он столкнулся с серьезнейшим противником в лице Алексея Михайловича.

Для того чтобы реорганизовать церковное хозяйство, Никон прибегнул к той же мере, что и впоследствии Петр Первый, – решился навести порядок в богослужении, пригласил ученых греческих монахов, которые начали править книги. Он стал пересматривать и кое-какие обряды – и тут наткнулся на колоссальную оппозицию как в среде верующих, так и в самой Церкви. Был поставлен вопрос о том, что никакая власть не имеет права вторгаться в сферу духовной жизни народа, а внутренняя жизнь церковной общины должна стать автономной и не подлежать изменению, чистке. То есть встала прежняя проблема: что такое Церковь – часть государства или общественная организация? Ведь до Константина христианство было общественной организацией. А вот с государством складывались разные отношения, случались периоды по 30–40 лет, когда оно терпело христианство. Представителей духовенства не всегда преследовали и свирепо казнили. Иногда на их деятельность смотрели сквозь пальцы. А потом кто-нибудь из римских императоров, испугавшись их влияния, устраивал гонения. Но в целом до Константина христианство не являлось частью государства. И на этом оно заработало колоссальный авторитет.

За три столетия суровых лишений и борьбы, которые прошли со дня смерти Иисуса Христа до принятия христианства как государственной религии Константином, и появилась эта колоссальная сила, были отобраны люди, установлены традиции, созданы организации.

На Руси происходило то же самое. В первые столетия после принятия христианства, во времена внешних и внутренних войн, вера, храмы и обряды объединяли миллионы людей. И вдруг все это с легкостью по чьим-то приказам начало меняться, и возник раскол. Церковная верхушка подчинилась государству. Алексей Михайлович был достаточно тонким человеком и политически мыслил не примитивно. С помощью Никона он ударил по раскольникам, а потом убрал и самого Никона. По степени жестокости расправа над Никоном сравнима с той, что совершили над Аввакумом. Почему в самом начале царь поддержал Никона? Государство хотело взять Церковь в свои руки, и священнослужитель оказался для этого очень удобным орудием. Однако и Никон хотел стать хозяином, соправителем Руси, поэтому впоследствии царь устранил его вместе со всеми его амбициями.

К этому времени прошло 100 лет с момента ликвидации Византии. Поэтому вселенские патриархи не имели под собой никакой опоры, они получали серьезную денежную поддержку из Москвы. Столица оказывала помощь в трудные минуты, когда священнослужители собирались здесь по приказу царя, решали вопросы, осуждали раскол и утверждали снятие Никона со всех постов. Однако произошла неожиданная вещь. Значительная часть русского народа ушла в раскольники. Несмотря на преследования, носившие очень жестокий характер, миллионы людей держались за старую Церковь.

Сторонники раскола

Верхушка церковной иерархии сначала поддержала реформу Никона, а потом поддержала царя в его противодействии патриарху. Только один епископ примкнул к старообрядцам, но его следы быстро затерялись. Раскол возглавили протопоп Аввакум, Иван Неронов – те, кто вместе с Никоном требовали очищения Церкви, но все они были уничтожены. Алексей Михайлович понимал силу влияния Аввакума, много раз пытался с ним договориться, но тот оказался непреклонен: говорил, что все изменения – козни сатаны, и самым серьезным образом обличал царя. Аввакум обладал невероятным мужеством и выдержкой и собирал вокруг себя последователей.

Бесспорно, то была героическая эпоха в развитии нашего старообрядчества. Раскол поддерживался акциями протеста, вплоть до массовых самосожжений – правда, сейчас трудно определить, где раскольники сами себя сжигали, а где сжигали их. Алексея Михайловича это сильно удивляло, и государство было вынуждено признать, что, несмотря на репрессии, раскол сохранится на протяжении достаточно длительного времени. За Соловецкий монастырь, например, держались многие люди. Они никого не убивали (не было случая, чтобы они расправились с какой-нибудь карательной экспедицией), а сами принимали смерть за веру.

Из-за гонений старообрядцы уходили, но полностью их вытеснить не смогли. Даже из Москвы. Хотя большинство ушли на окраины – на юг, в брянские болота, или в пустые незаселенные места – Карелию, Нижний Новгород, Заволжье. Раскольники доходили и до Восточной Сибири, Турции, Польши, Болгарии, Румынии.

Единства у них не было. Они разделились на три крупных направления. Старообрядцы поповского согласия принимали священство и считали, что иерархия нужна, но у них не было епископа. Самая крайняя ветвь – беспоповцы отрицали государство вообще и его право на регулирование отношений в частности, в том числе брачно-семейных (они даже не записывали свои браки). А беглопоповцы – священники, служившие в молельнях в скитах по старым книгам и обрядам. Несмотря на многочисленные распри, все три направления продержались до начала XX века.

Как же старообрядцы все это выдерживали? Они уходили в веру целыми семьями, не прекращая свой род, создавали собственные организации, в первую очередь экономические, – и здесь сказывалось их преимущество как общественно организованной массы. Главным у старообрядцев был принцип добровольности, отсутствующий в государстве. Они могли выбирать между тремя направлениями или уйти в господствующую церковь.

В XIX веке государство создает компромиссную церковную организацию. В ней сохраняются старообрядческие обряды, но ее храмы входят в систему государственной церкви. У старообрядцев не могло быть и речи о частном накоплении, присвоении церковных сумм, о том, чтобы представители верхушки становились церковными князьями. Государство преследовало лидеров старообрядческих общин.

Лев Толстой в начале ХХ века даже добивался освобождения трех епископов, заключенных в церковную тюрьму в Суздале. Никакого обогащения или карьеры – наоборот, люди обрекали себя на мученичество. В то же время старообрядцы понимали, что надо работать, не валять дурака, не отлынивать, зарабатывать деньги, с помощью которых можно нормально жить и откупаться от властей. Благодаря этому они и выживали. Низовое священство государственной церкви жило небогато, часто просто бедно. Об этом даже Чернышевский писал. Поэтому, когда такому священнику давали деньги на составление официального отчета о том, сколько у него старообрядцев, тот свидетельствовал, что никаких старообрядцев нет, хотя сам прекрасно знал, и кто придерживается старой веры, и где они молятся, и как живут.

Иногда старообрядцы составляли очень серьезные организации. На реке Выг на северо-западе Карелии возник целый старообрядческий район. Люди освоили незаселенную территорию, вели сельское хозяйство, промыслы – и очень неплохо жили. Чтобы разорить Выгскую обитель и разогнать старообрядцев, потребовалось ввести туда воинские части. Эта обитель стала примером того, что можно жить даже в самых суровых условиях. Правда, не крупными объединениями, а небольшими коллективами.

Коммерческая жилка

Уже Петр смотрел на старообрядцев иначе, чем во времена своего отца. Кажется, именно ему принадлежит фраза: «Пусть платят двойную подать и крестятся хоть ногой». При Елизавете раскольников преследовали и казнили, а вот Екатерина проводила в этой сфере более мягкую политику. Так же как христиане в Римской империи превосходили обычных римлян своими трудовыми качествами, преданностью и дисциплиной, старообрядцы отличались от русских крестьян. И когда появилась возможность (а она появилась, потому что государство развивалось) и Екатерина разрешила крепостным заниматься коммерцией, то есть создавать сначала свои мастерские, а потом и фабрики, старообрядцы ею воспользовались. Они были к этому готовы – их мобилизационная способность превышала обычную в десятки раз. Они могли собрать нужных людей вокруг подходящего руководителя и достать деньги. У каждой общины были свои средства, даже у самой мелкой. Старообрядцы создавали предприятия, где была совершенно особая дисциплина. Руководители такой фабрики одновременно были лидерами самой общины и, чувствуя свою ответственность, придерживались определенных нравственных правил поведения: не пили, не курили, никакой распущенности, приветствовались справедливость и трудолюбие.

Руководители показывали нравственный пример. И общины в какой-то степени становились инкубаторами коммерческих дел. В этом смысле очень интересна история Рябушинских.

Они были обычными монастырскими крестьянами. Выполняли строительно-отделочные работы в Свято-Пафнутьевом монастыре, на окраине Боровска. Когда Екатерина освободила монастырских крестьян, превратив их в государственных, Рябушинские решили заняться коммерческой деятельностью и перешли в старообрядчество (изначально они были новой веры).

Что их привлекло? Дисциплина, нравственная атмосфера. Кроме того, они хотели попасть в среду, где легче себя проявить и преуспеть. Впрочем, вряд ли они это сделали из прагматичных соображений. Владимир Рябушинский в ХХ веке в эмиграции писал работы о великой силе старообрядческой религии. Однако переходивших в эту веру сразу начинали преследовать. Они не могли быть причислены к купеческой гильдии (только к обычному мещанскому сословию). Их сыновья попадали под рекрутские наборы, а они сами – под телесные наказания. В отличие от купцов, их можно было драть розгами.

В начале XIX века государству, которое чувствовало силу старообрядческого субэтноса, пришлось открыть для него какие-то лазейки. Так, оно позволило осваивать побережье Черного моря. И Павел Михайлович Рябушинский вместе со своим братом приехал с деньгами в небольшой поселок (нынешний Ейск), где они получили документы купцов первой гильдии. Скорее всего, это было при Александре, в период относительной свободы. Государство делало попытки ликвидировать раскол, надеялось, что старообрядцы потом сами как-нибудь растворятся. Но эти люди настолько решительно способствовали экономическому развитию страны, что рука не поднималась придавливать их на корню.

Становление старообрядцев как сверхуспешных экономических субъектов происходило так же, как и у Морозовых, о которых мы уже говорили. В этой среде по отношению к молодым ребятам, конечно, было больше жесткости, в 14–15 лет им уже приходилось вставать на ноги, составлять какой-то деловой план. Как правило, они уходили в город. Например, Рябушинские – два четырнадцатилетних парня – ушли в Москву и начали мелкую торговлю. Но они были так хорошо вышколены в своей семье, что очень быстро поднялись до положения купцов третьей гильдии.

В авангарде экономики

Из соображений безопасности старообрядцам было удобно жить малыми общинами, разрозненными группами, но особых экономических связей между ними не возникало. Они работали с людьми разных направлений, потому что в противном случае это привело бы к слишком серьезным ограничениям. Конечно, когда тот же Федор Гучков только создавал свой коллектив, он брал к себе единоверцев, но позже больше думал о том, как бы пригласить специалистов из Европы для окрашивания тканей, осваивания новых типов станков. Дело стало выше веры.

И у Морозовых в третьем поколении уже не обнаруживалось никакого предпочтения староверам. У самых твердых из них, Викуловичей, как раз работало больше всего англичан. Иногда общины помогали друг другу деньгами, но это не было системой. Представители самых разных скитов съезжались на Пасху в Рогожскую слободу – центр поповского согласия. Праздновали пасхальную неделю и уезжали с какими-то небольшими деньгами. У одного из старообрядцев, Большакова Тихона Федоровича, была своя лавочка, где он торговал кожаными изделиями – сапогами, конской упряжью. В то же время он собирал старообрядческие древности – книги, иконы, тексты – и помогал единоверцам. У потомков сохранились письма из женской обители за Волгой, где монахини благодарят его за оказанную денежную помощь в 3–5 рублей. Вот такие связи между старообрядцами существовали.

Сейчас нам – советским и постсоветским людям – невозможно понять, почему староверов не ликвидировали. Как, например, в период Ленина и Сталина, когда ликвидированы были все. Но государственных деятелей, начиная с Петра, всегда останавливали те или иные соображения. С одной стороны, раскол – это не дело. Но с другой – старообрядцы были непротивленцами, они не отвечали никакими восстаниями. Разве что соловецкие стрельцы отбивались, а остальные никогда не применяли силы, от них не исходило никакой угрозы. Староверы не имели связи с католическим или мусульманским миром. Они очень четко и твердо стояли на своих позициях, были хорошими работниками и надежными людьми. Православным священникам тоже хотелось жить, и они получали от староверов деньги. А губернаторы обращались к ним за помощью – провести дорогу, выполнить какое-нибудь крупное задание из Петербурга.

Старообрядцев можно сравнить с христианами в Римской империи. Их тоже все время порывались стереть с лица земли, но видели, что народ крепкий, ценный, рубить голов придется очень много, крови прольется невероятное количество… И к ним присматривались. Отмечали нравственную дисциплину, единство, сплоченность и то, как они постепенно внедряются во все сферы жизни. Но в Римской империи христиане не были в авангарде экономического развития. В отличие от старообрядцев, которые стали играть очень важную роль в развитии экономики.

Существовал «Банкирский дом братьев Рябушинских». Хоть он и не входил в двадцатку лидеров, но обладал большой надежностью, устойчивостью. Лучшими считались петербургские банки, имевшие огромное преимущество: они сидели рядом с госбюджетом. А бюджет был огромным – более 3 трлн рублей. Все это проходило через какие-то финансовые структуры, и петербургские банки получали проценты. А старообрядцы в финансовую верхушку так и не вошли. Хотя в какой-то момент в обществе они стали легальными людьми. Тимофея Морозова, например, приглашали в царский вагон, следовавший из Петербурга в Москву.

Деньги общины

Исторически старообрядцы не победили, но и не проиграли. Они устояли, удержались. Конечно, чтобы выжить в таких суровых условиях, им приходилось чуть ли не обожествлять свои догмы. Сейчас их молодежь, которая пользуется мобильными телефонами и остальными благами современной науки и техники, уже не может принимать эти жесткие правила. Лужков все-таки выделил старообрядцам деньги на реставрацию полуразрушенного Рогожского кладбища.

Когда-то оно было духовным центром староверов. Во время чумы 1770-х годов, когда треть Москвы вымерла, старообрядцы обратились к властям с просьбой, чтобы им отвели земли для захоронения умерших. И Екатерина разрешила. Поповцы получили территорию за Рогожской заставой, беспоповцы – в другом месте, и там возникли кладбища. А потом началась борьба – если людей закапывают, их надо отпевать. Власти не могли отказать в этом христианам, пусть даже «неправильным». А где отпевать? Строится часовня, а потом из нее делают храм. На старообрядцев пишут донос, приезжает генерал-губернатор.

В конце концов храм строят более низкий, вносят какие-то изменения, но он все равно появляется. А Рогожское кладбище – это центр всей старообрядческой России.

Состоятельные старообрядцы завещают все деньги общине. Так и идут накопления. И они уже не теряются. Никакая любовница из актрис или моделей после смерти такого человека ни копейки не получит. Все это останется внутри. В отличие от того, как бывает в светском обществе. Община поможет тебе нажить деньги – даст беспроцентный кредит, поспособствует в создании фабрики. Ты будешь иметь все это, но когда умрешь, капитал не уйдет вовне, какую-то его часть вложат в твое дело, а солидная часть пойдет в качестве пожертвования на храм.

Тимофей Саввич Морозов Церкви завещал не много, а вот его жена выстроила огромную колокольню на Рогожском кладбище, выделила крупную сумму на нынешний МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Она жертвовала деньги Московскому университету и другим учреждениям, одаривала старообрядческую общину, хотя и не была сильно верующим человеком. Сами старообрядцы тоже давали деньги на больницы, учебные заведения, приюты, но община никогда не поглощала чьи-то капиталы. Старообрядцы жертвовали солидные суммы, но сами общины никакими финансовыми операциями не занимались. Все накопленные средства шли на благотворительные нужды внутри общины: призрение старых и малых, общежития, приюты.

Связи между членами общины были не такими уж сильными, но, конечно, свой мир они знали. Думаю, когда кому-то из Морозовых требовался хороший делец, он присматривал его среди своих. Но мог взять и не старообрядца. Когда у тебя на фабрике работают 200 человек, ты наберешь их среди единоверцев – это понятно. А когда 20 тыс., то формировать гигантские коллективы на конфессиональных началах просто смешно. Вопрос в том, сколько у тебя английских инженеров, немецких или русских.

Внешние связи

Есть убеждение, что одним из злокозненных и очень последовательных врагов России является Англия и что старообрядцы, в частности беспоповцы, для которых уже наступило царство Антихриста, становятся сторонниками англичан в деле развала российского государства, откачки экономических ресурсов или просто накопления экономической власти нужными людьми. Но это абсолютно нелепая теория.

Основа старообрядческой веры – исконное древнее православие, и его последователи не могли допустить даже мысли о сотрудничестве с католиками. Это полностью исключалось из-за идеологической несовместимости. Старообрядцы ведь потому и откололись, что государственное православие пошло на контакты с греками, а последних упрекали в том, что они заражены папизмом, католичеством. Исходные позиции старообрядцев – сугубо российские, поэтому любые внешнеполитические комбинации были исключены. Правда, они действительно в огромных количествах закупали у Англии хлопок и машины.

Поповцы в XVIII–XIX веках остались без иерархии и нуждались в священниках. Они нашли какого-то заштатного епископа в Боснии, но требовались особые процедуры, чтобы поставить его российским православным митрополитом. Старообрядцы перевезли его в австрийскую часть Польши и признали епископом над поповской общиной Рогожского кладбища. И в этом новом качестве тот начал посвящать в священники. Все это делалось на деньги Солдатенкова и Рахманова – богатейших московских старообрядцев, миллионеров. Но тут Николай I потребовал у императора Франца Иосифа ликвидировать этот новый центр старообрядчества. Митрополита Амвросия арестовали и выслали. Но он успел поставить епископов по России, и иерархия была восстановлена.

Постепенно происходила легализация старообрядцев, и они признали существующую реальность в России. Хоть и заняли круговую оборону и настаивали на двуперстном крестном знамении, но уже не выдвигали никаких обличительных манифестов. Государство де-факто допускало их деятельность, и они тоже изменили свое отношение к нему. Власти произвели серьезную реорганизацию: патриаршество убрали, Церковь сделали частью государственного аппарата.

Какое будущее ожидает старообрядцев? В каком-то виде это общественное движение сохранится. У них есть преимущество перед официальной Церковью и нет амбиций – они не претендуют на роль властителей духовной жизни русского народа. У старообрядцев свой мир, им нужно только, чтобы их не преследовали. У нас ведь много различных социальных групп. И старообрядцы – одна из них.

При войнах, революциях религиозный фактор играет исключительную роль, потому что религиозная мотивация пронизывает самые глубины души человеческой. И, чем пристрастнее ее последователи в своих убеждениях, тем кровавее последствия. Революции в России в 1905-м, 1917 годах не стали исключением. Какое же имеют отношение к революциям и убийству России православные старообрядцы? Не громко ли сказано?

Первые мои знакомства со старообрядцами и с их святынями произвели на меня положительные, неизгладимые впечатления: набожность, строгость, аскетизм, многочасовые богослужения, смиренные поклоны, притягательная старина, трудолюбие, скрупулезность, аккуратность, некая мистичность. Надеюсь, что к большинству современных старообрядцев всё это и относится. Но каково было положение старообрядцев в период 1905 - 1917 гг. и в чем выражалось их участие в революциях?




Современные старообрядческие епископы

Оказывается, участие было самое что ни на есть прямое. О старообрядцах, о единоверцах — тех, которые присоединились к Русской Православной Церкви, — речь в статье идти не будет. Вам придется по-новому посмотреть на нашу историю, поэтому репродукции и картины я буду подписывать от лица старообрядцев.

Что собою представлял старообрядческий социум в Российской Империи?

О них однозначно можно сказать, что это была религия купечества.

В дореволюционной России наиболее богатыми и предприимчивыми людьми являлись старообрядцы. Будучи притесняемыми и гонимыми властями несколько столетий, имея крепкий общинный уклад, высокую нравственность и аскетизм, они создали свою, внутреннюю финансовую религиозно-коллективную империю. Оптимальным инструментом, позволяющим им максимально концентрировать как экономические, так и духовные ресурсы, стала знаменитая русская община; общинно-коллективистские (а не частнособственнические) отношения служили тем фундаментом, на котором строилась социальная жизнь старообрядцев.

На рубеже XX века в России существовали только три финансово состоятельные группы людей: старообрядцы (купцы и промышленники), иностранные бизнесмены и дворяне-помещики. Вдумайтесь, на долю старообрядцев приходилось более 60% всех частных капиталов Империи! А это значит, что финансово они влияли на всю экономику и политическую палитру страны. При этом численность самих старообрядцев всех существующих на то время толков, по разным подсчетам, составляла не более 2% от общего числа населения и 10-15% от численности русских в Империи.

Старообрядцы не являлись монолитным религиозным образованием, они делились на две группы: «поповцев» и «беспоповцев». Уже сами эти названия говорят о существовании или отсутствии в этих группах духовенства. Кроме того, внутри групп также происходили разделения и создавались различные толки, которые переплетались с разными сектами. За прошедшие века таких толков, с ужасными извращениями Евангельских истин, возникло не менее семидесяти.

Вероучение и отношение к обрядам внутри групп нередко были даже взаимоисключающие. Но всех староверов объединяла, на уровне вероучения и культа, лютая ненависть к Российской Православной Церкви и к властям, в частности, к дому Романовых, как к правителям антихриста. Для этой ненависти имелись объективные исторические причины - гонения за веру, социальное угнетение, запрет на проповедь и распространение своей религии. Под надуманными предлогами старообрядцев наказывали и отбирали у них имущество, отправляли в ссылку, закрывали и разрушали их храмы. Браки им разрешалось регистрировать (венчаться) только в храмах РПЦ, а это означало принудительное склонение в «веру антихриста».

Хозяйственно-управленческой модели, сформированной расколом, был брошен вызов в 50-е годы ХIХ века. Главный удар оказался направлен на купечество. Отныне попасть в купеческие гильдии могли только те, кто принадлежал к Синодальной Церкви (РПЦ) или единоверию; все русские купцы обязывались предоставить свидетельства об этом от православных священнослужителей. В случае отказа предприниматели переводились на временное гильдейское право сроком на один год. В результате всё староверческое купечество оказалось перед жёстким выбором: лишиться всего или поменять веру. Была альтернатива - вступить в единоверчество, сохраняя при этом старые обряды; большинство склонялось к последнему варианту.

В России тогда происходили старообрядческие бунты, которые позднее, во времена СССР, представляли как проявление классовой борьбы, умалчивая об их религиозной мотивации.

Лютой ненавистью ненавидели старообрядцы П.А. Столыпина за его реформаторскую деятельность, поэтому радовались его убийству. При всей успешности его реформ, новые цивилизационные вызовы урбанизации, такие как, например, переселение крестьян в Сибирь, разрушали устоявшийся общинный уклад старообрядцев. Кроме того, крестьяне-переселенцы составляли конкуренцию предприятиям и банкам старообрядцев тем, что из государственной казны им выплачивали ссуды и подъемные, выделяли бесплатные земельные участки и они успешно развивали свое хозяйство.

П.А. Столыпин держал на личном контроле вопрос о переводе старообрядцев — раскольников в единоверчество и достиг в этом успеха: подавляющая часть казаков — старообрядцев перешли в РПЦ или единоверие.


Убийство П.А. Столыпина

Но вот пришла долгожданная свобода - были приняты действенные меры «к устранению стеснений в области религии»: своим Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» Государь Император Николай II уравнял права старообрядцев и православных христиан. С тех пор они перестали называться раскольниками. Это была вспышка процветания и развития старообрядцев вплоть до конца 20-х годов.

Организация старообрядцами революции 1905 года

В августе 1905 года в Нижнем Новгороде прошло закрытое «частное собрание старообрядцев», которое постановило, что дарованные старообрядцам свободы могут быть у них отняты. Было решено продолжить борьбу до появления в Государственной думе фракции старообрядцев с решающим голосом. Миллионер Рябушинский предложил создать для этого систему «разъездных пропагандистов».


Старообрядец миллионер Владимир Павлович Рябушинский подготавливал революционных агитаторов

Более 120 человек, финансируемые старообрядцами, разъехались по всем уголкам Российской империи с призывами к революции и социальной справедливости. Их главным лозунгом было: «Наступила свобода! Можно силой забирать землю у помещиков». В то же время, призывов об экспроприации фабрик и заводов, на 60% принадлежащих старообрядцам, конечно же, не звучало. Это объяснялось тем, что ими двигало вовсе не желание бороться за социальную справедливость, а то, что помещики являлись для них конкурентами. Имела значение и религиозная мотивация: ведь помещики и представители власти были православными, то есть, в глазах старообрядцев, еретиками — никонианами, новообрядцами — «слугами антихриста».

Почва для революции 1905 года подготавливалась старообрядцами давно. Так, в 1897 году в Замоскворечье ими были основаны «Пречистенские курсы», на которых всем желающим читали лекции о социализме и марксизме. К 1905 году на курсах обучалось уже 1500 человек. Естественно, эти профессиональные революционеры-агитаторы по вероисповеданию были раскольники — старообрядцы разного толка, недовольные «властью антихристовой». На курсах могло бы учиться и больше народа, но не позволяли размеры помещения. Впрочем, это оказалось делом поправимым. Знаменитый клан старообрядцев Морозовых внес 85 тысяч рублей на строительство трехэтажной марксистской школы, землю под которую выделила Городская дума в лице ее руководителя старообрядца Гучкова. На деньги того же старообрядца Саввы Морозова революционерами в 1905 году закупалось оружие.


Старообрядец купец Савва Морозов, на деньги которого закупалось оружие для братоубийства

Казалось бы, налицо противоречие: как глубоко верующие люди могли помогать противникам любой религии? Но на самом деле никакого противоречия не было! Старообрядцы боролись не с частной собственностью, а лишь с антихристовой, с их точки зрения, властью, используя марксистов в своих целях, тем самым взращивая зверя, который их же самих и пожрал.

Революция — дело доходное!

По стране прокатилась череда забастовок и бунтов. В качестве классического примера можно привести легендарный Ленский расстрел . Компанией «Лензолото» до начала беспорядков владели англичане, купцы-старообрядцы и барон Гинцбург. Акциями предприятия торговали на Лондонской, Парижской и Московской биржах. Протесты, начавшиеся после продажи в фабричном магазине гнилого мяса, закончились, как водится, народным бунтом. Затем последовали расстрел рабочих солдатами, массированная кампания в прессе, а также ряд гневных докладов в Думе, инициированные все теми же старообрядцами. Англичане были вынуждены уйти, акции же за копейки скупил старообрядец-миллионер Захарий Жданов, один из бывших владельцев «Лензолота», удачно продавший свой пакет акций незадолго до начала беспорядков. На сделке он выиграл 1,5 млн золотых рублей. Аналогичные, можно сказать рейдерские, захваты, проводимые с благой целью - лишить иностранцев права владения активами в Российской империи, — проходили повсеместно.

Февральская революция завершила дело, начатое в 1905 году: старообрядцы получили всю полноту власти. Более половины из 25 наиболее влиятельных купеческих родов Москвы были староверами: Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Солдатенковы, Третьяковы, Хлудовы. Власть в городе принадлежала старообрядцам. Они были гласными Московской городской думы, членами общественных комитетов, главенствовали на Московской бирже. Руководство крупнейшими оппозиционными буржуазными партиями — кадетов, октябристов и прогрессистов — осуществлялось все теми же людьми. Н.Д. Авксентьев, А.И. Гучков, А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков заправляли и во Временном правительстве.

Старообрядческий социализм

Уже к началу XX века старообрядцы ввели на своих предприятиях высокие социальные стандарты: 9-часовой рабочий день, бесплатные общежития для рабочих, медицинские кабинеты, ясли-сад для детей, библиотеки. Для постройки собственных каменных домов выдавались беспроцентные ссуды. Собственная бесплатная больница была оборудована операционной, амбулаторией, аптекой и родильным домом. Имелись санаторий и богадельня для престарелых. Для молодежи существовали профтехучилища. Также назначалась пенсия в размере 25-50% от средней заработной платы. Так что высокие социальные стандарты в СССР были изобретением не коммунистов, а старообрядцев.

Неудивительно, что рабочие предприятий, которыми владели старообрядцы, во всем поддерживали своих хозяев. Во время баррикад, стачек, забастовок рабочим все равно оплачивали рабочий день. Баррикады во время революции 1905 года в Москве располагались по принадлежности к предприятиям старообрядцев. Баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. Крупные силы на революционную борьбу отрядили фабрика старообрядца Мамонтова и мебельная фабрика старообрядца Шмита. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины.


Стачки старообрядцы организовывали для борьбы с «антихристовой» властью

Купеческая элита решительно распрощалась со славянофильскими идеями о возможности развития на монархической основе. Купечество обратилось к радикальным элементам, которые концентрировались в кружках социал-демократов и социал-революционеров. Именно из такого кружка происходил Дмитрий Богров - убийца Столыпина. Это было предательство Святой Руси!

Начиная с 1905 года, по стране прокатилась волна убийств чиновников, губернаторов, глав городов. Революционеры делали свое дело - расшатывали страну.

Профессиональные революционеры и террористы были приняты на работу на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, а вот зарплату они получали исправно. Зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции, прихвостнями царизма и увольняли, ведь предприятия были частными.


Старообрядческое пособничество террористам

Итак, исторические факты подтверждают, что в 1905 г. старообрядцы и их капитал принимали в революции самое активное участие.

Радость старообрядцев: Временное правительство и большевики 1917 года

Приход Временного правительства и отречение Царя с неистовым восторгом встретили все старообрядцы разного толка, особенно «древлеправославные поповцы».

Старообрядцы Егорьевска на своем собрании 17 апреля 1917 года приняли резолюцию, где отмечали, что «душевно радуются свержению мучительного гнета деспотической власти безответственного правительства, чуждого русскому духу — гнета, сковывавшего развитие духовных и материальных сил страны; радуются также и всем возвещенным свободам: слова, печати, личности».

В апреле 1917 года состоялся внеочередной съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. В его резолюции говорилось: «Полное отделение Церкви от государства и свобода религиозных групп, находящихся в России, послужат только ко благу, величию и процветанию свободной России».

Временное правительство объявило о намерении снять все ограничения с деятельности религиозных объединений. 14 июля 1917 года появилось соответствующее постановление «О свободе совести». Оно вызвало большую радость во всех старообрядческих согласиях; собрания общин и епархий выразили Временному правительству свою поддержку.

Осенью 1917 года Временное правительство пало, к власти пришли большевики, которые разогнали Учредительное собрание и установили диктатуру пролетариата.

Слово «большевик» очень нравилось старообрядцам. В общинном укладе старообрядцев существовала должность-положение «большак», что означало старший в семье, в доме, в сельской и в церковной общинах. Большаки решали важные общинные вопросы. Особенно большаки почитались у беспоповцев, у которых они играли роль религиозных лидеров, вместо священников. Трудно представить, что такое созвучие могло быть всего лишь совпадением, скорее всего, это была продуманная религиозная манипуляция закулисных революционеров.


Большевик-большак-старообрядец, художник Б. Кустодиев

Сейчас старообрядцы не хотят признавать свою ошибку - сознательное участие в кровавой революции, но именно на приход большевиков они возлагали свою надежду о новой эре Христа после правления «власти антихристовой».

Если посмотреть статистические данные о том, где в средней полосе России максимально поддержали большевиков, то это оказываются Владимирская (куда входил и г. Иваново), Костромская и Нижегородская губернии — края, в которых весьма густо селились как поповцы, так и беспоповцы разного толка.

Портреты немецких вождей большевиков вызывали у старообрядцев доверие — ведь у них были большие бороды! Для староверов это было важным. Красный цвет знамени ассоциировался с Красной Пасхой, и они вполне серьезно писали на революционных плакатах: «коммунистическая Пасха».


Участники революции имели религиозную мотивацию. Пасхальная открытка революционного периода.

Старообрядцы принимали самое активное участие в революции 1917 г. и поддерживали большевиков и лично Ленина. Обе стороны объединяла ненависть к дому Романовых. Достаточно посмотреть картины и плакаты революционной тематики, где действующими лицами являются бородатые мужики-старообрядцы: Владимира Серова «Ходоки у Ленина», Бориса Кустодиева «Большевик», его плакат «Заем свободы» и т.д.


Ходоки-старообрядцы у Ленина, художник В. Серов

Большую часть старообрядцев России составляли беспоповские толки. Беспоповцы пользовались в народе нравственным авторитетом. Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80% составляли старообрядцы-беспоповцы: возникавшие фабрики и заводы вбирали потоки староверов из Центра, с Поволжья и Урала, из северных районов. Каналы староверческих согласий (землячеств) выступали в роли своеобразных «кадровых служб». После революции 1917 г. именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, «ленинский призыв», «второе завоевание души рабочего класса» и т.д. Именно беспоповцы составили основу первого советского поколения управленцев, партработников и комиссаров.

Ленин и масоны, стоящие за ним, прекрасно знали религиозную подноготную России и манипулировали общественным сознанием, стравливая и убивая народ. Ленину нужны были те, кто ненавидел царизм и православие, и это были сектанты, старообрядцы.

Советская власть приглашала вернуться в страну всех, кто бежал от прежнего режима: «Рабоче-крестьянская революция сделала свое дело. Все те, кто боролся со старым миром, кто страдал от его тягот, сектанты и старообрядцы в их числе, — все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!»


Большак-большевик Бонч-Бруевич, он же старообрядец Семен Гвоздь личный друг Ленина

В 1921 году старообрядцы подписали с советской властью «Акт о лояльности». Характерным примером взаимодействия старообрядцев и революционеров может послужить судьба знаменитого большевика Бонч-Бруевича, личного друга Ленина. В конце 1890-х годов миллионер-старообрядец Прянишников помог Бонч-Бруевичу перебраться на Запад под псевдонимом Дядя Том. Одной из задач революционного агента стала переправка духоборов и молокан из России в Англию и США. В 1904 году неутомимый Дядя Том начал издавать за рубежом ряд журналов и периодическое издание «Рассвет», в котором выступал под псевдонимом Старообрядец Семен Гвоздь. Самое интересное, что сразу же после революции 1917 года Бонч-Бруевич активно помогал вернуться на родину многим сектантам, которым до этого помог покинуть пределы России, Ведь нужно было уничтожить православную Россию.


Казак-старообрядец, принявшие большевистские идеи

Старообрядческий красный террор

Но как все же могло так произойти, что у глубоко верующих людей, аскетов, ревнителей старины, желавших справедливости и правды, возникла такая ненависть, выразившаяся в человекоубийстве, разрушении и взрывах православных (не старообрядческих) храмов, сожжении икон, расстреле духовенства, доносах?

Старообрядцы и сектанты сформировали костяк советской власти. Поэтому весь комплекс антирелигиозных мер был заимствован ими у Синода Русской Православной Церкви, занимавшегося как раз борьбой с раскольниками, которая выражалась в разрушениях их храмов, лишении юридических прав и прав регистрации браков, доносы и казнях, ссылках, в том числе и на каторгу, и т.д. Но, кроме чувства мести, ими двигали еще и религиозные мотивы.

Все поповцы и беспоповцы считали официальную государственную Церковь лишенной благодати и служкой антихриста, так же, как и правящую Царскую династию. Поэтому ненависть к ним была на уровне вероучительных истин. Кратко коснусь некоторых из них.


Поругание «слуг» антихриста

Беспоповцы - это старообрядцы, отвергшие священников нового поставления, после реформ патриарха Никона. Они решили, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, поэтому всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Таинства крещения и покаяния стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у беспоповцев образовался особый чин наставников — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел.

Древлеправославная поморская церковь - это течение беспоповцев. В ней Таинства крещения и исповеди также совершаются мирянами — духовными наставниками.

Аароновцы не признавали венчание, совершенное в православной церкви, требуя в этом случае развода или нового брака. Как и многие другие раскольники, они чурались паспортов, считая их «печатями антихриста».

Федосеевцы были убеждены в исторической испорченности Российского государства. Они верили, что наступило царство антихриста, отрицали моление за Царя на имя. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. Во время Великой Отечественной войны федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами, сотрудничавшими с гитлеровской Германией.

Неплательщики отвергали богослужения, таинства и почитание святых. Они не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов. Молитвы им заменяли религиозные домашние беседы и чтения.

«Бегунами» называли тех, кто отвергал новое крещение, считал, что необходимо порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей.

Самокрещенцы - старообрядцы крестили себя сами, без священников.

Средники , в отличие от других самокрещенцев, не признавали дни недели. По их мнению, когда во время Петра I перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Таким образом, для них среда - это бывшее воскресенье.

Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо еще, кроме изображаемого образа. Они стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств.

Дырники не почитали икон, молясь на дырки.

Пастухово согласие : его последователи осуждали пользование паспортами и деньгами с изображением императорского герба, которое они считали печатью антихриста. Новых сторонников своего учения перекрещивали.


Борьба с антихристовой «печатью»

Не́товское согласие (спасовцы): главная идея этого учения заключается в том, что в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены. Спасовцы произошли от стригольников, которые отвергали церковную иерархию. Последователи этого согласия делятся на староспасовцев и новоспасовцев, которые, в свою очередь, разделились на малоначальных и большеначальных.

А́ристовский толк: создан санкт-петербургским купцом Аристовым, который считал, что всякие отношения со светской властью, как, по его мнению, еретичествующей и служащей антихристу, незаконны. Вследствие этого истинный христианин должен избегать распоряжений власти и не относиться к ней ни в каком случае.

Некрещеные старообрядцы — самое радикальное направление старообрядчества, созданное в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии. Его последователи дошли до того, что отрицали возможность осуществления таинства крещения даже мирянином (то есть беспоповским чином), поэтому представители этого согласия оставались вовсе без крещения, заменив его надеванием на новорожденного креста при чтении 50-го псалма.

Неокру́жники (противоокру́жники, раздо́рники) — часть приверженцев белокриницкого согласия (поповцев), не принявшая «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» 1862 года. Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» Русская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и т.п. есть богохульник. Противоокружники, напротив, утверждали, что в Русской и Греческой церквях царствует антихрист. Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени «Исус» на том основании, что Иисус Христос был рождён восемью годами позже Исуса. По своей сути, это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено «Окружное послание».


Разрушение храмов «антихриста»

Итак, подведя итог вероучительных истин старообрядцев разных толков, можно прийти к выводу, что они были убеждены: ради воцарения эры свободы - эры Христа доносить на священников — еретиков никониан, расстреливать их, взрывать православные храмы и жечь иконы — святое и богоугодное дело, а не грех. И, чем больше будет уничтожено слуг антихриста, чем будет больше уничтожено-низвергнуто «печати антихриста» (царской символики), тем лучше!

Хочу оговориться, что, конечно, не все старообрядцы приняли большевистскую власть, но таких было меньшинство, это были, в основном, казаки-старобрядцы Сибири, Урала, Дальнего Востока, Дона, Терека. Для них именно власть большевиков и была властью антихриста.

Льготы от советской власти и дальнейшая судьба старообрядцев

За активное участие в деле революции старообрядцы имели некоторое временные льготы. Если красный террор сразу коснулся Русской Православной Церкви, начались расстрелы и разрушения ее храмов, то старообрядцы еще до конца 1920-х годов могли свободно открывать и строить свои храмы, иметь свои печатные издания. Но «медовый месяц» длился не долго, они также были уничтожены, как и РПЦ, хотя некоторые успели уехать. Миллионерам старообрядцам, которые были посмекалистей, советская власть разрешила вывести свои капиталы за рубеж.

В высшем руководстве СССР было много старообрядцев (по своему происхождению). Есть убедительные свидетельства того, что к ним относились Калинин, Ворошилов, Ногин, Шверник (настоящая фамилия - Шверников), Москвин, Ежов, Косарев, Постышев, Евдокимов, Зверев, Маленков, Булганин, Устинов, Суслов, Первухин, Громыко, Патоличев и многие другие. Немало героев Великой Отечественной войны также были из старообрядцев.

Пройдя через братоубийство, природа человека становится другой; вот и у многих староверов не осталось ничего от веры в Бога, одна только идеология. Бывшие старообрядцы стали строить советского человека, советское общество, советскую страну. Но при этом знаменитый советский ученый и фантаст, по происхождению старообрядец, Иван Ефремов описал в «Туманности Андромеды», «Часе быка» идеал высоконравственного советского человека. Эти идеальные представления, конечно же, черпались из христианства.

Интересные факты . Оказываться, Рим был прекрасно осведомлен о религиозной ситуации в России, у них были попытки на почве общей ненависти к РПЦ и дому Романовых заключить дружбу-унию со старообрядцами. Но, для старообрядцев иметь дело с бритобородыми еретиками это нонсенс. Но, тем не менее, римские папы выражали свою несказанную радость в связи братоубийственной революции, говорили: «железная метла Бога руками безбожников выметала православие с России для католической миссии в будущем».

Еще одна интересная тема раскрылась; внутрипартийные зачистки в руководстве СССР, когда расстреливали активных революционеров, так же имели религиозную идеологическую окраску. Это была борьба двух партий ленинцев-масонов и постправославных. Окончательную точку поставил в этом раздоре бывший семинарист товарищ И.В.Сталин, сказав: «Как Моисей вывел евреев из пустыни, так и я их выведу из аппарата компартии».

Нравственно-богословский вывод

Грехопадение — это первый раскол, это трагедия всего человечества, а далее в истории расколы, отступления от истин Божиих, приобретают разные извращенные формы.

Старообрядчество стремилось сохранить древнюю правдивую веру, древнее благочестие (аналогичные постулаты были у фарисеев, и в этом стремлении нет ничего плохого), но превратилось в те же самые фарисейство и законничество, которые и распяли Христа. История повторилась: «цедили комара», «сучок видели в чужом оке», а распяли Россию.

Христос у старообрядцев заменился на обряд Христа. Поэтому под благочестивой мотивацией появлялись бесчисленные толки, претендующие на истину в последней инстанции. Старообрядцы ненавидят друг друга лютой ненавистью (я имею в виду сторонников разных толков), ведь оказывается, что сородичи исказили веру. Господь еще в древности предупреждал о такой модели отношения к вере в Бога: «бойтесь фарисейской закваски».

По сути, старообрядцы волей или неволей стали соучастниками убийства России, стали ее палачами. Религиозные манипуляции как раз и были использованы в гражданской братоубийственной войне, и сами они оказались заложниками и жертвами этих манипуляций.

Сегодня Россия и Русская Православная Церковь вновь под разными предлогами начинают раскачивать, конечно же, с самыми благочестивыми намерениями. Это и та же борьба с антихристовыми печатями и кодами, с антихристовой властью, но при этом забывается самое главное - ценность единства Церкви Христовой. Технологии и модели религиозных манипуляций столетней дальности вновь были успешно применены в период современных цветных, майданных революций для стравливания людей друг с другом. Не пора ли делать выводы?

Сейчас нужно все же набраться смелости, нравственных сил, духовного мужества признать свои ошибки и просить прощения у Бога и России за свои преступления. Единственная возможность преодоления раскола для старообрядцев — это покаяние, возвращение в лоно Церкви Христовой. Такая форма, в виде единоверчества, весьма успешно существует, начиная с 1800 года.

Поместный собор Русской Православной Церкви Московского патриархата в 1971 году признал старые обряды равноблагодатными и снял те клятвы, которые были наложены на них. Но это было совершено де-юре, а де-факто с самого начала нашей господствующей Церкви она признавала святость древних обрядов. В 2000 году Синод РЗПЦ принес покаяние перед старообрядцами за причиненные им гонения.

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия,
магистр религиоведения и философских наук

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Исходной формой религиозного сектантства в России явилось

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - ряд религиозных течений, отрицавших обрядовую форму

русской православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1б50-х гг.

Старообрядчество жестоко преследовалось царской администрацией и официальной

церковью. Совращение православных в ересь строго пресекалось и к расколу

применялось публичное ока-зательство (ряд запрещений, в частности,

устраивание крестных ходов, пение на улицах, площадях и т. д.).

Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные

малозаселенные местности - в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за

рубежи России. Крупнейшим духовным и организационным центром

старообрядчества была Москва.

К старообрядчеству примыкали различные слои общества: боярство,

духовенство, стрельцы, крестьянство, посадское население. Социальная

неоднородность обусловила наличие большого числа группировок, на которые

разделилось старообрядчество. Основными течениями старообрядчества являются

БЕГЛОПОПОВЩИНА, ПОПОВЩИНА и БЕСПОПОВЩИНА.

БЕГЛОПОПОВЩИНА - это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название

свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников,

переходящих к ним из православия.

От беглопоповщины в первой половине XIX в. произошло ЧАСОВЕННОЕ

СОГЛАСИЕ. Из-за отсутствия священников они стали управляться уставщиками,

которые вели богослужение в часовнях.

Группы ПОПОВЦЕВ по организации, вероучению и культу близки к

православию. Среди них выделялись единоверцы и Белокриницкая иерархия.

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ - это старообрядческая церковь, возникшая в 1846

г. в Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии, в связи с чем

старообрядцев, признающих Белокриницкую иерархию, называют также АВСТРИЙСКИМ

СОГЛАСИЕМ.

БЕСПОПОВЩИНА в свое время была наиболее радикальным течением в

старообрядчестве. По своему вероучению беспоповцы дальше других

старообрядцев отошли от православия.

Беспоповщина имела несколько направлений:

1) СПАСОВСКОЕ СОГЛАСИЕ, или НЕТОВЩИНА. Согласно их вероучению, спасение

можно получить, уповая только на Иисуса Христа (Спаса). Отрицали таинства,

православное священство.

2) РЯБИНОВСКИЙ ТОЛК - течение в спасовском согласии; признавали лишь

поклонение кресту, сделанному из рябины.

3) ПОМОРСКИЙ ТОЛК возник на реке Выге, в Поморье.

Одно из течений поморцев - ДАНИЛОВЦЫ, названное по имени одного из

основателей толка, Данилы Вакулова.

4) ФЕДОСЕЕВСКИЙЙ ТОЛК - одно из радикальных течений в беспоповщине.

Основан в конце XVIII в. Феодосией Васильевым.

5) СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК (БЕГУНЫ) - одно из крайних течений в

беспоповщине. Проповедовали близкий конец света, уклонялись от

государственных повинностей, перед смертью принимали крещение и прятались в

тайник. Подробнее эта секта будет рассмотрена ниже.

В 1905 г. после обнародования указа "Об укреплении начал

веротерпимости" старообрядцы получили возможность открыто проводить

богослужение, официально переходить из православия в свою веру, но для этого

им необходимо было пройти регистрацию.

На протяжении длительного времени в старообрядчестве шли споры о

сущности "старой веры". Каждый особоблен-ный толк считал истинным только

свое вероучение, отвергая все прочие, как не имеющие ничего общего с

истинным православием. Однако знакомство с вероучением старообрядческих

течений и толков приводит к выводу, что религиозная догматика у всех

направлений едина. Более того, по своей догматике старообрядчество почти

ничем не отличается от православия.

Все толки и согласия старообрядчества признают непререкаемой истиной

христианский "символ веры". Как и все христиане, приверженцы

старообрядчества следуют букве Священного Писания, разделяют библейские

представления, верят в богооткровенность Ветхого и Нового заветов.

Исключение составляет верность старопечатным книгам дореформенного периода.

Одним из основных моментов в идеологии старообрядцев является

эсхатология - религиозные мифы о скором конце мира. В старообрядчестве этот

элемент вероучения получил свое развитие в конце XVII в. Готовясь к концу

мира, одни умирали голодной смертью, другие сжигали себя, третьи строили

гробы, чтобы лечь в них перед Вторым Пришествием, читали друг над другом

молитвы, отпевали друг друга. Были еще и омут, и топор, и нож.

За всю свою историю, начиная с 70-х годов XVII в., старообрядчество

истребило десятки тысяч своих приверженцев, в том числе и детей. Подавляющее

большинство предало себя самосожжению (самосожиганию, как говорили встарь).

А.С. Пругавин, историк старообрядчества и сектантства, в одной из своих

статей, напечатанных в 1885 году в журнале "Русская мысль", попытался

1772 года сожгли себя заживо не менее 10000 человек. Надо заметить, что это

семейных самосожжениях, архивные документы весьма часто прибавляют к той или

иной цифре стереотипные слова "и прочих с ними" (или - "и прочих с ним",

если было известно лишь имя наставникавдохновителя или главы семейства).

Костры самосожженцев вспыхивали и после 1772 года. По сведениям, собранным

тем же историком, например, в 18бО г. сожгло себя 18 ста рообрядцев.

Огонь самосожжения благословлен был высшими автор! тетами раскола, в

первую очередь протопопом Аввакумол В одном из его сочинений содержится

пылкое восхвален и. первых самосожигателей: "Суть уразумевша лесть отстушк

ния, да не погибнут зле духом своим, собирающеся во две ры с женами и

детками и сожигахуся огнем своею воле к Блажен извол сей о Господе". В наше

время об этом знаме нитом расколоучителе принято писать и говорить как о

человеке яркого и самобытного таланта, несокрушимой воли и мужества, как об

конечно. Но для всесторонней и объективной оценки личности и деятельности

Аввакума надо помнить о том, что его литературный талант и ораторский

темперамент, с одной стороны, и число его единоверцев, погубивших себя в

благочестивом огне, с другой, были связаны прямой зависимостью.

Характерной чертой старообрядчества на протяжении многих лет было

противопоставление "истинноверующих христиан" (т. е. старообрядцев) "миру",

в котором якобы воцарился антихрист. Все "мирское" не принималось: браки,

законы, служба в армии, паспорта, деньги, любая власть. Замкнутый образ

жизни, ограниченный контакт с "миром", учение о воцарении антихриста с

самого начала играли более значительную роль в беспоповских толках. Однако

несмотря на то, что старообрядцы всячески старались придерживаться "старины"

и как можно меньше общаться с "миром", их убеждения и действия не могли

оставаться такими, какими они были ранее. Особенно это стало заметно в

начале XX в. Старообрядцам все чаще приходилось общаться с иневерцами,

вступать с ними в экономические отношения.

В старообрядческих селениях люди жили замкнуто. В них редко звучала

музыка, не было слышно веселых песен. В семьях староверов бытовали очень

строгие нравы. Мужчинам не разрешалось стричь бороды; женщина обязательно

должна была носить платок и надевать его так, чтобы он закрывал волосы.

Детей подстригали под кружок. Мужчины носили куртки с бортами, а женщины

длинные платья. В быту староверы соблюдали чистоту. Сор подметался в

передний угол. К иноверцам они относились отрицательно. От верующего другого

исповедания и тем боле неверующего, если они хотели жениться на девушке из

старообрядческой семьи, требовали перейти в их веру. При посещении их на

дому отказывали в просьбе дать напиться воды, при настойчивой просьбе давали

посуду, а затем выбрасывали ее.

В их среде бытуют различные суеверия. Так, довольно широко

распространена вера в существование чертей, домовых, леших, бесов.

Сохранился и такой обычай: у старообрядцев не принято оставлять посуду

открытой, ее полагается накрывать, чтобы отогнать нечистую силу. При этом не

имеет значения, чем и как накрывать посуду: важно, чтобы действия

сопровождались молитвой.

Поминально-похоронный обряд у староверов почти ни в чем не отличается

от православного. Но у староверов имеются отдельные кладбища. Если же

кладбище общее, то староверов хоронят на одном конце кладбища, а всех

остальных - на другом. Между этими территориями проходит межа, отделяющая

одних от других. Поминальный обряд также не имеет существенного отличия от

православного. Разница лишь в некоторых словах "неугасимой" по усопшему, и в

том, что эта церемония продолжается дольше, чем у православных. За чтение

"неугасимой" получали когда-то очень солидные суммы - по 500 р. за один

"сорокоуст". Нередконаблюдались такие случаи, когда наставники прибегали к

услугам старых дев, а сами лишь исправно получали "мздовоздание" за "труд".

Для старообрядцев в прошлом считалось большим грехом несоблюдение

постов. Во время великого поста песен не пели, и тем более не танцевали.

славить Господа Бога.

В тот самый момент, когда его машина въехала на территорию Рогожской слободы, Владимир Путин положил конец трем с половиной векам изгнания староверов. 31 мая, впервые со времен болезненного раскола российского православия в 1667 году, лидер страны нанес визит древней духовной общине, которую преследовала как царская, так и советская власть.

Это историческое событие, которое осталось практически незамеченным и прошло на закрытой территории на юге Москвы (раньше у старообрядцев были помещения лишь за пределами столицы), последовало за съездом собравшихся со всего мира староверов. «Обсуждали возвращение на родину, участие в сельском хозяйстве. Они очень хотели бы, чтобы им дали землю. Они бы возрождали ее и молились», — рассказал президенту митрополит Корнилий.

Духовный лидер старообрядцев, человек в черной сутане, с наполовину скрытым ухоженной бородой большим медальоном и длинными волосами под черным головным убором, взял на себя роль экскурсовода для почетного гостя.

Нашего провожатого зовут Петр. На нем высокие казачьи сапоги, талия перехвачена матерчатым поясом, а борода едва ли уступит той, что есть у митрополита (при Петре Великом ему пришлось бы платить за нее дополнительный налог).

Ужасный раскол XVII века

Этот 26-летний сибиряк получил диплом по химии, однако затем ушел в теологию. Мы говорим, что он немного напоминает нам амишей, живущую в Северной Америке закрытую общину, которая также сформировалась в результате религиозного раскола в Европе в XVII веке. «Ничего подобного, — возражает он. — Мы живем в обществе и смотрим телевизор, только не боевики и не фильмы ужасов». Как бы то ни было, чтобы попасть в Покровский собор, нужно ознакомиться с правилами.

Контекст

Министерство традиций

Yle 21.03.2017

Христианство, религия немногих

Frankfurter Allgemeine Zeitung 20.09.2016

РПЦ создает «священный союз» с Кремлем

21.11.2015

Исчезнет ли когда-нибудь религия?

BBC 08.01.2015

В Россию возвращаются старообрядцы

La Croix 27.10.2011
Женщины должны повязать на голову платок (он закалывается под подбородком булавкой), надеть длинную юбку и нести сумку в руках, а не на плече.

Здесь служба ведется при свете свечей, которые вручную зажигают на подвешенной под потолком гигантской люстре. Пол девственно чист, а на стенах развешано множество икон: говорят, что здесь их порядка 4 тысяч.

Староверов отличает в первую очередь форма крестного знамения: два соединенных пальца символизируют в византийской традиции двойственную, человеческую и божественную, природу Христа. Этот, казалось бы, безобидный жест стал причиной ужасного раскола в XVII веке, когда патриарх Никон решил провести реформу священного писания и ввести троеперстное крестное знамение по греческому образцу (символизирует Троицу). Реформа была поддержана вторым в династии Романовых царем Алексеем Михайловичем, однако часть верующих восприняли ее как насаждение «европейских» порядков в ущерб российским традициям.

Угнетения до 1905 года

Целые семьи староверов оказались на кострах или погибли во время наполненного тяготами пути в отдаленные регионы России, далеко за Урал, или за границу.

Выставленная в знаменитой Третьяковской галерее картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова» запечатлела их мученичество: она сидит на санях со скованными цепью руками, однако поднимает вверх ладонь с двумя пальцами в крестном знамении.


© РИА Новости, Алексей Никольский

Петр говорит нам о существовании француза-старообрядца, некоего Вавилы, учившегося в Сорбонне, который предпочел окончить жизнь на костре во Владимирской области, но не отрекся от новообретенной веры.

Преследования староверов продолжались до 1905 года, когда царь Николай II снял с них ярлык «раскольников», а также предоставил им право звонить в колокола и строить церкви. Как бы то ни было, затишье оказалось недолгим: через 12 лет большевистский террор обрушился на представителей всех религиозных течений. Сама православная церковь сняла анафему только в 1971 году. «Слишком много разногласий по догмам», — считает Петр.

Религия — российское отличие от Запада

Отреставрированная после распада СССР Рогожская слобода занимает территорию в несколько гектаров (у нее даже есть собственное кладбище), словно выпавший из потока времени островок посреди советских зданий.

В одной из церквей, которую не так давно использовали в качестве столовой, проходит выставка «Сила духа, верность традиции». На ней представлена жизнь старообрядцев, кое-как сохранившиеся иконы, переносные иконостасы, миниатюрные предметы культа и листовки.

Представитель старообрядческой церкви Роман Анторин называет визит Путина «божественным провидением»: «Власти, наконец, поворачиваются к нам лицом и оценивают вклад староверов в историю России, ее культуру и наследие».

Глава государства прекрасно это понимает. Отставной офицер КГБ сегодня активно опирается на религию как отличие России от Запада. В частности он пообещал помочь с возвращением живущих за границей старообрядцев.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.