Где похоронен гайдар аркадий. Биография гайдара аркадия петровича

Аркадий Петрович Гайдар

22 января 2008 г. исполняется 104 года со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (н.ф. - Голиков)

Гайдар в переводе с татарского означает – «всадник, скачущий впереди». В старые времена воины – конники высылали вперед всадника, который скакал впереди всех и всматривался в неизвестную даль, всегда готовый предупредить отряд. Такой псевдоним избрал себе Аркадий Петрович Гайдар. Рожденный эпохой Великого Октября, он всегда шел впереди, освещая своими произведениями путь в будущее, показывая пример гражданского мужества, патриотизма, высокой нравственности и душевной красоты.

Будущий писатель родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии. Отец Петр Исидорович – сельский учитель, после Октябрьской революции комиссар 35- й дивизии, член партии. Мать Наталья Аркадьевна – учительница, позже фельдшерица, после Октябрьской революции член партии. В Льгове Аркадий провел первые пять лет своей жизни. Своеобразный характер мальчика складывался необычайно рано. Никто из родных и близких в семье Голиковых не помнят, чтобы маленький Аркадий капризничал по пустякам, жаловался на сестер и товарищей. В 1910 году семья Голиковых переехала в Нижний Новгород, а в 1912 году в Арзамас. Своим родным городом они всегда считали Арзамас. В этом городке Аркадий рос и учился. Не по годам крепкий, голубоглазый, лобастый Аркадий скоро стал самым главным «организатор» среди соседских мальчишек. Маленький Аркадий страстно любил театр и почти всегда участвовал в школьных спектаклях.

Я рос в городе Арзамасе. Там громко гудели колоколатридцати церквей, но не было слышно заводских гудков.

В этом доме с 1912 по 1918 годы жил детский писатель Аркадий Петрович Гайдар.

Сначала поселились на ул.Большой в доме 128, но для большой семьи состоящей из семи человек; квартира оказалась тесноватой и не очень удобной. Поэтому Петр Исидорович и Наталья Аркадьевна подыскали отдельный деревянный дом на Новоплотинной улице, где и прожили более шести лет.

Домик деревянный, обшит тесом, сруб построен в начале 70-х годов XIX века.

В доме четыре комнаты. По правой стороне дверь в гостиную, комната родителей, по левой - вход в кухню и детскую.

Гостиная. Самая большая и светлая комната в доме. В воскресные дни вся семья собиралась за квадратным столом. Зажигалась керосиновая лампа с изящным цветным абажуром. Отец читал детям книги, рассказывал увлекательные истории о жизни и обычиях других народов, все вместе сочиняли короткие рассказы и стихи. «Не знаю о чем они были, - говорил позднее Гайдар, - о Красной Шапочке или о сером волке? Но на всю жизнь запомнилась большая мечта о хорошей жизни».

Комната родителей отгорожена от гостиной тонкой перегородкой. На старинном комоде маленькие, изящные, прямоугольной формы, каретные часы. Вещь, которой всегда так дорожила Наталья Аркадьевна. Эти часы, да еще серебряная чарка из походного сундучка ее отца - поручика А.Г. Салькова были реликвией всей семьи.

Кухня . Самая маленькая комната в доме. Много места занимает большая русская печь. На шестке глиняные горшки, сковородки, в углу стоят ухваты, кочерга. У окошка медный умывальник, под ним такой же таз на высоких металлических ножках, висит полотенце. У стены кухонный стол, на нем большой медный самовар по прозвищу "мокрый". Из этого самовара любила пить чай вся семья.

Детская. За овальным столом делал Аркадий торопливые скупые записи в дневнике, учил уроки, мучился над стихотворной строкой, доверял свои думы в письмах отцу на фронт. Над кроватью висит географическая карта - путеводная звезда путешествий в "дальние страны". Полка с книгами, когда-то прочитанными реалистом Голиковым.

"В доме всегда было много книг: они стояли на полках, лежали на столе в спальне, и даже у Аркаши с Таечкой в то время были собственные книги с картинками, к которым мама сочиняла стихи". Но особенно любил Аркадий листать толстые тома энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. На всю жизнь сохранилась у него потом привычка читать "насквозь" энциклопедические словари.

Аркадию было тринадцать лет, когда свершилась Великая Отечественная война.

Родные определили Аркадия в Арзамасское училище. Но еще не начались занятия в классах, как разразилась война. Отца взяли в солдаты. На всю жизнь запомнил Гайдар минуты прощания с отцом. Все плакали: сестры, мать, соседи. Только десятилетний мальчик стоял у порога, закусив губы, крепился и не плакал. Наталья Аркадьевна осталась одна с четырьмя детьми. Для семьи Голиковых началась суровая жизнь. Как ни трудно было жившему в глухой провинции разобраться в столпотворении политических споров, он сумел выбрать единственный верный путь - примкнул к большевикам. Четырнадцатилетним подростком (скрыв свой возраст) добровольно ушел на фронт. Пятнадцати лет окончил Киевские командирские курсы. Ему не было семнадцати лет, когда он принял командование полком. Без сомнения, велика была в этом роль семьи, домашнего воспитания. Родители Аркадия принадлежали к той части русской демократической интеллигенции, которая видела первейший свой долг в бескорыстном служении народу и бескомпромиссной борьбе за справедливость. Голиков не мыслил своей жизни вне военной карьеры, готовился поступать в военную академию. Но многочисленные ранения и болезни вынудили его в 1924 демобилизоваться из армии. Это было крушение всех его надежд. В отчаянии Голиков пишет "Прощальное письмо Красной армии", где уже проявились признаки литературного дарования. (Первая повесть "В дни поражения и побед", написанная на фронте, успеха ему не принесла). Но все же после мучительных размышлений о том, чем заниматься дальше, он принимает решение "служить пером"
Началась новая жизнь Аркадия Голикова, жизнь писателя Аркадия Петровича Гайдара в книгах. Есть много версий происхождения литературного псевдонима писателя. Одна из них заключена уже в биографических данных Гайдара: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Аркадий Гайдар с сыном Тимуром

Свое романтическое восприятие революции в ожидании грядущего светлого будущего он передает юным читателям. В своих героико-романтических произведениях он доверительно говорит с ними о Родине, о дружбе и предательстве.

Гайдар вошел в детскую литературу рассказом о гражданской войне "РВС" (1926). Затем были написаны книги, на которых воспитывалось не одно поколение детей. Это: "Школа" (1930), "Дальние страны" (1932), "Сказка о военной тайне, о Мальчише -Кибальчише и его твердом слове" (1933), "Военная тайна"(1935), "Голубая чашка" (1936), "Судьба барабанщика" (1939), "Чук и Гек" (1939). Все книги Гайдара учат только хорошему, поэтому и сейчас многие из них входят в школьную программу по литературе.
По состоянию здоровья Гайдар не мог быть призван в армию. Но когда фашистская Германия напала на нашу страну, он сделал все, чтобы оказаться на фронте. Он ушел на войну корреспондентом «Комсомольской правды». Его не брали в регулярную армию, он стал партизаном. Он погиб, выручая товарищей. Это случилось 26 октября 1941 в бою под деревней Леплява, когда маленькая группа партизан, возвращаясь с боевого задания, наткнулась на эсэсовскую засаду. Похоронен Гайдар на высоком берегу Днепра в г.Каневе.

Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенней вечной славою,
Спит у Днепропетровских берегов.
С.Маршак.

В Арзамасе и в г.Льгове открыты музеи А.П.Гайдара. Имя Аркадия Петровича Гайдара присвоено многим детским библиотекам страны. В 1981 году был учрежден "Знак Гайдара" для награждения лучших организаторов воспитательной работы с детьми и подростками. Почти все произведения А.П. Гайдара экранизированы. Первым вышел фильм "Дума про казака Голоту" по рассказу "РВС" (1937г.), позже появились фильмы "Чук и Гек" (1953г.), "Судьба барабанщика" (1955г.), "Военная тайна" (1958г.) и другие. Специально для телевидения создан трехсерийный фильм "Школа", фильмы "Бумбараш" (по мотивам ранних рассказов), "Пусть светит" и другие.

В фонде Российской государственной детской библиотеке собраны все произведения А.П.Гайдара. Имеются также ранние издания его книг: Четвертый блиндаж. - М.: Детгиз, 1935. - 36 с.: ил.

  • Голубая чашка / А.П. Гайдар; Худож. Б. Дехтерев. - М.: Детская литература, 1936. - Первое издание книги.
  • Дым в лесу / А.П. Гайдар; Худож. Ермолаев. - М.-Л. : Детская литература, 1939. - Первое издание книги.
  • Горячий камень / А.П. Гайдар; Худож. И. Харькевич. - М.-Л.: Детская литература, 1949.

Большой популярностью у детей до сих пор пользуется повесть, написанная накануне Великой Отечественной войны, "Тимур и его команда" (1941). Появилась она вначале как киносценарий, затем писатель написал одноименную книгу. Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, сразу же переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих тысяч своих сверстников. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. Это произведение дало благородное направление в деятельности пионерской организации - тимуровское движение Действующие повсюду, тимуровские команды помогали семьям ушедших и погибших на фронте воинов.

В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 млн. человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам. Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

К сожалению, движение постигла участь, о которой прозорливо предупреждал писатель в своем киносценарии "Клятва Тимура": распад тимуровской команды под давлением бюрократической показухи.

Сегодня во многих школах предпринимаются попытки возродить это движение. На Алтае создано тимуровское движение - ребята из села Брусенцево и Романово. помогают ветеранам и пожилым людям. В большинстве школ Приморья возобновилось тимуровское движение по оказанию практической помощи ветеранам. Участники патриотического воспитания молодежи в Приморье решили активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи в образовательных учреждениях, привлекать молодежь к подготовке таких знаменательных дат как 65 годовщина окончания Великой Отечественной войны, 70-летие со дня событий на острове Хасан, 40-я годовщина событий на острове Дамански. Тимуровское движение, зародившееся в 40 годы, действует и сейчас. По всей стране существуют отряды, имеющие разные названия, но общий смысл деятельности. Участники данных объединений и организаций целью своей деятельности считают помощь и поддержку ветеранов и членов их семей. Детско-молодежное движение в России является неоспоримым фактом на сегодняшний день. Последнее десятилетие дало возможность детским и молодежным объединениям не только на деле доказать свою жизнеспособность, но и стать самостоятельными юридическими лицами влияющими на государственную молодежную политику. Легенда – это не только опоэтизированная память о том, что отдалилось во времени. Это и второе неподвластное смерти бытие, когда личность продолжает участвовать в народной жизни, оказывать влияние на ее ход. Так живет с нами Аркадий Гайдар. В завершении хочется напомнить, что А. Гайдар занимает в детской литературе совершенно особое место. В свое время, С.Я. Маршак написал статью "Книга для детей должна быть произведением искусства", в которой он привел следующую иерархию замечательных деятелей литературы: - "Алексей Максимович Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар". Его он назвал "всесоюзный пионерский вожатый, который умел быть веселым товарищем нашим ребятам, и чуть лукавым, себе на уме, воспитателем, обходящимся без поучений". С позиций сегодняшнего дня добавим: А. Гайдар шагал далеко впереди детской европейской литературы. Задолго до Джоан Роулинг с ее Гарри Поттером, ему удалось создать образ Тимура, побеждающего своей порядочностью и добротой жизненное зло, притягательный для миллионов детей.

Белинский писал когда – то, что детским писателем надо родиться.

Аркадий Гайдар и в самом деле родился детским писателем. Он был жизнерадостен и добродушен, как ребенок. Слово у него не расходилось с делом, мысль – с чувством, жизнь – с поэзией. Он был автором и героем своих книг. Таким он останется навсегда в памяти людей, которым довелось знать его при жизни, и в представлении тех, кто узнает о нем из книг, написанных Гайдаром и о Гайдаре.

Одним из основоположников детской советской литературы стал Аркадий Гайдар, биография которого охватывает сложное для нашей страны время. Именно это, вероятнее всего, определило основную направленность его произведений - в большинстве из них читатель слышит отголоски войны.

Детские и отроческие годы

Будущий писатель родился в семье внука крепостного и дворянки незнатного рода. Исидорович Голиков, работал учителем и много внимания уделял самообразованию. Просвещению народа посвятила свою жизнь и Наталья Аркадьевна, которая для этого рано покинула родительский дом. Краткая биография Аркадия Гайдара для детей весьма интересна. Мальчик рано начал сочинять. По воспоминаниям, первое его стихотворение появилось, когда он еще не умел писать. Истоки такого таланта видят в том, что родители много времени отводили на занятия с сыном и тремя младшими дочерями. Да и в общении друг с другом они часто читали стихи, исполняли народные песни.

Нравственное воспитание сына

Персонажи писателя совершают героические поступки, в их чертах можно разглядеть даже качества средневековых рыцарей. Объяснение этому также дает биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса, к примеру, рекомендуется использовать рассказ «Тимур и его команда», в котором повествуется о том, как подростки, отличающиеся высокими нравственными принципами, бескорыстно помогают людям. Так вот, в детстве Аркаша разбил стекло и, как обычно случается в подобных случаях, испугался и убежал. А потом была беседа с мамой, которая терпеливо объяснила сыну, что и честный всегда найдет силы признаться в содеянном, при любых обстоятельствах будет честен и искренен. С той поры не было случая, чтобы мальчик попытался скрыть от других свой проступок.

А еще Аркадий Гайдар, биография которого изобилует фактами преодоления жизненных невзгод, чувствовал ответственность за младших сестер и потому никогда не капризничал и не жаловался.

В грозные годы

Когда началась Первая мировая, Аркадию было десять лет. Его отец ушел на фронт, и мальчик решил отправиться вслед за ним. Его догнали недалеко от Арзамаса, родного города, и возвратили назад. Но на этом тяга подростка к подвигам не пропала. С Аркадий Гайдар (биография для детей включает лишь краткие сведения об этом периоде жизни писателя) полностью встал на их сторону. Сначала он выполнял мелкие поручения и охранял в ночное время город. Но его все больше тянуло к серьезным действиям. Осенью 1918-го подросток, добавив к своим четырнадцати еще два года (благо, был рослым и физически крепким), наконец-то добился зачисления в Красную Армию. Адъютант, командир отряда, а затем и полка - такой боевой путь за 6 лет прошел Аркадий Гайдар. Биография его включает такие славные эпизоды, как разгром банды Битюга и опытного атамана Соловьева. При этом он параллельно получил два военных образования и потому полагал, что его будущее навсегда будет связано с армией.

Начало литературной деятельности

Однако судьба распорядилась по-своему: в 1924-м Аркадий Петрович вынужден был оставить службу по состоянию здоровья. Сказались и ранения, полученные в боях, и контузия, и в какой-то мере нервное истощение - он вступил на эту дорогу еще совсем мальчишкой. "Писать", - так ответил себе на вопрос о том, что делать дальше, Аркадий Гайдар. Краткая биография в период второй половины 1920-х годов демонстрирует становление Голикова-литератора. Сначала он писал для взрослых. В 1925 году появилось первое произведение, но оно не радовало автора, впрочем, как и несколько следующих рассказов и повестей. И только «Р.В.С» (1926 г.) писатель назвал по-настоящему серьезным и зрелым.

Псевдоним

Настоящая фамилия писателя - Голиков, однако уже первые произведения были подписаны именем Аркадий Гайдар. Краткая биография писателя содержит несколько вариантов толкования псевдонима. Его школьный друг, к примеру, считал, что подобная фамилия - результат большой фантазии Аркадия Петровича. Она образовалась следующим образом: Г (оликов) А (ркади)Й Д (с фр. - «из») АР (замаса). Другой вариант: "Д" среди букв фамилии, имени, названия города появилась подобно Д"Артаньяну. Сторонники еще одного объяснения относят псевдоним Гайдар к тюркскому языку, с которого он переводится как «скачущий впереди всадник» - таким был по жизни Голиков. Это самые распространенные версии появления псевдонима, хотя в литературе о творчестве писателя можно встретить и другие толкования.

Произведения для детей

Как-то Аркадий Гайдар (биография, представленная здесь, основывается и на личных воспоминаниях самого писателя) отмечал, что война так прочно вошла в его детство, что он решил поведать о ней и о настоящих героях младшему поколению. Так появились рассказы и повести для детей: «Р.В.С.» о подростках, ставших свидетелями противостояния «красных» и «белых», автобиографическая «Школа», «Горячий камень», героем которого является старик, переживший революцию и гражданскую войну, и другие. Шедеврами детской литературы называют «Голубую чашку», «Чука и Гека», «Судьбу барабанщика». Очень часто основу их сюжета составляли события, которыми пестрила биография Аркадия Гайдара.

Для 4 класса произведения писателя интересны тем, что их героями являются такого же возраста девчонки и мальчишки, попадающие в непростые ситуации. Благодаря своим качествам: доброте, способности сочувствовать и сострадать, стойкости, бескорыстию, готовности всегда прийти на помощь, смелости - они становятся победителями и являют собой образец для подражания.

У истоков тимуровского движения

В 1940 году появилось, пожалуй, самое известное произведение, автором которого стал Аркадий Гайдар. Биография для детей обязательно включает историю создания рассказа «Тимур и его команда», главный герой которого назван по имени сына писателя. О невероятной популярности литературного произведения свидетельствует тот факт, что сразу же по всей стране стали появляться отряды школьников, бравших шефство над теми, кто нуждался в их помощи. На несколько десятилетий стало неотъемлемой частью жизни советских подростков. Да и сейчас порой можно услышать знакомое слово, если речь идет о благих делах.

Героическая смерть

После начала Отечественной войны Гайдар вновь отправился на фронт, теперь уже в качестве где написал несколько очерков об оборонительных операциях Юго-Западного фронта. Однако на этот раз его боевой путь был не долог. В октябре 1941-го он попал к партизанам, когда отряд пытался выйти из окружения. Предположительно, Аркадий Петрович в составе группы отправился за продовольствием, а когда заметил немцев, подал сигнал своим четверым товарищам, и те сумели спастись. Известный писатель, неутомимый человек, воин в душе был сражен пулеметной очередью в возрасте тридцати семи лет.

Такова краткая биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса знакомство с его произведениями сегодня может стать настоящим уроком доброты, дружбы, любви к родной стране.

Всеми известный автор «Чука и Гека» и других интереснейших произведений Аркадий Гайдар (Голиков) появился на свет 9 (22) января 1904 года в небольшом поселке Льгов недалеко от Курска. Отец его много учительствовал, а мама часто помогала ему в классах. Вечерами папа Аркадия часто становился у верстака, вспоминая отцовское ремесло. В 1908 году семья переехала в Вариху, небольшой поселок при нефтеперегонном заводе, а в 1912 году Аркаша вместе с родителями обосновался в Арзамасе, где его матери как раз предложили место фельдшера в одной из больниц города.

Через 2 года мальчик поступает в Арзамасское реальное училище. Именно в это время, когда его отец ушел воевать, Аркаша стал ответственным за быт в доме и заботу младших сестер. Мальчик был не по годам начитан. Самыми любимыми его писателями были Гоголь, Пушкин, Толстой. Среди своих сверстников он также пользовался авторитетом. Когда началась гражданская война, Аркадий, утаив свой возраст, уходит воевать против белогвардейцев. К своим 17 годам он имел уже 2 контузии, воевал на трех фронтах. Проучившись в высшей стрелковой школе «Выстрел», юноша получает новое предписание. А 1921 год становится для него переломным, так как М.Н. Тухачевский назначает Аркадия Степановича командиром полка. На тот момент ему было семнадцать лет и пять месяцев. Но болезнь, возникшая после контузии, все больше стала тревожить Голикова.

И в 1923 году ему пришлось демобилизоваться из войск. По совету Фрунзе, обнаружившего талант у будущего писателя, Голиков начал свою литературную деятельность. Его первое произведение «В дни поражений и побед» читатели увидели в 1925 году в одном из ленинградских альманахов. Затем писатель уезжает в Пермь, где и продолжает творить, но только под псевдонимом Гайдар. Вскоре появились такие книги, как «Четвертый блиндаж», «Школа».

В 1932 году Гайдар начинает работать корреспондентом, но не перестает публиковать свои работы для детей. Так появились «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика». Своими книгами писатель помогал расти подрастающее поколение отважными и трудолюбивыми. Да он и сам был таким же храбрым, смелым и честным.

В первые дни войны 1941 года Гайдар уходит на фронт и работает там журналистом от газеты «Комсомольская правда». Помимо этого был пулеметчиком в партизанском отряде. Однако храбрый и отважный Гайдар был убит в одном из сражений в октябре 1941 года. За свой подвиг Аркадий Петрович был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени в 1965 году. Его произведениями до сих пор зачитываются как дети, так и взрослые, некоторые из них даже изучаются в школьной программе.

Подробнее

В городке Льгов 9 января 1904 года родился известный писатель рассказов и повестей для детей - Гайдар Аркадий Петрович. Его родители были участниками революционных действий против местной власти.

Семья будущего писателя в 1912 году переезжает в Арзамас. В 1914 отца забирают на фронт, юноша тоже хотел сбежать к отцу, но его увидели и вернули обратно к матери.

В 1918 году Гайдара зачисляют в революционную партию, а через время в ряды Красной армии. Через 6 месяцев Аркадий отправляется на курсы командирской подготовки, которые проходили в Москве. После подготовительных курсов его назначают помощником главного командира взвода. Затем Аркадия Петровича переводят главнокомандующим полка, позднее командующим батальона. Гайдар присутствовал на битвах, одерживал многочисленные победы. В одной из битв его очень тяжело ранили, он получил контузию.

Проходя длительное лечение в госпитале, Аркадий знакомится с Марией Плаксиной, через время пара венчается, позднее у них родился сын, спустя несколько лет ребенок умирает, их брак распадается.

Второй женой Гайдара становится журналистка Лия Соломянская, в этом союзе рождается сын Тимур. И этот брак Гайдара распадается, молодая жена уходит от него к другому мужчине.

Третьей женой писателя стала Дора Чернышева, брак оказался счастливым. У Доры была дочь от предыдущего брака, которую он удочерил и любил как родную.

С 1922 года Аркадий Петрович стал заниматься писательской деятельностью. Писал свои повести и рассказы он в поездках, всегда на ходу. Изначально произведения Гайдара печатались в газетах «Ковш» и «Звезда».

В 1927 году Аркадий работает в газете «Уральский рабочий» в городе Свердловске.

В 1932 году писатель устраивается разъездным корреспондентом в газету «Тихоокеанская звезда». В своих статьях он освещал темы связанные с животноводством и садоводством.

В годы войны работает военным корреспондентом в газете «Комсомольская правда». Позднее служил в партизанском отряде пулеметчиком. В 1941 году был убит во время сражения.

Аркадий Петрович считается классиком литературы для детей, все его произведения поднимают темы дружбы и преданности.

Корни

Голиковы - фамилия крестьянская. «Голик» - так назывался веник или метла из одних только прутьев. Голик насаживали на палку и мели двор. А еще его применяли для отдраивания полов.

Дед Аркадия Петровича, Исидор Данилович, был крепостным князей Голицыных. 25 лет прослужил в армии. В 43 года возвратился домой, в Щигры. Женился и занялся потомственным ремеслом - щепным промыслом.

Аркадий Петрович всегда помнил, что по отцовской линии корни у него крестьянские. Став журналистом, он любил при случае упомянуть, что дед у него был крепостным.

Отец Аркадия Петровича, Петр Исидорович, с детства мечтал стать педагогом. Он вынашивал фантастический по тем временам проект - обучить грамоте всех детей в России.

Ценой немалых лишений Петр Голиков закончил учительскую семинарию.

Позднее в доме Голиковых в Арзамасе на видном месте стояли четыре тома книги «Великая реформа». В них была изложена трагическая история российского крестьянства. Петр Исидорович хотел, чтобы старший сын, Аркадий, и дочери всегда помнили, откуда они ведут свой род.

Другой дед будущего писателя, Аркадий Геннадиевич Сальков, был потомственным дворянином. Мужчины в этой семьи из поколения в поколение выбирали военную службу.

Когда родилась старшая дочь, Наташа, семья заметно бедствовала. Мать Наташи скоро умерла. В доме появилась мачеха. Родились новые дети. Нянчить их приходилось Наташе.

Девушка закончила гимназию с золотой медалью. Это давало ей право на должность учителя младших классов. Оставаться нянькой и прислугой в доме, где она себя чувствовала чужой, Наташа не пожелала, и ушла из семьи.

Вскоре Наташа познакомилась с Петром Голиковым. Он был старше на пять лет. Петр сделал Наташе предложение. Она его приняла. Наташе было 16 лет. У нее тоже была мечта - стать врачом. Женщин на медицинский факультет не принимали. Наташа поступила В Нижнем Новгороде на курсы Миклашевского и стала акушеркой.

Семья

Голиковы жили и работали во Льгове, затем переехали в Арзамас. Петр Исидорович сначала преподавал, но учительское жалование тогда, как и теперь, было маленькое.. Аркадий стал первенцем. Семья росла. Следом за сыном появились три дочери. Петр Исидорович поступил в чиновники. Занимался акцизом - то есть сборами налога на водку.

Поначалу семья была безгранично счастливой.

Родители Аркадия занимались самообразованием. Читали друг другу стихи, которые помнили наизусть. В доме много пели. К семейным праздникам, помимо других даров, готовились и подарки стихотворные. Аркадий начал говорить в рифму и сочинять стихи задолго до того, как выучился читать и писать.

Атмосферу праздника, которая царила в семье, Гайдар позднее воспроизвел в рассказе «Чук и Гек». Мать с двумя мальчишками едет через всю Россию, через глухую тайгу, чтобы только повидаться с отцом. Счастье - это когда вся семья вместе.

Вечный праздник в семье Голиковых длился несколько лет. Затем между родителями началось охлаждение. Отец, крестьянский сын, стал человеком домовитым. Всякая романтика жизни, полагал он, осталась позади. А мать, чувствуя себя обделенной женскими радостями, продолжала мечтать о существовании разнообразном и ярком.

Аркадий очень любил отца, который был превосходным рассказчиком. Мальчику нравилось и самому рассказывать о прочитанном и увиденном отцу. В 1914 году, когда Петра Исидоровича забрали на фронт, десятилетний Аркадий без него тосковал и сбежал на фронт. К отцу он, разумеется, не попал. Его вернули с дороги, но решительный и трогательный поступок в семье помнили.

Второклассник с большим дарованием

В 1914 году Аркадию исполнилось десять. Его отдали в Арзамасское реальное училище. Оно имело хорошую репутацию. Здесь Аркадий встретил преподавателя словесности Николая Николаевича Соколова, который на несколько лет сделался наставником мальчишки. Под именем ремесленного учителя Галки он выведен в повести «Школа».

О Николае Николаевиче говорили, что он объехал полсвета, знал десять языков, мог преподавать в столичном университете, а выбрал Арзамасское реальное. Почему - неясно до сих пор. Это Галка дал Аркадию и его товарищам по классу «совет на всю жизнь»: беречь и умело развивать память. «Учите каждый день стихи или отрывки прозаического текста. Или иностранный язык. Потраченное время с лихвой вернется к вам».

Аркадий и без того знал много стихов и песен наизусть. А тут он стал учить стихи нарочно. Вскоре память Аркадия стала изумлять окружающих. Он запоминал тесты учебников и прочитанных книг почти целиком. Позднее в армии Голиков помнил все изгибы местности, громадные листы карт, имена сотен бойцов, их биографии, всю информацию, необходимую командиру. А, став писателем, от слова до слова помнил тексты главных своих книг. Сохранилось множество воспоминаний, как Аркадий Петрович выходил к публике без единого листка и читал новую повесть или рассказ на память.

Однажды Галка задал домашнее сочинение на тему «Старый друг - лучше новых двух». Аркадий написал об отце.

Я нахожу, Голиков, что у вас есть литературные способности, - сказал Галка. - А рано пробудившиеся способности - большая редкость. Мне было бы приятно, если бы вы нашли время посетить меня на квартире.

Первое признание пришло к Аркадию в одиннадцать лет. И все время, до ухода Голикова на фронт, Галка вел и направлял его по жизни, как человека с большим дарованием. Галка подбирал для него книги по истории; отечественную и зарубежную классику; беседовал с Аркадием о прочитанном, рассказывал о драматизме судеб писателей. Квартира Галки, куда приходил не только Аркадий, - тут бывали ежедневно десятки учеников, стала для Голикова литературным университетом. Единственным за всю жизнь.

Не случайно: пройдя гражданскую войну, написав первую повесть, Аркадий Голиков проедет через всю Россию, отыщет Галку, который к тому моменту переселится в Ленинград, чтобы показать ему рукопись…

В ответе за всех

Когда Аркадию исполнился год с небольшим, в семье появилась сестренка, Наташа - Талочка. И мама объяснила сыну:

Ты теперь старший. Ты теперь отвечаешь за Талочку. Чтобы с ней все было в порядке. Чтобы ее никто не обижал.

Потом родились Катя и Оля. Аркадий и для них был старшим братом, то есть отвечал за каждый их шаг и поступок. Он и с ними ходил гулять, читал им книжки. Если сестры заболевали - давал по часам лекарства. Постепенно у мальчика развилась привычка: отвечать за других.

В первую школьную зиму Аркадий с друзьями пошел на речку Тешу - кататься на коньках. Лед был не особенно крепок. Но чтобы прокатиться по нему, - толще и не требовалось. Отправились ватагой: Аркадий, Кудрявцев, Коля Киселев и еще несколько человек.

Покатались. Аркадий направился к берегу, отвинтил коньки. Собрался идти домой и вдруг услышал крик: «Выбирайся на берег! Выбирайся на берег!».

Аркадий оглянулся и увидел: Коля Киселев провалился под лед и пытался выбраться из полыньи. А Костя Кудрявцев, находясь в изрядном удалении, давал бесполезные советы. Между тем шансов на спасение у Коли оставалось мало. Лишь только он ухватывал край полыньи - лед обламывался.

Аркашка, на помощь! - позвал Кудрявцев.

Кисель! Иду к тебе! - крикнул Голиков.

Аркадий ступил на лед, потом лег и пополз. Лед под самим Аркадием разошелся, и Голиков тоже очутился в воде. Вмиг намокшая одежда потянула его вниз. Ждать помощи было не откуда. На Кудрявцева и остальных надеяться не приходилось.

Аркадий скрылся под водой. Внезапно перед Киселевым все забурлило. Аркадий вынырнул, выплюнул воду и заорал:

З-здесь м-мелко! Здесь м-мелко! - и захлопал руками. Вода была ему по горло.

Голиков сделал два шага навстречу к Киселеву. Опять скрылся под водой. Но это его уже не пугало. Он схватил Колю за рукав и вытащил на сушу…

Об этом мне рассказал Николай Николаевич Киселев, полковник в отставке, участник трех войн, кавалер многих боевых наград.

Если бы не решительность Аркадия, - сказал Николай Николаевич, - моя жизнь закончилась бы на дне Теши.

Полковник Николай Николаевич Киселев. Польский фронт. 1944г.

Революция

Когда Николай Второй отрекся от престола и власть в России перешла к Временному правительству, для Аркадия и его сверстников началось «веселое время». В тихом Арзамасе на каждом шаге вспыхивали митинги. Все переменилось в скучном и строгом реальном. В каждом классе возникли ученические комитеты.

В Арзамасе возникло много партий. Самые интересные люди собрались в клубе большевиков. Аркадий стал ходить туда. Его приметили среди других мальчишек и привлекли к работе. Состояла она, прежде всего, в том, чтобы куда - то сбегать, кого - то оповестить или что - то принести.

Зигзаг судьбы

Война - это доступность оружия. Знаю по себе: был в минувшую войну пистолет ТТ и у меня. Оружие ленинградские мальчишки привозили из брошенных окопов под городом. Найти там можно было все - от наганов и немецких шмайсеров до ручных пулеметов Дегтярева.

То же самое происходило и в гражданскую.

Аркадий Голиков пишет в дневнике (январь 1918 года): «Был на вечере и купил р -------р». Два малозначительных события объединены в одну строчку: танцы с хорошенькими девочками из гимназии, где училась сестра Наташа, - и приобретение оружия.

Маленький маузер, о котором Гайдар двенадцать лет спустя подробно расскажет в повести «Школа» стоил дешево. Большими деньгами ни Аркадий, ни его мать, Наталья Аркадьевна, которая одна кормила семью из шести человек, располагать не могли.

Применению маузеру нашлось очень скоро. Читаем в том же дневнике: «Ночью (в Арзамасе. - Б.К.) идет стрельба. Мы с Березиным ходим патрулем… Ночью (Аркадий с Березиным. - Б.К.)стреляли в собор, оба попали в окна».

Стандартное мальчишеское хулиганство.

Закончилось детство Аркадия внезапно. Голиков зачем - то пришел на вокзал. На запасном пути стоял эшелон. Рядом на площадке лихо плясал мальчишка в полной красноармейской форме. Бойцы прихлопывали в такт и кричали плясуну: «Давай, Пашка, давай, Цыганок!»

Когда пляска закончилась, Аркадий подошел к Цыганку. Настоящая фамилия его была Никитин. Цыганок - это было прозвище. Пашка уже год служил в отряде. Его взяли как сына полка.

А если я попрошусь? - заинтересовался Аркадий.

А пойдем! - охотно согласился Пашка.

Пришли в купе к командиру. Тот снял с Аркадия форменный допрос и сказал:

Принимай, Павел, себе нового товарища. - И уже вдогонку:

А лет тебе, Аркадий, сколько?

Четырнадцать! - радостно ответил счастливый новобранец.

Четырнадцать?! - изумился командир. - Тогда, брат Аркадий, подрасти. Я думал, тебе хотя бы шестнадцать.

Голиков не знал, что еще встретится с Пашкой Никитиным в Хакасии.

О том, что Аркадий чуть не уехал на фронт, узнала мать. И приняла свои меры. В Арзамасе формировался коммунистический батальон. Командиром его назначили Ефима Осиповича Ефимова. Наталья Аркадьевна упросила Ефимова взять Аркадия адъютантом. Ефимов побеседовал со смышленым, начитанным мальчишкой. И взял. Аркадию выдали форму. Поставили на довольствие и положили жалование. В доме сразу сделалось сытней.

Служба оказалась не очень сложной. Писал под диктовку. Следил за поступающими сообщениями. Ездил с Ефимовым в литерном вагоне то в Нижний, то в Казань.

А месяца через полтора Ефимова вдруг назначили командующим войсками по охране железных дорог Республики. Штаб - в Москве. Толкового мальчишку, который превосходно разбирался в документах и был исполнителен, Ефимов забрал в столицу. Аркадию тогда еще не было и 15 лет.

Тяжела ты, шапка адъютанта

Мой неутомимый оппонент В.А.Солоухин риторически вопрошал в своем «историческом романе» «Соленое озеро»: «За какие такие заслуги Аркадий Голиков стал адъютантом командующего?»

А здесь не нужны были заслуги. Здесь нужна была, прежде всего, голова. Много ли мы и сегодня найдем адъютантов командующих, которые бы успели прочитать всего Пушкина и Гоголя, романы Льва Толстого и Гончарова, трагедии Шекспира, посмотрели все новые фильмы и театральные постановки? И все это к 14 годам? Адъютантов, которые отличались бы отменной памятью, хорошей речью, воспитанностью, деловитостью и безукоризненной нравственностью?

…Из чего складывалась работа адъютанта командующего, - это удалось собрать по крохам. Ефимов приходил к себе в кабинет в шесть утра. Аркадий вставал в пять. Обливался холодной водой. Затем шел к дежурному по штабу и выслушивал. Какие сведения поступили за ночь с железнодорожных узлов и станций. Все это коротко заносил в блокнот.

После этого подымался к телеграфистам. Здесь его ждали рассортированные депеши. Возвращался в приемную и ждал вызова. Раздавался звон колокольчика.

Командующий сидел под громадной, во всю стену, картой железных дорог. Утренние доклады состояли из двух частей: общее положение на фронтах и обстановка на железных дорогах. Аркадий помнил географические названия, номера поездов, с которыми случались происшествия, количество пострадавших паровозов и вагонов. Время, потребное для ликвидации аварий на каждом участке железнодорожной сети.

Сведения были обширны. Когда Е.О. Ефимова вызывал к себе командующий Восточным фронтом И.И. Вацетис, то Ефимов брал Аркадия с собой.

Для рапорта требовалось множество карт. Если фабричных карт определенной местности не было, Аркадий разворачивал схемы, которые изготовлял сам, и давал по ним пояснения.

Поскольку вся информация с разных концов страны стекалась в первую очередь к Аркадию, то Ефимов возложил на него еще одну обязанность: сделал Голикова начальником узла связи всего штаба. Аркадий теперь не только первым получал всю информацию - он еще и отвечал за бесперебойную работу телеграфистов, которые сидели у аппаратов, контролировал деятельность самых засекреченных людей в штабе - шифровальщиков; нес ответственность за работу сложной, старой техники, которая часто выходила из строя.

Когда возникала тяжелая обстановка на фронтах, спать приходилось не более двух часов. Однажды Голиков с Ефимовым не спали трое суток.

Любой мальчишка на месте Аркадия был бы счастлив. Военная служба его началась с небывало высокой должности. Но сам Голиков своим положением был недоволен. Он хотел на фронт. Написал рапорт. Ефимов его разорвал. Аркадий написал другой. Стало очевидно: мальчишка не остановится.

Хорошо, - согласился Ефимов. - Только сначала пойдешь учиться. На командные курсы берут обстрелянных и с восемнадцати лет. Но я позвонил Вацетису - он разрешил.

Голикова направили на Московские командные курсы Красной Армии, которые располагались на Пятницкой улице.

Но учебное заведение переводили в Киев. На Украину. Там проходил фронт.*

Два года - за шесть месяцев

В программу Киевских командных курсов входили: русский язык, арифметика, природоведение. История, география, геометрия, пехотные уставы, фортификация, пулеметное дело, тактика, топография, основы артиллерии, военная администрация. После обеда - практика.

Это были: строевые учения, топографические занятия на местности, езда верхом, упражнения с холодным оружием и каждый день стрельбы: из винтовки, револьверов разных систем и пулеметов «максим», «льюис» и «гочкис».

Занятия продолжались в общей сложности двенадцать часов. И два часа отводилось на самоподготовку.

То была программа двухгодичного офицерского пехотного училища. Ее предстояло освоить за шесть месяцев. Но курсантам и преподавателям было очевидно, что вряд ли нынешнему набору удастся проучиться столь долгий срок. Слушателей то и дело бросали в прорывы. Возвращались не все.

Однажды курсантов посадили на пароход и повезли из Киева вниз по Днепру. К концу дня за бортом появился легкий дебаркадер. На фронтоне темнела надпись: «КАНIВ». Аркадий знал еще от родителей, что здесь, в городе Каневе, похоронен великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко. Разглядеть его могилу с борта пароход Аркадий не смог.

Подсказала ли Голикову что - нибудь его интуиция? Мог ли он предположить, что на краю высокого берегового обрыва когда - нибудь появится и его, Аркадия, могила и над ней памятник? А совсем рядом - Библиотека - музей, которую назовут его именем? Деньги на строительство пришлют дети - школьники со всех концов тогда еще необъятной страны.

До перестройки, по сведениям сотрудников Библиотеки - музея, на могилу А.П. Гайдара ежегодно приезжало до 200 000 детей и взрослых.

Сто восемьдесят смертников

Аркадий умел и любил учиться. У него был мощный, аналитический и систематизирующий ум. А память моментально и навсегда впитывала сведения о минувших войнах; о счастливых и несчастливых судьбах полководцев, о прозе командирского ремесла.

Назавтра, в семь утра, сто восемьдесят слушателей последний раз выстроились на училищном плацу. В открытой машине стремительно подъехал нарком по военным и морским делам Украины Николай Ильич Подвойский. Обойдя строй, он вручил каждому выпускнику удостоверение с красной звездой на обложке. Аркадий раскрыл свое:

«За время учебы тов. А.П. Голиков обнаружил отличные успехи и по своим качествам вполне заслуживает звания красного командира».

Но сто восемьдесят курсантов, которых полгода учили, бросали в это утро в прорыв рядовыми. Все понимали: на плацу стоят смертники. Гайдар позднее вспоминал:

«Подвойский обратился к нам с речью:

Вы отправляетесь в тяжелые битвы. Многие из вас никогда не вернутся из грядущих боев. Так пусть же в память тех, кто не вернется, кому предстоит великая честь умереть за Революцию, - тут он выхватил шашку, - оркестр сыграет «Похоронный марш». Оркестр начал играть…

«Мурашки бежали по телу, - признавался Аркадий Петрович.- Никому из нас не хотелось умирать. Но этот похоронный марш как бы оторвал нас от страха, и никто уже не думал о смерти».

Не могу сказать, существовал ли в 1919 году в Японии отряд камикадзе - смертников. В первом поколении это были «люди - торпеды». Прежде чем заползти в свою «сигару», чтобы направить ее в борт вражеского корабля, они выпивали ритуальную чашку рисовой водки. Обряд символизировал участие еще живых смертников на собственных поминках.

Знал ли о японском ритуале Подвойский, человек интеллигентный и начитанный? Или сухопутный вариант ритуала Николай Ильич придумал сам? Как бы там ни было - Подвойский провел сто восемьдесят юных командиров через церемонию, которая сожгла в Голикове страх смерти.

Навсегда.

Писатель Федор Михайлович Достоевский был в молодости приговорен к смертной казни. Вместе с товарищами его должны были расстрелять. Когда на плацу было все готово к производству казни, поступила бумага от царя. Расстрел всем приговоренным заменяли каторжными работами.

Последние минуты перед отмененной казнью оказались самыми устрашающими в жизни Достоевского. Пережитый ужас преследовал его всю жизнь.

А Гайдар поведал о том, как он в 15 лет присутствовал на собственных похоронах, лишь однажды, в негромком застольном разговоре. По иронии судьбы слушателем Аркадия Петровича оказался некто Борис Закс, который его всю жизнь ненавидел.

«Я заменил его…»

Полурота заночевала в селе Кожуховка. Ночью напали а белые. В суматохе убило командира - Яшку Оксюза. Бойцы растерялись и под огнем остановились. Гибель командира оборачивалась катастрофой. Позвоночником чувствуя: уходят последние мгновения, которые могут что-то изменить, Голиков крикнул: «Вперед - за нашего Яшку!» Бой он выиграл.

В декабре 1940 года Аркадий Петрович записал в дневнике: «Оксюз Яшка - убит при мне, я его заменил».

Полурота была командирской. У каждого в кармане лежало краскомовское удостоверение. Похоронив Яшку, полурота собралась, чтобы выбрать нового командира. Выбралт Голикова. Самого младшего. Было ему в ту пору пятнадцать лет и семь месяцев.

Через несколько дней Голиков стал уже ротным.

В декабре все того же 1919 года Голиков «взрывом шрапнельного снаряда» был «контужен в голову и ранен в ногу». Эта не очень сильная контузия и не очень серьезное ранение позднее обернулись для Голикова катастрофой.

«Кавказ подо мною…»

Я уже рассказывал, что некто С.Р. из журнала «Собеседник» утверждал, будто бы Голиков устанавливал советскую власть на всем Кавказе и якобы жестокость «будущего писателя» там помнят и по сей день.

Приказ № 100 от 9 апреля 1920 года: «Прибывшего… инструктора Аркадия Голикова зачислить в списки полка… с назначением на должность командира взвода с 8 апреля 1920 года».*

Специально для господина С.Р. разъясняю: ниже должности «командир взвода» есть только должность «командир отделения». За всю историю военного дела на Планете ни один взводный командир не одержал ни одной «всемирно - исторической победы».

Два месяца спустя Голикова назначили командиром роты. Чем занималась рота, свидетельствуют записи в журнале боевых действий 303 полка.

18 июля. Ст. Белореченская… Полк расквартировался… и принял охранение станицы с прилегающим районом…

После беспрерывного недельного похода люди… сильно притомились, много больных и босых (это в гористой - то местности! - Б.К.)кони изнурены и требуют ковки, для обоза (т.е. телег. - Б.К.)необходим ремонт, а для некоторых повозок полная замена».

Как же выглядело личное участие нашего героя в этих событиях?

…Из «Аттестации на командира 4 роты тов. Аркадия Голикова»:

«… Хотя ко времени прибытия тов. Голикова в наш полк фронт был уже ликвидирован и потому судить в чисто боевом отношении мне нельзя, но, судя по его сознательному отношению к делу, ясным и толковым распоряжениям (благодаря которым у него создались правильные отношения с красноармейцами как товарища, так и командира) можно думать, что он и при всякой обстановке сохранит за собой эти качества.

Комбат - два В. Сорокин.

Так выглядело покорение и разорение «всего Кавказа», будто бы произведенное шестнадцатилетним Аркашей.

В конце сентября в составе второго батальона Аркадий Голиков держит оборону на Тубинском перевале.

Из журнала боевых действий полка:

«28 сентября. … батальон за неимением хорошего обмундирования оказался в очень плохом положении, так как на перевале идет снег. У многих красноармейцев нет порядочной обуви и совершенно нет шинелей… продуктов совершенно нет. Соли совершенно нет…

(Бойцы. - Б.К.) находятся в очень плохих условиях».

Только в середине октября второй батальон был заменен.

Из приказа по 303 стрелковому полку: «14 октября (1920 г. - Б.К.). Инструктора для поручений при комбате - два т. Голикова Аркадия, убывшего в штаб бригады… для командирования на курсы комсостава, полагать в продолжительной командировке…».

Командир роты. 1920г. Кавказский фронт

Понятно, что лже - гайдароведы во главе с Владимиром Алексеевичем Солоухиным в залы Российского Государственного военного архива, где хранятся эти бумаги, не ступали. Как не утомляли себя нью - гайдароведы и чтением работ о Гайдаре, где многие документы собраны и прокомментированы четверть века назад.

Курсант с задатками большого полководца

Командир второго батальона В. Сорокин, давая 29 июня 1920 года в г. Сочи характеристику командиру 4 роты А.П. Голикову, указывал: «В моем же батальоне он (Голиков. - Б.К.) является пока только единственным, удовлетворяющим требованиям командирования на высшие (командные. - Б.К.) курсы». Аркадия Петровича послали в Москву, в знаменитую школу «Выстрел». Его приняли слушателем младшего отделения - командиров рот.

Не прошло и месяца - стало очевидно: на этом курсе ему делать нечего: он знает и умеет больше остальных.

Голикова переводят на отделение командиров батальонов.

Проходит еще месяц. Снова собирается мандатная комиссия школы. Среди других вопросов весьма необычный: о новом переводе А.П. Голикова с отделения командиров батальонов на отделение командиров полков. Голиков получает этот перевод. А ему только 16 лет.

Февраль 1921 года. Всего две недели назад Аркадию Петровичу исполнилось семнадцать. Ему вручают мандат об окончании «тактического отделения» с правом на должность командира полка. «Выстрел» оказался вторым учебным заведением, которое Голиков успел закончить. Оставалось, третье последнее, где он мог еще продолжить образование: Академия Генерального штаба.

Семнадцатилетний командир полка

Его послали в Воронеж. Должность - командир полка.

Голиков (в 17 лет!) не был лишен честолюбия. Но такой стремительный взлет встревожил даже его. «Пишу тебе из Воронежа, - сообщал он отцу, -… сейчас сижу и размышляю над работой, которая предстоит с завтрашнего дня мне, вступающему в командование 23 - им запасным полком, насчитывающим около 4000 штыков… при первой же возможности постараюсь взять немного ниже - помкомполка или же полк полевой стрелковой дивизии не такого количества…»

Голикова получил эту должность, потому что был арестован весь начальствующий состав полка, который планировал перейти со всеми бойцами на сторону Александра Антонова.

С появлением командира из Москвы ждали новых арестов. Голиков не отдал под суд ни одного человека. Чем же занялся 17 - летний «покоритель Кавказа»?

Голиков начал с хозяйственных вопросов - принял три важнейших решения:

1. о сверхобязательном и немедленном мытье в бане всех бойцов и командиров полка;

2. о способах проварки и прожаривания обмундирования красноармейцев для истребления в одежде вшей;

3. о строительстве новых, чистых, относительно комфортных общественных полковых уборных в расчете на четыре тысячи бойцов, дабы уменьшить риск распространения холеры в результате прямого контакта бойцов с зараженными каловыми массами в старых, занавоженных сортирах…

Извините за подробности. Я - не вольный беллетрист со свободным полетом историко - поэтической мысли. Я - документалист. О вполне осязаемых и ощутимо обоняемых деталях, связанных с солдатскими сортирами на 4000 человек, обстоятельно повествуют архивные документы. Я их только цитирую.

Завершал череду решений обобщенный приказ:

«Ввиду появившихся случаев холеры предлагаю под личную ответственность командиров, комиссаров. Старшего врача… принять решительные меры… Там, где будут обнаружены дефекты, виновные будут преданы суду военно - полевого трибунала.

Комполка А. Голиков».

Новый командир полка провел полтора часа в госпитале, где лечились красноармейцы, пораженные сыпняком. После этого Голиков обратился к полковому врачу с необычной фамилией Де - Ноткин с просьбой: проводить его в отдаленный барак. Врач бурно возражал. Тогда командир полка приказал ему это сделать.

В отдаленном строении лечились холерные больные. Командир полка считал нужным посетить их тоже. Готовы ли вы, уважаемый читатель, часик - другой побыть в инфекционном отделении сегодняшней больницы, где уровень борьбы с бакзаболеваниями за 80 минувших лет заметно возрос? По опыту знаю (все - таки целитель!) приятного в таком визите мало. А то был 1921 год. Об арсенале тогдашней медицины, об успехах в лечении холеры вы можете получить представление, полистав книгу Викентия Викентиевича Вересаева «Записки врача».

Конечно, я мог бы пересказать отдельные разделы этой книги - не хочу вводить вас, уважаемый читатель, в состояние полустолбняка.

А 17 - летний Аркадий Голиков считал: он отвечает за каждого ему доверенного человека. Холерный барак он посетил и с больными побеседовал. Голиков желал знать, хорошо ли обходятся с больными; ему нужно было понять: как произошло заражение холерой у каждого: грязные руки; другие проявления антисанитарии; или диверсия, преднамеренное заражение, о возможности которого предупреждала разведка?

Новое назначение

23 полк в Воронеже был резервный. Никакого участия в боевых действиях он не принимал и вскоре был расформирован. Вот почему в начале апреля 1921 года А.П. Голикова направили к новому месту службу - в Тамбов.

Здесь, на Тамбовщине, шла самая жестокая за всю историю гражданской войны борьба. Ее спровоцировала советская власть своим садистским отношением к кормильцу - мужику. Крестьянин (согласно марксистско - ленинским экономическим «открытиям») считался мелким буржуем. И советская власть его безмозгло истязала законами, налогами и дополнительными поборами. Плоды этих «гениальных открытий» и неутомимой деятельности мы наблюдаем по сей день, видя нищету наших деревень. На Тамбовщине издевательство над мужиком обрело особенно циничные формы.

Тут вспыхнул мятеж под руководством Александра Антонова. Невиданное упорство повстанцев объяснялась просто: в борьбе участвовали местные крестьяне. В бунт оказались вовлечены семьи.

Антонов долго и умело готовил свой мятеж. Реально под ружьем и в мобильном резерве у него оказалось около 50 000 человек. Одни были вооружены лучше, другие - хуже. Но 50 000 «лесных братьев», которым некуда было отступать, потому что за спиной - родная изба, стали устрашающей по упорству силой.

Командующий войсками Тамбовской губернии М.Н.Тухачевский назначил Аркадия Голикова (в 17 лет!) командиром 58 отдельного полка. Полк насчитывал 4000 бойцов.

Через некоторое время Голиков стал и.о.командующего боевым участком. В его распоряжении оказалось 6000 человек.

Владимир Солоухин в своей лживой книге «Соленое озеро» оповестил Планету, будто именно в Тамбовской губернии Аркадий Голиков совершил особенно много злодейств.

А что было на самом деле?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Литературно-познавательный материал о жизни и творчестве А.П. Гайдара

Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) Аркадий Петрович (1904-1941), прозаик.

Родился 9 января (22 н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, в 1918 г. ушел на фронт Гражданской войны. Он был физически крепким и рослым парнем и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В декабре 1924 г. Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К. Федин, М. Слонимский и С. Семенов, которые критиковали первые рукописи Аркадия и объясняли приемы литературного мастерства.

Лучшими своими сочинениями он считал повести «Р.В.С.» (1925), «Дальние страны», «Четвертый блиндаж» и «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940). Аркадий Петрович много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. После выхода повести «Тимур и его команда» стал одним из самых популярных писателей детворы и подростков.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель вновь отправился на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 г. на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами. Погребен в Каневе.

Сказка про военную тайну, Мальчиша Кибальчиша и его твердое слово

Вот приходит вечер, и лег Мальчиш спать. Но не спится Мальчишу — ну, какой тут сон?

Вдруг он слышит на улице шаги, у окошка — шорох. Глянул Мальчиш и видит: стоит у окна все тот же человек. Тот, да не тот: и коня нет — пропал конь, и сабли нет — сломалась сабля, и папахи нет — слетела папаха, да и сам-то стоит — шатается.

— Эй, вставайте! — закричал он в последний раз. — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться.

Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота — некому вставать. И отцы ушли, и братья ушли — никого не осталось.

Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал...

Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:

— Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?

Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.

Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Пло- хиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу.

Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари. Лишь один Плохиш не бьется, а все ходит да высматривает, как бы это буржуинам помочь. И видит Плохиш, что лежит за горкой громада ящиков, а спрятаны в тех ящиках черные бомбы, белые снаряды да желтые патроны. «Эге, — подумал Плохиш, — вот это мне и нужно».

А в это время спрашивает Главный Буржуин у своих буржуинов:

— Ну что, буржуины, добились вы победы?

— Нет, Главный Буржуин, — отвечают буржуины, — мы отцов и братьев разбили, и совсем была наша победа, да примчался к ним на подмогу Мальчиш-Кибальчиш, и никак мы с ним все еще не справимся.

Очень удивился и рассердился тогда Главный Буржуин, и закричал он грозным голосом:

— Может ли быть, чтобы не справились с Мальчишем? Ах вы, негодные трусищи-буржуищи! Как это вы не можете разбить такого маловатого? Скачите скорей и не возвращайтесь назад без победы.

Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им сделать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.

— Радуйтесь! — кричит он им. — Это все я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажег я все ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да с желтыми патронами. То-то сейчас грохнет!..

Вдруг как взорвались зажженные ящики! И так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили и тысячи молний из одной тучи сверкнули.

— Измена! — крикнул Мальчиш-Кибальчиш.

— Измена! — крикнули все его верные мальчиши.

Но тут из-за дыма и огня налетела буржуинская сила, и схватила, и скрутила она Мальчиша-Кибальчиша.

Заковали Мальчиша в тяжелые цепи. Посадили Маль- чиша в каменную башню. И помчались спрашивать: что же с пленным Мальчишем прикажет теперь Главный Буржуин делать?

Долго думал Главный Буржуин, а потом придумал и сказал:

— Мы погубим этого Мальчиша. Но пусть он сначала расскажет нам всю их Военную Тайну. Вы идите, буржуины, и спросите у него:

— Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?

— Отчего, Мальчиш, и все тюрьмы полны, и все каторги забиты, и все жандармы на углах, и все войска на ногах, а нет нам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь?

— Отчего, Мальчиш, проклятый Кибальчиш, и в моем Высоком Буржуинстве, и в другом — Равнинном Королевстве, и в третьем — Снежном Царстве, и в четвертом — Знойном Государстве в тот же день в раннюю весну и в тот же день в позднюю осень на разных языках, но те же песни поют, в разных руках, но те же знамена несут, те же речи говорят, то же думают и то же делают?

Вы спросите, буржуины:

— Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета? Пусть он расскажет секрет.

— Нет ли у наших рабочих чужой помощи? И пусть он расскажет, откуда помощь.

— Нет ли, Мальчиш, тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому как у вас кликнут, так у

нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над тем у нас задумаются?

Ушли буржуины, да скоро назад вернулись:

— Нет, Главный Буржуин, не открыл нам Мальчиш- Кибальчиш Военной Тайны. Рассмеялся он нам в лицо.

— Есть, — говорит он, — и могучий секрет у крепкой Красной Армии. И когда б вы ни напали, не будет вам победы.

— Есть, — говорит, — и неисчислимая помощь, и сколько бы вы в тюрьмы ни кидали, все равно не перекидаете, и не будет вам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь.

— Есть, — говорит, — и глубокие тайные ходы. Но сколько бы вы ни искали, все равно не найдете. А и нашли бы, так не завалите, не заложите, не засыплете. А больше я вам, буржуинам, ничего не скажу, а самим вам, проклятым, и ввек не догадаться.

Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит:

— Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу- Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой важной Тайны.

Ушли буржуины, а вернулись теперь они не скоро. Идут и головами покачивают.

— Нет, — говорят они, — начальник наш Главный Буржуин. Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он нам Военной Тайны, потому что такое уж у него твердое слово. А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжелому камню холодного пола, и, ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало, что не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминучая погибель?..

— Что это за страна? — воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин. — Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово? Торопитесь же, буржуины, и погубите этого гордого Мальчиша. Заряжайте же пушки, вынимайте сабли, раскрывайте наши буржуинские знамена, потому что слышу я, как трубят тревогу наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики. Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.

И погиб Мальчиш-Кибальчиш...

Горячий камень

(Отрывки из рассказа-сказки А. Гайдара)

Измазавшись грязью и глиной, с трудам вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? — вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, — то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

— Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дайка я по камню стукну и начну жить сначала!»

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

По мнению сына писателя, Т.А. Гайдара, в этой сказке заложено жизненное кредо писателя — жизнь дается

человеку один раз, ее нужно прожить достойно, ее нельзя будет потом «переписать набело». Обращаясь в сказке к маленьким читателям, Аркадий Гайдар говорит сокровенное о себе самом: «И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»