Что думают сербы о русских. К русским в Сербии отношение особое! И это не просто слова! Отношение сербов к русским

Исторически народы Сербии и России были близки друг другу. Их объединяет общая история, православная вера и похожий язык.

Уникальное отношение к россиянам

Впервые приехав в Сербию, многие русские удивляются теплому отношению населения. Сербы очень уважительно общаются с гостями из России. Изредка даже кажется, что россиян здесь любят больше, чем собственных соседей. Подобное отношение распространяется и на первых лиц России: накануне официальных посещений повсюду развешаны с изображениями российских управленцев.

Россия для жителей Сербии олицетворяет силу и мощь. Большинство сербов мечтают побывать в России, вживую посмотреть парад Победы на Красной площади, увидеть главный город нашей страны. Сербов поражает территориальное превосходство России над всеми остальными державами.

Очень часто на сербском языке звучат возгласы, которые на русский язык переводятся как « Россия», «Россия – матушка» и прочие. Существует множество поговорок относительно дружбы стран.

Многие сербы с удовольствием помогают потерявшимся туристам из России, угощают их национальными блюдами у себя в гостях. Русские, переехавшие в Сербию навсегда, ничуть не жалеют о содеянном. Это обусловлено тем, что в этой стране русский в любом случае будет чувствовать себя как дома.

Для сербского народа характерны позитивные установки по отношению к россиянам вследствие позитивных моментов, отпечатавшихся в исторической памяти. Именно в Сербии можно полностью прочувствовать понятие «братский народ».

Где обычно отдыхают русские путешественники

Сербия подходит как любителям активного отдыха, так и семьям с детьми. Среди представителей последней категории особенно популярны бальнеологические курорты Златибор и Пролом баня. Минеральные источники и целебные грязи помогут оздоровить всю семью и поправить здоровье. Для путешественников подготовлены индивидуальные экскурсионные туры, в результате которых они посетят старинные города, оценят духовную красоту монастырей и эстетическую привлекательность национальных парков. Все это, естественно, щедро приправлено радушием местных жителей.

Следует отметить, что наиболее красочные пейзажи в случае летнего отдыха. Это и обширные степи, и бирюзовые холмы. Подобный ландшафт уже стал украшением нескольких картин именитых режиссеров.

В целом, Сербия – довольно приветливая страна. Пообщавшись с местными жителями, можно прийти к выводу, что здесь не только удивительно позитивное отношение

Сегодня с болью в сердце многие из нас вспоминают события десятилетней давности: 24 марта 1999 года началась варварская американская агрессия против Сербии. Более двух месяцев «Милосердный ангел» парил над территорией Югославии, сбрасывая на города и села бомбы и ракеты. У меня перед глазами стоят кадры репортажа из Белграда в Великую пятницу: война, бомбежка, а сербы идут прикладываться к плащанице. Потом была Пасха, и вновь из «христианской» Америки на христианскую Сербию летели бомбы с надписями « Happy Easter !».

Осенью 2001 года между мастер-классами семинара по византийскому искусству в Новом саду мы ходили по этому, университетскому, городку и часто слышали такие комментарии: «а вот эти мосты, их бомбили американцы», «а там погибли дети, но зачем было убивать детей?»…. Из Нового Сада я отправилась в Белград. Словно во сне, поднималась от вокзала к центру города по разбитой улице, похожей на кадры из советских фильмов о Великой Отечественной войне, только всё было наяву. В том же 2001 году на конференции по Средним векам в Будапеште я не удержалась и спросила почтенного американского профессора – «Ну как же вы могли бомбить Сербию бомбами с пожеланиями «Счастливой Пасхи?!» В ответ он рассмеялся, думаю, от неловкости: «that’s amazing, я ничего не слышал об этом».

А может быть, правда, кто-то ещё не слышал о том, что несколько тысяч мирных граждан было убито, свыше 6000 ранены во время 77 дней агрессии НАТО; разрушены около 60 храмов и монастырей, 66 мостов, 16 вокзалов, 7 аэродромов, уничтожено и повреждено несколько тысяч хозяйственных и жилищных объектов (обзор гражданских последствий агрессии НАТО и разрушений на территории Югославии с 24.03.1999 по 08.06.1999 см. http://www.kosovo.ws/archive/destrlist.htm). Впрочем, о статистике натовской агрессии в эти дни и недели напишут многие. А мне бы хотелось поговорить о другом, а именно о любви Сербии к России, явлении, аналогов в истории межнациональных отношений не имеющем.

Если кому-то из вас уже довелось побывать в Сербии, вы с вдохновением приметесь рассказывать о том, что «так нас, русских, нигде и никто не любит». «Нас и руса триста миллиона», – улыбаются сербы и добавляют, – «а без руса пола камиона» (т.е. «а без русских пол грузовика»). Вспоминаю свою первую встречу с таким к нам, русским, отношением. Осенью 2001 года мне предстояло изучить несколько греческих рукописей в Белградской Национальной Библиотеке. В день приезда в Белград я оставила вещи в университетском общежитии и пошла в гости, в семью одного сербского профессора. Вернулась поздно, ключи от комнаты были заперты у консьержки, которая ушла ночевать домой. Окраина незнакомого города, темнота, холодно, друзей никого (есть телефоны профессоров, но ни звонить же им в столь поздний час!). Растерянно я брела по улице. «Эй, о чем ты там задумалась?» Я подняла глаза. На меня, улыбаясь, смотрела девушка. Пришлось на смеси русского, сербского и английского объяснять. «Сейчас мы домой пойти не можем, потому что у нас встреча клуба гусляров, но мы постараемся сегодня закончить пораньше, ты устала». Далеко за полночь мы добрались домой, в скромное и теплое жилище на другой оконечности Белграда. А после целых три дня Мила Котлайя (кстати, единственная девушка – гусляр в Сербии!) за руку водила меня по городу – и в библиотеку, и кофе пить… и всё потому, что я была гостем из России.

Итак, Сербия и Россия. Три диалога о любви из радиопрограмм, записанных в разное время в разных местах.

Диалог первый со славистом, председателем сербско-русской дружбы, членом Союза писателей России Ильёй Михайловичем Числовым: «Больших друзей, чем сербы, у нас нет» (Москва, Россия)

— Илья Михайлович, чем Вы можете объяснить такую невероятную, ничем не заслуженную любовь сербов к России? Кажется, логического объяснения тут нет?!

— Если говорить о любви Сербии и сербов к России, то ни в одной другой славянской православной стране мы не встретим к себе такого тёплого, родного, несмотря на расстояния, отношения. Собственно, Россия, Украина, Белоруссия – это единое целое, поэтому мы не говорим о частях единой неделимой России. А вот если взять братские славянские народы, то у нас нет бОльших друзей и братьев, чем православные сербы. И так было на протяжении всей сербской истории.

Связь Сербии и России начинается ещё со святого Саввы. Величайший святитель братской сербской земли принял монашеский постриг на Афоне в русском монастыре святого Пантелеимона. Позднее существенными были два южнославянских влияния на Русь, затем поддержка Россией сербских братьев и совместная их борьба на поле боя. Во всех войнах, которые вела Россия, сербы были её союзниками. Если взять новейшую историю, то не в качестве противопоставления и не для того, чтобы упрекнуть в чём-то других наших православных братьев – болгар, но информации ради заметим, что Болгария в двух мировых войнах оказывалась во враждебном лагере (хотя, конечно, против русских болгары никогда бы воевать не стали, поэтому немцы их ни в Первую, ни во Вторую мировую войну на Восточный фронт не отправляли). Воевали против нас православные румыны; они не были жестоким врагом, но как факт – воевали. А вот сербы всегда были с нами и даже в Русско-японскую войну: за тридевять земель находилась Япония от сербских границ, но одно из тогдашних сербских государств, Черногория, объявило войну Японии. Во Вторую мировую войну сербы подняли восстание в Герцеговине, а затем и в других сербских краях, едва узнав о нападении Гитлера на Советский Союз, который всегда считали Россией. По своей наивности они думали, что придёт конец немецкой оккупации и на балканской земле, потому что уже через 3-4 дня здесь появятся русские танки. Заметьте, когда Гитлер 22 июня 1941-го года напал на Россию, вся Сербия поднялась на борьбу с оккупантами. Вот значение русского фактора в сербском сознании!

Христос на небе, Россия на земле

Сербы всегда осознавали себя щитом России, в том числе и в эту последнюю войну 1999-го года. Вспомните надписи на сербских домах во время бомбардировок Белграда – «Русские, не бойтесь, Сербия с вами!» Здесь, конечно, был ещё и элемент вызова, то, что в сербской традиции называется «пркосъ», одного корня с русским словом «наперекор». Сербы всегда шли «наперекор» современному миру иллюзий. Именно к ним относятся слова Христа: «Не бойся, малое стадо». Сербы всегда были малым стадом и отстаивали истинную веру, но при этом, как сказал один сербский писатель: «Мы, сербы, всегда верили в двух Богов – в Христа на небе и православную Россию на земле».

Это трепетное, благоговейное отношение Сербии к России существовало во все времена, даже когда российские власти оказывались для неё, мягко говоря, не лучшими друзьями.

— Даже предателями!

Часто говорят о предательстве. Может быть, это и справедливо, хотя всегда нужно различать политиков и общество, государство и народ. Во времена Сталина и Тито политические отношения с Югославией (которую святитель Николай (Велимирович) называл величайшим сербским коллективным заблуждением) были очень плохими, но сербы всегда о России помнили, даже когда мы о сербах позабыли, и для нас существовала только Югославия и югославы. А сербы даже Советский Союз называли Россией. Именно тогда, во времена Тито, десятки тысяч сербов пострадали за свою верность России. Тито называл их сталинистами. Действительно, какой-то процент коммунистов среди них был. Большинство же составляли православные сербы, которые никогда не принадлежали к коммунистической партии, и выступали не за Сталина, а за Россию. Тито для того, чтобы скомпрометировать их, всех огульно записывал в сталинисты. И они страдали на Голом острове (аналог нашего ГУЛАГА, страшный концлагерь на одном из островов Адриатического моря), где тысячи людей умирали под палящим солнцем от непосильного труда и издевательств тюремщиков. Тогда в Югославии была развёрнута компания по борьбе с великосербским гегемонизмом, и любой серб мог стать её жертвой. Особенно это проявлялось на Косове. Интересно, что за несколько столетий турецкого ига православное сербское население всё-таки из Косова выдавлено не было, несмотря на турецкий и арнаутский террор, и составляло большинство ещё в 20-м веке. Но за несколько десятилетий господства в Югославии титовского богоборческого и антиславянского режима соотношение коренным образом изменилось. Именно тогда были заложены основы нынешней косовской трагедии. Тито и Моша Пияде сумели сделать то, что было не по плечу даже турецким насильникам.

Россия – подножие престола Господня

И каждый раз, везде и всегда, сербы вспоминали Россию. Взор косовских сербов был устремлён на Россию, а мы зачастую этого не видели и не понимали. Я должен со стыдом вспомнить такой эпизод из своей студенческой юности, когда мы посещали Косово ещё в советские времена. Это было уже после смерти Тито, но система ещё не сильно изменилась. В Призрене, в мечети, мы увидели человека, который пытался что-то сказать русским, а его всячески оттирали представители местной власти. Уже потом, спустя годы, я узнал, что мечеть эта была сложена из исполинских глыб разрушенного монастыря святых Архангелов, великой задужбины Душана Сильного, царя сербов и греков. И именно это хотел сказать серб людям из России, которые в то время не выделяли сербов в ряду других югославов. А они всегда о России помнили, даже тогда, когда титовский режим за одно упоминание России мог бросить их в застенки или сослать на Голый остров. Вот такое вот трепетное, благоговейное отношение, повторю ещё раз.

По словам сербского писателя: «Россия – подножие престола Господня», она была для них живым земным воплощением небесного идеала. Вот это отношение сербов к России, тем более, что никогда они не были от нас зависимы, не входили в единую социалистическую систему, не просились в состав Советского Союза. Хотя, с другой стороны, в новое время, когда Россия сама переживала и переживает не лучшие времена, и многие, в первую очередь, восточно-европейские страны (не народы, но их правительства), от неё отвернулись, сербы готовы были войти в состав союзных государств вместе с Россией и Белоруссией, аще возникнет таковое. Так что ничего не изменилось в Сербии со сменой власти. Нынешняя демократическая Сербия точно так же, как и Сербия Милошевича, точно так же, как Сербия под властью богоборческого режима Тито и Моши Пияде, синими очами Неманичей смотрит на свою старшую православную сестру Россию.

Диалог второй с тележурналистом Радмилой Войнович: «Всему миру светят русские, как ангелы» (Новый Сад, Сербия)

Впервые с Радмилой Войнович мы познакомились в монастыре Прасквица в Черногории. Однажды в жаркий день с моими спутниками зашли в прохладный византийский храм и попросили рассказать о нём находившуюся там сербку. Она начала свой рассказ, но быстро перешла на тему России. Вновь мы встретились уже в Новом Саду, где Радмила ведет православную рубрику на телевидении Нового Сада, пишет публицистические очерки.

— Вы часто пишете о небесной России…

Всему миру русские светят, как ангелы. Сейчас кто-нибудь скажет: ну что она вообще говорит? как она это видит, то, что не видим мы? А я в России именно это вижу. Все православные сербы – духовные граждане Святой России. У всех нас духовный паспорт России как духовной миссии для спасения человечества. Вот так мы понимаем Россию. У нас Россию называют «мать», потому что она – наша духовная мать (я говорю то, что думает народ). Сейчас либеральные «ценности» портят людей. Мы ведь знаем, что человеку всегда легче спускаться вниз, к греху, чем подвизаться ко Господу, восходить дорогой духовной в Царство Небесное. Россия даёт небесные ценности всем народам, поэтому для нас ценно и важно, что русские люди, монахи приезжают к нам.

Приезжайте, помогите духовно нашему многострадальному и многогрешному народу! В России много священнослужителей, которые воспитывают народ для Царства Небесного. Господь даёт разные послушания в жизни, но не забывать о Боге – это самое главное послушание. Россия – учительница для всего мира в этом смысле. Люди у нас видят в России стремление к чистоте, поэтому так и любят её. Мы – форпост России, русские патриоты. Так нас учили наши предки: если человек православный, служит Богу, готов отдать жизнь за Него – он «русский».

Диалог третий с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием: «Одна Церковь – одна душа» (Цетинье, Черногория)

В завещании (1830 г.) святого Петра Цетинского сказано: «Да будет проклят тот, кто покусится отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякий из вас, черногорцев, кто пойдёт против единоплеменной и единоверной нам России». Вот основа нашего единства – единоверие!

— Знаете, владыка, наверное, каждый русский человек, который приезжает в Сербию и Черногорию ощущает их в каком-то смысле продолжением России, потому что чувствует себя здесь дома …

— Это и есть дух Церкви Божией, которым мы дышим и в Сербии, и в Черногории, и в России. Чем ближе мы к этому духу Церкви, тем ближе мы друг к другу. Церковь пробуждает любовь и преображает нас, становится основной причиной добрых отношений. С другой стороны существуют исторические связи, подлинные, глубинные, идущие от святых Кирилла и Мефодия – эта особая сближающая нас славянская стихия.

— Владыка, будучи семинаристом в Белграде, Вы учились у русских профессоров — эмигрантов, встречались со священниками и прихожанами русской церкви Святой Троицы? Какие воспоминания сохранились у Вас о них?

С любовью вспоминаю своих милых профессоров: моего отца Павла, диакона, пусть мы и спорили иногда, но я ощущал, что он меня любит. Когда у меня были трудности (я уже окончил факультет), то понял, к кому надо обратиться за советом. Я написал ему письмо. И он мне сразу ответил. Сразу! Понял мою ситуацию. Отец Викентий преподавал у нас историю Церкви. Так он просто жил ею: рассказывал о Первом Вселенском Соборе, словно сам был его участником! И в Швейцарии я снова общался с русскими: помню отца Петра Парфёнова, царского офицера, владыку Антония (Бартошевича) и его брата Леонтия, они учились у нас, в Сербии, а потом были епископами Зарубежной Церкви. Владыка Антоний, когда видел меня, всегда шутил, вспоминая слова митрополита Иосифа из Закарпатья, сказанные между двумя войнами: «Мы – дураки сербы, и вы – сумасшедшие русские». Потом в Риме я встретился с Александром Солженицыным, его в то время выслали из страны, и подарил ему крестик с Афона со словами: «Александру-крестоносцу афонский крест». Потом он мне рассказал, что этот крест имел особую силу. Наш духовный отец архимандрит Иустин (Попович) исповедовался у митрополита Антония (Храповицкого), потом у отца Виталия Тарасьева в русской церкви Святой Троицы. Отец Виталий был в Белграде самым любимым священником и среди русских, и среди сербов.

Владыка, на Ваш взгляд, в чём истоки столь сильной любви Сербии и России?

Одна Церковь – одна душа. А страдания только помогают сблизиться нам, славянам, понять друг друга. Церковь Божия, словно печь, опаляя огнем Божиим, возрождает и исцеляет души. И дай Бог, чтобы расширялся и укреплялся дух всеправославный.

Фотографии А.М.Лидова, Л.Гачевой, А.Никифоровой.

Почему простые сербы считают Россию самым большим другом Сербии, несмотря на массированную антироссийскую пропаганду местных прозападных СМИ? Об этом, как об отличительной особенности сербского взгляда на русских и неожиданном результате русофобской пропаганды, говорит известный политолог и аналитик портала «Новая сербская политическая мысль» Никола Танасич, который 2 ноября участвовал в Международной конференции «Гражданское общество, СМИ и власть». Она прошла в стенах Российского государственного гуманитарного университета в Москве.

Никола Танасич – я хочу рассказать вам об одном аспекте сербской политическойжизни, который, как мне кажется, может быть очень интересен с точки зрения России и Европы. Возможно, это не самый интересный факт о нашей стране, и мне особенно приятно, что Сербию здесь так часто вспоминали. Однако столько раз упомянутые прозападные СМИ в Сербии нас упорно убеждают в том, что мы - маленький и незначительный народ, что ни мы, ни наши проблемы никому не интересны. Но здесь я видел и слышал большое количество умных и образованных людей, понимающих наши проблемы, то, что нас мучает, и с чем мы боремся.

Я хотел обратить ваше внимание на феномен, который несколько не вписывается во все то, что мы имели возможность тут услышать, а мы услышали много о работе СМИ в странах Европы. И Сербия в этом смысле не очень отличается от информации, которую мы узнали о Болгарии, Словакии или даже развитых странах, таких как Германия и Франция. Однако существуют отклонения и специфические аспекты сербской политической жизни, которые выделяются на фоне других стран. Следует понимать, что сейчас Сербия, несмотря на нашу героическую историю и традиции, которыми мы так гордимся, представляет собой полуколонию глобального капитала, как и большинство государств в современном мире, за исключением тех немногих, кто способен самостоятельно эффективно защищать свой суверенитет.

Антироссийская пропаганда в Сербии заранее обречена на провал

Хотя наша медиасистема работает так же, как в других странах, результаты ее деятельности несколько отличаются. Несомненно, сегодня Сербия, как большинство стран современного мира, находится на вечной границе гражданской войны, поскольку в обществе существует столько идеологических разногласий, которые настолько обострились, что дело, видимо, идет к открытому конфликту. Так что трудно сказать, может ли идти речь о едином понимании национальных сербских интересов, но если обратиться к опросам общественного мнения за последние 15-16 лет, то легко увидеть, что существует несколько констант и позиций, относительно которых весь народ придерживается единого мнения. Прежде всего, это касается, разумеется, Косово, во-вторых, неприятия членства в НАТО и, в-третьих, России и отношения к ней.

В Сербии Россию считают самым лучшим другом, и среди граждан Сербии Россия имеет самый высокий рейтинг. На вопрос: «Поддерживаете ли вы союз с Россией?» - стабильное большинство, а это более 60%, отвечает утвердительно. Количество граждан, которые поддерживают союз с Россией, практически всегда превосходило число тех, кто поддерживает вхождение в Европейский Союз. Разрыв в количестве сторонников этих двух политических целей сейчас чрезвычайно значителен. Что самое важное, в этом вопросе существует константа, которая на сербской общественной арене не меняется, несмотря на то, что последние 16 лет сербский народ находится под огромным влиянием исключительно активной пропаганды западных и прозападных СМИ, о механизме которых здесь уже столько было сказано.

Почему это парадоксально? Это парадоксально потому, что ясно: в Сербии эти СМИ способны повлиять на изменение общественного мнения. Так, сербская общественность изменила свою позицию по многим вопросам, но отношение к России - это единственное, что не меняется, и общество даже вынуждает политиков взять отдельный курс на Россию. Конечно, наши политики всегда говорят, что они очень смелы и готовы лично бороться за дружественные отношения с Россией, но главной причиной пророссийской политики в Сербии была и остается российская популярность, как и тот факт, что именно ею объясняются высокие рейтинги нынешних сербских властей.

Откуда взялось такое отношение к России? Можно сказать, что оно имеет как свои реальные корни, так и два источника, которые во многом модифицированы природой сербского национального сознания. Реальный источник - это вековое историческое сотрудничество и связи между Сербией и Россией. В этом зале присутствуют выдающиеся историки, которые могут вам рассказать об этих связях больше, чем я. Я же хочу вам сказать, что сербский народ, невзирая на свою твердую историческую память и ее культуру, не является «историческим» народом. Свои великие исторические события мы, честно говоря, помним и любим, но в первую очередь мы - народ, создающий мифы.

Мы очень любим делать из своей истории мифы и пересказывать их так, чтобы сделать живописнее и легче для запоминания. В этом одновременно заключается и проблема, и величие нашего народа и культуры. Только поэтому у нас есть ряд конкретных сербских мифов о России, и именно они лежат в основе того высокого мнения о России, которого придерживается наш народ. Вместе с тем вторым источником позитивного сербского отношения к России, и это особенно интересно, является западная антироссийская пропаганда.

Сербы воспринимают русских как плохих парней из голливудских фильмов времен холодной войны, и это им нравится

Сербы давно подвергаются влиянию западной пропаганды. Когда-то это была австровенгерская пропаганда, потому что современный север Сербии когда-то находился под контролем этой империи, как и Босния и Герцеговина. Во времена коммунизма отношения Югославии с Советским Союзом были не очень дружественными, и югославские власти очень активно использовали элемент западной антироссийской пропаганды для борьбы с эйфорическим отношением собственных граждан (особенно сербов) к России. С другой стороны, сербские мифы о России всегда имели один и тот же лейтмотив: Россия в них выглядела, как «огромная Сербия». В этих мифах подразумевалось, что все сербские ценности, национальная рефлексия, культура и менталитет полностью совпадают с русскими.

Во времена войн в Югославии самым известным кличем сербских националистов был «Сербия до Токио!». Речь не о том, что они хотели настолько расширить территорию Сербии, чтобы она достигла Японии. Просто они считали, что Россия является частью их культурного пространства. Часто это становилось огромной проблемой для сербов, когда они лицом к лицу встречались с русскими и русской культурой, потому что, как правило, их постигало разочарование: они понимали, что на самом деле все не так, как они себе представляли.

Во всем этом интересен еще и фактор западной пропаганды. Югославия была открыта для американской поп-культуры: мы смотрели американские фильмы, боевики, в которых плохими парнями всегда были русские. Речь шла о прямой и грубой пропаганде против русского народа, которая во многих странах привела к формированию негативного образа России. А что случилось в Сербии? В этих голливудских плохих парнях сербы узнали себя. Эти герои вообще больше походили на сербов, чем на русских: они были шумными, непосредственными, всегда готовыми к драке. Эта картина была очень привлекательна для сербского менталитета, и сербам нравились эти плохие ребята, что дало старт особенному механизму нейтрализации американской антироссийской пропаганды в Сербии.

Если какой-то элемент этой пропаганды был слишком «жестким», придуманным, чтобы таким образом русских умыть, его просто игнорировали. Во внимание сербы принимали только те аспекты образа России, которые соответствовали их, в общем-то далеким от реальности и мифологизированным, ожиданиям. Если же подобные элементы пропаганды было невозможно проигнорировать, их трактовали так: «Американцы все врут, это не может быть правдой». А если пропагандистская картина соответствовала сербским ожиданиям, ее воспринимали как дополнительное подтверждение своего (позитивного) образа России, «потому что даже американцы это признают». Поэтому представления о русских в сознании обычного серба сегодня очень похожи на образ России, который нам преподносят в голливудских фильмах. И хотя этот образ в своей основе создан негативным, сербы восприняли его в неизменном виде как подтверждение своих позитивных представлений о России.

Понимание позитивного отношения сербского народа к России может заложить фундамент для формирования реальной мягкой силы России на Балканах и в Европе

Это привело к интересным последствиям для сербской медиа-сферы. Прежде всего, выяснилось, что в Сербии невозможно успешно заниматься антироссийской пропагандой. Совершенно невозможно. Если вы будете представлять Россию в негативном свете, то сербы вас или не будут читать и слушать, или априори будут предполагать, что вы лжете, или же они воспримут преподносимый вами образ как позитивный и скажут, что «так и должно быть». Это заставило западные СМИ в Сербии изменить стратегию. И хотя речь по-прежнему идет о тех же западных, либеральных СМИ, которые в других частях Европы выступают все с тех же позиций и несут те же ценности, в Сербии они вынуждены предлагать пророссийские материалы или хотя бы те материалы, которые сербская аудитория воспримет как пророссийские. Эти СМИ вынуждены это делать, потому что иначе их просто никто не будет читать.

И действительно, если вы посмотрите на то, как сербские СМИ пишут о сирийском кризисе, об Украине, вы увидите, что это самые объективные и самые сбалансированные тексты из всех, которые можно найти в иностранной прессе. Отчасти это следствие того, что сербские граждане следят за этими событиями и весьма хорошо о них информированы, поэтому не склонны прислушиваться к однобокой пропаганде. Но чтобы прозападные СМИ вообще получили шанс донести до сербов какие-то антироссийские мнения, которые обычны для СМИ Болгарии, Чехии, Словакии или Франции, им прежде приходится «вбрасывать» немало пророссийских материалов и таким образом получать доверие и кредит терпения от аудитории.

«Мы не можем помешать людям контактировать с Россией»

Я приведу вам только один пример. На титульной странице нашего самого прозападного медиа-портала Б92 несколько дней назад был опубликован текст под заголовком «Пять российских ракет может полностью уничтожить восточное побережье США». Если бы это появилось в какой-нибудь газете в Америке, читатели, несомненно, восприняли бы эти слова как угрозу. Но типичная сербская реакция такая: «Какие эти русские молодцы, какие у них отличные ракеты!» Вот так реагируют сербы. И это то, что мы называем мягкой силой. Я часто слышу от россиян, насколько России нужна мягкая сила. Но поймите, что мягкая сила - это не пропаганда. Если вы потратили миллионы, чтобы какие-нибудь газеты повторяли за вами все, что вы говорите, это не мягкая сила - это обычная сила, это насилие. И любой, кто слушает или читает это, ощутит этот насилие.

Мягкая сила - это когда смотришь фильм о каком-нибудь американском бедняке, который спит в трейлере где-то под Лос-Анджелесом, ездит на огромном автомобиле 30-летней давности и играет в баскетбол на забетонированной площадке, и думаешь, «как хорошо живут в Америке, какая там свобода». Это мягкая сила, и именно такая мягкая сила имеется в распоряжении России в Сербии.

Что бы Россия ни делала, сколько бы на нее ни нападали, сербская общественность всегда реагирует, сводя на нет все нападки и выставляя ситуацию в наиболее благоприятном для России свете. И в это свое положение в сербском общественном сознании Россия не вложила ни рубля, а вот Америка, сама того не желая, помогла ей миллионами долларов. В этом смысле отношение сербской общественности к России уникально, потому что такого «кредита» у России нет ни в одной другой стране. Но этим фактором Россия пренебрегает и совсем не уделяет ему того внимания, которое следовало бы, хотя речь идет о чрезвычайно интересном феномене, который может послужить образцом для понимания и постепенного формирования российской мягкой силы в других странах Европы. Спасибо!

На сайте ЛДП (маргинальная проамериканская партия в Сербии, выступающая за «национальное покаяние» и признание независимости Косово. Ред.) я недавно увидел комментарий следующего содержания: «Русские - хамы!» Тогда как на форуме Б92 один из участников «облегчил душу», написав: «... я знаю, что русские за последние 200 лет не помогли нам ни разу, начиная с Первого сербского восстания они всаживают нам нож в спину». На сайте «Пешчаника» можно найти текст Николая Самарджича, в котором написано: «Сербия - единственная страна, у которой есть завидный потенциал для развития, она приближается к России только из-за плохих политических условий и экономической отсталости, причины которых лежат в основах авторитарной, антилиберальной политики».

Сразу же нужно сказать: те, кто «плюет» на Россию и русских, составляют меньшинство. Исследование этнического дистанцирования, т. е. чувства близости или удаленности представителя некоего народа по отношению к остальным этническим группам, которое провела «Новая сербская политическая мысль», показывает, что русские среди сербов очень популярны. Для сербов русские - лучшие брачные партнеры или соседи; лучшие шефы на работе. Сербы бы хотели, чтобы больше русских жило в Сербии. Более того, некоторые граждане Сербии и на государственных постах хотели бы видеть русских!

Вкратце, вероятно нигде за пределами бывшего СССР рейтинг русских не является таким высоким, как в Сербии. Тем более, традиционно дружественные отношения усилились с моментом укрепления позиций Российской Федерации на мировой арене и решительной позицией по вопросу Косово. Но факт, что некоторые сербы выражают негативное отношение к русским или хотя бы недовольство! Почему так? Есть ли на это причины?

Выборочная память

Часть сербов убеждена, что Россия никогда не помогла Сербии по-настоящему. Так, забыто, что из-за нас, сербов, не готовая к военным действиям, Россия вступила в Первую мировую войну. Русское правительство хорошо знало, в каком состоянии находится ее армия, что промышленность и общество не готовы к долговременным военным столкновениям. На основании опыта войны с Японией все знали, какие благоприятные возможности предоставляет война деятельности революционеров. Но Николай II не хотел оставить сербов в беде. Он не позволил этого сделать и другим во время «албанской голгофы» (отступления сербской армии в 1915-1916 годах через территорию Албании, в ходе которого сербы подвергались не только атакам австро-венгров, но и нападениям албанских боевиков. Ред.). Только благодаря решительной позиции России, а также угрозам, что она выйдет из войны, западные союзники эвакуировали измученные сербские силы (имеется в виду эвакуация на греческий остров Корфу, где в 1917 году была подписана декларация об образовании будущей Югославии. Ред.).

Помогала нам Россия и во время наших восстаний в начале XIX века. Помогала нам и во время войн 1876-1878 гг., причем не только государственные институты, но и сам народ, т. е. различные общественные организации и сами люди.

Конечно, у официальной России всегда на первом месте стояли ее собственные интересы. Как, впрочем, и у Сербии! Поэтому, конечно, у Россия, возможно, не помогала всегда в той степени, на какую мы надеялись.

Когда идет речь о других странах, сербы понимают, что каждому государству позволительно бороться за свои интересы. Между тем, русским мы этого, видимо, не позволяем. Более того, иногда мы ревнуем их, и наши историки вспоминают как «преступный акт» то, что для России в конце 1870-х на Балканах всегда на первом месте были собственные интересы, потом болгарские, только потом сербские. Однако смеем предположить, что болгарские интересы для русских были приоритетны прежде всего потому, что у Болгарии был выход к морю, что же само по себе было очень важно (после взятия Плевны и победы над Османской Империей Россия стремилась создать мощное болгарское государство, включавшее Македонию, на которую также претендовала и Сербия. Ред.).

Синдром младшего брата?

Думаю, что за всем этим стоит «синдром младшего разбалованного брата». Нас судьба не баловала, но мы балуем сами себя. Мы - люди большого Я, и отсюда - сильное самолюбие. Поэтому, когда по отношению к кому-то мы чувствуем близость, то сразу ждем, что предмет обожания будет видеть в нас «сущность своей жизни». Так, мало сербов и историков вспомнят, что сербским властям не пришло в голову принять сторону России в Крымской войне (а ведь на нас надеялись в России).

«Смягчающим обстоятельством» является то, что общественность была за то, что Сербия вошла в войну против Турции, Великобритании и Франции! Сербский народ поступил также и в 1941 г, когда поднял восстание против немецких оккупантов. Мотив большинства был в том, чтобы помочь подвергшейся нападению России (пусть даже и красной) и бок о бок с братским народом победить нацистов.

Новый «эпизод» фильма о «братских (обманутых) надеждах» - «снят» в 90-е. Россия пережила два ни с чем не сравнимых предательства: большевистское и ельцинское. Десятки миллионов русских остались за границами России и предоставлены своей несчастной судьбе. И разве тогда было реально ожидать поддержку от такой власти в Москве? Особенно действенную и искреннюю! Было ли разумно думать, что Б. Ельцину и А. Козыреву есть дело до сербских национальных интересов. Есть ли тогда смысл сердиться на Россию из-за отношения ее властей к нам на протяжении 90-х годов?

Австрофилы против русофилов

Не прошло и года, после того, как Сербия получила автономию в 1830-м году, как часть нашей молодежи начала, при поддержке государственных фондов, учиться на Западе. Оттуда многие из них возвращались носителями идеологии превосходства Запада.

Среди представителей относительно малочисленного городского высшего слоя (чиновники, адвокаты, торговцы, профессоры) расширялось убеждение, что значительное сближение с Россией может негативно отразиться на ходе либерализации и демократизации Сербии. Но парадокс был в том, что такое отношение нередко подогревали проавстрийские политические круги, а Габсбургская монархия не являлась страной с идеальной политической системой! Австрофилы прививали страх нашим прозападно настроенным мещанам, что интенсивные связи с Россией только помешают лучшей жизни. Однако, когда Сербией завладели прорусско настроенные политики, в ней было намного больше свободы, чем тогда, когда ей руководили австрофилы, которые любили воображать себя западниками. Набирала обороты, становилась более масштабной европеизации страны.

Последствия холодной войны

Настоящую поляризацию Запада и России принесла Октябрьская революция. В СССР не было не только политической свободы или свободы гражданских объединений, но даже ограниченной спортивной или экономической свободы! Все решения принимала партия. К сожалению, когда России была навязана система, опровергающая во многом ее идентичность, для сербов Россия и далее оставалась огромной евразийской страной. Не по злому убеждению, но по привычке и руководствуясь любовью! На эту ошибку указывал Дмитрий Лётич и писал о необходимости говорить о «Советии», а не о России. Но это не донеслось до ушей большинства сербов.

В Сербию в 1944 г. вошли части Советской Армии. Это косвенно способствовало укреплению режима Тито. Сербы, отставшиеся верными Драже Михайловичу и королю негодовали на русских и англичан. (Драже Михайлович - начальник штаба Верховного командования Югославянской армии, главнокомандующий которой был король Петр. Англичане с 1941 до 1943 г. поддерживали Югославянскую армию, которую в народе прозвали «четниками», а позднее стали на сторону партизанских отрядов Коммунистической партии Югославии. Целью партизан была борьба за власть, или, как они говорили, революцию, поэтому они нападали на Югославянскую армию, избегая при этом столкновений с немцами. Англичане нарушили нормы международного права и вмешались во внутренние дела Королевства Югославии, встав на сторону Тито. Важно отметить, что они поддерживали партизан еще и пото му, что среди них было большинство хорватов. Так, использовались следующие обозначения военных - «хорватские партизаны» и «сербские четники». Движение Драже Михайловича было монархическим, патриотическим, великосербским. Ред.).

Тогда как одни страдали за то, что не любили Сталина, другие души в нем не чаяли. Наступил 1948 г., и после резолюции Информбюро последовали массовые аресты и активация всех пропагандистских потенциалов, направленных против Советского Союз.

Когда Тито увидел, что «семейная ссора» со Сталиным зашла слишком далеко, он начал ориентировать на Запад. Наряду с этим он начал процесс либерализации в других областях. Легче стало получить паспорт, тогда как на самом деле у каждого не было возможности путешествовать туда, куда он хочет. Власть отказалась от коллективизации земель. Сотрудничество с США способствовало быстрому экономическому развитию до середины 60-х годов, и дальнейшему росту жизненных стандартов. На основании безвозмездной помощи и кредитов, мы быстро начали жить намного лучше наших восточных соседей. И, на основании многих причин, мы начали делить мир на западный, изобильный, и на советский (русский), который казался нам «долиной страданий».

Коммунистическая система рушилась. Россия прошла через еще один «адский круг», но в конце, как герой античных мифов спаслась из подземного мира. Сейчас она «настоящая» капиталистическая страна, развивающаяся быстрыми экономическими темпами. И перед ней открываются исключительные перспективы. Хотя, сформировавшееся убеждение тяжело поддается трансформации. Часть сербов, как будто убеждены, что сотрудничество с Россией принесет скудный образ жизни, по старому советскому образцу! Такое иррациональное использование прошлого - плод долголетней социалистической пропаганды, запугивания народа намного худшей формой социализма.

От прошлого к настоящему

Часть сербов считает, что налаживание связей с Россией удаляет нас от Запада. Для большинства с Западом ассоциируется лучшая жизнь. Опять же, часть считает, что несерьезно полагаться на русских: боятся, что в критический момент Россия оставит нас у разбитого корыта.

Мы видели, как было в прошлом, а что касается настоящего - вышеупомянутые страхи, также безосновательны. Мир больше не разделен на блоки холодной войной, поэтому смешно воспринимать Россию, как логово некоего антизападного союза. В остальном, эта страна по многим показателям больший Запад, чем Сербия. Потом, у России и нет целей слишком сильно привязывать нас к себе. На нашей территории, к сожалению, нет неких глобальных стратегических интересов Росси. Есть экономические, и конечно, Россия хочет, чтобы ее компании позиционировались хорошо в Сербии, прежде чем наша страна вступит в ЕС. Когда происходил процесс приватизации в странах бывшего советского блока, у России было много проблем и она пропустила вложение капитала для развития там своих дочерних компаний. Зато, пусть в некоторых областях промышленности, Россия хочет сейчас в Сербии смягчить барьеры, которые ЕС ставит на пути к ее «бизнесу». С этого у нас будет только прибыль! Так будет только лучше для нас!

В связи с «обманом» сербов со стороны русских, пусть мы об этом уже достаточно говорили, есть что добавить. Россией не правят «славянофилы» или «православные зилоты». Русская правящая элита стремится утвердить патриотизм, оживить религиозные традиции, но на первом плане - экономическое развитие страны. И это не только в интересах народа, но и собственников капитала. «Олигархи» больше не правят Россией, но есть промышленные гиганты - их интересы принимаются во внимание в формировании государственной политики.

Наряду с этим, Россия заботится, в первую очередь, о своих государственных интересах, нежели об интересах русского народа. Нет сомнений, что речь идет о защите прав русского населения в других республиках, но (к сожалению) много для этого не делается. Особенно, когда налажены хорошие отношения с тамошней властью. Примера ради, скажем, что статус русской общины в Казахстане оставляет желать лучшего, но для Москвы важнее хорошие отношения с этой большой среднеазиатской державой, нежели забота о положении соотечественников. Только когда правительство в каком-то государстве начинает недружественно относиться к Российской Федерации, то вопрос русского меньшинства становится значимым.

Между тем, Россия поддержит то, что будет в интересах сербов, и согласуется с международным правом; конечно, кроме случаев, если наша власть будет вести себя так, как будто ей нет дела до сербских интересов. Россия поддержит дейтонский статус Республики Сербской, целостность Республики Сербской, права сербов в Хорватии, права беженцев из Косово. В интересах России - налаживание особенного сотрудничества с Сербией.то речь идет о защите прав русского населения в других республиках, но (к сожалению) много дляэтого не делается. что м «кая ави Во-первых, мы готовы к этому (большая часть населения, а декларативно и политиков), а России выгодно иметь в этом регионе близкого партнера. Во-вторых, между нашими народами действительно существует чувство дружбы и близости. Это не нужно переоценивать, но все же это будет способствовать лучшим политическим отношениям. И наряду с этим, с государствами все так же, как и с людьми - когда в «обществе» создается предубеждение, что кто с кем-то близок, тогда и его мощь и искренность оценивается в соответствии с поступками по отношению к близкому человеку (государству). Значит, влиянию Российской Федерации способствует то, что «глобальная общественность» узнает, что она помогает Сербии!

Сербофобия в виде русофобии

Все это, в общих чертах, знают и те наши политические и СМИ круги, которые пропагандируют антирусские настроения. Они делают это, так как заражены титоизмом - и отсюда антисербское отношение, а не антирусское!

Они боятся чего-то, что может стать реальностью. Россия хоть и не идет по некоему особенному «славянскому и православному пути», но защищает принципы так называемой суверенной демократии. Другими словами, Российской Федерацией должна управлять ее собственная политическая и экономическая элита. Противостоит этому так называемая евроатлантическая концепция. Если не формируется некая мировая держава, создается иерархическая модель существующих государств и ассиметричной атрофии суверенитетов. Внутри «евроатлантической семьи народов», политическая и экономическая элита договаривается о совместных направлениях деятельности, с особенным влиянием американского центра силы. Конечно, как в каждой семье, во власти существуют разногласия. Хотя обычно находятся решения сложившихся проблем.

Между тем, пока есть территория для самостоятельной деятельности ЕС и ее членов, у США есть намного больше площади для маневров. Америка - член семьи, живущий по особым правилам, - она сильно воздействует на других членов семьи, но никто не вправе вмешиваться в «ее дела»!

Сербия не может на глобальном уровне быть таким же игроком, как и Россия; не может даже быть внутри «суверенной», как эта мощная страна. Хотя, Сербия может попытаться стать самостоятельной и отказаться от слепого послушания и роли периферийного члена «евроатлантической семьи». Это не значит, что мы отречемся от европейской интеграции, но это будет нашим желанием показать, что мы хотим стать частью «североатлантического пакта», что мы не хотим быть рупором чужого политического курса, что не хотим верить в так называемую евроатлантическую идеологии! Но, чтобы достичь всего этого, часть политических и медиа-структур ведет процесс «евроатлантической» индоктринации - разорения наших традиций для «постройки» новой идентичности. Этому и служит антирусская риторика - сербов нужно отвратить от «плохого» примера и остановить налаживание тесных связей с Россией. В этом контексте необходимо рассматривать и отношение наших евроатлантистов к кириллице - все, что нас делает не похожими на Запад, нужно элиминировать; особенно когда речь идет о символической спайке с Россией.

В заключение, нужно сказать еще одну важную вещь. Антирусская кампания наших политических и медийных евроатлантистов, должна была послужить бумерангом. Они надеются, что их негативное отношение к России и русским, даже пусть это и не будет принято народом, возмутят русскую власть и СМИ. Что это отразится на отношении России и Сербии. Как следствие этого, налогоплательщики и финансисты наших евроатлантистов отделались бы от неприятного для них русского вмешательства в балканские дела. Тогда бы они могли закончить то, на что надоумили сербов, и в чем им мешает Россия. Зачем России помогать тому, кто ее даже не ценит? Я надеюсь, что хотя бы часть нашей сербской элиты будет иметь это в виду.

Русофобы не любят и Сербию

Русофобия не означает только страх по отношению к русским, она подразумевает и отторжение русского народа, ненависть к нему. Среди сербов очень мало русофобов; вопрос - есть ли они вообще? Те, которых гложет русофобия, по сути больше и не являются сербами; они утрачивают свои идентичность. Опросы этнической дистанции показывают, что даже сторонники ЛДП, по правилу, не настроены антирусски. Хотя, они высказываются против развития специальных связей Сербии и России, но у них нет ненависти к русским.

Русофильство означает любовь к русским. И нет сомнений, что многие сербы - русофилы - чувствуют по отношению к русским сильные симпатии, и считают, что с Россией нужно налаживать самые лучшие контакты. Между тем, среди сербов в наше время (а так было не всегда) немного русоманов. Под русоманией подразумевается иррациональная любовь к России; а национально ориентированные сербы (в чьих рядах находятся и русофилы), сербские интересы недвусмысленно ставят на первое место. Их чувство близости к России не входит в противоречеие с сербскими национальными интересами.

Мы и русские действительно близкие народы: во многом мы одного происхождения, у нас одна религия, и в прошлом нашего государства у нас в основном были хорошие отношения. Что еще важнее - сербы и русские считают друг друга братскими народами. Основываясь на этом, они могут развивать обоюдные плодотворные отношения и тем самым дополнительно «поливая» «Дерево дружбы». Тогда это будет позитивно закрытый круг, который сделает возможным усиление составляющих его элементов.

Хотя всегда нужно иметь в виду, что самые сильные спайки между народами - это нечто глубинное, архетипичное. Меняются и политические, и экономические интересы - но такие связи остаются! Изменялись системы и обстоятельства, но русский и сербский народ, иногда наперекор государственной политике, всегда чувствовал обоюдные симпатии. А наша дружба с французами, не основанная ни на каких глубоких связях, прошла так быстро, как будто ее никогда и не было. Страны ориентируются на свои собственные интересы, но на протяжении длительного времени ни одна сила не будет так дружественно настроена по отношению к нам, как Россия!

Почему сербы любят русских? Причину столь редкого в наши дни явления следует искать в многовековой истории российско-сербских отношений, которые на разных ее этапах напоминали своеобразный маятник. В наиболее трудные моменты братские народы, у которых много общих точек соприкосновения в вопросах истории, религии и культуры, всегда приходили друг другу на помощь.

Сербы всегда считали Россию страной, которая никогда не оставит их в трудную минуту. «Россия внутри каждого из нас», «Русские и сербы – братья навек», «Вместе с русскими нас – триста миллионов, а без них – полгрузовика»: это лишь малая часть афоризмов, которые как нельзя нагляднее демонстрируют отношение сербского народа к россиянам.

Из истории становления Сербии

Первые упоминания о государстве сербов относятся к VI веку. После распада римской империи территория будущей Сербии отошла к Византии.

879 год был ознаменован принятием православия. Через 90 лет Сербия обрела независимость от Византии.

Конец XII века – время создания на сербских землях феодального государства Неманичи, входившего в состав обширного сербо-греческого царства, распавшегося вскоре после смерти возглавившего его царя Стефана Душана.

В июне 1389 года произошла трагическая для народа Сербии битва на Косовом поле, в ходе которой многочисленное турецкое войско (втрое превосходящее силы противника) одержало победу над сербским ополчением.

1459 год – время порабощения Сербии и присоединения ее к Оттоманской империи. История турецкого ига насчитывает 350 лет.

1816 год, ознаменованный двумя сербскими восстаниями, закончился образованием независимого княжества Сербия со столицей в Белграде.

В 1878 году Сербия добивается полной независимости в результате заключения Берлинского мирного соглашения, а через 4 года приобретает статус королевства.XIX-XX века – время правления двух династий (Обренович и Карагеоргиевич).

Балканские войны 1912-13 годов закончились присоединением земель Косова и Македонии.

Первая мировая война 1914 года унесла жизни третьей части населения страны. После ее окончания Сербия стала центром объединенного королевства трех балканских народов: хорватов, сербов и словенцев. Для удобства государство стали называть «королевство СХС», а через 9 лет его переименовали в королевство Югославия.

Главные этапы русско–сербского братства

Русско-сербские отношения имеют многовековую историю. Вот лишь небольшой перечень исторических фактов.

Страны на страже культурных и религиозных ценностей христианства

В период татаро-монгольского ига правители Сербии оказывали покровительство русскому монастырю Новый Руссик (Пантелеймонову монастырю), расположенному на горе Афон.

Сербские религиозные просветители Пахомий Логофет и Григорий Цамблак оказали большое влияние на становление жанра русской летописи, произвели правку важнейших богослужебных книг и отправление церковных таинств. Это имело очень большое значение для становления русской православной церкви, вставшей на путь следования византийским канонам.

Распад Византийской империи в XV веке положил начало соперничеству между Османской и Российской империями, объявившими себя ее преемницами. Османская империя претендовала на территориальное наследие павшей Византии, Российская считала себя ее культурной преемницей.

На протяжении двух с половиной веков Россия и Турция отстаивали свои права в ходе многочисленных русско-турецких войн. В ходе этих войн русские войска защищали интересы порабощенных турками православных народов: сербов, греков, болгар, албанцев, армян, македонцев, грузин, молдаван. Политическая миссия Москвы состояла в защите христианского мира от неверных и охране интересов православной святой церкви».

Сербское духовенство и представители знати – желанные гости при дворе московских царей (Ивана III, Василия III, Ивана IV). 1556 год можно считать временем основания первой дипломатической миссии сербов на московской земле, поскольку именно в этом году Иван Грозный подарил паломникам Хиландарского монастыря апартаменты для их подворья в самом центре Москвы.

Монастырское подворье одновременно выполняло миссию сербского дипломатического представительства в древней Руси. Именно там собирались средства, книги, предметы церковной утвари, предназначенные для отправки балканским славянам.

Политический курс на покровительство угнетенным балканским народам оставался на Руси неизменным вне зависимости от того, представители какой правящей династии находились у власти.

Борис Годунов был инициатором массового переселения сербских беженцев на Русь (начавшийся-было процесс, однако, не был завершен по причине Смуты).

Михаил Романов оказывал регулярную материальную поддержку косовской патриархии, а его сын Алексей Михайлович принимал у себя братьев Бранковичей – лидеров сербской диаспоры, дислоцировавшейся в Венгрии, обещая им финансовую помощь в основании христианского княжества Иллирия.

Братские народы в борьбе за суверенитет и независимость

Самыми верными помощниками русских в ходе русско-турецких войн были именно южные славяне: их партизанские отряды активно участвовали в военных действиях против турецких войск.

В 1815 году, в ходе второго сербского восстания Сербия добилась независимости, став самостоятельной (пусть даже и вассально подчиненной) страной. Произошло это во многом благодаря давлению России на власть османской империи.

В ходе русско-турецкой войны 1877-78 годов при поддержке русского оружия Сербия становится самостоятельным государством.

Первая мировая наглядно показала, насколько важны интересы Сербии России. Именно ради нее Николай II начинает военные действия, а год спустя побуждает войска союзников предотвратить окончательный разгром сербской армии, вынужденной при отступлении пересечь албанскую границу.

Англия и Франция сделали это только под угрозой разрыва союза с Антантой и заключения сепаратного мира между Россией и Германией.

В ходе второй мировой войны восстание сербов, вспыхнувшее в фашистском тылу, заставило немецкое командование перебросить часть войск на его подавление, что способствовало ослаблению натиска на Москву. Полмиллиона уничтоженных фашистских солдат на счету сербских воинов.

Осенью 1944 года воины Красной армии и сербские повстанцы вместе освобождали северо-восток Югославии и ее столицу. После войны к власти в Югославии пришла коммунистическая партия, которая сразу взяла курс на сближение с Советским Союзом.

Русские оказали поддержку сербам во время гражданской войны 1992-95 годов, разразившейся в Боснии.

Исторические факты наглядно показывают самую тесную братскую связь между народами.

Отношения между государствами сегодня

В современной Сербии, можно сказать, культ русских (хотя некоторые любят порассуждать над тем, почему русские мало улыбаются). Русские туристы находят здесь самый радушный прием, а любой русский человек в Сербии вызывает неподдельно-живой интерес. Во время беседы сербы забрасывают россиян массой вопросов об образе жизни в России, приглашают в свои дома и считают своим долгом угостить, как самых дорогих гостей.

Подружившись с сербом, русский человек обретает надежного друга на всю свою жизнь. В каждом крупном населенном пункте современной Сербии организованы общества сербско-русской дружбы. Русский язык в Сербии изучают, а книги русских писателей активно переводят на сербский язык.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что Россия – страна, пользующаяся самым высоким интересом среди сербов, а популярность ее президента Путина в разы превышает популярность местных политических лидеров.