Анализ произведения шолохова они сражались за родину. «Сочинение по повестям «Они сражались за Родину Эссе на тему они сражались за родину

Да, были люди в нагие время,
Могучее, лихое племя, Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля,
Немногие вернулись с поля...
М.Ю. Лермонтов

Иногда говорят, что нам не стоит гордиться победой в Великой Отечественной войне. Дескать, она была несправедливой не только со стороны Германии, но и Советского Союза. Что же, вероятно, в этом историки правы. Но когда задумаешься: “А какая она вообще, справедливая война?”, - затрудняешься с ответом. Убийство и насилие всегда остаются убийством и насилием, даже если вызваны благородными намерениями. А с другой стороны, разве народ и правительство всегда одно и то же? Значит, не все так просто и определенно.
Яснее понять проблему мне помогли мысли Л.Н. Толстого об Отечественной войне 1812 года. Она постоянно осуждает саму войну, любую войну как бессмысленное убийство. Но ни это, ни усилие европейской реакции в результате победы над Наполеоном не заставляют писателя усомниться в величии подвига своего народа. Романиста восхищает чувство патриотизма русских людей, которые не рассуждая о правилах, ни о причинах и следствиях войны, просто “всем миром навалились на француза”.
Какие чувства ими владели? Вспомним слова Андрея Болконского перед Бородинской битвой: “Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям... Надо их казнить”. А могли ли советские люди, в своем большинстве малограмотные и неискушенные в политике, задумываться о характере войны? Они любили свою страну, а враг бомбил и жег ее, рвал танками, тысячами убивал солдат и мирных жителей! Народное чувство было возмущено, как и сто тридцать лет назад, и не разбирало тонкостей философии. Как древний князь, люди сказали: “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!”
Поэтому-то мне кажется, что победой гордиться следует. Не тем, конечно, что поставили под свой контроль пол-Европы, и не тем, что использовали ее для укрепления власти Сталина. А тем, что в наших гражданах обнаружились удивительные силы, стойкость, мужество, отвага, патриотизм.
Войну как явление осуждают все. Но, наверное, и через сотни лет наших потомков будут восхищать легендарные подвиги Гастелло, Талалихина, Мересьева, Паникахи, Матросова, многих других. Ведь и мы сегодня не можем без волнения читать о невероятном мужестве древнего римлялина Муция Сцеволы, который, чтобы показать врагам силу духа своего народа, сжег без стона свою руку. А разве не достойны памяти триста спартанцев во главе с царем Леонидом, вставших насмерть против персидских полчищ в Фермопильском проходе?
Конечно, воюют не одни только герои. В Великой Отечественной войне приняли участие не тысячи, многие миллионы людей. Среди них было немало и тех, кто смалодушничал, не выдержал, растерялся. Но ведь и было отчего! Власть их предала, бросила в пекло, обрекла на позор и смерть. Этих людей, без вины виноватых, мне по-человечески жалко. Жестокое правительство, к сожалению, объявило их “трусами и паникерами”, “врагами народа”, “предателями”, свалило на них свои просчеты и ошибки.
Говорят, что войну мы выиграли с помощью репрессий и заградительных отрядов, которые стояли с пулеметами позади линии фронта. Да, из песни слова не
выкинешь... Были и штрафбаты, и расстрелы, и заградотряды, и многое другое. Но не будь массового героизма, патриотизма, самопожертвования, несгибаемого мужества и готовности все претерпеть ради победы миллионов бойцов и рабочих - никакие суровые меры не помогли бы.
Сегодня ветеранов осталось очень мало. И им трудно, потому что о них, стариках, слабо заботятся. Но все же о них помнят, награждают, чествуют. Зато совсем уже мало вспоминают мертвых, чьи кости разбросаны по бескрайним просторам. Многие так и не имеют могилы. Другие закопаны в никому не известном месте. Мой дед похоронен в братской могиле где-то в Литве. Родители все собирались поехать, поискать ее. Да теперь уж, наверное, не сумеют. Заграница... Может быть, я, когда стану взрослым... Надо бы отдать человеческий долг всем тем, кто сложил свою голову в Великую Отечественную...
Война всегда несправедлива, особенно к тем, кто погиб. Но подвиг их помнить надо. “Вспомним всех поименно, сердцем вспомним своим. Это нужно не мертвым. Это надо живым...”

Сочинение

Михаил Александрович Шолохов - писатель, в чьем творчестве отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой Отечественной войны.
В начале войны Шолохов был призван в ряды Советской Армии как комиссар запаса, где стал военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». С первых дней войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку с фашистами. Поэтому глубоко патриотическая тема - подвиг человека в Великой Отечественной войне - заняла на долгое время главное место в произведениях писателя. В эти годы он создает произведения «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

Рассказ «Судьба человека» говорит о том, какие бедствия несет человеку и всему человечеству война. Герой рассказа - мирный труженик, ненавидящий войну. До войны судьба Андрея складывалась счастливо: радость бытия, умная и добрая жена, дом, дети - все это ему дорого, поэтому естественно его желание все это защищать.

На войне поначалу фигура и судьба Соколова ничем не были приметны: фронтовой шофер, возивший боеприпасы на батарею, дважды получал легкие ранения, службу нес исправно. А затем начался его солдатский, его человеческий подвиг.

Война обрушивала на Соколова все более и более тяжкие удары. Казалось уже, что вся его жизнь, вся судьба его, весь он сам исковерканы и искалечены. Этот человек с удивительной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны - девятого мая.

«За что же ты, жизнь, меня так искалечила? За что так исказ-нила?» - спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа.

«Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной, смертельной тоской, что в них трудно смотреть?» - спрашивает писатель.
Такие глаза были у Андрея Соколова. Как ни велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу.
Храбро выполнял Андрей на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным... - рассказывает Соколов. - Командир нашей роты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. Этот поступок говорит о том, что Соколов привык сначала думать о товарищах, о своем долге перед Родиной, а потом уже о себе. Он совершает героические поступки, а страх перед смертью отступает. Не уронил Соколов человеческое достоинство и в немецком плену, мужество его не покидало и там. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались», - рассказывает Андрей. Этим автор показал нравственное превосходство своего героя над врагом. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя, тем самым избавив от смерти несколько командиров, находившихся с ним в плену.

Шолохов показывает, что любовь к людям, желание быть им полезным позволяют Андрею, потерявшему дом, семью, здоровье, найти в себе силы продолжать жить, трудиться, думать об окружающих (усыновление мальчика) и даже в крайнем горе оставаться человеком.

В 1943 году после завершения Сталинградской битвы писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину», в котором изобразил тот период войны, когда наши войска вынуждены были отступать. Стрельцов, Лопахин, Звягинцев и их боевые товарищи испытывали горечь поражений, стыд перед людьми, оставшимися на оккупированной территории. Раненый командир дивизии с забинтованной головой выходит к приведенным в Сталинград старшиною Поприщенко двадцати семи бойцам, опускается перед строем на колено, целует сохраненное ими полковое знамя и говорит: «И я так хочу, чтобы нам не стыдно было поглядеть в глаза сиротам нашего убитого товарища лейтенанта, чтобы не стыдно было поглядеть в глаза его матери и жене и чтобы могли мы им, когда свидимся, сказать честным голосом: «Мы идем кончать то, что начали с вашим сыном и отцом, за что он - ваш дорогой человек - жизнь свою на Донщине отдал... Пополнится наш полк людями, и вскорости опять пойдем мы хоженой дорогой... Тяжелыми шагами пойдем... Может, и вы, товарищ лейтенант, еще услышите нашу походку... Может, и до вашей могилки долетит ветер с Украины...» Такого отношения достоин каждый воин, павший в бою, ведь то, что он отдал свою жизнь для светлого будущего детей, - это действительно героический подвиг.

В своих произведениях Шолохов показывает, как бойцы закалились в борьбе, превратились в единую боевую семью, которая стремилась изгнать врага с родной земли и отомстить ему за все зло, причиненное русскому народу. Герои Шолохова - это люди, в сордцах которых живет готовность к подвигу. Они ведут бой за свою Родину «не ради славы - ради жизни на земле».

В годы войны гитлеровцы с насмешкой называли русского солдата «русский Иван». А кто этот «русский Иван»? Это «человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахара осиротевшему в годы войны ребенку; человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели; человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины». Вот кто такой русский солдат.

Шолохов в своих произведениях изобразил войну как страшное народное бедствие. Сожженные села и деревни, обугленные хлебные поля, смерть, горе, кровь - вот что такое война. Героическое не в отдельных подвигах русских солдат, а вся фронтовая жизнь - подвиг, так как суметь пройти по дороге смерти, страшных испытаний и при этом не только выжить, но и найти в себе силы жить дальше, не только сохранить, но и укрепить свою светлую душу, чутко отзывающуюся на все доброе, человеческое, - это уже подвиг, который совершается гигантскими силами, руководимыми сердцем человека.

Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили

А. Чаковский

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поведения в один из самых критических периодов жизни страны и их собственной жизни.

Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой историей (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.) психологическая проза, раскрывающая нравственные основы личности в трагических коллизиях войны (повести В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.) художественно-документальные произведения (книги С. Смирнова, В. Субботина, Д. Гранина, К. Воробьева и др.) драматургия (пьесы К. Симонова, А. Корнейчука и др.) поэзия (стихи Е. Винокурова, С. Гудзенко, М. Дудина, М. Луконина, М. Джалиля и др.). Независимо от жанра все произведения объединены одним - “памятью сердца”, страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

Автобиографическая повесть “Это мы, Господи!..” была написана в 1943 году. Ровно тридцать дней, находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему перенести в фашистском плену.

Страшные картины проходят перед глазами читателя:

“Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..”

“Двести голосов, просящих, умоляющих, требующих, наполнили деревеньку... Как морской шквал рвет и бросает из стороны в сторону пенную от ярости волну, так пригоршни капусты, бросаемые старухой, валили, поднимали и бросали в сторону обезумевших людей... Но в ту минуту... раздалась дробная трель автомата. Старушка, нагнувшаяся было за очередной порцией капусты, как-то неловко ткнулась головой в корзину да так и осталась лежать без движения...”

“Ребенок плакал не всегда. Иногда этот крошечный девятнадцатый член камеры пробовал предъявлять свои права на жизнь и свободу...

Потерпи, мой ангел! Нам уже недолго осталось ждать! - звучал нежный, успокаивающий голос.

И женщина не ошиблась. На пятый день ее заключения, судорожно прижав притихшего ребенка, она... спокойно и молча взошла по сходням в “клетку смерти”.

Что добавить к этим строчкам? Да и нужно ли, можно ли?

Откроем лирическую повесть о войне В. Астафьева “Пастух и пастушка” (“Современная пастораль”). Ее герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков,- одним словом, воевал. А умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, заговорило стихами и... не смогло находиться среди крови, насилия, смерти...

Своеобразно раскрывает тему войны белорусский писатель В. Быков. Его произведения отличают нравственно-психологическая проблематика, бескомпромиссность нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в

Их социальной и идеологической обусловленности.

Повесть “Сотников”. Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылают двоих - Сотникова и Рыбака. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценой предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки геро изма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.

Рыбак - смелый боец, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом - на предательство и убийство товарища. Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака уходят в детство, когда он шел на мелкие, казалось бы, жизненные уловки.

Сотников - скромный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности, бывший учитель. Почему, будучи больным, слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врагов, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.

Некоторые наши современники обвиняют Сотникова, считают, что он не имел права в таком состоянии идти в разведку. Нет, имел. Военное и мирное время несравнимы. Тяжело было всем. Гражданский долг, совесть и честь не позволили Сотнико-ву переложить смертельно опасное задание на плечи других. “Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?” - вот мысли Сотникова перед уходом в разведку. Измученный пытками, шантажируемый врагом (“Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели”), он остается несломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг на земле.

Тема повести В. Козько “Судный день” - оборванное войной детство, незаживающая душевная рана. Место действия - небольшой белорусский городок; время действия - десять лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение В. Козько,- это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжета, сколько от психологического развития действия. Этот высокий трагический пафос определяет весь стиль повести.

Колька Летечка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит) маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом. И вот через десять лет, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает- и убивает Колю Летечку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже более десяти лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить, что у него было отнято в детстве.

Крик Кольки Летечки, прозвучавший в зале суда спустя десять лет после войны,- это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей. “Мама, спаси меня!” - закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком сорок третьем, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”. Книги о войне - тоже памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов - героев книг. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира - как вклад в общее дело борьбы за мир.

Произведение относится к разряду самых значительных в творчестве писателя и в качестве основной тематики рассматривает совершение русским народном немыслимого подвига в борьбе против фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны.

Сюжетная линия романа повествует о событиях битвы за Сталинград, являющейся переломным моментом в истории войны, демонстрируя в качестве центральных персонажей трех защитников родины, рядовых солдат.

Героями произведения становятся Петр Лопахин, работающий в довоенное время на шахте, Николай Стрельцов, являющийся агрономом, а также Иван Звягинцев, трудившийся в мирное время на комбайне. Оказавшись в условиях боевых действий на фронте, между тремя разными по характеру и жизненным целям мужчинами завязываются крепкие дружеские отношения, в основе которых лежит истинное патриотическое чувство к своей родной земле.

В образе Николая Стрельцова писатель изображает молчаливого человека, угнетенного отступлениями советских войск, а также переживающего за собственных детей, оставленных у пожилой матери после ухода супруги перед началом войны. Но, несмотря на депрессивное настроение, Стрельцов выражает активное желание сражаться наравне с товарищами, несмотря на тяжелую контузию.

Звягинцев, являющийся добрым, простодушным человеком, поддерживает друга, сочувствуя ему и рассказывая свою историю неудачной попытки построения семейной жизни, при этом Иван с тоской вспоминает мирное время и свою работу комбайнером, тяжело воспринимая горящие поля, в которых огонь от снарядов уничтожает спелые хлебные колосья.

Образ Лопахина представляется писателем в качестве насмешливого, злого на язык, мужика, отличающегося увлечением женским полом и постоянным весельем. Однако балагур Лопахин проявляется незаурядную смекалку, мужество и смелость, бросаясь на уничтожение танков и взятие боевых высот.

Роман «Они сражались за Родину» без прикрас изображает реальную военную действительность, описывая сцены батальных эпизодов, усиливающих сильную эмоциональную атмосферу повествовательного содержания. Кроме того, военную обстановку иллюстрируют и изображения пейзажных природных зарисовок, в которых природная красота представляется кощунственной и чудовищной.

Мастерский талант писателя проявляется в изображении бессмертного героического поведения русского народа в лице рядовых солдат, командиров, простых женщин, детей, стариков, сумевших преодолеть тяготы, невзгоды, жестокость военного времени и дождаться победы над фашистскими захватчиками.

Роман, являющийся сильным реалистическим произведением о военном времени, экранизирован в виде одноименного кинофильма, получившего многочисленные национальные и международные награды.

Анализ 2

Великая Отечественная война повлияла на судьбу русского народа. Война показала силу и величие духа русских. Победа над врагами досталась страшной ценой. Вся страна вела войну с немцами. На фронт уходили все, вне зависимости от профессии и национальности. Кроме простых рабочих, тяжесть войны испытали на себе писатели того времени. Многие из них написали о войне множество произведений.

Свое произведение «Они сражались за Родину» Шолохов посвятил войне. В книге автор описывал первые годы ВОВ. Сюжетная линия книги рассказывает о событиях, произошедших в Сталинграде. Данное событие стало переломным моментом во всей истории. Героями романа являются 3 друга, которые защищали переправу через реку Дон. По реке они переправляли советских солдат. У каждого из героев произведения была собственная миссия и чувства. Им пришлось взять в руки оружие и сразиться за Родину.

Одним и героев творения Шолохова является Петр Лопахин, который ранее работал на шахте. Второго героя зовут Николаем Стрельцевым, который был агрономом. А Иван Звягинцев ранее трудился на поле и водил комбайн. Оказавшись на поле битвы 3 разных героев крепко подружились. Их объединяло чувство патриотизма за свою Родину. Автор изобразил Николая Стрельцова как неразговорчивого человека. Стрельцева угнетало отступление советской армии. Он переживал за судьбу своих детей, которых оставил старой матери. Несмотря на полученную контузию и травму головы Стрельцов рвался уничтожать фашистов.

Звягинцев являет простодушным и добрым человеком. Он поддерживал контуженного Стрельцова и рассказывал ему о своих неудачных попытках женитьбы. Герой тосковал по мирным дням, когда работал на поле и собирал пшеницу. Он видел, как вражеские огни уничтожили целые поля поспевших хлебных колосьев. Третьего героя Лопахина автор описал как несерьезного человека, который постоянно насмехался и имел «острый язык». Он любил веселиться и гулять с женщинами. Однако на фронте герой проявил отвагу и мужество, также необыкновенную смекалку. Он бросался на танки и армию фашистов, желая всех уничтожить.

В своем романе автор изобразил эпизоды сражений, которые усиливали эмоциональность содержания книги. Кроме того военная обстановка была приукрашена пейзажем. Роман олицетворяет замысел автора, который заключается в победе над врагами. В лице героев писатель изображает героичность и волю русского народа.

Несколько интересных сочинений

    Нередко писатели черпают вдохновение из действительности и обстоятельств, в которых пребывают. Пушкин в 1824 году пребывал в ссылке в городе Кишинев и там сумел пробыть более двух недель в цыганском таборе. Этот опыт позволил ему создать поэму Цыгане

  • Сочинение по картине Финогеновой Светлый день (описание)

    Млада Финогенова - выдающийся советский и российских художник. Ее заслуги были отмечены множеством отечественных и международных наград.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Война - небольшое слово, всего два слога, а сколько боли и горя оно в себя вобрало. Миллионы людей сделала несчастными, лишила жизни мужчин, женщин, беззащитных детей и беспомощных стариков, заставила землю умыться кровью, напоила ее болью и стоном, отголоски которого слышны и сейчас.

Война, как коварная и страшная болезнь проникла в каждую семью, вырвала из нее сердце, навсегда оставила в душе свой след. И нет во всем мире лекарства, способного исцелить, вернуть жизнь, соединить жену и мужа, мать и сына, детей и отца…

Не обошла стороной война и нашу семью. Мой прадед прошел всю войну, к сожалению, я знаю его только по фотографиям, он ушел из жизни в 49 лет, задолго до рождения моей мамы, его внучки, поэтому я знаю о нем только то, что смогла поведать мне бабушка. Фронтовики не любят рассказывать о войне, потому что это больно, больно еще раз пережить страшные сражения, потерю боевых товарищей.

Мой прадед Гильманов Бакир Идрисович вместе со своим старшим братом в 1940 году поступили в мореходное училище имени Нахимова в г. Ленинграде. Они, как все мальчишки того времени, мечтали стать военными, с гордостью и честью носить морскую форму, охранять морские просторы нашей страны. Но их мечты безжалостно и жестоко оборвала война. Курсанты-нахимовцы из родного Кронштадта отправились на фронт сражаться с фашистами. Мой семнадцатилетний прадед и его брат на катере выходили в Балтийское море, их задачей было найти и уничтожить немецкие корабли, не допустить их приближения к Ленинграду.

В январе 1943 года при наступлении немецко - фашистских захватчиков у берега Ладожского озера был тяжело ранен брат прадеда. Бой был ожесточенным, пули свистели над головами, повсюду гремели взрывы. Фашисты не давали возможности поднять голову. Небольшой отряд оказался оторванным от основной части. Прадед всеми силами старался оказать помощь брату, зажимал рану ладонями, подбадривал. Только через несколько часов пришло подкрепление. Прадед с товарищами пытались поднять раненого, но пропитанная кровью шинель намертво прилипла ко льду. Моряки обламывали ногти, царапая лед, пытались освободить товарища из ледяного плена. Команда «В атаку!» перевернула все в сознании прадеда. Толпа подхватила его и понесла: ноги бежали вперед, а сердце рвалось к брату.

В этом бою погибло много славных и отважных моряков и пехотинцев, в их числе был и брат моего прадеда Гильманов Исмагил Идрисович, деревенский парень, бредивший морем, мечты которого безжалостно оборвала война. В 23 года жизнь только раскрывается яркими красками, а его оборвалась, прокладывая коридор жизни.

После этого боя оба брата были награждены Орденом Красной Звезды. Исмагил - посмертно.

Победу прадед встретил на Дальнем Востоке, в бухте Находка города Сучан. Демобилизован был в сентябре 1946 года.

Вернувшись в родной город, он встретил мою прабабушку, мягкую и добрую учительницу русского языка и литературы, у них родилось шесть детей: четыре дочери и два сына. Несмотря на то, что прадед прошел всю Великую Отечественную Войну, больше о его службе мы ничего не знаем. «Война закончилась, фронтовики будут хранить в своем сердце все тяготы войны, а вам надо радоваться жизни, жить честно и правдиво в память о павших,» - так он отвечал своим детям, просившим рассказать им о войне.

Бабушка говорит, что прадед до конца жизни не мог смириться с потерей старшего брата, чувствовал вину, что не смог его спасти. Может быть, поэтому он и рассказал этот эпизод военной жизни.

Послевоенная жизнь была сложной, но прадед умел радоваться и ценил каждый прожитый день. Вместе с прабабушкой они построили дом, посадили фруктовый сад, вырастили детей, гордились их успехами. И только фронтовые ранения давали о себе знать, но прадед вел с ними свою войну, был жизнерадостным, любил играть на гармошке, петь. Его девиз: «Все будет хорошо, надо жить!».

Мы - новое поколение, дети 21 века никогда не должны забывать о подвиге нашего народа, из поколения в поколение должны передавать, как семейную реликвию, рассказы о защитниках нашей Родины, о славных воинах Великой Отечественной Войны! Здоровья и долголетия тем, кто живым вернулся и вечная память героям, отдавшим свои жизни ради ясного неба над головой, счастливого детского смеха, ради жизни других людей!