Сторожевые корабли флота – классификация и назначение. Альтссср

в Избранное в Избранном из Избранного 0

С благодарностью посвящаю продолжение моей версии АИ коллеге Ансару, натолкнувшего меня на преимущественное строительство миноносцев как основы ВМС РККА.

Сторожевые корабли (СКР)

СКР типа Ураган первой серии

Строительство сторожевых кораблей велось в СССР по утвержденному 23 июня 1927 года техническому заданию: водоизмещение на испытаниях - 400 т, длина между перпендикулярами 70, ширина - 7,1, осадка - 1,9 м, главные механизмы - быстроходные турбины с зубчатой передачей, максимальная скорость при нормальных запасах топлива и воды - 29 уз., два 102-мм орудия, три 40-мм автомата системы Виккерса, три крупнокалиберных пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, мины, глубинные бомбы, параваны, тралы (для проводки линкоров через минные заграждения противника). Они предназначались для охраны соединений кораблей и конвоев от атак подводных лодок, торпедных катеров и несения дозорной службы.

В проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впервые в отечественном флоте ГЭУ работала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась компактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые набор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были применены оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Корпуса СКР, несмотря на облегчение, оказались достаточно прочными.
Первую серию из 8 кораблей заложили в 1927 году и спустили на воду в период 1929-1930 года. Весной 1931-го на момент предъявления СКР к сдаточным испытаниям водоизмещение достигло 465,3 т. против проектных 400. При полном водоизмещении 610 т корабль имел наибольшую длину 71,5 м, ширину 7,4 м и осадку 2,3 м. Наиболее существенным недостатком оказался значительный недобор скорости хода. По различным причинам максимальная скорость хода составила всего 25,8 уз. На экономическом 16-узловом ходу дальность плавания составила 1200 миль.

7 из 8 сторожевых кораблей проекта 2 (СКР типа Ураган) вступили в строй в период 1931-1933, и последний – 5.03.1933.

При приемке СКР типа Ураган первой серии, оценивая мореходность и маневренность, было отмечено, что малая осадка в сочетании с большой парусностью высокого полубака и надстроек делала корабль при сильных ветре и волне очень валким, а маневрирование в узкостях - весьма затруднительным. Мореходность ограничивалась волнением в 6 баллов, в противном случае появлялись интенсивное заливание полубака, перебои винтов и снижение управляемости. Качка при этом оказывалась сильной и стремительной, что очень затрудняло обслуживание механизмов и делало невозможным использование оружия. Поворотливость при движении кормой вперед признавалась неудовлетворительной, а на полном заднем ходу перекладывание руля становилась и вовсе невозможным.
В целом остойчивость признавалась удовлетворительной и считалось, что корабли могут безопасно плавать в акватории Балтийского моря. Из-за непродуманного размещения подвижных грузов на кораблях отмечался эффект «качелей» - при стандартном водоизмещении они имели дифферент на корму 0,173 м, а в случае приемки максимального количества топлива появлялся дифферент на нос до 0,215 м.

СКР типа Ураган второй серии

Перед закладкой второй серии СКР наркомвоенмор Уборевич утвердил на СКР новое оперативно-тактическое задание. Охрану соединений кораблей от атак подводных лодок и торпедных катеров Уборевич из списка задач вычеркнул, за неимением (по его мнению) таковых соединений в составе ВМС РККА. К задачам добавилось ПВО конвоев. Теперь СКР предназначались для охраны конвоев от атак самолетов, подводных лодок и торпедных катеров, а также несения дозорной службы.

Этим простым решением недобор скорости полного хода из животрепещущей проблемы, требовавшей незамедлительного решения, превращался в вопрос третьестепенной важности. Вопрос этот, к слову, в дальнейшем так и не был решен. Более серьезным был признан вопрос о посредственной мореходности и ненадежного рулевого устройства.

В проведенных летом 1932 году маневрах выявилось, что 45-мм орудие, которое располагалось между 102-мм орудием и боевой рубкой так неудобно, что глушило расчет 102-мм орудия и пулеметчиков, выводило из строя приборы, установленные на мостике, рвало обвесы.
Выявился и другой, еще более печальный факт: конусы, буксируемые на летних 1932 года учениях ПВО, пробоин от огня зенитные 45мм полуавтоматических орудий СКР не получили. Зенитный огонь в связи с его низкой скорострельностью оказывал на противника только психологический (хотя и достаточно значительный) эффект. Стране требовались автоматические зенитные пушки, но промышленность их пока предоставить не могла.

Изменение ОТЗ, разумеется, повлекло за собой и изменения в сам проект второй серии строительства СКР типа «Ураган». Заложенные в 1933 году 8 СКР строились по проекту, который отразил выявленные в процессе затянувшейся постройки и сдачи ошибки первой серии. Надежность ГТЗА с высокооборотными турбинами повысилась, как за счет модификации проектной документации на отдельные узлы и детали, так и за счет повышения культуры производства. Изменили конструкцию винтов. Внесли изменения в конструкцию рулевой машины. Днищевую топливную цистерну разделили на три, и установили синхронный забор топлива из цистерн, что несколько улучшило мореходность за счет исключения вышеупомянутого эффекта «качели».

Вооружение СКР в сравнении с первой серией также изменили. Эффективно противостоять современным эсминцам, а тем более крупным кораблям, в бою 26-узловой сторожевой корабль все равно не мог, и в таком случае ему предписывался маневр уклонения. С учетом того, что противником сторожевиков на море были определены самолеты, подводные лодки и маломерные суда, 102мм артустановки были признаны избыточными по калибру и недостаточными с точки зрения универсальности. Взамен 102мм пушки Заводу № 8 было предписано срочно спроектировать и поставить ВМС универсальную 76мм пушку, на основе 76мм полуавтоматической зенитной пушки, которая в свою очередь была разработана в 1931-1932 годах на указанном заводе № 8 по образцу 7,5-см зенитной пушки немецкой фирмы «Рейнметалл». Отличие пушки от зенитной состояло в основном в применяемых материалах, и принятие универсальной 76мм морской пушки на вооружение состоялось уже в 1933 году.

Вооружение СКР «Ураган», лишившегося в связи с изменением ОТЗ торпедного аппарата, таким образом, составило три 76мм универсальные пушки и три 45мм зенитные полуавтоматические пушки:

Всего было заложено в 1933 году 8 кораблей, которые были спущены на воду в 1934 году и вступили в строй в 1935 году.
Однако, прошедшие в 1934 и 1935 учения Краснознаменного Балтийского и Черноморского Флотов по противолодочной обороне конвоев выявили совершенно недостаточный боекомплект основного оружия СКР – глубинных бомб. Наблюдатели на подлодках ударов учебных глубинных бомб не зафиксировали. Было необходимо увеличить число бомб в серии, общее число бомб и интенсифицировать боевую учебу. Необходимым было признано и наличие на борту шумопеленгатора.

СКР типа Ураган третьей серии
Меры, предпринятые для повышения мореходности второй серии СКР, были признаны недостаточными. Корабли получились пригодными исключительно для Черного и Балтийского моря. Для Тихоокеанского и Северного флотов мореходность в 6 баллов была признана недостаточной.
Проект СКР для третьей серии был переработан более существенно. Осадка увеличилась с 2,1 до 3,2 метров, длину нарастили на 3 метра и на 1 метр увеличили ширину. Нормальное водоизмещение выросло с 470 тонн до 800 тонн. Скорость упала до 21 узла.
Универсальные 76мм пушки были заменены на универсальные 85мм, что в немалой степени облегчалось тем, что лафет у орудий был идентичный – менялась только качающаяся часть орудия. Орудия получили корабельные щиты толщиной 8мм. Среднее орудие заменили на существенно увеличенный запас глубинных бомб, который располагался на палубе в средней части корабля.
Появилась закрытая рубка.
Кормовая надстройка получила аэрогнездо, которое предполагалось вооружить двумя одноствольными 37мм артавтоматами. Еще два артавтомата были размещены на пилонах рубки над полубаком. Однако к 1936 году 37мм артавтоматы промышленность не освоила, и этот вид вооружения пришлось закупить в Швеции. Таким образом, вместо 4 единиц 45мм полуавтоматических зенитных пушек на СКР появились четыре одноствольных 40мм артавтомата Бофорс, а также были установлены пять 20мм швейцарских автоматических пушки Эрликон, взамен пулеметов.
Малокалиберная зенитная артиллерия СКР вызвала такой восторг советских моряков, что у Бофорса и Эрликона купили лицензию, и в дальнейшем два этих вида оружия производили на советских заводах.

Всего в 1935 году было заложено 16 кораблей третьей серии, которые были спущены на воду в 1936 году и вступили в строй в 1937 -1938 годах.

Еще 16 кораблей третьей серии заложили в 1936, сразу после спуска на воду первой группы кораблей третьей серии, спустили в 1937..1938 и ввели в строй в период 1938..1939.

В 1940 году все СКР третьей серии были дополнительно укомплектованы бомбометами БМБ-1.

Итоговое число СКР на 1941 год составило 48 единиц. ТОФ и СФ были укомплектованы по 12 СКР третьей серии, а ЧФ и КБФ – по 8 СКР второй серии и по 4 СКР третьей серии.

Приложения

Освободившиеся в 1936 году после завершения производственной программы строительства СКР стапельные мощности были использованы для строительства тральщиков и десантных кораблей.

Сторожевой корабль СКР-6 был 10.04.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (заводской № 182). Спущен на воду 06.02.1964 г. и 12.03.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 30.11.1966 г. и 12.12.1966 г. включен в состав ДКБФ.

Водоизмещение: 1140 т.

Размеры: длина - 82,4 м, ширина - 9,1 м, осадка - 3 м.

Скорость хода максимальная: 32 узла.

Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах.

Силовая установка: ГТУ 2x18000 л.с., дизеля 2x6000 л.с.

Вооружение: 2x2 76-мм артустановки АК-726, 2x5 400-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивных бомбомета РБУ-6000 (120 РГБ-60).

Экипаж: 96 человек

История корабля:

Сторожевой корабль пр.35

В конце 50-х годов постоянно велись исследования по разработке мощного морского охотника, получившего номер проекта 159. Новый вариант этого корабля получившего номер проекта 35, вначале классифицировался как большой охотник, затем - как МПК, а позже - как СКР. Эти сторожевики отличались от своего прототипа более мощной ГЭУ и оригинальным гидротурбинным движителем: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 32 узлов; без применения форсажа она составляла 20 узлов.

При сохранении главных размерений проекта 159, состав вооружения данного корабля отличался заменой четырех РБУ-2500 на второй пятитрубный 400-мм торпедный аппарат и на 2 РБУ-6000. Вместо РЛС "Фут-Н" устанавливалась РЛС "Рубка", на части кораблей устанавливалась РЛС управления "Турель".

Головной корабль проекта 35 вступил в строй 25 декабря 1964 года. Вся серия из 18 кораблей была построена до 1967 года. Затем, по модернизируемому проекту 35М было предусмотрено снять кормовой 400-мм торпедный аппарат, дополнительно разместить 2 РБУ-6000 и вместо ГАС "Титан" с "Вычегдой" установить новые - подкильную "Платина-МС" и буксируемую "Рось-К". За период с 1973 года по 1978 год было модернизировано 8 кораблей.

Сторожевой корабль СКР-6 был 10.04.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (заводской № 182). Спущен на воду 06.02.1964 г. и 12.03.1966 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 30.11.1966 г. и 12.12.1966 г. включен в состав ДКБФ.

До 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК. 28.07.1967 г. перечислен в состав КЧФ и летом 1967 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Севастополь.

01.06 - 31.06.1967 г. и 01.01 - 31.12.1968 г., находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

С 19.07.1976 г. по 02.03.1978 г. и с 23.01.1984 г. по 08.04.1986 г. на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил капитальный ремонт.

Сторожевой корабль СКР-6 непосредственно участвовал в нашумевшей операции по выдворению из советских территориальных вод в районе Фороса американских военных кораблей.

В начале февраля месяца 1988 года стало известно о предстоящем заходе в Черное море ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминца "Кэрон" из состава 6-го флота США. Американские корабли, пройдя турецкие проливы, 12 февраля вошли в Черное море. Их сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. В тот же день командующему Черноморским флотом адмиралу Михаилу Хронопуло был отдан приказ действовать в соответствии с ранее полученной директивой - в случае нарушения ими госграницы действовать решительно, вплоть до навала на данные корабли.

В эту операцию были назначены два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6. Двум СКР Черноморского флота надлежало стать основной силой, предназначенной для пресечения возможных действий по нарушению границы территориальных вод страны.

По данным центрального командного пункта (ЦКП) ВМФ СССР, события в районе между Ялтой и Форосом, куда пришли американцы, выглядели следующим образом. В 09.45 12 февраля 1988 года, т.е. за полчаса до предполагаемого входа американцев в форосский залив, с "Беззаветного" открытым текстом передали на "Йорктаун": "Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР". Предлагаю лечь на курс 110." Сигнал был оставлен без ответа.

Тогда начальник штаба ЧФ приказывает командиру "Беззаветного" передать на американский крейсер следующее предупреждение по радио: "По существующим советским законам, право мирного прохода иностранными военными кораблями в этом районе запрещено. Во избежание инцидента, настоятельно рекомендую изменить Ваш курс с целью предотвращения нарушения территориальных вод СССР". В 10.15 с "Йорктауна" поступил ответ: "Вас понял. Я ничего не нарушаю. Действую согласно международным правилам".

Тогда в дело вмешался сам командующий ЧФ адмирал Хронопуло. По его приказу "Беззаветный" передает на американский крейсер предупреждение: До входа в территориальные воды СССР-20 кабельтовых. В случае нарушения Вами территоиальных вод имею приказ вытеснять Вас вплоть до навала". В 10.45 "Йорктаун" вновь отвечает на "Беззаветный" стандартной фразой: "Курс менять не буду. Пользуюсь правом мирного прохода. Ничего не нарушаю". И тут же пересекает границу территориальных вод СССР. Вслед за ним это делает и следовавший в кильватер ракетному крейсеру эсминец "Кэрон". Пограничный СКР "Измаил" поднимает сигнал: "Вы нарушили границу территориальных вод СССР".

Тем временем СКР-6 стал догонять американский эсминец, который уклонился от навала увеличением скорости хода. Однако СКР-6 продолжал следовать за эсминцем. Тут же все советские корабли подняли сигнал: "Вы нарушили государственную границу СССР. Требую немедленно покинуть воды СССР". "Беззаветный" в это время находился на траверзе левого борта "Йорктауна", а СКР-6 следовал в кильватер эсминцу "Кэрон". Американские корабли продолжали двигаться в сторону крымского побережья. Вероятно, изменение курса не предусматривалось планами американской стороны или же это было уже вне компетенции командиров кораблей.

В 10.56 эсминец "Кэрон", заметив решительный маневр догонявшего его СКР-6, который находился в 150 метрах, поспешно поднял сигнал:" Не подходить к борту!" В это же время "Беззаветный" следовал всего в полусотне метров от "Йорктауна". Последовал последний обмен сигналами. И вновь на сообщение "Беззаветного" о нарушении границы с "Йорктауна" ответили отрицательно. И тогда оба черноморских сторожевика, резко увеличив ход, начали навал на вдвое более крупные американские корабли. "Беззаветный" постоянно докладывал на командный пункт флота в Севастополе дистанцию: "до крейсера 20 метров, 10 метров…". На кормовой палубе "Йорктауна", столпились у борта матросы. Одни фотографируют приближение "Беззаветного", другие просто смотрят. Но вскоре всем им стало не до шуток - прямо на леера надвигался нос советского сторожевика. В 11.02 "Беззаветный" навалился на левый борт крейсера, со скрежетом он прошелся по леерам и пусковой установке ракет "Гарпун", смяв их.

Тем временем СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца "Кэрон", повредив ему ему шлюпку и шлюпбалку. На СКР-6 был смят фальшборт и погнуты леерные стойки. Только точный расчет и мастерство командиров обоих кораблей позволили выполнить непростой приказ, продемонстрировав решительность собственных намерений, не переходя при этом опасную грань.

Одновременно с этим, в этой сложной ситуации все же удалось избежать более серьезных повреждений и человеческих жертв. В 11.40 адмирал Хронопуло передал на "Беззаветный" и СКР-6 приказ из Москвы: "Отойти от кораблей США, передать им требование покинуть территориальные воды СССР. Быть готовыми к повторному навалу. Отойдя от американских кораблей на безопасное расстояние, оба сторожевика продолжили сопровождение нарушителей в полной готовности к повторению маневра. Однако необходимость в этом отпала. Оба американских корабля легли на курс выхода из территориальных вод, не рискнув возвращаться тем же путем, как они это практиковали прежде. Выйдя в нейтральные воды, они легли в дрейф, ведя активные переговоры по радио со своим начальством. Затем оба корабля взяли курс в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.

Противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах .

Сторожевые корабли также привлекаются для несения дозорной службы на подходах к своим военно-морским базам , портам и для охраны морской границы .

Сокращённое наименование - СКР . Также в литературе может называться - Патрульный корабль , Корабль противолодочной обороны .

История

Как самостоятельный класс корабли противолодочной обороны были введены в Первую мировую войну в связи с тем, что подводные лодки , которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспортные суда, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз . Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

В октябре 1917 года за несколько дней до Октябрьской революции новый класс - «Сторожевой корабль» - был впервые официально включён в классификацию русского флота. Однако стремительно развивающиеся политические события, приведшие к независимости Финляндии, явились причиной тому, что первые 12 единиц СКР (типа «Голубь» и типа "Водорез» , строящихся на финских верфях, так и не вошли в состав русского флота. В 1916-1917 годах некоторые из этих кораблей были спущены на воду.

В середине 1930-х годов для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль » (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль ».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43) несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году ; построен и введён в строй в 1937 году ; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7.2×2.6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17.2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12.7-мм, 2 бомбомёта; до 31 мины, экипаж - 61 чел.

В 1935 году для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР Дальневосточного пограничного округа были введены в строй СКР типа «Киров »(Проект 19). Всего два корабля этого типа по советскому заказу были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8.3×3.75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18.5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12.7-мм, 3×7.62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году для службы в арктических широтах в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга » (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17 декабря 1938, спущен на воду 24 апреля 1941.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец », «Фрегат » и «Корвет », которые, значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому в системе классификации ВМС СССР эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время Второй мировой войны «сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье , где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли с первого до последнего дня несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, эскортирование транспортных судов.

После Второй мировой войны, во флотах ряда государств боевые корабли, которые с позиции советской классификации аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец » или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов в составе флота США кораблей, аналогичных СКР, насчитывалось 63 единицы, и еще 124 единицы находились в резерве. В Англии их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.

И для охраны морской границы . Как самостоятельный класс, корабли противолодочной обороны были введены в 1-ю мировую войну , в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались, в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Англия, первой была вынуждена начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с германскими подводными лодками, вырабатывать тактику противолодочной борьбы, совершенствовать противолодочное оружие и средства. Таким образом, впервые в мире, первые противолодочные корабли появились в британском флоте , в ходе 1-й мировой войны, в связи с активными действиями германских подводных лодок. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - «Пи-ботс», с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узлов, одно 100-мм орудие, два 2-фунт. орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы).

Для американского флота, по примеру англичан, в срочном порядке, заложили около 60-ти единиц кораблей, аналогичных СКР - типа «Игл».

В середине 1930-х годов, для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль» (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР, были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43), несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7,2×2,6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17,2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12,7-мм, 2-бомбомёта; до 31-мины, экипаж- 61 чел.

В 1935 году, для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР , Дальневосточного пограничного округа, были введены в строй СКР типа «Киров». Всего два корабля этого типа, по советскому заказу, были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8,3×3,75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18,5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12,7-мм, 3×7,62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году, для службы в арктических широтах, в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга» (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17.12.1938 года, спущен на воду - 24.04.1941 года.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец», «Фрегат » и «Корвет », которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому, в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время 2-й мировой войны, «Сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье, где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли, с первого до последнего дня, несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, экскортирование транспортных судов.

После второй мировой войны, во флотах ряда государств, боевые корабли, которые с позиции советской классификации, аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец» или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов, в состав флота США кораблей аналогичных СКР насчитывалось 63 единицы и 124 единицы находились в резерве. В Англии, их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.

В современных условиях, корабли аналогичные СКР предназначены главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы.

С учётом опыта 2-й мировой войны и послевоенного развития ракетного оружия, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - воздушным средствам нападения: самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам.

Статистически, современные сторожевые корабли (экскортные миноносцы, корветы и фрегаты) имеют водоизмещение до 4 000 тонн, главная энергетическая установка (ГЭУ), развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной, к более мощной газотурбинной установке, скорость 30 - 35 узлов, вооружены противокорабельными и зенитными ракетными комплексами, артиллерийскими установками , аппаратурой поиска подводных лодок и противолодочным оружием , радиоэлектронными комплексами наблюдения, связи, навигации и управления оружием.

По состоянию на год, система классификации боевых кораблей ВМФ Российской Федерации предполагает замену советского классификационного термина «Сторожевой корабль» на термин «Корвет».

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сторожевой (сторожевой корабль)
  • Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард»

Смотреть что такое "Сторожевой корабль" в других словарях:

    СТОРОЖЕВОЙ (корабль) - «СТОРОЖЕВОЙ», противолодочный корабль ВМФ СССР, на котором в 1975 году произошло антисоветское выступление капитана 3 го ранга В. М Саблина. 8 ноября 1975 в годовщину Октябрьской революции «Сторожевой», стоявший на рейде в рижском порту,… … Энциклопедический словарь

    Сторожевой корабль - боевой корабль, предназначенный для несения дозорной службы, охранения кораблей (судов) от атак подводных лодок, надводных кораблей, катеров и авиации противника на переходе морем в прибрежных районах и на открытых рейдах. Один из наиболее… … Морской словарь

    Сторожевой корабль - (СКР) надводный боевой корабль, предназначенный для охранения крупных кораблей и транспортов от атак подводных лодок, самолётов и катеров на переходе в море и при стоянках на открытых рейдах, несения дозорной службы на подходах к своему… … Большая советская энциклопедия

    СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ - боевой корабль для несения дозорной службы, охранения кораблей и судов от атак подводных лодок, торпедных катеров и самолётов противника. Водоизмещение 1,5 2 тыс.т. Вооружение: орудия калибра 76 127 мм, торпедные аппараты, реактивные бомбомётные… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Сторожевой (корабль) - … Википедия

    Сторожевой (сторожевой корабль) - «Сторожевой» Служба … Википедия

Судно, относящееся к классу надводных кораблей, созданных для несения сторожевой патрульной службы, охраны пассажирских и транспортных судов, отражения атак подводных лодок, торпедных кораблей и самолетов противника, как в открытом море, так и на постоянной стоянке. Сторожевой корабль также может нести дозорную службу вблизи военных баз, охранять границу государства, порты и подходы к ним.

Впервые необходимость в строительстве сторожевых кораблей возникла в Первую мировую войну, после введения в состав флота многих государств мира подводных лодок. Именно для поиска последних судостроителями и был разработан особый класс кораблей, способных оказать эффективное сопротивление субмаринам противника. Естественно, что с этой задачей не менее эффективно справлялись линкоры и эсминцы, но постройка и оснащение их ради единственной цели – охраны моря от действия подводного флота была крайне невыгодна, потому было решено строить более легкие суда, исключительно для охранных целей.

Сторожевой корабль «Громкий»

Первые сторожевые корабли появились в английском флоте, так как именно Великобритания впервые столкнулась с необходимостью организации систематического отпора подводным лодкам противника, наносящим ощутимый урон по репутации лучшего флота в мире.

Первый патрульный сторожевой английский корабль назывался «Пи-ботс», на носу у него был установлен железный таран, при помощи которого можно было без труда уничтожить подводную лодку противника, в то время еще не умевшую погружаться на большую глубину. Водоизмещение первого сторожевого корабля составляло всего 573 тонны, при этом он мог развивать скорость в 22 узла в час. На вооружении корабля имелось всего одно 100-миллиметровое орудие, два небольших оружия, две торпедные трубы, а также глубинные бомбы.

Желая не отстать от англичан, американцы поспешили выстроить для нужд своего флота сразу 60 подобных кораблей типа «Игл». Официально наименование сторожевого, корабль ни во флоте Великобритании, ни во флоте США не получил, и только в годы Первой мировой войны в России появился класс настоящих сторожевых кораблей.


Первый патрульный сторожевой английский корабль «Пи-ботс»

Первый сторожевой корабль в России был выстроен между 1914 и 1916 годом, причислили новое судно к типу, водоизмещение его равнялось всего 400 тоннам, а скорость он был способен развить до 15 узлов в час, что было несколько больше той скорости, на которую была способна подводная лодка в надводном положении. Не заходя в порт, российский сторожевой корабль был способен пройти не менее 700 морских миль. На вооружении «Коршунов» стояли 102-миллиметровые орудия, зенитные автоматы и даже глубинные бомбы.

Церемония официального принятия сторожевого корабля в состав российского флота была проведена в октябре 1917 года, всего за несколько дней до начала Революции, оказавшей на включение кораблей данного типа в состав морских эскадрилий непосредственное, в некоторой степени, отрицательное влияние. Первые 12 кораблей сторожевого назначения во флот так и не вошли, оставшись недостроенными.

В последующие годы сторожевые корабли появились также и в итальянском флоте, кроме того, англичане провели некоторые усовершенствования в своем собственном судостроении и выдали миру новый тип сторожевого судна, квалифицированного, как «Спей».

Боевое назначение и у английского «Спейя», и у американского «Игла», и у русского «Коршуна», и у итальянского «Александра» было одинаковым, корабли этих типов предназначались исключительно для несения патрульной службы, своевременного обнаружения противника и предупреждения тяжелых боевых кораблей, тем не менее, классификация у них была в каждом государстве своей собственной. Так, в Великобритании сторожевым кораблем считался также и фрегат, корвет и эскадренный миноносец. Постепенно корабли квалифицированные как корветы , фрегаты и эскадренные миноносцы появились во флотах всех государств мира, но в России они и по наши дни именуются никак иначе, как «сторожевой корабль».


Первый российский сторожевой корабль «Коршун»

В советской России первый сторожевой корабль появился в 1931 году, относился он к типу «Ураган» и предназначался для выполнения разведывательной и охранительной службы границ Советского Союза на Балтике и Черном море. Кроме того данный тип кораблей мог надежно защитить конвой от нападения подводных лодок и самолетов противника, также сторожевой корабль можно было применять как скоростной тральщик. В предвоенное время было выстроено всего 18 описанных выше кораблей, а примерно за 5-6 лет до войны были введены подклассы сторожевиков – корабли были поделены на малые и большие сторожевые.

К малым сторожевым кораблям относили суда типа «Рубин» несколько меньшего размера в сравнении с «Ураганом», предназначавшиеся исключительно для противолодочной обороны и имевшие собственную дизельную энергетическую установку, позволявшую кораблю развить скорость до 15 узлов в час.

Несколько позже»Рубины» и «Ураганы» были заменены однотипным «Бриллиантом» - сторожевым кораблем, способным развить скорость свыше 17 узлов в час. В 1935 году на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанской эскадры были выстроены сторожевые суда типа «Киров», способные идти на скорости более чем 18 узлов в час. Строились сторожевые корабли этого типа в Италии, имели водоизмещение свыше 1000 тонн и дальность хода 6 тысяч морских миль.

Для нужд Арктики в 1937 году был сконструирован сторожевой корабль типа «Пурга», его быстроходные и боевые качества были по достоинству оценены моряками в годы ВОВ.

На данный момент во всех странах мира по-прежнему принято делить сторожевые корабли на эскадренные миноносцы, фрегаты и корветы, исключением как всегда считается Россия, где подобная классификация не прижилась. Современный русский сторожевой корабль имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн, скорость хода в 35 узлов в час, вооружен зенитными и противокорабельными установками, мощным артиллерийским оборудованием, средствами для поиска подводных лодок, а также средствами по их уничтожению.