Шпиль петропавловской крепости. Ангел петропавловской крепости По чьему проекту была установлена фигура ангела

Петропавловский собор - одно из самых «открыточных» мест Петербурга, узнать его можно по одному лишь силуэту. Это центр сердца города - одноименной крепости, от которой Северная столица отсчитывает свою историю. Одновременно с этим собор - самая высокая постройка в центре города.

В истории его постройки вообще много всего «самого»..

Самый первый собор Петербурга

Собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в том виде, в каком мы его сегодня знаем, заложили 30 мая 1712 года. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини заняло 20 лет и продлилось до 1732 года.

Каменный собор построили через несколько лет над деревянным. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако свою историю храм ведет от момента основания города - деревянный собор появился в крепости на Заячьем острове еще в 1703 году. Грандиозный размах Петра требовал монументальных масштабов - собор должен был превзойти по размерам Меншикову башню и колокольню Ивана Великого в Москве.

Деревянный храм простоял в крепости меньше десяти лет, после чего вокруг него была сооружена основательная каменная постройка (деревянных храм оставался какое-то время внутри каменного). С учетом этой преемственности Петропавловский собор можно считать самым старым храмом Петербурга.

Самая высокая постройка в центре

Как известно, петербуржцы очень дорожат «небесной линией города» - горизонтальной перспективой, которая позволяет окинуть взором половину Северной столицы из любой точки в центре города. При этом в панораму не вмешивается ни один небоскреб или слишком высокий бизнес-центр. Для сохранения этой линии был внедрен так называемый высотный регламент, который действует по принципу «чем ближе к центру - тем ниже здания».

На окраине можно встретить и трехсотметровые постройки, но в радиусе нескольких километров от Невского проспекта регламент действует строго, поэтому шпиль Петропавловского собора так хорошо виден издалека.

Высота каменного здания в 1720 году составляла 112 метров и оказалась на 32 метра выше колокольни Ивана Великого в Москве. Однако знаменитый шпиль увенчал храм только через 13 лет, уже после смерти Петра I. Сегодня высота здания вместе со шпилем составляет 122,5 метра.

Самая большая царская усыпальница

Все, кто хотя бы раз заходил внутрь собора, несомненно, помнят ряды величественных надгробий членов императорской семьи.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится царской усыпальницей. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софья-Шарлотта-Кристина, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

Здесь же покоится и сам основатель собора Петр I. В 1908 году, когда внутри собора для надгробий не осталось места, рядом с храмом построили новую усыпальницу и связали с ним коридором. Здесь было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести восемь захоронений из правого нефа собора и похоронить пятерых преставившихся великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов. После революции 1917 года собор надолго прекратил выполнять свои ритуальные функции. В 1992 году здесь похоронили члена дома Романовых Владимира Кирилловича. Последней здесь похоронили супругу императора Александра III Марию Федоровну - в 2006 году ее останки были перевезены в Петропавловский собор из Дании.

В соборе сегодня покоятся 48 членов царской семьи. Еще 17 захоронений расположены в Великокняжеской усыпальнице.

Самый большой ангел

Ангел на шпиле Петропавловского собора по праву может конкурировать с корабликом на шпиле Адмиралтейства по своей туристической популярности.

Шпиль появился на крыше собора только в 1733 году, а украсить колокольню фигурой ангела Доменико Трезини предлагал еще за 11 лет до этого. Архитектор создал чертеж, а фигуру создавали обычный крестьянин и серебряных дел мастер. Правда, их работа Трезини не устроила, и ангела переделали приглашенные европейские мастера. Они совместили его с флюгером: фигура ангела держалась двумя руками за ось и была снабжена поворотными механизмами. Флюгер был действующим и по размеру был гораздо меньше нынешнего ангела.

Глядя с земли, сложно поверить, что рост ангела - более трех метров. Фото: Commons.wikimedia.org

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При Петре III ангела восстановили по первоначальным чертежам.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Тогда он поменял положение и перестал быть флюгером, хотя при порывах ветра до сих пор может немного вращаться. В последний раз ангела уже вместе со шпилем заменили в 1858 году.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Самый сложный в восстановлении иконостас

Иконостас Петропавловского собора, своеобразный памятник победе России в Северной войне, выполнен в виде триумфальных ворот. По сложности композиции он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.

Иконостас Петропавловского собора реставрировали более 25 лет. Фото: Санкт-Петербургская Митрополия РПЦ

Иконостас был создан по указу императора Петра I. Он выполнен из дуба, липы и хвойных пород дерева. Слева и справа от Царских врат расположены позолоченные фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Высота позолоченного иконостаса - почти 20 метров. Изготовили его в 1722-1726 годах в Москве по чертежу Доменико Трезини. В его состав вошли 43 иконы и объемная скульптура.

За почти 300-летнюю историю иконостас трижды ремонтировался. Большая реставрация планировалась на 1987 год. Были восстановлены иконы, но на скульптуры и орнаменты не хватило денег. В 2011 году реставрация возобновилась благодаря помощи благотворителей и средствам из федерального бюджета. В общей сложности работа над реставрацией иконостаса велась 25 лет и была закончена только несколько лет назад.

Ангел, расположенный на шпиле Петропавловского собора, давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. Правда, фигура, знакомая всем жителям города, – уже четвертая в истории Петербурга.


Первый ангел (который словно парил над землей) появился еще в 1724 году, его создателем стал архитектор Петропавловской крепости Доменико Трезини. 30 апреля 1756 года в деревянный шпиль собора ударила сильная молния, вместе с ним «погиб» и ангел. Новый шпиль был воздвигнут в 1774 году, но и он возвышался над городом недолго – спустя три года крылья ангела были оторваны ветром огромной силы.
Было принято решение отказаться от идеи «летящего» ангела, поэтому установленная в 1778 году фигура, уже третья, была прикреплена к основанию креста, но при этом она была способна вращаться вокруг оси, подобно флюгеру. Этот ангел парил над Петербургом почти семьдесят лет, но в 1857 году было решено вместо деревянного шпиля установить металлическую конструкцию. Под руководством инженера Журавского был изготовлен позолоченный шпиль, увенчанный фигурой ангела высотой 3,2 метра и с размахом крыльев почти 4 метра, который словно благословляет город и сегодня.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О Советском Союзе говорят как о стране, накрытой сетью тотального контроля. Но в сети были и прорехи. Например, в диапазоне средних волн, где, невзирая на запреты, начиная с середины 1960-х годов в разных областях страны кроме государственных радиостанций можно было слышать голоса нелегальных радиопередатчиков. Их владельцы называли себя свободными операторами, каждый выходил в эфир под своим позывным. О том, как это было, рассказывает один из них - «Риголетто» из Ташкента, тогда шестнадцатилетний подросток, а сегодня московский журналист Александр Попов.

В 2018 году Эстонская Республика отпраздновала 100-летие с момента обретения независимости. Скептические мнения со стороны историков, которые указывают на долгое нахождение Эстонии в составе СССР, не помешали официальному Таллину провести множество мероприятий, приуроченных к этой круглой дате. Особым пунктом стало увековечивание памяти Ивана Поски, благодаря которому Эстония в 1920 году обрела свои современные границы.

Нередко бывает так, что имена и прозвища, равно как и названия, присваиваются нами чему бы то ни было весьма произвольно. Пример с Америкой, названной в честь Америго Веспуччи, а не в честь её первооткрывателя Колумба, стал хрестоматийным. Но, оказывается, и в военном деле подобных странностей тоже немало. Весьма показательна в этом плане история гранаты «лимонки», ставшей в XX веке исключительно популярным оружием.

Мы помним об автопробегах как об ударном оружии «по бездорожью и разгильдяйству» благодаря легендарному роману «Золотой телёнок». Но старт автопробегам в Советском Союзе был дан задолго до выхода в свет романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они начались практически сразу после появления на планете автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Первым, кто пытался «ударить автопробегом» в СССР, был… потомственный аристократ, министр путей сообщения в правительстве Николая II князь Михаил Иванович Хилков.

С юности Адольф Шлагинтвейт увлекался таинственным Востоком, его манящими загадочными культурами, мечтал о дальних странствиях. Но вряд ли он подозревал, чем закончится это его увлечение…

Даже человеку, лишь поверхностно знакомому с древнерусской историей, известно имя княгини Ольги - первой правительницы Руси, принявшей христианство. Да, личность запоминающаяся. Как она отомстила древлянам за смерть Игоря, своего мужа! Целый город сожгла, не пожалела Искоростеня. А потом ещё и с послами древлян расправилась. Да так жестоко, что невольно закрадываются сомнения: неужели так могла поступить будущая христианка?

Вопреки официальному мифу, Макаренко никогда не был членом партии и умер беспартийным. Произошло это в 1939 году, в поезде, по дороге в Москву. На вокзале его ждали чекисты. Ждали, чтобы арестовать. Знал ли об этом Антон Семёнович - неизвестно. Он прилёг на скамейку, почувствовав себя нехорошо, и до прихода врача скончался. После вскрытия тела оказалось, что сердце его, как яблоко, разорвано на две половинки…

В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.

Очередная виртуальная прогулка Littleone посвящена крылатым покровителям Санкт-Петербурга — ангелам.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Изначально облик этого самого известного символа Петербурга был иным. Первый ангел-хранитель был выполнен мастером Харманом ван Бо́лосом 1720-х годах по эскизу Доменико Трезини. Тогда он действительно парил над городом, «держась» руками за деревянную ось креста и играя роль флюгера. Но в 1756 году в шпиль ударила молния, и ангел сгорел. С тех пор его фигура страдала от различных стихий не единожды и глобально переделывалась еще три раза.
Сегодня 122,5-метровый шпиль собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла украшает четвертая версия флюгера «Ангел», созданная во время замены деревянной конструкции на металлическую. Она была выполнена по проекту скульптора Роберта Карловича Залемана и заняла свое законное место в ноябре 1859 года.

Где искать: Петропавловская крепость, д. 1.
Интересный факт. Согласно легенде, Петр I хотел поставить на самой высокой точке города именно ангела, чтобы он охранял Петербург от всевозможных бед и напастей. Его пожелание было исполнено в конце 1724 года, однако окончания строительства всего собора Петру так и не довелось увидеть — он умер через три месяца после установки ангела на шпиль Петропавловского собора.

Ангел на вершине Александровской колонны

Еще одна всем известная архитектурная доминанта Петербурга украшена статуей ангела, который левой рукой держит четырехконечный крест, а правую — возносит к небу. Голова фигуры наклонена, а взор ее устремлен на землю. Автор этого петербургского ангела не Огюст Монеферран, как многие ошибочно предполагают, а скульптор Борис Орловский. Александровская колонна — это один из первых российских монументов, посвященных победе над Наполеоном. Она была воздвигнута в 1834 году. Согласно легенде, Орловский придал лицу этой бронзовой фигуры черты царя Александра I. Менее популярная версия гласит, что ангел на вершине Александрийского столпа — скульптурная копия поэтессы Елизаветы Кульман.

Где искать: Дворцовая площадь.
Интересный факт. С Александровской колонной и фигурой ангела, венчающей ее, связано много мифов. Например, во времена Перестройки в СМИ серьезно обсуждали новость, что в годы советской власти ангела собирались заменить на бюст В.И. Ленина или И.В. Сталина.

Гении на барельефах Адмиралтейства

То здание Главного Адмиралтейства, что сохранилось до наших дней, было возведено в Петербурге в 1806-1823 годах под руководством архитектора Андреяна Захарова. Он украсил свое детище статуями и барельефами на военно-морскую тему. Помимо Петра I, Нептуна, богини Паллады, Фемиды и других здесь на стенах можно увидеть и трубящих ангелов, а точнее «Гениев Славы, венчающих науки» (фронтон западного фасада), «Гениев Славы, венчающих военные подвиги» (фронтон восточного фасада) и «Слав, трубящих победу» (над аркой). Барельефы вылепил Иван Иванович Теребенев.


Автор: Andrew Butko

Где искать : Адмиралтейский проезд, д. 1.
Интересный факт. Иван Теребенев приобрел большую известность не как скульптор, а как автор гравированных карикатур, связанных с вторжением Наполеона в Россию, высмеивавших императора Наполеона и его армию.

Ангел на крыше Петеркирхе (Немецкой евангелическо-лютеранская общины святой Анны и святого Петра)

Здание этой лютеранской кирхи (одной из старейших в Петербурге) было построено в 1833-1838 годах по проекту Александра Брюллова. Об ангеле, держащем крест, на ее крыше известно немного. В частности то, что он был создан немецким скульптором Иосифом Германом (он же выполнил 24 фигуры ангелов, установленных на балюстраде главного купола Исаакиевского собора). В июне 1993 года, спустя более 45 лет с момента закрытия, церковь была передана петербургской евангелическо-лютеранской общине и объявлена кафедральным собором. К счастью, снаружи здание кирхи сохранилось лучше, чем ее внутреннее убранство. Поэтому после реставрации фасада удалось восстановить и знаменитую фигуру ангела над входом.

Где искать: Невский пр., д. 22-24.
Интересный факт . Кирха была закрыта в конце 1937 года и в 1958-59 годах перестроена под бассейн.

Ангелы Исаакиевского собора

Собор преподобного Исаакия Далматского, таково официальное название самого крупного православного храма Петербурга, по замыслу Огюста Монферрана украшают 33 бронзовые фигуры ангелов. Они были созданы в 1839 году двумя скульпторами: итальянцем Джованни (Иваном Петровичем) Витали и немцем Иосифом Германом. Две дюжины расположены на балюстраде главного купола, на высоте 60 метров, подчеркивая, по задумке авторов собора, своими силуэтами стремление всего здания ввысь. Еще восемь коленопреклоненных ангелов держат светильники на углах аттика, и один крылатый небожитель выглядывает из-за плеча апостола Матвея.


Где искать: Исаакиевская пл., д. 4.
Интересный факт. С 2006 по 2011 год все ангелы Исаакиевского собора были отреставрированы. На то, чтобы вылечить их от «бронзовой болезни», было потрачено более 300 миллионов рублей.

Крылатый гений перед зданием Двенадцати коллегий

Памятник Универсанту на Менделеевской линии был открыт 26 февраля 2007 года в честь 283-летия Санкт-Петербургского государственного университета. Многие ошибочно называют памятник «ангелом», но в действительности это летящий крылатый Гений с факелом знаний и лавровым венком. Данная фигура, опирающаяся на бронзовую колонну, символизирует собой неудержимый полет мысли и гения человечества. Идея памятника принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ», а воплотил ее в жизнь скульптор Михаил Белов.


Где искать: В.О., Менделеевская линия, д. 2.
Интересный факт. Буквально с первого дня установки памятника зародилась традиция трогать «Гения» за пятки — на удачу и счастье.

«Петербургский ангел» в Измайловском саду

Этот маленький и очень трогательный памятник появился в Петербурге совсем недавно — в 2012 году. Его не так-то легко найти — он примостился на одной из скамеек Измайловского сада. И выглядит он скорее как интеллигентный старичок в поношенном пальто, смешной шляпе, с книжкой и зонтиком в руках. «Выдают» ангела лишь его крылья. Автор этой бронзовой скульптуры — петербургский художник Роман Шустров. Работа посвящена тем пожилым ленинградцам, кто пережил войну, блокаду, голод, репрессии и другие трудности, однако сохранили в себе интерес к жизни и любовь к людям!

Где искать: Измайловский сад, наб. р. Фонтанки, д. 114-116 а.
Интересный факт. С этим ангелом уже связана одна петербургская традиция. Пришедшие оставляют у него на коленях монетки как напоминание о принципах милосердия, на которых должен зиждиться этот мир.

Памятник разрушенным церквям «Три ангела»

Еще один современный памятник Петербурга. Он был создан скульптором Борисом Сергеевым и установлен в 2005 году. Три каменных головы ангелов с крыльями на высоких гранитных постаментах установлены на пересечении улиц Правды и Социалистической в память о церквях, ранее находившихся поблизости с этим местом —Иоанна Предтечи, Св. Александра Невского при училище Синода и Преображения Господня.

Где искать: ул. Правды, д. 14.
Интересный факт
. Эти ангелы являются частью Парка современной скульптуры Санкт-Петербурга, который располагается на улице Правды с 2005 года и объединяет еще несколько скульптур, созданных разными авторам.

Гений на фасаде бывшего Дома Товарищества по устройству жилищ Петровского Коммерческого училища
Это пятиэтажное здание, построенное на Малом проспекта Петроградской стороны в 1907-1908 годах для Товарищества по устройству жилищ Коммерческого училища, известно не иначе, как «дом с ангелом». И не удивительно! Ведь центральной фигурой декора его фасада является Гений славы в образе красивой юной девы, стоящей на шаре и держащей в руках гирлянду из лавровых листьев. Кстати, исследователи выяснили, что первый вариант этого барельефа несколько отличался от того, что дошел до нашего времени: Гений славы был изображен без шара, но с лентой, на которой было написано латинское слово «Pax» (мир). Архитектором здания стал Александр Игнатьевич Владовский.

Где искать: Малый пр., П.С., д. 32.
Интересный факт. Этот дом не пострадал во время Великой Отечественной войны. Многие считали, что это результат заступничества ангела на фасаде.

Ангел на крыше Генерального консульства Литвы в Санкт-Петербурге

Это, пожалуй, самый необычный ангел Санкт-Петербурга. Озорной белый мальчишка с черными пятками «залетел» в город в 2007 году. Он символизирует собой приглашение Санкт-Петербурга в гости в Вильнюс. Автор скульптуры — Вайдас Рамошка. Говорят, что он придал лицу ангела черты лица вполне реального ребенка. А еще создал его специально для питерской погоды сидящим, свесив ноги вниз — чтоб его не сдуло ветрами и не смыло дождями Северной столицы России.


Где искать: ул. Рылеева, д. 37.
Интересный факт. Говорят, что если долго смотреть на этого ангела, то можно заметить, как он тебе подмигивает — это к добрым новостям!

Подготовила Татьяна Маслова
Фото: Святослав Буньков

2002-10-09T19:45+0400

2008-06-05T16:15+0400

https://сайт/20021009/240160.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

В декабре на шпиль Петропавловского собора Петербурга вернется ангел

По его словам, ангел полностью очищен и подготовлен к позолоте. В ближайшее время реставраторы начнут сборку фигуры ангела. Затем на специальном стенде проверят работу поворотного механизма, с помощью которого флюгер будет вращаться на шпиле собора. Следующим этапом будет покрытие всей композиции /ангел, крест и постамент/ сусальным золотом. На позолоту флюгера весом примерно 500 кг уйдет около 400 граммов драгоценного металла. После того, как ангел будет покрыт золотом, реставраторы установят его на шпиле Петропавловского собора. Александр Борхварт подчеркнул, что реставраторам предоставлен уникальный шанс провести монтаж ангела максимально надежно: в строительные леса одет весь собор Петра и Павла, и добраться к месту установки флюгера можно без помощи вертолета. Во время последней реставрации ангела в 1995 году работы велись в очень сложных условиях, поскольку леса были установлены только на самом верху шпиля. Петропавловский собор был построен в 1712-1733 годах по проекту...

С.-ПЕТЕРБУРГ, 9 октября. /Корр. РИА "Новости" Татьяна Яковлева/. В декабре на шпиль Петропавловского собора Санкт-Петербурга вернется флюгер в виде ангела - один из символов Северной столицы.

Об этом в среду корреспонденту РИА "Новости" рассказал Александр Борхварт - главный специалист реставрационной компании "Акме Дек" /генерального подрядчика реставрации большинства объектов Петропавловской крепости/. По его словам, ангел полностью очищен и подготовлен к позолоте. В ближайшее время реставраторы начнут сборку фигуры ангела. Затем на специальном стенде проверят работу поворотного механизма, с помощью которого флюгер будет вращаться на шпиле собора.

Следующим этапом будет покрытие всей композиции /ангел, крест и постамент/ сусальным золотом. На позолоту флюгера весом примерно 500 кг уйдет около 400 граммов драгоценного металла.

После того, как ангел будет покрыт золотом, реставраторы установят его на шпиле Петропавловского собора. Александр Борхварт подчеркнул, что реставраторам предоставлен уникальный шанс провести монтаж ангела максимально надежно: в строительные леса одет весь собор Петра и Павла, и добраться к месту установки флюгера можно без помощи вертолета.

Во время последней реставрации ангела в 1995 году работы велись в очень сложных условиях, поскольку леса были установлены только на самом верху шпиля.

Петропавловский собор был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Увенчанная золотым шпилем колокольня с фигурой ангела и по сей день остается самым высоким архитектурным сооружением Петербурга - 122,5 метра.

Ныне существующая фигура ангела - это четвертый вариант флюгера на шпиле собора. Первый ангел, созданный по проекту Доменико Трезини, погиб при пожаре. Новая фигура ангела работы скульптора Форшмана простояла на шпиле всего три года, после чего была сильно повреждена ураганом.

Во избежание подобных случаев, было решено сделать флюгер меньше размером, проект его создал архитектор Антонио Ринальди. Уже в 19-м веке, в 1858 году, когда деревянный шпиль собора был заменен на металлический, его увенчала новая фигура ангела - точная копия работы Ринальди.