Сфера обслуживания. Презентация по географии «Связь

Сегодня на уроке мы будем рассматривать связь и сферу обслуживания: состав и уровень развития.

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

(Ответы учащихся: Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой различных почтовых отправлений писем, посылок и т. д.).

Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”.

По уровню ее развития Россия не уступает развитым странам Европы (Франции, Швеции, Германии). На каждые 10 тыс. жителей приходится 3 предприятия связи.

Электрическая связь включает телефонную, видеотелефонную , телеграфную и космическую, радио- и телевизионное вещание, электронную почту. Этот вид связи в России развит недостаточно. Например, по числу абонентов мобильной связи Россия не уступает развитым странам мира (табл. 38). Но обеспеченность стационарными телефонами недостаточна.

Значительны различия в обеспеченности населения стационарными телефонами в разных районах России. Лучше всего телефонизированы города и села Центральной России: 28 телефонных аппаратов на 100 семей. Самые низкие показатели в Восточной Сибири - 18 аппаратов на 100 семей. Среди регионов России наиболее высок уровень телефонизации в Москве. Здесь практически каждая семья имеет стационарный телефон. Наименее телефонизированы Дагестан и Ингушетия, где телефоном обладает лишь каждая десятая семья.

Число пользователей мобильной связью и мировой компьютерной сетью Интернет в стране быстро растет. Количество пользователей мобильной сотовой связи превзошло число жителей страны и продолжает увеличиваться. Интернетом пользуется каждый шестой россиянин. Лидер в этой области - Москва.

Сфера обслуживания оказывает услуги населению.

Состоит из следующих отраслей:

· ЖКХ

· Услуги по социальному обеспечению населения

· Торговля и общественное питание

· Бытовое обслуживание

· Культура

· Образование

· Медицина

· Кредитно-финансовое обслуживание

· Государственное управление

· Рекреационное хозяйство

Распределите примеры по отраслям:

Удаление мусора, магазин, театр, банк, школа, санаторий, почта, дом престарелых, ремонт жилья, детский дом, рынок, парикмахерская, баня, телефон, библиотека, детский сад, больница, аптека, страховая компания.

Познакомимся с ЖКХ и рекреационным хозяйством

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство. Обеспеченность жильем и качество жилья в стране низкая (30% граждан не имеют жилья)

На 1 человека должно приходится 18 квадратных метров

Рекреационное хозяйство

Главная задача – обеспечение отдыха людей.

Восстановление здоровья, отдых происходит в специальных учреждениях, домах отдыха, пансионатах, турбазах

Требования, предъявляемые к рекреационному району:

  • Рельеф (плоский, холмистый, горный);
  • Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С;
  • Наличие водных объектов (рек и озёр);
  • Исторические и культурные памятники;
  • Минеральные воды и лечебные грязи;
  • Теплое море;
  • Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

Рис.69. Рекреация в России.

Скопление учреждений в городе – город-курорт

Какие города-курорты вы знаете?

Факторы образования рекреационных районов:

· На основе природных условий и ресурсов

· Вокруг крупных городов

· Историко-культурные объекты

местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города).

Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают

промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно

связано с транспортными потоками.

4. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти

колебания могут быть суточными (утренний и вечерний часыпик на транспорте), недельными

(нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для

учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в

курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать

удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени

"пиковые" мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы

обслуживания.

5. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с

точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации

минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению

себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей.

Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в

противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

6. Выделяются услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их

предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и

внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными.

Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить.

Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается

вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более

оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка

(территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к

ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства

могут вносить нарушения в эту зависимость.

7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее

территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной

(временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания -учреждения

обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры

обслуживания -пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из

других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся

услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В

городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для

каждого уровня формируется свой наборучреждений сферы обслуживания.

В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до

100-150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4-6 тыс.

чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное -

близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5-10 мин) при минимальном

Разделы: География

Задачи:

  • Сформировать представление о видах связи и.
  • Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России.
  • Развивать умение работать с текстом; готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.
  • Воспитывать трудолюбие и толерантность.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель дидактическая: создать условия для усвоения учебного материала средствами технологии ИОСО.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма урока: лекционное занятие.

Дидактическое обеспечение: Физическая карта России, политико-административная, карта Красноярского края, книги, фотографии.

На доске написан план урока.

1. Виды связи:

а) почтовая;

б) электрическая.

2. Уровень развития.

3. Сфера обслуживания:

а) состав сферы услуг

б) жилищно-коммунальное хозяйство.

4. Рекреационное хозяйство:

а) требования к рекреационному району;

б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.

Ход урока

I. Психологический момент - 2мин.

Обращение к ребятам:

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Ведь для меня награда!”

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

У меня бодрое настроение и поэтому объявляю, что эпиграфом к теме урока являются слова из песни “Позвони мне, позвони”.

Прежде, чем перейдём к теме урока? давайте повторим номенклатуру, связанную с темой урока.

II. Фронтальная беседа с классом – 3 мин.

  1. Что называется инфраструктурным комплексом?
  2. Что объединяет инфраструктурный комплекс?
  3. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
  4. В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса?
  5. К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?

III. Изучение нового материала - 15 мин.

Учитель излагает материал по плану урока, написанного на доске, используя схематизацию, таблицу и дополнительный материал.

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

Дополнительный материал: Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”.

Какие виды электрической связи вы знаете? Охарактеризуйте одну из них.

Дополнительный материал: “ В Красноярске первых два телефонных аппарата установлены в Госбанке для внутренней телефонной связи в 1861г. Первая городская телефонная правительственная станция в Красноярске емкостью 50 номеров принята в эксплуатацию 15.12.1897г., размещалась в доме Смирнова и Зейделя. В 1953г. сдана в эксплуатацию телефонная станция “Сименс” на 3000 номеров”.

Сфера услуг состоит из следующих отраслей:

  • Жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Услуги по социальному обеспечению населения.
  • Торговля и общественное питание.
  • Бытовое обслуживание.
  • Услуги связи.
  • Культурное обслуживание.
  • Общественное обслуживание и воспитание детей.
  • Кредитно-финансовое обслуживание.
  • Рекреационное обслуживание.
  • Медицинское обслуживание.
  • Пассажирский транспорт.

Задание: Распределить примеры по отраслям - удаление мусора, магазины, театры, банки, школы, санатории, почта, дома престарелых, ремонт жилья, детские дома, рынки, парикмахерские, бани, телефон, библиотеки, детские сады, страховые компании, дома отдыха, больницы, аптеки.

Рекреационное хозяйство. Главная задача – обеспечение отдыха людей.

Требования, предъявляемые к рекреационному району:

  • Рельеф (плоский, холмистый, горный);
  • Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С;
  • Наличие водных объектов (рек и озёр);
  • Исторические и культурные памятники;
  • Минеральные воды и лечебные грязи;
  • Теплое море;
  • Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

Факторы образования рекреационных районов:

  • На основе природных условий и ресурсов;
  • Вокруг крупных городов;
  • Историко-культурные объекты.

Учителем и учащимися даётся информация о рекреационных ресурсах края.

IV. Работа в группах - 10 мин.

1-я группа: Что является важным этапом на пути интеграции России в мировую систему?

2-я группа: Почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира?

3-я группа: Что включают в себя рекреационные районы? Специализация районов.

4-я группа: Перечислить виды электрической связи. Как они развиты?

5-я группа: Какова роль почтовой связи и уровень её развития?

Домашнее задание: подготовить сообщения о местных рекреационных ресурсах.

V. Работа по ИОПам - 10мин.

Нормативный уровень (на “3”).

  1. Назовите и покажите на карте наиболее развитые районы отдыха, туризма и санаторного лечения на территории России.
  2. Перечислить, почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира.

Компетентный уровень (на “4”).

  1. Что такое рекреационный район?
  2. Какие условия необходимы для его создания?
  3. Охарактеризуйте предпосылки развития зон отдыха и туризма в крае и районе.

Творческий уровень (на “5”).

  1. Зад.№1,№2 на стр.,197.
  2. Составьте и опишите маршрут туристической поездки для любителей одного из видов туризма.

VI. Рефлексия урока - 3мин.

  • Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
  • На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
  • Какое ощущение у вас в конце урока?

VII. Подведение урока - 2мин.

Но время бег не замедляет:
Урок так быстро пролетел,
Я всё о связях вам сказала -
Усвоить каждый всё сумел.

Тема урока: Сфера услуг 19.02.2014г. 8 класс

Домашнее задание на урок 43: 1) изучить § 42; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 3-11 (если на предыдущем уроке учащиеся отдали предпочтение анкетированию, то задание 11 можно не выполнять); 3) выполнить задания 35 на с. 58; 56 и 57 на с. 62 тренажера.

Урок 43. Сфера услуг

Цель урока:

- познакомить учащихся с отраслями сферы услуг.

Выявить, что такое услуга, и какие отрасли образуют сферу услуг.
Раскрыть понятие «территориальная организация обслуживания».
Выявить отличия сферы услуг в городе и сельской местности.
Развивать умение проводить простейшие социологические исследования (анкетирование).

Задачи:

Познавательные:

Рассмотреть природные ресурсы морей России;

Раскрыть экологические проблемы морей России;

Изучить по картам моря, проливы, заливы.

Развивающие:

Развивать умение составлять описание географического объекта с опорой на предложенный план;

Продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за свою страну, бережное отношение к природе;

Основное содержание: сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и спроса на различные виды услуг на примере своей местности.

Способы действия учащихся: проанализировать текст § 43, схему «Состав сферы услуг», провести анкетирование по определению степени доступности и спроса на различные виды услуг, дать предложения по улучшению территориальной организации обслуживания.

Ценностный компонент урока: значение сферы услуг для общества и себя лично, проблемы развития непроизводственной сферы.

Проверка домашнего задания:
Проверку домашнего задания учитель осуществляет на основе материала § 42 и заданий тренажера.

1. Повторение ранее изученного.

1 место по грузообороту занимает …

Самый дорогой вид транспорта ….

Наиболее густая трансп.сеть сформирована в РФ на …

Главное преимущество автомобильного транспорта …

Главная ж/д магистраль РФ …

Самые дешевые перевозки …

Погодные условия особенно сильно влияют на работу …

Самый крупный порт на Балтике…

1 место в грузообороте принадлежит портам … бассейна

Судоходство между портами своей страны называется …

Самый большой объем перевозок грузов имеет порт …

Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация…транспорта.

Ход урока:

Учитель приветствует учащихся. Все вместе приветствуют присутствующих гостей.

Ответная реакция детей.

Подвести к теме, заинтересовать (чем?)

Жизнь современного человека невозможно представить без транспорта и телефона, без магазинов, школ, парикмахерских, ремонтных мастерских, театров, музеев – иными словами, без сферы обслуживания. От уровня ее развития зависит уровень нашей жизни. Сфера обслуживания или социальная инфраструктура состоит из множества отраслей, предоставляющих услуги.

Можно привести примеры отраслей хозяйства и попросить распределить, какие относятся к производственной сфере, а какие - нет. В конце урока повторить это задание

Поощрение учителем взаимопомощи.

Адекватность самооценки возможностей и способностей учащимися

3. Закрепление нового материала.

Какие отрасли включает в себя непроизводственная сфера?

Каково значение сферы обслуживания для человека?

Продолжите предложение - "услуга - это..."

Какие виды услуг вы знаете?

Какие отрасли образуют сферу услуг?

Какие рекреационные зоны можно выделить на территории РФ и стран бывшего СССР?

Назовите наиболее популярные зарубежные курорты.

Изучение нового материала:

Три сектора экономики:

Первичный сектор экономики объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся , , , (аграрно-промысловый сектор) и добыча природного сырья (, , металлических руд и т. п.).

Вторичный сектор – и .

Третичный сектор - . Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в , в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят , , , , и т. п.

«Что такое сфера услуг и какие отрасли ее образуют»

Итак, сфера услуг – часть третичного сектора экономики, имеющая все большее значение в современном обществе. Эта сфера либо доводит до потребителя то, что произвели в других отраслях (через торговлю), и обеспечивает их эксплуатацию (с помощью ремонта), либо сама производит услуги для населения (юрист, актер, учитель, врач и др.). То есть, услуги бывают двух видов.

Сравним:

Часовой завод (материальные блага - часы)

Мастерская по ремонту часов (новые материальные блага не производятся, а оказывается услуга по ремонту).

Большая часть товаров поступает к потребителю через сферу обслуживания.

На уроке, посвященном изучению непроизводственной сферы (или сферы услуг), учащиеся прежде всего устанавливают ее состав. В этом им помогает рисунок 75 (с. 203 учебника). Работа с карточками (индивидуально) – привести примеры по каждой отрасли сферы услуг.

Учитель задает вопрос: «Почему в связи с развитием общества возрастает роль непроизводственной сферы?»
Современный человек нуждается в услугах и привык пользоваться сферой услуг в течение всей жизни. Обращая внимание учеников на определение (с. 202 учебника), учитель вводит понятие услуга - деятельность, не создающая новый вещественный продукт, но меняющая качество продукта или предоставляющая некое благо в форме деятельности.

Как вы понимаете это определение? Определение разобрать и записать в тетрадь

Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При их размещении важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие соответствующих природных и социально-экономических ресурсов. Поэтому два крупных рекреационно-курортных района сформировалось в нашей стране на Северном Кавказе - - наиболее благоприятном по природным условиям районе России, располагающем к тому же. большими запасами минеральных вод и другими лечебными факторами. Это район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик).

Однако большую вместимость имеют также рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербрг с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого России - Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).

Следующий вопрос, рассматриваемый на уроке, - «Территориальная организация сферы обслуживания». (Какими услугами вы пользуетесь каждый день? Приведите примеры.). (Какими услугами вы пользуетесь эпизодически? периодически? Приведите примеры.)

Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса.

На с. 204 учебника школьники находят ответ на вопрос, что включает в себя территориальная организация обслуживания.

Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.

Здесь можно с анкетами что-то придумать!!!

На примере медицинского обслуживания учащиеся выявляют особенности территориальной системы обслуживания.

Карта Гугл с подписанными учреждениями Центрального района

Организация обслуживания в городах и сельской местности

Придумать задание (чтобы сами додумались) . Может распечатать планы местности… и дети будут с ними работать
Затем обсуждается вопрос, чем отличается организация обслуживания в городе и сельской местности. Желательно, чтобы учащиеся сами высказались по этому поводу на основе личных наблюдений и опыта.
В завершение урока учащиеся выполняют задания рубрик «Это я могу» и «Это мне интересно» на с. 205 учебника.

Практическая работа

(возможно, с анкетами)

Домашнее задание: 1) изучить § 43; 2) ответить на вопросы 1-4 на с. 205; 3) выполнить задания №14 на с. 52; №37 на с. 58-59; №58 на с. 62 тренажера.

Рекреационное хозяйство

Выделяют районы: 1) на основе природных ресурсов и условий (ЧПК, Кавказские мин.воды, Байкал);

2) вокруг крупных городов (крупная рекреац.зона – Подмосковье);

3) ценных культурно-исторических объектов (Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты С.-Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин).

Рекреационное хозяйство размещается по территории страны крайне неравномерно, большая часть учреждений сосредоточена в Европейской части РФ, в Северо-Кавказском эк. районе, на Среднем Урале. Главной проблемой рекреационного хозяйства является то, что созданная в стране сеть учреждений отдыха и туризма не обеспечивает потребности населения в услугах. Например, спрос на экскурсионные услуги удовлетворяется только на 20 - 30 %, в общем объеме платных услуг вес оздоровительных услуг не превышает 10 %. Актуальным сегодня является и то, что после распада СССР за рубежами РФ остались наиболее благоустроенные курорты Крыма, Закавказья и Прибалтики.

Можно выделить главные особенности сферы обслуживания:

1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении

большинства организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя - или на его место жительства, или на его место работы, или на транспортные потоки между местами жительства и работы. 2. Услуги могут быть нужными всем и всегда (например, услуги жилищно-коммунального хозяйства), многим и всегда (транспорт - для поездок с самыми разнообразными целями), немногим и всегда (школы - для тех семей, где есть дети школьного возраста), немногим и иногда (больницы - людям с плохими состоянием здоровья).

3. Услуги, как правило, можно подразделить на повседневные (необходимые постоянно), периодические (необходимые от одного до нескольких раз в месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой группы особенно важна близость к потребителям - их жилью или работе. Организации, оказывающие услуги, как правило, самые маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками.

4. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть суточными (утренний и вечерний пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени "пиковые" мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы обслуживания.

5. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей. Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

6. Выделяются услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка (территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость.

7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания - учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания - пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой учреждений сферы обслуживания.

В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до 100-150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4-6 тыс. чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное - близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5-10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность - 5-10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное - это качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому соответствующие организации концентрируются обычно в центре города.

9. На селе относительный полный учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Это будет соответствовать микрорайону в городе, но некоторые организации придется дотировать, так число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов.

10. Можно выделить несколько основных показателей развитости сферы обслуживания. В сельской местности особенно большое значение имеют транспорт и сеть дорог, чтобы обеспечить доставку потребителей к центрам обслуживания. Поэтому очень важный показатель - густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетворенность - по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью - долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Среднее душевое потребление может быть относительно высоким, при этом для большинства нуждающихся услуга может быть недоступной по тем или иным причинам. Важный показатель - комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности. Наконец, о значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занятости. Но при этом иногда даже 100% доля сферы обслуживания является свидетельством не ее высокого уровня развития, а показателем неразвитости всех остальных сфер экономики (например, такая ситуация может сложиться в шахтерском городе после закрытия всех шахт).

Урок 43. Связь. Сфера обслуживания

20.08.2014 6225 0

Цели: Сформировать представление о видах связи и уровне ее развития. Пока­зать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России. Развивать умение работать с текстом, статистическим материа­лом, проводить анкетирование.

Оборудование: Физическая и политико-административная карты, буклеты с фо­тографиями городов-курортов, коллекции почтовых марок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Проверить выполнение социокультурного практикума.

2) Заслушивание реферата. Реферат должен иметь теоретический материал и собственное исследование. Сним ученик может также выступить на ежегодной на­учно-практической конференции, которая обычно проходит в школах в марте.

3) Обсудить вопрос рубрики «Моя точка зрения». Какой вид транспорта и про­чему вы выберете, добираясь из вашего населенного пункта в Архангельск, в Астра­хань, во Владивосток? Через какие населенные пункты будет проходить ваш путь?

4) Географический тест:

1. Первое место в России по грузообороту занимает... транспорт.

а) железнодорожный;

б) трубопроводный;


в) автомобильный.

2. Самый дорогой вид транспорта?

а) автомобильный;

б) авиационный;

в) морской.

3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России...

а) на западе;

б) на севере;

в) на востоке.

4. Главное преимущество автомобильного транспорта?

а) это сезонный вид транспорта;

б) он берет много груза;

в) он мобильный;

г) он перевозит основную массу пассажиров.

5. Главная железнодорожная магистраль России...

а) Транссибирская;

б) Байкало-Амурская;

в) Печорская.

6. Самые дешевые перевозки...

а) железнодорожные;

б) автомобильные;

в) морские.

7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу...

а) авиационного транспорта;

б) автомобильного;

в) трубопроводного.

8. Большую долю флота России составляет... флот.

а) ледокольный; б) рыболовный;

в) пассажирский; г) наливной.

9. Самый крупный порт на Балтике...

а) Калининград; б) Выборг;

в) Санкт-Петербург; г) Мурманск.

10. Первое место в грузообороте принадлежит портам...

а) Тихоокеанского бассейна; б) Балтийского бассейна;

в) Северного бассейна; г) Черноморского бассейна.

11. Северный морской путь начинается от порта...

а) Архангельск;

б) Мурманск;

в) Санкт-Петербург.

12. Судоходство между портами своей страны называется... (кабоп

13. Установите соответствие:

Порты Грузы

1. Новороссийск; а) химическое сырье;

2. Дудинка; б) руды, металл;

3. Игарка; в) лес;

4. Мурманск. г) нефть.

14. Самый большой объем перевозок грузов имеет порт...

а) Мурманск; б) Санкт-Петербург;

в) Находка; г) Новороссийск.

15. Основной судоходный речной бассейн России...


а) Волго-Камский;

б) Ангаро-Енисейский;

в) Амурский.

16. Перевозка пассажиров на дальние расстояния - главная специализация...

а) автомобильного транспорта;

б) авиационного транспорта;

в) железнодорожного транспорта.

Ответы: 1 - б; 2 - б; 3 - а; 4 - в; 5 - а; 6 - в; 7-а; 8-6; 9- в; 10-а; 11 - б; 12 - ка­ботаж; 13 - 1-г, 2-6, 3-в, 4-а; 14 - б; 15 - а; 16 - б.

Мы познакомились с вами с отраслями производственной сферы. Сегодня мы изучим состав и отрасли непроизводственной сферы. Непроизводственная сфера обслуживает население (сфера обслуживания) и обеспечивает существование госу­дарства и общества в целом (управление, наука, охрана правопорядка).

Вопрос к классу :

- В чем отличие этих сфер? (Производственная сфера производит товары (ма­териальные блага) или предоставляет услуги, которые обеспечивают про­цесс производства.)

Одна из частей непроизводственной сферы - сфера обслуживания, которая предоставляет услуги населению. Услуга - это труд, который призван удовлетворить потребности заказчика, клиента.

Сфера услуг состоит из следующих отраслей:

1. Жилищно-коммунальное хозяйство

Задача ЖКХ состоит в обслуживании жилых домов, благоустройстве домов и дворов, ремонте жилья, водо- и электроснабжении, лифтов, удалении мусора.

2. Услуги по социальному обеспечению населения

3. Торговля и общественное питание

Объекты, составляющие эту отрасль, - это магазины, столовые, кафе, рынки и пр. Задание : Назовите объекты вашего города или села, которые составляют эту от­расль.

4. Бытовое обслуживание

К предприятиям бытового обслуживания относятся ателье, парикмахерские, ба­ни, часовые мастерские, ателье фотографии и т. п.

5. Услуги связи

Почта, телефон, телеграф и др.

6. Культурное обслуживание

Театры, цирки, дома культуры, библиотеки и др.

Задание : Назовите культурные учреждения вашего района (города)?

7. Общественное обслуживание воспитания и обучения детей Детские сады, школы.

8. Кредитно-финансовое обслуживание Банки, страховые компании.

9. Рекреационное обслуживание

Рекреация - это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. К рекреационным ресурсам относятся санатории, дома отдыха, пансионаты и т. д.

10. Медицинское обслуживание

Больницы, аптеки, поликлиники и т. д.

11. Пассажирский транспорт

Задание : Назовите виды пассажирского транспорта.

Сегодня мы подробнее познакомимся с услугами связи, жилищно-коммунальным хозяйством и рекреационным хозяйством. Заслушаем сообщения:

Вопрос к классу:

- Назовите наиболее популярные зарубежные курорты? (Египет, Канарские острова, Кипр, Греция, Турция и др. страны.)

Обсудите возможности создания рекреационного объекта (объектов) в вашем районе. Какова специализация рекреационного района: туризм, лечение, отдых? Проект создания рекреационного хозяйства может включать возможные варианты активного отдыха (на лыжах, охота, рыбная ловля, сплав по реке).

По уч. А., задания 1-2 рубрики «Представьте, что...». По второму заданию класс можно разделить на группы. Каждая группа готовит рекламу (проспект) своего маршрута.

Домашнее задание

По уч. Д.: §37.

По уч. А.: §39, социокультурный практикум.

Повторить принципы размещения предприятий, входящих в межотраслевые комплексы:

Топливно-энергетический:

1. ТЭС - у топлива;

2. ТЭЦ - у потребителя;

3. ГЭС - с учетом природных условий;

4. АЭС - у потребителя с учетом мер безопасности;

5. Угольная - у сырья;

6. Нефтяная (нефтедобыча, нефтепереработка) - у месторождения (НПЗ - у потребителя);

7. Газовая - у месторождений.

Металлургический комплекс:

1. Заводы полного цикла - у сырья, у топлива, или между ними;

2. Заводы малой металлургии (в крупных городах, центрах машиностроения);

3. Заводы легких цветных металлов (алюминиевые) - у ГЭС - источников дешевой энергии;

4. Заводы тяжелых цветных металлов - (медеплавильные) - ГОК и плавка чернового металла - у сырья, плавка рафинированного металла - у потре­бителя.

Машиностроительный комплекс :

1. Заводы точного (трудоемкого) машиностроения (в крупных городах, ори­ентация на квалифицированные кадры);

2. Заводы тяжелого (металлоемкого машиностроения) - у сырья, в районах металлургических баз.

Химико-лесной комплекс.

1. Завод калийных удобрений - у сырья;

2. Завод фосфатных удобрений - у потребителя;

3. Завод азотных удобрений - к газопроводам (к сырью);

4. Завод автопокрышек (шинный) - у сырья;

5. Завод синтетических волокон - у воды, и ГЭС;

6. Целлюлозно-бумажные комбинаты - у воды.