Разнообразие костных рыб. Многообразие и хозяйственное значение рыб Экологические группы рыб

  • Читать: Анатомия рыб: строение, форма, цвет

Многообразие цветов и форм в рыбьем царстве

Каких только рыб не существует в природе! Есть вытянутые, как сигара, круглые, как шар, широкие и плоские, как блин, узкие и длинные, как ремень или кусок нитки. Одни рыбы мягкие, как слизняки, у других кожа твердая, как скорлупа грецкого ореха, третьи покрыты острыми шипами и колючками. Ошибочно думать, что рыбы только плавают. Нет, некоторые из них умеют ходить по дну, ползать по суше и даже летать по воздуху.

А расцветки! Ни один художник с самым богатым воображением не придумает таких сочетаний цветов, какими раскрасила рыб природа.

Еще большее изумление вызывают те органы и приспособления, которые помогают рыбам защищаться от врагов, добывать пищу, служат для сохранения потомства.

Такими, как они выглядят сейчас, рыбы стали далеко не сразу. Первые рыбы, появившиеся в морях и реках нашей Земли, были очень примитивны, и большинство из них просуществовало недолго. Только естественный отбор, продолжавшийся миллионы лет, создал современных рыб...

Форма тела рыб настолько разнообразна, что невозможно дать ей общую характеристику. Когда мы произносим слова «птица» и «зверь», то сразу же представляем себе в первом случае животное с крыльями, во втором - с четырьмя ногами. А про рыбу можно только сказать, что она живет в воде, форма же тела ее изумительно разнообразна.

Таков закон водной среды: хочешь жить в воде -научись плавать. Легче плавать, когда тело имеет продолговатую форму. У многих рыб именно такая форма. Быстро и ловко, преодолевая большие расстояния, носится стадами колючая акула, форма тела которой похожа на подводную лодку или торпеду. Другие торпедовидные рыбы - лососи, скумбрии - тоже великолепные пловцы. Хорошо, на большие расстояния, извивая тело, плавают рыбы с червевидной или змеевидной формой тела (миноги, угри).

Менее приспособлены к быстрому плаванию так называемые донные рыбы, с плоским (скаты) или сжатым с боков (камбалы) телом.

Кузовка, имеющая веретенообразную форму тела, при встрече с опасностью надувается до такой степени, что становится похожа на шар или пузырь. В таком виде она держится на поверхности, перевернувшись вверх брюхом; колючки ее тела растопыриваются, как у ежа, и служат надежной защитой от врагов. Да и устрашающий вид этого пугала с оскаленными острыми челюстями наводит страх на нападающих. Когда опасность минует, кузовка выбрасывает из живота воздух, опускается вниз, и тело ее вновь принимает веретенообразную форму.

Кузовок можно встретить в нашем дальневосточном Приморье. Длина этой рыбы до 25 сантиметров. Иногда кузовку называют иглобрюхом.

В тропических морях обитает гигантская луна-рыба весом более 1000 килограммов и длиной свыше 2 метров. Тело ее круглое, как луна в полнолуние, сжато с боков. Хвост почти незаметен, как бы обрублен, спинной и подхвостовой плавники высокие. Луна-рыба ведет пелагический образ жизни, то есть плавает в толще воды. Подробных сведений о жизни ее еще нет.

У берегов Австралии водится рыба, форма тела которой удивительно напоминает морские водоросли. Рыба эта получила ироническое название «морской тряпичник». Когда смотришь на морского конька - «тряпичника», создается впечатление, что весь он обвешан тряпкауии, лентами и нитками различной длины, окрашенными в цвета тех водорослей, среди которых кормится и прячется это чудо природы. Такая форма тела делает рыбу незаметной среди водорослей и спасает от многочисленных врагов. Длина морского тряпичника до 25 сантиметров. . .

Формы аквариумных рыб тоже изумительны. Вам, вероятно, трудно поверить, что родоначальником всех золотых рыб является обыкновенный карась, так не похожи они на своего прародителя! Взгляните на плавники. У одной из рыбок хвостовой Плавник похож на петушиный хвост, у другой - как травяная метелка, у черной рыбки напоминает тюльпан, а у верхней справа - хвост веером.

Золотая рыбка выведена из карася аквариумистами Китая и Японии. Среди одомашненных карасей могли появиться экземпляры с необычными плавниками или оригинальной окраской, как появляются иногда среди сизых голубей белые со своеобразной формой хвоста. От таких, особенных, карасей стали отводить потомство. Длительное время, в течение многих лет, отбирались и разводились те караси, которые нравились аквариумистам своей окраской, формой тела, плавников и хвоста. Так в конце концов и была выведена золотая рыбка. На это ушли десятилетия. Любопытно, что в Японии есть семьи, которые сохраняют столетнюю преемственность в выведении. аквариумных рыб. Вообще японцы - большие любители аквариумных рыб.

И,Правдин "Рассказ о жизни рыб" В.Сабунаев, "Занимательная ихтиология"

МНОГООБРАЗИЕ РЫБ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Цель: дать понятие о классификации рыб и многообразии видов, раскрыть характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, выявить роль рыб в природе и их практическое значение;

Продолжить формирование умений обосновывать особенности строения, связанные со средой обитания, работать с натуральными объектами, анализировать, систематизировать.

Оборудование: аквариумные рыбки, таблицы, видеофрагменты.

  1. Мотивация.

Самые – самые…

Самой крупной рыбой считается довольно редкая, питающаяся планктоном китовая акула, обитающая в теплых водах Атлантического, Тихого, Индийского океанов. Точные размеры пойманной рыбы в 1949 г. около острова Баба (Пакистан) составлял 12,65 м в длину и 7 м в обхвате самой толстой части туловища. Вес этой рыбы достигал 15 т.

Самой маленькой морской рыбкой считается карликовый бычок Книповича, встречающийся в прибрежных водах Черного и Азовского морей. Обычная длина этой рыбки всего 2,1 – 2,4 мм, а вес – менее 2 мг.

Самой плодовитой среди рыб считается луна-рыба. За один нерест самки выметывают до 300 миллионов икринок. В течение следующего года из этого количества выживает менее 1% молоди.

Самой ядовитой рыбой в мире считается бородавчатка, обитающая в тропических водах Индийского и Тихого океанов. У нее самые большие среди рыб ядовитые железы, открывающиеся протоками на иглах ее плавников. Прикосновение к плавникам этой рыбы может оказаться для человека смертельным. В яде содержится вещество тетродотоксин, обладающий нервно-паралитическим действием. Смерть наступает уже через несколько минут от остановки дыхания и сердечной деятельности. Интересно, что близкородственную к бородовчатке рыбу – фугу – в Японии употребляют в пищу.

Самыми свирепыми и кровожадными рыбами являются пресноводные пираньи – серрасальмус, пигоцентрус и пигопристис – с зубами, не уступающими в остроте бритве. Обитают эти виды пираний в водах крупных рек Южной Америки и нападают на любое живое существо независимо от его размеров, если оно ранено или делает резкие движения в воде. 19 сентября 1981 г. более 300 человек были съедены пираньями после того, как перегруженное пассажирское судно перевернулось и затонуло у причала бразильского порта Обидос.

II. Изучение нового материала.

  1. Подкласс Пластиножаберные.

Это древние животные, обитающие в морях и океанах. Ротовое отверстие располагается на нижней строне головы в виде щели. Жаберных крышек нет, и жаберные щели открываются наружу. Скелет полностью хрящевой, хорда сохраняется в течение всей жизни. Плавательного пузыря нет. Кишечник открывается в клоаку. Акулы и скаты – хищники. Химеровые – немногочисленные глубоководные узкоспециализированные рыбы.

Доклады об акулах и скатах.

2. Подкласс Костнохрящевые (осетровые).

Это также древняя группа позвоночных, занимающая промежуточное положение между хрящевыми и костными рыбами. Чешуя у них двух видов: вдоль тела в пять рядов тянутся крупные костные бляшки, а между ними располагаются мелкие костные пластинки. Скелет преимущественно хрящевой, костные образования едва выражены. Тела позвонков неразвиты, есть только верхние дуги. Имеется плавательный пузырь. Оплодотворение внешнее, икра мелкая. К осетровым относят осетр, белугу, севрюгу, стерлядь. Они обладают хорошими вкусовыми качествами, высоко ценится их икра. Имеют большое промысловое значение.

Доклады об осетре русском, стерляди.

3. Подкласс Двоякодышащие.

В современной фауне сохранились: неоцератод, достигающий в длину 170 см и обитающий в Австралии в пресных водоемах; лепидоспирен, живущий в реках Южной Америки, и африканский чешуйчатник, распространенный в реках тропической Африки. Двоякодышащие имеют ряд приспособлений для жизни в водоемах, бедных кислородом. Для них характерно сочетание жабр и «легких», имеющих вид пузырей. От «легких» отходят сосуды, которые несут кровь в сердце. В течение всей жизни у двоякодышащих сохраняется хорда. Изучение двоякодышащих рыб имеет большое значение для понимания эволюции и происхождения наземных позвоночных.

Доклад об африканском чешуйчатнике.

4. Подкласс Кистеперые.

Судя по ископаемым остаткам и строению пойманной в 1938 г. латимерии, кистеперые могли дышать не только с помощью жабр, но имели и легкие. Большой интерес представляют парные плавники этой рыбы. В основании их располагается широкая мясистая лопасть с костным скелетом. В строении лопасти кистеперых рыб и конечностей более высокоорганизованных позвоночных проявляется большое сходство. Тело рыб покрыто костной чешуей. Кистеперые рыбы – предки древнейших земноводных – стегоцефалов.

Доклад о кистеперых рыбах – латимерии.

5. Подкласс Костистые (лучеперые).

Это самая высокоорганизованная и наиболее многочисленная группа рыб. Костистые рыбы широко распространены в морях, океанах, пресных водоемах, реках, озерах, прудах и включает около 20 тыс. видов. К ним относятся сельдеобразные, карпообразные, угри, щукообразные, окунеобразные, тресковые, лососевые и др. эти виды рыб имеют промысловое значение и занимают видное место в экономике нашей страны.

Доклады о щуке, сазане, форели и др.

III. Закрепление.

1. Чем можно объяснить многообразие рыб?

2. Каких рыб называют проходными? Что вам о них известно?

3. Почему в реках, протекающих рядом с полями, животноводческими комплексами, может наблюдаться снижение численности рыб? Какие меры необходимо предпринимать, чтобы не допустить этого?

4. Какие виды рыб, обитающие в России, занесены в Красную книгу?

IV. Домашнее задание. Доклады: прудовая лягушка, зеленая жаба, тритон, саламандра, квакша.


Тема: Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика класса. Охрана рыб. Хозяйственное значение.

Цель: познакомится с многообразием рыб, особенностями их строения и приспособленностью к жизни в различных условиях, их значением и охраной.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Ход занятия

Ø Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Ø Мотивация и целеполагание

“Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой -

Они им чуют, слышат воды...”

Уважаемые друзья. Прочтите эти слова. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным - рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами общения.

Постановка задач урока с учащимися

Ø Опрос и актуализация знаний. Проверка знаний проводилась с применением 10-бального мониторинга.

Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в природе и в жизни человека.

Рыбы - самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден - сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.


Вопрос. Вспомните, как называется наука, изучающий рыб (ихтиология, ученый – специалист, который этим занимается – ихтиолог).

Вопрос. Давайте вспомним систематическое положение рыб.

Пожалуйста …. (вызвать одного ребенка) составь систематическое положение рыб

Правильно ли ……………. отвечает мы проверим, используя мультимедийный проектор

Царство животные

Подцарство многоклеточные

Тип Хородовые

Подтип Позвоночные

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Ø Изучение нового материала и частичная актуализация знаний.

ü Многообразие рыб и их широкое распространение в водах мирового океана.

В надклассе рыб выделяют два класса Хрящевые и Костные рыбы (слайд)

Характеристика класса

Хрящевые рыбы (700 видов)

1. Хрящевой скелет в течении всей жизни;

2. Голова с удлинённым рылом;

3. Рот на нижней стороне тела;

4. 5 пар жаберных щелей;

5. Кожа покрыта особой чешуёй.

Выступление учащегося по теме «Отряды Акулы и Скаты»

Костные рыбы (20 тыс. видов) Одно из многочисленных и многообразных групп современных рыб. Для большинства характерен костный скелет.

Вопрос. Каковы причины многообразия костных рыб? Для ответа на вопрос ребятам предлагается познакомится с биологическими особенностями различных отрядов костных рыб.

Знакомство с отрядами проходит в ходе выступлений учащихся (опережающие задания)

Отряд Осетрообразные.

Веретеноообразная форма, вдоль тела 5 рядов крепких костных чешуй «жучок», расположение рта на нижней стороне головы, неравнолопастной плавник, жаберные крышки, сохранение хорды в течении всей жизни. Это ценные промысловые рыбы, дающие высококачественное мясо и чёрную икру.

Красная книга РБ – Стерлядь

Отряд Сельдеобразные

Стайные, планктоноядные живущие вдоль берегов, многочисленная липкая икра на грунт или водоросли . В основном промысловые.

Отряд Лососеобразные

Пресноводные и проходные рыбы откладывающие небольшое кольцо икры на песчаное или галечное дно пресных водоёмов. Отличительная черта жировой плавник без костных лучей. Дают высококачественное мясо и красную икру.

Отряд Карпообразные

Пресноводные костные рыбы у которых нет челюстных зубов, есть глоточные зубы для измельчения пищи. Большинство промысловые рыбы

Красная книга РБ – усач обыкновенный

Отряд Кистепёрые

Древняя почти целиком вымершая группа рыб. В настоящее время известен только один вид этого отряда – латимерия - обитающий в глубинах Индийского океана. Длинна м. У неё своеобразно устроены плавники – скелет плавника напоминает скелет конечностей наземных позвоночных находится внутри мясистой лопасти. Кистепёрые представляют особую ветвь от которой вероятно произошли древние земноводные.

ü Общая характеристика класса.

Учащиеся сравнивают изученные отряды рыб между собой. Находят черты сходства в их строении и дают общую характеристику класса рыбы.

1.Водные животные (позвоночные)

2.Обтекаемая форма тела

3.Конечности в виде плавников

4.Скелет хрящевой или костный

5. У костных рыб в наличии плавательный пузырь

6.Питание активное. Пищеварительный канал дифференцирован на отделы, есть пищеварительные железы

7.Дышат жабрами

8.Замкнутая кровеносная система. 1 круг кровообращения, сердце 2-х камерное.


9.Органы выделения – туловищные почки

10.ЦНС – нервная трубка (спинной и головной мозг)

11.Хорошо развиты: обоняние, органы боковой линии, внутреннее ухо, орган зрения приспособлен для близкого видения

12.Раздельнополые животные, оплодотворение наружное, развитие со стадией личинки.

ВЫВОД: Рыбы как водные позвоночные с непостоянной температурой, зависят от факторов неживой природы (температуры, содержания кислорода и углекислого газа в воде, освещённости и т. д.). Именно сложные взаимоотношения рыб с разнообразными факторами окружающей среды лежат в основе их разнообразия.

ü Хозяйственное значение и охрана.

Рыба и рыбопродукты играют значительную роль в жизни человека. Это один из основных источников белка, жира и витамина Д (необходимого для правильного формирования костей). Диет продукт, легко усваивается. Отходы рыбопереработки используются для изготовления рыбной муки (кормовая добавка для с/х животных) Ежегодно мировой улов рыбы 80млн. тон. Но в последние десятилетия уловы рыбы сокращаются по ряду причин

1.Браконьерство

2.Загрязнение водоёмов сточными водами.

3.Смывание с полей минеральных удобрений (цветение воды и замор рыб)

4.Изменение берегов водоёмов (выпрямление, бетонирование, строение плотин, шлюзов, уничтожение нерестилищ, непостоянный уровень воды, гибель икры)

1.Поддерживать частоту среды обитания.

2.Устанавливаются сроки и нормы отлова рыбы.

3.Строятся рыбопитомники (разведение, мальков выпускают в реки и восстанавливают численность рыб)

Ø Закрепление.

1.Учащимся предлагается составить отличительные признаки классов хрящевые и костные рыбы

2.Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов

1.По каким признакам можно отличить хрящевых рыб от костных

2.Как используется добытая человеком рыба?

3.Какие причины вызывают снижение количества численности рыбы?

4.На участке был вырыт и залит водой котлован. Можно ли сразу вселять туда рыб? Ответ обоснуйте.

5.Что без труда для себя может сделать каждый, что бы сохранить жизнь обитающим в водоёмам рыбам и другим водным животным

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

План урока Повторение домашнего задания Изучение новой темы Закрепление нового материала Подведение итогов урока Домашнее задание: Изучить § 37, ответить на вопросы в конце § (стр.173), повторить основные признаки рыб на стр. 174 МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЫБ Цель урока - знакомство с особенностями систематики рыб знать: основные отряды, народно-хозяйственное значение рыб, промысловые виды рыб уметь: определять к каким отрядам относятся хозяйственно-значимые виды рыб

2 слайд

Описание слайда:

Назовите приспособления рыб к жизни в воде? Каковы особенности размножения и развития рыб в связи с водным образом жизни? Что такое нерест? Каких рыб называют проходными?

3 слайд

Описание слайда:

Надкласс РЫБЫ Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Морские рыбы Скелет хрящевой в течение всей жизни Жаберных крышек нет, 5-7 пар жаберных щелей Плавательного пузыря нет Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Чешуя с выступами, по строению напоминает зубы Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение внутреннее Размножаются откладкой яиц, яйцеживорождением или живорождением Мясо съедобно

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Отряд Скаты Тело округлое, уплощенное в спинно-брюшном направлении Чешуя отсутствует Хвост вытянут в виде бича, иногда снабжен шипом Зубы в виде призм, собраны в «терку», питаются рыбой и донными беспозвоночными У некоторых видов есть электрические органы расположенные по бокам головы (напряжение при разряде до 60-300 вольт при силе тока 5 ампер)

6 слайд

Описание слайда:

Надкласс РЫБЫ Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Более 20 тысяч морских и пресноводных видов Скелет костно-хрящевой или костный Жабры прикрыты жаберными крышками Есть плавательный пузырь Чешуя костная, в виде тонких пластин налегающих друг на друга Хвостовой плавник равнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц, редко яйцеживорождением

7 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Осетрообразные Древние проходные и озерно-речные рыбы Скелет в основном хрящевой, череп с накладными костными пластинами Жабры прикрыты жаберными крышками Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Вместо чешуи вдоль тела 3-5 рядов костных бляшек – «жучек» Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц (черная икра) Ценные промысловые виды: осетр, белуга, севрюга (в Беларуси 1 вид – стерлядь)

8 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Лососеобразные Проходные и пресноводные рыбы Отличительная черта – жировой плавник Дают красную икру Ценные промысловые виды: горбуша, кета, кумжа, семга В Беларуси 2 вида – ручьевая форель и ряпушка, (занесены в Красную книгу Республики Беларусь)

9 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Сельдеобразные В основном морские стайные рыбы Отличительная черта – нет боковой линии Питаются планктоном и мелкой рыбой Окраска тела серебристая Ценные промысловые виды: атлантическая, тихоокеанская, балтийская (салака) сельдь, кильки, сардины, анчоусы

10 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Карпообразные Большинство – пресноводные рыбы Отличительная черта – отсутствие челюстных зубов и наличие глоточных Объекты промысла: лещ, линь, жерех, язь, белый и пестрый толстолобик, сазан, плотва, серебряный карась (многих разводят в прудовых хозяйствах) В Красной книге Беларуси – сырть и усач

11 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Надотряд Кистеперые Единственный ныне живущий вид – латимерия (заново открыт в 1938г., назван в честь Куртенэ-Латимер – хранительницы музея, обнаружившей рыбу в улове тральщика) Отличительная особенность – «лапоподобные» плавники с мясистым основанием и сложным скелетом, хвостовой плавник 3-раздельный с выступающей центральной лопастью Есть легочные мешки (выросты пищевода), которые могут использоваться для дыхания Обитают в Индийском океане у Коморских островов (между Мадагаскаром и Африкой) Глубоководные (выловлены на глубине до 300 м), малоподвижные Размеры 1-1,8 м, масса 19,5-95 кг От древних пресноводных групп кистеперых произошли двоякодышащие рыбы и первые наземные позвоночные – амфибии

12 слайд

«Рыба - это животное» - Составьте названия рыб. Морская игла. Закончите пословицы. Классификация рыб. Назовите рыбу. Большой аквариум. Пословицы о рыбах. Разнообразие внешнего вида рыб. Количество видов. Закончите предложения и ответьте на вопросы. Общая характеристика класса рыб. Найдите ошибку на рисунке. Классы рыб. Колючая акула.

«Промысловые рыбы» - Отряды промысловых рыб. Карпообразные. Лососевые. Отряд Осетровые. Отряд Карпообразные. Разнообразие промысловых рыб. Отряд Трескообразные. Трескообразные. Отряд Лососеобразные. Осетровые. Сельдеобразные. Отряд Сельдеобразные.

«Биология 7 класс «Рыбы»» - Рыба клоун. Где протекает река Осетр. Рыба -Ерш. Три пескаря. Кроссворд. Кардинал. Прыгун - илистый. Латимерия. Сом. Амур. Налим. Многообразие рыб. Литературный конкурс. Рыба - игла. Сардина. Рыба- пила. Крупная хищная рыба с плоским телом и острым хвостом. Неон. Осетр. Наполеон. Рыба телескоп. Морской петух.

«Внутреннее строение рыбы» - 1. Назовите органы и системы органов рыбы. Кровеносная система. Промежуточный. Расширяется. Продолговатый. Венозная кровь, артерии. Плавники. Позвоночник + ребра. Спинной мозг. Венозная кровь, вены. Сжимается. Жаберные крышки. Жаберные дуги. Газообмен. Поджелудочная железа. Какие особенности внутреннего строения помогают рыбе жить в воде.

«Размножение и развитие рыб» - Как можно объяснить такое явление? Проанализируйте информацию. Составьте логически связанный рассказ, применяя термины (работа в парах). Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш. Личинки рыб. Цели урока. Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски.

«Многообразие рыб» - Рыба - клоун. Рыба - бабочка. Туловище. Рыба - молот. Сом Солдатова. Конёк. Голова. Рыба - конёк. Растительноядные. Всеядные. Гуппи. Морские. Петушок. Сом. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Птицы. Растут. 4 лапы, шерсть вскармливают молоком дышат лёгкими. Камбала. Развиваются. Питаются. Вопросы:

Всего в теме 18 презентаций