Омовение в иудаизме. Библейский словарь

ОМОВЕНИЕ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Омовение, ветхозаветный обряд очищения людей и посуды от ритуальной нечистоты.

Бассейн для совершения ритуальных омовений назывался микве или миква. Впервые это слово употреблено в Быт 1:10 (ולמקוה המים קרא ימים): «собрание вод назвал Он [ Бог ] морями», то есть слово "микве" означает «собрание вод». Когда к св. Иоанну Крестителю приходили креститься на Иордан (Мф. 3:5 -6), это, по-видимому, воспринималось именно, как омовение в микве.

Использованные материалы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B0

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОМОВЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОМОВЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, cp..см. омыть. 2. У мусульман: обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой. Совершить о. 3. В христианстве, в …
  • ОМОВЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    омове"ние, омове"ния, омове"ния, омове"ний, омове"нию, омове"ниям, омове"ние, омове"ния, омове"нием, омове"ниями, омове"нии, …
  • ОМОВЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    абдест, мытье, обряд, …
  • ОМОВЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. устар. Процесс действия по знач. глаг.: омывать (1), омыть …
  • ОМОВЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    омов`ение, …
  • ОМОВЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    омовение, …
  • ОМОВЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    омов`ение, …
  • ОМОВЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= омыть омовение У мусульман: обряд ритуального очищения водой Совершить о. О. …
  • ОМОВЕНИЕ в Словаре Даля:
    см. обмывать …
  • ОМОВЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    омовения, ср. (книжн. устар.). Действие по глаг. омыть-омывать в 1 знач. Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку. …
  • ОМОВЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    омовение ср. устар. Процесс действия по знач. глаг.: омывать (1), омыть …
  • ОМОВЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. устар. процесс действия по гл. омывать 1., омыть (от омывать …
  • ОМОВЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. процесс действия по гл. омывать 1., омыть 2. Результат такого …
  • БАНИ, КУПАЛЬНИ, КУПАНЬЯ И ОМОВЕНИЕ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Исх 2:5). Купания и омовения особенно часто употреблялись у восточных народов. Так как жители востока часто ходили босые или в …
  • КАТАРСИС в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (греч. кatharsis — очищение) Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического …
  • ШЕСТОДНЕВ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    особый жанр византийской и древнерусской литературы; экзгетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира и …
  • ИДЗАНАГИ И ИДЗАНАМИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - божества синтоистского пантеона. Их имена не расшифрованы, есть предположение, что они означают "первый мужчина" и "первая женщина". В японской …
  • САНДХЬЯВАНДАНА
    религиозное омовение и молитва среди дважды рождённых индусов, выполняемые утром, днём и …
  • БАХИРДХАУТИ в словаре Yoga Vedanta Dictionary:
    внешнее омовение и …
  • САНДХЬЯВАНДАНА
    - религиозное омовение и молитва среди дважды рождённых индусов, выполняемые утром, днём и …
  • БАХИРДХАУТИ в Словаре терминов Йоги и веданты:
    - внешнее омовение и …
  • СОВРЕМЕННЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ в Словаре Обрядов и таинств:
    Погребальные обряды, совершаемые над телом православного христианина, основаны на внушениях церкви и ведут свое начало от богопросвященных апостолов и первых …
  • СВАДЕБНАЯ МОЗАИКА в Словаре Обрядов и таинств.
  • ИСЛАМ в Словаре Обрядов и таинств:
    Третьей (после буддизма и христианства, самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. В современном мире более …

ОМОВЕНИЕ – один из важнейших обрядов, характерный для большинства религий, в том числе и для иудаизма; ритуал, цель которого – восстановление ритуальной чистоты. Во многом это связано с особой ролью воды в религиозных представлениях, начиная с древности (мифы о хаосе как водной стихии, о всемирном потопе и пр.). В целом символ воды и омовения как акта, возвращающего человека к утраченной им изначальной чистоте, а иногда и имеющего смысл нового рождения, – один из древнейших религиозных архетипов, присутствующий в большинстве традиций. В иудаизме обряд омовения (самавартана) завершал первую стадию жизни человека – период ученичества. Омовение проходило последовательно из восьми сосудов, по числу стран света. После этого ученик сбривал бороду, стриг волосы и ногти и надевал новую одежду, затем покидал дом учителя и возвращался в семью, где имел право вступать в брак, т.е. начинать новый период своей жизни. Омовение в целом воспринимается как обряд перехода в иное состояние. В иудаизме уже в древности считалось, что ритуальная нечистота, распространяемая через контакт с мертвым, некоторыми типами живых существ или физических выделений, преодолевается по законам Торы очистительными ритуалами. Так, подвергшийся осквернению человек очищался, окунувшись в воды миквы (первоначально бассейна Скинии Завета или Иерусалимского храма, позже ритуального бассейна при синагоге). Там же очищались оскверненные сосуды, хотя сделать само по себе нечистое чистым миква не может (определенные виды животных, трупы и пр.). В целом омовение в микве всегда было основной частью еврейского обряда очищения, его обязательно совершали служители Иерусалимского храма перед исполнением своих обязанностей. Разновидностью очищения являлось употребление смешанного с водой пепла ярко-рыжей коровы, считавшейся очищением от прикосновения к мертвому (описывается в Книге Чисел). В талмудическом иудаизме оформились развитые галахические положения о ритуале очищения в микве (разделы Мишны и Гемары ). Утверждается даже, что необходимость в микве столь важна, что община обязана продать свиток Торы, если не хватает средств на ее строительство. Так, омовение в обязательном порядке совершается при гиюре (церемонии перехода в иудаизм), когда желающего принять иудаизм окунают в микву; при очищении женщин после месячных и родов (т.е. по окончании периода нечистоты – нидды ). Кроме этого, в иудаизме ритуальное омовение рук с помощью двух специальных сосудов совершается за трапезой, в особенности субботней и пасхальной. В еврейской традиции существуют три типа омовений: полное омовение, омовение рук и ног, омовение рук. Полное омовение человека или предмета совершается либо в «живой воде» (воде реки, источника или моря), либо в микве. Часто совершают троекратное омовение, хотя Талмуд считает достаточным и одно омовение. Особенно важной была ритуальная чистота священников, участвующих в храмовой службе. Во время службы в Йом -Киппур , наиболее торжественной службы в году, первосвященник совершал омовение пять раз. В настоящее время полное омовение совершают практически только женщины после менструации и прозелиты во время обряда гиюр. Законоучители постановили также, что для достижения ритуальной чистоты после полового сношения необходимо совершить полное омовение. В данном случае возможно использование любой воды, так как это – предписание Талмуда, а не Библии. Омовение рук и ног было предписано для священников перед участием в храмовой службе, но сейчас не применяется. Наиболее распространенный вид омовения сегодня – омовение рук. Ритуальное омовение рук совершается перед принятием в пищу хлеба и других продуктов, которые едят руками, а также перед благодарственной молитвой после трапезы. Существует правило, что левиты должны омыть руки коэнам перед совершением благословения (см. также Биркат-коханим ). Представление о ритуальной нечистоте и омовении как средстве избавления от нее является наиболее характерным не только для иудаизма, но и для ислама и христианства. Обряд крещения в христианстве есть не что иное, как ритуальное омовение. При входе в мечеть правоверный мусульманин обязан вымыть руки и даже ноги, а также снять обувь.

Регулярная исправленная статья Дата создания: 29.07.2011

Омов́ение (טְבִילָה - твила , буквально `окунание`, `погружение`) - обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота , а также для освящения.

Смысл омовения

Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Йохананом бен Закаем : «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).

Распространение омовения в религиях мира

Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе . В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`), - по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения .

Типы омовения и их особенности

В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук .

Полное омовение

Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве . Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи.

По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Торе .

Особую важность омовение имело для коhенов , так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Йом-Кипур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист.

Особые обстоятельства

В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве . Однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием закона Торы. Поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай - омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.

Омовение рук

Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).

Омовение рук (нетилат ядаим ) - наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем. Воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно.

Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).

Омовение рук - раввинистическое установление, цель которого - устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим).


16 апреля 2009г, в Великий четверг, по окончании Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин омовения ног.

Впервые за многие годы чин омовения ног был совершен Предстоятелем Русской Православной Церкви. По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Святейший Патриарх Кирилл омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Святейший Владыка снял с себя верхнюю часть облачения: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умые тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует токмо нозе умыти».

После омовения ног последнего священника Предстоятель облачился в снятые прежде облачения, взошел на амвон и обратился к народу с проповедью, в которой раскрыл значение состоявшихся сегодня богослужений.

Святейший Владыка всех сердечно поздравил с великим праздником - Великим четвергом, днем установления святого Таинства Евхаристии. «Через Таинство Евхаристии мы силой Святого Духа становимся соучастниками не только Тайной Вечери, но и всего того, что совершил Спаситель», - отметил Предстоятель.

«Вкушая от Тела и Крови Спасителя, - сказал Святейший Владыка, - мы приобщаемся Его божественной жизни, становимся соучастниками Его божественного царства. Именно причащение Тела и Крови Спасителя помогает нам преодолеть грех. Потому что никакое напряжение воли, ума, никакая концентрация чувств человека не способны победить силы греха. Но, принимая силу Спасителя, мы становимся сильнее темных сил».

«В наше бурное и неспокойное время, когда человек подвержен различным соблазнам и искушениям, - продолжил Святейший Патриарх, - мы особенно должны прибегать к Чаше Христовой и благоговейно во спасение вкушать Тело и Кровь Спасителя». Сегодняшний день, по словам Его Святейшества, призывает нас к тому, чтобы мы жили активной литургической жизнью, были не зрителями, а соучастниками.

Затем Святейший Патриарх рассказал, что совершая древний чин омовения ног, он «совершил действие, предписанное нам от святых отец наших».

«По примеру Спасителя сегодня Патриарх омывал ноги священнослужителям, которые символизировали 12 апостолов.» - отметил Предстоятель, подчеркнув, что это действие помогает понять всю глубину Христова смирения, Который стал человеком, чтобы мы спаслись.

«На Тайной Вечери, преклонив колени, Он омыл ноги ученикам, как это делали обычно только рабы, показав, что каждая человеческая личность важна пред Богом. - сказал Святейший Патриарх. - Именно это понимание помогает христианину быть смиренным человеком, честно исполняя свой долг, какой бы он ни был, помня, что исполнение долга и связанные с ним почести, не заслоняют великой истины, что все мы пред Богом равны».
«Гордость же, - сказал в заключение Святейший Владыка, - надмевает и разрушает ту связь, которую Господь установил с нами после страданий на Кресте и Своего Воскресения».
Пресс-служба Московской Патриархии