Обработка информации человеком. Информация

Можно выделить четыре основных вида информационных процессов : сбор, передача, обработка и накопление.

Накопление (хранение) информации

С накоплением информации связаны следующие понятия:

    Носитель информации – это физическая среда, которое непосредственно хранит информацию.

    Память человека можно условно назвать оперативной (понятие «оперативный» является синонимом понятию «быстрый»). Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Внутренней можно назвать память человека, а носителем информации – мозг. Внешними носителями (по отношению к человеку) являются все остальные носители: папирус, дерево, бумага, магнитный диск, флэш-накопитель и т.д.

    Хранилище информации – это специальным образом организованная информация на внешних носителях, которая предназначена для длительного хранения и постоянного использования (к примеру, архивы документов, библиотеки, картотеки, базы данных). Единицей хранилища информации является физический документ: анкета, журнал, книга, диск и др. Под организацией хранилища понимается упорядочивание, структурирование, классификация хранимых документов для удобства работы с ними.

    Основными свойствами хранилища информации является объем информации, надежность ее хранения, время доступа к ней (т.е. скорость поиска необходимых сведений), защита информации.

Определение 1

На устройствах компьютерной памяти информацию называют данными , а хранилища данных – базами и банками данных .

Т.к. человек может забыть какую-либо информацию, то внешние носители являются надежнее и на них можно дольше хранить необходимую информацию. Именно с помощью внешних носителей люди имеют возможность передавать свои знания из поколения в поколение.

Техническими средствами реализации накопления информации являются носители информации : оперативная память компьютера (ОЗУ), гибкие, оптические и жесткие диски, переносные запоминающие устройства – флэш-накопители и т.п.

Передача информации

Обмен информацией между людьми происходит в процессе ее передачи, которая может происходить при разговоре, с помощью переписки, используя технические средства связи: телефон, радио, телевидение, компьютерная сеть.

При передаче информации всегда существует источник и приемник информации . Источник передает информацию, а приемник ее получает. Смотря телевизор или слушая товарища, вы являетесь приемником информации, рассказывая выученный стих, при написании сочинения – источником информации. Каждый человек неоднократно из источника становится приемником информации и наоборот.

Информация хранится и передается в виде последовательности сигналов, символов. От источника к приёмнику сообщение передается с помощью некоторой материальной среды: при разговоре – с помощью звуковых волн, при переписке – почтовой связи, при телефонном разговоре – системы телефонной связи. В случае передачи сообщения с помощью технических средств связи их называют информационными каналами (каналами передачи информации). Органы чувств человека являются биологическими информационными каналами.

Таким образом, передача информации происходит по следующей схеме:

Рисунок 1.

В процессе передачи информация часто искажается или теряется, т.к. информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы). Примером информационного канала плохого качества может быть плохая телефонная связь.

Передача информации происходит с какой-то скоростью, которая является информационным объемом сообщения, который передается в единицу времени. Поэтому единицы измерения скорости передачи информации бит/с, байт/с и др.

Обработка информации

Схема обработки информации :

Рисунок 2.

При обработке информации решается информационная задача , которая изначально может быть представлена в традиционной форме: из некоторого набора исходных данных необходимо получить определенные результаты. Переход от исходных данных к результату является процессом обработки. Объект или субъект, осуществляющий обработку, является исполнителем обработки.

Пример 1

Пусть ученику нужно решить математическую задачу: в прямоугольном треугольнике даны длины двух катетов, нужно найти гипотенузу. Для ее решения ученику кроме исходных данных нужно знать математическое правило – теорему Пифагора. Применяя эту теорему, он получит искомую величину. Новые данные получаются путем вычислений, которые выполняются над исходными данными.

Вычисление является только одним из вариантов обработки информации. В качестве способа обработки информации можно использовать не только математические расчеты, но и логические рассуждения.

Результатом процесса обработки информации не всегда является получение каких-либо новых сведений. Например, при переводе текста с английского языка на русский происходит обработка информации, которая изменяет ее форму, но не содержание.

Для успешной обработки информации исполнитель должен использовать алгоритм обработки, т.е. последовательность действий, которую нужно выполнить для достижения нужного результата.

Существует два вида обработки информации :

  • обработка, которая приводит к получению новой информации, нового содержания знаний (решение математических задач, анализ ситуации и др.);
  • обработка, которая приводит к изменению формы, но не содержания (кодирование, структурирование).

Рисунок 3.

Кодирование – преобразование информации в символьную форму, которая удобна для ее накопления, передачи, обработки и сбора. В начале XX столетия телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе. Кодирование активно используют при работе с информацией с помощью технических средств (телеграф, радио, компьютеры и т.д.).

Структурирование данных – упорядочивание информации в хранилище, классификация, каталогизация данных.

Ещё один вид обработки информации – поиск в некотором хранилище информации (в основном на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, карточках) нужных данных, которые удовлетворяют определенным условиям поиска (запросу).

Сбор (получение) информации

Определение 2

Получение информации – сбор сведений из различных источников (из хранилища данных, наблюдение за событиями и явлениями, общение, телевидение, компьютерная сеть и т.д.). Получение информации основано на отражении различных свойств процессов, объектов и явлений окружающей среды. Этот процесс выражается в восприятии с помощью органов чувств. Для улучшения восприятия информации существуют разнообразные индивидуальные устройства и приспособления – очки, бинокль, микроскоп, стетоскоп, различные датчики и т. д.

2. ФУНКЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ

Всякий процесс имеет цель. Ее можно характеризовать тем состоянием, на переход к которому процесс направлен.

Обобщенная цель информационных процессов -- изменение состояния сторон-участниц.

Если наблюдается изменение состояния участника информационного процесса, значит, имеет место управление, т.е. информация необходима для управления. Оно осуществляется через управляющую информационную связь. Слово «управление» здесь надо рассматривать широко. Оно подразумевает не только внешнее управление кем-то или чем-то, но и регулирование, саморегулирование, адаптацию. Так, например, в повседневной жизни наибольшее количество информации мы получаем через системы зрения и осязания. Мы даже не задумываемся над тем, как много информации приходится обрабатывать центральной нервной системе, чтобы управлять телом при ходьбе. А не задумываемся потому, что обработка происходит на низших уровнях информационного обмена: на сигнальном уровне и на уровне распознавания образов.

Кроме системы органов чувств человек имеет память. Память -- это свойство нервной системы, заключающееся в способности к накоплению и воспроизведению прошлого опыта. Упорядоченный и проверенный действительностью предварительный опыт образует знания.

Управление и приобретение знаний -- это две целевые функции информационного обмена. Ради них люди создают и обрабатывают информацию, обмениваются ею.

Функция информации предполагает сообщение субъекту о состоянии окружающей среды, в которой протекает его жизнедеятельность, она состоит в снижении степени неопределённости той или иной ситуации. В общем смысле информацию разделяют на массовую и специальную. Массовая информация выполняет функцию общения, а специальная -- обеспечивает процесс создания материальных и нематериальных благ.

В человеческих сообществах логическая информация выполняет функцию обеспечения быстроты обмена новыми знаниями между членами этих сообществ.

Передача информации посредством речи не только породила возможность быстрого обмена знаниями, но и сыграла решающую роль в сплочении человеческих сообществ, в связывании отдельных их представителей в единую информационную систему.

Логическая информация, являясь “общественным достоянием”, обеспечивает функциональную слаженность человеческих сообществ. В этом проявляется консолидирующая функция информации. Такая консолидация людей, в свою очередь, интенсифицирует динамику самой информации.

Ключевой качественной характеристикой информации является её ценность, которая состоит в её способности содействовать достижению цели, которая стоит перед тем или иным лицом или организацией. Для эффективного управления, которое состоит в совершении целенаправленного влияния субъекта на объект, что, в свою очередь, предусматривает сбор, передачу, обработку и накопление необходимой информации, принятие и реализацию необходимых решений, а также контроль за исполнением этих решений, очень важное значение имеет ряд других качественных характеристик информации, а именно: её точность, достоверность, полнота, корректность и оперативность.

Точность информации -- это допустимый уровень её искажения, который определяется характером заданий, решаемых тем или иным субъектом. Достоверность информации определяется её свойством отображать реально существующие объекты с необходимой точность. Свойство информации содержать в себе необходимый минимальный объём ведомостей для принятия правильного решения называется полнотой информации. Точность, достоверность и полнота информации являются однотипными взаимосвязанными характеристиками.

Очень важное значение, с точки зрения управления, имеет такая характеристика информации, как оперативность, т.е. актуальность информации в условиях изменения ситуации. А для того, чтобы процесс управления или даже просто общение было продуктивным, информации должна однозначно восприниматься всеми потребителями, т.е. быть корректной.

Приведённые понятия дают возможность на абстрактном уровне описать качественные характеристики различных сообщений, что имеет исключительное значение для эффективного использования информации как предмета труда, а следовательно, и для эффективной организации информационной деятельности на всех уровнях управления.

Цель получения информации у разных людей может быть разной, и это неизбежно влияет на то, какая именно информация ими будет получена. В таких случаях говорят, что содержание информации зависит от контекста ее получения. Контекст -- это и есть логический (нематериальный) компонент, который влияет на содержание информации. Он обобщает условия и цели ее получения и подразумевает несколько разных условий:

цель воспроизведения информации;

среду и окружение, в которых протекает ее воспроизведение;

свойства источника информации и ее потребителя.

Для современного человека недостаточно умения обобщать и анализировать поступающие данные. Чтобы добиться успеха в общении с другими людьми, он должен понимать мотивы, которые ими движут, уметь ставить себя на место партнера, оппонента, клиента, заказчика, руководителя, подчиненного. Он должен уметь создавать условия, ведущие к взаимопониманию, и предотвращать события, ведущие к конфликтам.

Таким образом, для правильной интерпретации данных важно не только их содержание, но и контекст, к которому они относятся. Вместе с тем, количество возможных контекстов бесконечно. Поэтому вместо контекста используют понятие информационного метода, который включает в себя и цели, и условия получения информации.

Информационный метод -- это понятийная конструкция, выражающая обобщенную характеристику целей, условий и обстоятельств интерпретации данных.

Информационные методы используются как при воспроизведении информации, так и при ее записи.

Опираясь на определение данных и понятие информационного метода, можно дать развернутое определение информации.

Информация -- это результат взаимодействия данных и информационных методов, рассматриваемый в контексте этого взаимодействия.

Главной особенностью данного определения является тот факт, что информация рассматривается только в контексте взаимодействия данных и информационных методов. Это вполне обоснованное требование, потому что если данные имеются, а информационный метод не определен, то бессмысленно рассуждать о какой-либо информации, так как интерпретация этих данных может быть произвольной.

Отсюда вытекает, что информация -- это динамическая сущность. Она существует только в процессе информационного обмена и длится ее существование ровно столько, сколько продолжается взаимодействие между информационным методом и данными. Сразу по окончании информационного процесса информация исчезает. Она либо утрачивается, либо вновь переходит в форму данных. Скорее всего, эти данные не тождественны исходным.

Библиотека как социальное явление

Основным предназначением библиотеки является удовлетворение информационных потребностей пользователей. Данная цель деятельности достигается посредством сбора и распространения в пространстве и времени документов. Содержание информации...

Влияние современных средств массовой коммуникации на социализацию подрастающего поколения

фармакодинамический фторхинолон лекарственный лозартан Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности...

Демографический переход в России

Класс и страта как специфические социальные группы

Благополучие человека в обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве...

Концепция третьей волны Тоффлера

Многие изменения в интеллектуальной системе общества вызывают прямые изменения в сфере бизнеса. Эта "система знаний" более важна для нормального существования любой фирмы, чем банковская, политическая или энергетическая система. Мало того...

Опрос проводился с 01.03.2008г. по 15.03.2008г. Опрашиваемым было предложено ответить на вопрос, используя имеющиеся варианты ответов. Ответы заносили в специальный сводный лист...

Пользуетесь ли вы законом о защите прав потребителя

В результате проведенного опроса получаем следующие данные: · большинство опрашиваемых, 82 человека из 200, ответили, что предпочитают не конфликтовать, и не пользуются законом о защите прав потребителя; · 76 человек из 200 опрашиваемых ответили...

Признаки социального института в христианстве

Важнейшей характеристикой социальных институтов являются их функции в общественной среде, состоящей из других социальных институтов...

Региональные различия имущественной обеспеченности россиян

Далее я привожу те ресурсы, которые были найдены мной описанными выше способами, отдельно по теоретической, методической и эмпирической компоненте. При этом эти ресурсы я описываю по таким критериям, как достоверность, доступность...

Роль информации в постиндустриальном обществе (Э. Тоффлер)

У каждого из нас, согласно культурным канонам, есть менталитет. Та первооснова личности, которая позволяет увидеть мир. И оценить своё место в этом мире. Это позволяет институализировать себя, и соответственно, свои отношения между индивидами...

Факторы, влияющие на развитие личности

4.1 Социально-психологическая характеристика личности Каждый конкретный человек -- это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, этнической общности, группы...

Характеристика состава и структуры населения

К числу основных характеристик состава населения, значимых с точки зрения социальных процессов, относятся следующие: образование, квалификация, занимаемая должность, профессия, занятие, принадлежность к отрасли экономики...

Обработка информации человеческим мозгом

При всем многообразии внешних условий, в которых живет человек, существует лишь один доказанный путь информационного воздействия окружающей среды на его центральную нервную систему: внешняя информация поступает в мозг через органы чувств.

В органах чувств происходит перекодирование информации: специфическая энергия раздражителя преобразуется в нервные импульсы. Нервный импульс представляет собой электрохимический процесс, и нет оснований думать, что импульс, который передается в мозг по зрительному нерву, чем-то отличается от импульса, который идет по слуховому или осязательному путям. Импульсы одинаковы не только по своей физико-химической природе, но и по величине (амплитуде). Для передачи информации любой степени сложности из органов чувств в мозг используется различная частота импульсов. В терминах теории информации это означает, что в нервной системе используется импульсный код с частотной модуляцией.

Кроме частоты импульсов для передачи информации используется еще и топологическое представительство органов чувств в коре головного мозга: импульсы с периферии не просто направляются в мозг, но адресуются в его определенные участки, например, импульсы от органа зрения идут в затылочные доли, от органов слуха - в височные и т. д. Это позволяет от разных датчиков (органов чувств) передавать одинаковые сигналы (импульсы), а различие информации обеспечивается самим фактом передачи по различным каналам.

Импульсы, поступающие в мозг, подвергаются обработке - происходит их пространственная в временная суммация в высших отделах мозга. Это и есть физиологическая основа формирования образов и идей, являющихся отражением реального мира. Как же примирить это свойство с тем хорошо известным фактом, что один и тот же человек в разное время из одних и тех же посылок может делать иногда прямо противоположные выводы? Очевидно процесс обработки информации мозгом, будучи частью объективного процесса отражения, является в тоже время и глубоко субъективным процессом. Нам кажется, что одним из ключей к пониманию (а не только словесному признанию) этого диалектического противоречия может служить выдвинутая Н. М. Амосовым гипотеза о программах познавательной деятельности человека. Кроме чисто интеллектуальных программ познания мира существуют и эмоциональные программы, связанные с физиологическими центрами, регулирующими основные физиологические влечения и инстинкты человека, - голод, половое влечение, защитные реакции. Любая информация, воспринятая органами чувств (рецепторами) человека, передается в мозг и возбуждает эти эмоциональные центры - в большей или меньшей степени, подчас едва заметно. (Термин «центр» надо понимать не в анатомическом, а в функционально-динамическом смысле.) Это, так сказать, эмоциональный аккомпанемент, который сопровождает любую передачу информации в центральную нервную систему. Когда сигналы информации достигают высших отделов мозга, где происходит их пространственно-временная интеграция, то в тоже отделы параллельно с ними поступают импульсы от эмоциональных центров, несущие информацию об основных интересах и потребностях организма, сквозь призму которых преломляется внешняя информация.

Таким образом, обработка информации мозгом осуществляется как взаимодействие двух основных программ - интеллектуальной и эмоциональной. При таком подхода становится ясным, почему у разных людей (и у одного человека в разное время) одна и та же входная информация после переработки преобразуется в противоположные по содержанию информационные выходы: эмоциональная программа существенно влияет на полученные результаты.

Взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной программ протекает далеко не просто. Промежуточные результаты обработки информации могут оказывать обратное влияние на развитие эмоций и видоизменять эмоциональные программы. А это в свою очередь сказывается па осуществлении интеллектуальных программ: взаимодействие по типу обратной связи.

Может произойти диссоциация, расхождение этих программ - потеря четкости их взаимодействия. Вероятно, такое расхождение лежит в основе некоторых психических расстройств. Возможны и преднамеренные волевые усилия с целью отрыва этих программ друг от друга и высвобождения интеллектуальной программы из-под влияния эмоций.

Представление о взаимодействии интеллектуальной и эмоциональной программ как физиологической основе познавательной деятельности человека заслуживает внимания прежде всего потому, что оно может оказаться плодотворным в области кибернетики, которая занимается моделированием психических функций человека.

В связи с этим возникает ряд интересных вопросов. Во-первых, нужно выяснить конкретный механизм взаимодействия обеих программ. Не менее важен вопрос о преобладающей роли той или иной программы у разных людей и в разных ситуациях. Впервые на это обстоятельство указал И. П. Павлов, выделив два основных типа высшей нервной деятельности человека - мыслительный и художественный:

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни - художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д. - захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие - мыслители - именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

Вот отрывок из романа Льва Толстого «Война и мир», описывающий чувства Андрея Волконского, приехавшего в австрийскую штаб-квартиру с донесением о первом успехе Кутузова против французов в неудачной кампании 1807 года:

«Флигель-адъютант своею изысканной учтивостью, казалось, хотел оградить себя от попыток фамильярность русского адъютанта. Радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, когда он подходил к двери кабинета военного министра. Он почувствовал себя оскорбленным, и чувство оскорбления перешло в то же время незаметно для него самого в чувство презрения, ни на чем не основанного. Находчивый же ум в то же мгновение подсказал ему ту точку зрения, с которой он имел право презирать и адъютанта и военного министра».

Как видим, эмоциональная обработка информации «опережала» интеллектуальную. Обычно у человека результатом такай обработки является смутное предчувствие, безотчетная тревога, необъяснимое недоверие, как будто бы необоснованная антипатия и т. д. В этом отношении чрезвычайно показателен эпизод из романа Дж. Стейнбека «Зима тревоги нашей». Кассир банка Джой Морфи предчувствует, что готовится ограбление, и даже включил специальную сигнализацию. Никакой мистики в этом нет. Просто Итен Хоули всем своим поведением и тематикой разговоров (включая и смысл и интонация) наталкивал его на это, давая соответствующую информацию. Обработка ее не позволила кассиру точно сформулировать евои опасения, но у него появилось чувство тревоги, ожидание опасности, которое отразилось на его поведении. Предчувствие не было внушено ему свыше, а возникло как результат преимущественно эмоциональной обработки воспринятой информации.

Можно предположить, что у некоторых людей обработка информации, как правило, происходит со «смещением акцентов»: центр тяжести может смещаться в сторону обработки эмоционального компонента. Нам кажется, что такую схему можно прямо связать с тем, что принято именовать художественным восприятием действительности.

Это не значит, что «смещение акцентов» есть отклонение от нормы. С точки зрения художника, дело обстоит как раз наоборот: интеллектуальная обработка может казаться ему «смещением акцентов». На самом же деле это два варианта нормы, два крайних типа. Между ними находятся переходные, промежуточные варианты, к которым принадлежит большинство людей. Художественное познание мира не только эмоционально, но и интеллектуально.

Ведь мыслительный и художественный типы - это типы корковой деятельности.

О силе художественного постижения действительности писал более 100 лет назад Н. А. Добролюбов:

«В литературе, впрочем, явилось до сих пор несколько деятелей, которые стояли так высоко, что их не превзойдут ни практические деятели, ни люди чистой науки. Эти писатели были одарены так богато природою, что умели как бы по инстинкту приблизиться к естественным понятиям и стремлениям, которые еще только искали современные им философы с помощью строгой науки. Мало того: истины, которые философы только предугадывали в теории, гениальные писатели умели схватывать в жизни и изображать в действительности… Таков был Шекспир». Н. А. Добролюбов подчеркивает важную особенность художественного познания: оно позволяет получать результаты, еще недоступные научному анализу.

Разумеется, нельзя понимать дело так, что художественное познание мира может заменить науку. Но в тех областях, где научный аппарат познания пока далек от совершенства, искусство может опережать науку: «Интуиция является лишь сокращенным прыжком познания, прыжком, за которым наука со своими доказательствами может плестись столетиями». Вероятно, именно эту интуицию художника имел в виду Норберт Винер, когда писал о Киплинге: «При всей своей ограниченности он тем не менее обладал проницательностью поэта». Возможно что этот скачок в мышлении, «логический разрыв», связан с переходом от второсигнальных ассоциаций к образам первой сигнальной системы с последующим возвращением ко второй сигнальной системе.

Художественное познание оказывается порой безошибочно-точным. Это обстоятельство отметил Фридрих Энгельс в известном письме к Маргарите Гаркнесс: «Бальзак… в своей „Человеческой комедии“ дает нам самую замечательную реалистическую историю французского общества…, из которой я даже в смысле экономических деталей узнал больше…, чем из книг всех специалистов-историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых».

В 1905 году Альберт Эйнштейн опубликовал специальную теорию относительности. Одним из следствий этой теории является так называемый «парадокс часов». Поясним сущность этого парадокса мысленным примером. Представим себе, что с Земли в сторону Альдебарана летит космический корабль со скоростью, близкой к скорости света. Расстояние до Альдебарана - примерно 50 световых лет. Дорога туда и обратно займет, следовательно, 100 лет, - по нашим земным часам. Но на ракете все процессы будут протекать медленнее, и космонавтам покажется, что путешествие продолжалось значительно меньше, скажем, 10 лет. Именно таковы будут показания хронометров космического корабля и темп старения его экипажа. Вернувшись на Землю, обитатели ракеты едва ли застанут в живых кого-либо из своих сверстников.

Этот «парадокс часов» сейчас известен каждому школьнику: о нем много написано и в научно-популярной и в фантастической литературе.

Нам казалось: мы кратко блуждали.

Нет, мы прожили долгие жизни…

Возвратились - и нас не узнали,

И не встретили в милой отчизне.

Каким образом удалось поэту предвосхитить одно из величайших открытий науки? Или это случайное совпадение?

В подтверждение высказанных предположений сошлемся на слова А. М. Горького - человека, сочетавшего громадный талант художника с энциклопедической образованностью. Вот что он писал о художественном познании действительности:

«Бальзак, один из величайших художников… наблюдая психологию людей, указал в одном из своих романов, что в организме человека, наверное, действуют какие-то мощные, не известные науке соки, которыми и объясняются различные психофизические свойства организма. Прошло несколько десятков лет, наука открыла в организме человека несколько ранее не известных желез, вырабатывающих эти соки, - „гормоны“ - и создала глубоко важное учение о „внутренней секреции“. Таких совпадений между творческой работой ученых и крупных литераторов - немало».

Число примеров можно еще увеличить. Но необходимо сделать несколько предостережений и оговорок. Во-первых, не всякий, кто берется за перо или кисть, может считаться художником. Где же критерий, кого можно считать художником, к чьим предостережениям нужно прислушиваться? Ведь художник не может строго и безупречно переводить свои прозрения на язык логической аргументации, его выводы приходится принимать, ограничиваясь художественным их обоснованием. Кому же верить? Этот вопрос пока остается без ответа; но для нас важно другое: мы хотим подчеркнуть объективность и действенность художественного познания, которое недостаточно изучалось в прошлом. На наш взгляд, оно заслуживает большего внимания со стороны философов, психологов и нейрофизиологов. Художественное познание меньше боится пробелов в поступающей информации. Оно оперирует с высшими ассоциациями, схватывая самые общие связи на вершине иерархической лестницы ассоциаций, а затем уже находит конкретное их выражение через «выразительную деталь». Это обстоятельство подметил еще Герман Гельмгольц. Он писал, что в некоторых случаях «суждение… истекает не из сознательного логического построения, хотя в сущности умственный процесс при этом тот же… …Этот последний род индукции, который не может быть приведен до совершенной формы логического заключения… играет в человеческой жизни весьма обширную роль… В противоположность логической индукции можно было бы этот род индукции назвать художественным».

Чтобы лучше понять общность и отличия научного и художественного мышления, надо сперва ответить на вопрос - а что такое мышление?

Философы утверждают, что мышление - это обобщенное отражение действительности человеческим мозгом.

Физиологи предпочитают другую формулировку - мышление есть психическое проявление высшей нервной деятельности.

Психиатры говорят, что мышление - это интеллект в действии. Пожалуй, наиболее удачным, следует признать функциональное определение: мышление есть процесс обработки информации с отбором ее и с повышением кода (то есть степени абстракции).

Мышление не всегда осознается; процессы обработки информации мозгом могут в определенные моменты протекать вне сознательного контроля. Это так называемое подсознательное мышление лежит в основе неосознанного опыта, который принято именовать интуицией. Любое событие, происходящее вовне и воспринятое человеком, отражается, то есть моделируется, в его мозгу в виде нейронной структуры - модели. Модель - это совокупность нервных клеток и их связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу. Формирование нейронной модели отвечает тому, что в логике и психологии называют представлением… Если создается модель, отражающая одно какое-то свойство, присущее многим объектам, - то это соответствует формированию понятия.

Последовательная активация моделей, движение возбуждения и переход его с модели на модель - это материальный базис процесса мышления.

Схематически можно представить себе каждую модель в трех основных состояниях: возбужденном, субвозбужденном и невозбужденном.

Модель не возбуждена - это значит, что активность ее (энергетический уровень) минимальна. Она находится в долговременной памяти, и лишь в самой незначительной степени взаимодействует с другими моделями.

Модель находится в состоянии субвозбуждения - это означает ее высокую готовность перейти в возбужденное состояние, а также более активное взаимодействие с другими моделями и текущим опытом. Из числа субвозбужденных моделей отбираются те, которые будут возбуждены в следующий момент времени.

«Субвозбуждение», или возбуждение модели на неполном энергетическом уровне, есть, по-видимому, материальный базис подсознания.

Возбужденных моделей значительно меньше, чем моделей субвозбужденных. Их энергетический уровень наиболее высок - это те модели, которые находятся в сфере сознания.

В сознании может проходить лишь одна нить ассоциаций, то есть лишь один поток информации. Ассоциативные связи в подсознании гораздо многообразнее, шире и богаче.

Переход модели из подсознания в сознание, то есть на более высокий уровень возбуждения, связан в первую очередь с эмоциональным подкреплением, которое в значительной мере предопределяет ход ассоциативного процесса.

Одна из особенностей художественного творчества - построение корковых моделей в условиях большого дефицита информации. Но и научное творчество связано с таким построением. По-видимому, это особенность любого творческого процесса. Разница в том, что интуитивный вывод ученого может быть впоследствии переведен на язык строгой логики (экспериментальное обоснование гипотез и теорий), а художественное прозрение, как правило, не переводится на язык логической аргументации. Поэтому для изучения процесса художественного творчества вдвойне важно знание законов подсознательного мышления. Эти законы объективны, и в принципе не должны отличаться от законов осознанного мышления. Но есть и специфика; мы укажем на три особенности подсознательного мышления.

1. Скорость обработки информации в подсознании намного ниже. Это утверждение не является очевидным, потому что повседневный опыт как будто бы противоречит ему. Подсознательные умозаключения кажутся иногда молниеносными. Но эта молниеносность относится не к скорости обработки информации, а к скорости перехода нейронной модели из подсознания в сферу сознания. Этот переход, действительно, осуществляется мгновенно. Но ему предшествует длительная и медленная обработка информации на подсознательном уровне, длящаяся иногда месяцы и годы.

2. B подсознании возможна одновременная обработка нескольких параллельных потоков информации. Это весьма существенное обстоятельство, ибо при этом значительно шире и разнообразнее круг возникающих ассоциаций и аналогий, которые могут стать толчком и источником новых неожиданных решений.

3. Подсознательное мышление более подвержено влиянию эмоций и чувств.

Теперь естественно задать вопрос. Если подсознание столь существенный элемент творческого процесса, то почему нейрофизиологи так мало изучают его? Причина прежде всего в том, что нет хороших методик, вернее, их мало.

Из существующих работ нужно упомянуть исследования школы Быкова по восприятию раздражений из собственных внутренних органов. В опытах удалось показать, что на неощущаемые допороговые раздражения из внутренних органов могут формироваться условные рефлексы. Предполагается, что эти раздражения доходят до коры, но энергетический уровень их низок, и они не превращаются в ощущения, а анализируются без участия сознания. Это допороговые импульсы. Их можно учесть количественно. Они хотя и слабы, но, постепенно накапливаясь, могут полностью подчинить себе поведение. Особенно ярко это проявляется при выключении внешних раздражителей (во сне, например, когда содержание сновидений в большой мере определяется импульсами из желудка, мочевого пузыря и т. д.).

Но физиологическая основа подсознательного не сводится к импульсам из внутренних органов - она сложнее и многообразнее. В подсознании взаимодействуют потоки внутренней и внешней информации. Исследование подсознательного восприятия внешней информации проводил Г. В. Гершуни. Он пользовался слуховыми раздражителями допороговой величины и вырабатывал условные рефлексы на них. Оказалось, что условные рефлексы могут формироваться на неощущаемый, «неслышимый» звук. Такой условный рефлекс Гершуни трактует как неосознанную психическую реакцию. Сам факт образования условных рефлексов на неощущаемые раздражения делает - в приложении к человеку - вполне реальным допущение о существовании интуитивного мышления, когда в сознании всплывает мысль, предварительно сложившаяся в подсознании.

Применялись и другие модификации этого метода - кратковременные экспозиции рисунков, вкрапление кинокадров, тематически не связанных с фильмом, и т. д. Опыты показали, что неосознанные раздражители могут воздействовать на поведение.

В последнее время появились сенсационные сообщения о гипнопедии. Анализ опубликованных результатов позволяет сделать предварительный вывод, что гипнопедия может стать инструментом исследования подсознания. Наконец, психоанализ Фрейда. В руках талантливого врача в клинике он дает подчас блестящие результаты. Но психоанализу не хватает критериев точности: толкования его слишком произвольны.

Существующие методики изучения подсознания недостаточны. Нужны новые идеи. Но важность проблемы заслуживает того, чтобы прилагать здесь самые энергичные усилия.

Для естественных наук характерно стремление найти упрощенную модель сложного явления, изучать ее свойства, а затем с оговорками, осторожно переносить свои находки на самое сложное явление. Где же искать модель творческого процесса? Мы остановили свой выбор на модели несколько, быть может, неожиданной: на создании остроты, ибо здесь тоже наблюдаются три основных признака творческого акта:

а) наличие предварительных знаний;

б) подсознательное ассоциирование далеких понятий;

в) критическая оценка полученного результата.

Как и любой творческий процесс, создание остроты связано с выходом за пределы формальной логики, с освобождением мысли от тесных рамок строгой дедукции.

Пробуждающим мотивом, движущей пружиной этой умственной работы служат человеческие чувства - также, впрочем, как и при решении любой задачи, да и вообще - без чувств не может быть никакого человеческого творчества. Взгляд на остроумие как подсознательный процесс, второму свойственны все особенности подсознания, впервые был высказан Фрейдом. Правда Фрейд избрал несколько необычный способ доказательства своей мысли. Он решил показать, что остроумие имеет сходство с мышлением в сновидениях. А поскольку подсознательный характер мышления в сновидениях совершенно очевиден, то тем самым доказывается подсознательный характер остроумия.

Фрейд выделяет следующие общие черты мышления в сновидениях и остроумия:

1. Лаконизм.

2. Сдвиг, то есть выбор средств выражения, достаточно далеких от тех, которым внутренняя цензура (воспитание) оказывает препятствие.

3. Непрямое изображение (намек).

4. Бессмыслица, то есть перевернутые причинно-следственные связи.

5. Регрессивный поворот от абстракций к наглядно-чувственным образам.

Доказательства эти кажутся несколько надуманными, хотя вывод Фрейда о связи остроумия с подсознательными процессами вполне правдоподобен.

Подход к изучению остроумия может быть с разных прицельных точек. Для врача-невропатолога вполне естественно и к проблеме остроумия подойти с врачебных позиций. В клинике нервных болезней часто приходится наблюдать «лобное остроумие», которому в книге посвящен специальный раздел. Почему при опухолях лобной доли мозга возникают столь резкие нарушения именно в этой области словесного поведения человека? Может быть, признать лобные доли центром остроумия? Но это несерьезно, Центра остроумия в мозгу нет, как нет и центров других высших психических функций. В чем же здесь дело?

Для ответа на вопрос, почему при лобных поражениях страдает остроумие, надо сперва разобраться - что такое остроумие? Любая сложная психическая функция являются иерархической организацией других, более простых но тоже далеко не элементарных функций. Значит, и остроумие как сложное психическое свойство включает в себя целый комплекс психических качеств. Во-первых, критичность. Не всякую остроту можно обнародовать - надо мгновенно оценить ее до произнесения вслух. Отбор требуется очень строгий. А при поражении лобных долей критичность вообще нарушается. Во-вторых, для остроумия необходима способность к избирательным ассоциациям, позволяющая ассоциировать далекие понятия. А при поражении лобных долей способность к избирательным ассоциациям утрачивается, и в «потоке сознания» преобладают, как правило, случайные ассоциации.

Таким образом, «лобное остроумие» - не таинственный признак поражения некоего фантастического центра, а один из результатов дезинтеграции высших психических функций. Эта же дезинтеграция приводит и к другим психопатологическим явлениям, вызывая более широкие изменения личности больного. А острота может в какой-то мере служить моделью, в которой эти изменения проявляются наиболее демонстративно.

Чтобы лучше понять механизм патологического остроумия, необходимо проанализировать «нормальное» остроумие. Но тут возникает вопрос - чем отличается остроумие от чувства юмора? Ведь многие люди не делают между ними различия. Анализ чувства юмора как эмоциональной реакции выдвигает еще один вопрос - что такое чувство? Поэтому главе об остроумии пришлось предпослать пространный раздел об эмоциях и чувствах.

Разбор «нормального» остроумия приведен главным образом на примерах из художественной литературы, потому что это материал апробированный. Рискованно брать для анализа шутки своих знакомых.

Есть в проблеме остроумия и кибернетическая сторона. Можно ли описать структуру остроты формальным языком, языком программы для вычислительной машины? Если ответить на этот вопрос утвердительно, то это означает признать возможность моделирования остроумия. Задача эта громадной трудности и потребует совместных длительных усилий врачей, психологов, программистов, математиков. Но в принципе такая задача представляется вполне разрешимой.

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Обработка слуховой информации, язык и речь Обработкой слуховой информации называется то, как мы воспринимаем информацию на слух и понимаем услышанное. Чтобы понимать, мы должны расшифровывать услышанное, т. е. различать звуки, например, высокого и низкого тембра и

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Обработка визуально-пространственной информации В первые годы жизни дети учатся благодаря своим собственным действиям, на практике. Этот процесс начинается задолго до освоения речи, ведь для того, чтобы думать, не нужны слова. Визуально-пространственный мир первичен.

Из книги Кокология 2 автора Сайто Исаму

Кошка, говорящая человеческим языком Может, собака и вправду лучший друг человека, зато для кошки нет лучше друга, чем она сама. Кошек можно любить или ненавидеть (ваши чувства им совершенно до лампочки!), однако эти животные обитают рядом с человеком уже так давно, что

автора Клейнман Пол

Нисходящая обработка сенсорной информации В 1979 году психолог Ричард Грегори предположил, что восприятие носит конструктивный характер и что, глядя на что-нибудь, человек с помощью чувственного восприятия строит гипотезы относительно того, что видит, основываясь

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Восходящая обработка сенсорной информации Не все психологи считают теорию нисходящей обработки сенсорной информации правильной. Так, психолог Джеймс Гибсон убежден в том, что даже сама идея проверки гипотезы в корне неверна; он утверждает, что процесс восприятия

автора Калшед Дональд

Переходные процессы между человеческим и божественным Однако исключительно персоналистическая психология не в состоянии передать подлинное таинство воплощения в сущем личностного духа вопреки травме, таинство, к которому имеют отношение в других случаях точные

Из книги Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа автора Калшед Дональд

Радость и отношения между человеческим и божественным Беременность Психеи является еще одним признаком того, что действие травматической защиты, с которой начинается наша история, ослабевает. С рождением ребенка, которого назовут Радость, в симбиотическом «единении в

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Одна из концепций управления человеческим поведением Ясно, что излагаемая мною точка зрения резко отличается от изложенного ранее общепринятого взгляда на отношение науки о поведении к управлению человеческим поведением. Чтобы сделать это отличие еще более резким, я

Из книги Что такое психология [в двух томах] автора Годфруа Жо

Часть III. Высшие функции и обработка информации ВведениеВ предыдущей части мы рассмотрели способы активации организма - как под действием сигналов из окружающего мира, так и благодаря определенному состоянию сознания и мотивации, в котором индивидуум находится в

Из книги Предназначение Души. автора Ньютон Майкл

Обработка информации, полученной на собраниях Совета Старейших В какой-то момент гипнотического сеанса Субъект говорит мне, что его встреча с Советом закончилась и он готов покинуть это место и вернуться в свою группу. Это момент интенсивных раздумий, и мы вместе

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Компьютерные модели и обработка информации человеком Сходство между компьютером и человеческим разумом настолько очевидно, что один можно рассматривать в качестве зеркального отражения другого. Но что является зеркалом, а что - отображаемым объектом? И все ли

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Обработка информации и личность То, как люди перерабатывают данные о себе и других, зависит от их убеждений и других компонентов когнитивной организации. Когда имеется расстройство некоторого типа - симптом или синдром (Ось I) либо расстройство личности (Ось II),

Из книги Как привести дела в порядок [Искусство продуктивности без стресса] автора Аллен Дэвид

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Обработка информации и интеллект Интерес психологов к обработке информации связан с желанием понять процессы мышления, лежащие в основе интеллекта. В рамках таких исследований разум рассматривается в значительной степени как программное обеспечение компьютера,

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

90 процентов ошибок вызваны человеческим фактором Без сомнения, так и есть. И мы с вами тоже жертвы подобных ошибок. Всем известно клише «Человеку свойственно ошибаться». В подавляющем большинстве случаев это утверждение совершенно справедливо. Когда происходит что-то

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Человеческий организм как и большинство других живых организмов очень сложен. Он состоит из множества разных клеток, тканей и органов. Каждый орган в теле человека выполняет свою функцию. При этом он может обеспечивать работоспособность других органов, а также сам зависеть от их функционирования. Таким образом, организм человека представляет собой сложную систему, различные компоненты которой взаимосвязаны между собой.

Органы живого организма объединяют в группы - системы органов. Каждая система органов выполняет одну большую задачу для организма, играет определенную роль для него. А каждый орган в конкретной системе выполняют более мелкую задачу, своего рода подзадачу.

У человека выделяют более десяти систем органов. Основными являются следующие.

Покровная система - это кожа и слизистые оболочки. Кожа защищает остальные органы от повреждений, высыхания, предотвращает проникновение в организм вредных веществ и микроорганизмов, снижает воздействие температурных колебаний среды.

Опорно-двигательная система - это кости и мышцы. Кости человека подвижно соединены между собой, в результате получается единый подвижный скелет. Скелет придает опору телу, к нему крепятся большинство мышц, также скелет выполняет защитную функцию для ряда органов. Мышечная ткань объединяется в отдельные мышцы, она отвечает за подвижность частей тела, входит в состав некоторых органов.

Пищеварительная система включает в себя множество органов, совместная работа которых обеспечивает тело человека питательными веществами, извлекаемыми из пищи путем ее переработки. Эти вещества сначала поступают в кровь, а затем разносятся по клеткам тела.

Дыхательная система человека состоит из нескольких органов, главными из которых являются легкие. В них происходит газообмен между кровью и воздухом. Из крови выводится углекислый газ, а в кровь поступает кислород. Кислород необходим для жизнедеятельности клеток, выработки энергии. В результате этого образуется углекислый газ, который должен удаляться из организма.

Кровеносная система состоит из сердца, различных сосудов, крови, органов кроветворения. Она обеспечивает перенос клеткам тела кислорода и питательных веществ, отвод от них продуктов распада. Также благодаря крови в организме происходит перераспределение тепла. Оно отводится от органов, которые его вырабатывают, к органам, которым его не хватает или через которые оно может быть удалено из организма. Кроме этих функций кровь выполняет ряд других - защищает нас от ряда болезней, выполняет иммунную функцию, разносит гормоны и др.

Выделительная система человека состоит из пары почек и ряда других органов. Ее функция - это удаление из крови продуктов обмена веществ, воды, а также вредных веществ, попавших в кровь из пищеварительной системы. Таким образом, выделительная система обеспечивает постоянство химического состава окружающей среды для клеток тела, что имеет важное значение для их нормальной жизнедеятельности.

Половая, или репродуктивная, система у мужчин и женщин состоит из разных органов. У обоих полов репродуктивная система производит половые клетки, а у женщин еще и обеспечивает вынашивание плода. Таким образом, функцией половой системы является размножение, т. е. обеспечение воспроизводства представителей вида.

Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и множества различных нервов. Ее функциями являются обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма, обработка информации, поступающей от органов и из окружающей среды, принятие на основе этого решений, разумная деятельность. Именно разумная деятельность является отличительной особенностью человека, выделяющей его из мира животных. Таким образом, нервная система - это регулятор организма человека, его «главный менеджер».

Эндокринная система человека включает различные железы, «разбросанные» по всему телу, которые синтезируют определенные химические вещества - гормоны. Посредством гормонов, поступающих в кровь, происходит управление организмом. В отличие от нервной системы, где сигналы передаются по нервам, здесь управление происходит иным путем (молекулами через кровь).

Органы чувств человека различны, это несколько «подсистем», каждая из которых состоит из ряда органов. Органы чувств воспринимают значащую для организма информацию из окружающей среды и передают ее мозгу. На основе поступивших данных мозг принимает решения о том, что организму надо или не надо делать. Органы чувств человека состоят из органов зрения, воспринимающих свет, органов слуха, воспринимающих звук, органов обоняния и вкуса, воспринимающих химический состав (молекулы) окружающей среды и пищи, а также осязания, воспринимающего давление.

Совместная согласованная деятельность всех систем органов обеспечивает жизнь организма.

Особенности деятельности человекаоператора. И вот вместо доярки мы имеем оператора машинного доения вместо кочегара – оператора котельных установок на место токаря фрезеровщика – пришел оператор станка с числовымпрограмным управлением ЧПУ. Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора выполняющего функции управления сложной системой. Стремясь полнее и конкретнее представить труд оператора его профессию в целом инженерная психология выходит на междисциплинарные границы и именно там обретает свою предметную...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Инженерная психология.

на тему:

Особенности приема и обработки информации человеком-оператором.

Введение 3

Глава 1. Система «человек-машина» и основные задачи инженерной психологии. 5

Глава 2. . 9

Заключение 15

Литература 17

Введение.

Основной целью данного реферата является изучение, осмысление и в конечном итоге понимание всех этапов приема и обработки информации человеком-оператором в процессе своей рабочей деятельности.

Повсеместное развитие науки и техники приводит к усложнению рабочей деятельности человека. К появлению новых специальностей, отраслей производственной деятельности.

Еще не давно многие рабочие специальности и профессии обозначались краткими названиями, что отражало их техническое не совершенство.

Кочегар, доярка(дояр), токарь, фрезеровщик… И таких специальностей были сотни, тысячи.

Но с развитием науки, техники, технологии данные рабочие специальности менялись. На рабочих местах стали появляться новые приборы управления, автоматизированные системы управления (АСУ), ситемы контроля и сигнализации.

И вот вместо доярки мы имеем оператора машинного доения, вместо кочегара – оператора котельных установок, на место токаря, фрезеровщика – пришел оператор станка с числовым-програмным управлением (ЧПУ).

И такие изменения происходят повсеместно. Как известно прогресс не остановить.

Но на ряду с изменением в технике и технологии, произошли изменения в психологии рабочего. И вот на стыке техники, технологии и психологии закономерно возникла новая область – инженерная психология.

Инженерная психология - это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте.

« ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

(англ. engineering psychology) - область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств.»

[ 2 ]

Совместно с другими науками инженерная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда. Быстрое развитие и усложнение техники, расширение условий эксплуатации ведут к возрастанию количества операторских ошибок и их цены. Крупные аварии и катастрофы последних лет связаны с деятельностью операторов.

Изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудового человека.

Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Поэтому она теснейшим образом связана с системотехникой, технологией процессов и правоведением. Стремясь полнее и конкретнее представить труд оператора, его профессию в целом, инженерная психология выходит на междисциплинарные границы и именно там обретает свою предметную определенность.

« ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА :
— управление техническими устройствами, непосредственное воздействующими на объект деятельности вместо человека. Имеет алгоритмический характер. При ее проектировании учитываются все наиболее вероятные ситуации управления. В задачи оператора входит построение образно-концептуальных моделей этих ситуаций, владение моделью информационной и умение справляться с каждой из них. В модели информационной объект деятельности отображается в знаковой форме. Одна из особенностей деятельности оператора — в том, что ему приходится опознавать знаки, соотносить их с собственными представлениями о реальном объекте деятельности, оперировать знаками, выучивать алфавит знаков, правила образования из них сочетаний и пр. При этом главное — не забывать о замещающей функции этих знаков. Оператор — это лицо, ответственное за успешный результат воздействия на объект и нормальную работу технического устройства. Это учитывается при разработке технических устройств, особенно с элементами интеллекта искусственного, и комплексов роботехнических (см. роботизация). Хотя эти устройства выполняют важные функции, решающую роль в системе эргатической играет оператор.»

Психология труда, инженерная и профессиональная психология способны решать разнообразные практические задачи: оценка специалиста при продвижении по службе или «списании» на пенсию, отбор из новичков, обучение и переучивание специалистов со стажем, тренажерная подготовка, психологический тренинг, консультирование и проч. Участие в решении проблем профессиональной адаптации, реабилитации и решении глубинных личностных конфликтов выводит профессиональную психологию на междисциплинарные границы.

Глава 1.

Система «человек-машина» и основные задачи инженерной психологии.

Современные системы управления сложными объектами, системы сбора, передачи и обработки информации и системы централизованного контроля техническими процессами – сложные человеко-машинные комплексы. В таких комплексах объединяется работа многих технических устройств и коллективов людей. От согласованности действий человека-оператора и технической части в значительной степени зависит эффективность таких систем.

Информационная модель (ИМ) – множество сигналов, несущих оператору информацию об управляемом объекте и организованных в соответствии с определенной системой правил. Прием информации человеком осуществляется с помощью рецепторов (Р) – (рецептор от латинского принимающий).

На основе восприятия информационной модели в сознании человека создается представление о состоянии реального объекта управления – концептуальная (от англ. – представление) или психическая модель. В памяти человека хранится эталон, соответствующий требуемому состоянию объекта. В результате сравнения психической модели с эталоном человек принимает решение, которое реализует с помощью эффекторов (Э) – органов движения или речи. Воздействуя на средства ввода (СВ), он осуществляет целенаправленную деятельность в соответствии с задачами, выполняемыми всей системой.

Устройства отображения информации (УОИ) – технические средства, используемые для создания динамических информационных моделей управляемых или контролируемых объектов. В зависимости от назначения устройства отображения информации весьма разнообразны. В состав УОИ входят средства индикации (индикаторные приборы со схемой управления) и, как правило, средства ввода информации. Хотя в сложных системах обработка информации осуществляется ЭВМ, в УОИ могут входить средства преобразования, хранения и обработки информации.

Индикаторный прибор (от лат. - указываю) – конструктивно оформленный как единое целое преобразователь входного сигнала в видимое изображение.

Система отображения информации (СОИ) – комплекс устройств отображения информации и алгоритмов специальной обработки и подготовки информации, предназначенной для решения человеком задач контроля и управления.

Таким образом, с помощью УОИ и СОИ осуществляется связь человека с машиной в системе. С ростом сложности объектов управления(ОУ), с непрерывным увеличением числа параметров и их количественных характеристик (мощность, производительность, скорость, объем и номенклатура выпускаемой продукции и др.) повышаются требования к рациональному использованию ресурсов, обеспечивающему максимальную эффективность производства. Задача оптимального согласования деятельности человека-оператора и техники переросла в крупную проблему, актуальность которой возрастает с годами, вызывая большой интерес широкого круга специалистов-системотехников, психологов и физиологов, математиков и разработчиков систем и средств отображения информации, специалистов по вычислительной и информационной технике.

В системе человек – машина возникают три типа отношений:

ИМ – ОУ

ИМ – Человек

ИМ – Задача

отношение определяет степень соответствия модели

определяет отношение к возможности восприятия

отношение определяет, что должен решить человек

По степени сложности ИМ можно разделить на виды:

1. Наглядная ИМ – это копия или подобие изображаемого объекта. Основное достоинство такой модели – восприятие ее, как в реальной жизни. Сложно определить степень схематизации модели и выделить признаки, которые целесообразно отобразить. Примером наглядной модели могут быть: фотография, киноизображение, телевизионное изображение, локационное изображение.

2. Абстрактная ИМ – передает информацию с помощью набора знаков. Достоинство модели в том, что она позволяет отобразить недоступную для непосредственного наблюдения информацию. Для реализации такой модели необходимо определить признаки, которые необходимо передать и выбрать систему знаков, используемую для кодирования. Примерами абстрактной модели могут быть: текст, формула, знаковое табло.

3. Смешанная ИМ – объединяет достоинства и особенности наглядной и абстрактной ИМ. Примером смешанной модели могут выступать: графики, диаграммы, схемы, чертежи.

Выбор типа ИМ определяется задачей, которую необходимо реализовать.

Проблема оптимального синтеза СЧМ – комплексная, многоплановая, требующая привлечения новейших достижений, как технических наук, так и наук о человеке. Решение этой проблемы в значительной степени зависит от успехов инженерной психологии.

Параметры ИМ.

1. Количество информации. Если возникает противоречие между количеством информации, поступающим от технической системы и количеством информации, которое может воспринять человек, необходимо применить разделение:

а . по времени;

б . в пространстве (использовать несколько наблюдателей);

в . использовать пространство параметров (ИМ может быть цветной).

2. Полнота отображения. Может возникнуть противоречие между полнотой информации и скоростью принятия решения. В этом случае необходимо проводить оптимизацию по критерию минимума принятия решения (справочные окна).

3. Развертка во времени. Любую информационную модель можно представить в виде:

а. статической ИМ;

б. динамической ИМ

в. ИМ, в которой временной масштаб выбирается возможностями наблюдателя (замедленный или ускоренный).

4. Пространственная организация. ИМ должна восприниматься как единое целое с учетом поля зрения и остроты зрения. Для выполнения этого параметра необходимо соблюдать следующие принципы:

а . компактности или целостности восприятия;

б . группировки – взаимодействующие элементы должны располагаться рядом;

в . субординации – важное должно быть в центре;

г . соответствия сенсорного и моторного восприятия.

Требования к ИМ не соответствуют требованиям, предъявляемым к СОИ.

Инженерная психология – научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники для использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина».

Основные задачи инженерной психологии:

Анализ функций человека в СЧМ, определение его места и роли в системе, изучение структуры и классификации деятельности оператора;

Изучение процессов преобразования информации человеком при ее приеме и переработке, принятии решений и выполнении управляющих воздействий;

Разработка принципов построения рабочих мест операторов;

Изучение влияния психологических факторов на эффективность, СЧМ, оптимизация информационного взаимодействия человека с техническими устройствами;

Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ с помощью профессионального отбора, обучения, формирования коллектива и тренировки;

Разработка теории инженерно-психологического проектирования и ее использование при разработке СЧМ; исследование и определение экономической эффективности инженерно-психологических разработок.

При решении задач инженерная психология использует различные методы.

Один из основных методов - наблюдение. При наблюдении путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека, его мимики, речи и результатов труда выявляются профессионально значимые особенности различных психических процессов. Наблюдения, как правило, дополняются регистрацией изучаемых явлений фотографированием, киносъемкой, записью на магнитную ленту и т.д. С целью уточнения результатов наблюдений используются измерения временных, пространственных и других характеристик, связанных с трудовой деятельностью человека, его физиологических показателей и т.д. Большое внимание при наблюдении уделяется анализу ошибочных действий операторов, беседам с ними и анкетированию.

Другой метод инженерной психологии - эксперимент, в процессе которого изучаются психологические особенности деятельности оператора, вызванные изменением ее условий, цели или способа выполнения. При лабораторном эксперименте, являющемся одной из разновидностей моделирования деятельности оператора, создают условия, наиболее соответствующие реальным, и изучают деятельность оператора. Результаты эксперимента могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях.

При естественном эксперименте устраняются недостатки, свойственные лабораторному эксперименту. Испытуемый в этом случае выполняет возложенные на него функции, часто забывая или даже не зная, что он – объект исследования. Этот вид эксперимента может иметь место только при наличии реальной действующей системы и отсутствии ограничений на проведение в ней требуемых исследований. Довольно часто проведение естественного эксперимента сочетается с математическим моделированием деятельности оператора.

В последние годы при решении практических задач и разработке инженерно-психологических проблем широко используются методы моделирования, т. е. исследуются модели объектов.

Физическое моделирование состоит в исследовании деятельности оператора в лабораторных условиях с помощью специальных стендов, тренажеров, макетов, имитирующих реальную систему. Смысл моделирования заключается в воспроизведении психологической структуры и особенностей реальной деятельности, а также в математическом планировании и обработке результатов исследований. При использовании метода математического моделирования исследование деятельности оператора осуществляется с помощью математических моделей, для построения которых применяются методы и математический аппарат, используемые в теориях информации, автоматического управления, массового обслуживания и др. В процессе моделирования широко используют ЭВМ. С их помощью можно имитировать условия работы оператора, процессы и объекты управления, осуществлять необходимые расчеты и т. д

Глава 2.

Особенности деятельности человека-оператора .

В общем виде деятельность оператора в автоматизированной системе управления (АСУ), можно определить так: человек должен воспринимать и оценивать получаемую информацию, принимать своевременные и правильные решения, выполнять необходимую руководящую (командно-исполнительскую) деятельность (действие), оперируя при этом соответствующими органами управления.

Оператор лишен возможности непосредственно наблюдать за объектами, которыми управляет, и вынужден пользоваться информацией, поступающей к нему каналами связи, то есть человек имеет дело не с реальными объектами управления, а с их отображением или информационными моделями.

Информационная модель - совокупность информации о состоянии и функционировании объекта управления и внешней среды, то есть она является тем источником информации, на основе которого оператор формирует образ реальной ситуации, анализирует и оценивает ее и принимает решения, обеспечивающие правильную работу системы. Физически информационная модель реализуют с помощью устройств отображения информации. Важнейшей особенностью работы человека с информационной моделью является необходимость сопоставления сведений, полученных с помощью приборов, экранов, табло, как между собой, так и с реальными объектами, которыми управляют. Если информационная модель неадекватно отражает реалии или не позволяет оператору быстро и точно воспринимать необходимые данные, то она непригодна. Информационные модели современных АСУ в большинстве случаев адекватно отражают объекты управления, но работа оператора с ними часто не соответствует требованиям точности и оперативности.

Деятельность оператора можно разделить на четыре основных этапа:

1. Восприятие информации - охватывает следующие операции:

Выявление объекта восприятия;

Выяснение в объекте отдельных признаков, отвечающих задаче, поставленной перед оператором;

Ознакомление с выделенными признаками;

Узнавание объекта восприятия.

Обнаружение - начальная фаза развития любого акта восприятия; одновременно с этой операцией происходит выделение в объекте отдельных признаков, таких как цвет, яркость, величина, форма и другое.

Из множества выявленных признаков выделяют информативным и тесно связана с задачей оператора. В процессе ознакомления с выделенными признаками оператор устанавливает связи между отдельными свойствами, объекта восприятия, связывает их в единую схему, формирует собственные системы эталонов, на основании которых он может познать объект или ситуацию.

2. Оценки информации, ее анализ и обобщение на основе ранее заданных или сформированных критериев оценки. Оценка выполняется на основе сравнения воспринятой информационной модели со сложенной у оператора внутренней образно-концептуальной "моделью ситуации (системы управления).

Концептуальная модель - это результат осмысления оператором сложившейся ситуации, с учетом поставленных перед ним задач. В отличие от информационной модели она относится к внутренним психологическим средств деятельности оператора.

К содержанию образно-концептуальной модели относятся образы и модели реальной и прогнозной ситуации, знание совокупности возможных действий, связанных с управлением, а также представления о цели и критерии функционирования системы, знания (ощущения) последствий решений, которые принимают. Соотношение элементов информационной модели образами и представлениями, входящих в состав концептуальной модели, является важным звеном переработки информации человеком. Главная сложность, которая возникает на этом этапе, связана с проблемой эффективного кодирования информации. Для каждого типа задач существуют свои способы эффективного кодирования. Экспериментальные исследования и опыт эксплуатации АСУ позволили выявить ряд категорий кодирования, соответствующие определенным задачам. Например, задаче обнаружения, или определения, места лучше соответствует цветовое кодирование, задаче познания - кодирование условными знаками, задаче определения количественных характеристик - цифровое кодирование.

Оператор должен иметь возможность, осуществляя минимальное количество запросов, получать информацию о критических (которые требуют немедленного вмешательства) состояния управляемого объекта или процесса.

Следует различать постоянную (или медленно переменную) образно-концептуальную модель, хранящейся в долгосрочной памяти оператора, и оперативную (чрезвычайно подвижную), хранящейся в кратковременной или оперативной памяти. Если ситуация знакома, внешняя информационная модель вызывает в памяти оперативную концептуальную модель, и оператор немедленно начинает действовать.

При незнакомой ситуации оперативная модель формируется из данных информационной модели и с постоянной концептуальной модели.

3. Принятие решения на основе проведенного анализа информационной и образно-концептуальной модели ситуации. В некоторых случаях задача оператора определяют ранее заданному, известным оператору алгоритмом решения. При этом акт решения сводится к выбору наилучшего, оптимального варианта.

Процесс принятия решения оператором усложняется, если ситуация не предусмотрена заданным алгоритмом решения. В этом случае взаимодействие оператора с информационной моделью имеет уже две цели - постановку самой задачи и поиск

Концептуальный - основан на какой-то системе доказательств определенного положения, системе взглядов на то или иное явление.

Постановка задачи связана со специальным преобразованием информационной модели. Поэтому нужно создавать такие модели, максимально облегчающих восприятие ситуации как проблемной. Оператор также использовать информационную модель для проверки различных вариантов решения задачи. В процессе принятия решения оператор манипулирует преобразованной входной информацией. Но от оператора требуют формирования образа, адекватного не только к реальной ситуации и конкретной задачи, стоящей перед ним, но также и к тем способам решения таких задач, которые есть в его памяти. Поэтому важно уметь практически использовать принцип согласования информационной и концептуальной моделей при максимально возможном облегчении условий деятельности операторов.

4. Выполнение принятого решения с помощью определенной системы действий или издания соответствующих распоряжений.

Первые два этапа деятельности оператора условно называют информационным поиском, который охватывает также и поиск проблемной ситуации, а последние два - объединяют понятием обслуживания. В реальной работе оператора необязательно присутствуют все перечисленные этапы. Может быть и разная их последовательность. Порой этапы настолько переплетены, что из них трудно какой-либо выделить.

Следовательно основной формой деятельности человека-оператора является использование и обработки информации. В общем случае деятельность человека-оператора состоит из четырех этапов: принятие информации, оценка и переработка, принятие решения, реализация принятого решения. Во многих формах интерактивной работы с машиной оператор должен обладать высоким уровнем оперативной памяти и внимания.

На рис. 1.3 показана структурная схема системы «человек-машина» (СЧМ). Информация о состоянии объекта управления (ОУ) выдается устройством преобразования и обработки информации (УПОИ) в виде электрических сигналов на технические средства индикации (ТСИ). Средства индикации преобразуют сигналы в видимое изображение, т.е. в наглядный образ, имитирующий состояние ОУ – динамическую информационную модель.

В случае наполовину автоматизированного производства сигналы от датчиков в машине передаются на информационную панель. Человек воспринимает информацию, перерабатывает и через пульт управления влияет на машину. При высоко автоматизированном производстве сигналы от датчиков поступают на устройство, которое изменяет выходные параметры и передаются на регулятор выхода программы. Человек-оператор воспринимает сигналы и обратной реакцией влияет на регулятор выхода программы, который через устройство, управляющий выходными программами, влияет на машину.

Все изменения управляемого объекта улавливаются с помощью датчиков, сигналы от которых преобразуются и подаются к приборам, за которыми наблюдает человек. Человек воспринимает показания приборов, расшифровывает их, принимает решение, выполняет соответствующие действия. Сигнал, возникающий в результате действий человека, превращается и поступает в управляемый объект, изменяя его состояние.

У человека можно выделить органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию и через проводящие пути доносит в мозг, а мозг после соответствующей обработки действует на органы движения. У машины, соответственно, средства массовой информации, управления и информационно-логический и вычислительное устройство. Деятельность оператора при приеме информации связана с получением данных о состоянии объекта и среду обитания, после чего необходимо найти, выделить и распознать нужные сигналы. При оценке информации деятельность оператора направлена на анализ и обобщение сигналов, поступающих сравнения необходимого и действительного состояния системы "Человек-машина". Оператор выполняет действия, связанные с запоминанием, добычей из памяти и расшифровкой информации. До принятия решения оператор сравнивает модель процесса с базой данных, содержащихся в памяти системы "человек-машина", которая сформирована на основе знаний и умений, полученных во время обучения и накопления опыта работы с оперативной моделью, произведенной им в процессе обработки информации, поступающей.

В разных режимах технологического процесса оператор выполняет свои функции в системе, где управление в основном осуществляет автоматика. Для более полной характеристики операторского труда следует различать несколько режимов:

В нормальных условиях, при хорошо налаженном режиме установки человек с помощью средств отображения информации наблюдает за процессом и работой автоматики, не вмешиваясь в сам технологический процесс;

В аварийных ситуациях от оператора требуются быстрые и точные действия. Иногда в таких ситуациях труд оператора превращается в полуавтоматизированный или механизированный. Труд приводит к цели только в том случае, если оператор адекватно оценивает ситуацию и точно выполняет необходимые сенсомоторные действия. Запуск или остановка системы из-за неустойчивости технологического процесса по своей сложности и напряженности близки к крайним ситуациям;

Когда технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам, задача оператора усложняется. Это уже не просто наблюдение и контроль - оператор теперь должен выполнить определенные действия, чтобы сместить процесс в более устойчивую зону или удержать его в требуемых технологией пределах. Собирая и анализируя информацию, выясняя причины смещения или раскачки процесса посредством размышлений или воздействий на систему, оператор стабилизирует управляемый процесс;

Оператор строит режим работы установки самостоятельно, на новой основе, которая отличается от того, что задано производственной документацией. Такой режим иногда даже запрещен стандартной документацией. Это определяется совершенным знанием возможностей системы, выработанным за период самостоятельной работы по эксплуатации системы, стремлением оператора расширить климатические и погодные условия эксплуатации, сэкономить горючее и сберечь материальную часть, и, в конце концов, сэкономить собственные силы. По эксплуатации оборудования написаны многие тома, которые даются операторам конструкторами и испытателями. Однако по мере эксплуатации установки выясняется, что некоторые моменты так и остались не разъясненными. В таких случаях технология строится в процессе эксплуатации и оператор, с его знаниями, навыками и опытом, здесь играет одну из важнейших ролей. Выстраивая режим самостоятельно, «от нуля», оператор иначе видит его, чем при регулировании в соответствии с жестко заданными требованиями. Несомненно, что объем работы, выполняемой оператором в таком режиме, значительно больше, он выходит за пределы рабочей смены и предполагает совместную работу многих специалистов, разной квалификации и специализации. Благодаря этому обогащается содержание труда, труд приносит большее удовлетворение исполнителю. В таком режиме могут работать только те операторы, у которых высок уровень интеллектуальной активности, глубокие и разносторонние знания и большой опыт работы. Здесь оператор уже выступает как специалист, которому возможности и особенности работы техники в условиях длительной эксплуатации известны лучше, чем тем, кто ее задумал, разработал, сконструировал, изготовил и испытал. Особенно следует подчеркнуть преимущественное положение оператора по отношению к тем, кто доопределяет наставления, правовые, технологические и медицинские нормы эксплуатации, строит систему и содержание подготовки и повышения квалификации.

Заключение.

И так, мы рассмотрели особенности мышления человека-оператора. Особенности приема и обработки им информации, а так же принятия решения, на основе полученной, переработанной и осмысленной информации.

Нашей целью было понять, как и по каким критериям человек-оператор принимает те или иные решения.

Мы установили, что человек-оператор воспринимает информацию, поступающую к нему от машины, по средствам органов чувств (зрение, слух). Данная информация складывается в общую картину, которую человек-оператор сравнивает с эталонной, хранящейся в его памяти и на основе получаемых данных сравнения он принимает те или иные решения. Информация от машины может выводиться как на общий дисплей, так и на различные индикаторы и приборы расположенные на пульте перед оператором. Способ вывода информации не так важен, как то как человек-оператор воспримет, осмыслит и обработает полученную информацию. От этого зависит какое решение примет человек-оператор и к каким последствиям приведут данные решения.

Ни для кого не секрет, что в большей части техногенных аварий основная вина лежит именно на человеке. А именно на человеке-операторе, принявшем не верное решение на основе полученных данных. Это так называемый – человеческий фактор.

Человек-оператор получив информацию не до конца ее обработал, не до конца осмыслил и соответственно принял не верное решение. Данное решение по средствам манипуляций с передающими или регулирующими устройствами передается для исполнения машине. В итоге мы имеем очередное происшествие или техногенную катастрофу. Ярким примером такой катастрофы, может служить авария на Чернобыльской АЭС, где из-за ошибки в принятии решения произошел взрыв охлаждающего контура. И таких примеров десятки.

Что же необходимо сделать, какие меры принять для исключения подобных случаев? Однозначного ответа на этот вопрос мы не получим.

Подготовка человека-оператора к работе должна учитывать множество различных нюансов. Это и психическое, и психологическое, и физическое, и эмоциональное состояние человека. Голоден ли он, уставший ли он или бодрый и выспавшийся, болен ли он или здоров, каков у него семейный климат, все имеет значение. Любая мельчайшая деталь может повлиять на правильное или не правильное решение человека-оператора. А для этого мы должны четко понимать, представлять и осознавать особенности восприятия, обработки и оценки, скорости осмысления и принятия решения непосредственно данным человеком-оператором.

Невозможно в нескольких страницах текста раскрыть специфику труда, на освоение которого требуются многие годы.

Особое значение приобретает наблюдение за оператором во время подготовки к рабочей смене: сбор информации об объекте, системе и среде, контакты с различными специалистами, готовящими оборудование к смене, осмотр кабины, опробование органов управления - все эти действия обнаруживают не только особенности труда, но и особенности человека (хаотичность, тревожность, беспокойство, импульсивность или сдержанность, педантизм, точность, аккуратность).

ОПИСАНИЕ КНИГ ПОД ЗАГОЛОВКОМ /ФАМИЛИЕЙ АВТОРА/

  1. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю.Головин. 1998.
  2. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.2003
  3. Анализ деятельности человека-оператора // Образ и деятельность /. В.П. Зинченко. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

ОПИСАНИЕ КНИГ ПОД ЗАГЛАВИЕМ

  1. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - 360 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В.В. Лопатина – Электрон. дан. – М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ, 2005. – Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  1. Д.псх.н., проф. ф-та психологии ГАУГН Обознов А.А., Курс лекций «Инженерная психология», Режим доступа: http://univertv.ru/video/psihologiya/psihologiya_truda_inzhenernaya_psihologiya/kurs_lekcij_inzhenernaya_psihologiya/

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7996. Прием информации оператором 21.02 KB
Прием информации оператором ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ совокупность психических процессов с помощью которых осуществляется отражение человеком сигналов внешнего мира. В инженерной психологии принято выделять четыре основных режима работы оператора при приеме информации: 1 поиск обнаружение сигналов и выделение их на фоне шумов; 2 различение сигналов; 3 идентификация установка тождества сигналов; 4 опознание соотношение поступающих сигналов с заданной системой эталонов или признаков с последующим декодированием сигналов. Проблемы приема...
7130. Технология обработки текстовой информации 20.35 KB
Любой текстовый редактор позволяет хранить текстовую информацию в документе и распечатывать ее на бумаге однако Word может делать гораздо больше этого. Поэтому Word можно назвать текстовым процессором. На протяжении последних лет компьютерные сети и мощность вычислительных систем постоянно росли; определение понятия документ расширялось и Word совершенствовался вместе с ним. В настоящее время Word представляет собой полнофункциональную программу редактирования текстовой и графической информации создания Webстраниц и обработки документов.
7629. Технические средства обработки информации 180.9 KB
Внешняя память персонального компьютера Физическая и логическая структура диска Форматирование физической структуры диска состоит в создании на диске концентрических дорожек которые в свою очередь делятся на секторы. Для этого в процессе форматирования магнитная головка дисковода расставляет в определенных местах диска метки дорожек и секторов. Логическая структура диска представляет собой совокупность секторов каждый из которых имеет свой порядковый номер. При логическом разбиении дисков ОС разделяет их на две части...
7928. Способы обработки экономической информации в АХДП 15.32 KB
Способы обработки экономической информации в АХДП Способ сравнения в АХД Многомерные сравнения Способы приведения показателей с сопоставимый вид Использование относительных и средних величин Способы группировки информации Балансовый способ Использование графического способа Способы табличного представления аналитической информации...
9085. Технические средства обработки информации. Основные характеристики модулей ПК 180.9 KB
Внешняя память персонального компьютера Физическая и логическая структура диска Форматирование физической структуры диска состоит в создании на диске концентрических дорожек которые в свою очередь делятся на секторы. Для этого в процессе форматирования магнитная головка дисковода расставляет в определенных местах диска метки дорожек и секторов. Логическая структура диска представляет собой совокупность секторов каждый из которых имеет свой порядковый номер. При логическом разбиении дисков ОС разделяет их на две части: 1 Системная область...
1349. ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА, ОБРАБОТКИ И НАКОПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОТРУДНИКАХ В ПРОГРАММЕ «1С:ЗАРПЛАТА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» 3.7 MB
Общая характеристика системы управления персоналом предприятия. Информация в системе управления персоналом Цель исследования: обосновать пути автоматизации процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации в системе управления персоналом предприятия (на примере ООО «Ковровый двор»).
3170. Курс виртуальных лабораторных работ по дисциплине «Оптические методы и устройства обработки информации» 950.42 KB
Значительная часть оптической обработки информации основана на свойстве преобразования Фурье. Уникальность тонкой положительной линзы заключается в выполнении преобразования Фурье: в когерентном свете распределение амплитуды излучения в задней фокальной плоскости линзы может быть представлено как двумерное комплексное преобразование
18228. Создание АРМ менеджера по продажам в магазине «Элита» с использование новых технических и программных средств сбора, обработки и передачи информации 1.64 MB
Разумеется, для раскрытия всех потенциальных возможностей, которые несет в себе использование баз данных, необходимо применять в работе комплекс программных и аппаратных средств максимально соответствующий поставленным задачам. Поэтому в настоящее время велика потребность предприятий в компьютерных программах, поддерживающих и согласующих работу управленческого и финансового звеньев предприятия, а также в информации о способах оптимального использования имеющегося у компании компьютерного оборудования.
6889. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ. СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 7.04 KB
Итак психика это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой Основным понятием психологии является понятие психического образа Психический образ целостное интегративное отражение относительно самостоятельной дискретной части действительности это информационная модель действительности используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. С сознанием связана рефлексивная способность человека т....
6648. Средства, приемы и способы специальной обработки техники, вооружения, материальных средств и санитарной обработки личного состава 77.56 KB
Комплект для специальной обработки автотракторной техники ИДК-1 предназначен для проведения полной дегазации и дезинфекции автотракторной техники с использованием сжатого воздуха от компрессора автомобиля или автомобильного насоса для накачивания шин