Кроссворд легенда о покорении сибири ермаком 4. Присоединение сибири

Литературное чтение. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока : Народные легенды. Легенда о граде Китеже. Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса: личностно-ориентированный урок с использованием фронтальной, индивидуальной, групповой работы.

Методы обучения: проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению); словесный (беседа, диалог); практический (работа с таблицей); наглядный (наблюдение, презентация);

исследовательский.

Педагогические технологии : технология АМО, ИКТ, игровые технологии, технология обучения как учебного исследования, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта России,

презентация в формате MS.ppt., раздаточный материал научно-популярная литература:

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 3 глава 8 стр. 107, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 9 глава 6 стр. 18, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М., «Просвещение», 2001;

Н.В.Чудакова, А.В.Громов «Я познаю мир», стр. 209, стр. 248, М., АСТ, 2002;

Учебник «Литературное чтение», 4 класс, I часть, раздел «Героическая песня, легенда, библейское предание» Авторы-составители: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. - М. «Вента-Граф», 2004

Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы.

Задачи:

1. Образовательные:

систематизация знаний о жанровом разнообразии фольклора;

создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы;

сравнение персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

2. Развивающие:

развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

формирование умений исследовательской работы;

овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

развитие познавательной активности.

3. Воспитательные:

обогащение нравственного опыта обучающихся;

формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

формирование интеллекта и общей культуры.

Ход урока

Формы, методы, приёмы

Цель применения

I этап урока. Инициация

Цель этапа: создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.

1. Выбор команд АМО «Найди свою половинку»

Ученики собирают группу, найдя свою половину пословицы.

Пословицы: «Ученье свет, а неученье тьма», «Делу время, а потехе час». Приложение 1

Теперь вы члены двух команд. Команды, прошу занять свои места.

2. Приветствие. Игра «Дразнилки»

Приложение 1

Приветствие команд будет необычным. Каждая команда поочереди выкрикивает дразнилки, которые приготовили дома.

У кого запас дразнилок закончится, тот и проиграл.

Предлагаю пожелать друг другу удачи (приветствие ладошкой).

Формирование групп, чувства команды

Создание

психологического климата

II этап урока. Вхождение в тему

Цель этапа: систематизация знаний о жанрах фольклора.

1. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок, его тему вы определите, составив слово из букв (карточки с буквами у каждой команды лежат на столе).

Какое слово у вас получилось? (фольклор)

Что такое фольклор? (ответы детей)

Фольклор – это устное народное творчество.

Слайд 2

К какому жанру фольклора относятся следующиепроизведения?

(подготовленные дети читают произведения)

Слайд 3

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок... (колыбельная песня)

От топота копыт, пыль по полю летит (скороговорка)

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький…

(сказка)

Четверо братцев под одной крышей стоят (загадка)

Та-ра-ра! Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок (потешка)

Матушка Добрынюшке говаривала,

Матушка Никитичу наказывала:

«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич! (былина)

Как в старом-то было городе,

В славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Минин-сын (героическая песня)

Было у человека два сына. Старший-спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть…

(предание)

Приложение 2

Создание условий для определения учащимися цели урока и постановки учебных задач

Актуализация опыта учащихся, необходимого для «открытия новых знаний»

III этап урока. Погружение в тему

Цель этапа: дать понятие легенды как жанра фольклора.

1. Целеполагание

В четвёртом классе мы познакомились с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним видом жанрафольклора - легендой.

Знакомо ли вам это понятие?

АМО «Вершина успеха»

Отметьте на вершине успеха уровень своих знаний о легенде (учащи е ся при помощи цветных магнитов определяют уровень своих знаний о легенде).

Приложение 3

2. Интерактивная лекция

Введение понятия «легенда»

Что такое легенда?

Где мы можем найти определение легенды? (найти в толковом словаре, Интернете)

Задание по группам:

1- найти определение понятия «легенда» по толковому словарю приёмом «Сжатие текста»

2- найти определение понятия «легенда» по научно-популярной статье из Интернета приёмом «Сжатие текста»

Каждая команда даёт своё определение.

Познакомимся с этим понятием на 17 странице нашего учебника

Вывод: легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Слайд 4

Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-исследование. Мы станем учёными-исследователями. А предметом исследования будут легенды «О граде Китеже, «О покорении Сибири Ермаком». В ходе нашего исследования мы должны доказать, что эти произведения являются легендами.

Создание условий для определения учащимися ожиданий

Раскрытие сущности обсуждаемого понятия, построение логического умозаключения

IV этап урока Проработка содержания темы

Цель этапа: формирование умений исследовательской работы

1. Знакомство с содержанием произведения

Задание: каждая команда знакомится с содержанием легенд и даёт краткий пересказ содержания текста по опорным словам (карточки с опорными словами лежат на столах).

Приложение 4

1- читает про себя легенду о граде Китеже, стр. 14 - 15

2 - легенду о покорении Сибири Ермаком, стр. 15 – 17

Представители от команд дают краткий пересказ, сопровождаемый показом иллюстраций на слайдах.

Слайды 5-10; 11-17

2. Исследовательская работа

Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

В каждом исследовании есть: предмет исследования, гипотеза, методы исследования и выводы.

Предметом исследования у каждой команды будет легенда.

Гипотеза: в процессе исследования нужно доказать, что легенда основана на историческом событии, написана в форме сказки.

Метод исследования: наблюдение, практическая работа (работа с картой)

Выводы. У каждой команды есть маршрутные листы-таблицы, в которые заносятся результаты исследования.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; учить анализировать и обобщать полученные знания

Этапы исследования

I этап исследования

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

Команда 1

Легенда о граде Китеже

Команда 2

Легенда о покорении Сибири Ермаком

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории хана Батыя.

Ученики работают с информацией о данной личности в детской энциклопедии «Я познаю мир» на странице 209 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Учитель дополняет рассказ учащихся.

Слайд 18

Вывод: Хан Батый является исторической личностью.

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Учитель дополняет рассказ учащихся. Слайды 19-20

Методы исследования: наблюдение.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Игра «Цветик-семицветик»

На карточках (лепестках) напечатаны характеристики личности героев (в соответствии с легендами). Ученикам нужно распределить карточки к портретам Батыя и Ермака. Составить рассказ о характерных чертах соответствующей исторической личности.

Приложение 6

Слайды 21-22

Организация смены видов деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости обучающихся

II этап исследования

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, приводимых в научно-популярных статьях в книге Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды.

Ученики работают со статьёй из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 3 глава 8 страница 107. Дата прихода на реку Волгу Батыева войска и дата из легенды появления Батыева войска в ветлужских лесах (XIII век) совпадают. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: наблюдение.

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьёй из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 9 глава 6 страница 18. Даты жизни Ивана Грозного (1530-1584) и завоевание Ермаком Сибири (1581год) совпадают.

Методы исследования: наблюдение. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

III этап исследования

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современных географических картах).

Открыть в Интернете географическую карту Нижегородской области (по закладке учителя).

Приложение 7

Ученики находят/ не находят на карте географические названия, которые встречаются в легенде: реку Волгу, ее приток реку Ветлугу, озеро Светлояр. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: практическая работа.

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Общий вывод: Вы доказали, что произведения основываются на исторических событиях, выполнено одно условие из понятия легенды.

IV этап исследования

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Это второе условие определения понятия легенды. Нам надо доказать/ опровергнуть вторую часть определения легенды. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Слайд 23

Команда доказывает/опровергает условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в таблице. Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Приложение 5

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.

Давным-давно…., все бежала и бежала..

Расположено оно……глав церквей

Придя, завоевав, стих(затих)…

победа силы духовной над силой физической.

Вывод: произведение написано в форме сказки.

Повторяющиеся определения.

Думал-думал, царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

Ученики работают с текстом легенды. Команда по пунктам самостоятельно доказывает/опровергает стиль сказочного языка, отмечая свои результаты в таблице. Каждая команда доказывает на примерах свою гипотезу.

Общий вывод: произведение написано в стиле сказочного языка.

В ходе исследовательской работы доказали, что в этих произведениях выполнены два условия, значит, эти произведения являются легендами.

Актуализация полученных знаний

V этап урока Подведение итогов

Цель этапа: осмысление новых знаний, умений, критический анализ полученной информации

1.Составление кластера по теме «Что такое легенда?»

Слайд 24

Кластер

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

2. Рефлексия: оценивание учащимися уровня собственных знаний на вершине успеха.

3. Подведение итогов.

Какой этап нашей исследовательской работы вам показался наиболее интересным? Сложным?

Кто из вас почувствовал интерес к исследовательской деятельности?

Корректировка своей деятельности на основе этой оценки, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы.


Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Легенда - это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.
Будем изучать легенды, в основе которых также лежат действительные события, происходившие с людьми, или исторические факты.

Введение

http://mypresentation.ru/documents/7ac31004cdcd60935a9db0cf5b7e20f3/img13.jpg

Картина В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком теснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.

http://v.900igr.net:10/datas/istorija/Pokorenie-sibiri-Ermakom/0021-021-Pokorenie-sibiri-Ermakom.jpg

Легена начинается с того, что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.

http://ybobra.ru/uploads/url/4949.jpg/Vasnetsov_Ioann_4.jpg

Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: "Может, чем помогу я тебе?". И пошел после мужик за Ермаком. Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.

О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство. В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь "святой", а главная его награда это благословение отчизны. Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками "а мы - не праздно в мире жили!".

В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и непобедимыми. На протяжении большого времени татарские воины не знали поражений и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего.

Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству. Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка. Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.

Чтение легенды с комментариями

1. Что беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.

«Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его... всё думу думал, как это царство хана покорить».

2. Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.

Царю помог один его бедный слуга из крестьян, обыкно-венный мужик.

с. 23: « Подходит к царю один его бедный слуга из кре-стьян и спрашивает: «Может, помогу я тебе?» с. 24: «Отправил царь Иван мужика в добрый путь... Ис-ходил мужик все реки и горы Урала. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана».

3. С какой просьбой обратился царь к Ермаку? Прочитайте.

с. 25: «Сослужи мне службу добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пройди ту землю, поймав хана Кучума, а людей его под власть Руси приведи».

4. Как в легенде описано покорение Ермаком Сибири?

Покорение Ермаком Сибири описано с гордостью, с ува-жением к самому Ермаку и к его делам.

5. Каким представляете Ермака Тимофеевича? Расскажите.

Ермак представляется сильным духом и крепким по те-лосложению донским казаком. Суровый взгляд, тяжёлая рука, острый ум. Одет з латы булатные, на голове — шлем, в руках — меч. Так выглядел Ермак во время за-воевания Сибири. А как выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.

6. Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду? Чем это произведение напоминает сказку?

Татарские ханы и татарское войско в то время считались непобедимыми. Выносливые, жестокие воины-татары не знали поражений. Победить их, тем более, покорить та-тар было невозможно. Однако Ермаку это удалось. По-этому, люди сложили об этом казаке-герое легенду.

Это произведение напоминает сказку, потому что стиль повествования похож на сказочный; завоевание Сибири происходит как по велению волшебной палочки (без кро-ви, без описания сражений);сам царь Иван ведёт себя так, как сказочные цари (занемог, не пьёт — не ест).

Итоги

Познакомились с легендой о покорении Сибири Ермаком. Учились делить текст на смысловые части, составлять план; пересказывать подробно и кратко отдельные эпизоды; выражать свою точку зрения о прочитанном произведении; рассказывать о герое и его поступках, понимать позицию автора;

ИСТОЧНИК

http://www.lang-lit.ru/2014/10/legenda-oermake.html

http://vsedz.ru/content/legenda-o-pokorenii-sibiri-ermakom

http://etosibir.ru/statii/pokorenie-sibiri-ermakom/

http://antiquehistory.ru/ermak-kratko-o-zavoevatele-sibiri/

История покорения Сибири Ермаком начинается в 1552 г., когда русское войско завоевало Казанское ханство. После этого непосредственным соседом России на востоке стало ханство Сибирское. В 1555 г. его правитель хан Едигер (Эдигар) получил согласие на подданство Ивану IV Грозному. В царскую казну стал поступать умеренный пушной налог – ясак. Он составлял одну соболиную и одну беличью шкурку в год с человека.

Именно этот ясак и стал тем самым магнитом, который тянул к себе людей. Сибирь издавна славилась пушными богатствами, а меха в те времена очень ценились не только за красоту. Потому неудивительно, что этот край был излюбленным местом русских купцов, которые совершали чрезвычайно выгодную торговлю с местным населением, нередко обманывая его.

Однако Сибирское ханство подчинялось требованиям Ивана Грозного недолго: вскоре в Сибири произошел переворот, и ханом стал потомок Чингисхана Кучум. Поначалу он продолжал считать себя вассалом царя, но затем перестал присылать ясак, сам обложил данью племена, ранее подчинявшиеся Ивану Грозному, и даже осмелился нападать на уральские поселения русских купцов.

Снаряжение похода Ермака: купцы Строгановы

Среди тех выделялись богачи Строгановы, которым правительство разрешило строить крепости и содержать на Урале стрелецкие войска, вооруженные пищалями. Несмотря на то, что войска эти представляли значительную силу, они не могли препятствовать постоянным набегам отрядов сибирских князей. Тогда Строгановы решили нанять людей действительно искусных в ратном деле, которые могли бы не только оборонять границу, но и предпринять поход в Сибирь для захвата новых территорий. Причем второй пункт был едва ли не важнее первого. Хитрые купцы, всюду искавшие выгоду, помышляли одним ударом убить двух зайцев: и отвести опасность от своих стен, и заполучить новые земли, способные принести немалый доход.

Казаки подходили на роль таких людей идеально. Будучи прекрасными воинами, они были готовы ради денег на все. Поход «за Камень», как в те времена называли Урал, сулил огромную прибыль, и отказываться не имело смысла. Кроме того, в это время один большой казачий отряд находился в царской опале за набег на ногайцев, что царь строжайше запретил.

Иван Грозный вызвал отряд из волжских степей, чтобы направить его в самое пекло бушующей Ливонской войны.

Когда главный атаман отряда Ермак Тимофеевич узнал о плане царя, то сразу откликнулся на предложение Строгановых – во многом из-за заботы о своих казаках. Иван Грозный собирался не просто отправить их на войну, а выставить в авангарде, что означало неминуемую смерть. Несогласные с решением царя, казаки решили бежать на волжские степи. Но на Волге они были в досягаемости царской власти, тогда как за Камнем никто не смог бы достать их, кроме хана Кучума.

Начало покорения Сибири Ермаком

После разгрома отряда Карачи, покорение Сибири Ермаком вошло в завершающую стадию. Кучум стал действовать хитро. Он послал к крепости двух всадников, представившихся бухарскими купцами. Они сообщили Ермаку, что хотят торговать с Россией, и что Кучум этому препятствует и держит купеческий караван в плену.

Атаман решил освободить «пленников» и отправился им на выручку на одной из струг. Хан снарядил отряд, который неотступно следил за продвижением казаков по реке. В ночь, когда Ермак был вынужден пристать к берегу на ночлег, на его отряд напало войско Кучума. Практически все казаки были перебиты, погиб и сам Ермак. Любопытно то, что атаман до конца прикрывал отступление своих солдат и умер из-за того, что, бросаясь в уходящий струг, промахнулся и утонул – два драгоценных и тяжелых панциря, царский подарок, не оставили Ермаку ни малейшего шанса. Это случилось 5 августа 1585 г.

Но, несмотря на это, покорение Сибири Ермаком фактически состоялось. Дни ханства были сочтены: в Сибирь по приказу царя двинулись военные подкрепления. Кучум потерпел окончательное поражение, после чего бежал, сначала в Барабинские степи, затем к Иртышу, и, наконец, к ногайцам, которые его и казнили. В историю вошел знаменитый факт: во время своих скитаний по степям Кучум как-то раз попросил царя Федора Ивановича вернуть ему один из вьюков бухарских купцов, на котором те везли специальное зелье для больных ханских глаз.

После этого на Сибирской земле стали возникать русские города, первым из которых была Тюмень. Покорение Сибири Ермаком открыло новую страницу в истории России.

Данил Рудой – 2003 г.