Чем основывается идеология. Идеология

Идеология - это система взглядов и идей, которые выражают интересы определенного общества. Что касается политической идеологии, то она концентрируется конкретно на идеях и интересах, которые касаются политики. В ней выражаются интересы и цели одной из политических элит. В зависимости от идеологии различают и разные точки зрения на политическое и социально-экономическое развитие общества. В статье мы попробуем разобрать вопрос о том, по каким критериям выделяют виды политических идеологий и что они в себе скрывают.

Структура

Каждая политическая идеология должна иметь определенную структуру, которая определяется так:

  • Обязательно должна быть политическая идея.
  • В идеологии должны быть выделены ее концепции, доктрины и принципы.
  • Кроме этого, выделяют мечты и утопии, ценности идеологии и ее основные идеалы.
  • Проводится оценка всех политических процессов.
  • Каждая идеология имеет свои лозунги, под которыми выступают лидеры, освещает программу действий.

Таковой является политическая идеология и ее структура в частности. Политическое движение, которое не имеет хоть одного из вышеперечисленных пунктов, не может называться политической идеологией.

Функции политической идеологии

Прежде чем приступать к характеристике видов политической идеологии, хотелось бы акцентировать внимание читателя на функциях, которые являются общими для любого политического строя.

  1. Политическая идеология выражает, а также защищает интересы определенной социальной группы, нации или класса.
  2. Она внедряет в общественное сознание политические истории и оценку политических событий, которая сделана по собственным критериям.
  3. Проводится процесс интеграции, когда люди объединяются в зависимости от политических представлений, ориентаций и оценок общества.
  4. Принимаются общеидеологические нормы и ценности, на основании которых проводится урегулирование поведения людей и его организация.
  5. Правительство ставит перед обществом определенные задачи и объясняет ему мотивы их выполнения, тем самым мобилизируя социальные общности.

Критерии выделения видов политической идеологии

Определить политическую идеологию можно по тому, какую модель общества она предлагает, что ставится на первое место: общество или государство.

  1. Далее внимание стоит обратить на отношение идеологии к национальному вопросу.
  2. Важным аспектом является отношение к религии.
  3. Идеологии имеют свой особый характер, который не повторяется ни в одной из них.
  4. Также существует условная классификация, которая делит идеологии на левые, правые и центральные.

Таковы основные критерии выделения видов политической идеологии.

Либерализм

Эта идеология считается исторически первой. Ее основателями являются Дж. Локк и А. Смит. В основе их идей лежит процесс формирования индивида, который является ярким представителем буржуазии, которая имеет экономическую активность, однако абсолютно бесправна в политике. Но несмотря на это, представители этой группы населения всегда стремились захватить власть.

У этой идеологии есть определенные ценности, которые заключаются в сохранении прав людей на свободу, жизнь и частную собственность. Их приоритеты всегда восходили над государством и интересами общества. В это время главным экономическим принципом считался индивидуализм. Если говорить о социальной сфере, то там он воплощался в том, чтобы утвердить ценность личности человека, а также сделать равными права всех людей. В экономической же сфере шла активная пропаганда свободного рынка, на котором предусматривалась абсолютно ни чем не ограниченная конкуренция. Что касается политической сферы, то здесь звучал такой призыв - должны быть признаны права всех социальных групп и отдельных индивидов, чтобы они могли свободно управлять любыми процессами в обществе.

Консерватизм

Еще одним из политической идеологии является консерватизм. Здесь главными ценностями выступали стабильность во всем, порядок и традиционализм. Эти ценности не появились сами по себе, а были взяты из политической теории, если придерживаться ее, то можно прийти к выводу, что государство и общество - это результат естественной эволюции. Такое мнение полностью противоречит идеям либерализма, который считал, что они являются результатом договора и объединения между гражданами. Что касается политики, то здесь консерватизм выступал на стороне сильного государства, он требовал наличия четкой стратификации. Это значит, что власть должна регулироваться только в руках элиты.

Коммунизм

Далее хотелось бы выделить такой вид политической идеологии (и ее содержание), как коммунизм. Наверно, ни для кого не секрет, что коммунизм был сформирован на основе марксизма. Марксизм пришел на смену либерализму, господство которого пришлось на девятнадцатый век. Его учение заключалось в том, чтобы построить справедливое общество, где не будет эксплуатации людей другими людьми, а также марксисты стремились к тому, чтобы полностью отойти от любых видов социального отчуждения людей. Именно такое общество было решено назвать коммунистическим. В это время произошел большой промышленный переворот, который стал причиной того, что мировоззрением пролетариата стал марксизм.

Выделяются следующие базовые ценности этого периода:

  • Регулирование социальных отношений осуществлялось на основе классового подхода.
  • Правительство стремилось воспитать абсолютно новых людей, которым были бы неинтересны материальные ценности, но присутствовал огромный стимул для осуществления социального труда.
  • Любой человеческий труд был сделан только для общего блага, на смену индивидуализму пришла серьезная забота об интересах общества.
  • Главным механизмом интеграции социальной культуры выступала коммунистическая партия, которая стремилась полностью срастись с государством.

Что касается вида политической то он считается лишь переходный моментом от капитализма к коммунизму. Во время социализма активно призывали ко всему общественному: предприятиям, собственности, природным ресурсам.

Социалистическая демократия

Примером видов политической идеологии является социал-демократизм, который даже сейчас является политической сил. Внутри марксизма существовало такое течение, как "левая" идеология, и именно на ее основе зарождались идеи социального демократизма. Его главные основы были сформированы уже в конце девятнадцатого века. Основоположником этих основ был признан Э. Бернштейн. Он написал очень много работ по этому поводу, в которых категорически отвергал большинство положений, которые существовали в марксизме. Если быть точнее, то он выступал против обострения буржуазного общества, не поддерживал идею относительно того, что необходима революция, что нужно устанавливать диктатуру со стороны буржуазного общества. В это время в Западной Европе была несколько новая обстановка, и в связи с этим Бернштейн считал, что можно добиться того, чтобы признали и без насильственного давления, которое в то время оказывалось на позиции буржуазии. Многие его идеи стали составляющими доктрины социал-демократии сегодняшнего времени. На главный план выходили солидарность, свобода и справедливость. Социал-демократы разработали множество демократических принципов, на основе которых должно было строиться государство. Они утверждали, что работать и учиться должны абсолютно все желающие, что экономика должна иметь плюралистический характер и много другое.

Национализм

Довольно часто такой вид и тип политической идеологии, как национализм, воспринимается очень негативно. Но если смотреть по существу, то это мнение является ошибочным. Вообще, сейчас выделяют созидательный и разрушительный национализм. Если говорить о первом варианте, то здесь политика направлена на сплочение определенной нации, а во втором случае национализм направляется против других народов. И при этом появляется риск разрушения не только других наций, но и своей собственной. В этом случае национальность становится верховой ценностью и вокруг этого крутится вся жизнь народа.

Большинство политиков считают, что нацию объединяет ее этническое происхождение. Существует такое мнение, что если человек называет себя русским, то он говорит о своем этническом происхождении, но если же человек называет себя россиянином, то это уже явный показатель того, что он указывает свое гражданство.

Если более глубоко рассматривать идеологию национализма, то можно увидеть, что здесь сливается идея этноса с идеей страны, которая предназначена именно для этого этноса. Здесь же начинают возникать определенные движения, требования которых предусматривают совмещение границ этнических с политическими. В некоторых случаях национализм соглашается с тем, что в обществе присутствуют "ненационалы", однако в некоторых случаях он активно выступает за то, чтобы такие люди были изгнаны, более того, он может требовать полного их уничтожения. Сейчас национализм считается одним из самых опасных видов политических идеологий по шкале политического спектра.

Фашизм

К основным видам политической идеологии относится фашизм, который очень сильно отличается от либерализма, коммунизма и консерватизма. Поскольку последние на первое место ставят интересы отдельных социальных групп государства, а фашизм, в свою очередь, имеет идею расового превосходства. Он стремится к тому, чтобы интегрировать все население страны вокруг национального возрождения.

В основе фашизма заложен антисеминтизм и расизм, а также здесь опираются на идеи шовинистического национализма. Мнения исследователей относительно развития фашизма сильно расходятся, поскольку одни утверждают, что он является единым феноменом для всех стран, а другие же придерживаются мнения, что в каждом государстве формировался свой, особый тип фашизма. Главным для фашистов всегда выступало государство и его вождь.

Анархизм

Теперь хотелось бы рассмотреть признаки и виды политической идеологии анархизма. Анархизм - это совершенно противоположное фашизму политическое направление. Высшей целью анархизма считается ее стремление достигнуть равенства и свободы через упразднение всех институтов и форм власти. Анархизм выдвигает идеи, которые направлены против государства, а также предлагает пути их воплощения в жизнь.

Первые такие идеи появлялись еще в античности. Но впервые концепцию существования народа без государства предложил Годвин в 1793 году. А вот основы анархизма разработал и воплотил в жизнь уже немецкий мыслитель по фамилии Штирнер. Сейчас же существует огромное разнообразие форм анархизма. Свое внимание хотелось бы остановить на направлениях анархизма. В первую очередь выделяется анархо-индивидуализм. Основоположником этого движения считается Макс Штирнер. В этом направлении активно поддерживают частную собственность. Его приверженцы выступают также за то, что ни один орган государственной власти не может ограничивать интересы отдельного индивида или же группы людей.

Далее внимание стоит обратить и на мутуализм. Он появился еще в далеком восемнадцатом веке среди рабочих Англии и Франции. В основу этого направления легли принципы взаимопомощи, заключения добровольных контрактов, а также возможность предоставления кредитов наличными. Если верить убеждениям мутуализма, то при его власти каждый рабочий не только имел бы рабочее место, но и получал бы достойную плату за свой труд.

Социальный анархизм. Он стоит в одном ряду с индивидуалистическим и является одним из основных направлений этой политики. Его приверженцы стремились отказаться от частной собственности, построение отношений между людьми они рассматривали только на взаимопомощи, сотрудничестве и кооперации.

Коллективистский анархизм. Второе его название звучит как революционный социализм. Его сторонники не признавали частную собственность и стремились к ее коллективизации. Они считали, что добиться этого можно только в том случае, если будет начата революция. Это направление зародилось одновременно с марксизмом, однако его взглядов не разделял. Хотя это и выглядело странно, ведь марксисты стремились к созданию безгосударственного общества, но они поддерживали власть пролетариата, что не совпадало с идеями анархистов.

Анархо-феминизм - это последнее направление анархизма, на которое следует обратить особое внимание. Он является результатом синтеза между анархизмом и радикальным феминизмом. Его представители выступали против патриархата и всей существующей государственной системы в общем. Зародился он в конце девятнадцатого века на основе работ нескольких женщин, в число которых входила Люси Парсонс. Феминистки того времени и сейчас активно выступают против сложившихся гендерных ролей, они стремятся изменить концепцию семейных отношений. Для анархо-феминисток патриархат был всеобщей проблемой, которую нужно было срочно устранять.

Роль идеологии в политике

В идеологии принято выделять те или иные предпочтения определенных социальных слоев, относительно организации государственной власти. Здесь люди могли выражать свои взгляды, осветлять идеи, рассказывать о своих целях и новых концепциях. Политическую идеологию очень долгое время разрабатывают представители определенной политической элиты и только потом несут ее в массы. Их цель - привлечь как можно людей. Это нужно для того, чтобы их идеология могла завоевать власть в государстве.

Большие группы людей объединяются в определенную политическую идеологию для того, чтобы достичь общих целей, которые были поставлены создателями этой идеологии. Здесь очень важно продумать все до мелочей. Ведь идеи каждой политической идеологии должны воплощать в себе идеи не только определенной социальной группы, а всего народа этой страны. Только тогда в этом общественном движении появится какой-то смысл.

Ярким примером является Германия, в которой в тридцатых годах двадцатого века прочно установился фашизм. Ведь Гитлер сумел обнаружить самые серьезные проблемы своего народа и дал обещание решить их в максимально короткие сроки. Такими же радужными обещаниями оперировали и большевики, которые пришли к измученному войной народу и рассказали ему о красивой жизни при коммунизме. И людям ничего не оставалось делать, кроме как поверить и пойти вслед за большевиками. Ведь они были просто обессилены, и сильные мира сего понимали это и воспользовались в своих интересах.

Идеология всегда являлась очень мощным оружием, поскольку она может не только объединять и сплочать людей, но и ссорить их, делать настоящими врагами. Из обычного рабочего класса она может воспитать настоящих воинов, которые не боятся ничего.

Наличие определенной идеологии в государстве является обязательным компонентом. Государство без идеологии считается аморфным. Здесь каждый начинает выступать сам за себя, люди могут объединяться в небольшие группы и враждовать между собой. Такое государство очень легко уничтожить, и для этого даже не придется развязывать войну. Ведь если каждый будет защищать свои интересы, то кто же выступит на стороне государства?

Многие считают, что идеология - это обязательно движение, которое направлено против кого-то, но на самом деле это не так. Ведь люди вполне могут объединяться и действовать в интересах собственной страны, прославлять свое государство, бороться за демографический рост, побеждать бедность и решать множество других внутригосударственных проблем, но только сообща.

Сейчас Конституция Российской Федерации говорит о том, что в стране не устанавливается ни одна идеология на государственном уровне. Однако люди смогли объединиться для будущего страны. И это легко просматривается в их отношении к своему государству, к своей власти, к своим корням. Они стремятся сделать лучше свою страну и при этом не посягают на свободу других.

В слове «идеология» содержатся два греческих корня: idea-понятие, образ и logos-слово, учение, мысль. В таком смысле - как учение об идеях – идеология изначально воспринималась философами.

Идея созревает и развивается в определенной интеллектуальной среде, воздействует на общественное сознание и реализуется в практике.

Однако единого определения категории «идеология» нет. Если быть еще более конкретным, то можно обозначить, что имеющиеся понятия порой даже противоречат друг другу. Судите сами, уважаемый читатель, о представленных в научной литературе следующих дефинициях.

Идеология-это:

· процесс производства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни;

· совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы или класса;

· «ложные» идеи, способствующие легитимизации господствующей системы власти;

· постоянно искажаемая коммуникация;

· формы мышления, мотивированные социальными интересами;

· тип идентификации;

· социально необходимые иллюзии;

· совпадение установок власти с преобладающим общественно- политическим дискурсом;

· деятельно-ориентированная группа убеждений;

Почему же существует так много различных определений идеологии? Дело в том, что различные понятия идеологии, осознается это или нет, начинают свои истоки из многообразной палитры идейно-исторических традиций (это будет нами прослежено в следующей теме «Идеология и ее общественное предназначение»), которые в свою очередь произросли из разного опыта исторических условий зарождения и функционирования идеологии как потребности человеческого сообщества. Удовлетворение потребностей составляет основу человеческой жизнедеятельности. Потребности - это объективная необходимость человека в предметах материального и духовного производства. Потребность есть специфическая (сущностная) сила живых систем в окружающем нас мире. Осознанные потребности выступают как интерес.

Интерес любой социальной общности и отдельного индивида заключается в оптимизации своей жизнедеятельности. Интерес –это способность связи индивида с окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей.



В реальной жизни интересы различных социальных субъектов могут совпадать, лишь частично совпадать или быть противоположными. Это и является тем жизненным механизмом, который объединяет, сплачивает или разобщает определенные группы людей. Следовательно, возникают коллективная и общественная потребность и интерес в регуляции волеизъявления граждан, в консолидации, гармонизации общества. Такую миссию способна выполнить сплачивающая общество идея - исходный пункт идеологии, воздействующая на общественное сознание и реализуемая в практике.

Таким образом, идеологию можно рассматривать как систему идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых разрабатываются интегративные политико-экономические, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения. Приведенное определение объединяет три важных аспекта идеологии: систему политических, экономических, социальных, правовых идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), социальные концепции и теории; цель деятельности, которая побуждает людей стремиться к ее достижению; интегративную политико-экономическую и социальную программу , определяющим стратегическим вектором которой является формирование эффективного государства.

ИДЕОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

Сущность идеологии

Понятие «идеология» отражает ее сущностные характерные черты. Если рассматривать сущность какого-либо социального феномена, то, прежде всего, необходимо определить совокупность его главных свойств, его внутреннее содержание. Сущность такого социального феномена, как идеология, выражается, прежде всего, в определении данного понятия, которое придает ему строго фиксированный смысл.

В определении идеологии как системы идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований, норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых разрабатываются интегративные политико-экономические, правовые, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения терминологически обозначены суть, стержень рассматриваемого нами социального феномена. Но не только этим определяется сущность идеологии. Данное определение устанавливает также связь между мировоззрением и поведением людей. Кроме того, сущность идеологии состоит в понимании смысла (или в придании смысла) процессов и изменений, внутренних закономерностей их протекания, которые происходят в обществе. Раскрытие принципов самодвижения системы, алгоритмов ее саморазвития, что позволяет говорить о целенаправленности этих процессов и изменений, о внутренней необходимости порождения одного их состояния другим также раскрывает сущностную характеристику идеологии. Сущность идеологии включает и все то, с помощью чего мы воспринимаем окружающий нас и свой собственный мир. Это также объяснение и оправдание, защита или критика возникающих новых общественных явлений, отношений, структур через соотнесение их с принятой и одобряемой (либо не одобряемой) данной общностью (партией, народом, обществом) системой ценностей и идеалов. И если объединить вышеприведенные качественные характеристики идеологии и рассмотреть их во взаимосвязи и взаимообусловленности, в единстве, то мы тем самым сможем более или менее рельефно представить, в чем состоит сущность рассматриваемого социального феномена.

Структура идеологии

В качестве основы любой системы (идеология рассматривается нами как система идеалов, ценностей интересов, убеждений, верований, норм) выступает ее структура. Давая самое общее определение структуры, А.Н. Аверьянов, например указывает, что «структура в прямом смысле этого слова есть строение системы. Вне системы структур не существует». «Последняя, как утверждает С.Ю. Солодовников, представляет собой не что иное, как совокупность: а) наиболее устойчивых, сущностных, регулярно повторяющихся отношений между ее элементами и б) самих этих элементов. Структура системы может быть рассмотрена как по горизонтали (ординация), так и по вертикали (иерархия). Данное положение представляет собой один из принципов, которые состовляют сущность системного подхода. Использование этих принципов позволяет ученым сформулировать ряд исходных гносеологических оснований, которые должны создать условия для системного рассмотрения разнообразных социальных феноменов, в том числе и идеологии. Так, академик Национальной академии наук Беларуси Е.М. Бабосов осуществил структурно-компонентный, структурно-функциональный и структурно-динамический анализ идеологии. Структурно-компонентная ординация идеологии им представлена следующим образом.

1. Духовным основанием идеологии является мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир в целом и свое собственное место в этом мире, выраженных в аксиологических (ценностных) установках личности социальной общности, группы относительно смысла жизни и деятельности человека, судеб человечества в контексте развития природного и социального мира. Каков тип мировоззрения, такова и идеология.

2. Философско-мировоззренческие идеи воплощаются во втором
структурном элементе идеологической системы - в социально - политических взглядах и концепциях, концентрирующих в себе политические знания, убеждения, стремления, принципы, теории и программы действия.

3. С политическими концепциями органично взаимосвязаны экономические взгляды, представления и теории, включающий третий элемент идеологии.

4. Из политических и экономических концепций и теорий
выводится четвертый структурный элемент идеологии - правовые (юридические) теории и нормы, представляющие
собой специфический вид социальной регуляции общественных отношений, а именно система правил, норм, законодательных актов и т.п.

5. Взаимосвязаны с предыдущим элементом нравственные убеждения и принципы, вменяющие человеку, социальной группе определенные моральные нормы поведения. Этот срез человеческого опыта выражается терминами «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «справедливость» и «несправедливость» и т.п. Мораль призвана обеспечить самостоятельность человека как члена сообщества и духовного существа (личности).

6. С нравственными принципами и нормами постоянно
взаимодействуют эстетические идеалы, воплощающие в себе всю многообразную эмоционально насыщенную область освоения и восприятия мира по законам красоты.

7. Элементом структурной дифференциации идеологии является
иерархия ценностей и ценных ориентаций. Ценности - это обобщенное представление людей о значимых, важных для них объектах и явлениях, поступках других людей, определяемые категориями должного, благородного, прекрасного, нравственного и т.п. Их предназначение - служить своеобразными критериями для выбора людьми самой важной и значимой для них альтернативы в процессе ориентации в окружающей изменяющейся действительности.

8. Восьмой элемент - целеполагание. Цель представляет собой
идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного выбора и стремления субъекта, а также конечный результат социального действия.

9. Элементом структурной диференциации идеологии является воля и решимость индивида либо социальной общности активно и эффективно действовать в направлении достижения поставленной цели

Таким образом,ординация идеологии включает:

Мировоззрение;

Социально-политические взгляды и концепции;

Экономические теории;

Правовые нормы;

Эстетические идеалы;

Нравственные убеждения;

Иерархию ценностей;

Целеполагание;

Волю и решимость действовать для достижения цели.

Процесс реализации мировоззренческой структурно-компонентной ординации идеологии можно понять через рассмотрение ее вертикального строения (иерархии). Мировоззренческая основа идеологии воплощается в

лозунгах, заповедях, установках, которые вносятся в массовое сознание людей. Они отрожаются в представлениях, чувствах, верованиях, ценностных ориентациях. Чтобы лозунги и установки нашли
воплощение в массовом сознании, необходима деятельность идеологических служб и организаций. Только в процессе и в результате целенаправленной идеологической деятельности сформированные идеалы, чувства, представления, верования могут воплотиться в убеждения, жизненные стремления, политические ориентации, жизненные позиции отдельных граждан, социальных групп, движений, политических партий и организаций. Далее - практическая деятельность субъектов.

Таким образом,компонентная иерархия включает :

Лозунги, заповеди, установки;

Массовое сознание (представления, чувства, верования, ценностные ориентации);

Практическая деятельность идеологических служб;

Воплощение идеалов и чувств в жизненных позициях людей;

Конкретная деятельность людей.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена выполняемыми ею функциями. Она содержит ценности, которые выступают в качестве политико-социального мировоззрения. Можно выделить следующие гуманитарные функции идеологии:

· теоретико-познавательная – позволяет вскрывать объективные тенденции социально-политического развития, реально оценивать идеологическую ситуацию;

· интеграционно-консолидирующая – обеспечивает преемственность идеалов, базисных ценностей общества и личности, способствует достижению целостности общества и формированию гражданского согласия;

· программная – служит основой формирования программ устойчивого общественного развития;

· инновационная - обновляет социальные ценности и нормы путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур;

· мобилизационная – мобилизует граждан, социальные группы на воплощение в жизнь социально-политических программ, проектов; национальной идеи, идеала более совершенного общества;

· ориентационная – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

· мотивационная – дает внутренние импульсы в побуждении к действию;

· селективная – осуществляет отбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества;

· воспитательная – является ценностной основой в определении целей и средств воспитания по формированию нравственной, социально активной и творческой личности;

· демпфирующая – способствует снятию социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.

Перечисленные функции идеологии связаны с приверженностью ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.

ИДЕОЛОГИЯ - система политических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических идей и взглядов, исповедуемых партиями, политическими течениями, общественными движениями, научными школами, отражающих их мировоззрение, идеалы, целевые установки. В идеологии осознаются, отражаются, оцениваются отношения людей к окружающей действительности, общественные отношения, социальные проблемы, положение социальных групп и слоев, их интересы, цели социально-экономического развития.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 171.

Утопический социализм Роберта Оуэна

С критикой капиталистического строя, разоблачением его язв выступали социалисты-утописты. Виднейшим их представителем в Англии являлся Роберт Оуэн (1771-1858). Р. Оуэн начал свою деятельность как буржуазный филантроп. Будучи с 1800 г. совладельцем и директором крупного текстильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия), он провел ряд мероприятий для облегчения участи рабочих: сократил продолжительность рабочего дня, учредил больничную кассу, детские сады, школу и т. д.

Идеология принципата

Как государственная форма, сплотившая вокруг себя господствующий класс Рима, Италии, провинций и зависимых царств, принципат нуждался в идеологическом оформлении. Август отлично понимал, как важна поддержка общественного мнения. В целях пропаганды политики Августа использовались литература, изобразительное искусство и другие средства; среди них важную роль играли монеты, на которых чеканились короткие лозунги на злобу дня. Такими официальными лозунгами принципата были мир, pietas и «свобода».

Просвещение [версия Дидро]

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713-1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел », ставшей чем-то вроде идейного штаба третьесословной мысли. Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи и т. д.

Новым в «Энциклопедии» было ее подчеркнутое (даже в названии) внимание к ремеслам, технике и т. п. Дидро сам изучал вопросы технологии и ряд статей заказал никому не известным авторам, мастерам различных отраслей производства, квалифицированным рабочим и т. д...

Сикхизм, рошаниты и другие

В XVI веке антифеодальные народные движения проходили под знаменем «еретических» религиозных учений и отличались локальным характером, не сливаясь в единую струю.

В Панджабе все большее влияние среди торговых и ремесленных слоев завоевывал сикхизм, вдохновленный идеями бхакти. Основателем сикхизма был Нанак (1469-1538). Сикхи выступали против кастовых различий, против религиозной (как индусской, так и мусульманской) обрядности, не требовали отказа от мирской деятельности и оказывали помощь беднякам своей секты. Безусловная покорность главе секты (гуру) считалась основной добродетелью сикхов. При четвертом гуру сикхов, Рамдасе (1574-1581), сикхи стали владеть землей около Амритсара, построили там храм и выкопали священный пруд...

Поздний гуманизм [в Англии]

В дальнейшем влияние гуманизма продолжало расти. Реформация, произведённая сверху государством Тюдоров, уничтожила монастыри и подорвала систему схоластического образования. Вслед за Оксфордом Кембриджский университет так же открыл свои двери новым идеям. Вторая половина XVI столетия (так называемый век Елизаветы) - время расцвета гуманистического просвещения. Показательно большое количество переводов на английский язык разнообразных авторов древнего и нового мира, от Гомера до Ариосто.

Тонхак

ТОНХАК (Восточное учение) - религиозное течение в Корее во 2-й половине 19 века. Зародилось на юге в 60-х годах 19 века. Создатель его - Чхве Чже У. Было направлено против феодального гнета и официальной идеологии конфуцианства. Тонхак восприняло элементы буддизма, учения Лао-цзы и христианства. Оно признавало тождество человека с высшим существом и право людей на равенство на земле. Созданная вскоре секта тонхак нашла приверженцев по всей стране. Под ее влиянием крестьянские движения во 2-й половины 19 века проходили под лозунгами борьбы за свободу вероисповедания и за претворение в жизнь идеи равенства.

Консерватизм

КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme, от лат. conservo - охраняю, сохраняю), обозначение идейно-политическое течений классово антагонистического общества, противостоящих прогрессивным тенденциям социального развития. Носителями идеологии консерватизма выступают общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих общественных порядков. Характерные особенности консерватизма - враждебность и противодействие прогрессу, приверженность традиционному и устаревшему.

Английский гуманизм

Раннее английское Возрождение относится к XIV веку; наиболее выдающимися представителями его были Джеффри Чосер и Уильям Ленгленд.

Феодальные междоусобицы XV века надолго задержали развитие английского гуманизма. В литературной жизни периода войны Алой и Белой розы преобладают богословские сочинения и эпигонские рыцарские романы. Сравнительно высокого уровня достигает лишь устная народная поэзия. В начале XVI столетия снова оживает гуманистическая литература.

греч. idea - понятие, представление; logos - слово, понятие, учение) - 1. система идей, определяющих деятельность (научную, социальную, политическую, нравственную и др.); 2. нередко термин используется в негативном смысле, так, будто бы идеология только сковывает, дезориентирует людей, лишает их свободы выбора и она абсолютно никому не нужна. Это несколько тенденциозная точка зрения мыслителей, которые вместе с ненавистной им водой готовы выплеснуть из ванны столь же горячо любимого ими ребенка. Идеология как система идеальных ценностей (идеалов, желаемых прообразов будущего) существует в любом обществе, она пронизывает все его слои и группы, все сферы деятельности людей и затрагивает каждого человека, многократно преломляясь во всех них них порой самым неожиданным образом. В этой системе убеждений выражается не только то лучшее, что было или есть в данное время, в ней отражено самое главное, а именно то, что может или должно быть в наиболее развитом, высшем своем проявлении. Но главное, пожалуй, состоит в том, что именно в идеологии человек чаще проявляет лучшие свои качества и тем самым их сохраняет. Несмотря на то, что идеология, как указывает А.А. Зиновьев, не имеет научной основы и не подлежит научной оценке, она выполняет регулирующую поведение людей функцию, причем делает это более эффективно, нежели все законы и нравственные нормы вместе взятые. Нормы морали и права консервативны, они налагают различные запреты, предполагают какие-то санкции, но эти нормы не указывают направления движения, не обладают мотивационной силой, не придают ощущения смысла тому, что человек делает и без чего он ничего созидательного делать никогда не станет. Психиатрии, как и медицине в целом, свойственны собственные аспекты идеологии. Перечень образующих ее идей прямо обычно не формулируется, как это делал в своих заповедях Гиппократ, они выглядели бы не менее наивно и двусмысленно, но в любом учебнике или руководстве по психиатрии ее идеологемам всегда отводится достойное их значению место. Без адекватной, пусть и имплицитной идеологии тяжелая сама по себе работа врача-психиатра превратилась бы в настоящий кошмар, поистине каторжный труд по принуждению, а не по собственной доброй воле и уж тем более по призванию; 3. всеобъемлющее знание, способное разрушать предрассудки и реформировать общество (А..Д. де Траси); 4. в теории К.Маркса и Ф.Энгельса - картина мира и общества с точки зрения правящего класса; 5. система идей и взглядов (политических, правовых, религиозных и т.д.), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.

Идеологическая структура общества пронизывает все другие структуры и сферы общества, проникает в их «социальную ткань».

Идеология является социально-философской категорией, обозначающей уровень общественного сознания и представляющей собой «систему политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности».

Термин «идеология» предложил французский мыслитель XVIII в. Дестю де Траси, назвав так новую науку об идеях. На первый план это понятие было выдвинуто в XIX в. бурной политической жизнью Европы. Развернутую концепцию идеологии дали и Ф. Энгельс в своей работе «Немецкая идеология», где использовали этот термин в двойном значении: во-первых, идеалистического миропонимания, в котором идея выполняет роль субстанции мира, во-вторых, типа профессионального социально-политического мышления, когда его субъект не сознает своей обусловленности экономическими классовыми интересами, а в действительности отстаивает именно их. Подобное мышление творит особую реальность, подменяющую в глазах людей подлинную социальную реальность, и тем самым препятствует осознанию ими своих действительных интересов. Однако Маркс и его последователи делали исключение для идеологии пролетариата, считая, что классовое сознание пролетариата совпадает с объективным видением действительности, а пролетарская революция навсегда покончит со всяким классовым сознанием и идеологией вообще. Если следовать логике марксизма, получается, что пролетарская идеология обладает истинностью. В целом Маркс признавал возможность относительной истинности конкретных идеологий в конкретных исторических условиях. Так, буржуазная идеология была истинной, когда была исторически прогрессивной (в эпоху прогрессивного капитализма).

В дальнейшем идеология стала предметом активного социологического изучения.

Немецкий социолог К. Мангейм рассматривал идеологию как продукт социальной жизни, подчеркивая социальную обусловленность всех без исключения идеологий и обусловленный этим иллюзорный характер их содержания. Он выделял два уровня идеологии — индивидуальный и надындивидуальный (групповой, классовый, национальный и т.д.). Соответственно первый уровень рассматривался как предмет исследования психологии, а второй — социологии.

В. Парето понимает идеологии как «деривации», М. Вебер — как «символические формы опосредствования», Р. Арон — как своего рода «секулярные религии». Более нейтральные формулировки принадлежат представителям социологии знания и связывают идеологию с ценностями и верованиями общества. Например, Р. Будон рассматривает идеологию как специфическую идейную конструкцию, связанную с выражением конкретных групповых интересов и лежащую в основе социального действия. Согласно Будону, идеология выполняет множество функций: способствует росту сплоченности группы, формулирует и обосновывает ее социальные ожидания и т.п.

Таким образом, в современной социальной науке идеология понимается как духовное образование, своего рода социальное мировоззрение, дающее ответы на возникающие у человека вопросы относительно социальных отношений, социальной справедливости, исторических перспектив общества, в котором он живет, и т.д.

Социальные функции идеологии

Социальная действительность отражается в общественных идеях и теориях, суть которых и есть идеология. Исследование идеологии в социально-практическом аспекте позволяет выделить следующие ее социальные функции :

  • познавательную , проявляющуюся в том, что идеология предлагает человеку определенную модель интерпретации окружающего мира, общества и своего места в нем;
  • оценочную , позволяющую индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни;
  • программно-целевую , состоящую в том, что идеология ставит перед индивидами определенные стратегические и тактические цели, устанавливает их субординацию и предлагает программу их достижения;
  • футуролого-прогностическую , предлагающую обществу модель лучшего будущего, к которому необходимо стремиться, и обосновывающую его возможность;
  • интегративную , проявляющуюся в том, что идеология способствует сплочению общества или социальной группы на основе единой цели, общих проблем и необходимости общих действий;
  • защитную , обеспечивающую взаимодействие с другими идеологиями либо в виде борьбы, либо в виде сосуществования;
  • социально-организующую , которая выполняется идеологией, поскольку она определяет принципы организации общества и управления им.

Место идеологии в духовной жизни общества

Специфическое место идеологии в системе определяется тем, что идеология — не наука, хотя она и дает свои ответы на все эти вопросы, но и ее ответы не подлежат научной верификации (доказательству). Поэтому в идеологии всегда остается место для возможных ошибок, натяжек, преувеличений. Несмотря на это, идеология является концептуально оформленной системой, иначе говоря, имеет форму научного знания; именно благодаря такой форме она обладает убедительностью и действенностью.

Еще одна принципиальная черта идеологии заключается в том, что она возникает не стихийно — в историческом творчестве масс, но вырабатывается сознательно и целенаправленно особым слоем людей — профессиональными идеологами, политиками, учеными. Однако она реально выражает интересы и умонастроения классов, наций, представляющих их политических партий и движений. Поэтому идеология отличается от научного знания об обществе тем, что наука нейтральна, а идеология пристрастна. Она ставит во главу угла не научную истину, а субъективный интерес — будь то интерес всего общества, класса, нации или узкой группы людей.

Идеология обладает мировоззренческим, целостным характером. В этом смысле она смыкается с мифом, ибо только миф, подобно идеологии, создает целостную картину мира, наделенную глубоким эмоциональным значением. В каком-то смысле можно сказать, что сама идеология представляет собой вид современного мифа со своими добрыми и злыми силами, священными событиями прошлого и страстным ожиданием будущего, когда зло будет наказано, а добро восторжествует. Этим объясняется многочисленность социальных утопий, создававшихся во все времена.

Идеология содержит элементы научных знаний и опирается на реальные социальные факты, но подает она эти факты так, как видит их та социальная группа, интересы которой она выражает. Поэтому обычно идеология представляет собой сплав реального и желаемого, гибрид научно-фактологического и ценностного подходов.

Классификация идеологий

Современное общество полиидеологично. Некоторые идеологические концепции долгое время занимают умы и получили реализацию в социальной практике.

Консерватизм

— это идеология, основывающаяся на принципе безукоснительного следования сложившимся в обществе традициям и обычаям. Консерваторы полагают, что любое изменение представляет собой социальное зло и чревато неприятностями и катастрофами. Главная задача правителей и идеологов консервативного толка — во что бы то ни стало сохранить сложившийся исторически вариант общественного устройства.

Консервативная идеология базируется на представлениях о сакральности прошлого и ставит во главу угла ценности, испытанные веками, поэтому сопротивляется любым инновациям, даже тем, которые несут в себе какие-то позитивные элементы. В сфере экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества, обычно аграрно-патриархальных, отношений и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации. Будучи почвеннической идеологией, консерватизм тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного общества формах.

Либерализм

- это идеология, утверждающая приоритет индивидуальной свободы по отношению к существующему обществу с его традициями. Свобода индивида является базисной ценностью либерализма. Индивидуальную свободу ограничивает только свободная воля других индивидов. Либерализм требует освобождения общества и индивидуального сознания от предрассудков и предубеждений, требует открытости всему новому и прогрессивному, базируется на идеях гуманизма, прогресса, демократического правления, общечеловеческого единства независимо от национальности.

Экономическая концепция либерализма основывается на принципе исходного формального равенства возможностей всех индивидов. Экономическое неравенство рассматривается как результат неравенства природных способностей и усилий, проигрыш в соревновании свободных участников. Экономическим воплощением принципов либерализма является свободный рынок. Если консерватизм ставит во главу угла государственность, то либеральная идеология сводит роль государства к положению слуги своих граждан, охраняющего их права. Большую роль здесь играет принцип правового государства и вообще правовой характер социальных отношений. Либерализм проповедует гласность, открытость общества, отчетность исполнительной власти перед народом как законодателем.

Социализм

Социализм - это идеология, имеющая корни в древней общечеловеческой мечте об обществе, где могут быть реализованы на практике принципы социальной справедливости и равенства людей. В отличие от либерализма здесь равенство понимается не как формальная одинаковость исходных позиций в соревновании, а как реальное и охраняемое государством равенство экономических и социальных возможностей всех членов общества. Этот принцип тесно связан с другой базисной идеей — идеей приоритета коллективизма по отношению к индивидуализму. Для социалистической идеологии высшая ценность — коллективное благо, во имя которого могут быть принесены в жертву любые индивидуальные интересы. Именно поэтому в идеологии социализма считается возможным и правильным ограничение индивидуальной свободы: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Свобода рассматривается всего лишь как осознанная индивидом необходимость подчиняться обществу.

Социалистическая идеология абсолютизирует пролетарский тип общественного сознания, рассматривая пролетариат как особый класс, наделенный исторической миссией свержения капитализма и гегемонии в социалистической революции. Революция должна быть последним насилием в истории человечества. За ней последует краткий этап диктатуры пролетариата, затем отмирание государства и наступит эпоха свободного самоуправления трудящихся масс. Государство понимается социализмом как классовый по своей природе социальный институт, сущность которого состоит в том, что это орудие насильственного удержания власти правящим классом. Социализм опирается на гуманистические представления о гармонично развитой личности, необходимости удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида, однако все эти идеологемы сводятся на нет возведенным в принцип ограничением индивидуальной свободы.

Национализм

Национализм - это апология исключительности и превосходства собственной нации, сопряженная с враждебно-недоверчивым отношением к другим нациям, пренебрежением и агрессивностью по отношению к ним. Сущность националистической идеологии заключается в возведении национальных качеств характера и менталитета в ранг высшей ценности. Национализм можно рассматривать как ответную реакцию этнической общности на угрозу иноэтнического влияния. В конце XIX в. идеология национализма приобрела воинствующий характер, что, в частности, выступает как ответная реакция этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Однако эта реакция неадекватная, основанная на фетишизации национального начала. Идеология национализма рассматривает национальные и этнические черты как самоценность, своего рода субстанцию исторического существования, этническое подвергается сакрализации, становится объектом своего рода культа. Идеология национализма сводит этнические различия к генетическим, а генофонд нации и его внешние проявления (такие, как

антропологическая типизация) определяются как единственный фактор, конституирующий национальную целостность. Идеологические концепции националистической ориентации основываются на принципе малозначимости индивидуального, личностного начала и требуют его безукоснительного подчинения коллективному интересу нации. В них утверждается приоритет народной «почвенной» культуры по отношению к творчеству «космополитической» интеллигенции. Все это подкрепляется ссылками на сакральное прошлое нации, которое романтизируется и приукрашивается. Вечными темами национализма являются вопросы о «начале» исторической судьбы своего народа, его великом будущем, месте в мире, особой религиозной, культурной и исторической миссии, об основаниях его уникальности, чертах национального характера и ментальности.

Коммунитаризм

В России очень мало известно о влиятельной современной идеологической концепции, сложившейся в 1980- 1990-е гг., — коммунитаризме. Сущность коммунитаризма как самостоятельной идеологии составляет критический подход к современному обществу, а основное концептуальное ядро — идея общечеловеческого братства.

Идеология коммунитаризма опирается на три основных положения:

  • и современный индустриальный капитализм, и социализм как типы социальных систем страдают существенными недостатками, не обеспечивают реализации этических идеалов, их политические институты далеки от совершенства, соответственно неверны идеологии, обосновывающие их как конечный пункт развития человеческого общества;
  • все известные политические идеологии содержат внутренние противоречия, а их практическое воплощение всегда оказывается не таким, какое они предсказывали, и приводит к неожиданным и неприятным последствиям;
  • концептуальным ядром адекватной идеологии должна быть идея братства.

В коммунитаризме личность и ее социальная роль представляют собой нерасторжимое целое, социальную фигуру, устойчивый

образ, налагающий свои черты на культуру и персонифицирующий эпоху. В современном мире демократические и либеральные ценности не что иное, как идеологические конструкты, служащие средством манипуляции человеческим поведением и мышлением. Коммунитаристы утверждают, что либеральные теории правового демократического общества слишком индивидуалистичны, предусматривают слишком много прав для индивида и слишком мало обязанностей; проповедуемый ими атомарный индивидуализм вуалирует степень реальной взаимосвязанности людей в обществе. На самом деле люди связаны между собой не в силу своего «свободного выбора», но потому что взаимность, солидарность и сотрудничество являются изначальными предпосылками человеческого существования. Бюрократическая система современного социального управления организована так, что человек чувствует себя в обществе отчужденным и оторванным от других людей. Почти никому не удается уклониться от манипулятивныхотношений. Тем не менее индивиды стремятся к удовлетворению своих личных потребностей, преследуют свои интересы. Поэтому современное общество внутренне противоречиво и непоследовательно.

В настоящее время все идеологические системы прошлого исчерпали себя. Ни одна из них не может предложить что-то новое для решения накопившихся социальных проблем. Поэтому необходима такая идеологическая концепция, которая смогла бы вывести общество за пределы сложившегося замкнутого пространства, где действуют социальные фигуры нашей эпохи. Это концепция братства людей, противостоящая идеологическому концепту справедливости, которая лежит в основе всех современных идеологий. Согласно коммунитаризму, поиск универсальной социальной справедливости сам по себе заводит в тупик, так как не может быть единого для всех членов общества представления о справедливости.

Братство в понимании коммунитаризма — совершенно самостоятельный феномен, не сводимый к свободе и равенству. Идея братства устраняет потребность в поисках справедливости, поскольку требует понимания взаимосвязи и зависимости друг от друга людей и их ролей.

Гуманизм

- идеология, признающая высшей ценностью человеческую личность, ее свободу, счастье, неограниченное развитие и проявление ее творческих способностей. Идеология гуманизма

имеет долгую историю. Расцвет гуманистических тенденций и их оформление в целостную идеологию связаны с эпохой Возрождения, противопоставившей тсоцентрическому средневековому мировоззрению антропоцентризм. Согласно этой принципиально новой системе взглядов и представлений, человек, его счастье, свобода и развитие его творческого духа становились главной ценностью. Результатом такого мировоззренческого переворота стало развитие наук и искусств, возникновение представлений о самоценности личности и ее естественных правах.

Ценности гуманизма рассматривали разные мыслители. Еще И. Кант видел сущность гуманизма в том, чтобы рассматривать человека только как цель, но не как средство. Для марксизма характерен классовый подход к гуманизму: для формирования гуманистического общества в отдаленном будущем необходимо «здесь и сейчас» ограничить гуманизм классовыми рамками. Ж.П. Сартр отождествляет гуманизм с экзистенциалистским пониманием человека как свободного и несущего всю полноту ответственности за свои действия. Религиозная трактовка гуманизма в отличие от светской базируется натрехабсолютной модели, в которой наряду с человеком абсолютной ценностью являются Боги Космос (Природа).

Современная идеология гуманизма представляет собой качественно новый уровень развития гуманистических идей. Она возникла как альтернатива существующим в мире идеологиям и ориентирована на гармоничное развитие экономики, политики и культуры. Если аксиологическим основанием других идеологий современности выступает не благо человека, а различные более важные с их точки зрения вещи, например самоутверждение нации, класса или социальной группы, сохранение традиционного социального порядка или его реставрация, свобода предпринимательской инициативы и право частной собственности, то идеология гуманизма отстаивает абсолютный аксиологический приоритет человека как высшей ценности общества.

Основное содержание идеологии гуман изма составляют следующие положения:

  • человек вне зависимости от его национальной, этнической принадлежности, классового происхождения, пола и возраста, взглядов и убеждений является высшей ценностью и обладает рядом неотчуждаемых прав, в частности правом на свободное развитие своих творческих способностей и духовности;
  • в настоящее время ряд назревших проблем глобального характера серьезно угрожает всему человечеству и для их решения необходимо объединение самых разных социальных сил;
  • для этого необходимо подняться над идеологическими разногласиями, преодолеть национальные и культурные границы;
  • глобализация и вестернизация экономики и культуры ведут к распространению примитивизированного, упрощенного варианта общечеловеческого единства, массовой продукции культурной индустрии;
  • навязываемому искаженному, опошленному образу человека следует противопоставить духовность и идеалы высокой культуры, свободное творческое развитие каждого индивида.

Многие современные проблемы России вызваны отсутствием единой объединяющей идеологии, которая бы направила россиян по пути возрождения российского государства и величия его народа, устранила бы неверие народа в будущее страны и всеобщий пессимизм, и такой идеологией, которая воплотит все лучшее и самоценное, что было характерно для православной и советской идеологии, является идеология социального гуманизма. Россия отличается социокультурной самобытностью, исторической уникальностью, и именно эта идея должна стать основой формирования адекватной политики и идеологии.

На государственном уровне ведутся весьма активные дискуссии по поводу поиска новой национальной или государственной идеологии, которая стала бы гарантом национальной безопасности России. Но обеспечение безопасности нельзя сводить только к деятельности органов безопасности и силовых структур: обеспечение национальной безопасности должно стать общенациональной идеей, программой для каждого органа власти, субъекта бизнеса и гражданина.

В современном мире большой размах принял процесс демократизации, причем не всегда добровольной (достаточно вспомнить насаждение демократии в исламском мире), и в американской политической науке даже появился термин «импорт демократии». Данный термин получил теоретическое обоснование в работах известного американского публициста Чарльза Краут- хаммера, разработавшего идею демократического реализма, суть которого сводится к тому, что необходимо не внешнее вторжение и насильственное насаждение демократии, а изменение внутренней структуры недемократических политических режимов и культуры арабского/исламского мира — единственного региона, который не был затронут модернизацией и демократизацией.

России не следует заимствовать модели демократии, показавшие свою функциональную ограниченность и явный дефицит гуманизма, однако российская общественность, а в еше большей мере правящая элита плохо знакомы со сложными современными проблемами западной демократии. Другими словами, произошла дискредитация демократии, потеря веры в нес и вес действенность, что обусловливает возврат к идеям авторитаризма, так как слабая неэффективная демократия неспособна вывести Россию из кризиса.

В политических кругах придают огромное значение концепции «суверенной демократии», поскольку с ней связывают формирование новой национальной идеи, внедрение и укрепление которой в массовом сознании россиян позволит сформировать национальную идентичность и сплотить россиян.

Идеологи концепции «суверенной демократии» полагают, что России надо выработать свой, суверенный путь развития, обусловленный духовной суверенностью российского общества, что делает ненужным (и опасным) слепое копирование чужих идеологий, культурных стилей, ценностей. При этом под суверенной демократией понимается Россия как суверенная демократическая нация; это предполагает также, что государственная власть, основанная на суверенной воле народа, независима от кого бы то ни было во внутренних делах и международных отношениях.

В. Сурков, один из разработчиков идеологической концепции «суверенной демократии» в России, под суверенитетом понимает открытость, выход в мир, участие в открытой борьбе, а также политический синоним конкурентоспособности. Сурков предупреждает, что настоящей угрозой суверенитету России выступают опасность «мягкого поглощения», при котором «размываются ценности, объявляется неэффективным государство, провоцируются внутренние конфликты».

Споры вокруг демократии в России также не утихают, и часто можно услышать: «Россия скатывается к авторитаризму». Об этом твердят «доброжелатели» России, обеспокоенные ростом самостоятельности и независимости, которые проявляет наше государство на международной арене, стремясь занять равноправное положение в сообществе демократических государств. В этом отношении идеология суверенной демократии является действительно смелым и решительным шагом на пути возрождения российского государства, его суверенности и величия.

Безусловно, ни одно государство не может нормально существовать без государственной идеологии, и осознание существования данной проблемы для России само по себе можно оценить как положительное явление.

Понятие суверенитета предполагает независимость государства от внешнего мира, самоопределение при выборе пути развития.

Ученые попытались выяснить настроения и установки россиян относительно внешнеполитического курса России и того места в мировом сообществе, которое она займет в обозримом будущем. Результаты опроса, проведенного в 2008 г., показали, что довольно большая часть респондентов (42-47 %) ожидает «усиления влияния России в мире, роста се международного авторитета» и «улучшения взаимоотношений со странами СНГ», однако россияне также осознают, что усиление России на международной арене может привести к обострению международных отношений и осложнить отношения со странами Запада (так считает половина опрошенных).

Столь позитивные ожидания россиян могут стать основой для укрепления России и ее позиций в мире, однако это будет возможно при проведении адекватной социально-экономической политики, направленной на улучшение положения россиян.